По проекту фирмы «Ярроу»
Неудачные испытания первых миноносок постройки завода Берда заставили искать более совершенный тип, который мог бы послужить образцом для дальнейшего строительства кораблей этого класса. В условиях обострения политических отношений с Англией Морское министерство, обеспокоенное отсутствием на Балтике современного броненосного флота, в мае 1877 года настояло на выделении особого кредита на постройку «небольших быстроходящих миноносных судов» для обороны подступов к столице.
В начале июля 1877 года в Англию был командирован управляющий Балтийским заводом М.И.Кази, имевший поручение приобрести, от имени «Балтийского железноделательного, судостроительного и механического общества» (но на средства Морского министерства) миноноску у фирмы «Ярроу» («Yarrow & Со») или «Торникрофт» («John I.Thornycroft & Со»). Предполагалось использовать ее как образец для постройки подобных кораблей в России. Кроме того, Кази уполномочили заключить контракт на постройку пяти машин для миноносок.
Завод «Торникрофт» оказался полностью загруженным правительственными заказами, на заводе «Ярроу» М.И.Кази осмотрел строившиеся миноноски, получил в подарок от А.Ярроу чертежи и модель миноноски, предназначенной для греческого флота, и разместил заказ на четыре комплекта механизмов. Однако приобрести готовую миноноску и здесь не удалось. Только небольшой частный завод принял заказ на постройку миноноски, а у частного лица приобрели паровую яхту «Магу» с целью переоборудования ее впоследствии в «миноносный катер», Построенная миноноска достигла на испытаниях скорости 15,7 уз, но действовавший с 18 апреля 1877 года запрет на вывоз из Англии «минных судов и приспособлений» задержал ее доставку в Россию до осени 1879 года. Надобность в ней к этому времени практически отпала, и миноноску передали Санкт-Петербургскому порту.
Попытка командования Черноморского флота приобрести миноноски в Англии также окончилась неудачей. Командированный туда в начале октября 1877 года инженер-кораблестроитель Э.Е.Гуляев доложил, что завод «Торникрофт», получив 7 октября крупный заказ на 30 миноносок для английского флота, от русского заказа отказался. Э.Е.Гуляев обратился к заводу «Ярроу», но последний потребовал произвести все платежи сразу, что, по мнению Морского министерства, «было противно всем правилам». Гуляеву предложили вернуться, а морскому агенту в Англии вице-адмиралу И.Ф.Лихачеву — прекратить какие-либо переговоры.
Таким образом, в распоряжении Морского министерства имелись лишь собранные М.И.Кази сведения и привезенные им чертежи. На их основании была составлена первая спецификация «стальной миноносной лодки» и сформулированы требования к кораблям этого типа: мощность машин не менее 220 л.с. должна была обеспечить скорость не менее 16 уз, масса минных приспособлений (разработка которых поручалась К.П.Пилкину) — 800 кг.
Наряды на постройку первых миноносок были в августе 1877 года распределены между Балтийским (пять кораблей) и Ижорским (два корабля) заводами, а корпус еще одной миноноски заказали Санкт-Петербургскому порту. На четырех из них предполагалось установить машины, заказанные М.И.Кази заводу «Ярроу», а на остальные — изготовить на Балтийском и Ижорском заводах.
Из-за отсутствия достаточного опыта в проектировании подобных кораблей в ходе постройки пришлось многократно спешно корректировать документацию и не раз обращаться за помощью непосредственно к заводу «Ярроу».
С разрешения управляющего Морским министерством «малые носовые шесты» на первые миноноски заказали заводу Шодуара в Санкт-Петербурге, а все остальное вооружение (приспособления для выдвижения шестов, треноги и шкивы для буксируемых мин, решетчатые рамы «для выбрасывания мин Уайтхеда» и прочее) должны были изготавливать заводы-строители. Сталь на первые восемь корпусов выписали из Англии.
Управляющий Балтийским заводом М.И.Кази
Несмотря на новизну дела первая миноноска Балтийского завода (заводской № 15) сошла на воду уже 29 октября 1877 года, за ней, 23 ноября, последовала миноноска с заводским № 16. Эти корабли стали первыми в самой большой серии миноносок, построенной на отечественных предприятиях, — так называемого типа «Ярроу»; ввиду того, что при строительстве миноносок на различных заводах в чертежи нередко вносились изменения, касавшиеся главных размерений кораблей, при описании миноноски типа «Ярроу» использованы сведения, опубликованные английским заводом «Ярроу» в журнале «Engineer» 14 декабря 1877 года.
При водоизмещении по чертежу 20 т (на практике оно нередко превышало 25 т) миноноски имели длину по палубе 22,9 м, наибольшую ширину - 2,94 м, среднюю осадку носом 0,8 и кормой 1,98 м. Корпус, палуба и рулевая рубка выполнялись из стальных листов толщиной от 5/32 до 3/16 дюйма (3,97—4,76 мм).
По длине миноноски делились на семь отсеков. В первый, таранный, вела наглухо задраенная горловина с верхней палубы. Второй отсек, носовой, служил провизионной кладовой, здесь же размещался и цепной ящик. Доступ в него осуществлялся также с верхней палубы через горловину. Третий, минный, отсек у миноносок, вооруженных шестовыми минами, имел длину 2,34 м; в нем размещались лебедки для действия минными шестами, здесь же складировались вещи команды. На миноносках, вооруженных торпедными аппаратами, длина этого отсека была увеличена до 3,7 м, и в нем размещались малый воздушный насос, баллоны со сжатым воздухом, отсюда же производились все операции по подготовке к стрельбе минами Уайтхеда и сам выстрел.
В четвертом, прогарном, отсеке, куда вела горловина из третьего, чистили дымогарные трубки котла, который размещался в пятом, кочегарном, отсеке; там же хранился в мешках запас угля (около 1 т).
Главная двухцилиндровая паровая машина системы «компаунд» мощностью 220 л.с. размещалась в шестом, машинном, отделении. Здесь же находились и вспомогательные механизмы, приводившие в движение воздушный насос и две питательные помпы. В рундуках по бортам и в специальном «шкапе» хранились запасные части и инструменты. В этом же отсеке находилась цистерна для машинного масла и нередко монтировался небольшой камбуз.
В седьмом, офицерском, отсеке у носовой переборки стоял штурвал, сюда же выходили и переговорные трубы. Два рундука и небольшой шкафчик составляли все нехитрое убранство этого помещения; в свесе кормы хранились различные запасы или устраивались две койки для кочегаров.
Водоотливная система на миноносках включала три или четыре эжектора системы Фридмана производительностью по 11 т/ч.
Якорное устройство состояло из двурогих якорей (обычно системы Роджерса) со складным штоком (масса до 48 кг) и якорной цепи. Подъем якоря осуществлялся обычно вручную, когда якорь «засасывало» — хват-талями или взяв цепь на стопор давали миноноске малый ход, «выворачивая» якорь из грунта.
Миноноски снабжались одной складной парусиновой шлюпкой; индивидуальные спасательные средства состояли из пробковых поясов или жилетов, которые крепились «под рукой, на поручнях, слегка прихваченные». На случай падения человека за борт имелся спасательный пробковый круг.
Первые миноноски типа «Ярроу», построенные на Балтийском заводе
Сигналопроизводство осуществлялось днем — флагами, ночью — фонарями Табулевича, для чего на миноносках устанавливался «флагшток с клотиком». Все навигационные средства составлял один шлюпочный компас, установленный на верхней палубе.
Экипаж по штату состоял из одного офицера и шести «нижних чинов»: рулевой (он же старшина), минер или минный унтер-офицер, старший машинист, машинист (он же минный машинист), старший кочегар, кочегар (он же минный машинист).
Миноноска «Канарейка», построенная заводом Берда
Чертеж миноноски типа «Ярроу> РГАВМФ. Ф.876. Оп.98. Д 478
Ввиду особой специфики службы на миноносках, приказом по Морскому министерству от 16 декабря 1878 года офицерам разрешалось во время кампании «во всех случаях быть в сюртуке, при кортике и фуражке, а при боевой тревоге как офицерам, так и нижним чинам иметь револьверы, нижним же чинам быть в рубахах и всегда без палашей». Но это будет позднее, а пока вскоре после окончания достроечных работ обе миноноски на основании распоряжения управляющего Морским министерством 24 декабря 1877 года погрузили на железнодорожные платформы и через семь суток доставили в Севастополь, где стали готовить к испытаниям.
Строительство миноносок типа «Ярроу» на одном из петербургских заводов