«Самое быстроходное судно всего света»
19 июля 1910 года на старом стапеле судостроительной мастерской Путиловского завода (на Гутуевском острове) произвели торжественную закладку нового корабля, в январе следующего года закончили формирование корпуса и приступили к испытаниям отсеков на водонефтенепроницаемость. В это же время на заводе «Вулкан» провели стендовые испытания котлов. В феврале 1911 года Путиловский завод приступил к изготовлению минного вооружения, весной велись работы по расточке мортир кронштейнов гребных валов и монтаж валопроводов. 4 апреля корабль, зачисленный в списки флота как эскадренный миноносец, получил наименование «Новик».
В мае в Штеттине началась отгрузка прошедших испытания турбин в Россию. 21 июля, когда новый эсминец сошел на воду, завод получил уже все механическое оборудование и сразу же смог приступить к установке котлов, механизмов и монтажу трубопроводов.
К весне 1912 года основные монтажно-отделочные работы были завершены, однако 13 апреля, как докладывал своему начальству электротехник Кронштадтского порта Н.Спицын, «.на минном крейсере «Новик» случилось возгорание нефти, каковым попорчена в среднем кочегарном помещении в числе прочих устройств и установленная портом проводка сигнальных и отличительных огней. Температура была настолько значительной, что свинцовая оболочка проложенных нами кабелей и поставленные в переборках сальники из легкого сплава совершенно расплавились». По-видимому, ущерб от пожара был не так уж велик, поскольку уже в конце месяца начались швартовные испытания механизмов, систем и устройств, прошедшие без существенных замечаний.
1 мая 1912 года «Новик» под командованием капитана 2 ранга Д.Н.Вердеревского вступил в кампанию и перешел в Кронштадт для осмотра и окраски в доке подводной части; там же закончили монтаж электрооборудования. 8 мая корабль на переходе в Ревель (Таллин) кратковременно (около 40 мин) имел ход около 33 уз при мощности 32 560 л.с., механизмы работали исправно. 17 мая приступили к испытаниям на мерной линии у острова Вульф (Аэгна), но, недобрав 0,2 уз до контрактной скорости при мощности, превысившей на 3500 л.с. проектную, «Новик» возвратился в Кронштадт. После замены винтов и тщательной регулировки системы нефтяного отопления корабль вышел в Гельсингфорс (Хельсинки), имея на борту приемную комиссию во главе с флагманским механиком флота Балтийского моря В.Г.Винтером. 14 июня на переходе определили расход топлива на скоростях 21 и 15 уз при отключенной средней турбине, получив соответственно 204 и 133 кг на милю. Вернувшись в Ревель, «Новик» снова выходил на мерную линию и опять неудачно: 1 июля получили среднюю за три пробега скорость 35,85 уз. Повторная смена винтов не принесла успеха, и после очередной серии пробегов 12 августа комиссия убедилась в невозможности развить и поддержать (при данной котельной установке и «без явного для нее ущерба») 36-узловую скорость в течение обусловленных контрактом шести часов.
Результаты официальных испытаний эскадренного миноносца «Новик» на мерной миле у острова Вульф в 1912 году
Дата |
Диаметр/шаг гребных винтов, м |
Среднее углубление, м |
Водоизмещение, м |
Номер пробега |
Средняя частота вращения валов, об/мин |
Средняя суммарная мощность, л.с. |
Средняя скорость, уз |
|
бортовых |
среднего |
перед испытаниями |
||||||
17 мая |
2,40/2,14 |
2,40/2,04 |
2,80 |
1372 |
VIII |
677 |
39440 |
35,800 |
1 июля |
2,40/2,18 |
2,40/2,14 |
2,75 |
1343 |
IV— VI |
663 |
39900 |
35,850 |
30 июля |
2,42/2,25 |
2,40/2,14 |
2,77 |
1347 |
I— III |
645 |
Не замерялась |
35,275 |
Дирекция завода «Вулкан», стремясь не уронить свой престиж и получить дополнительный опыт в проектировании, постройке и испытаниях котлотурбинной установки корабля, каким еще не располагал ни один флот в мире, предложила за свой счет выполнить все работы по увеличению поверхности нагрева котлов (примерно на 16%), замене питательных донок и вентиляторов, а также связанные с этим корпусные работы, но без уплаты за опоздание сдачи корабля в казну почти на год. Предложение было принято, начало работ наметили на лето следующего года.
Основные тактико-технические элементы эскадренных миноносцев, построенных в 1911—1912 годах
Тактико-технические элементы |
«Новик», Россия |
«Acasta», Англия |
«Balaton», Австро-Венгрия |
V1, Германия |
«Drayton», США |
«Bouclier», Франция |
«Ямаказе», Япония |
Нормальное водоизмещение, т |
1280 |
920 |
800 |
550 |
740 |
700 |
1150 |
Скорость хода, проектная / на испытаниях, уз |
36/36,3 |
32/33,5 |
32/33 |
32,5/33,6 |
29,5/31,5 |
32/35,4 |
31,5/33,5 |
Артиллерийское вооружение: количество орудий — калибр, мм / длина ствола, калибры |
4—102/60 |
3 —102/40 |
2 — 100/50, 6 — 70/45 |
2 — 88/35 |
5 — 76/50 |
2—100/40, 4— 65/« |
2 — 120/40, 3 —76/40 |
Торпедное вооружение: количество аппаратов х количество труб — калибр, мм |
4 х 2 —450 |
2 х 2 — 533 |
2 х 2 —500 |
4 х 1 —500 |
3 х 2 — 450 |
2 х 2 — 450 |
3 х 1 — 457 |
Несмотря на относительную (для фирмы «Вулкан») неудачу испытаний, «Новик» стал сильнейшим в мире среди кораблей своего класса.
Время, оставшееся до ледостава, решено было использовать для испытаний вооружения и боевой подготовки в составе бригады крейсеров Балтийского флота. 16 августа император Николай II осмотрел корабль и подарил кают-компании свой портрет с автографом. 28—30 августа в районе острова Бьерке (Большой Березовый) состоялись испытания минного вооружения «Новика» стрельбой из всех аппаратов на якоре, а затем на ходу при скорости от 18 до 34 уз. Последняя из этих стрельб выполнялась в присутствии командующего Морскими силами Балтийского моря вице-адмирала Н.О.Эссена, высоко оценившего подготовку экипажа. Комиссия, отметив невозможность управлять стрельбой на ходу в свежую погоду, поставила вопрос о «немедленной установке сигнальных звонков, громкоговорящих телефонов и специальных указателей», что и было впоследствии выполнено. 5—6 сентября проверялась стрельбой из орудий прочность подкреплений; остаточных деформаций при этом не наблюдалось.
Походы в свежую осеннюю погоду позволили оценить мореходные качества нового корабля. Качка его оказалась порывистой, начальная поперечная метацентрическая высота (0,8—1,13 м в зависимости от наличия и расположения жидких грузов) — чрезмерной. В письме в Главное управление кораблестроения (ГУК, образовавшееся в ноябре 1911 года в результате слияния МТК и ГУКиС — Главного управления кораблестроения и снабжений) по этому вопросу от 12 декабря 1912 года правление Путиловского завода напоминало, что при разработке проекта оно настойчиво добивалось увеличить ненормально малую заданную осадку, предупреждало о «весьма невыгодном влиянии этого обстоятельства на мореходные качества миноносца», но безуспешно. Указывалось также на опасность для «Новика», имевшего период свободных колебаний менее 7 с, встретить резонансную волну даже при ветре в 7—8 баллов. Для устранения этого недостатка правление предлагало установить на верхней палубе «танки Фрама» — успокоительные цистерны, решительно возражая против бортовых килей из-за потери 1,5 уз скорости. На установку цистерн средств не нашлось, их предусмотрели в проектах «эскадренных миноносцев 35-узловой скорости для Балтийского моря», но так практически и не использовали.
В конце октября в одном из штормовых походов обратили также внимание на сильную вибрацию полубака, связанную с неудачной конструкцией набора корпуса у его среза (резким обрывом стрингеров впереди переборки носового котельного отделения), что, как докладывал командир корабля, «и делает полубак как бы подвешенным на честном слове к передней кочегарной переборке». И это обстоятельство было учтено при проектировании новых кораблей, но практически реализовано не полностью.
Зачисленный с 6 декабря в «вооруженный резерв», зиму 1912/13 года «Новик» провел в Ревеле. Весной корабль подготовили к переходу в Германию, сняв вооружение и выгрузив боеприпасы. 9 мая 1913 года «Новик» прибыл в Свинемюнде, где сделал несколько пробегов на мерной линии для уточнения расчетов по переделке котлов, а 17 мая перешел в Штеттин. За три месяца завод «Вулкан» выполнил необходимые корпусные работы, заменил котлы (поверхность нагрева «больших» достигла 850, «малого» 720 и суммарная 4970 м2), питательные донки, вентиляторные машинки, произвел ревизию и переборку другого механического оборудования. Новые котлы оказались на 325 мм выше прежних, что заставило установить над верхней палубой котельный кожух и отказаться от примененной ранее системы подвода воздуха через основания торпедных аппаратов, установив дефлекторы. Выполненные переделки привели к увеличению нормального водоизмещения до 1296 т.
Ходовые испытания завод рассчитывал начать 1 августа, на две недели раньше намеченного графиком работ срока, но забастовка рабочих «Вулкана» заставила отодвинуть их начало на 21 августа. В этот день «Новик» на мерной линии у Свинемюнде легко достиг за три предварительных пробега средней скорости 36,92 уз (при водоизмещении 1360 т и мощности 42 800 л.с.) и максимальной 37,3 уз при 645 об/мин. 27 августа состоялись официальные испытания механизмов и котлов на полном ходу, прошедшие вполне успешно: средняя скорость за 3 ч оказалась равной 36,83 уз (640 об/мин, 41 910 л.с. при водоизмещении на 141 т больше нормального), наибольшая — 37 уз. Расход топлива на милю плавания составил 770 кг, на 1 м2 поверхности нагрева котлов его было сожжено 5,68 кг, но, поскольку калорийность немецкой нефти была на 14% ниже русской, в пересчете на отечественный стандарт получили соответственно 662 и 4,89 кг. Как писал В.Г.Винтер-, «.пар держался легко и с избытком, горение было совершенно бездымным». Программой испытаний предусматривалась 6-часовая продолжительность режима полного хода, но «ввиду отличной работы механизмов», комиссия засчитала фирме предыдущее испытание и пробеги на мерной линии, продолжавшиеся в общей сложности более трех часов. Среднюю скорость на полном ходу согласились считать равной 36,2 уз за 6-часовой режим. Таким образом, «Новик» стал «самым быстроходным судном всего света», как поспешил сообщить в ГУК представитель фирмы «Вулкан».
Заключительным актом от 29 августа испытания признали законченными, а корабль — годным к приему в казну. 5 сентября «Новик» прибыл в Кронштадт, а 21 сентября, после установки вооружения и приемки боеприпасов — в Петербург, пришвартовавшись к Английской набережной, где стал предметом любопытства и восхищения жителей города. В начале октября корабль вновь присоединился к бригаде крейсеров.
К весне 1914 года на «Новике» удалось устранить некоторые конструктивные недостатки; установить телефоны, механический машинный телеграф системы Чедберна вместо электрического, два прожектора на кормовом мостике (вместо одного, перемещавшегося с борта на борт по рельсам).
Офицеры и команда во главе с новым командиром, капитаном 2 ранга П.П.Палецким, осваивали корабль, учились метко стрелять и уверенно маневрировать при совместном плавании с бригадой крейсеров. Тем не менее в «Плане операций Морских сил Балтийского моря на случай Европейской войны» «Новику» конкретные задачи не ставились.