Командование Военно-Морского Флота СССР приняло решение о формировании команд для приёма кораблей. За счет личного состава четырех флотов предписывалось срочно сформировать и отправлять на Северный флот по две команды для эсминцев и по одной команде для подводной лодки. Личный состав линкора и крейсера формировался из экипажей кораблей этого же класса на Черноморском и Балтийском флотах. Под личную ответственность командующих отбирались наиболее опытные офицеры, старшины и матросы. Местом сбора экипажей для линкора и подлодок назначили Архангельск, для эсминцев - Мурманск (поселок Роста). командиром дивизиона миноносцев - капитана 1 ранга И.Е.Абрамова, командиром дивизиона подводных лодок - Героя Советского Союза капитана 1 ранга А.В.Трипольского. Начало боевой биографии каждого из них было положено в Испании. Пока экипажи кораблей формировались на флотах и прибывали к месту сбора, в Англии начала действовать комиссия по передаче кораблей под председательством контр-адмирала Н.М.Харламова. В состав ее вошли инженеры-капитаны 1 ранга А.Е. Брикин и П.П. Шишаев (отвечавшие за подготовку к приему линкора), инженеры-капитаны 2 ранга П.И.Козлов (отвечавший за подготовку к приему эсминцев) и С.Г.Зиновьев (отвечавший за подготовку подводных лодок). Члены комиссии ознакомились с техническим состоянием кораблей, уточнили объемы ремонтных работ, наличие запчастей, расходных материалов и боезапаса. По настоянию комиссии было изготовлено множество таблиц и надписей на русском языке, отпечатаны комплекты чертежей. В Глазго готовились к работе краткосрочные курсы для радиометристов и гидроакустиков с преподаванием на русском языке. В помощь военно-технической комиссии в Англию была направлена группа опытных корабельных офицеров для изучения расписаний и инструкций в соответствии с нормами и традициями, принятыми на советском флоте. Среди этих офицеров был один из опытнейших штурманов Северного флота капитан-лейтенант А.Б.Тейшерский.
И.В.Сталин утвердил состав командования Отряда кораблей ВМФ СССР, подлежащих приемке в Англии. Командиром отряда был назначен вице-адмирал Г.И.Левченко, начальником штаба - капитан 1 ранга В.А.Фокин, начальником политотдела - капитан 1 ранга Н.П. Зарембо. Командиром линкора назначили контр-адмирала В.И.Иванова,
В апреле все команды находились в пунктах сбора. Народный комиссар ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов провел в Архангельске смотр экипажей линкора и подводных лодок, а смотр экипажей эсминцев - 21 апреля в Росте.
Для перевозки личного состава англичане выделили пассажирский лайнер "New Holland", вмещавший 1500 человек. Лайнер вышел в море с конвоем JW-58, но в его машине почти сразу возникли неисправности, и капитан повернул назад, на Британские острова. По согласованию с союзниками, было принято решение перевезти экипажи на транспортах союзного конвоя RA-59.
28 апреля 1944 года в 14 ч 40 мин из Кольского залива начали выходить транспорты и корабли охранения конвоя RA-59. В состав конвоя входили 42 транспорта, два танкера, судно-кран и сильный эскорт английских кораблей - крейсер ПВО, два эскортных авианосца, 16 эсминцев, корвет и четыре фрегата. На двадцати транспортах были размещены 2944 военных моряка ВМФ СССР. В зоне ответственности Северного флота конвой сопровождали гвардейский эсминец "Гремящий" и эсминец "Разъяренный", два тральщика типа AM и два морских охотника типа БО-2. В 21 ч 25 мин в 30 милях севернее острова Кильдин тральщик Т-114 из состава североморского эскорта на дистанции 12 кб обнаружил неприятельскую подводную лодку, пытавшуюся с левых кормовых углов атаковать концевые транспорты конвоя. Тральщик вышел в атаку и сбросил на лодку четыре глубинные бомбы. Лодка резко отвернула, ушла на глубину, гидроакустический контакт с ней был утерян. Результатов атаки с тральщика не наблюдали, однако главное было достигнуто: советский тральщик отразил атаку немецкой подводной лодки. 29 апреля советские корабли закончили сопровождение конвоя и легли курсом на свою базу.
30 апреля германский самолет-разведчик Не-111 обнаружил конвой и, успев открытым текстом сообщить о его составе и курсе, был сбит истребителем с авианосца; пилота, спустившегося на парашюте, подняли с воды на борт английского фрегата. В тот же день немецкие подлодки предприняли атаки и на конвой. После войны из германских архив источников стало известно, что против конвоя RA-59 действовало 12 подводных лодок из групп Donner и Kepl
Около 20 ч корабли эскорта обнаружили германскую подводную лодку внутри ордера конвоя; фрегаты атаковали лодку глубинными бомбами, но результатов не наблюдали. В 21 ч 03 мин подводная лодка U711 торпедировала транспорт "William SJeyer", на котором находились экипаж эсминца -Достойный", девятнадцать членов из экипажа подводной лодки и несколько офицеров - дивизионных специалистов. В результате взрыва торпеды транспорт разломился на две части и затонул. Погибли двадцать два советских военных моряка, остальные были подобраны из воды и сняты с тощего транспорта английскими кораблями.
В 22 ч один из английских эсминцев был атакована акустической торпедой, которая взорвалась в 100 м за кормой.
1 мая самолет с эскортного авианосца "Fencer" обнаружил и потопил немецкую подводную лодку U277. 2 мая самолет с того же авианосца обнаружил две подводные лодки; поднятые в воздух самолеты потопили лодки U959 и U674. За время перехода конвоя эскортные корабли и самолеты 30 раз обнаруживали подводные лодки, действовавшие против конвоя.
На восьмые сутки транспорты стали на якорь в районе порта Гренок. В Саут-Шилдс советские экипажи принимали от англичан эсминцы, стоявшие в вооруженном резерве: североморцы - "Chelsea"(впоследствии "Дерзкий") и "Churchill" ("Деятельный"), тихоокеанцы - "Georgetown" ("Жесткий"), "Richmond"("Живучий"), балтийцы - "Brigton"( "Жаркий") и "Leamington" ("Жгучий"), черноморцы -"Rotsburg" ("Доблестный") и "St.Albans" ("Достойный").
Экипаж во главе с капитаном 2 ранга Пантелеймоном Максимовичем Гончаром принимал "Деятельный" ("Churchill"). Заместителем командира по политической части был старший лейтенант П.И.Патрушев. Все офицеры, старшины и матросы, будучи черноморцами, имели за плечами двух-трехлетний опыт войны в Заполярье.
История эскадренного миноносца "Деятельный" такова: корабль был заложен 25 ноября 1918 года в США на верфи "Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг энд драй доке К0", спущен на воду 31 мая 1919 года, а 17 апреля 1920 года под наименованием DD198 "Herndon" принят в состав ВМС США. В1940 году в числе 50 однотипных кораблей он был передан Англии и 9 сентября 1940 года вошел в состав ВМС Великобритании под наименованием "Churchill".
Внешне архитектура кораблей резко отличалась от советских эсминцев. Американский эсминец не имел полубака, на баке возвышалась трехъярусная надстройка ходового мостика, позади которой высились четыре высокие цилиндрические дымовые трубы. Клепаные корпуса кораблей набирались по поперечной системе, имели 178 шпангоутов со шпацией 533 мм.
Передаваемые СССР корабли (в ВМФ СССР они относились к типу "Жаркий") имели мощное противолодочное вооружение: 24-ствольный реактивный бомбомет "Хеджехог" (перед носовой надстройкой) с дистанцией стрельбы 150-200 м, четыре бомбомета (по бортам в районе кормовой надстройки), выстреливавшие большие глубинные бомбы по траверзу корабля на дистанцию 25-50 м, два стеллажа для сбрасывания больших глубинных бомб в корме. Эсминец мог принять для постановки 48 якорных мин. Радиолокационное вооружение состояло из РЛС воздушного обнаружения, РЛС обнаружения надводных целей и гидролокатора типа "Скорпион А-1". Экипаж состоял из 141 человека, из них 10 офицеров.
При приемке корабля от союзников необходимо было прежде всего очистить его от мусора, грязи и ржавчины, чтобы оценить состояние механизмов и вооружения. После первого посещения матросы приуныли: им никогда не приходилось служить на столь запущенных кораблях. Как впоследствии вспоминал бывший заместитель командира "Деятельного" капитан 1 ранга в отставке П.И.Патрушев, он доложил П.М.Гончару о настроении команды.
Гончар приказал собрать экипаж. "Сейчас не время рассуждать, что нам нравится, а что нет, - с такими словами обратился он к подчиненным. - Экипажу следует в короткий срок привести в порядок корабль, освоить иностранную технику и как можно скорее возвращаться на Родину. В Заполярье наши товарищи ведут тяжелую борьбу с немецкими подводными лодками. Нас там ждут. Я прошу матросов, старшин и офицеров, не считаясь со временем, трудиться в полную силу".
П.М.Гончар был строгим, но справедливым командиром. Более двух лет он командовал эсминцем "Валериан Куйбышев", удостоенным ордена Красного Знамени. Многие помнили, что благодаря его мужеству, настойчивости и морскому искусству удалось спасти 179 человек с эсминца "Сокрушительный".
Моряки с удвоенной энергией взялись за работу. Через два месяца личный состав привел корабль в порядок, очистил и окрасил все помещения, перебрал и отрегулировал механизмы и устройства, изучил приборы, составил схемы и таблицы. Англичане были уверены, что русские прислали к ним переодетых в матросскую форму инженеров, быстро разобравшихся в англо-американской технике.
16 июля 1944 года на шести кораблях - "Дерзком", "Деятельном", "Достойном", "Жарком", "Жгучем" и "Живучем" - в присутствии посла СССР в Великобритании Ф.Т.Гусева, главы военной миссии вице-адмирала Н.М Харламова, командира отряда кораблей ВМФ СССР вице-адмирала Левченко, английского контр-адмирала Максвелла, мэра Ньюкастла и других высокопоставленых лиц, был спущен Военно-морской флаг Величании и поднят Военно-морской флаг СССР.
К этому времени группа советских старшин и матросов прошла краткосрочные курсы операторов на станциях гидроакустики и радиолокации. Еще месяц ушел на отработку курсовых и огневых задач.
16 августа корабли получили приказ о переходе на Северный флот. В тот же день дивизион эсминцев встретил в море линейный корабль "Архангельск". Вместе им предстояло догнать союзный сивой JW-59, который вышел из Лох-Ю в Шотлан-зч1 еще раньше - 15 августа.
Английский конвой JW-59 шел в составе 33 транспортов, спасательного судна, двух эскортных авианосцев "Vindex" и "Striker", крейсера "Jamaica", семи эскадренных миноносцев, пяти корветов, четырех шлюпов и фрегата. В прикрытии двумя группами следовали корабли флота метрополии. Первую группу составляли: три авианосца, линкор "Duke of York", два крейсера и 14 эсминцев; вторую - крейсер, два авианосца и шесть эсминцев. Море встретило конвой сильным штормом, многие корабли получили повреждения. На "Деятельном" ударами океанской волны сорвало часть обшивки ходового мостика и реактивные бомбы с бомбомета "Хеджехог"
20 августа отряд советских кораблей присоединился к союзному конвою, и наиболее опасный участок маршрута они проходили вместе.
За двое суток совместного следования в составе конвоя JW-59 советские эскадренные миноносцы несколько раз обнаруживали и атаковали неприятельские подводные лодки, а 22 августа эсминец "Дерзкий" потопил подводную лодку U344.
23 августа корабли отряда увеличили ход и, отделившись от конвоя, самостоятельно направились в Кольский залив, на подходе к которому отряд на следующий день был встречен лидером "Баку" и гвардейским эсминцем "Гремящий".
Примерно через месяц, в сентябре 1944 года, из Англии прибыл еще один эскадренный миноносец, "Lincoln", переданный союзниками взамен запасных частей к остальным кораблям; он также вошел в состав флота под наименованием "Дружный".
С приходом кораблей из Англии, в соответствии с приказом наркома ВМФ № 00156 и Военного совета Северного флота № 00463, началось формирование эскадры Северного флота.