Подъемные миноноски
Бурное строительство миноносок с разрядкой политической обстановки резко прекратилось, но некоторое время еще проводились опыты с единичными, приобретаемыми за границей миноносками.
В начале 1878 года в английских газетах появилось сообщение об испытаниях новой миноноски, построенной в Бристоле (США) на заводе Герешофа (Herrechoff) и приобретенной английским Адмиралтейством. По сообщениям газет, миноноска достигла скорости 18 уз, «обнаружила хорошие морские качества» и, что самое главное, «могла быть поднята на корабль». Это заинтересовало морского агента в Англии вице-адмирала И.Ф.Лихачева.
На основании собранных им сведений и через его посредничество Морское министерство в феврале 1879 года приняло решение приобрести две миноноски этого типа, однако И.Ф.Лихачеву удалось убедить в нецелесообразности заказа двух однотипных кораблей одной фирме, предлагая, кроме миноноски Герешофа, разместить заказы на подобные корабли на английских заводах «Торникрофт» и «Ярроу», а также на французском заводе «Норман» («A.Normand»). Сам И.Ф.Лихачев отдавал предпочтение заводу «Торникрофт», предлагая приобрести одну из строившихся там миноносок II класса (2nd class torpedo boat), имевших на вооружении две мины Уайтхеда и предназначенных исключительно «для службы на судах». После непродолжительных переговоров от заказа фирме «Норман» решили отказаться и приобрести «подъемные миноноски» у обеих английских фирм.
В конце июля 1879 года кредиты были отпущены, но, как вскоре выяснилось, сама идея себя не оправдала — миноноски не удовлетворяли предъявляемым к ним требованиям. Миноноска Торникрофта, доставленная в Кронштадт английским пароходом «Лена» 24 июня 1880 года, по словам контр-адмирала К.П.Пилкина, «далеко не отвечала боевым требованиям ни как судовая минная шлюпка, ни как миноноска для самостоятельного плавания», Для первой цели она оказалась «слишком громоздка и тяжела» и представляла «род очень неудобного груза, но не боевого средства», для второй — недостаточно мореходна. Скорость, составлявшая по контракту 16 уз, снижалась при опущенных «по боевому» спусковых решетках с минами Уайтхеда до 7 уз, а с решетками, поднятыми «по походному», миноноска не обладала достаточной остойчивостью. Убедившись в бесплодности дальнейших испытаний, миноноску в сентябре 1881 года перечислили в «паровой катер № 111» и передали Минному отряду.
Вид сбоку, продольный разрез и вид сверху миноноски II класса, приобретенной у фирмы «Торникрофт»
Испытания миноноски Герешофа длительное время откладывались из-за неисправности котла, а вскоре надобность в ней вообще отпала в результате активной деятельности командующего Черноморским флотом адмирала А.А.Пещурова, еще в октябре 1879 года выступившего с инициативой приобретения в Англии миноноски «с приспособлением к ней всех усовершенствований, придуманных в последнее время», касавшихся в основном улучшения мореходных качеств и увеличения скорости. Солидарный с ним И.Ф.Лихачев в отношении от 11 ноября того же года писал, что лучшие из имеемых миноносок «не имеют хода, которого достигают миноноски 1 класса, введенные во флотах первейших морских держав... и принимают на борт недостаточное количество угля». Он предлагал «пока нет политических препятствий» поддержать предложение Пещурова. В результате заказанная фирме «Ярроу» миноноска 2 класса была перепродана на стапеле, а вместо нее в ноябре 1879 года заказали на том же заводе миноноску «1 класса усовершенствованного типа "Lightning"», которой присвоили наименование «Батум».
Спущенная на воду 31 мая 1880 года, эта миноноска (как поначалу она неофициально классифицировалась) совершила самостоятельный переход на Черное море, ознаменовав тем самым рождение нового класса кораблей — мореходных миноносцев. И несмотря на то, что с постройкой «Батума» не удалось осуществить все предъявляемые к мореходному миноносцу требования, тем не менее этот корабль стал шагом вперед по сравнению с существовавшими до него миноносками и послужил прототипом для постройки последующих миноносцев.