Постройка и испытания
По справке, составленной в декабре 1911 года заведующим делами Совещания по судостроению капитаном 1 ранга Л.А.Ковесским, стоимость одного черноморского дредноута составляла: корпус, механизмы, котлы —19 719 654 руб. («Руссуд») и 20 млн. руб. (ОНЗиВ); броня—4 336 746 руб. 90 коп. (Ижорский завод) и 6 337 880 руб 10 коп. (Мариупольские заводы); артиллерия — 2 480 765 руб.; приборы управления артиллерийским огнем, радио, секретная сигнализация и средства наблюдения — 571 200 руб. Полная стоимость корабля по заказам завода «Руссуд» составила 27 658 365 руб. 90 коп., по заказу ОНЗиВ — 29 889 345 руб. В ценах 1918 года стоимость одного линкора выросла до 40 млн. руб.
По контракту от 31 марта 1912 года, подписанному Морским министерством с заводом «Руссуд» (предварительный наряд был выдан 20 августа 1911 года), «Императрицу Марию» следовало спустить на воду не позднее июля, а «Императора Александра III» — в октябре 1913 года. Полная их готовность (предъявление к приемным испытаниям) планировалась к 20 августа 1915 года, еще четыре месяца отводилось на сами испытания. Такие высокие темпы, не уступавшие темпам передовых европейских предприятий, были почти что выдержаны: завод, продолжавший строиться, спустил «Императрицу Марию» на воду 19 октября 1913 года. Это был день большого торжества Черноморского флота, начало его новой эры.
Спуск дредноута стал центральным событием двух чрезвычайно насыщенных дней 17 и 18 октября. Торжества в присутствии прибывшего из столицы морского министра И.К.Григоровича и пришедших из Севастополя кораблей — крейсера «Кагул», яхты-крейсера «Алмаз» и канонерской лодки «Терец» — проходили по особому церемониалу.
С вечера 17 октября «Кагул» и «Терец» стали на якоря против Коммерческого порта, «Алмаз» вошел в Ингул выше эллингов «Руссуда». В10 ч 18 октября в эллингах ОНЗиВ была проведена церемония закладки четырех турбинных эсминцев -«Беспокойный», «Гневный», «Дерзкий» и «Пронзительный», — а затем спуск на воду двух первых из них. Спустя полтора часа на стапелях Николаевского отделения Невского завода прошла закладка подводных лодок «Кит», «Кашалот», «Нарвал» и еще двух турбинных эсминцев — «Громкий» и «Поспешный». По окончании этих церемоний корабли перешли ближе к месту торжеств следующего дня: «Кагул» — на Спасский рейд, а «Терец» — на Компасный. Утром 19 октября все корабли на рейдах расцветились флагами, у стапеля «Императрицы Марии» выстроился почетный караул от Николаевского флотского полуэкипажа с оркестром, а на набережной Ингула — войска Николаевского гарнизона, также с «хором музыки». В 10 ч начался молебен, затем святой водой окропили приготовленные для подъема на корабле флаг, гюйс и вымпел. Прибывшего на стапель И.К.Григоровича встречал директор-распорядитель верфи инженер-технолог Н.И.Дмитриев. Министр поднялся на корабль, принял рапорт его командира и вернулся в палатку, установленную около стапеля. После этого командир скомандовал: «По местам» и «Линейный корабль "Императрица Мария" к спуску». Рабочие спусковой команды выбили спусковые стрелы, перерубили пеньковый задержник, и корабль начал вначале едва заметный, а затем все более убыстряющийся бег к воде. Сделав «прыжок» на пороге стапеля, в кружеве пены и волн линкор вырвался на простор водной глади. Исчезли в воде спусковые адмиралтейские якоря, и «Императрица Мария», успевшая в движении расцветиться флагами, поднять кормовой флаг, императорский штандарт, гюйс и вымпел, остановилась на рейде. Торжества завершились обширным приемом.
Весной следующего года, 2 апреля, сошел на воду и второй дредноут завода «Руссуд» — «Император Александр III».
Завод Общества Николаевских заводов и верфей 24 мая 1914 года спустил на воду линейный корабль «Екатерина II» и, не дожидаясь подписания соответствующего контракта, 9 июня заложил на опустевшем стапеле четвертый линейный корабль, получивший имя «Император Николай I». По планам МГШ, ввод в строй этого корабля, намечавшийся на середину лета 1917 года, должен был завершить формирование бригады дредноутов на Черном море.
Надвигающаяся война заставляла, несмотря на печальный опыт прошлого, вести разработку рабочих чертежей одновременно с постройкой кораблей. Обязательство копировать чертежи внутреннего расположения с линкоров типа «Севастополь» не намного облегчало работы: из-за различия в размерах («Императрица Мария» была короче на 13 м и шире на 0,4 м) почти все чертежи приходилось переделывать заново.
Точно так же, представляя собой по существу самостоятельный тип (на 1,47 м длиннее, на 0,91 м шире и на 1183 т больше «Марии» по водоизмещению), требовала разработки собственных чертежей и «Екатерина II». Словом, о серийной постройке говорить можно было лишь условно.
Сказывалось на ходе работ и то, что заводы впервые строили такие крупные корабли, и столь характерные для отечественного судостроения «усовершенствования» выполнялись уже в ходе постройки. Они привели к сверхпроектной перегрузке, превысившей 860 т. В результате, кроме увеличения осадки на 0,3 м, образовался (очевидно, от утолщения палубы в носовой части) и досадный дифферент на нос, иначе говоря, корабли «сели свиньей». По счастью, подъем палубы в носу это скрадывал.
Немало волнений доставил и заказ в Англии турбин, вспомогательных механизмов, гребных валов и дейдвудных устройств, размещенный обществом «Руссуд» на заводе «Джон Браун». В воздухе пахло порохом, и только по счастливой случайности «Императрице Марии» удалось получить свои турбины в мае 1914 года. В целом же с началом этого рокового для России года заводы страшно лихорадило. Дело в том, что «Императрица Мария», как и остальные корабли, должна была подвергнуться новой кардинальной переделке по результатам впервые и, увы, с непостижимым опозданием проведенных в русском флоте опытовых стрельб по натурному отсеку линейного корабля.
Такой отсек, включавший бортовую броню, броневые палубы, каземат, внутреннюю конструктивную защиту с броневой переборкой и боевую рубку, был сооружен по чертежам «Севастополя» и встроен с левого борта в корпус сданного к порту броненосца «Чесма». Первые стрельбы показали, что новые, значительно усовершенствованные фугасные 305-мм снаряды, пробивая обе броневые палубы и дробя их на множество осколков, давали даже больший разрушительный эффект, чем бронебойные. Выявились и недостатки бортового бронирования. Цусимский бой показал, что маломерные вытянутые в длину плиты (отчего броневой пояс приходилось составлять из двух рядов) из-за слабости опорного контура (стойки за броней помогали мало) и недостаточного числа броневых болтов при ударе снаряда в кромку поворачивались вокруг своей условной оси и прорывали проходившую за плитой водонепроницаемую рубашку. Вторичное попадание (были и такие случаи) нередко, не пробивая плиту, срывало ее с креплений. Учитывая этот опыт, пришлось увеличить размеры плит и ставить их длинной кромкой вертикально (главный пояс получался из одного ряда плит высотой 5,26 м, число стыков резко уменьшалось); по всему периметру плиты имели жесткую опору, исключавшую вращение. На «Императрице Марии» пошли еще дальше, подогнав ширину плит к размеру шпации (1,2 м), в результате чего шпангоуты служили дополнительным упором. Так для всех черноморских дредноутов утвердился стандартный размер броневой плиты -5,26 х 2,44м. Но стрельбы по «Чесме» выявили другое зло: жесткий опорный контур, препятствуя вращению плиты, не мог помешать ее прогибу и при относительно малой толщине броневых плит снаряд, даже не пробивая их, достигал своей цели: рубашка за броней разрывалась, открывая в корпусе течь. Оставалось лишь одно средство: сделать пояс монолитным, то есть связать плиты между собой так, чтобы они не позволяли снаряду продавить плиту внутрь корпуса. Достигалось это технологически сложным и дорогостоящим конструктивным решением — соединительными шпонками типа «двойной ласточкин хвост». Это решение и было распространено на все плиты линейного корабля «Император Николай I». На остальных, где броня была уже в работе, чтобы уменьшить деформации и рассредоточить удар снаряда, ввели за плитой слой деревянной прокладки, пропитанный негорючим составом. Это потребовало переделать шельф под броню по всей длине корпуса, подогнать и проконопатить подкладку, заново подогнать и закрепить стальную рубашку, броню казематов и борта.
Главные этапы строительства и тактико-технические элементы линейных кораблей типа «Императрица Мария»
Наименование элементов |
«Императрица Мария» |
«Император Александр III» |
«Императрица Екатерина II» |
«Император Николай I» |
Завод-строитель |
Русское судостроительное акционерное общество («Руссуд») |
Общество Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ) |
||
Даты: |
|
|
|
|
зачисления в списки |
11 октября 1911 года |
11 октября 1911 года |
11 октября 1911 года |
2 июля 1915 года |
начала постройки |
Июль 1912 года |
Август 1912 года |
20 октября 1912 года |
9 июня 1914 года |
закладки |
1 7 октября 1911 года |
17 октября 1911 года |
17 октября 1911 года |
15 апреля 1915 года |
спуска на воду |
19 октября 1913 года |
2 апреля 1914 года |
24 мая 1914 года |
5 октября 1916 года |
вступления в строй |
25 августа 1915 года |
15 июня 1917 года |
5 октября 1915 года |
Не достроен |
ВООРУЖЕНИЕ |
|
|
|
|
Артиллерийское: количество орудий — калибр, мм |
12 — 305, 20 — 130 |
12 — 305, 18 — 130 |
12 — 305, 20 — 130 |
12 — 305, 20 — 130 |
Торпедное: количество аппаратов — калибр, мм |
4 — 450 |
4 — 450 |
4 — 450 |
4 — 450 |
БРОНИРОВАНИЕ, мм: |
|
|
||
пояс по КВЛ |
125 (в носовой части), 262,5 (в средней части), 125 (в кормовой части) |
100 + 270 + 175 |
||
башни |
125—250 |
200—300 |
||
казематы |
100 |
75 |
||
боевые рубки (крыша / стенки) |
250/300 |
250/400 |
||
палубы (верхняя + средняя + нижняя) |
37,5 + 25 + 12 |
35 + 63 + 35 (в корме) |
||
скос нижней палубы |
25—50 |
75 |
||
тыльная переборка позади пояса по КВЛ |
50 |
75 |
||
трюмная продольная противоминная переборка |
5—9 |
6—10 |
||
платформа |
— |
63 |
||
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ |
|
|
||
Водоизмещение, т: |
|
|
|
|
проектное |
22600 |
22600 |
23783 |
27800 |
фактическое |
23413 |
24000 |
24464 |
— |
Главные размерения, м: |
|
|
|
|
длина по КВЛ |
16800 |
169,60 |
182,00 |
|
ширина по КВЛ |
27,36 |
27,90 |
28,90 |
|
ширина наибольшая |
27,43 |
28,07 |
• |
|
Коэффициент общей полноты по спецификации |
0,575 |
0,585 |
0,585 |
|
Скорость хода, уз: |
|
|
||
проектная |
21,0 |
21,0 |
||
на испытаниях |
21,5 |
— |
||
Дальность плавания, миль: |
|
|
|
|
полным ходом |
1640 |
1680 |
• |
|
экономическим ходом |
2960 |
3000 |
• |
|
Мощность механизмов, л. с.: |
|
|
|
|
проектная |
26000 |
27000 |
29700 |
|
на испытаниях |
33200 |
33000 |
— |
|
Запасы топлива, т: |
|
|
|
|
угля, нормальный |
1200 |
1357 |
1350 |
• |
угля, полный |
1700 |
2300 |
2000 |
• |
нефти |
500 |
420 |
630 |
• |
Ощутимый сбой в контрагентских поставках уже к ноябрю 1914 года заставил министерство согласиться с новыми сроками готовности кораблей: сдачу флоту «Императрицы Марии» планировалось осуществить в марте—апреле 1915 года, «Императрицы Екатерины II» — в июне—июле; дредноут «Император Александр III» отодвинули на вторую очередь.
Все силы были брошены на скорейшее введение в строй «Императрицы Марии». Для нее по договоренности заводов-строителей передали поступившие с Путиловского завода станки 305-мм орудий и электротехническое оборудование башен, заказанные для двух других линкоров. Сводки о продвижении работ на корабле еженедельно представлял в министерство председатель наблюдающей комиссии контр-адмирал А.А.Данилевский, состояние поставок в Петрограде взял под контроль начальник Главного управления кораблестроения (ГУК) вице-адмирал П.П.Муравьев. К патриотическим чувствам директора Путиловского завода, задерживавшего доставку башен «Императрицы Марии» в Николаев, взывали и из ставки верховного главнокомандующего, и из МГШ.
В этой лихорадке, когда проектные и достроечные работы сошлись в трудноразделимом клубке противоречий, решения приходилось принимать далеко не оптимальные, а об усовершенствованиях уже нельзя было и думать. Редким, наверное, в этот период исключением стали переделки ходовых мостиков «Марии», о чем настойчиво ходатайствовал ее командир капитан 1 ранга К.А.Порембский. После просторных мостиков «Ростислава», командование которым он только что сдал, мостики «Марии» показались ему какими-то «жалкими мышеловками». Доведенная до крайности идея военной целесообразности («боевым кораблем управляют только из боевой рубки») лишила корабль каких-либо приборов управления вне боевой рубки, а в качестве временного командного поста командиру предлагались откидные (чтобы в бою не мешать стрельбе носовых башен на корму) боковые крылья мостика, от которой мало что осталось бы при первых же залпах на корму из носовой башни. При непогоде и в узкостях, в тумане и ночью ошибки в передаче команд голосом в рубку с мостика могли поставить корабль в опасное положение (что и случилось в первом же походе линкора). Настойчивость К.А.Порембского, поддержанного командующим флотом А.А.Эбергардом, лично удостоверившимся в неудобствах управления кораблем (даже «адмиральская конура» вблизи рубки не имела отопления, в недоумении докладывал он морскому министру), заставила кое-что усовершенствовать. Мостики «Императрицы Марии», более полно развитые, чем на других кораблях, приобрели необходимое функциональное назначение.
Но никакие силы были уже не в состоянии добиться усовершенствования прокладывавшейся по кораблю (впервые в мире!) системы канализации переменного тока. Требовалось в первую очередь обеспечить ее работоспособность, а заботы о повышении надежности и эффективности приходилось откладывать до следующих типов кораблей. Не в пользу живучести была и кольцевая схема паропроводов, и отказ от дизель-генераторов (принятых в проектах балтийских дредноутов и строившихся здесь же в Николаеве легких крейсеров). Понятно, что на эти предрешенные утвержденными спецификациями условия никто и не покушался — и без того, как это всегда бывает при завершении достройки, забот хватало. Так, по дополнительным нарядам Морского министерства требовалось, например (помимо переделки бронирования), установить аэрорефрижераторы Леблана, башенные умформеры, элеваторную систему подачи боеприпасов для двух 63,5-мм зенитных пушек, добавочные шлюпки и катера, устройство продувания 130-мм орудий, мостики (5,5 т перегрузки) у второй дымовой трубы и так далее.
В общем, несмотря на ряд организационных мер, принятых против перегрузок, — принятие документов, регламентировавших характер проектирования и состав проекта, создание постоянных наблюдающих комиссий — судостроение продолжало сохранять многие «родимые пятна» прошлого.
По-прежнему не присутствовал в проектах запас водоизмещения, не предусматривалась должность главного конструктора, который мог бы координировать все решения и ограждать проект от избытка усовершенствований. Сохранялось и обыкновение вести монтажно-наладочные работы на корабле (официально уже вступившем в состав флота) бригадами рабочих с различных заводов: например, 7 июля 1915 года на линкоре «Императрица Мария» работало 304 человека с девяти заводов: 210 — «Руссуда» и «Наваля», 51 — «Сименс-Шуккерт», 7 — «Всемирной компании электричества», 5 - «Лесснера», 8 — Обуховского завода, 15 — Путиловского завода, 4 — Сормовского завода и 4 — завода Беера. Последствия такой практики на огромном корабле предвидеть было особенно трудно. Требовалось еще немалое время, чтобы в итоге самоотверженного напряженного труда всего экипажа могла сформироваться «душа корабля».
По утвержденной 11 января 1915 года комплектации военного времени в экипаж «Императрицы Марии» назначалось 30 кондукторов и 1135 нижних чинов (из них 194 сверхсрочнослужащих), которые объединялись в восемь корабельных рот. В апреле—июле новыми приказами командующего флотом добавили еще 50 человек, а число офицеров довели до 33. Из вахтенных начальников один должен был выполнять обязанности водолазного офицера, а из шести вахтенных механиков на троих возлагались обязанности трюмного и минного механика и заведующего электротехнической частью. Как обычно, численность офицеров была слишком «оптимизирована», и к началу кампании налицо было 37 офицеров; при этом кондукторов имелось только 19, а нижних чинов — 909 человек. Новейший и сложнейший из кораблей флота не был огражден от извечной текучки офицерских кадров. Многие из офицеров, только начав осваивать корабль, получили вскоре другие назначения, и через год число служивших на линкоре в разное время превысило штатную численность едва ли не вдвое, то есть к середине 1916 года офицерский состав переменился полностью. За срок действительной службы линкора, составивший немногим более года, на него было назначено три командира: заботы правильного чинопроизводства и движения карьер продолжали преобладать над интересами боеспособности кораблей. Всесторонне освоившего линкор во время постройки, испытаний и первых походов капитана 1 ранга К.А.Порембского в начале 1916 года сменил капитан 1 ранга князь В.В.Трубецкой, который уже в мае того же года был назначен начальником Минной бригады. Теперь место на мостике дредноута занял командовавший ранее линкором «Ростислав» капитан 1 ранга И.С.Кузнецов; вполне освоиться с новым кораблем он до катастрофы 7 октября 1916 года, наверное, успеть не мог. Являлись обыкновением разного рода отступления от норм, правил и инструкций, начиная от небрежного ведения вахтенного журнала и кончая (из-за нехватки места) превращением боевых постов в жилые помещения и тем, что 1-й башней линкора командовал мичман, не имевший артиллерийской подготовки и даже официально приказом по кораблю на эту должность не назначенный. Все это, понятно, не способствовало скорому приведению корабля в порядок и налаживанию строгой уставной службы.
И вот наступил тот неповторимый, всегда переполненный особыми хлопотами день, когда корабль, начиная самостоятельную жизнь, уходит от заводской набережной. К вечеру 23 июня после освящения корабля, подняв над Ингульским рейдом окропленные святой водой флаг, гюйс и вымпел, «Императрица Мария» начала кампанию.
Глубокой ночью 25 июня, видимо, чтобы пройти реку засветло, снялись со швартовов, и в 4 ч утра буксиры «Черномор» и «Гайдамак» (с носа) и ледоколы № 3 и № 4 (с кормы) повели линкор под флагом начальника транспортной флотилии адмирала А.А.Хоменко. Проводку осуществлял лоцман О.К.Вороненко. После прохода Варваровского моста линкор, словно не желая покидать Николаев, оборвал кормовые буксиры и приткнулся к правой бровке канала. Буксировку продолжили в 8 ч 30 мин; через час миновали маяк Дидова Хата, за которым открылись эллинги ОНЗиВ и причалы морского порта, а после полудня корабль лег на Сиверсовы створы и приготовился к бою.
В 20 ч 30 мин в готовности к отражению минной атаки линкор вошел на рейд Очаковской крепости. Весь день« Императрица Мария» готовилась к испытаниям артиллерийских установок стрельбой. Своими позывными (флаги «Три», «Покой») она ответила на позывные пришедших для конвоирования миноносцев 4-го и 5-го дивизионов.
27 июня под охраной авиации, миноносцев и тральщиков линкор прибыл в Одессу. Главные силы флота образовали три линии прикрытия: в первую входил подводный заградитель «Краб» (под охраной подводных лодок «Морж», «Нерпа» и «Тюлень» выставил минные заграждения в районе Босфора); вторую линию образовали Бригада линейный кораблей, крейсеры «Кагул», «Алмаз» и три эсминца; третью — корабли непосредственного охранения: крейсер «Память Меркурия», гидрокрейсер «Император Александр I», восемь эсминцев, подводные лодки «Сом», «Скат», «Налим», посыльное судно «Летчик», тральщики.
Приняв 700 т угля, днем 29 июня «Императрица Мария», с трудом развернувшись в гавани с помощью буксиров «Гайдамак» и «Черномор», вышла в море вслед за крейсером «Память Меркурия» и в 5 ч утра 30 июня встретилась с главными силами флота. И в знак верховенства «Императрицы Марии» вся бригада додредноутов — «Евстафий» (флаг командующего флотом), «Иоанн Златоуст» (флаг начальника дивизии линейных кораблей), «Пантелеймон» и «Три Святителя» — вступила ей в кильватер...
Какие же перемены в соотношении сил на море внесло вступление в строй «Императрицы Марии», как оно менялось с началом войны и какое влияние оказало на постройку следующих кораблей?
Крайне угрожающее положение перед войной, когда в Черном море ожидалось появление уже снаряжавшихся в Англии к плаванию турецких дредноутов, оставалось напряженным и после того, как Англия не выпустила заказанные турками корабли. Новую и уже реальную опасность теперь представлял германский линейный крейсер «Goeben», из-за политических ли маневров британского Адмиралтейства или в силу своей феноменальной везучести сумевший обвести вокруг пальца союзные англо-французские морские силы и прорвавшийся в Дарданеллы. Этот перевес «Императрица Мария» ликвидировала, а вступление в строй последующих линкоров давало явное преимущество Черноморскому флоту. Соответственно утрачивалась острота противостояния, поэтому МГШ, успокоив себя тем, что разнокалиберность орудий кораблей бригады вредит эффекту массирования огня, окончательно отказался от 356-мм орудий для четвертого черноморского дредноута. Изменились также приоритеты и темпы постройки кораблей: с началом войны особенно обострилась потребность в эсминцах, подводных лодках и необходимых для будущей Босфорской операции десантно-высадочных средствах. Их заказ затормозил постройку линкоров. 9 октября того же года для спешно достраивавшегося «Императора Александра III» доставили в Николаев его турбинные агрегаты.
От чрезвычайной загрузки заводов, задыхавшихся под бременем огромной кораблестроительной программы, безнадежно запаздывала готовность четвертого дредноута. Кроме линкоров в Николаеве строились новейшие легкие крейсеры, новые серии эсминцев и подводных лодок, десантные суда, огромный плавучий док для дредноутов. Что особенно обидно, «замораживался» опыт всех предшествовавших кораблей, включая и балтийские (необходимость усовершенствования контура для броневых плит, их связи шпонками «двойной ласточкин хвост», усиления брони и более рационального распределения его плит). Так, установив, что взрыву 305-мм фугасного снаряда не может противостоять даже 125-мм броня и что в то же время 50-мм цементованная плита выдерживает попадания 130- и 150-мм снарядов, этой последней толщиной для брони казематов решили ограничиться. Масса броневой защиты (без учета вращающихся частей башен) составляла 9417 т, то есть на 34% больше, чем на «Императрице Екатерине Великой». Весь этот замечательный опыт оказался, как вскоре выяснилось, отложенным далеко на будущее, к неведомому еще никому времени проектирования линкоров типа «Советский Союз».
Сравнение типов русских линейных кораблей с турецкими, строившимися и находившимися в строю, и германо-турецким линейным крейсером «Goeben»
Наименование |
Водоизмещение фактическое, т |
Главные размерения, м |
Скорость хода, уз |
Артиллерийское вооружение: количество орудий — калибр, мм |
Толщина брони по КВЛ, мм |
||
Длина по КВЛ |
Ширина |
Осадка |
|||||
Русские корабли |
|||||||
«Три Святителя» |
13318 |
113,20 |
22,30 |
8,70 |
16,0 |
4 — 305, 14 — 152 |
406—457 |
«Ростислав» |
10520 |
105,30 |
20,70 |
7,68 |
15,8 |
4 — 254, 8 — 152 |
254—368 |
«Пантелеймон» |
12900 |
113,20 |
22,25 |
8,40 |
16,7 |
4 — 305, 16 — 152, 14 — 75 |
203—229 |
«Евстафий» |
12800 |
115,80 |
22,55 |
8,23 |
16,2 |
4 — 305, 4 — 203, 12—152, 14 — 75 |
203—229 |
«Императрица Мария» |
22600 |
168,00 |
27,40 |
8,40 |
21,0 |
12 — 305, 20 — 130 |
125—262,5 |
Турецкие корабли |
|||||||
«Торгут Рейсе» |
10670 |
108,00 |
19,50 |
7,60 |
17,0 |
6 — 280, 6 — 105, 6—88 |
305—400 |
«Решадие»* |
23400 |
160,00 |
27,90 |
8,70 |
21,0 |
10 — 343, 16 — 152, 2 — 76 |
102—305 |
«Султан Осман 1»** |
28000 |
194,80 |
27,10 |
8,20 |
22,0 |
14 — 305, 20 — 152, 12 — 76 |
102—229 |
«Goeben» |
23000 |
186,00 |
29,40 |
9,00 |
28,0 |
10 — 280, 12 — 150, 8 — 88 |
100—270 |
|
* Реквизирован Великобританией и вошел в состав ее флота под наименованием «Erin».
** Первоначально строился для Бразилии («Rio de Janeiro»), реквизирован Великобританией и вошел в состав ее флота под наименованием «Agincourt»