«Повелитель волн» Персидского залива

 

Сергей Балакин

 

Идея создать небольшой, но мощно вооруженный корабль по сей день выглядит очень привлекательной, особенно для стран «третьего мира». В прибрежных водах, нередко стесненных островами и проливами, мореходность и автономность корабля не играют особой роли; на первый план выходят такие его достоинства, как малая заметность, небольшая осадка, лучшая маневренность, удобство технического обслуживания и докования в плохо оборудованных пунктах базирования. И идеальной боевой единицей флота в этих условиях становится многоцелевой корвет. Несмотря на то, что строительство корветов в ряде ведущих морских держав — таких, как США, Великобритания, Япония и др. — полностью прекратилось, интерес к кораблям данного класса у стран с ограниченными морскими театрами отнюдь не уменьшается.

Одним из главных поставщиков корветов и малых фрегатов для ВМС азиатских и африканских стран по праву считается английская фирма «Воспер-Торникрофт». Эта известная частная судостроительная компания, не избалованная заказами британского Адмиралтейства, в течение последних десятилетий ориентируется исключительно на экспорт своей продукции. И следует признать, что делает это вполне успешно.

К началу 1990-х гг. конструкторами «Воспер-Торникрофта» был разработан проект экспортного корвета, получившего условное наименование «Виджиленс» или «Тип 83». Чуть позже появилась его модификация в тропическом исполнении для потенциальных заказчиков с Ближнего и Среднего Востока — «Мухит». Корвет выглядел не столь амбициозным, как, скажем, появившийся одновременно с ним израильский «Эйлат», но более сбалансированным. При стандартном водоизмещении около 1200 т он не имел вертолетного ангара (проектировщики решили ограничиться открытой взлетно-посадочной площадкой) и располагал более простой дизельной энергетикой. Тем не менее, вооружение корвета было весьма разнообразным и включало в себя ПКР «Экзосет», новую модификацию ЗРК «Кроталь», а также вполне современную радиоэлектронику. Противолодочное оружие отсутствовало, но при необходимости могло быть установлено в любой момент (место под два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата зарезервировано). Конечно же, не обошлось и без новомодной технологии «стэлс»: угловатые надстройки корабля имели значительный наклон и были покрыты специальным радиопоглощающим материалом.

Интерес к проекту проявило правительство султаната Оман, решившее вложить излишки своих «нефтедолларов» в модернизацию флота. Контракт на постройку двух таких кораблей был заключен 5 апреля 1992 г. Строительство первого из них, получившего имя «Кахир-аль-Амвадж» («Повелитель волн»), началось на верфи «Воспер-Торникрофт» в Вулстоне (г. Саутгемптон) 23 сентября 1992 г., хотя официальная закладка состоялась 7 месяцев спустя — 21 мая следующего года. Второй корвет — «Аль-Муаззар» («Поддерживающий», «Прикрывающий») — был заложен на той же верфи 4 апреля 1994 г.

Головной корабль вышел в море на испытания в августе 1995 г., а 27 марта следующего года он был принят оманским экипажем. Испытания «Аль-Муаззара» начались в апреле 1996-го, приемка корвета экипажем произошла осенью, 26 ноября. После завершения доводочных работ оба корабля официально вошли в состав ВМС Омана и взяли курс на Индийский океан.

По конструкции корветы типа «Кахир-аль-Амвадж» находятся как бы на стыке двух поколений боевых кораблей. С одной стороны — такие прогрессивные нововведения, как технология «стэлс» и модульность конструкции, с другой — надстройки из алюминиевого сплава, характерные для кораблей «дофолклендской» эпохи. Корпус — стальной, гладкопалубный, с характерным скуловым изломом. Имеются два активных успокоителя качки. Широкое применение нашли радиопоглощающие покрытия и специальные краски.

Главная энергетическая установка — 4 дизеля Crossley-SEMT-Pielstick 16РА6 V280 STC суммарной продолжительной мощностью 28 160 л.с. и максимальной 32 000 л.с, работающих на два гребных винта KaMeWa. Запас топлива в 156 т обеспечивает радиус действия в 4000 миль 10-узловым ходом (по другим данным, 5500 миль 12-узловым ходом, что, впрочем, менее вероятно). Судовая электростанция состоит из трех дизель-генераторов MTU RV183 TF51 мощностью по 400 кВт и одного аварийного дизель-генератора MTU 6V 183 АА51 мощностью 70 кВт. Запас пресной воды составляет 19 т.

 

 

Верфь

Заложен

Спущен

Вступ. в строй

Q 31 QAHIR AL AMWAJ

Vosper Thornycrofl

17.05.1993

21.09.1994

3.09.1996

Q 32 AL MUAZZAR

Vosper Thornycroft

4.04.1994

26.09.1995

13.04.1997

 

Вооружение и электронное оборудование корвета — традиционно «интернациональное»: ракеты — французские, артиллерия — английская и итальянская, средства обнаружения, навигации и связи — английские, французские и голландские. Несмотря на свой невысокий ранг, корабль оснащен полноценной боевой информационно-управляющей системой (БИУС) Thomson-CSF SEWACOFD, созданной на базе французской системы TACTICOS C2. ВПП в кормовой части рассчитана на прием вертолета «Супер Пума», хотя ангар отсутствует. По проекту корвет должен был оснащаться французской гидроакустической станцией Thomson-Sintra/BAeSEMA с буксируемой антенной, способной погружаться на глубину до 235 м. Станция вместе с сопутствующим оборудованием весит 8 т и монтируется в кормовой части. Однако до недавнего времени ГАС, как и предусмотренные проектом противолодочные торпедные аппараты, не были установлены — борьба с субмаринами не входила в число приоритетных задач ВМС Омана. Хотя появление у Ирана современных подводных лодок российской постройки, возможно, заставит довооружить оманские корветы в соответствии с первоначальным проектом.

 

Водоизмещение

стандартное 1185 т, полное 1450 т.

Размерения

длина наибольшая 83,7 м, длина между перпендикулярами 78,5 м, ширина 11,5 м, осадка (по корпусу) 3,6 м.

Мощность двухвальной дизельной установки

28 160 л.с.

Скорость

28 узлов.

Вооружение

8 ПКР Exocet Block 11 ММ-40, 1x8 ПУ ЗРК Crotale NG, одна 76-мм/62 клб артустановка ОТО-Breda Super Rapid, два 20-мм/90 клб автомата BMARC-Oerlikon GAM-B01, два 12,7-мм пулемета.

Экипаж

76 чел., в т.ч. 14 офицеров.

БИУС

Thomson-CSF SEWACO-FD.

РЛС

навигационная Kelvin-Hughes Type 1007. ОВЦ/ОНЦ Holl. Signaal MW-08, управления оружием Thomson-CSF Castor-lIJ MRR (TRS-5204) и Holl. Signaal STING (РЛС, совмещенная с лазерным дальномером и телевизионной системой наведения).

ГАС

Thomson-Sintra/BAeSEMA (не установлена).

Средства РЭБ

Thomson-CSF DR-3000S1, Furuno FD527, две ПУ Wallop Super Barricade.