«Новик»
Постройка этого крейсера стала заметным этапом не только российского, но и мирового кораблестроения. В 1902 году отечественный журнал «Море и его жизнь» опубликовал перевод любопытной статьи из январской книжки немецкого журнала «Die Flotte», в которой говорилось:
«Построенный по заказу русского правительства на Шихаусской верфи крейсер "Новик", который на своих последних испытательных пробегах развил скорость хода в 26 уз, недавно был окончательно принят на службу Императорского Российского флота. Над проектом этого совершенно нового типа военного судна задумывались самые крупные английские, французские и американские фирмы. Из всех стран Россия, однако же, получила уклончивые ответы, так как высокие задачи, которым должно было удовлетворить это своеобразное судно, не могли быть разрешены удовлетворительным образом ни одной из запрошенных фирм. В конце концов русское правительство решило передать заказ фирме "Шихау".
Главным параграфом договора Императорское Российское Адмиралтейство устанавливало: скорость хода, по крайней мере, 25 уз. Вооружение и броня — по возможности, наибольшие при наименьших затруднениях для хода по открытому морю во всякое время. Судно предназначалось для крейсерской службы в океане и должно было обладать всеми морскими качествами. При этом были поставлены непременным условием большой радиус действия и хорошее помещение для экипажа.
По выяснении результатов испытаний оказалось, что крейсер "Новик" удовлетворяет вполне всем тем тяжелым условиям, положенным в контракте, представляет собою удавшийся тип военного судна, скорость хода которого не была еще ни разу достигнута при данных размерениях. "Новик" составляет мастерское произведение германского судостроения...- Несмотря на столь восторженный отзыв немецкого журнала, это, однако, не помешало одному весьма высокопоставленному германскому авторитету отозваться о «Новике» как о «чехле для машин».
Столь противоречивые мнения ярко отражают различие взглядов на данный корабль, царивших в момент его вступления в строй. Известность, пришедшая к кораблю во время Русско-японской войны 1904—1905 годов, оказалась столь яркой, что вопрос о его оценке в отечественной военно-морской литературе остался практически не затронутым. Ниже мы попытаемся на основе архивных материалов восстановить облик крейсера и оценить его достоинства и недостатки.