Переход на Тихий океан
В октябре 1902 года руководство Морского ведомства, обратившее свое внимание на важность эскадренного взаимодействия боевых кораблей, формировало на Балтике новый отряд. Целью ему ставилось не только осуществить очередной переход на Дальний Восток только что вступивших в строй кораблей, но и за время похода провести обучение их экипажей навыкам эскадренного плавания. По этим соображениям поход намечалось совершить в условиях, максимально приближенных к условиям военного времени: соблюдение строя на сокращенных дистанциях, вплоть до 1 кб между кораблями; организация дозорной и разведывательной службы с оповещением эскадры о замеченных судах; постоянные эволюции; артиллерийские и минные учения.
Если раньше корабли Балтийского флота направлялись на Тихий океан в одиночку или небольшими группами, то в этот раз планировалось создать внушительное соединение в следующем составе: эскадренные броненосцы «Ретвизан» и «Победа», крейсеры «Баян», «Богатырь», «Боярин», «Диана» и «Паллада». В Средиземном море к ним должны были присоединиться пять миноносцев французской постройки — «Властный», «Внимательный», «Внушительный», «Выносливый», «Грозовой» и два отечественной — «Бурный» м «Бойкий» (оба типа «Буйный»); в Индийском океане планировалось нагнать вышедшие ранее крейсеры «Аскольд» и «Новик». Командовать отрядом назначили контрадмирала Э.А.Штакельберга, который по прибытии на место становился вторым младшим флагманом Тихоокеанской эскадры.
Но уже изначально собрать отряд в таком составе не удалось, Не вошел в него "Баян», а также уже ушедшие далеко вперед «Аскольд» и «Новик»; не удалось также присоединились к нему третий миноносец типа «Буйный», миноносцы №212, №213. № 221 и № 222. Главной причиной этого стала мучившая отряд все время его существования низкая надежность кораблей отечественной постройки.
Прибывший в Кронштадт 8 октября 1902 года «Боярин» сразу же осмотрела комиссия МТК. Она информировала Главный морской штаб, что крейсер не нуждается ни в каких дополнительных испытаниях как по кораблестроительной, так и по механической и артиллерийской частям. Требовалось лишь произвести по два выстрела из каждого торпедного аппарата да проверить действие колоколов громкого боя, причем в случае неисправности последних их предлагалось снять, а замену выслать в Порт-Артур позднее.
27 октября последние корабли отряда покидали Кронштадт. И если «Победа» и «Богатырь» направились в Либаву, где их уже несколько дней поджидали «Ретвизан», «Паллада» и «Диана», то «Боярин», с 14 офицерами и 314 матросами на борту, в 12 часов дня, имея пар в шести котлах, пройдя входные бочки Большого Кронштадтского рейда и отсалютовав крепости семью выстрелами, взял курс на Копенгаген — на заводе планировалось выполнить мелкие ремонтные работы.
«К вечеру ветер SW, который был при выходе совершенно незначительным, понемногу начал свежеть и дошел к ночи до 3—4 баллов. Состояние моря было тоже 3 —4 балла, и 28 октября между Дагерорпортом и Ротландом сила ветра и волнения достигла своего masimuma [максимума] и доходила до 5 баллов; крейсер имел полный ход и держался против волны отлично; изредка на полубак попадали всплески и гребни волн срывались около шлюпбалок, мусорного рукава и выстрелов; на полубаке было очень мало воды. Всходил крейсер на волну отлично и перебоев [в работе] винтов не было, только изредка верхняя часть пера руля оголялась». Пройдя от Кронштадта 697 миль за 51 ч 30 мин со средней скоростью 13,5 уз, «Боярин» 29 октября прибыл на завод.
Догнал крейсер «свои» корабли через три недели, 19 ноября, в английском порту Портленд. Но здесь стало известно, что экипажу «Боярина» поручено при выходе из Красного моря в Индийский океан отделиться от отряда адмирала Э.А.Штакельберга и посетить важнейшие порты Персидского залива с целью очередной демонстрации политических интересов России в этом регионе.
24 ноября 1902 года, через несколько часов после выхода отряда из Портленда, на борту «Боярина» застрелился старший механик корабля И.Ф.Блюменталь — о том, что случилось, теперь остается только догадываться. По приказу адмирала крейсер отделился от отряда и ушел вперед, в испанский город Виго, где без воинских почестей, но в присутствии офицеров и матросов экипажа тело предали земле,
В Средиземном море к отряду стали присоединяться миноносцы: в Алжире в начале декабря — «Бурный» и «Бойкий»; в греческом Пирее в конце того же месяца — пять миноносцев французской постройки.
Встретив новый 1903 год, корабли отдельными группами направились в Суду и далее в Порт-Саид.
Уже в Порт-Саиде уходит вперед «Боярин»; из-за постоянных поломок отстает, и уже окончательно, -Победа»; «Богатырь» буксирует неисправный миноносец "Бойкий»; вскоре разделились и остальные корабли—отряд контр-адмирала Э.А.Штакельберга, как организованное соединение, перестал существовать.
Пройдя Суэцкий канал и Красное море, «Боярин» направился в Персидский залив — этот многонациональный регион с влиянием различных религиозных течений и уже два века являвшийся сферой интересов Великобритании. Здесь имелись территории, принадлежащие этой крупнейшей колониальной державе; внутренняя и внешняя политика части государств диктовалась из Лондона; здесь постоянно присутствовали английские корабли-стационеры. При таком ничем не ограниченном могуществе англичане, несомненно, опасались «внедрения» в этот регион других европейских стран, что к описываемому времени удалось сделать Франции, «закрепившейся» в городе Маскате.
Россия в таких условиях могла демонстрировать свои политические интересы лишь созданием в 1901 году русских консульств в Бушире и Басре да эпизодическими заходами отдельных, из числа направлявшихся в Порт-Артур, боевых кораблей. Первым таким кораблем, посетившим Персидский залив в феврале 1900 года, стала канонерская лодка «Гиляк», старшим офицером которой был в тот период лейтенант В.Ф.Сарычев. На ее борту находились и лейтенанты М.К.Бахирев и М.А.Беренс — будущие адмиралы российского флота. Позднее в залив заходили крейсеры «Аскольд» и «Варяг».
Наибольшая сложность для наших кораблей заключалась в отсутствии собственных угольных баз. Так, командиру канонерской лодки «Гиляк» капитану 2 ранга И.Б.Индрениусу пришлось в Бендер-Аббасе три дня убеждать английского губернатора продать ему у голь—столько, сколько корабль сможет принять на борт, В ямы тогда загрузили 156 т угля и еще 129 т — на верхнюю палубу, что в сумме для этого корабля в четыре раза превышало величину нормальных запасов.
К приходу «Боярина» в залив отношения с Великобританией, союзницей Японии, значительно осложнились, и «просить» уголь у англичан уже не представлялось возможным. По этой причине российское Министерство иностранных дел достигло договоренности о том, что «Боярин» будет обеспечиваться водой и топливом французскими властями, В ответ Франция выставила требование о совместном плавании «Боярина» с французским кораблем-стационером — крейсером III ранга «Internet», чем пыталась, с одной стороны, принизить политическое значение посещения залива российскими судами, а с другой — продемонстрировать поддержку своего союзника, России, в деле укрепления французского влияния в этом регионе.
30 января 1903 года «Боярин» прибыл в Джибути, где его поджидал французский крейсер, и откуда, собственно, и начался обход Персидского залива.
В этом порту основательно почистили котлы и погрузили 228 т угля и 155 т воды, заполнив все, что можно было заполнить, в том числе и коридоры между угольными ямами. Только зная по собственному опыту, что в это время года в заливе не ожидается сильных ветров, Сарычев пошел на риск перегрузки корабля: на борту к моменту выхода находилось 628 т топлива и 165 т воды в междудонном пространстве. Но только таким образом выяснилось наличие крайне неудачной проектной центровки крейсера — он сел «свиньей» с дифферентом в 0,5 м, что, несомненно, затрудняло управление, и в первую очередь при попутном ветре. Поскольку перемещать топливо не позволяло отсутствие сообщения между угольными ямами, а по выходе из Джибути машинная команда, в целях равномерной эксплуатации котлов, вынужденно задействовала их кормовую группу, то к приходу в Маскат крейсер просел на нос еще значительнее.
10 февраля в Маскате В.Ф.Сарычев нанес официальный визит местному султану. «Разговор коснулся посещения "Варяга" и "Аскольда", которые, очевидно, оставили глубокое впечатление и дали яркое представление о силе России».
На следующий день корабли направились в Бушир, но из-за северо-северо-западного ветра, усилившегося до 8—9 баллов, французский крейсер снизил скорость до 7 уз, вынуждая то же сделать и "Боярина». Ветер стих, но лег густой туман, и пришлось идти по счислению.
Корабли, подошедшие к Буширу 14 февраля, под проводкой лоцмана встали на рейде. «Боярин» отсалютовал 21 выстрелом, «на что получил ответ равным числом с парохода "Пересполис" с подъемом русского флага, который... был дан на "Пересполис" еще командиром лодки "Гиляк" и сохранялся с тех пор с почтением»,
Командиры посетили губернатора персидской провинции, а на следующий день провели для него показательные артиллерийские учения с двумя выстрелами из 120-мм орудий ''Боярина». В Бушире со специально пришедшего сюда парохода «Гулистан» экипаж «Боярина» погрузил 200 т угля, что давало теперь возможность «обойти порта залива и дойти до Карачи». Вечером 19 февраля на «Боярин» прибыл управляющий генеральным консульством в Бушире Г.В.Овсеенко; вскоре корабли снялись с якорей и направились в Кувейт.
Г.В.Овсеенко—опытный дипломат, великолепно знавшим местные языки и обычаи, — поставил дело так. что отныне, при приходе в очередной порт, главы местной власти вначале посещали "Боярин», нанося официальный визит ему, генеральному консулу России, и лишь затем наносились ответные визиты местным властям. В таких условиях, при отсутствии на борту дипломатического представителя своей страны, французский крейсер III ранга «Internet», фактически являвшийся канонерской лодкой, вынужден был довольствоваться исполнением роли почетного эскорта при следовавшем на "Боярине» российском консуле. Тем самым Г.В.Овсеенко свел на нет попытки французской дипломатии принизить значение визита нашего корабля.
Немаловажным было и то обстоятельство, что командовал «Боярином» именно В.Ф.Сарычев, встречавшийся ранее с местными шейхами, султанами и губернаторами. Таким "Знакомым» оказался шейх Кувейта Мубарек, который «мало изменился за время 3-х лет». В Линге Сарычев встретил двоих: местного губернатора, который был «знаком еще со времени прихода в залив лодки "Гиляк"», и командира стоящего на рейде английского крейсера III ранга «Perseus»; английский офицер, как и Сарычев, в июне 1900 года принимал участие в бою за китайские форты Таку.
Уже в Маскате этот же крейсер «Perseus» в момент посещения султаном "Боярина» начал полным ходом маневрировать на рейде, проводя при этом артиллерийские учения. Такое демонстративное неприятие англичанами факта прибытия султана на российский корабль вызвало «только насмешки и остроты; говорилось, что крейсер "Perseus", видимо, заболел с досады и поэтому [теперь] бегает взад и вперед». Тем временем на борту -Боярина» султана знакомили с устройством пулеметов системы Максим.
Здесь, в Маскате, и закончилась дипломатическая миссия «Боярина» — Г.В.Овсеенко покинул крейсер с тем, чтобы на попутном пароходе вернуться в Бушир. В своем отчете об этом плавании В.Ф.Сарычев писал: «Лучшее разрешение вопроса о плавании в Персидском заливе наших судов и о показе Русского флага... было бы учреждение специального станционера, для залива, который находился бы в распоряжении консульства либо в Бушире, либо в Басре». Аналогичную мысль в своем рапорте высказывал ранее и командир крейсера «Варяг» В.И.Бэр.
Расход угля крейсером «Боярин» при плавании от Суды до Коломбо в 1903 году
Маршрут |
Даты переходов |
Расстояние, миль |
Время перехода, ч |
Средняя скорость, уз |
Общий расход угля, т |
Расход угля за 1 ч, кг |
Расход угля на 1 Милю, кг |
Суда — Порт-Саид |
19—21 января 507 |
46,50 |
10,9 |
62,9 |
1352 |
124,0 |
|
Суэцкий канал (Порт-Саид — Суэц) |
24—25 января |
89 |
17,00 |
5,2 |
21,6 |
1265 |
242,7 |
Суэц — Джибути |
25 — 30 января |
1298 |
113,00 |
11,5 |
182,8 |
1619 |
140,8 |
Джибути — Маскат |
4 — 10 февраля |
1367 |
132,00 |
10,4 |
201,7 |
1534 |
147,5 |
Маскат — Бушир |
11— 14 февраля |
651 |
70,50 |
9,2 |
99,8 |
1410 |
153,3 |
Бушир — Кувейт |
19— 20 февраля |
165 |
15,50 |
10,6 |
24,6 |
1582 |
149,3 |
Кувейт — Линга |
23—25 февраля |
439 |
43,50 |
10,1 |
69,5 |
1600 |
158,4 |
Линга — Бендер-Аббас |
26—27 февраля |
120 |
12,75 |
9,4 |
18,2 |
1429 |
152,0 |
Бендер-Аббас — Маскат |
1—2 марта |
243 |
24,00 |
10,1 |
35,5 |
1476 |
146,1 |
Маскат — Карачи |
4—6 марта |
446 |
39,00 |
11,4 |
63,2 |
1616 |
141,8 |
Карачи — Коломбо |
10—15 марта |
11335 |
131,00 |
10,2 |
185,4 |
1417 |
138,9 |
Всего |
19 января — 15 марта |
6660 |
644,75 |
10,3 |
963,2 |
1489 |
144,6 |
Именно таким судном и задумывалась спроектированная в том же 1903 году канонерская лодка «Хивинец». Но к моменту окончания ее постройки ситуация изменилась, и «Хивинец» направили стационаром в Средиземное море — туда, где ранее, до Русско-японской войны, Балтийский флот традиционно держал полноценную эскадру.
4 марта в 8 ч утра, обменявшись прощальными салютами с французским крейсером, "Боярин» взял курс на Карачи. Приняв в этом порту 300 т угля, корабль направился в Коломбо, где 15 марта стал на рейде перед крейсером «Богатырь».
После почти трехнедельного отдыха команды, ремонта машин и механизмов, чистки котлов, пополнения запасов, «Боярин» 3 апреля направился в Сабанг и далее в Сингапур.
22 апреля адмирал Э.А.Штакельберг из всего состава своего отряда привел в Порт-Артур лишь два корабля — «Ретвизан» и «Палладу». «Диана», не дошедшая до Порт-Артура одного перехода, по приказу командования на четыре дня задержалась в Нагасаки, «Боярин» в эти дни направлялся в Шанхай, «Богатырь» с миноносцами «Бурный» и «Бойкий» находился в Гонконге, а остальные миноносцы — в Амоэ. Больше всех отстал державший курс на Коломбо броненосец «Победа».
«Боярин», покинув Шанхай 8 мая 1903 года, через пять дней бросил якорь на рейде Порт-Артура.