«Новик»

 

Постройка этого крейсера стала заметным этапом не только российского, но и мирового кораб­лестроения. В 1902 году отечественный журнал «Море и его жизнь» опубликовал перевод лю­бопытной статьи из январской книжки немецкого журнала «Die Flotte», в которой говорилось:

«Построенный по заказу русского правительства на Шихаусской верфи крейсер "Новик", который на своих последних испытательных пробегах развил скорость хода в 26 уз, недавно был окончательно принят на службу Императорского Российского флота. Над проектом этого совершенно нового типа военного судна задумывались самые крупные английские, фран­цузские и американские фирмы. Из всех стран Россия, однако же, получила уклончивые отве­ты, так как высокие задачи, которым должно было удовлетворить это своеобразное судно, не могли быть разрешены удовлетворительным образом ни одной из запрошенных фирм. В конце концов русское правительство решило передать заказ фирме "Шихау".

Главным параграфом договора Императорское Российское Адмиралтейство устанавлива­ло: скорость хода, по крайней мере, 25 уз. Вооружение и броня — по возможности, наиболь­шие при наименьших затруднениях для хода по открытому морю во всякое время. Судно предназначалось для крейсерской службы в океане и должно было обладать всеми морскими качествами. При этом были поставлены непременным условием большой радиус действия и хорошее помещение для экипажа.

По выяснении результатов испытаний оказалось, что крейсер "Новик" удовлетворяет вполне всем тем тяжелым условиям, положенным в контракте, представляет собою удавшийся тип военного судна, скорость хода которого не была еще ни разу достигнута при данных размерениях. "Новик" составляет мастерское произведение германского судостроения...- Несмотря на столь восторженный отзыв немецкого журнала, это, однако, не помешало одному весьма высо­копоставленному германскому авторитету отозваться о «Новике» как о «чехле для машин».

Столь противоречивые мнения ярко отражают различие взглядов на данный корабль, ца­ривших в момент его вступления в строй. Известность, пришедшая к кораблю во время Русско-японской войны 1904—1905 годов, оказалась столь яркой, что вопрос о его оценке в отече­ственной военно-морской литературе остался практически не затронутым. Ниже мы попыта­емся на основе архивных материалов восстановить облик крейсера и оценить его достоинства и недостатки.