Последователи крейсера «Новик»
После занятия японцами Сахалина в июле 1905 года, начались интенсивные работы по подъему корабля. Через год, 16 июля 1906 года (по новому стилю) они увенчались успехом, В конце 1908 года крейсер вступил в строй японского флота под именем «Судзуя». Во время ремонта в Йокосуке места снятых русскими пушек заняли два 152-мм орудия с длиной ствола 50 калибров (на баке и юте), а также четыре 120-мм системы Армстронга. Одновременно на нем были установлены восемь новых котлов системы Миябара, носовое же котельное отделение вместе с дымовой трубой было ликвидировано. Это привело к снижению мощности машин и уменьшению скорости до 20 уз. Спустя несколько лет в целях облегчения судна и улучшения его мореходности 120-мм пушки были заменены нашесть 76-мм, шесть 47-мм и две 37-мм. Лишенный прежнего хода, корабль уже ничем не выделялся среди типичных японских крейсеров 3 класса, и остаток дней провел на скучной службе в Рёдзюнко — бывшем Порт-Артуре. Его исключили из списков флота 1 апреля 1913 года (по новому стилю).
Нельзя пройти мимо судеб офицеров, служивших на «Новике». Первый его командир, капитан 1 ранга Петр Федорович Гаврилов 1-й, скончался в Кронштадте 11 февраля 1905 года. О жизни адмирала Николая Оттовича фон Эссена напоминать излишне. Михаил Федорович фон Шульц командовал крейсером I ранга «Кагул» (1906,1908), линейным кораблем -Иоанн Златоуст» (1906—1908), отрядом заградителей (1910—1913) и бригадой крейсеров (1913) Балтийского моря, Сибирской военной флотилией (1913—1917), в 1915 году стал вице-адмиралом, в 1917 году был уволен от службы и погиб в период красного террора, Казимир Адольфович Порембский (1872—1933), исполнявший в последние месяцы службы «Новика» обязанности старшего офицера, командовал заградителем «Енисей» (1909 —1913), линкором «Императрица Мария», а в 1916 году — бригадой крейсеров Черного моря. Последние годы его жизни прошли на службе польскому флоту. Наиболее короткой и трагичной оказалась судьба лейтенанта Андрея Петровича Штера. Он был убит 17 октября 1907 года во Владивостоке во время мятежа на миноносце «Скорый», которым в то время командовал.
Оценивая проект крейсера в целом, необходимо отметить, что он вполне отвечал тем требованиям, которые были к нему предъявлены при проектировании. Являясь в период Русско-японской войны одним из быстроходнейших крейсеров мира, корабль мог вполне эффективно бороться одновременно с большим числом миноносцев противника, уклоняясь в то же время от боя с крейсерами.
Дальнейшим развитием «Новика» стали построенные по тому же проекту петербургским Невским судостроительным заводом крейсеры II ранга «Изумруд» и "Жемчуг». Главными отличиями стали: увеличенная на 0,6 м ширина (12,8 м), установка 16 котлов Ярроу вместо 12 Шихау и трех мачт вместо одной, отказ от минного вооружения. Это привело к некоторому улучшению мореходных качеств, усилению защиты погребов и механизмов, повышению суммарной паропроизводительности котлов. В процессе постройки усилили вооружение, доведя число 120-мм орудий до восьми и установив три торпедных аппарата. Ценой этого стали уменьшение проектной скорости до 24 уз и перегрузка, достигавшая 230—250 т. Более низкое качество работы отечественных заводов в сочетании с происходившей от стремления улучшить все, что только можно, перегрузкой неизменно приводили к потере скорости, которая в данных случаях являлась крайне важным элементом.
Оба крейсера сошли на воду в 1903 году, а на следующий год, после символических испытаний отправились на Дальний Восток в составе 2-й эскадры Тихого океана. Во время Цусимского сражения «Изумруд», не выполнив приказ контр-адмирала Н.И.Небогатова о сдаче, прорвался к русским берегам, но нелепо погиб на камнях в бухте Владимира, а -Жемчуг» после тяжелого дневного боя вместе с крейсерами "Олег., и "Аврора» был интернирован в Маниле.
После окончания войны «Жемчуг» служил в Сибирской флотилии. В 1914 году он вместе с другими кораблями союзников пытался отыскать в Индийском океане германский крейсер «Emden», но был потоплен последним в ночь на 15 октября в порту Пенанг.
Анализ боевых выходов "Новика» во время обороны Порт-Артура показывает, что подавляющее их число преследовало весьма специфические цели: сопровождение миноносцев, защиту канонерских лодок и других кораблей от минных атак противника. Так как японские крейсеры особой активности не проявляли, привлечение крейсеров I ранга для решения указанных задач было в большинстве случаев просто нерациональным. Исходя из этого, можно сделать вывод: исключительная интенсивность использования "Новика» при обороне Порт-Артура объясняется не только большим ходом и малыми размерами (в первую очередь осадкой], позволявшими быстро выходить на внешний рейд вне зависимости от прилива или отлива, но, в весьма значительной степени, и его сравнительно невысокой стоимостью. Действительно, остальные современные крейсеры эскадры Тихого океана (за исключением «Боярина», погибшего в первые дни войны) имели большую чем на метр осадку и почти вдвое большие водоизмещение и стоимость.
Именно указанные выше качества русского крейсера привлекли к нему внимание иностранных адмиралов и кораблестроителей, способствовав рождению нового подкласса боевых кораблей — так называемых крейсеров-скаутов. В 1905 году в состав британского флота вошли сразу восемь кораблей типа «Forward», имевших водоизмещение 2640—2860 т, скорость 25 уз и значительно уступавших «Новику» в артиллерийском вооружении: всего десять 76-мм и восемь 47-мм орудий (в 1911—1912 году замененных на девять 102-мм и восемь 57-мм); часть из них имела, однако, броневой пояс по ватерлинии толщиной до 50 мм. Еще ближе к русскому кораблю были четыре крейсера типа «Topaze» (3000 т, 12102- мм и восемь 47-мм орудий, два торпедных аппарата, броневая палуба толщиной до 50 мм}. Один из них, «Amethyst», стал первым крейсером британского флота с паровыми турбинами; он развил скорость более 23,5 уз, его "Поршневые» собратья — 22,5 уз.
Следует заметить, что обозреватели журнала «Сайнтифик Америкен» оценивали «Новик» в первую очередь как весьма эффективный «истребитель истребителей», первый в новом подклассе кораблей. Одновременно они, не располагая достоверными сведениями об отражении атаки японских миноносцев в первую ночь войны, считали -бесславной» роль крейсера в этом бою.
Характерно, что в современных западных трудах по истории кораблестроения -Новик» вообще не упоминается. Так Дэвид К.Браун, автор главы об эволюции крейсеров из изданной в 1992 году издательством "Convey» книги «The Eclipse of the Big Gun. The Warship 1906—1945», о русских крейсерах не упоминает вовсе. «Отсчет» же развития ведется с кораблей типа "Forward».
Анализ состоявшейся 27 марта 1901 года в британском Обществе кораблестроителей дискуссии по докладу вице-адмирала Фитцжеральда о проектировании крейсера-разведчика позволяет сделать некоторые выводы. Для англичан главным качеством малых быстроходных крейсеров являлась не только высокая скорость хода, но и способность поддерживать ее в океане в течение длительного времени. Можно предположить, что именно поэтому адмирал назвал германский «Niobe», русские «Новик» и «Боярин» кораблями более сильно вооруженными, чем его проект, но «не имеющими скорости». Иными словами, наш корабль оценивался скорее как «спринтер», а британцы нуждались в «стайере», отличном разведчике, даже, скорее, быстроходном посыльном судне, нежели боевом корабле.
Некоторое влияние российского корабля можно заметить и у части первых турбинных крейсеров; итальянских «Quarto», «Nino Bixio» и «Marsala», американских типа «Chester» и других. Интересно, что в России попыток создать корабли подобного направления на качественно новой основе не предпринималось — программы строительства флота предусматривали создание кораблей с мощной артиллерией, предназначенных для участия в эскадренных сражениях (разведка, отражение атак минных флотилий противника на линейные силы, поддержка своих эсминцев). Правда, в 1911 году Морской генеральный штаб высказался за экстренную постройку двух кораблей типа «Marsala», но предназначались они преимущественно для учебных целей.