Французские крейсера Второй Мировой войны. Часть 1: Легкие крейсера типа «Дюге-Труэн»

 

Сергей Патянин

 

Проектирование

 

С началом Первой мировой войны французский флот остро ощутил отсутствие современных легких крейсеров. Возлагавшиеся на них задачи приходилось перекладывать на не приспособленные для этого броненосные крейсера, что нередко приводило к трагическим результатам (наглядный пример — гибель «Леон Гамбетта»).

Работы по обновлению крейсерских сил начались еще в 1909 г. Их итогом стало принятие 10 июня 1914 г. проекта «эскадренного разведчика» (соп-voieur d'escadrilles).

Основной задачей этих кораблей являлась дальняя разведка при эскадре линкоров.

Всего планировалось построить 10 единиц со следующими тактико-техническими характеристиками:

Водоизмещение: 4500 т (6000 т в полном грузу)

Размерения: 138,0x13,8x4,8 м

Силовая установка: 4 паровых турбины, 12 котлов «Guyot — du Temple» (8 с нефтяным, 4 со смешанным отоплением); 40 000 л.с; 300 т угля и 500 т нефти

Скорость: 29 уз. в течение 10 часов, 25 уз. в течение суток

Дальность плавания: 3300 (16), 1280 (26) или 775 (29) миль

Защита: 28-мм бронепалуба над жизненно-важными частями, 16-мм носовой и 14-мм кормовой траверсы; 16 водонепроницаемых переборок.

Вооружение: 8 — 138-мм/45 орудий М1910 (по два линейно-возвышенно в оконечностях, четыре побортно в казематах в средней части), 2 — 47-мм салютных пушки, 4 — 450-мм торпедных аппарата Экипаж: 17 офицеров, 340 матросов

Головной корабль, получивший название «Ламотт-Пике», был заказан 17 июля арсеналу в Тулоне. Закладка намечалась на ноябрь 1914 г., но не состоялась из-за начавшейся войны. В течение следующего года проект неоднократно пересматривали, однако из-за загруженности судостроительных предприятий заказами для армии, окончательное решение было отложено до мирного времени.

К работам вернулись в июле 1919 г. Поскольку французский Морской Совет не располагал к тому времени информацией о проектах новейших британских (тип «Е») и американских (тип «Омаха») крейсеров, за ориентир были взяты наиболее современные на тот момент британские «С» и «D» и итальянский «Марсала». В результате основные характеристики проекта, внесенного в представленную 13 января 1920 г. первую послевоенную кораблестроительную программу, изменились не слишком существенно:

Водоизмещение: 5270 т  

Размерения: 145x14,5x5,2 м

Силовая установка: двухвальная; 54 000 л.с; 30 уз.

Вооружение: 8 — 138-мм орудий в спаренных установках, размещенных линейно-возвышенно, 4 — 75-мм зенитки, 12 — 550-мм торпедных аппаратов.

Программа не была принята, и в течение следующих двух лет проект претерпел ряд дальнейших изменений. В апреле-мае 1920 г., когда стали известны характеристики «Эмерода» и «Омахи», члены Морского Совета впервые высказались за увеличение водоизмещения до 7300 т, а скорости — до 34 уз., поскольку считалось, что к моменту вступления кораблей в строй 30-узловая скорость может оказаться недостаточной. Что же касается вооружения, то 138-мм орудия были признаны слабоватыми для 5270-тонного крейсера и совершенно неприемлемыми для 7300-тонного. Было предложено заменить их на семь 155-мм орудий в одинарных установках, размещенных в диаметральной плоскости. Принятие данного калибра должно было способствовать унификации артиллерии на флоте и в армии, что облегчило бы снабжение флота боеприпасами.

Окончательные требования к проекту были сформулированы в июне 1920 г. Они предусматривали увеличение водоизмещения до 8000 т, рост мощности вдвое за счет перехода от двухвальной силовой установки к четырехвальной (примерно по 25 000 л.с. на валу в обоих случаях), вооружение из восьми 155-мм орудий в спаренных установках, четырех 75-мм зениток и четырех трехтрубных торпедных аппаратов. Стоимость такого корабля, по сравнению с исходным проектом 5270-тонного крейсера, возросла почти вдвое — с 40 до 70 млн. франков. К концу года, после изучения трофейных германских и австро-венгерского крейсеров, появилось четыре варианта эскизного проекта, различавшиеся по защите, мощности ЭУ и скорости. В апреле 1921 г. для детальной проработки был выбран вариант «С», обладавший 34-уз. скоростью при водоизмещении 7890 т и полном отсутствии броневой защиты, хотя всевозможные изменения и улучшения вносились в проект вплоть до момента выдачи заказа.

Представленная в том же году новая кораблестроительная программа включала 6 крейсеров по 8000 т, 12 контрминоносцев по 2400 т, 12 эсминцев по 1400 т, 36 подводных лодок от 550 до 1100 т и перестройку недостроенного линкора «Беарн» в авианосец. Она стала предметом долгих споров между министерствами ВМС и финансов. В конечном итоге, 18 марта 1922 г. парламентом был принят сильно урезанный вариант: 3 крейсера, 6 контрминоносцев, 12 эсминцев, 12 подводных лодок и перестройка «Беарна». Тем не менее, решение о строительстве 8000-тонных крейсеров символизировало о возрождении французского флота.

 

Тактико-технические характеристики (на 1939 г.)

Водоизмещение:

стандартное — 7992 т; нормальное — 8760 т; полное — 9655 т

Размерения:

175,3/181,03x17,2x5,2-5,86 м

Силовая установка:

4 ТЗА «Rateau-Bretagne», 8 котлов «Guyot — du Temple»

Мощность

102 000л.с.

Скорость:

33 уз.

Запас топлива:

500 т (норм.)— 1400 т(макс.) нефти

Дальность плавания:

4500 (15), 1300 (19) или 800 (33) миль

Бронирование:

палуба и погреба 20 мм, башни и рубка 30 мм

Вооружение:

4x2 - 155-мм/50 орудия М1920, 4x1 — 75-мм/50 зенитки 1922, 6x2— 13,2-мм/76 пулеметов «Hotchkiss» M1931, 4x3 — 550-мм торпедных аппарата, 1 катапульта, 1 —2 гидросамолета

Экипаж:

578 чел. (27 офицеров)

 

Распределение весовых нагрузок (при нормальном водоизмещении, в метрических т)

Корпус и надстройки:

36,2 %

4730 т

Оборудование:

17,8 %

 

Вооружение:

9,9 %

867 т

Защита корпуса:

1,2%

166 т

Защита артиллерии:

0,7 %

 

Силовая установка:

28,5 %

2497 т

Топливо:

5.7 %

500 т

Всего:

100%

8760 т

 

Название

Строитель

Заказан

Заложен

Спущен на воду

Передан флоту

Вошел в строй

«Duguay-Trouin»

Arsenal de Brest, Брест

14.4.1922

4.8.1922

14.8.1923

10.9.1926

2.11.1926

«Lamotte-Piequet»

Arsenal de Lorient, Лориан

14.4.1922

17.1.1923

21.3.1924

1.10.1926

5.3.1927

«Primauguet»

Arsenal de Brest, Брест

18.4.1922

16.8.1923

21.5.1924

1.9.1926

1.4.1927

Примечание: Согласно существовавшим во Франции правилам, на заводские испытания корабли выходили без вооружения. По окончании испытаний корабль передавался флоту и переходил на один из военно-морских арсеналов для установки вооружения, и лишь после этого официально вступал в строй. В литературе две последние даты часто путаются.

 

Заказ на постройку «Дюге-Труэн» и «Примоге» выдали арсеналу в Бресте 14 апреля, а «Ламотт-Пике» — арсеналу в Лориане 18 апреля 1922 г. Турбины для них делали частные предприятия (соответственно, «Шантье де ля Лу-ар», «Ателье э Шантье де Сен-Назер-Пеное» и «Форж э Шантье де ля Метитеррань»), а котлы — государственное предприятие «Индре». Закладка головного корабля состоялась 4 августа 1922 г. На испытания «Дюге-Труэн» вышел 1 августа 1925 г., «Ламотт-Пике» и «Примоге» — 1 февраля 1926 г. Корабли официально вошли в строй в конце 1926 — начале 1927 гг., но после этого неоднократно возвращались на верфи для установки различного оборудования и полностью боеспособными стали лишь к концу 1929 г.

Стоимость постройки в ценах 1927 г. составила: «Дюге-Труэн» — 93 387 тыс. франков, «Ламотт-Пике» — 84 952 тыс. франков, «Примоге» — 95 627 тыс. франков

 

Корпус и защита

 

Крейсера типа «Дюге-Труэн» обладали высокобортным корпусом полубач-ной конструкции, без седловатости. Высота корпуса от киля до верхней палубы в средней части составляла 10,642 м, высота надводного борта на форштевне — 9,741 м, что вкупе с большим развалом носовых шпангоутов обеспечивало кораблям хорошую мореходность, хотя и делало их восприимчивыми к боковому ветру. Корпус набирался из 165 шпангоутов (нумерация шла с кормы в нос), шпация — 1,06 м. Наиболее широкое место находилось позади мидель-шпангоута, в 78,885 м от кормового перпендикуляра.

Корабли имели две сплошные палубы и одну платформу. Корпус делился на отсеки 17 поперечными переборками, имел двойное дно, а также двойной борт в районе машинно-котельных отделений. Конструктивная противоторпедная защита отсутствовала.

Бронирование корпуса ограничивалось 20-мм верхней и 10-мм нижней палубой, бортового пояса не было, хотя его отсутствие отчасти компенсировалось продуманным внутренним разделением. Погреба главного калибра, располагавшиеся между 19—44 и 110—144 шпангоутами, имели «коробчатое» бронирование из 20-мм листов. Отделение рулевой машины (шп.З—19) защищалось 14-мм палубой со скосами.

Башни главного калибра и их барбеты имели 30-мм бронирование. Оно выполнялось двухслойным, причем на вращающейся части толщина слоев была одинаковой (15+15 мм), а на неподвижной — разной (20+10 мм). Боевая рубка имела 30-мм стенки и крышу.

Общий вес брони составлял всего 166 т или 2,2% от стандартного водоизмещения. Однако на реальных дистанциях боя она не могла обеспечить надежную защиту даже от артиллерии эсминцев.

 

Вооружение

 

Основой вооружения крейсеров типа «Дюге-Труэн» являлись восемь 155-мм орудий образца 1920 г. с длиной ствола 50 клб, располагавшиеся в четырех башенных установка модели 1921 г. по линейно-возвышенной схеме.

Орудие М1920 состояло из внутренней трубы, лейнера, двойного кожуха и скрепляющего кольца. Затвор — поршневой, с открыванием наверх. Вес орудия — 8870 кг. Имелось три типа снарядов: полубронебойный (56,5 кг), фугасный с головным взрывателем мгновенного действия (56,5 кг) и фугасный с донным взрывателем с замедлением (59 кг). Заряд состоял из двух частей. При использовании полного заряда (19,81 кг) полубронебойному снаряду обеспечивалась начальная скорость 850 м/с и дальность стрельбы 26 100 м. Орудие получило прекрасную оценку с точки зрения баллистики, но отличалось невысокой скорострельностью: теоретическая — 6 выстрелов в минуту, практическая — вдвое меньше. Тем не менее, по огневой производительности оно превосходило старые 194-мм пушки.

Башенные установки М1921 с электрогидравлическим приводом весили 80 т, обеспечивали вертикальное наведение в диапазоне от -5 до +40 град, и горизонтальное в пределах 140 град, на каждый борт. Орудия располагались в индивидуальных люльках. Высота оси цапф над ватерлинией для башен №1 — №4 составляла соответственно 11,44, 13,64, 11,27 и 9,02 м. Боекомплект: по 125 боевых снарядов на орудие, по 15 осветительных снарядов на каждую возвышенную башню, по 60 практических снарядов на нижние и 20 — на возвышенные башни. К началу Второй мировой войны был разработан силовой привод горизонтальной наводки башен, но до капитуляции Франции оснастить им корабли не успели.

Зенитное вооружение состояло из четырех 75-мм пушек М1922, располагавшихся на надстройке в районе дымовых труб. Конструктивно они представляли собой орудие Шнейдера образца 1902 г. с увеличенной до 50 клб длиной ствола. Основные характеристики зениток: вертикальное наведение от -10 до +90 град., вес снаряда 5,93 кг, начальная скорость 850 м/с, дальность стрельбы 15 000 м, досягаемость по высоте 7500 м. Вес орудия — 5 т. Погреба зенитного боезапаса вмещали 540 боевых, 120 осветительных и 90 практических снарядов.

Легкое зенитное вооружение включало 6 спаренных 8-мм пулеметов «Гочкис». В 1933—1937 гг. их заменили на 6 спаренных 13,2-мм/76 пулеметов «Гочкис» М1931.

Крейсера отличались мощным торпедным вооружением, состоявшим из 4x3 550-мм торпедных аппаратов типа 1922Т. В силу своей конструкции аппараты располагались так, что правобортные «смотрели» в нос, а левобортные — в корму. Эта особенность сохранилась на всех последующих французских крейсерах. Общий боекомплект включал 24 торпеды модели 1923D (затем модели 1924D), из которых половина хранилась в аппаратах, остальные — в четырех контейнерах на верхней палубе, что в бою представляло серьезную опасность. Кроме того, имелось 15 35-кг глубинных бомб.

Для управления огнем служил главный КДП, располагавшийся на треногой фок-мачте в 26 м над ватерлинией. Он комплектовался двумя дальномерами: 4-метровым совмещающего типа и 3-метровым стереоскопичиским фирмы «Цейс» (последний был установлен в 1927— 1928 гг.). Имелось еще три поста с 4-м дальномерами: один на боевой рубке и два побортно на спардеке.

Проектом предусматривался прием на борт 1 гидросамолета, который хранился перед грот-мачтой. 1 апреля 1927 г. на юте «Примоге» была установлена для испытаний 20-метровая пневматическая катапульта системы «Пеное». В марте-апреле 1929 г. аналогичными катапультами были оснащены «Дюге-Труэн» и «Ламотт-Пике». Для подъема самолета и шлюпок предназначался 11,5-метровый кран (впоследствии его удлинили на 4,5 м), для установки самолета на катапульту имелась съемная 11,5-метровая кран-балка.

С 1927 г. крейсерами использовались гидросамолеты «Бессон-35», разработанные специально для подводной лодки «Сюркуф». В 1928-1932 гг. (на «Примоге» — до середины 1936 г.) их сменили летающие лодки FBA-17, затем на вооружение поступили гидроплан «Гурду-Лессёр» GL-832 и летающая лодка «Потэ-452», причем иногда крейсера могли одновременно нести самолеты обоих типов. К началу войны на «Дюге-Труэн» и «Примоге» находилось по одному GL-832, на «Ламотт-Пике» — два «Потэ-452».

 

Силовая установка

 

Главная энергетическая установка крейсеров состояла из 8 тонкотрубных паровых котлов типа «Гуйо» (рабочее давление пара 18,5 кг/см2) с нефтяным отоплением и 4 турбозубчатых агрегатов системы «Парсонс». Она размещалась по линейной схеме и занимала

7 отсеков. От носа в корму шли четыре котельных отделения (по 2 котла в каждом), машинные отделения №1 (внешние валы), №2 (внутренний вал правого борта) и №3 (внутренний вал левого борта). Каждый ТЗА включал в себя турбины высокого и низкого давления, турбину заднего хода, размещенную на выходном контуре турбины низкого давления, крейсерскую турбину и одноступенчатый редуктор.

Суммарная проектная мощность силовой установки 102 000 л.с. теоретически обеспечивала 34-уз. скорость полного хода. Корабли приводились в движение трехлопастными винтами диаметром 3,7 м и шагом 4,9 м; «Дюге-Труэн» с 1929 г. оснащался четырехлопастными винтами диаметром 3,9 м.

На 6-часовых испытаниях все корабли превысили проектную мощность, однако ни один из них не достиг проектной скорости, недобрав около узла.

В то же время, они продемонстрировали способность поддерживать 30-уз. ход на протяжении более 12 часов.

Топливные цистерны имели суммарную емкость 1521 м3 и вмещали 1400 т нефти. Кроме того, корабли принимали 6,46 м3 (4,73 т) бензина для самолетов и шлюпок и 42,2 м3 (22,4 т) угля для камбуза и паровых катеров.

В ходе службы механизмы крейсеров продемонстрировали высокую надежность. В частности, в 1947 г. «Дюге-Труэн» был способен держать ход 29,5 уз. Существенным недостатком стала малая дальность плавания, особенно на высоких скоростях.

 

Результаты испытаний

 

«Duguay-Trouin»

«Lamotte- Picquet»

«Primauguet»

Дата

23.7.1926

16.7.1926

24.6.1926

Водоизмещение, т

8362

8286

8378

Осадка, м

4,88

4,859

4,85

Скорость наибольшая), уз.

33,602

33

33,066

Скорость (средняя), уз.

33,443

33

33,04

Мощность (средняя), л.с.

116 235

115 100

116 305

Дальность плавания по расходу топлива:

30-уз. ход, полный запас (1400 т)

15-уз. ход, полный запас (1400 т)

15-уз. ход, нормальный запас (500 т)

 

866

5472

1760

 

 

4536

1890

 

785

4224

2280

 

Оборудование

 

Для выработки электроэнергии служили 4 турбогенератора (265 кВт, 233 В), объединенных в две группы, располагавшиеся в носу и в кормовом машинном отделении.

Руль балансирного типа площадью 20,75 м2 перекладывался при помощи электрического привода (два независимых двигателя по 30 кВт) или вручную. Рулевые посты располагались в ходовой рубке, боевой рубке и румпельном отделении. На испытаниях «Дюге-Труэн» диаметр циркуляции на 28-уз. ходу составил 800 м.

Корабли оснащались 4 магнитными компасами и 1 гирокомпасом системы «Аншютц» с 7 репитерами, а также двумя шумопеленгаторами. Для наблюдения и сигнализации имелось три 120-см прожектора и четыре 30-см сигнальных лампы. Для защиты от контактных мин имелось два комплекта параванов типа «С», допускавших использование на скорости до 25 уз.

 

Марки

 

«Дюге-Труэн»: одна белая полоса на носовой трубе (21.7.1928— 1.10.1929); две белых полосы на кормовой трубе (5.9 1931 — конец 1932 г.); одна белая полоса на кормовой трубе (май 1935 — июль 1936 г.).

«Ламотт-Пике»; одна белая полоса на кормовой трубе (5.9.1931 —24.7.1932); одна красная полоса на носовой трубе (май 1939 — июнь 1940 г.).

«Примоге»: одна белая полоса на кормовой трубе (1.1.1928 — конец 1928 г.); две красных полосы на носовой трубе (май — август 1939 г.).

 

Модернизации 1920—1942 гг.

 

С «Дюге-Труэна» во время ремонта в Тулоне (1.10.1929 — 4.9.1930) демонтирован поврежденный пожаром КДП, расширена палуба спардека. В ходе ремонта в Бресте (1.7.1932 — 9.8.1933) установлен новый КДП; оборудован адмиральский мостик и 2 поста управления зенитной стрельбой с 3-м стереодальномерами на крыльях нижнего мостика; в носовой КДП добавлен 1 -м дальномер; 8-мм пулеметы заменены на 13,2-мм; установлены дюралюминиевые щиты на 75-мм зенитки; установлена кран-балка для подъема самолета на катапульту. В ходе ремонта в Бресте (5 марта — 31 мая 1935 г.) снята фор-стеньга и на 6,4 м срезана грот-мачта; катапульта приспособлена для использования самолетов GL-832 и «Потэ-452». В ходе ремонта в Тулоне (15.9.1937 — 15.2.1938) произведена замена всех дальномеров совмещения на стереоскопические, а 4-метровый дальномер в главном КДП заменен 8-метровым. Во время ремонта в Лориане (22 января — 15 мая 1940 г.) смонтировано оборудование для приема топлива на ходу в море; демонтированы дальномеры на спардеке; заменена грот-мачта; установлен 5-м шток на фок-мачте.

С «Ламотт-Пике» во время продолжительного ремонта в Лориане (1.9.1933 — 15.1.1935) снята фор-стеньга; оборудован адмиральский мостик и 2 поста управления зенитной стрельбой с 3-м стереодальномерами; добавлен 1-м дальномер в носовой КДП; 8-мм пулеметы заменены на 13,2-мм; смонтированы щиты на 75-мм зенитки; установлена кран-балка для подъема самолета на катапульту; на носовом шельтердеке смонтированы две 47-мм салютных пушки. В 1939—1940 гг. в Сайгоне произведена замена 4-м дальномера в главном КДП на 8-м. В силу оторванности от метрополии, дальнейших модернизаций не проводилось.

На «Примоге» во время ремонта в Тулоне (19.12.1931 —30.3.1932) установлены две 47-мм салютных пушки и щиты на 75-мм зенитки. В ходе ремонта в Сайгоне (23.12.1934 — 1.4.1935) снята фор-стеньга и уменьшена высота грот-мачты. В ходе ремонта в Лориане (20.3.1936 — 30.8.1937) грот-мачта заменена 6-метровым флагштоком; 4-м дальномер в главном КДП заменен на 8-м стерео, аналогичные на спардеке — на 4-м стерео; добавлен 1-м дальномер в носовой КДП; оборудовано 2 поста управления зенитной стрельбой с 3-м стереодальномерами; оборудован адмиральский мостик; сняты 47-мм пушки; 8-мм пулеметы заменены на 13,2-мм; катапульта приспособлена для новых самолетов. В 1941—1942 гг. в Касабланке полностью демонтирована грот-мачта и кормовая рубка; демонтировано 2 кормовых торпедных аппарата и контейнеры для запасных торпед; демонтированы дальномерные посты со спардека.

 

Модернизации «Дюге-Труэн» 1942-1951 гг.

 

В ходе ремонта в Касабланке (сентябрь — октябрь 1943 г.) с крейсера демонтированы грот-мачта, катапульта и кран-балка, два кормовых торпедных аппарата, четыре из шести спаренных 13,2-мм пулеметов «Гочкис», глубинные бомбы, носовой прожектор; установлено 15x1 20-мм/70 автоматов «Эрликон» и 2x1 13,2-мм пулемета «Браунинг».

В ходе следующего этапа модернизации в Оране и Мерс-эль-Кебире (13.10.1943 — 15.1.1944) сняты оставшиеся торпедные аппараты и пулеметы «Гочкис», дальномерный пост с боевой рубки; установлено 6x1 40-мм/56 автоматов «Бофорс», число 20-мм «эрлико-нов» доведено до 20x1. По окончании ремонта до 11 января 1945 г. крейсер был окрашен по американскому образцу (схема MS.22).

В феврале 1944 г. в Оране установлена РЛС ОНЦ типа SF-1 на фор-стеньге; в апреле в трюм уложено 240 т балласта; в июле — смонтирована размагничивающая обмотка. С 25 января по 21 марта 1945 г. в Бизерте произведена замена изношенных стволов 155-мм орудий — 7 взято с авианосца «Беарн», 1 с погибшего «Примоге».

Во время ремонта в Тулоне (1.11.1945—10.4.1947) одно 155-мм орудие в башне №4 заменено на снятое с «Беарна»; демонтированы 13,2-мм пулеметы; изменено расположение (но не число!) 20-мм автоматов; установлена РЛС ОВЦ SA-2 на новой фор-стеньге; смонтировано два 300-кВт генератора и гирокомпас «Сперри».

Последние работы на крейсере производились в Сайгоне. В 1948—1949 гг. корабль нес 2 пехотно-десантных катера типа LCVP; в октябре 1950 г. было снято 10 20-мм автоматов, кроме того, в период с 19 мая по 1 июля 1951 г. 6 40-мм автоматов снималось с корабля для использования на берегу. К моменту возвращения во Францию на корабль было дополнительно установлено 7x1 75-мм/50 зениток М1924.

 

Служба

 

«Дюге-Труэн» после вступления в строй был включен в состав 3-й легкой дивизии 1-й эскадры, базировавшейся на Брест. В феврале 1927 г. крейсер наглядно продемонстрировал превосходную мореходность, попав в 9-балльный шторм у побережья Португалии. По отзыву командира, он сохранял 18-уз. ход, тогда как находившийся рядом британский линкор «Мальборо» едва давал 5 уз. Весной того же года корабль совершил поход в Левант, Грецию, Турцию и Румынию. В целом же его карьера в первые годы протекала в обычных походах и маневрах как в Атлантике, так и на Средиземноморье.

22 августа 1929 г. на крейсере произошла авария насоса, в результате которой погибло 3 и было ранено 2 матроса. Во время ремонта в сухом доке Тулона, 30 марта 1930 г. на борту возник пожар, задержавший возвращение в строй до 1 сентября.

5 сентября 1931 г. «Дюге-Труэн» с министром колоний П. Рейно на борту ушел из Тулона в Индокитай, прибыл в Сайгон 16 октября, но уже 22 декабря вернулся в метрополию, после чего был выведен в резерв и вернулся в строй только 25 августа 1933 г., став флагманом 2-й эскадры. В этом качестве крейсер оставался до конца 1934 г., занимаясь боевой подготовкой с соединениями эсминцев. В это время на нем держал флаг вице-адмирал Дарлан — будущий главком французского флота в годы Второй мировой войны. В начале 1935 г. с катапульты корабля проводились испытательные запуски беспилотных самолетов.

В августе 1936 г. крейсер был передан Учебной дивизии 1 -й эскадры и перебазировался в Тулон. Рутинная служба в качестве учебно-артиллерийского корабля весной 1937 г. была нарушена коротким боевым походом в испанские воды, охваченные гражданской войной. 2 мая 1939 г. в левом посту управления зенитной стрельбой возник пожар, но его быстро ликвидировали. 10 июня 1939 г., в соответствии с новой организацией ВМС, «Дюге-Труэн» включили в состав 5-й эскадры, и на нем поднял свой флаг контр-адмирал Моро.

Начало войны застало корабль на переходе из Касабланки в Дакар. До января 1940 г. крейсер действовал в водах Центральной Атлантики, участвуя в сопровождении конвоев и поиске немецких торговых судов и рейдеров. Его единственным успехом стал перехват 16 октября немецкого парохода «Галле» (5889 брт). 1 мая 1940 г., после ремонта, «Дюге-Труэн» был придан Дивизии Леванта и в конце месяца вошел в состав Соединения «X» вице-адмирала Годфруа, созданного для действий в Восточном Средиземноморье совместно с британским флотом. 11 июня он участвовал в набеге на Додеканезские о-ва, а 21-22 июня — в аналогичной операции против Тобрука.

3 июля, когда англичане осуществили операцию «Катапульта» (захват находившихся в их базах французских кораблей), «Дюге-Труэн», вместе с линкором «Лоррэн» и тяжелыми крейсерами «Дюкень», «Турвилль», «Сюффрен», находился в Александрии, где 5 июля был разоружен и оставался там до 17 мая 1943 г., когда адмирал Годфруа решил присоединиться к союзникам.

4 июля 1943 г. «Сюффрен» и «Дюге-Труэн» вышли из Александрии и, пройдя Момбасу, Дурбан, Кейптаун и Тако-ради, 3 сентября прибыли в Дакар. До конца года «Дюге-Труэн» проходил модернизацию, после чего в течении первой половины 1944 г. использовался в качестве быстроходного войскового транспорта на Средиземном море. В августе, вместе с «Эмилем Бертэном» и «Жанной д'Арк», он образовал 3-ю дивизию крейсеров и 15—17 августа оказывал огневую поддержку высадке в Южной Франции (операция «Драгун»), после чего вновь занимался войсковыми перевозками, совершив в конце года поход в Атлантику, а в апреле 1945 г. участвовал в обстрелах немецких позиций в районе Генуи. До конца 1945 г. корабль занимался перевозкой войск и гражданских лиц между французскими, алжирскими и марокканскими портами, пройдя за этот период более 20 тыс. миль.

Пройдя продолжительный ремонт, 9 мая 1947 г. «Дюге-Труэн» был направлен на Дальний Восток. 28 мая он прибыл на Мадагаскар, где разгорались антифранцузские волнения, затем, 14 ноября — в Сайгон. Став флагманом Дальневосточной дивизии, крейсер провел в Индокитае следующие 4 года! 5 июня 1948 г. на его борту было подписано соглашение об объединении и гарантиях будущей независимости Вьетнама.

Из относительно крупных операций, в которых довелось участвовать «Дюге-Труэну», можно отметить действия против повстанцев на о. Фукуок (январь 1948 и январь 1949 гг.), обстрелы Натранга и Файфу (февраль—март 1949 г.; при этом крейсер выпустил 222 снаряда главного калибра), десант в Тонкинском заливе (операция «Юнон», октябрь 1949 г.). 7 мая 1949 г., во время высадки группы коммандос у Там-Там, крейсер налетел на необозначенную подводную скалу, а затем в течение 3 недель ремонтировался в доке в Сингапуре. В начале апреля 1951 г. его орудия остановили наступление Вьет-Мина на Хайфон. Всего же с августа 1949 по май 1951 г. корабль прошел более 25 тыс. миль и провел 18 боевых стрельб, израсходовав 631 155-мм снаряд — больше, чем за всю Вторую мировую войну.

22 сентября 1951 г. «Дюге-Труэн» покинул Сайгон и ровно через месяц был в Тулоне. 1 декабря 1951 г. крейсер был выведен в резерв категории «В». 29 марта 1952 г. его исключили из списков флота и 27 марта 1953 г. продали на слом.

«Ламотт-Пике» с октября 1926 до августа 1933 г. почти бессменно являлся флагманом 3-й легкой дивизии и базировался преимущественно на Брест, занимаясь обычной боевой подготовкой и представительскими функциями. В мае 1927 г. крейсер совершил визит в британский Портсмут, а в июне—августе, совместно с лидером «Ягуар», — поход в Южную Атлантику, посетив Фор-де-Франс, Пернамбуко, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Монтевидео, Сантус и Танжер. В августе 1929 г. последовал краткий поход в Левант с заходами в Ла-такию, Александрию и на Родос. В январе 1930 г. «Ламотт-Пике» доставил из Орана в Тулон 278 моряков с учебного крейсера «Эдгар Кинэ», потерпевшего крушение у побережья Алжира, а в марте совершил поход к берегам Конго. 19 августа 1930 г. в жилом отсеке крейсера произошел взрыв, унесший жизни офицера и матроса.

До 1 сентября 1931 г. корабль находился в резерве, после чего вернулся к рутинной службе в Атлантике и Западном Средиземноморье. Пройдя большой ремонт в 1933—1935 гг., 2 ноября 1935 г. «Ламотт-Пике» отправился в Индокитай, чтобы сменить находившегося там «Премоге». Прибыв в Сайгон 30 декабря, он базировался на этот порт до конца своей карьеры, и до конца 1940 г. на нем держали свой флаг все командующие французскими ВМС на Дальнем Востоке. В 1936—1939 гг. крейсер посетил ряд китайских, японских, филиппинских, индонезийских и таиландских портов; обеспечивал безопасность французских подданных в Шанхае (находился в этом порту 12.8 — 26.12.1937; 20.5 — 28.6, 22.10 - 22.11.1938; 26.5 — 5.6.1939). Участвовал в поисках пропавшей 15 июня 1939 г. подводной лодки «Феникс».

С началом Второй мировой войны «Ламотт-Пике» действовал в дальневосточных водах, занимаясь патрулированием и поиском германских судов. Известие о перемирии застало его в Сайгоне. Однако увеличивавшаяся с ноября 1940 г. напряженность в отношениях с Таиландом привела к началу конфликта, в котором самое деятельное участие приняли французские военно-морские силы. В ходе единственного крупного морского сражения у Ко-Чанга в Сиамском заливе 17 января 1941 г. отряд в составе «Ламотт-Пике» и авизо «Ами-раль Шарнье», «Дюмон д'Юрвилль», «Таюр» и «Марн» нанес противнику серьезное поражение, потопив броненосец береговой обороны «Тонбури» и миноносцы «Чонбури» и «Сонгкла» без потерь со своей стороны. В течение боя крейсер выпустил более 450 снарядов и 6 торпед.

В дальнейшем операции французских морских сил на Дальнем Востоке свелись к нескольким малозначимым выходам, к тому же, ситуацию усугубляло плачевное состояние механизмов крейсера. 15—22 сентября 1941 г. «Ламотт-Пике» прошел докование в Осаке, после чего в море уже не выходил. 1 января 1944 г. он был выведен в резерв и использовался в качестве стационарного учебного корабля. 12 января 1945 г. корабль был потоплен палубными самолетами американского оперативного соединения TF.38.

«Примоге» начал службу с кругосветного плавания: 20 апреля 1927 г. он оставил Брест и, пройдя через Порт-Саид, Джибути, Коломбо, Сингапур, Сайгон, Шанхай, Иокогаму, Гонолулу, Сан-Франциско, Панаму, Сан-Томе и Лас-Пальмас, вернулся 20 декабря, оставив за кормой 30 тыс. миль за 100 ходовых дней. С 1928 г. крейсер был приписан к 3-й дивизии. В течение следующих нескольких лет он ежегодно по несколько месяцев проводил в дальних плаваниях, побывав в Галифаксе и на Азорских о-вах (1929 г.), на Карибах (1930 г.), в Сенегале, Камеруне и Габоне (1931 г.).

Значительная часть карьеры «Примоге» прошла на Дальнем Востоке. Впервые от отбыл туда 15 апреля 1932 г. и оставался до 10 января 1936 г., посетив с визитами Японию, Китай, Филиппины и Голландскую Ост-Индию. Вернувшись во Францию, крейсер прошел обширный ремонт, по окончании которого снова получил приказ о переходе в Индокитай. 21 ноября 1937 г. он бросил якорь в Сайгоне. На этот раз основной задачей стало обеспечение безопасности европейцев в Шанхае — «Примоге» стоял там 23.12.1937 - 14.3.1938; 18.3 -23.4, 7 — 17.5, 11.7 — 28.9.1938; 23.12.1938 — 19.1.1939. С 14 февраля по 25 апреля 1939 г. корабль находился в Джибути, а 28 июля покинул Дальний Восток и через Мадагаскар направился в Западную Африку.

Начало войны «Примоге» встретил в Такоради. Приняв участие в сопровождении нескольких конвоев, 25 октября он пришел на ремонт в Лориан. С марта 1940 г. крейсер базировался на Оран и выполнил ряд заданий, в том числе осмотр Канарских о-вов для препятствия неприятельскому судоходству. 1 апреля 1940 г. «Примоге» прибыл в Фор-де-Франс на Мартинике, где заменил «Жанну д'Арк». В апреле крейсер осуществлял контроль судоходства в водах Вест-Индии, осмотрев около 20 судов. 6 мая, в преддверье падения Нидерландов, вместе с британским шлюпом «Данди» он высадил войска для защиты нефтяных месторождений в р-не Арубы, где 10 мая потопил немецкий транспорт «Антилла» (4363 брт).

19 июня «Примоге» возвратился в Брест, откуда 25-го перешел в Касабланку с грузом банкнот и золота из запасов Банка Франции, а 9 июля — в Дакар. 4 сентября крейсер был выслан в Либервиль (Экваториальная Африка) в качестве эскорта танкера «Тарн», предназначенного для обеспечения 4-й дивизии крейсеров (типа «Ла Галиссонь-ер»). В заливе Бенин французское соединение было перехвачено английскими крейсерами «Корнуолл» и «Дели», после чего адмирал Буррагэ (флаг на крейсере «Жорж Лейг»), во избежание инцидентов, приказал «Примоге» возвратиться в Касабланку.

В течение 1941—1942 гг. корабль лишь изредка выходил в море для учений. В апреле 1942 г. «Примоге» стал флагманом 2-й легкой эскадры, в которую вошли 11-й дивизион лидеров, 1-й, 2-й и 5-й дивизионы эсминцев. 8 ноября они оказались единственной силой, оказавшей сопротивление высадке союзников (операция «Торч»).

В это время крейсер находился в ремонте, но, несмотря на это, вместе с 5 эсминцами вышел в море для противодействия флоту союзников, состоящему в этом районе из американских кораблей. Подавляющее превосходство американцев в силах сказалось — французские корабли были быстро выведены из строя, не причинив ВМС США никакого вреда. «Примоге» получил несколько попаданий 152-мм снарядов с крейсера «Бруклин», после чего был тяжело поврежден бомбами пикировщиков SBD с авианосца «Рейнджер» и выбросился на берег, где горел всю ночь. Потери — 45 убитых (в том числе командир, кап. 1 р. Мерсье), более 200 раненых. Восстановление разбитого остова было признано нецелесообразным. 9 мая 1951 г. последовало решение о его разборке на месте.

 

Заключение

 

Крейсера типа «Дюге-Труэн» во многом оказались новаторскими кораблями. Они стали первыми в мире крупными боевыми единицами, спроектированными и построенными после окончания Первой мировой войны, и первыми в мире легкими крейсерами, у которых вся артиллерия главного калибра размещалась линейно-возвышенно в башенных установках.

Оценка их боевых качеств будет далеко не однозначной. Высокая огневая мощь, мощное торпедное вооружение и высокая скорость хода сочетались у них с весьма условным бронированием. Не случайно в своих рапортах командиры кораблей зачастую называют их скорее очень крупными эсминцами, чем крейсерами. Из чисто крейсерских качеств те же командиры отмечали хорошую мореходность и способность поддерживать ход на волнении. Дальность плавания можно признать достаточной только для ограниченных театров.

Главная же заслуга «Дюге-Труэна» и его систершипов состоит в том, что они определили облик кораблей класса «легкий крейсер» на последующие четверть века. Именно поэтому им принадлежит видное место в истории не только французского, но и мирового кораблестроения.