Последователи крейсера «Новик»

 

После занятия японцами Сахалина в июле 1905 го­да, начались интенсивные работы по подъему ко­рабля. Через год, 16 июля 1906 года (по новому стилю) они увенчались успехом, В конце 1908 го­да крейсер вступил в строй японского флота под именем «Судзуя». Во время ремонта в Йокосуке места снятых русскими пушек заняли два 152-мм орудия с длиной ствола 50 калибров (на баке и юте), а также четыре 120-мм системы Армстронга. Одно­временно на нем были установлены восемь новых котлов системы Миябара, носовое же котельное отделение вместе с дымовой трубой было ликвиди­ровано. Это привело к снижению мощности машин и уменьшению скорости до 20 уз. Спустя несколько лет в целях облегчения судна и улучшения его мо­реходности 120-мм пушки были заменены нашесть 76-мм, шесть 47-мм и две 37-мм. Лишенный пре­жнего хода, корабль уже ничем не выделялся сре­ди типичных японских крейсеров 3 класса, и оста­ток дней провел на скучной службе в Рёдзюнко — бывшем Порт-Артуре. Его исключили из списков флота 1 апреля 1913 года (по новому стилю).

Нельзя пройти мимо судеб офицеров, служив­ших на «Новике». Первый его командир, капитан 1 ранга Петр Федорович Гаврилов 1-й, скончался в Кронштадте 11 февраля 1905 года. О жизни адми­рала Николая Оттовича фон Эссена напоминать излишне. Михаил Федорович фон Шульц командо­вал крейсером I ранга «Кагул» (1906,1908), линей­ным кораблем -Иоанн Златоуст» (1906—1908), от­рядом заградителей (1910—1913) и бригадой крей­серов (1913) Балтийского моря, Сибирской военной флотилией (1913—1917), в 1915 году стал вице-адмиралом, в 1917 году был уволен от службы и погиб в период красного террора, Казимир Адоль­фович Порембский (1872—1933), исполнявший в последние месяцы службы «Новика» обязанности старшего офицера, командовал заградителем «Енисей» (1909 —1913), линкором «Императрица Ма­рия», а в 1916 году — бригадой крейсеров Черного моря. Последние годы его жизни прошли на служ­бе польскому флоту. Наиболее короткой и трагич­ной оказалась судьба лейтенанта Андрея Петрови­ча Штера. Он был убит 17 октября 1907 года во Вла­дивостоке во время мятежа на миноносце «Ско­рый», которым в то время командовал.

Оценивая проект крейсера в целом, необходи­мо отметить, что он вполне отвечал тем требовани­ям, которые были к нему предъявлены при проек­тировании. Являясь в период Русско-японской вой­ны одним из быстроходнейших крейсеров мира, корабль мог вполне эффективно бороться одновре­менно с большим числом миноносцев противника, уклоняясь в то же время от боя с крейсерами.

Дальнейшим развитием «Новика» стали пост­роенные по тому же проекту петербургским Невским судостроительным заводом крейсеры II ранга «Изумруд» и "Жемчуг». Главными отличиями ста­ли: увеличенная на 0,6 м ширина (12,8 м), установ­ка 16 котлов Ярроу вместо 12 Шихау и трех мачт вместо одной, отказ от минного вооружения. Это привело к некоторому улучшению мореходных ка­честв, усилению защиты погребов и механизмов, повышению суммарной паропроизводительности котлов. В процессе постройки усилили вооружение, доведя число 120-мм орудий до восьми и устано­вив три торпедных аппарата. Ценой этого стали уменьшение проектной скорости до 24 уз и пере­грузка, достигавшая 230—250 т. Более низкое ка­чество работы отечественных заводов в сочетании с происходившей от стремления улучшить все, что только можно, перегрузкой неизменно приводили к потере скорости, которая в данных случаях явля­лась крайне важным элементом.

Оба крейсера сошли на воду в 1903 году, а на следующий год, после символических испытаний отправились на Дальний Восток в составе 2-й эс­кадры Тихого океана. Во время Цусимского сраже­ния «Изумруд», не выполнив приказ контр-адми­рала Н.И.Небогатова о сдаче, прорвался к русским берегам, но нелепо погиб на камнях в бухте Влади­мира, а -Жемчуг» после тяжелого дневного боя вместе с крейсерами "Олег., и "Аврора» был ин­тернирован в Маниле.

После окончания войны «Жемчуг» служил в Си­бирской флотилии. В 1914 году он вместе с други­ми кораблями союзников пытался отыскать в Индийском океане германский крейсер «Emden», но был потоплен последним в ночь на 15 октября в порту Пенанг.

Анализ боевых выходов "Новика» во время обороны Порт-Артура показывает, что подавляющее их число преследовало весьма специфические цели: сопровождение миноносцев, защиту канонерских лодок и других кораблей от минных атак противни­ка. Так как японские крейсеры особой активности не проявляли, привлечение крейсеров I ранга для решения указанных задач было в большинстве слу­чаев просто нерациональным. Исходя из этого, мож­но сделать вывод: исключительная интенсивность использования "Новика» при обороне Порт-Артура объясняется не только большим ходом и малыми размерами (в первую очередь осадкой], позволяв­шими быстро выходить на внешний рейд вне зави­симости от прилива или отлива, но, в весьма значи­тельной степени, и его сравнительно невысокой сто­имостью. Действительно, остальные современные крейсеры эскадры Тихого океана (за исключением «Боярина», погибшего в первые дни войны) имели большую чем на метр осадку и почти вдвое боль­шие водоизмещение и стоимость.

Именно указанные выше качества русского крейсера привлекли к нему внимание иностранных адмиралов и кораблестроителей, способствовав рождению нового подкласса боевых кораблей — так называемых крейсеров-скаутов. В 1905 году в состав британского флота вошли сразу восемь ко­раблей типа «Forward», имевших водоизмещение 2640—2860 т, скорость 25 уз и значительно усту­павших «Новику» в артиллерийском вооружении: всего десять 76-мм и восемь 47-мм орудий (в 1911—1912 году замененных на девять 102-мм и восемь 57-мм); часть из них имела, однако, броне­вой пояс по ватерлинии толщиной до 50 мм. Еще ближе к русскому кораблю были четыре крейсера типа «Topaze» (3000 т, 12102- мм и восемь 47-мм орудий, два торпедных аппарата, броневая палуба толщиной до 50 мм}. Один из них, «Amethyst», стал первым крейсером британского флота с паровыми турбинами; он развил скорость более 23,5 уз, его "Поршневые» собратья — 22,5 уз.

Следует заметить, что обозреватели журнала «Сайнтифик Америкен» оценивали «Новик» в пер­вую очередь как весьма эффективный «истреби­тель истребителей», первый в новом подклассе ко­раблей. Одновременно они, не располагая достовер­ными сведениями об отражении атаки японских ми­ноносцев в первую ночь войны, считали -бесслав­ной» роль крейсера в этом бою.

Характерно, что в современных западных тру­дах по истории кораблестроения -Новик» вообще не упоминается. Так Дэвид К.Браун, автор главы об эволюции крейсеров из изданной в 1992 году из­дательством "Convey» книги «The Eclipse of the Big Gun. The Warship 1906—1945», о русских крей­серах не упоминает вовсе. «Отсчет» же развития ведется с кораблей типа "Forward».

Анализ состоявшейся 27 марта 1901 года в бри­танском Обществе кораблестроителей дискуссии по докладу вице-адмирала Фитцжеральда о проекти­ровании крейсера-разведчика позволяет сделать некоторые выводы. Для англичан главным каче­ством малых быстроходных крейсеров являлась не только высокая скорость хода, но и способность под­держивать ее в океане в течение длительного вре­мени. Можно предположить, что именно поэтому адмирал назвал германский «Niobe», русские «Но­вик» и «Боярин» кораблями более сильно вооружен­ными, чем его проект, но «не имеющими скорости». Иными словами, наш корабль оценивался скорее как «спринтер», а британцы нуждались в «стайере», от­личном разведчике, даже, скорее, быстроходном по­сыльном судне, нежели боевом корабле.

Некоторое влияние российского корабля мож­но заметить и у части первых турбинных крейсеров; итальянских «Quarto», «Nino Bixio» и «Marsala», американских типа «Chester» и других. Интересно, что в России попыток создать корабли подобного направления на качественно новой основе не пред­принималось — программы строительства флота предусматривали создание кораблей с мощной ар­тиллерией, предназначенных для участия в эскад­ренных сражениях (разведка, отражение атак мин­ных флотилий противника на линейные силы, под­держка своих эсминцев). Правда, в 1911 году Морс­кой генеральный штаб высказался за экстренную по­стройку двух кораблей типа «Marsala», но предназна­чались они преимущественно для учебных целей.