Предвоенные годы

 

Пришедший 18 мая 1902 года в Кронштадт крей­сер сразу зачислили в Отдельный отряд судов Бал­тийского моря, назначенных для испытаний. В это соединение, возглавлявшееся контр-адмиралом К.П.Никоновым, в течение кампании того года в раз­ное время входили также эскадренные броненосцы «Ретвизан», -Победа-, «Ослябя», крейсеры «Аскольд", «Паллада», "Аврора», «Диана», «Бога­тырь», "Боярин», многие миноносцы. В рамках про­граммы испытаний «Новик» 30—31 мая совершил поход в Биоркезунд, где провел минные стрельбы. Прогрессивные испытания машин 2 и 9 августа со­рвались из-за сильного ветра, и успешно прошли лишь 12 августа.

Крейсер, приписанный к 19-му флотскому эки­пажу, в этот период был укомплектован тремя штабс- и восьмью обер-офицерами, двумя инженерами-ме­ханиками, 42 унтер-офицерами и 268 рядовыми (всего 323 человека).

За недолгий период нахождения на Балтике крейсер дважды участвовал в торжествах на Неве.

8 первый раз он 5—6 июля 1902 г. стоял у "Галер­ного островка», участвуя в параде по случаю спус­ка эскадренного броненосца "Орел», а во второй с 9 по 13 сентября находился против устья Мойки; в день спуска «Князя Суворова» (12 сентября) «Но­вик» осмотрели император Николай И, греческая королева Ольга Константиновна, ее сын королевич Христофор и ее брат великий князь Константин Кон­стантинович.

На следующее утро крейсер вернулся в Крон­штадт. Утром 14 сентября, после прощального по­сещения главного командира Кронштадтского пор­та вице-адмирала С.О.Макарова, "Новик» снялся с якоря и начал переход на Дальний Восток, 17 числа он был уже в Киле, 21 сентября прошел Кильским каналом и через день бросил якорь в Бресте. С 8 по

10 октября «Новик» совершил плавание в Кадис, с 15 по 16 — в Алжир, с 26 по 28 — в Неаполь. Пос­ле продолжительной стоянки и пятидневного пере­хода крейсер достиг греческого Пирея (аванпорта Афин), где русских моряков всегда радушно принимала королева Ольга — дочь покойного генерал-адмирала великого князя Константина Николаеви­ча. На рейде находились эскадренный броненосец «Император Николай I», канонерская лодка «Храб­рый», миноносцы «Грозовой», «Внимательный», «Внушительный», № 119 и № 120.

19 ноября «Новик» перешел в находящуюся в 30 милях от города бухту Порос, где до 5 декабря его экипаж занимался боевой подготовкой. Так, на­пример, 2 декабря для пристрелки мин Уайтхеда было сделано пять выстрелов на скорости 8—10 уз с дистанции около 550 м. Впрочем, основная при­чина столь долгой задержки была в другом — жда­ли прибытия нового командира, капитана 2 ранга Н.О.фон Эссена. 1 декабря 1902 года в Поросе он под­нялся на борт крейсера. Спустя пять дней, когда им­ператор подписал приказ, будущий адмирал офици­ально принял корабль, находившийся уже в Пирее.

Последние дни перед продолжением плавания прошли в приемке угля и провизии и наведении порядка к прощальному посещению королевой Оль­гой. Вахтенный журнал зафиксировал и новшество: ежедневные, не менее чем получасовые, занятия гимнастикой под судовой оркестр.

11 декабря корабль покинул гостеприимную Гре­цию, взяв курс на Порт-Саид. Зимнее Средиземное море устроило крейсеру, его команде и новому ко­мандиру настоящее испытание штормом и снежной пургой. В пик шторма, около 19 ч, -Новик» кренил­ся до 25", частота размахов достигала 13—14 в ми­нуту. Н.О.фон Эссен в рапорте отметил, что корабль показал себя «при попутной волне крайне чувстви­тельным к бортовой качке», и пожалел об отсутствии боковых килей. В то же время при ходе против вол­нения крейсер «держался прекрасно, не принимая совсем воды носом и испытывая сравнительно не­значительную качку».

Шторм вынудил ночью 12 декабря вернуться в Саламинскую бухту, продолжить путь удалось лишь через сутки. Утром 15 декабря короткий, но тяже­лый переход был завершен.

Миновав 20—21 декабря Суэцкий пролив, крей­сер через три дня достиг Джидды, а в последний день года — Камранга. Далее последовали пере­ходы в Джибути, Аден, Коломбо, Сабанг. 28 февра­ля 1903 года «Новик» прибыл 8 Сингапур. 9марта— на Филиппины. 17 марта «Новик», находившийся в тот момент на пути из Манилы в Шанхай, приказом вице-адмирала Е.И.Алексеева был зачислен в со­став эскадры Тихого океана. 2 апреля, завершив по­лукругосветный переход длиной в 13 279 миль, он достиг, наконец, Порт-Артура.

В продолжение всего плавания экипаж посто­янно занимался боевой подготовкой, было прове­дено несколько стрельб, в том числе минами в бух­тах Пороса и Манилы. При этом не обошлось без неприятных сюрпризов: во время стрельбы из но­сового 120-мм орудия в направлении 35° позади тра­верза, пороховые газы не только погнули медные поручни мостика, но и порвали проходившие в осо­бой трубе провода электрического привода руля. Временно пришлось перейти на управление кораб­лем с помощью механического привода.

В посещавшихся портах корабль неизменно привлекал к себе внимание, в том числе специали­стов. Так, в Киле 20 сентября 1902 года его посетил принц Адальберт Прусский, а в Бресте — несколь­ко адмиралов французского флота.

После краткого отдыха и приведения крейсера в порядок. 13 апреля были проведены испытания на мерной миле, совмещенные с уничтожением де­виации. 22 апреля «Новик» с эскадрой перешел в Дальний, где на следующий день «сдал экзамен» на наибольшую скорость хода—во время прогрес­сивных испытаний она была доведена до 23,6 уз. Вживание новичка в эскадру было прервано совме­стным с крейсером «Аскольд» переходом во Вла­дивосток, с демонстрацией по пути русского флага в корейской бухте Мазанпо. 16—17 мая "Новик» доставлял в залив Посьета военного министра ге­нерал-адъютанта А.Н.Куропаткина. С 26 по 29 мая он конвоировал "Аскольд», шедший под брейд-вым­пелом военного министра в Кобе, затем 12—13 ию­ня— в Нагасаки, 15—17 июня — в Порт-Артур.

Конец июня—первую половину июля 1903 года -Новик» провел вместе с эскадрой, участвуя в уче­ниях и небольших плаваниях. Однако близилось время пребывания в «вооруженном резерве", ког­да для экономии средств все корабли эскадры как бы «засыпали» в порту. В этот раз спячка во Вла­дивостоке оказалась недолгой (с 23 июля по 31 ав­густа). Этой вынужденной передышкой воспользо­вались для осмотра и окраски подводной части в сухом доке (с 20 по 27 августа).

Кампания для крейсера началась трехдневным походом в бухту Славянка, во время которого провели очередную учебную стрельбу минами и унич­тожили девиацию. Перекрашенный, как и другие корабли, в боевой темно-оливковый цвет, «'Новик» в составе эскадры 18 сентября прибыл в Порт-Ар­тур, Здесь утром 24 сентября произошло чуть ли не единственное за недолгую службу корабля чрезвычайное происшествие: при стоянке на внешнем рей-де во время шторма на него навалило минный транс­порт «Енисей», пришлось отклепать якорный канат. Начался новый этап боевой подготовки, вызван­ный очередным обострением дипломатических отношений с Японией. Эскадра, базируясь на Даль­ний, занималась разнообразными учениями. По ночам принимались все возможные меры для не­допущения внезапной атаки миноносцев. Хуже было с отработкой совместных артиллерийских стрельб. Единственное такое учение прошло 16 октября в присутствии наместника императора на Дальнем Востоке адмирала Е.И.Алексеева, но его ценность была невелика, так как в целях экономии огонь вел­ся с использованием 37-мм стволов.

После «отбоя дипломатической тревоги» эскад­ра 19 октября вернулась в Порт-Артур, где 1 ноября вновь встала в вооруженный резерв. Для "Нови­ка» он окончился раньше, чем для других кораб­лей, уже 25 декабря, а 28 числа того же месяца со­стоялся выход для уничтожения девиации. Во вре­мя первого в новом, 1904 году выхода эскадры в море, состоявшегося 21—22 января, "Новик» и «Боярин» следовали в непосредственной близости от броненосцев, в отличие от других крейсеров, об­разовывавших цепь перед эскадрой. Ночью корабль водил 2-й отряд миноносцев в Дальний.

После выхода в море русская эскадра заняла положение на внешнем рейде Порт-Артура. Экипа­жи кораблей знали о разрыве дипломатических от­ношений только из слухов — наместник, желая со­хранить спокойствие, не стал объявлять о столь важ­ном событии. Все попытки командиров принять хоть какие-то меры по обеспечению безопасности на слу­чай атак японских миноносцев пресекались намест­ником. Лишь на ночь корабли готовились к отраже­нию атак, но без создания действенной завесы, спо­собной обнаружить противника до входа на рейд, это не имело решающего значения.

В штабе эскадры, между тем, обсуждались про­екты превентивных действий против японского фло­та или, хотя бы, организации постоянной крейсерско-разведочной службы на путях возможного под­хода противника.

В 16 ч 45 мин 26 января 1904 года сигналом с флагманского броненосца «Петропавловск» все ко­рабли были поставлены в известность о необходи­мости приготовиться к выходу в море к 8 ч утра сле­дующего дня: предписывалось взять продуктов на три дня. В17 ч 40 мин последовало очередное при­казание: "Суда, стоящие на внешнем рейде. Приго­товиться отразить минную атаку, шестидюймовых и башенных орудий не заряжать. "Севастополю" вступить в дежурство».