«Императрица Мария»

 

Корабль, которому была суждена недолгая, но славная жизнь. Его судьба до удивления похожа на судьбу его давнего исторического предшественника — флагманского корабля адмирала П.С.Нахимова. У обо­их — счастливое удачливое начало боевой деятельности: парусная «Императрица Мария» под флагом П.С.Нахимова возглавляла русскую эскадру в Синопском бою 18 ноября 1853 года (все даты до 1 февраля 1918 года приведены по старому стилю), у обоих — всего лишь один год службы и до обидного неспра­ведливая гибель — не в открытом море, а в родной Севастопольской бухте. Почти столь же драматичной оказалась судьба и трех других линкоров некогда могучего Черноморского флота: «Императрицы Екатери­ны Великой», «Императора Александра III» и «Императора Николая I». Носившие звучные имена предста­вителей трехсотлетней династии, слишком уж не соответствовавшие дням несчастливого для России прав­ления ее последнего монарха императора Николая II, они ненадолго пережили «Императрицу Марию».

Судьбы «Императрицы Марии» и ее сверстников неразрывно переплелись с событиями эпохи. В лин­корах материализовались и многогранный талант отечественных инженеров, и традиционная доблесть рус­ских моряков, и вечная боль цусимской трагедии, и новь возрожденного флота, поднявшегося до высших ступеней искусства массирования огня. Эти корабли — свидетельство высокого, на уровне мировых об­разцов, развития отечественной промышленности и частного предпринимательства, сумевших в считан­ные месяцы почти на голом месте создать первоклассные заводы, строившие мощные корабли.

Взывают к памяти уроки гибели «Императрицы Марии»: опыт и потрясения многих десятилетий новой истории оказались необходимы для того, чтобы во всей ясности увидеть проявления «человеческого фак­тора», который одной своей стороной обусловил роковые промахи в проектировании корабля, а другой, как это понятно сегодня, привел его к гибели. Извечными останутся и споры историков о причинах непос­тижимо быстрого развала в конце 1917 года еще недавно высокоорганизованного, отлично действовавше­го Черноморского флота, не перестанет волновать и высокая трагедия заграничного исхода флота в ноябре 1920 года...