По образцу «Сулина»
Если на Балтике при разработке проекта миноноски ориентировались на привезенные М.И.Кази чертежи фирмы «Ярроу», то на Черном море предпочтение было отдано миноноскам постройки другого английского завода — «Торникрофт». После неудачной попытки Э.Н.Гуляева заказать на этом заводе «образцовые» миноноски командованию Черноморского флота ничего не оставалось, как довольствоваться спецификацией и чертежами единственного «миноносного судна специальной постройки» — «Сулин».
27 августа 1877 года на постройку 10 миноносок был получен кредит в 350 тыс.руб.; к работам решили привлечь Севастопольское адмиралтейство РОПиТ и одесский завод «Беллино-Фендерих».
10 октября решение строить новые миноноски по образцу «Сулина» получило одобрение, и через шесть дней представитель РОПиТ Л.Г.Конкевич заключил с конторой над Николаевским портом контракт на постройку «трех стальных быстроходящих катеров... строго придерживаясь образца и чертежей катера "Сулин", со сроком готовности 6,7 и 8 месяцев для 1,2 и 3 катера (миноноски) соответственно». Стоимость каждой миноноски определялась в 38 тыс.руб.
В конце октября при сверке приложенной к контракту спецификации с миноноской «Сулин» обнаружились расхождения в размерах корпусных конструкций, устройстве машинной установки и сортаментах используемых сталей. На последнее обстоятельство обращал внимание в свое время еще М.И.Кази, который считал, что копирование построенного в Англии «Сулина» нецелесообразно именно ввиду отсутствия на отечественных заводах оборудования для прокатывания стали требуемых сортаментов. РОПиТ был вынужден закупать необходимую сталь, а также отдельные части машин и механизмов за границей.
Первоначальный состав вооружения из двух шестовых мин и одной самодвижущейся мины Уайтхеда общей массой более 1,2 т оказался слишком велик; сам «Сулин» в ходе Русско-турецкой войны имел на вооружении всего один носовой минный шест и лишь позднее был вооружен носовым неподвижным минным аппаратом. На состоявшемся по этому вопросу совещании было решено вооружить новые миноноски только одной пусковой решеткой для мины Уайтхеда, прикрепленной с одного борта, ограничившись с другого борта одним выдвижным шестом. Присутствовавший на совещании С.О. Макаров предложил заменить шест двумя буксируемыми минами, к которым он брался разработать контактный взрыватель; масса всего вооружения по его расчетам составила бы не более 0,89 т.
Миноноска № 88 (бывший «Сулин»)
Окончательно решение вооружить миноноски минными (торпедными) аппаратами приняли в октябре 1878 года после ходатайства главного командира Черноморского флота и портов Черного моря вице-адмирала Н.А.Аркаса о выделении дополнительного кредита на вооружение миноносок минами Уайтхеда.
Отрицательные отзывы о мореходных качествах и остойчивости миноноски «Сулин», полученные от ее командира и С.О. Макарова, послужили основанием для распоряжения вице-адмирала Н.А.Аркаса о приостановлении заказа подобных миноносок заводу «Беллино-Фендерих», получившему предварительный наряд на их постройку еще 22 сентября. Одновременно Николаевской судостроительной части выдали задание на перепроектирование «Сулина» с тем расчетом, чтобы новые миноноски могли действовать у кавказского побережья, «подниматься легко на волнении и не терять много хода при плавании на взволнованной поверхности моря».
В январе 1878 года в Севастополь доставили наконец сталь для всех трех корпусов и приступили к их формированию; к этому времени практически все части машин были уже отлиты. 15 апреля новые миноноски зачислили в списки флота под наименованиями «Щегленок», «Щука» и «Ящерица».
Практический чертеж миноноски «Сулин»
Чертежи миноноски постройки завода «Беллино-Фендерих». РГАВМФ. Ф.421. ОП.12.Д.4025
Испытания проходили летом 1878 года, лучшие скоростные качества, 17 уз, показала на них миноноска «Ящерица», что объяснялось установкой на ней котла больших размеров и паропроизводительности. Скорость «Щегленка» и «Щуки» составила соответственно 16,25 и 15,75 уз.
Между тем Николаевская судостроительная часть 12 декабря 1877 года закончила проектирование «миноносок для действий у кавказского побережья». После согласования ряда вопросов 28 января 1878 года с заводом «Беллино-Фендерих» был заключен контракт на постройку двух миноносок длиной 19,9 и одной —19,1 м со средним углублением 1,15 м при ширине 3,16 и 3,0 м соответственно. Скорость хода по указанию Н.А.Аркаса была несколько снижена и составляла всего 14 уз в течение 1 ч и 13 уз в течение 2 ч. Стоимость каждой миноноски определили в 34 тыс.руб. со сроком готовности первой через шесть месяцев, второй — через семь и третьей — через семь с половиной, считая со дня подписания контракта.
В начале сентября первая миноноска завода «Беллино-Фендерих», получившая имя «Скумбрия» была готова к испытаниям. На мерной миле в Николаеве ее скорость составила 12 уз, но при этом «вода бросилась в цилиндры машин». На повторных испытаниях скорость «Скумбрии» составила 13,5 уз.
В октябре — ноябре вторая миноноска, «Султанка», достигла скорости 15,4 уз. Испытания третьей и последней миноноски «Скорпион» проводились уже в следующем, 1879 году. Скорость составила 12,75 уз, и актом от 14 августа 1879 года «Скорпион» был принят в казну.