Дальневосточная служба «Боярина»
В Порт-Артур «Боярин» прибыл в разгар проводившихся в Желтом море маневров и сразу же принял в них участие, При эволюциях эскадры новый крейсер использовался по своему прямому назначению в качестве ближнего разведчика и репетичного судна: находясь вне кильватерного строя эскадры, «Боярин» дублировал для нее сигналы флагманского корабля.
По окончании маневров, включавших и ночную контргалсовую стрельбу, 4 июня 1903 года в Порт-Артуре прошел торжественный смотр морских сил России на Тихом океане. Проводился смотр а день четвертой годовщины взятия китайских фортов Таку. В военно-морском параде приняли участие практически все корабли Тихоокеанской эскадры. Финалом праздника стали гребные гонки, в которых стартовало более 200 шлюпок. А через неделю эскадра пополнилась еще одним боевым кораблем — после более семимесячного плавания до Порт-Артура добрался замыкающий корабль из отряда контр-адмирала Э.А. Штакельберга, броненосец «Победа».
Ввиду крайней необходимости ввода в док броненосцев, в середине июня намечалось направить их во Владивосток. С ними должен был следовать и «Боярин», но из-за нового обострения дипломатических отношений с Японией наместник на Дальнем Востоке Е.И.Алексеев решил повременить с выходом кораблей, Оставшийся в Порт-Артуре «Боярин» с 1 июля вывели а вооруженный резерв; броненосцы же ушли на ремонт лишь в конце июля.
Начав кампанию в конце августа, «Боярин» сразу же направился сопровождать перебазируемые во Владивосток три номерных миноносца. Этот порт крейсер покинул совместно с броненосцами 11 сентября.
В связи с возвращением в Порт-Артур броненосцев из Владивостока, а также из длительного плавания отряда в составе четырех крейсеров, Е.И.Алексеев решил приурочить к этому событию плановые осенние маневры и провести их по ставшему уже традиционным сценарию: прорыв в Желтое море «нападающей» эскадры; бомбардировка и блокирование Порт-Артура: высадка десанта, Из-за очередного обострения отношений с Японией начавшиеся удачно и продлившиеся несколько дней маневры были 18 сентября прерваны по приказу наместника — не состоялось ни блокирования крепости, ни высадки десанта. Эскадра в боевой готовности в ожидании дальнейшего развития событий сосредоточилась в Талиенванской бухте.
В этой бухте в середине октября прошел смотр кораблей эскадры, который стал заключительным этапом не только маневров, но всего летне-осеннего периода боевой подготовки в целом. Проводивший его генерал-адъютант Е.И.Алексеев -нашел эскадру в хорошем состоянии и боевой готовности».
Особое внимание наместник уделил вновь прибывшим кораблям из бывшего отряда контр-адмирала Э.А. Штакельберга. В своем рапорте генерал-адъютант писал: "Крейсер 2-го ранга "Боярин" пришел [на Дальний Восток] в полном порядке...
Крейсер прочной постройки и хорошее морское судно. Очень выгодный, в отношении расхода угля, разведчик, но много отведено места для офицерских помещений, излишне увеличивая его корпус».
Критично Е.И.Алексеев отзывался о «Новике»: «По своему наружному виду — скорее больше размером миноносец, чем крейсер. Постройка с обычными для завода "Шихау" недостатками, так как ради достижения большего хода, как корпусу, так и котлам и машинам, из экономии веса, даны размеры, близкие с границей предела крепости. Пришел в полном порядке и исполнял все ходовые поручения пока без отказа, но в свежую погоду, против волны, должен уменьшать ход. Потребует большой заботливости в сохранении и в скором времени ремонта».
Резко негативным было мнение наместника о прибывших бронепалубных крейсерах типа «Диана»: «Крейсера 1-го ранга «Диана» и «Паллада», выстроенные на казенной верфи в С.-Петербурге, значительно отстали от своих иностранных сотоварищей по всем частям, как в отношении хода и артиллерии, так и законченности и обдуманности проекта, а также и выполнения работ. Так, например, еще в Кронштадте комиссия указала, что контрактное число сил достигается без четырех котлов, таким образом, они являются лишним грузом. Между тем, для полного комплекта артиллерийских снарядов места не нашлось и патронные погреба расположены частью рядом с котлами. Морские качества тоже не высоки, так как крейсера зарываются носом, ход же полный не достигает [контрактных] 20-ти узлов».
В то же время, при всех своих преимуществах, корабли иностранной постройки обладали и общим недостатком — их трудно было снабжать и ремонтировать, поскольку подавляющее большинство предметов снабжения и запасных частей можно было достать только на том заводе, где корабль строился. Так, на заводе «Бурмейстер ог Вайн» пришлось заказывать барабан стального фасонного литья взамен лопнувшего на брашпиле «Боярина». Очень удивило Е.И.Алексеева то. что на новых кораблях иностранной постройки стояли радиопередатчики с дальностью действия, не превышающей 10—15 миль, тогда как более старые аппараты кораблей порт-артурской эскадры, после незначительных усовершенствований, выполняемых минными офицерами, уверенно действовали на удалении до 25 миль, а при благоприятных обстоятельствах и до 60. И это тем более казалось странным, поскольку всем было известно, что германские заводы на корабли своего флота устанавливали передатчики с дальностью действия 50 —100, а то и более миль.
1 ноября 1903 года часть кораблей Тихоокеанской эскадры как в Порт-Артуре, так и во Владивостоке вывели в вооруженный резерв. По составленному еще в начале лета графику в их число, сроком на три месяца, должен был попасть и «Боярин», но его оставили в кампании.
19 ноября эскадра Тихого океана получила свое очередное, но оказавшееся последним, пополнение — на рейде Порт-Артура бросили якоря эскадренный броненосец «Цесаревич» и крейсер "Баян». А уже на следующий день броненосец -Петропавловск» (флаг командующего эскадрой вице-адмирала О.В.Старка) и "Боярин» покинули Порт-Артур и направились в Чемульпо. Здесь уже находились броненосец «Полтава», канонерская лодка "Бобр», миноносцы "Грозовой» и "Внушительный». Визит в корейский порт относительно крупного отряда являлся демонстрацией военной силы, попыткой морально воздействовать на Японию, последние годы проводившую довольно успешную политическую и экономическую экспансию Кореи.
Через пару дней в Порт-Артур ушел «Бобр», еще через три—четыре ушли «Петропавловск», «Полтава» и «Внушительный». После прибытия в Чемульпо «Гиляка» этот корейский порт в начале декабря 1903 года покинули «Боярин» и «Грозовой».
Политическая обстановка все больше накалялась, и «Боярин» в конце того же месяца вновь оказался в Чемульпо: командование сочло необходимым держать здесь стационером не только канонерскую лодку, но и крейсер.
С приходом 29 декабря в Чемульпо крейсера «Варяг» старшинство над российскими кораблями переходит к командиру «Варяга», капитану 1 ранга В.Ф.Рудневу. По его приказу на следующий день в Порт-Артур направился «Боярин», а в первый день нового 1904 года вслед за ним ушел и «Гиляк», оказавшийся последним российским кораблем, покинувшим этот порт, Вскоре на рейде бок о бок с «Варягом» встал «Кореец». Его попытку 25 января покинуть Чемульпо японцы пресекли силой—так для легендарных с тех пор кораблей война началась на сутки раньше, чем для всей России,