25 взрывов в Северной бухте

 

Со вступлением в войну Болгарии (на стороне Германии в сентябре 1915 года) и Румынии (на сто­роне Антанты в августе 1916 года) весь бассейн Чер­ного моря стал театром военных действий. Получив в свое распоряжение порты, береговые наблюдатель­ные посты и радиостанции Болгарии, превратив Вар­ну в базу германских подводных лодок, противник сильно осложнил действия Черноморского флота. В ответ был проведен ряд широкомасштабных опера­ций, в результате которых активность германских и турецких кораблей была парализована почти пол­ностью. Эффект сказывался даже за пределами театра. Успешное наступление на Кавказском фрон­те, обеспеченное флотом, заставило противника, пе­ребрасывая войска в Турцию, отложить операции на Балканах, плотная блокада угольного района гро­зила лишить топлива турецкий флот, не исключая «Goeben» и «Breslau». Приходилось везти в Турцию уголь из запасов германского флота и ослаблять подводную войну в Атлантике переброской настоя­тельно требовавшихся адмиралом В.Сушоном подводных лодок. Так черноморские дредноуты, не со­вершив громких подвигов, оказали стратегическое влияние на ход войны.

В одной из масштабных операций флот в 12 минных постановках у Босфора, Варны и Констан­цы выставил 3557 мин. Тем самым надводные ко­рабли противника оказались окончательно запер­тыми в Босфоре, а германские подводные лодки, после гибели двух из них, вынуждены были отка­заться от базирования на Варну и до мая 1917 года в море не появлялись. Обеспечивая этот успех, дредноуты только во второй половине 1916 года совер­шили 24 боевых прохода.

В людях и кораблях накапливались утомление и усталость. После напряженных походов и бессон­ных вахт на боевых постах корабль, вернувшийся с моря, погружался в суету почти непрерывного по­полнения запасов топлива, снарядов, воды, продо­вольствия. В отличие от новых полностью нефтя­ных эсминцев дредноуты оставались мучениками угольных погрузок, тем более изнурительных, что угля им приходилось сжигать несравнимо больше, чем старым линкорам. 1/1 сгибались матросские спи­ны под тяжестью пятипудовых мешков с углем, скри­пела на зубах и вечным свидетельством эпохи осе­дала (в дни погрузок) между страниц вахтенных журналов всепроникающая угольная пыль, после ко­торой, долго и мрачно отфыркиваясь, весь корабль сверху донизу отмывался и чистился. Нефть — всего 500 т (против 1700 т, а на «Императрице Ека­терине Великой» даже и 2000 т полного запаса угля) приберегали для эсминцев.

Нередко продолжали появляться на корабле и «вольные» мастеровые. Завод все еще не мог спол­на рассчитаться за свои и чужие недоделки; хвата­ло и новых забот, вызванных требованиями войны: работы шли в башнях и погребах, на верхней палу­бе и за бортом. Вместе с усовершенствованными противоторпедными сетями возвращались на кораб­ли в новом, зенитном, качестве 47-, 63,5- и 75-мм пушки, установка которых требовала устройства по­гребов боеприпасов и систем их подачи.

К этим привычным заботам, волнениям и недол­гим часам отдыха вернулись на «Императрице Ма­рии» после очередного похода. В десятом часу вече­ра, в вахту мичмана А.Н.Мельникова, съехали на берег последние из 150 работавших в этот день на корабле мастеровых, и на линкоре, уже с 8 ч погру­женном в сон, воцарилась полная тишина. В полу­мраке притушенного освещения бодрствовали на своих постах вахтенные, охраняя отдых экипажа, неясно маячил справа утес между бухтами Панаиотовой и Голландия. Непривычно спокойно было и на рейде, где за всю ночь появился с моря лишь один корабль. В 4 ч 30 мин 7 октября отвалил от борта катер с отправлявшимися на берег за продук­тами буфетчиками и поварами. В 6 ч прозвучал сиг­нал побудки. Корабль ожил, начался новый день, ставший для «Императрицы Марии» последним.

Ход событий, по минутам изложенный в заключе­нии, подготовленном А.Н.Крыловым, показывает, что спустя 20 мин после побудки матросы, находившиеся около носовой башни, услышали шипение горяще­го пороха, и тотчас же из всех люков и горловин вокруг башни повалил дым с проблесками пламени. Немедленно раскатали пожарные рукава, дав знать вахтенному начальнику. По кораблю прогре­мел сигнал пожарной тревоги, было приказано за­топить погреба, но уже через 1,5—2 мин последо­вал огромной силы взрыв, дым и пламя взметну­лись на высоту до 300 м. Верхняя палуба позади носовой башни была вскрыта почти во всю ширину корабля, обнажив объятые пламенем нижние отсе­ки (загорелись хранилища нефти). За борт, как лег­кие игрушки, снесло боевую рубку с ее мостиками, фок-мачту и носовую дымовую трубу, сместило с места носовую башню, которая, как свидетельство­вали очевидцы, осела кормовой частью, отчего ору­дийные стволы поднялись вверх. До 100 матросов, находившихся в носовых отсеках и на палубе, были убиты или ранены, обожжены, сброшены за борт. Разрыв паровой магистрали оказался, по-видимому, приговором кораблю — остановились турбо-динамомашины, прекратилось электропитание, погас­ло освещение в отсеках, пожарные насосы перестали качать воду. Дублированных средств пожаротушения не было, дизель-генераторы проектом не пре­дусматривались, да и затопление погребов с замед­ленной скоростью едва ли возымело бы успех. До большинства клапанов затопления просто было невозможно добраться, и многие из моряков погиб­ли, героически выполняя свой долг. Так, помощник старшего механика старший лейтенант В.Г.Пафомов с двумя матросами проник в заполненное дымом помещение, преодолевая огромные завалы искореженных конструкций, добрался до клапанов затоп­ления снарядных погребов 2-й башни и успел их от­крыть, предотвратив новый огромный взрыв.

Флот уже спешил на помощь «Императрице Ма­рии». Подошедшие пожарные баркасы подали шланги на палубу, люди отчаянно пытались пода­вить бушевавшее пламя. Шлюпки и катера подби­рали сброшенных на воду людей, принимали ране­ных и обожженных. Уже спустя 15 мин после нача­ла пожара на корабль прибыл командующий флотом вице-адмирал А.В.Колчак, который, как он докла­дывал затем Николаю II, стремился прежде всего «ограничить распространение взрывов, последствия которых могли бы принести большой вред на рейде и в городе». По его распоряжению отвели на безопасное расстояние «Императрицу Екатерину Ве­ликую», на палубу которой начали падать горящие полузаряды пороха, выбрасывавшиеся взрывами из погребов «Императрицы Марии». Но всех прини­маемых мер — непрерывное заливание пожара во­дой, разворот корабля лагом к ветру и попытки под­тянуть его к берегу кормой (цепь от бочки отделить не удалось) — оказалось недостаточно.

Взрывы (их по разным свидетельствам насчи­тали от 14 до 25) с угрожающей методичностью про­должали сотрясать корабль. В 7 ч 2 мин последо­вал новый, почти той же силы, что и в начале пожа­ра, взрыв, которым, как предполагалось, сорвало клинкеты минных аппаратов, перебило трубы или клапаны затопления погребов. Носовая часть нача­ла принимать воду уже и через орудийные порты. Прошло 6—7 мин, и линкор, дрогнув от послед­него взрыва, по палубу сел в воду носом. В 7 ч 12 мин форштевень корабля (глубина под килем составля­ла всего от 8 до 12 м) уткнулся в грунт. И только тогда, в 7 ч 16 мин, уже наполовину погрузившись, «Императрица Мария» стала валиться на правый борт и, продержавшись на поверхности килем вверх еще около 4 мин, затонула. Затянутый водоворо­том, погиб оказавшийся в опасной зоне паровой ка­тер. Шлюпки, окружившие место катастрофы, по­добрали из воды 225 раненых и обожженных людей, из которых позднее умерло 85. Всего из 1225 че­ловек команды погибло более 300 — сведения о точном числе потерь расходятся...

Невыносимо ужасающим был, как передавали в глубокой тайне, более двух суток слышавшийся изнутри стук заживо погребенных. Бессильным кри­ком прощания, плачем и слезами всего флота по погибшим три минуты на исходе этого черного дня ревела над рейдом сирена осиротевшей «Императрицы Екатерины Великой»...Нелепость, неожидан­ность, непостижимость произошедшего возбужда­ли слухи, один другого фантастичнее, обраставшие новыми и новыми подробностями, распространя­лась всеобщая несомненная версия — диверсия.

Прибывшую из Петрограда комиссию Морского министерства возглавлял член Адмиралтейств-совета адмирал Н.М.Яковлев. Членом комиссии и главным экспертом по кораблестроению был гене­рал для особых поручений при морском министре, флота генерал-лейтенант, действительный член Ака­демии наук А.Н.Крылов. Он и стал автором заклю­чения, единогласно одобренного комиссией.

Особенностью его была ориентированность только на одну сторону катастрофы — на исследо­вание причин пожара, вызвавшего затем гибельные для корабля взрывы. Из трех возможных версий две первые — самовозгорание пороха и небрежность личного состава в обращении с огнем или пороховыми зарядами — комиссия в принципе не исклю­чала. Что касается третьей, то, даже установив ряд нарушений в правилах доступа к погребам и недо­статок контроля за прибывавшими на корабль ра­бочими (их по давней воинской традиции пересчитывали про головам, не проверяя документов), ко­миссия признала возможность злого умысла маловероятной. Существует также версия, впервые выдвинутая бывшим мичманом линкора В.В.Успенским, согласно которой комендоры использовали ленты бездымного пороха из поврежденных карту­зов полузарядов в качестве... набоек для сапог. Понятна проистекающая из этого обстоятельства версия взрыва, вызванного воспламенением эфир­ных газов, а за ними и пороха полузарядов при из­влечении из них матросами «сапожного материала». Версию о злом умысле не подтверждал (хотя ее ему пытаются приписать) и адмирал А.В.Колчак. В своих показаниях после ареста, в январе 1920 года, он счи­тал, что пожар мог произойти от саморазложения пороха, вызванного нарушениями технологии про­изводства в условиях военного времени; возможной считал он и какую-нибудь неосторожность. «Во вся­ком случае, никаких данных, что это был злой умы­сел, не было», — повторил он свое мнение.

За свою короткую жизнь линкор, не считая пере­хода с завода, выходил в море в 1915 году в июне с 25 по 30, в августе с 13 по 15, в сентябре с 17 по 19, в октябре с 7 по 9, с 12 по 15, с 19 по 20 и с 29 по 31, в ноябре с 10 по 12, с 26 по 28 и с 29 ноября по 2 декаб­ря, последний раз в 1915 году — с 18 по 22 декабря.

В 1916 году «Императрица Мария» выходила в море 19 раз: в январе с 13 по 17 и с 23 по 27; в февра­ле с 16 по 18 и с 21 по 27; в марте с 9 по 15, с 23 по 28; с 29 марта по 4 апреля, с 7 по 12 апреля и с 24 апреля по 1 мая; в мае с 3 по 9 и с 17 по 23; в июне с 21 по 25; в июле с 9 по 10 и с 20 по 25; в августе с 5 по 7, с 15 по 18 и с 24 по 28; с 25 по 27 сентября и, наконец, со 2 по 5 октября.

Работы по подъему «Императрицы Марии» на­чались в том же 1916 году по проекту, предложен­ному А.Н.Крыловым. В предварительно герметизи­ровавшиеся отсеки корабля, как в цистерны подвод­ной лодки, требовалось подать сжатый воздух и, вытеснив воду, заставить линкор всплыть в поло­жении вверх килем. Затем, введя корабль в док, тре­бовалось загерметизировать полностью корпус и на глубокой воде поставить на ровный киль.

С первой частью проекта справились успешно: в ноябре 1917 года во время шторма корабль привсплыл кормовой частью, обнажив днище на по­ловину длины корпуса, и затем, постепенно под­нимаясь по мере вытеснения воды, полностью всплыл 8 мая 1918 года. Все это время из линкора, по мере осмотра его отсеков водолазами, продол­жалась выгрузка боеприпасов. В доке с корабля сняли 130-мм артиллерию и ряд механизмов.

К 1923 году корпус линкора из-за подгнивших клеток просел, дав прогиб, док из-за повреждения батопорта оказался затоплен. На время исправле­ния дока корабль поставили на мель у входа в бух­ту. В1926 году линкор в том же положении вернули в док и через год разобрали на металл. Позднее подняли и башни корабля; их 305-мм орудия уста­новили на 30-й батарее под Севастополем.