«Минный крейсер 36-узловой скорости»
Конкурсные проекты начали поступать на рассмотрение «Комиссии по заказу миноносца в 36 узлов» на средства «Комитета по усилению флота» в октябре 1908 года, а итоги конкурса подвели в январе следующего года. Все проекты иностранных заводов были отвергнуты как не отвечающие требованиям ТУ, а из русских рассматривались только те, в которых проектанты применили турбины системы Парсонса, одобренные общим собранием комитета как наиболее надежные. Таких проектов оказалось четыре: заводов Адмиралтейского, Крейтона в Або и Петербурге и Путиловского. Их достоинства и недостатки проанализировал в обстоятельной записке председатель конкурсной комиссии отставной генерал-майор ККИ Г.Ф.Шлезингер. Из сопоставления данных лучшим был признан проект Путиловского завода как разработанный «.с наибольшей осторожностью как в отношении веса корпуса, так и в отношении величины нагревательной поверхности котлов». Проект Адмиралтейского завода вызвал сомнение в достоверности определения массы корпуса, в обеспечении остойчивости и мореходности, оба проекта заводов Крейтона оказались неудовлетворительными в части обеспечения непотопляемости («совершенно теряют остойчивость» при затоплении двух наибольших отсеков), углубление их на 0,36 м превысило ограничение ТУ.
4 июля 1909 года общее собрание «Особого комитета» постановило передать заказ на постройку корабля «Обществу Путиловских заводов», с правлением которого уполномоченные комитета, в числе которых были известные судостроители М.М.Египтеос и М.Н.Беклемишев, инженер-механик В.Г.Винтер, 29 июля заключили «Договор на постройку минного крейсера со скоростью в 36 узлов». Правление, в лице уполномоченного О.О.Тейхмана, обязывалось «произвести на своем заводе в г. Петербурге постройку минного крейсера с механизмами турбинного типа. согласно прилагаемой спецификации и общим чертежам, одобренным технической комиссией комитета». Поскольку производство судовых турбин в России еще только подготавливалось, договор разрешал заказать одному из заграничных заводов три комплекта главных и вспомогательных турбомеханизмов, а также котлы с нефтяным отоплением. Полностью готовый корабль надлежало предъявить к официальным испытаниям через 28 месяцев после подписания договора и «сдать в казну» до 1 августа 1912 года. За его постройку комитет обязывался уплатить обществу 2190 тыс.руб. В документе подробно оговаривались условия проведения испытаний, а также «неустойки за превышение углубления сверх 9 1/2 фут (2,9 м. — В.У.) — по 10 тыс.руб. за дюйм, за недостающую метацентрическую высоту против низшего предела (3 1/3 фут —1,02 м. —В.У.) — также по 10 тыс. руб. за дюйм, и за недостаток скорости от 36 уз: за 0,5 уз — 50 000 руб., за 1 уз — 150000 руб. и за 1,5 уз — 300000 руб.»
Данные конкурсных проектов «миноносца 36-узловой скорости»
Завод |
Водоизмещение, т |
Относительная масса корпуса, % |
Высота надводного борта, м |
Относительная масса механизмов и котлов, % |
Площадь нагревательной поверхности котлов на 1 л.с., м2 |
Относительный расход топлива, кг/л.с. |
Адмиралтейский |
1001 |
32,1 |
3,35 |
20,25 |
0,158 |
0,685 |
«В.Крейтон и К°», Або |
1052 |
37,4 |
3,30 |
23,90 |
0,140 |
0,675 |
«В.Крейтон и К°», Петербург |
1020 |
36,4 |
3,30 |
20,50 |
0,140 |
0,675 |
Путиловский |
1200 |
37,3 |
2,67 |
23,65 |
0,186 |
0,820 |
В течение года, прошедшего с момента подписания договора до закладки корабля, судостроительный отдел завода разработал его общий (технический) проект, детальные (рабочие) чертежи, начал заготавливать необходимые материалы, заключать контракты на контрагентские поставки; велась напряженная работа по подготовке производства к постройке «этого исключительного по своим качествам корабля». Расчеты и чертежи по кораблестроительной части выполнялись под руководством Б.О.Василевского, по механической — Д.Д.Дубницкого. Старшим строителем был назначен корабельный инженер К.А.Теннисон.
В феврале 1910 года главный инспектор кораблестроения генерал-майор ККИ А.Н.Крылов поручил наблюдение за постройкой корпуса подполковнику ККИ Н.В.Лесникову, назначив в помощь ему штабс-капитана ККИ В.П.Костенко. Наблюдение за постройкой главный инспектор механической части генерал-майор корпуса инженеров-механиков флота (КИМ) О.И.Поречкин возложил на штабс-капитана КИМ Г.К.Кравченко (впоследствии старшего инженера-механика корабля).
Согласно приложенной к договору спецификации, главные размерения составляли: длина наибольшая 102,42, по грузовой ватерлинии 100,28 и между перпендикулярами 99,24 м; ширина наибольшая 9,52, по верхней палубе у миделя 8,44 м; осадка «в нормальном грузу» 2,62, наибольшая 2,9 м; высота надводного борта в носу 5,7, у мидель-шпангоута 3,2, в корме 3,5 м. Нормальное водоизмещение 1260 «английских» тонн (1280 метрических), гарантированная средняя скорость при этом — 36 уз, дальность плавания при полном запасе топлива (418 т) 21-узловым ходом —1760 миль.
Учитывая большое относительное удлинение корпуса (L:B=10,75), проектанты особое внимание уделили обеспечению продольной прочности, расчет которой произвели, исходя из самых неблагоприятных условий: постановки корабля на волну длиной 100 и высотой 5 м. Для основных связей набора использовали сталь высокого сопротивления, для остальных — обыкновенную судостроительную сталь.
На протяжении машинно-котельных отделений (41—139 шп., счет шпангоутов — с кормы в нос) применили продольную систему набора, которую составляли: непрерывный вертикальный киль из 8-мм листов высотой 1050 мм с двойными стальными угольниками по верхней и нижней кромкам, два днищевых и один бортовой стрингер на каждом борту (4-мм листы, также подкрепленные угольниками) и карлингсы из вертикальных листов 350 х 1—1,5 мм, также по одному на борт. Продольный набор в сочетании с продольными переборками, отстоявшими на 3,5 м от ДП, настилом внутреннего дна (4 мм), верхней палубой (листы 4, палубный стрингер 11,5 мм) и наружной обшивкой (6—9 мм) образовывал прочную жесткую конструкцию, способную противостоять продольному изгибающему моменту в любых эксплуатационных условиях. Вместе с тем, как показал опыт плавания в штормовых условиях, сопряжение этой основной части корпуса с полубаком оказалось не вполне удачным.
Поперечный набор состоял из шпангоутов (двойных угольников толщиной 6 мм, связанных между собою бракетами из 4,5—5-мм листов) и бимсов верхней и жилой палуб (стальных 5—6-мм угольников). Шпация по всей длине корпуса составляла 560 мм. Вне машинно-котельных отделений (МКО) вертикальный киль, постепенно уменьшаясь по высоте, переходил в оконечностях в прямой кованый форштевень и фигурный литой ахтерштевень. Полубак облегченной конструкции набирался по поперечной системе (настилка и бортовая обшивка 4 мм). В нос и корму от МКО располагалась жилая палуба (3,5 мм), покрытая линолеумом. Для обеспечения непотопляемости имелось девять главных водонепроницаемых переборок (на 14, 41, 55, 75, 96, 117, 139, 159 шп. до верхней палубы и на 175 шп, — до настила полубака) и еще восемь (на 20, 28, 37, 142, 146, 153, 165 и 169 шп.) — от днища до жилой палубы (в оконечностях). Толщина листов убывала от 5 мм в нижней части до 3 мм в верхней. Переборки подкреплялись Z-образными 6-мм стойками.
Носовой и кормовой мостики, оборудованные приборами управления кораблем и 60-см прожекторами, поддерживались пиллерсами, связанными диагональными распорками. Под носовым мостиком находились боевая (стены из 12-мм листов никелевой стали, крыша — из 6-мм) и ходовая рубки, под кормовым — рубка «беспроволочного телеграфа», стенки и подволок которой изолировались пробковыми пластинами с воздушной прослойкой, и камбуз с нефтяным отоплением.
Боевая рубка имела необходимое оборудование для управления кораблем и оружием в бою, а ходовая — для ведения навигационной прокладки.
Расположение внутренних помещений отличалось от построенных ранее миноносцев размещением офицерских помещений в носовой части, под полубаком — в непосредственной близости от боевой рубки и ходового мостика. На жилой палубе находились: в носу — командное, в корме — командное и кондукторское помещения, под ними — патронные и минный погреба, кладовые. По проекту экипаж корабля включал 7 офицеров, 6 кондукторов и 80 рядовых и унтер-офицеров. К началу ходовых испытаний одного кондуктора заменили офицером, а команду увеличили на 24 рядовых, что ухудшило бытовые условия, заставило использовать румпельное отделение в качестве жилого и потребовало дополнительных запасов провизии и воды.
Для хранения нормального запаса жидкого топлива (351 т) использовались междудонные отсеки (42—139 шп.), дополнительное топливо принималось в бортовые цистерны между 75 и 117 шп. Две цистерны питательной воды для котлов емкостью по 13 т каждая размещались перед носовым котельным и позади кормового машинного отделения, цистерна питьевой воды на 22 т — под жилой палубой (165—169 шп.). Запасы продовольствия и шхиперские припасы хранились в кладовых на жилой палубе и под нею, в носовой части корабля. Для откачки воды из затопленных отсеков предназначались 10 водоструйных эжекторов производительностью по 80 мэ/ч. Рабочая вода к ним подавалась из напорно-пожарных насосов производительностью по 30 м3/ч, приемные трубы которых позволяли осушать трюмы машинно-котельных отделений и коридоры гребных валов. Кормовые и носовые отсеки осушались переносной ручной помпой, приемный шланг которой присоединялся к установленным для этой цели вертикальным красномедным трубам. Для тушения пожаров водой напорная магистраль имела ответвления к пожарным рожкам диаметром 50 мм. Вентиляция патронных и минного погребов осуществлялась электровентиляторами, в остальных помещениях (кроме МКО) применялась естественная вентиляция. Три переносных электровентилятора со шлангами предназначались для принудительного вентилирования топливных цистерн, но по прямому назначению использовались редко: взрыво- и пожароопасность «нефтяных остатков» (мазута) оказалась не столь значительной, как опасались.
Главным средством внутрикорабельной связи являлись переговорные трубы и звонковая сигнализация, дополненные по результатам ходовых испытаний телефонами. Паровая рулевая машина размещалась в румпельном отделении, а три штурвала — на мостиках и в боевой рубке. Для управления машинами впервые применили электрические телеграфы системы Федорицкого, из-за их ненадежности в 1913 году пришлось установить механические машинные телеграфы. Для выборки двух становых якорей Холла массой по 1000 кг на полубаке был установлен паровой шпиль, имелся также верп массой 250 кг. Шлюпбалки для подъема моторного катера (длина 7,6 м, керосиновый мотор мощностью 6 л.с., скорость 7,5 уз) и шестивесельного вельбота разместили по бортам у кормового мостика, для двух 15-футовых (4,& м) деревянных шлюпок — у второй дымовой трубы.
Корабль имел исключительно мощное для своего времени и хорошо сбалансированное вооружение. Артиллерия состояла из четырех 102-мм орудий в 60 калибров длиной, одно из которых размещалось на полубаке, а остальные — позади кормового мостика (дальность стрельбы при максимальном угле возвышения 15° составляла 45 кб, скорострельность — 10 выстрелов в минуту, боезапас — по 160 патронов на ствол) и двух переносных 7,62-мм пулеметов системы «Максим»; две тумбы для них находились на носовом мостике и две на верхней палубе у камбузной рубки. Утверждение о том, что «Новик» имел только два орудия, причем в 50 калибров длиной, и позднее добавлено одно, затем еще одно (см.: Степанов Ю.Г., Цветков И,Ф. Эскадренный миноносец «Новик». Л.: Судостроение, 1981. С. 46, 54, 70), является ошибочным и противоречит документам: 19 сентября 1910 года Обуховский завод получил наряд на изготовление для строящегося «Новика» сразу четырех орудий в 60 калибров, одинаковых с уже установленными и испытанными на кораблях 1-й минной дивизии Балтийского флота. Показанные в спецификации 1909 года 105-мм в 50 калибров орудия германского образца рекомендовались МГШ лишь для предварительного расчета нагрузки еще в 1907 году, когда тип и калибр орудий перспективных эскадренных миноносцев являлись предметом острой полемики среди специалистов.
Основные характеристики 102-мм пушки
Калибр, мм -101,6
Длина ствола (от среза казенника), мм - 6286
Затвор - клиновой, открывающийся вправо
Масса всей установки, кг - 3900
Толщина броневого щита, мм - 38
Высота линии огня от палубы, мм - 1063
Живучесть ствола, выстрелов - 500
Масса фугасного снаряда, кг - 17,5
Масса заряда, кг - 5,2
Начальная скорость снаряда, м/с - 823
Углы возвышения, град. - 6, + 20
Углы поворота, град. - 360
Скорострельность, выстр./мин. - 12
Высота барабана под тумбу для системы образца 1916 года, мм - 500
Орудийный расчет, чел. - 7
Торпедное вооружение, изготовленное Путиловским заводом, состояло из четырех двухтрубных 450-мм аппаратов, расположенных в диаметральной плоскости, и позволяло вести залповую стрельбу, что отвечало принятой для Балтийского флота оперативным планом 1912 года концепции боя с превосходящими силами германского линейного флота на минно-артиллерийской позиции. Два паровых воздухонагнетательных насоса для заполнения воздушных резервуаров торпед находились в носовом машинном отделении. Для погрузки и подачи торпед служила переносная минбалка с ручной лебедкой; запасных торпед не предусматривалось. Корабль мог принимать до 50 мин заграждения, для постановки которых имелись палубные рельсы («минные дорожки») и кормовые минные скаты.
Электрооборудование корабля включало два турбогенератора мощностью по 20 кВт с распределительными станциями, кабельную сеть к электровентиляторам, прожекторам и другим потребителям, а также сети освещения (200 ламп мощностью по 16 Вт) и сигнально-отличительных огней.
Машинно-котельная установка, основные узлы которой изготавливались на германском заводе «Вулкан» в Штеттине, состояла из шести водотрубных паровых котлов треугольного типа с нефтяным отоплением и трех главных турбин с системами. Котлы производительностью пара по 50 т/ч (носовой — только 40 т/ч, так как его размеры по условиям размещения пришлось уменьшить) занимали три водонепроницаемых отсека. Суммарная нагревательная поверхность их составляла 4280 м2 (по 2192 водогрейные трубки в каждом котле), рабочее давление — 17 кгс/см2. Мазут подавался к распылителям центробежных форсунок (по 16 у «больших» котлов и 13 у «малого») поршневыми нефтяными насосами (по два в каждом котельном отделении, подача по 10 т/ч) подогретым до температуры около 90°С через сетчатые фильтры. Вентиляторные машины (двухцилиндровые, закрытого типа, с форсированной смазкой) подавали в топки котлов необходимое для сжигания топлива количество воздуха под напором до 130 мм вод. ст. Питание котлов осуществлялось по обычной схеме: теплый ящик — водоподогреватель — питательная помпа — котел. В каждом котельном отделении имелось по две поршневые питательные помпы (главная и вспомогательная) и одному водоподогревателю, использовавшему теплоту отработавшего пара вспомогательных механизмов. Для повышения живучести основные насосы и трубопроводы котельных отделений были дублированы, органы управления работой котлов и переключения трубопроводов (клапаны, клинкеты) имели штоковые приводы с верхней палубы для экстренного вывода, например при пожаре или аварии. Для наружной чистки водогрейных трубок использовался сжатый воздух.
Пар по двум независимым магистралям главного паропровода подводился к маневровым клапанам турбин, так что каждая из них могла работать от любого действующего котла. Главные турбины системы «Кертис-АЭГ-Вулкан», размещенные в двух машинных отделениях (две в носовом и одна в кормовом), передавали по валопроводам вращающий момент на бронзовые трехлопастные гребные винты, шаг и диаметр которых неоднократно менялись. В каждой из турбин пар расширялся, проходя последовательно 13 активных ступеней скорости и 30 ступеней давления (13 активных и 17 реактивных) переднего хода, четыре активные ступени скорости и шесть ступеней давления заднего хода. Проектная мощность турбины переднего хода —10 700 л.с. при частоте вращения 650 об/мин, заднего — не менее 35% от мощности переднего. Подвод пара осуществлялся через три сопловые коробки — две главные для полного переднего хода (по 21 соплу) и одну — для экономического (10 сопел). Корпуса («кожухи») турбин отливались: для части высокого давления из стали, для части низкого давления и заднего хода из чугуна. Роторы ковались из сименс-мартеновской стали, лопатки всех ступеней изготовлялись из тянутой латуни.
Отработавший пар от каждой из турбин отводился на свой конденсатор с охлаждающей поверхностью 560 м2, прокачиваемый забортной водой центробежным циркуляционным насосом подачей 4000 м3/ч, идущей также на охлаждение подшипников и маслоохладителей системы смазки. Впервые в отечественной практике применили воздушные насосы турбинного типа. Для работы механизмов на якоре проектанты предусмотрели вспомогательный конденсатор с «комбинированным вспомогательным механизмом» (воздушный насос и циркуляционная помпа с приводом от одноцилиндровой поршневой машины), размещенный в кормовом машинном отделении. Там же установили и два испарителя системы Круга производительностью по 40 т котельной воды в сутки. Смазка турбин осуществлялась форсированно, по замкнутому циклу, включавшему масляные помпы (по две на турбину), фильтры и маслоохладитель.
В конце марта 1910 года после получения данных испытаний модели в опытовом бассейне Северогерманского Ллойда в Бремерхафене (петербургский бассейн Морского ведомства реконструировался) утвердили окончательный вариант теоретического чертежа корпуса. По-видимому, при определении потребной валовой мощности по замеренной в бассейне буксировочной германские специалисты приняли завышенное значение пропульсивного коэффициента; в результате рекомендованная ими суммарная мощность главных турбин, равная 36 000 л.с., при нормальном водоизмещении оказалась недостаточной для развития кораблем контрактной скорости в 36 уз на испытаниях.
Эскадренный миноносец «Новик»
Тактико-технические элементы
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерийское:
102-мм орудий - 4
7,62-мм пулеметов - 4
Торпедное: 450-мм двухтрубных аппаратов - 4
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Водоизмещение, т:
Нормальное - 1280
Полное - 1360
Главные размерения, м:
длина:
между перпендикулярами - 99,24
по ГВЛ - 100,28
наибольшая - 102,42
ширина - 9,52
осадка:
при нормальном водоизмещении - 2,62
при полном водоизмещении - 2,90
Скорость хода, уз:
Проектная - 36,0
Фактическая - 36,2
Наибольшая - 37,3
Дальность плавания, миль/при скорости, уз. - 1760/21
Главная энергетическая установка:
паровые турбины «Кертис-АЭГ-Вулкан» - 3
суммарная мощность, л.с.:
проектная - 36 000
фактическая - 41 910
Экипаж, чел. - 117