«Самое быстроходное судно всего света»

 

19 июля 1910 года на старом стапеле судо­строительной мастерской Путиловского заво­да (на Гутуевском острове) произвели торже­ственную закладку нового корабля, в январе следующего года закончили формирование корпуса и приступили к испытаниям отсеков на водонефтенепроницаемость. В это же время на заводе «Вулкан» провели стендовые испыта­ния котлов. В феврале 1911 года Путиловский завод приступил к изготовлению минного во­оружения, весной велись работы по расточке мортир кронштейнов гребных валов и монтаж валопроводов. 4 апреля корабль, зачисленный в списки флота как эскадренный миноносец, получил наименование «Новик».

В мае в Штеттине началась отгрузка про­шедших испытания турбин в Россию. 21 июля, когда новый эсминец сошел на воду, завод по­лучил уже все механическое оборудование и сразу же смог приступить к установке котлов, механизмов и монтажу трубопроводов.

К весне 1912 года основные монтажно-отделочные работы были завершены, однако 13 апреля, как докладывал своему начальству электротехник Кронштадтского порта Н.Спицын, «.на минном крейсере «Новик» случилось воз­горание нефти, каковым попорчена в среднем кочегарном помещении в числе прочих уст­ройств и установленная портом проводка сиг­нальных и отличительных огней. Температура была настолько значительной, что свинцовая оболочка проложенных нами кабелей и постав­ленные в переборках сальники из легкого спла­ва совершенно расплавились». По-видимому, ущерб от пожара был не так уж велик, посколь­ку уже в конце месяца начались швартовные ис­пытания механизмов, систем и устройств, прошед­шие без существенных замечаний.

1 мая 1912 года «Новик» под командовани­ем капитана 2 ранга Д.Н.Вердеревского всту­пил в кампанию и перешел в Кронштадт для осмотра и окраски в доке подводной части; там же закончили монтаж электрооборудования. 8 мая корабль на переходе в Ревель (Таллин) кратковременно (около 40 мин) имел ход око­ло 33 уз при мощности 32 560 л.с., механизмы работали исправно. 17 мая приступили к испы­таниям на мерной линии у острова Вульф (Аэгна), но, недобрав 0,2 уз до контрактной скорос­ти при мощности, превысившей на 3500 л.с. проектную, «Новик» возвратился в Кронштадт. После замены винтов и тщательной регу­лировки системы нефтяного отопления корабль вышел в Гельсингфорс (Хельсинки), имея на борту приемную комиссию во главе с флаг­манским механиком флота Балтийского моря В.Г.Винтером. 14 июня на переходе определи­ли расход топлива на скоростях 21 и 15 уз при отключенной средней турбине, получив соот­ветственно 204 и 133 кг на милю. Вернувшись в Ревель, «Новик» снова выходил на мерную линию и опять неудачно: 1 июля получили сред­нюю за три пробега скорость 35,85 уз. Повтор­ная смена винтов не принесла успеха, и после очередной серии пробегов 12 августа комиссия убедилась в невозможности развить и поддер­жать (при данной котельной установке и «без явного для нее ущерба») 36-узловую скорость в течение обусловленных контрактом шести ча­сов.

 

Результаты официальных испытаний эскадренного миноносца «Новик» на мерной миле у острова Вульф в 1912 году

Дата

Диаметр/шаг гребных винтов, м

Среднее углубление, м

Водоизмещение,

м

Номер пробега

Средняя частота вращения валов, об/мин

Средняя суммарная мощность, л.с.

Средняя скорость, уз

 

бортовых

среднего

перед испытаниями

 

 

 

 

17 мая

2,40/2,14

2,40/2,04

2,80

1372

VIII

677

39440

35,800

1 июля

2,40/2,18

2,40/2,14

2,75

1343

IV— VI

663

39900

35,850

30 июля

2,42/2,25

2,40/2,14

2,77

1347

I— III

645

Не замерялась

35,275

 

Дирекция завода «Вулкан», стремясь не уронить свой престиж и получить дополнитель­ный опыт в проектировании, постройке и испы­таниях котлотурбинной установки корабля, каким еще не располагал ни один флот в мире, предложила за свой счет выполнить все рабо­ты по увеличению поверхности нагрева котлов (примерно на 16%), замене питательных донок и вентиляторов, а также связанные с этим кор­пусные работы, но без уплаты за опоздание сдачи корабля в казну почти на год. Предло­жение было принято, начало работ наметили на лето следующего года.

 

Основные тактико-технические элементы эскадренных миноносцев, построенных в 1911—1912 годах

Тактико-технические элементы

«Новик», Россия

«Acasta», Англия

«Balaton», Австро-Венгрия

V1, Германия

«Drayton», США

«Bouclier», Франция

«Ямаказе», Япония

Нормальное водоизмещение, т

1280

920

800

550

740

700

1150

Скорость хода, проектная / на испытаниях, уз

36/36,3

32/33,5

32/33

32,5/33,6

29,5/31,5

32/35,4

31,5/33,5

Артиллерийское вооружение: количество орудий — калибр, мм / длина ствола, калибры

4—102/60

3 —102/40

2 — 100/50, 6 — 70/45

2 — 88/35

5 — 76/50

2—100/40, 4— 65/«

2 — 120/40, 3 —76/40

Торпедное вооружение: количество аппаратов х количество труб — калибр, мм

4 х 2 —450

2 х 2 — 533

2 х 2 —500

4 х 1 —500

3 х 2 — 450

2 х 2 — 450

3 х 1 — 457

 

Несмотря на относительную (для фирмы «Вулкан») неудачу испытаний, «Новик» стал сильнейшим в мире среди кораблей своего класса.

Время, оставшееся до ледостава, решено было использовать для испытаний вооружения и боевой подготовки в составе бригады крей­серов Балтийского флота. 16 августа импера­тор Николай II осмотрел корабль и подарил кают-компании свой портрет с автографом. 28—30 августа в районе острова Бьерке (Боль­шой Березовый) состоялись испытания минно­го вооружения «Новика» стрельбой из всех ап­паратов на якоре, а затем на ходу при скорос­ти от 18 до 34 уз. Последняя из этих стрельб выполнялась в присутствии командующего Морскими силами Балтийского моря вице-ад­мирала Н.О.Эссена, высоко оценившего подго­товку экипажа. Комиссия, отметив невозмож­ность управлять стрельбой на ходу в свежую погоду, поставила вопрос о «немедленной ус­тановке сигнальных звонков, громкоговорящих телефонов и специальных указателей», что и было впоследствии выполнено. 5—6 сентября проверялась стрельбой из орудий прочность подкреплений; остаточных деформаций при этом не наблюдалось.

Походы в свежую осеннюю погоду позво­лили оценить мореходные качества нового ко­рабля. Качка его оказалась порывистой, на­чальная поперечная метацентрическая высота (0,8—1,13 м в зависимости от наличия и рас­положения жидких грузов) — чрезмерной. В письме в Главное управление кораблестроения (ГУК, образовавшееся в ноябре 1911 года в ре­зультате слияния МТК и ГУКиС — Главного управления кораблестроения и снабжений) по этому вопросу от 12 декабря 1912 года прав­ление Путиловского завода напоминало, что при разработке проекта оно настойчиво доби­валось увеличить ненормально малую задан­ную осадку, предупреждало о «весьма невы­годном влиянии этого обстоятельства на море­ходные качества миноносца», но безуспешно. Указывалось также на опасность для «Нови­ка», имевшего период свободных колебаний менее 7 с, встретить резонансную волну даже при ветре в 7—8 баллов. Для устранения это­го недостатка правление предлагало установить на верхней палубе «танки Фрама» — ус­покоительные цистерны, решительно возражая против бортовых килей из-за потери 1,5 уз ско­рости. На установку цистерн средств не на­шлось, их предусмотрели в проектах «эскад­ренных миноносцев 35-узловой скорости для Балтийского моря», но так практически и не ис­пользовали.

В конце октября в одном из штормовых по­ходов обратили также внимание на сильную вибрацию полубака, связанную с неудачной конструкцией набора корпуса у его среза (рез­ким обрывом стрингеров впереди переборки носового котельного отделения), что, как док­ладывал командир корабля, «и делает полубак как бы подвешенным на честном слове к пе­редней кочегарной переборке». И это обстоя­тельство было учтено при проектировании но­вых кораблей, но практически реализовано не полностью.

Зачисленный с 6 декабря в «вооруженный резерв», зиму 1912/13 года «Новик» провел в Ревеле. Весной корабль подготовили к перехо­ду в Германию, сняв вооружение и выгрузив боеприпасы. 9 мая 1913 года «Новик» прибыл в Свинемюнде, где сделал несколько пробегов на мерной линии для уточнения расчетов по пе­ределке котлов, а 17 мая перешел в Штеттин. За три месяца завод «Вулкан» выполнил необходимые корпусные работы, заменил котлы (поверхность нагрева «больших» достигла 850, «малого» 720 и суммарная 4970 м2), питатель­ные донки, вентиляторные машинки, произвел ревизию и переборку другого механического оборудования. Новые котлы оказались на 325 мм выше прежних, что заставило устано­вить над верхней палубой котельный кожух и отказаться от примененной ранее системы под­вода воздуха через основания торпедных ап­паратов, установив дефлекторы. Выполненные переделки привели к увеличению нормально­го водоизмещения до 1296 т.

Ходовые испытания завод рассчитывал на­чать 1 августа, на две недели раньше намечен­ного графиком работ срока, но забастовка ра­бочих «Вулкана» заставила отодвинуть их на­чало на 21 августа. В этот день «Новик» на мерной линии у Свинемюнде легко достиг за три предварительных пробега средней скоро­сти 36,92 уз (при водоизмещении 1360 т и мощности 42 800 л.с.) и максимальной 37,3 уз при 645 об/мин. 27 августа состоялись офици­альные испытания механизмов и котлов на полном ходу, прошедшие вполне успешно: средняя скорость за 3 ч оказалась равной 36,83 уз (640 об/мин, 41 910 л.с. при водоиз­мещении на 141 т больше нормального), наи­большая — 37 уз. Расход топлива на милю плавания составил 770 кг, на 1 м2 поверхности нагрева котлов его было сожжено 5,68 кг, но, поскольку калорийность немецкой нефти была на 14% ниже русской, в пересчете на отече­ственный стандарт получили соответственно 662 и 4,89 кг. Как писал В.Г.Винтер-, «.пар держался легко и с избытком, горение было совершенно бездымным». Программой испы­таний предусматривалась 6-часовая продолжи­тельность режима полного хода, но «ввиду отличной работы механизмов», комиссия засчи­тала фирме предыдущее испытание и пробеги на мерной линии, продолжавшиеся в общей сложности более трех часов. Среднюю ско­рость на полном ходу согласились считать рав­ной 36,2 уз за 6-часовой режим. Таким обра­зом, «Новик» стал «самым быстроходным суд­ном всего света», как поспешил сообщить в ГУК представитель фирмы «Вулкан».

Заключительным актом от 29 августа испытания признали законченными, а корабль — годным к приему в казну. 5 сентября «Новик» прибыл в Кронштадт, а 21 сентября, после ус­тановки вооружения и приемки боеприпасов — в Петербург, пришвартовавшись к Английской набережной, где стал предметом любопытства и восхищения жителей города. В начале октяб­ря корабль вновь присоединился к бригаде крейсеров.

К весне 1914 года на «Новике» удалось ус­транить некоторые конструктивные недостатки; установить телефоны, механический машинный телеграф системы Чедберна вместо электричес­кого, два прожектора на кормовом мостике (вместо одного, перемещавшегося с борта на борт по рельсам).

Офицеры и команда во главе с новым ко­мандиром, капитаном 2 ранга П.П.Палецким, осваивали корабль, учились метко стрелять и уверенно маневрировать при совместном пла­вании с бригадой крейсеров. Тем не менее в «Плане операций Морских сил Балтийского моря на случай Европейской войны» «Новику» конкретные задачи не ставились.