Трое суток войны
Поздним вечером 26 января 1904 года 16 боевых кораблей эскадры Тихого океана стояли на внешнем рейде Порт-Артура. Располагались они в четыре линии; «Боярин», вместе с броненосцами "Петропавловск», «Полтава", "Севастополь» стоял во второй линии от берега.
Первые японские миноносцы появились в 23 ч 35 мин, и корабли эскадры открыли артиллерийский огонь, Противник провел три атаки — бой то разгорался, то затихал. После 1 ч ночи японские миноносцы скрылись; вице-адмирал О.В.Старк послал вдогонку крейсеры «Новик» и «Аскольд», а в 2 ч ночи — и "Боярин». Если первых два корабля вскоре вернулись, то -Боярин» присоединился к эскадре лишь в 8 ч. Ему, единственному из посланных в охранение, довелось открыть артиллерийский огонь.
Начинало уже светать, когда у мыса Сяобиндао заметили медленно удаляющийся от Порт-Артура миноносец. Крейсер быстро нагнал его и открыл огонь. Несколько снарядов упало рядом с миноносцем, и только тогда с уходящего от преследования корабля дали опознавательный сигнал. Этим кораблем оказался «Сильный», из-за неисправности машин отставший от своего отряда; его командир, еще ничего не знавший о начале войны, самостоятельно направлялся в Дальний. С крейсера вместе с ответным сигналом принесли извинения за стрельбу.
Вскоре после возвращения «Боярина» в Порт-Артур показались шедшие в кильватерной колонне четыре крейсера II ранга типа «Иосино». На флагманском броненосце «Петропавловск» подняли сигнал: «Крейсерам атаковать неприятеля».
Дальнейшие действия командующего эскадрой отличались большой непоследовательностью. Примерно через 10 мин ушедшие с рейда «Аскольд», «Баян» и вспомогательный крейсер «Ангара» отзываются обратно и в сторону противника направляются миноносцы. Их вернули через 5 мин — вице-адмирал Старк поручил уже броненосному отряду нагнать и атаковать противника. Броненосцы начали поспешно сниматься с якоря и к 8 ч 40 мин были на ходу.
Между тем японские крейсеры, пройдя расстояние 35 кб, в 9 ч 10 мин скрылись за горизонтом. Вся наша эскадра повернула последовательно вправо на обратный курс и направилась на рейд. Примерно через час корабли вновь стояли на якорях у Порт-Артура.
«Боярин», ожидая распоряжения уйти в разведку, маневрировал на внешнем рейде. И такое распоряжение не заставило себя долго ждать: в 10 ч семафором ему было приказано: «Идти от Ляотешана на Ost на 15 миль».
К этому времени четыре японских крейсера-разведчика уже присоединились к находящимся на 20 миль к юго-востоку от Порт-Артура главным силам адмирала Того. Шесть броненосцев и девять крейсеров выстроились в одну кильватерную колонну и взяли курс на северо-запад. На флагманском броненосце «Микаса» развевался сигнал: «Намерен атаковать главные силы неприятеля».
«Боярин», обнаружив приближающегося противника, повернул обратно и с расстояния более 40 кб произвел три выстрела из своего ретирадного 120-мм орудия: тем самым он не столько отбивался от преследующих его японцев, сколько привлекал внимание своих. Выпущенные в ответ снаряды противника упали с недолетом. На помощь "Боярину» О.В.Старк направил крейсеры I ранга и «Новик». Но пока они снимались с якоря, "Боярин», возвращавшийся полным ходом с поднятым сигналом: «Вижу неприятельскую эскадру из восьми кораблей», появился на рейде. В 11 ч, когда крейсеры были уже на ходу, на горизонте ясно стали видны 15 кораблей, державших в кильватерном строю курс на Порт-Артур. Вновь наступила череда непоследовательных приказов, и в итоге к моменту открытия огня японцами броненосный отряд только снимался с якоря.
Произошедший на контргалсах бой продолжался чуть меньше часа, и к полудню противники разошлись — японская эскадра направилась в море, наши корабли ее не преследовали.
Все это время В.Ф.Сарычев, не имея точного распоряжения на случай боя и опасаясь подставить крейсер под снаряд крупного калибра, держался в стороне, ведя при этом достаточно редкий артиллерийский огонь, затем вступил в кильватер за проходившим мимо «Аскольдом». «Снарядов в крейсер не попало, но один из них пролетел очень близко над задней трубой, и она пошатнулась настолько. что с мостика это было заметно, а давлением воздуха выбросило огонь из топок задней кочегарки и весь уголь, так что кочегары бросились к предохранительному ВОДОПРОВОДУ И ПУСТИЛИ ВОДУ».
Сразу же после боя командующий эскадрой посылает «Боярина» атаковать показавшиеся на горизонте судно и миноносец. Ими оказались возвращавшиеся из бухты Тортон минный крейсер «Всадник» и буксир «Силач». К счастью, в этот раз дело до открытия огня не дошло.
В ожидании новых приказов крейсер вновь, не вставая на якорь, маневрировал на внешнем рейде, затем в 17 ч 30 мин ушел сопровождать минный транспорт «Енисей», направленный выставить мины в бухте Талиенван. «Боярин» довел его до места назначения; к 22 ч крейсер вернулся в Порт-Артур.
Закончились первые сутки, одни из самых тяжелых в начавшейся войне — первые из трех, отведенных «Боярину» судьбой. Несомненно, что В.Ф.Сарычев оставил минный транспорт без охранения, действуя в соответствии с полученным приказом командования, но именно это событие стало первым в цепочке последовавших затем событий, которые в итоге, и очень скоро, привели к гибели как «Енисей», так и «Боярина».
В течение ночи и почти всего следующего дня с транспорта выставлялись минные заграждения. Его экипажу пришлось работать в условиях свежей погоды и снежной пурги. Наибольшая сложность заключалась в том, что командир «Енисея» капитан 2 ранга В.А.Степанов по интенсивной работе беспроволочного телеграфа предполагал близкое присутствие противника и вынужденно держал значительную часть команды в боевой готовности у орудий, что, несомненно, замедляло постановку мин.
К семи вечера транспорт выставил две линии минных заграждений. Одна тянулась на север от острова Норд-Саншантау, вторая —на юг от острова Зюйд-Саншантау. Интервал между минами составлял 50 м. Таким образом, два фарватера к порту Дальний оказались перекрытыми. Из выставленных 320 мин всплыло лишь три — их подорвали с шлюпок пироксилиновыми шашками.
«Енисей» по единственному остававшемуся и проходившему между островами Саншантау фарватеру вошел на рейд Дальнего. Отсюда его командир выслал 8 штаб Е.И.Алексеева схему минных заграждений. Он сообщил также, что утром намерен использовать еще имеющиеся на борту мины. К полудню 29 января заградитель выставил последние восемьдесят две.
Не имея никакого охранения, ожидая в любую минуту появления неприятеля, а потому торопясь покинуть опасный район, В.А.Степанов, несмотря на предостережения минного и штурманского офицеров, решил не тратить время на спуск шлюпок, а подходя поочередно задним ходом к двум всплывшим минам, уничтожить их огнем кормовых орудий. Во время этих маневров у правого борта под мостиком произошел взрыв еще одной неожиданно всплывшей мины. На корабле сдетонировал запас пироксилина, и в течение 15 мин «Енисей» затонул. Погибла большая часть экипажа, в том числе и остававшийся все время на мостике командир.
В Дальнем слышали выстрелы, взрывы, затем увидели в тумане приближающиеся силуэты коммерческих судов, которые приняли за боевые корабли. Начальник гарнизона Дальнего генерал-майор А.В.Фок поспешил сообщить телеграммой Е.И.Алексееву о нападении японских миноносцев.
По получении таких известий в Порт-Артуре В.Ф.Сарычеву поручили спешно направиться в Дальний. Контр-адмирал М.П.Молас, отдавая приказ, предупредил командира крейсера, что бухта Талиенван заграждена минами, но место их положения указал на карте лишь приблизительно, так как более точными данными в тот момент не располагал.
В тот же день, 29 января 1904 года, в 14 ч 30 мин «Боярин», миноносцы «Властный», «Внушительный», «Сторожевой» и «Расторопный» покинули Порт-Артур. Не встретив на пути в Талиенван японских миноносцев, они направились к острову Зюйд-Саншантау. Находясь в 1,5—2,5 милях к югу от его южной оконечности, крейсер в 16 ч 08 мин оказался непосредственно на линии минных заграждений.
Взрыв произошел с левого борта в районе миделя под кочегарными отделениями. Погибло девять матросов; пыль из угольных ям окутала корабль; вода быстро заполнила поврежденные отсеки, но ее дальнейшему распространению помешали задраенные еще до взрыва двери и люки. «Боярин» накренился на 15° и погрузился левым бортом до иллюминаторов. Экипаж начал заводить пластырь, пустил в ход водоотливные средства, но те из-за прекращения подачи пара быстро остановились, а крен продолжал нарастать. «При таких условиях и [из-за] наступления темноты, командир капитан 2-го ранга Сарычев, опасаясь потерять возможность спустить шлюпки, решил приступить к спасению команды на подошедшие миноносцы".
Корабли сопровождения стали принимать людей со шлюпок либо прямо с борта на борт, К 17 ч моряки «Боярина» разместились на миноносцах, причем командир покинул крейсер последним. Как писал позднее в своем рапорте В.Ф.Сарычев: «...спокойствие команды было примерное, большинство взяли с собою винтовки».
Два миноносца, на борту одного из которых находился В.Ф.Сарычев, сразу же направились в Порт-Артур. Два других задержались и попытались потопить брошенный крейсер, но из-за неисправности торпед и торпедных аппаратов сделать это не удалось.
На следующий день, 30 января, по приказу командующего эскадрой в бухту Талиенван на поиск и, при возможности, спасение «Боярина» направляется начальник 1-го отряда миноносцев капитан 1 ранга Н.А.Матусевич; в его распоряжении находились миноносцы «Выносливый» и «Грозовой».
На подходе к бухте корабли расстреляли три всплывшие мины, еще с десяток за минувшую ночь взорвалось на берегу.
«Потерявшийся» крейсер заметили под самым берегом южной оконечности острова Зюйд-Саншантау. Подойти к нему на миноносцах по перекрытому минами южному фарватеру не представлялось возможным, и осмотровой партии пришлось добираться на шлюпке.
Крейсер стоял в 5—10 м от берега, приткнувшись носом и частично правым бортом к отмели. На берегу лежали барказ и два вельбота, у борта корабля плавал моторный катер. "Боярин» слегка покачивало, что говорило о том, что при полной воде он может быть отнесен в море. Пустынный берег не давал возможности закрепить крейсер перлинями и швартовами, и Н.А.Матусевич принял решение отдать якорь, но "Не стопорить при этом канат, дав последнему возможность по мере натяжения травиться".
Обследование состояния корабля продолжалось весь световой день. Видимые повреждения отсутствовали, внешне исправными выглядели главные и вспомогательные механизмы. Броневые люки, водонепроницаемые двери, крышки иллюминаторов оказались добротно задраены экипажем. В трюме, в корму от машинных и в нос котельных отделений, забортная вода отсутствовала. В машинном отделении левого борта просочившаяся вода заполнила междудонное пространство, а в отделении правого борта ее уровень поднялся до днищ цилиндров главных машин. Больше всего, как и ожидалось, вода заполнила котельные отделения, где она поднялась до уровня верхних решеток, На броневой палубе вода стояла лишь над котельными отделениями (больше на левом борту), но уровень ее не помешал осмотровой команде перемещаться по крейсеру,
Большое количество свободных от забортной воды помещений, общее состояние корпуса, да и всего корабля в целом, не оставляли сомнений в возможности его спасения. Для организации аварийно-спасательных работ требовалось: устроить на острове брандвахту; обеспечить с помощью паровых катеров сообщение между крейсером и берегом; провести вокруг тральные работы, а также промеры глубин; провести водолазное обследование корпуса; привлечь боевые корабли для охраны района и пароходы для заводки пластыря, откачки воды, вывода крейсера на глубокую воду и буксировки его в Порт-Артур.
Миноносцы простояли ночь в ближайшей бухточке, а утром 31 января направились в Дальний, где Н.А.Матусевич намеревался приступить к организации спасательных работ. Когда миноносцы покидали место аварии, крейсер находился на прежнем месте.
Корабли прибыли в Дальний в 9 ч, а через час дувший с зюйд-оста свежий ветер перешел в шторм со снежной пургой и видимостью на расстоянии не более 0,5 кб; о проведении в ближайшие часы спасательной операции не могло быть и речи. Шторм продолжался до рассвета следующего дня, причем ночью в Дальнем периодически слышали с моря отдаленные взрывы.
Прибывший к острову после шторма «Выносливый» не обнаружил «Боярина» Опрошенные китайцы рассказали, что в шторм крейсер сильно раскачивало и било о камни. Видели они его до наступления темноты, а ночью поблизости слышали несколько взрывов, к утру же корабля нигде не было.
Наиболее достоверную версию произошедшего высказал спасшийся с «Енисея» старший офицер лейтенант П.Я.Дрешер. По его мнению, во время ночной полной воды крейсер штормом сорвало с мели и отнесло в море; якорную цепь крейсер вытравил до жвака-галса. Затем, влекомый переменившимся на противоположное направление течением, «Боярин» поплыл в глубь бухты. Удерживаемый якорем корабль описывал вокруг южной оконечности острова дугообразную траекторию, что давало ему возможность пересечь створ южной линии минных заграждений на достаточном удалении от опасного места. Но в действительности эта линия, со слов того же П.Я.Дрешера, была поставлена несколько севернее, чем предполагалось по первоначальному плану, и северный ее край находился на удалении всего лишь 1—2 кб от места, где прежде у отмели стоял «Боярин». Крейсер, таким образом, сумел на цепи «дотянуться» до крайних мин. Слышанные китайцами взрывы только подтверждали высказанную версию.
Получив сообщение о гибели "Боярина», адмирал О.В.Старк, не нашел никакого оправдания действиям командира, особенно его решению покинуть место аварии в то время, когда «Боярин» еще продолжал держаться на воде, Е.И.Алексеев, полностью разделяя возмущение начальника эскадры, считал также виноватым В.Ф.Сарычева и в небрежном управлении кораблем в момент приближения крейсера к району с минной опасностью. Он приказал срочно провести расследование и передать его материалы на рассмотрение Временного военно-морского суда в Порт-Артуре. При всем этом наместник не обратил никакого внимания на действия причастного к гибели «Боярина», но вскоре произведенного в контр-адмиралы Н.А.Матусевича, оставившего без всякого присмотра корабль, спасение которого ему было поручено.
Заседание суда состоялось 12 февраля 1904 года. Суд признал В.Ф.Сарычева «виновным в том, что он при получении крейсером пробоин недостаточно убедился в плавучести судна и благодаря этому не принял должных мер к спасению такового, последствием чего было спешное снятие с крейсера команды и оставление судна. Небрежности же или неосторожности в действиях командира по управлению крейсером, которые были причиной гибели последнего, судом в обстоятельствах дела не [было] усмотрено». Меж тем удалось найти место гибели «Боярина». Крейсер лежал на левом борту в сорока метрах от юго-западной оконечности острова Зюйд-Саншантау. И если в полную воду над поверхностью возвышались лишь ноки мачт и реев, то в отлив наиболее возвышенная часть правого борта оголялась примерно на метр.
В.Ф.Сарычева назначили командовать морскими батареями, входящими в систему береговой обороны. Они комплектовались 47-мм и снятыми с «Ангары» 120-мм орудиями. Располагались батареи близ уреза воды и перекрывали своим огнем входной фарватер на внутренний рейд Порт-Артура, оказывая тем самым существенную поддержку несшей на фарватере сторожевую службу канонерской лодке «Гиляк» — кораблю, на борту которого еще недавно так блестяще начиналась командирская карьера В.Ф.Сарычева.
Перед Первой мировой войной имевший награды за участие в обороне Порт-Артура В.Ф.Сарычев в звании капитана 1 ранга, а затем и генерал-майора флота возглавлял Либавский полуэкипаж.
В заключение надо отметить, что если тип крейсера «Новик» имел свое продолжение в виде построенных по его чертежам крейсеров «Жемчуг» и «Изумруд», то «Боярин» так и остался кораблем единичной постройки. Один его улучшенный вариант разработали российские инженеры, другой — конструкторы фирмы "Бурмейстер ог Вайн", однако ни тот ни другой реализованы не были.
«Улучшенный "Боярин"» в российском варианте имел по проекту следующие основные тактико-технические элементы: вооружение: два 203-мм и восемь 120-мм орудий (все — в одноорудийных башнях), десять 75-мм орудий на верхней палубе и два 57-мм (или 47-мм) орудия на мостике; водоизмещение — 4850 т; длину между перпендикулярами 121,92 м, ширину 14,33 м, осадку 5,48м; скорость хода 23 уз, запас топлива 504 т.
Датский крейсер при водоизмещении 4200т имел следующие главные размерения: длину между перпендикулярами 117,35 м, наибольшую ширину 13,72 м и осадку 5,33 м. Вооружение состояло из одного 203-мм, семи 152-мм, восьми 75-мм, четырех 47-мм орудий и пяти торпедных аппаратов. Машины мощностью 14 500 л.с, обеспечивали бы крейсеру скорость хода 23 уз.
Уже в годы Первой мировой войны Морским генеральным штабом выдвигалось предложение назвать именем «Боярин» один из намечавшихся к приобретению за границей крейсеров. Это предложение так и осталось нереализованным.