«Идзумо» на Средиземном море

(к «Морской кампании» №1/2006)

 

Решение об отправке японских боевых кораблей на Средиземное море было принято на совещании в Лондоне в январе 1917 г. Основной задачей, поставленной перед ВМС Японии, стала охрана конвоев от возможных атак германских подводных лодок. Поэтому союзники в первую очередь были заинтересованы в усилении эскортных сил; особой же нужды в крупных боевых кораблях на Средиземном море не было.

Первая группа японских кораблей прибыла на Мальту в апреле 1917 г. Она включала 8 эсминцев типа «Каба» и старый бронепалубный крейсер «Акаси» в качестве штабного корабля (флаг контрадмирала Кодзо Сато). Позже к ним присоединился броненосный крейсер «Ниссин», а 10 августа на Мальте стали на якорь броненосный крейсер «Идзумо» и 4 новых эсминца типа «Момо». «Идзумо» пришел на замену «Акаси», который возвращался в Японию. К тому времени японская эскадра в европейских водах представляла собой внушительную силу: она включала два броненосных крейсера, 14 эсминцев и две канлодки (в это число входили два эсминца и обе канонерки, временно переданные японцам англичанами). Всего до конца войны эскадра адмирала Сато отконвоировала 788 судов Антанты, 34 раза японским кораблям приходилось отражать атаки немецких и австро-венгерских подлодок. Потерь в кораблях японцам удалось избежать, хотя один эсминец, «Сакаки», был торпедирован австрийской субмариной U-27 и получил тяжелые повреждения (65 погибших, оторвана носовая часть корпуса).

Японские корабли оставались на Мальте до весны 1919 г. В марте в Японию ушли «Ниссин» и 8 эсминцев. Вместе с ними на Дальний Восток отправились и 7 бывших немецких подлодок, переданных Стране восходящего солнца по репарациям. А 15 мая Ла-Валетту покинул «Идзумо» и 4 оставшихся эсминца. 2 июля 1919 г. последний отряд эскадры адмирала Сато прибыл в Иокосуку.

 

С.Балакин