Проектирование
Решение об усилении Черноморского флота новыми линейными кораблями было вызвано намерением Турции приобрести за границей три современных линейных корабля-дредноута, что сразу обеспечило бы ей подавляющее превосходство на Черном море.
Для сохранения баланса сил российское Морское министерство настаивало на безотлагательном усилении Черноморского флота, о чем был сделан 23 сентября 1910 года доклад в Совете Министров. Разработанный на основе доклада и поддержанный председателем Совета Министров П.А.Столыпиным законопроект был принят Государственной думой в марте 1911 года и в мае утвержден императором Николаем II. Из предназначенных для «обновления Черноморского флота» 150,8 млн. руб. на постройку трех линейных кораблей, девяти эскадренных миноносцев и шести подводных лодок выделялось 102,2 млн. руб. (остальные деньги предназначались на усиление средств ремонта и базирования флота). Каждый линкор, как вскоре было уточнено, стоил около 27,7 млн. руб.
Для ускорения постройки их архитектурный тип и важнейшие проектные решения принимались в основном по опыту и образцу заложенных в 1909 году в Петербурге четырех линейных кораблей типа «Севастополь». Подобный подход позволил значительно ускорить процесс разработки стратегических и тактических заданий на новые линейные корабли для Черного моря, но вместе с тем заведомо заложил в новых проектах недостатки, присущие балтийским дредноутам, в том числе и линейно-монотонное (то есть с размещением в диаметральной плоскости поодиночке) расположение башен главного калибра.
Проистекало это не от сомнений и компромиссов, а наоборот — от глубочайшей убежденности Морского генерального штаба (МГШ), что такое расположение является наилучшим из возможных. Поэтому согласно оговоренным МГШ условиям международного конкурса без колебаний отбраковывались все проекты (а среди них один принадлежал и Балтийскому заводу), в которых предлагалось ставшее вскоре традиционным в мире линейно-возвышенное (то есть такое, при котором из двух башен, размещенных в диаметральной плоскости друг за другом, одна может стрелять поверх другой) расположение главной артиллерии, так как считалось, что у башен, стреляющих одна поверх другой, углы обстрела получаются меньше, чем при свободном, поодиночке, рассредоточении их по длине корабля. Для того чтобы создать наилучшие условия для управления огнем, было решено установить башни на одной высоте над ватерлинией, хотя при относительной низкобортности (что было сделано для уменьшения поражаемой поверхности) и большой длине кораблей концевые башни на значительном волнении страдали от забрызгивания и заливания. Чрезмерная влажность и сырость не способствовали, конечно, и повышению надежности электромеханизмов башенных установок. Много позднее носовую наделку с наклонным в надводной части форштевнем и протяженным (до первой башни) фальшбортом пришлось сооружать на направлявшемся из Балтики в Черное море линейном корабле «Парижская коммуна» (бывший «Севастополь»).
Наряду с недостатками перешли на черноморские линкоры и такие достоинства, как трехорудийные башни, считающиеся по праву выдающимся достижением отечественной техники. МГШ (возможно, чтобы компенсировать слабость огня по оконечностям) решительно поддержал идею создания такой башни и проявил в ее реализации похвальные стойкость и последовательность.
Ввиду почти полной идентичности проектных решений на балтийских и черноморских линкорах, Балтийский завод предлагал никакого специального проекта для Черного моря не разрабатывать и строить корабли точно по образцу балтийских. Имея налаженные производство, технологию и контрагентские поставки для четырех таких кораблей, строительство которых заканчивалось в Петербурге, Балтийский и Адмиралтейский заводы были готовы построить два из трех дредноутов, предусмотренных для Черноморского флота.
Однако все очевидные преимущества (высокое качество, скорость постройки, экономия средств, оперативное решение всех спорных вопросов по образцу головных кораблей), которые обещало предложение двух казенных заводов, не переубедили Морское министерство: ставка была сделана на широкое привлечение банковского капитала и частного предпринимательства. Постройку как дредноутов, так и других кораблей черноморской программы поручили двум частным заводам в Николаеве. Один, сооруженный в 1897 году и имевший некоторый судостроительный опыт (две серии миноносцев, башни и машины броненосца «Князь Потемкин-Таврический», ряд гражданских и портовых судов), принадлежал многопрофильному Обществу Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ), другой — под маркой Русского судостроительного акционерного общества («Руссуд») — только еще создавался на переданной ему в аренду территории бывшего Николаевского казенного адмиралтейства.
Были заново составлены и 30 июля 1910 года утверждены морским министром С.А.Воеводским и задания на проектирование черноморских кораблей. В них обращала на себя внимание уменьшенная до 20,5 уз (правда, с оговоркой о форсировании до 22 уз) скорость. Тем самым продолжалась давняя (с 90-х годов XIX века) и труднообъяснимая традиция, по которой черноморские броненосцы имели скорость на 2 уз меньше, чем балтийские; впрочем, мог проявиться и новый фактор: за счет уменьшения скорости, возможно, резервировался оговоренный заданием вариант установки не 305-, а 356-мм орудий. Толщина брони башен увеличивалась с 200 до 250 мм, угол возвышения орудий — с 25 до 35°. Противоминный калибр вначале должны были составить 102-мм пушки, затем замененные на 130-мм. Высоту надводного борта следовало выбирать исходя из условий плавания в Черном море.
Как и в проекте балтийских линейных кораблей, для корпуса наряду с обычной судостроительной сталью применяли сталь повышенного (предел прочности 50 кгс/мм2) и высокого (60—78 кгс/мм2) сопротивления.
В январе 1911 года, благодаря инициативе главного инспектора кораблестроения Н.Н.Пущина, появился шанс вернуться к отложенной при проектировании балтийских дредноутов идее дизелизации кораблей. Установка дизелей вместо турбин и котлов позволяла (благодаря выигрышу в массе в 3000 т) гарантировать установку 356-мм орудий или, добавив пятую башню, довести вооружение до пятнадцати 305-мм орудий. Поставка дизелей промышленностью была вполне обеспечена: Коломенский завод уже завершал создание двигателя мощностью 1000 л.с., а германская верфь «Блом унд Фосс» была готова (если примут ее проект) поставить дизели агрегатной мощностью по 2500 л.с.
Новый начальник МГШ А.А.Эбергард в феврале 1911 года потребовал увеличить скорость не менее чем до 23 уз, но высказался против полубака, предложив для улучшения мореходности увеличить развал шпангоутов в носу, а также проверить в опытовом бассейне эффект подъема палубы в носовой части. Первым шагом к этому решению (осуществленному в нашем флоте лишь в 1950-е годы!) стал небольшой прямолинейный подъем от носовой башни к форштевню на высоту около 0,6 м. Предложения эти не решали проблемы мореходности: после первого штормового плавания «Императрицы Марии» А.А.Эбергард (командовавший в то время Черноморским флотом) обнаружил, что «на ходу против ветра носовая башня вся в брызгах от волн». Запоздало прозрев, он выступил с предложением хотя бы на четвертом черноморском линкоре «иметь нос на одну палубу выше, подняв носовую башню».
Вместе с прямолинейной гладкопалубностью в проекте остались неприкосновенными другие, столь же сомнительные, решения: грандиозная двухметровая килевая балка, линейно-монотонное расположение главной артиллерии, отсутствие запасов на модернизацию, ничтожная противоминная защита. Шагом назад (из-за неправильно понятого опыта Русско-японской войны) стал отказ от броневой трюмной продольной переборки (на эскадренном броненосце «Цесаревич» она имела толщину 40 мм). Отработку задания пришлось форсировать из-за полученных в апреле 1911 года сведений о турецком заказе в Англии двух линейных кораблей с 343-мм орудиями. А.А.Эбергард опасался, что дальнейшее затягивание вопроса о постройке черноморских дредноутов может привести к повторению событий 1904 года, когда Япония, воспользовавшись неготовностью пяти строившихся броненосцев типа «Бородино», реализовала свое временное преимущество и развязала войну.
Кроме того, адмирал полагал, что для противодействия новым турецким линкорам необходимо не три, а четыре корабля, из них два — немедленно. Эти два корабля с бригадой линкоров-додредноутов Черноморского флота, имея в сумме тридцать шесть 305-мм орудий против двадцати 343-мм, смогли бы обеспечить прикрытие для завершения достройки двух оставшихся кораблей, которые непременно следовало вооружить 356-мм артиллерией.
В этой нервозной обстановке думать об особой оптимальности решений было, видимо, уже некогда, поэтому прекратилось рассмотрение вопросов об установке дизелей, цистерн — успокоителей качки, предлагавшихся фирмой «Блом унд Фосс», и 356-мм орудий главного и 140-мм противоминного калибра, идею об установке которых выдвинул Морской технический комитет (МТК). Не рассматривалось и высказанное все-таки МГШ (в новом задании от 22 мая 1911 года), но как-то невнятно («если бы удалось», то было бы «весьма желательно») пожелание о линейно-возвышенном расположении башен. Задания, в общем, остались те же, что и в 1910 году: внешне тот же, что и у балтийских кораблей, конструктивный тип, увеличенная толщина брони (главный пояс — 262,5 мм), уменьшенная до 21 уз скорость. Предрешенными, по-видимому, были и результаты объявленного в июле 1911 года конкурса. Предпочтение отдали проекту «Руссуда», который «с разрешения» Морского министерства вела группа видных, находившихся на действительной службе корабельных инженеров. Они же продолжили и дальнейшую работу на заводе: полковник Л.Л.Коромальди—в должности главного корабельного инженера «Руссуда», капитан М.И.Сасиновский — начальника Технического (проектно-технологического) бюро, подполковник Р.А.Матросов — одного из назначенных на корабль наблюдающих инженеров. В результате «Руссуд» получил заказ на два корабля, третий (по его чертежам) поручили строить ОНЗиВ (в обиходе — «Наваль»).
17 октября 1911 года за шесть дней до официальной закладки новые корабли были зачислены в списки флота под наименованиями «Императрица Мария», «Император Александр III» и «Екатерина II» (с 14 июня 1915 года — «Императрица Екатерина Великая»).
В связи с решением оборудовать головной корабль в качестве флагманского, все корабли серии распоряжением морского министра И.К.Григоровича было приказано называть кораблями типа «Императрица Мария».
Конструкция корпуса и система бронирования «черноморцев» в основном соответствовали проекту балтийских дредноутов, но частично были доработаны с увеличением толщин плит: главного броневого пояса с 225 до 262,5 мм, стенок боевых рубок с 250 до 300 мм, их крыш со 125 до 200 мм, скоса броневой палубы с 25 до 50 мм и так далее. Отстояние продольной переборки от борта (по наибольшей ширине у скулы) с 3,4 м увеличили на «Императрице Марии» до 3,5 м, а на «Екатерине II» — до 3,8 м. Из 860,6 т перегрузки, вызванной сверхконтрактными требованиями Морского министерства, на броню пришлось около 498,6 т. Ее суммарная масса составил на «Екатерине II» 7044,6 т.
Корабли, строившихся на заводе «Руссуд», имели по 18 главных поперечных водонепроницаемых переборок — на 6,13,20,25,35,39,49,55,63,69, 741/2, 80, 88, 100 (106-108—110), 118, 121, 128, 137 шпангоутах, на «Екатерине II» — на три больше (сведения по спецификации). В средней части корпуса (соответственно 25—118 и 27—120 шп.) переборки доходили до средней, в оконечностях— до верхней палубы. На протяжении подбашенных отделений (кроме кормового) устанавливалось третье дно, на остальных участках на его уровне через весь корпус проходила килевая балка в виде коробки высотой 2 м и шириной 1,38 м, рассчитанная на постановку корабля в док мальтийским способом. Ее использовали также для продувания вспомогательных механизмов и спуска горячей воды. Днищевые поясья наружной обшивки в средней часта имели толщину листов 14 мм, бортовые (под броней) — от 14 до 16 мм (из стали повышенного сопротивления), в оконечностях — 12 и 13 мм. По верхней палубе поверх 37,5-мм броневых плит укладывался настил из сосновых досок толщиной 50 мм.
Поперечная метацентрическая высота, составляющая по спецификации 1,76 м, фактически имела величину 1,66 м («Императрица Екатерина»).
Турбины типа Парсонса, рассчитанные на достижение скорости 21 уз, их вспомогательные механизмы, гребные валы и дейдвудные устройства поставляла британская фирма «Джон Браун» (Клайдбанк).
Двадцать водотрубных котлов типа Ярроу (изготовленных Харьковским паровозостроительным заводом), рассчитанных на давление пара 17,5 кгс/см2, питали турбинные агрегаты, работавшие на четыре гребных вала с латунными винтами диаметром 2,4 м (частота вращения при скорости 21 уз достигала 320 об/мин). Площадь нагревательной поверхности котлов составляла 6800 м2, колосниковой решетки — 120 м2. Водогрейные трубки диаметром 44,45 мм имели толщину 4,1 мм (ближайшие к огню ряды) и 3,65 мм (остальные). Котлы должны были обеспечивать отопление как углем, так и нефтяными остатками с русских месторождений. При испытании на полную мощность в течение 12 ч («при числе оборотов, соответствующем скорости 21 уз») требовалось обеспечить расход угля не более 0,8 кг/л.с. в час; интенсивность горения (при давлении воздуха не более 1 дюйма водяного столба) не должна была превосходить 180 кг/м2 площади колосниковой решетки в 1 ч. При смешанном отоплении испытания на полную мощность в течение 4 ч расход топлива (40% нефти) должен был соответствовать той же интенсивности горения. Испытания следовало проводить при свежеокрашенной подводной поверхности корабля и углублении, предусмотренном теоретическим чертежом.
Проектные тактико-технические элементы черноморских и балтийских линейных кораблей
Наименование элементов |
Тип «Императрица Мария» |
Тип «Севастополь» |
ВООРУЖЕНИЕ |
|
|
Артиллерийское: количество орудий — калибр, мм |
12 — 305, 20 — 130 |
12 — 305, 16 — 120 |
Торпедное: количество торпедных аппаратов — калибр, мм |
4 — 450 |
4 — 450 |
БРОНИРОВАНИЕ, мм: |
|
|
главный броневой пояс |
262,5 |
225 |
палубы (верхняя + средняя + нижняя) |
37,5 + 25 + 25 (в корме) |
37,5 + 25 + 25 (в корме) |
скосы нижней палубы |
50 |
25 |
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ |
|
|
Водоизмещение нормальное, т |
22600 |
23000 |
Главные размерения, м: |
|
|
длина по КВЛ |
168,00 |
181,20 |
ширина с броней |
27,36 |
26,90 |
осадка |
8,36 |
8,30 |
Скорость хода, уз |
21 |
23 |
Мощность турбинных установок, л. с. |
26000 |
42000 |
Суммарная мощность корабельной электростанции (шесть генераторов переменного трехфазного тока напряжением 220 В) составляла 1840 кВт.
На «Императрице Марии» имелось четыре прожектора диаметром 90 см и два—120 см, на «Екатерине II» — шесть 90-см. На кораблях устанавливались радиостанции мощностью 2 и 10 кВт.
Для трех становых втяжных якорей системы Холла (в том числе один кормовой) массой по 8 т предусматривались якорные цепи калибром 76,7 мм и длиной: две — по 150 морских саженей (274 м) и одна 100-саженная (183 м). Корабли имели по два паровых катера (по образцу изготовленного для броненосца «Цесаревич»), два моторных катера (водоизмещение 10,7 т, скорость 10 уз), четыре 20-ве-сельных барказа (из них два моторных), по два шестивесельных яла и вельбота, две пробковые шлюпки системы Кебке (длиной 5,6 м). На «Екатерине II» для удобства спуска на воду с помощью кранов все шлюпки в положении по-походному устанавливались на кильблоках носом к корме.