«Господа! Мы в шести милях от сулинского рейда, отдавайте буксиры и постарайтесь отыскать турецкие суда...» — такими словами напутствовал лейтенант С.О.Макаров собравшихся на палубе парохода «Великий князь Константин» офицеров минных катеров в ночь на 29* мая 1877 года. [*Все даты по истории российского флота до 1 февраля 1918 года приведены по старому стилю.] «С Богом!» — и шесть катеров с закрытыми брезентом огнями, тихо стуча машинами, растворились в ночной темноте.
На сей раз в атаке участвовали, наряду с минными катерами парохода, и две миноноски, № 1 и № 2, приобретенные в Англии накануне Русско-турецкой войны 1877—1878 годов и официально именовавшиеся «быстроходными минными катерами специальной постройки». Теперь их предстояло опробовать в бою, тем более, что на этот новый класс боевых кораблей в высших военнно-морских кругах возлагались определенные надежды.
Около двух часов ночи с катеров обнаружили турецкие корабли и услышали перекличку часовых. Решив атаковать неприятеля, командовавший миноноской № 2 лейтенант В.О.Рождественский приказал опустить и приготовить к бою носовой минный шест — единственное вооружение его корабля. С другого борта к турецкому кораблю подкрадывалась миноноска № 1 под командованием лейтенанта Л.П.Пущина.
Турки обнаружили русские миноноски, когда до неприятеля оставалось не более 20 м. Медлить было нельзя, и миноноска № 2, увеличив скорость, устремилась в атаку, но почти сразу прогремел взрыв — задев за бон заграждения, сработал автоматический взрыватель шестовой мины. Раздался взрыв и у другого борта турецкого корабля — миноноска № 1 также налетела на боновое заграждение. В.О.Рождественскому удалось вывести свою миноноску из-под ружейного огня противника без потерь, а Л.П.Пущин вынужден был приказать экипажу покинуть свой сильно поврежденный корабль, который почти сразу затонул под восторженные вопли турок. Сам Л.П.Пущин и команда миноноски попали в плен.
О результатах атаки спорят до сих пор, но оба командира миноносок получили ордена Св.Георгия 4-й степени, а миноноску № 2 было «высочайше повелено» именовать «Сулин».
Эта атака с использованием миноносок стала первой и, пожалуй, единственной в русском флоте, но несмотря на более чем сомнительные ее результаты в России была развернута одна из самых грандиозных судостроительных программ — постройка более 100 миноносок.
От минных катеров к миноноскам
Бурный прогресс в промышленности, в особенности в металлургии и машиностроении, характеризовавший вторую половину XIX века, не мог не сказаться на дальнейшем развитии военных флотов.
Почти во всех ведущих морских державах начинаются опыты по бронированию кораблей. Такое коренное изменение материально-технической базы военно-морского флота потребовало и изыскания новых способов ведения войны на море. Наряду с разработкой новой тактики артиллерийского боя начинала формироваться и тактика ведения боевых действий с использованием минного оружия, толчком к развитию которого послужила Гражданская война 1861—1865 годов в США.
Как вид боевого оружия мина была известна давно. Однако происшедший 9 марта 1863 года на Хэмптонском рейде бой между бронированными кораблями «Virginia» и «Monitor», во время которого противники так и не смогли пробить броню друг у друга, заставил обе воюющие стороны по-новому взглянуть на ее боевое использование. Ряд паровых катеров спешно вооружили шестовыми минами (представлявшими собой медные цилиндры, заполненные порохом или пироксилином и крепившиеся на конце шеста на удалении 6—8 м от форштевня корабля-носителя), и даже началось строительство специальных полуподводных кораблей, предназначенных для проведения минных атак. Первая из них состоялась 5 октября 1863 года: корабль специальной постройки «David» под командой лейтенанта Глассела атаковал шестовой миной фрегат северян «New Ironsides»; взрыв, однако, произошел преждевременно, и фрегат не пострадал. Еще целый ряд атак оказался безрезультатным, пока 27 октября 1864 года лейтенант Кушинг на паровом барказе, вооруженном шестовой миной, не потопил военный корабль конфедератов «Albemarle».
Несмотря на достигнутый успех, минные катера с их непрочными корпусами и ненадежными энергетическими установками особого доверия у моряков не получили, и мина превратилась в основном в оружие крупных кораблей.
«Raps» — первая миноноска специальной постройки
60—70-е годы XIX века характеризовались настоящей «минной лихорадкой», вызванной временным преобладанием брони над артиллерией. Возникали различные системы минного вооружения. Так, англичанин Д.Гарвей предложил, во избежание наматывания буксира на винт корабля, буксировать мину на конце, пропущенном через блок нока-рея. Эта мина, названная по имени изобретателя, состояла из зарядной камеры, поддерживаемой на плаву двумя пробковыми поплавками, и контактного взрывателя с чекой, выдергиваемой перед взрывом посредством линя. При длине буксира от 100 до 300 м мина Гарвея отходила под углом 30—40° к курсу и потравливанием буксира наводилась на неприятеля. Проведенные в Англии опыты показали, что наиболее результативной является атака корабля, стоящего на якоре, при атаке же свободно маневрирующего корабля количество промахов составляло от 30 до 40%. Принятая на вооружение почти во всех флотах мира, эта мина с незначительной модернизацией просуществовала до середины 1880-х годов. Тогда же появляются и различные разновидности минных шестов: шпиронные (продолжение тарана), носовые, боковые, кормовые, откидные и буксирные плавучие. Последние стабильно, по сравнению с минами Гарвея, удерживали мину на заданной глубине, были легче в управлении (так как крепились на двух буксирах), но отходили от борта хуже и при перебитом буксире не исключен был и «самоподрыв». Много опытов производилось и над так называемыми «бросательными» минами, которые сбрасывались при пересечении курса атакуемого корабля и при соприкосновении с ним взрывались.
Чертежи миноноски фирмы «Торникрофт». РГАВМФ.Ф.16. Оп.1.Д.334.Л.7
Английская миноноска "Lightning», ставшая первым специальным кораблем-носителем торпедного оружия
В 1872 году правительство Норвегии заказало известной английской фирме Д.Торникрофта, по существу, первую миноноску специальной постройки «Raps». При водоизмещении около 15т она была способна развивать скорость хода до 15 уз и имела на вооружении две шестовые мины.
На испытаниях корабля, состоявшихся 17 октября 1873 года, присутствовал капитан 1 ранга Н.В.Копытов, уже на следующий день в весьма восторженных выражениях доложивший русскому военно-морскому агенту (атташе) в Англии контр-адмиралу Н.Ф.Лихачеву об их результатах и своих впечатлениях. Чертежи «Raps» были переправлены в Россию, где впоследствии взяты за основу при проектировании первых русских миноносок («Бычок» и «Черепаха»), построенных заводом Берда.
Спустя четыре года британское Адмиралтейство заказало той же фирме ставший вскоре знаменитым «Lightning» — первый в мире специальный корабль — носитель торпедного оружия. При полном водоизмещении 32,5 т и мощности паровой машины 390 л.с. «Lighting» развил на испытаниях скорость хода 18,75 уз. Вооружение, первоначально состоявшее из двух пусковых решеток для самодвижущихся мин Уайтхеда (торпед), впоследствии заменили носовым трубчатым торпедным аппаратом.
Именно эти два корабля и стали этапными при строительстве миноносок практически во всех морских державах.