«Повелитель волн» Персидского залива
Сергей Балакин
Идея создать небольшой, но мощно вооруженный корабль по сей день выглядит очень привлекательной, особенно для стран «третьего мира». В прибрежных водах, нередко стесненных островами и проливами, мореходность и автономность корабля не играют особой роли; на первый план выходят такие его достоинства, как малая заметность, небольшая осадка, лучшая маневренность, удобство технического обслуживания и докования в плохо оборудованных пунктах базирования. И идеальной боевой единицей флота в этих условиях становится многоцелевой корвет. Несмотря на то, что строительство корветов в ряде ведущих морских держав — таких, как США, Великобритания, Япония и др. — полностью прекратилось, интерес к кораблям данного класса у стран с ограниченными морскими театрами отнюдь не уменьшается.
Одним из главных поставщиков корветов и малых фрегатов для ВМС азиатских и африканских стран по праву считается английская фирма «Воспер-Торникрофт». Эта известная частная судостроительная компания, не избалованная заказами британского Адмиралтейства, в течение последних десятилетий ориентируется исключительно на экспорт своей продукции. И следует признать, что делает это вполне успешно.
К началу 1990-х гг. конструкторами «Воспер-Торникрофта» был разработан проект экспортного корвета, получившего условное наименование «Виджиленс» или «Тип 83». Чуть позже появилась его модификация в тропическом исполнении для потенциальных заказчиков с Ближнего и Среднего Востока — «Мухит». Корвет выглядел не столь амбициозным, как, скажем, появившийся одновременно с ним израильский «Эйлат», но более сбалансированным. При стандартном водоизмещении около 1200 т он не имел вертолетного ангара (проектировщики решили ограничиться открытой взлетно-посадочной площадкой) и располагал более простой дизельной энергетикой. Тем не менее, вооружение корвета было весьма разнообразным и включало в себя ПКР «Экзосет», новую модификацию ЗРК «Кроталь», а также вполне современную радиоэлектронику. Противолодочное оружие отсутствовало, но при необходимости могло быть установлено в любой момент (место под два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата зарезервировано). Конечно же, не обошлось и без новомодной технологии «стэлс»: угловатые надстройки корабля имели значительный наклон и были покрыты специальным радиопоглощающим материалом.
Интерес к проекту проявило правительство султаната Оман, решившее вложить излишки своих «нефтедолларов» в модернизацию флота. Контракт на постройку двух таких кораблей был заключен 5 апреля 1992 г. Строительство первого из них, получившего имя «Кахир-аль-Амвадж» («Повелитель волн»), началось на верфи «Воспер-Торникрофт» в Вулстоне (г. Саутгемптон) 23 сентября 1992 г., хотя официальная закладка состоялась 7 месяцев спустя — 21 мая следующего года. Второй корвет — «Аль-Муаззар» («Поддерживающий», «Прикрывающий») — был заложен на той же верфи 4 апреля 1994 г.
Головной корабль вышел в море на испытания в августе 1995 г., а 27 марта следующего года он был принят оманским экипажем. Испытания «Аль-Муаззара» начались в апреле 1996-го, приемка корвета экипажем произошла осенью, 26 ноября. После завершения доводочных работ оба корабля официально вошли в состав ВМС Омана и взяли курс на Индийский океан.
По конструкции корветы типа «Кахир-аль-Амвадж» находятся как бы на стыке двух поколений боевых кораблей. С одной стороны — такие прогрессивные нововведения, как технология «стэлс» и модульность конструкции, с другой — надстройки из алюминиевого сплава, характерные для кораблей «дофолклендской» эпохи. Корпус — стальной, гладкопалубный, с характерным скуловым изломом. Имеются два активных успокоителя качки. Широкое применение нашли радиопоглощающие покрытия и специальные краски.
Главная энергетическая установка — 4 дизеля Crossley-SEMT-Pielstick 16РА6 V280 STC суммарной продолжительной мощностью 28 160 л.с. и максимальной 32 000 л.с, работающих на два гребных винта KaMeWa. Запас топлива в 156 т обеспечивает радиус действия в 4000 миль 10-узловым ходом (по другим данным, 5500 миль 12-узловым ходом, что, впрочем, менее вероятно). Судовая электростанция состоит из трех дизель-генераторов MTU RV183 TF51 мощностью по 400 кВт и одного аварийного дизель-генератора MTU 6V 183 АА51 мощностью 70 кВт. Запас пресной воды составляет 19 т.
|
Верфь |
Заложен |
Спущен |
Вступ. в строй |
Q 31 QAHIR AL AMWAJ |
Vosper Thornycrofl |
17.05.1993 |
21.09.1994 |
3.09.1996 |
Q 32 AL MUAZZAR |
Vosper Thornycroft |
4.04.1994 |
26.09.1995 |
13.04.1997 |
Вооружение и электронное оборудование корвета — традиционно «интернациональное»: ракеты — французские, артиллерия — английская и итальянская, средства обнаружения, навигации и связи — английские, французские и голландские. Несмотря на свой невысокий ранг, корабль оснащен полноценной боевой информационно-управляющей системой (БИУС) Thomson-CSF SEWACOFD, созданной на базе французской системы TACTICOS C2. ВПП в кормовой части рассчитана на прием вертолета «Супер Пума», хотя ангар отсутствует. По проекту корвет должен был оснащаться французской гидроакустической станцией Thomson-Sintra/BAeSEMA с буксируемой антенной, способной погружаться на глубину до 235 м. Станция вместе с сопутствующим оборудованием весит 8 т и монтируется в кормовой части. Однако до недавнего времени ГАС, как и предусмотренные проектом противолодочные торпедные аппараты, не были установлены — борьба с субмаринами не входила в число приоритетных задач ВМС Омана. Хотя появление у Ирана современных подводных лодок российской постройки, возможно, заставит довооружить оманские корветы в соответствии с первоначальным проектом.
Водоизмещение |
стандартное 1185 т, полное 1450 т. |
Размерения |
длина наибольшая 83,7 м, длина между перпендикулярами 78,5 м, ширина 11,5 м, осадка (по корпусу) 3,6 м. |
Мощность двухвальной дизельной установки |
28 160 л.с. |
Скорость |
28 узлов. |
Вооружение |
8 ПКР Exocet Block 11 ММ-40, 1x8 ПУ ЗРК Crotale NG, одна 76-мм/62 клб артустановка ОТО-Breda Super Rapid, два 20-мм/90 клб автомата BMARC-Oerlikon GAM-B01, два 12,7-мм пулемета. |
Экипаж |
76 чел., в т.ч. 14 офицеров. |
БИУС |
Thomson-CSF SEWACO-FD. |
РЛС |
навигационная Kelvin-Hughes Type 1007. ОВЦ/ОНЦ Holl. Signaal MW-08, управления оружием Thomson-CSF Castor-lIJ MRR (TRS-5204) и Holl. Signaal STING (РЛС, совмещенная с лазерным дальномером и телевизионной системой наведения). |
ГАС |
Thomson-Sintra/BAeSEMA (не установлена). |
Средства РЭБ |
Thomson-CSF DR-3000S1, Furuno FD527, две ПУ Wallop Super Barricade. |