Строительство миноносок началось
Строительство мореходных миноносок на Черном море совпало по времени с реализацией самой грандиозной программы строительства миноносок на Балтике. 19 декабря 1877 года последовало «высочайшее повеление» о постройке 100 миноносок к открытию навигации 1878 года. Это диктовалось очередным обострением политических отношений с Англией, недовольной успехами русских войск на Балканах.
2 января 1878 года последовало указание разместить заказы между отечественными заводами, и, не ожидая подписания контрактов, главные командиры Санкт-Петербургского и Кронштадтского портов выдали наряды на постройку: Балтийскому заводу — 25 миноносок с механизмами; Санкт-Петербургскому порту — 10 корпусов, заводу Бер-да — 20 корпусов и 26 комплектов механизмов; заводу «В.Крейтон» («Wm.Crichton & Co» — шести миноносок с механизмами; Невскому заводу — пяти миноносок с механизмами; Ижорскому заводу — шести корпусов и 10 комплектов механизмов; Кронштадтскому порту — одного корпуса и шести комплектов механизмов; заводу Бритнева -пяти корпусов. Все корабли предполагалось строить по чертежам миноноски №15 постройки Балтийского завода, при этом специально оговаривалось, что их скорость должна составить не менее 16 уз.
В феврале удалось разместить в Германии заказ на 41 комплект механизмов, там же заказали дейдвудные трубы, вентиляторные машины, гребные винты, а также листовую и угловую сталь на 67 корпусов со сроками поставки к 15 мая 1878 года. Несколько позднее заказали и 90 комплектов шестового минного вооружения.
В течение марта — апреля были подписаны контракты с отечественными заводами, при этом Балтийский завод получил разрешение пять миноносок построить по проектам, разработанным К.П.Пилкиным («Селезень»), С.О.Макаровым («Сирена»), М.И.Кази («Подорожник» и «Галка») и И.П.Алымовым («Касатка»). Эти миноноски представляли различные вариации миноносок типа «Ярроу»,за исключением «Касатки», обводы которой И.П.Алымов спроектировал с применением разработанной им «струйной теории». Суть ее сводилась к следующему: И.П.Алымов считал, что «наиболее прямой путь к разысканию наивыгоднейшей системы судовых обводов естественно состоит в исследовании течения жидкости относительно подводной поверхности судна, причем сама эта поверхность является струйной, т.е. как бы составленной из бесконечного множества тончайших струй», и показал что система струйного образования дает увеличение водоизмещения в среднем на 14% при неизменных очертаниях миделя и грузовой. В результате спроектированная им «Касатка» при тех же главных размерениях, что и у типовой миноноски «Ярроу», имела водоизмещение 28,18 т (против 23 т у типа «Ярроу») и коэффициент общей полноты 0,509 вместо 0,415. Увеличение водоизмещения позволяло усилить торпедное вооружение и увеличить мощность машин до 311,7 л.с.
Но, к сожалению, ни то, ни другое сделано не было. Балтийский завод был загружен постройкой серийных миноносок и изменять вооружение на «Касатке» не стал, как не стал менять мощность машины. В результате все заложенные в проекте преимущества были сведены «на нет», хотя проведенные летом 1878 года сравнительные испытания «Касатки» с миноносками типа «Ярроу» показали, что на 1 т водоизмещения у «Касатки» затрачивается меньшая мощность машин при практически одинаковых скоростях хода.
Все миноноски предполагалось вооружить впоследствии минами Уайтхеда, поэтому в отличие от прототипа котел пришлось сдвинуть в корму на 0,55 м. чтобы компенсировать массу минных аппаратов.
20 аппаратов было заказано заводу Уайтхеда; 14 из них предназначалось для миноносок Балтийского завода, четыре — для миноносок, строившихся силами этого же завода на «Галерном островке» и два — для миноносок, заказ которых планировался германской фирме «Вулкан» (AG «Vulcan») в Штеттине. Для остальных миноносок аппараты заказали петербургскому заводу Лесснера. Однако когда завод наладил производство, выяснилось, что масса аппаратов отечественного производства значительно превышает расчетную и для компенсации на строящихся кораблях требуется сместить котлы еще на 1,5 м и соответственно переместить переборки. Сделать это было практически невозможно, так как миноноски были уже большей частью спущены на воду, поэтому впоследствии пришлось принимать в кормовые отсеки дополнительный балласт, часто в виде камней.
15 февраля было принято решение проводить ходовые испытания миноносок с запасом угля 0,56 т, экипажем численностью восемь человек, а массу вооружения компенсировать балластом. Сами же испытания на полный ход предписывалось проводить на мерной миле между Кронштадтом и устьем Невы, определяя скорость по результатам шести последовательных пробегов для каждой миноноски. Но из-за большого их количества решили, в конце концов, испытывать по полной программе лишь одну из пяти построенных на одном заводе миноносок, а остальные «прогонять» на мерной миле, перенеся испытания на Кронштадтский рейд. Но и это условие выполнить не удалось: постоянные поломки миноносок срывали все графики испытаний, в результате чего ряд миноносок Балтийского завода испытывался только на швартовах, а некоторые пришлось принять в казну вообще без испытаний.
Теоретический чертеж миноноски «Касатка»
Обстоятельства, вызвавшие строительство миноносок, заставляли больше заботиться об их числе, нежели о качестве создаваемого минного флота, поэтому миноноски, по выражению современника, выходили «из-под топора». Отдельные попытки выработать лучший тип скрадывались общим сумбуром строительства, не позволявшим провести какой-либо анализ опыта.
Параллельно со строительством миноносок на отечественных предприятиях Морское министерство разместило заказы в Германии. 13 января 1878 года был заключен контракт с заводом «Шихау» на постройку десяти миноносок с гарантированной скоростью 15 уз по типу «Карабин»; сроки готовности устанавливались: первых пяти — к 1 мая, а остальных — к концу мая 1878 года. Миноноски проектировались под вооружение шестовыми минами, но, когда их строительство было уже в разгаре, приняли решение вооружить их минами Уайтхеда. Это потребовало пересмотра нагрузки масс и удлинения миноносок на 9 м; при этом транспортировка их по железной дороге делалась невозможной. В результате от перевооружения миноносок пришлось отказаться.
Миноноски постройки завода "Шихау»
Завод уложился в контрактные сроки, и к 31 августа 1878 года восемь миноносок были доставлены по железной дороге из Эльбинга в Санкт-Петербург, а две, «Стрела» и «Булава», совершили самостоятельный переход морем. Выйдя из Эльбинга 25 июня, они 4 июля пришли в Кронштадт, пройдя 630 миль в течение 53 ч со средней скоростью 11,9 уз. Проведенные в Кронштадте испытания (без вооружения) дали положительные в целом результаты: скорость миноносок составила от 16,5 («Копье») до 17,6 уз («Булава»).
Вопрос о заказе миноносок германской фирме «Вулкан» в Штеттине решался на совещании 28 января 1878 года. Завод гарантировал в четырехмесячный срок построить две миноноски «тех же размеров, что и "Lightning", вооруженные минами Уайтхеда», но со скоростью 15 уз. Считая, что заказ миноносок типа «Lightning», имевших спецификационную скорость 18 уз в «настоящее время невозможен», совещание приняло предложение германской фирмы и 2 февраля подписало с ней контракт. Хотя этот шаг и являлся вынужденным, получилось так, что эти две миноноски («Ракета» и «Самопал») оказались одними из лучших в российском флоте. Доставленные по железной дороге, они 5 октября 1878 года были приняты в казну, показав на испытаниях скорость около 15 уз, при этом, по мнению наблюдавшего за их постройкой военно-морского агента в Германии Неваховича, «в смысле работы и прочности механизма, котла и корпуса, во всех малейших деталях были выполнены великолепно».
Таким образом, к концу 1878 года Россия по словам героя Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, командира минного катера «Чесма» И.М.Зацаренного «в силу необходимости и так сказать случайно» стала обладательницей огромного числа миноносок, но качества этого флота подчас ставили под сомнение возможность его боевого использования.
Строительство миноносок «Ракета» и «Самопал» на заводе «Вулкан»
Миноноска «Хамелеон» (тип «Ярроу»). Продольный разрез, план трюма, вид сверху. Масштаб 1:150
Миноноска «Селезень» (проект К.П.Пилкина). Продольный разрез, план трюма и вид сверху. Масштаб 1:150