«Какого типа минные суда нужны России?»

 

Этот вопрос, требующий конкретного и не­замедлительного ответа, возник сразу после окончания русско-японской войны. Дело в том, что к этому времени, по завершении всех рас­четов за строившиеся на собранные по всей России средства «высочайше утвержденного Особого комитета по усилению флота на доб­ровольные пожертвования» 18 минных крейсе­ров и 4 подводные лодки, в распоряжении ко­митета осталась значительная сумма, которую сочли целесообразным использовать на пост­ройку кораблей, соответствующих новым тре­бованиям, вытекающим из опыта русско-япон­ской войны. Резолюция морского министра вице-адмирала А.А.Бирилева на письме пред­седателя комитета предлагала «.генерал-адъ­ютанту Рожественскому под своим председа­тельством, в собрании всех отделов Морского технического комитета, обсудить вопрос о типе минных судов, подлежащих постройке на сумму 2 млн руб., имеющихся в распоряжении Ко­митета». В заключение министр выразил свое мнение «о желательности постройки судов в 750 т водоизмещения», указав, однако, «что­бы с этим мнением отнюдь не считались».

Поручение председательствовать вице-ад­миралу 3.П.Рожественскому, командовавшему русской эскадрой в Цусимском сражении и только что вернувшемуся из японского плена, можно объяснить его стремлением содейство­вать реализации доставшегося дорогой ценой опыта войны. 16 декабря 1905 года собрание состоялось. Мнения участников разделились: одни предлагали заказать минные крейсеры с усиленной артиллерией и увеличенной скоро­стью хода, другие высказались за постройку малых миноносцев прибрежной обороны. Боль­шинством голосов (четырнадцать против девя­ти) собрание поддержало первую точку зрения.

В ходе дальнейшего обсуждения были выработаны следующие исходные данные для раз­работки проектов минных крейсеров: скорость хода 28—30 уз на четырехчасовом испытании при нормальной нагрузке, вооружение из двух 120-мм, шести 57-мм или четырех 75-мм длин­ноствольных орудий с боезапасом по 100, 125 и 150 патронов соответственно, четырех пуле­метов и трех минных (торпедных) аппаратов ка­либром 450 мм; паровые котлы с нефтяным ото­плением системы Нормана или Шульца-Торникрофта, дальность плавания — не менее 3000 миль 12-узловым ходом. Вопрос о типе главных машин остался открытым: инженеры-механики решительно высказались за паровые турбины, остальные участники собрания не были уверены в их надежности, поэтому было решено заказать альтернативные проекты с турбинами и с поршневыми машинами, огово­рив их размещение «в двух поперечных отсе­ках». Обращалось также серьезное внимание на обеспечение непотопляемости (затопление двух смежных отсеков между главными попе­речными переборками не должно было вызы­вать крен более 8° и дифферент, превышаю­щий среднее углубление), повышение прочно­сти корпуса и отсутствие вибрации на больших ходах. Предложение председателя ограничить водоизмещение 750 тоннами другие участники не поддержали, справедливо полагая, что вы­полнить выработанные собранием требования при этом вряд ли возможно.

27 июля 1906 года на заседании минного отдела Морского технического комитета (МТК) мнение в пользу постройки быстроходных мин­ных крейсеров с сильной артиллерией, а не малых миноносцев прибрежной обороны выс­казал представитель Морского генерального штаба (МГШ) капитан 2 ранга Л.Б.Кербер. Его поддержали генерал-майоры Корпуса кора­бельных инженеров (ККИ), начальник Балтий­ского судостроительного завода С.К.Ратник, главный инспектор кораблестроения Н.Е.Титов и капитан 2 ранга М.Н.Беклемишев.

Поскольку официальных указаний Морско­го министерства о путях реализации оставших­ся средств так и не последовало, «Особый ко­митет» посчитал себя свободным в принятии решения и летом 1907 года образовал техни­ческую комиссию для выработки заданий на проектирование и условий договора на пост­ройку «быстроходного миноносца».

В состав комиссии входил ряд ведущих специалистов МТК, поэтому «Особый комитет» был в курсе всех намерений и даже решений министерства по вопросам перспектив строи­тельства миноносных кораблей русского фло­та. В тот период они сводились к попытке за­каза английской фирме «Торникрофт» турбин­ного эскадренного миноносца типа «Tartar», развившего скорость свыше 35 уз (правда, без вооружения и с минимальным запасом топли­ва), чтобы затем строить в России по его об­разцу корабли на средства, выделенные по ут­вержденной в июле 1907 года программе су­достроения для Черного моря.

О желательности такого шага 26 февраля 1908 года председатель МТК контр-адмирал А.А.Вирениус и главный инспектор корабле­строения А.Н.Крылов доложили ведавшему вопросами кораблестроения товарищу морско­го министра контр-адмиралу И.Ф.Бострему. 8 марта морской министр провел у себя на квартире совещание с руководством МГШ, МТК и их отделов, где было решено «выйти в Совет Министров с ходатайством о заказе Торникрофту образцового миноносца типа "Тар-тар"». Однако проект «Русский Тартар» остался неосуществленным: министр торговли и про­мышленности И.П.Шилов, соглашаясь на тех­ническую помощь английской фирмы, отказал­ся санкционировать размещение заказа за гра­ницей; в письме морскому министру он писал, что «означенный миноносец должен быть по­строен в России, при посредстве русских ра­бочих и из материалов русского происхожде­ния» — сказывалась протекционистская поли­тика правительства П.А.Столыпина.

11 февраля комитет направил трем русским и пяти иностранным заводам просьбу сообщить в двухнедельный срок стоимость и сроки пост­ройки на одном из русских судостроительных предприятий миноносца, удовлетворяющего следующим условиям: водоизмещение не бо­лее 1000 т, скорость в полном грузу 33 уз, во­оружение из двух 120-мм орудий и трех одно­трубных аппаратов для 450-мм «самодвижу­щихся мин» (с 1912 года именовавшихся торпедами), турбины Парсонса с чисто уголь­ным или нефтяным отоплением котлов. Полу­ченные технической комиссией данные свиде­тельствовали как о сложности поставленной за­дачи, так и о недостаточной заинтересованности заводов серьезно заниматься ее решением без твердых гарантий получения заказа на построй­ку корабля в случае успеха.

Учитывая это, «Особый комитет» в середи­не 1908 года объявил международный конкурс на проектирование «миноносца 36-узловой ско­рости», победителю которого такой заказ был бы предоставлен. Вместе с приглашениями на конкурс заводы получили «для руководства» первоначальный вариант «Технических условий (ТУ) на проектирование миноносца 35-узловой скорости».

Эти ТУ готовились в инициативном поряд­ке, в ожидании конкретных шагов по восстанов­лению морской мощи России, на основе раз­работанных МГШ в 1907 году «стратегических и тактических заданий», которым должен удовлетворять перспективный эскадренный мино­носец, исходя из его главного назначения: уничтожение крупных кораблей торпедами, ох­ранение своей эскадры в море, постановка мин в водах противника, действия в шхерах. Зада­ниями устанавливались" главные элементы та­кого корабля: скорость полного хода (35 уз), дальность плавания (1800 миль 21-узловым ходом) и мореходность (использование оружия при ветре до 9 и волнении до 7 баллов) при мощном вооружении (две 120-мм патронные пушки и два двухтрубных торпедных аппарата) и водоизмещении не более 1000 т.

ТУ конкретизировали требования к матери­алу корпуса, оговаривали протяженность полу­бака в четверть длины эсминца и ограничение осадки в нормальном грузу величиной 2,4 м. Количество торпедных аппаратов увеличива­лось до трех, отопление котлов допускалось чисто нефтяное или смешанное при сжигании топлива на полном ходу не более 4,5 кг на 1 м2 нагревательной поверхности.