Лучший крейсер эскадры
В 12 ч 27 января 1902 года «Аскольд» покинул Киль и направился в Либаву; на борту находилось 555 человек. Матросы и офицеры уверенно и спокойно справлялись со своими обязанностями — механизмы за время постройки и испытаний были изучены досконально. Командир и механики внимательно наблюдали и фиксировали режимы работы машин. Этого требовал механический отдел МТК, чтобы знать все особенности и возможности корабля.
5 апреля «Аскольд» поставили на две недели в сухой док для окраски ободранной льдом подводной части и установки подкреплений корпуса в корме. Вскоре на корабль прибыла из Кронштадта недостающая часть экипажа, и 24 апреля крейсер, подняв флаг и гюйс, начал кампанию.
1 мая «Аскольд» в составе отряда кораблей под командой контр-адмирала Г.П.Чухнина, возвращавшихся из Порт-Артура, вышел в Кронштадт. В Ревеле на «Аскольде» узнали, что по приходе в Кронштадт предстоит участвовать в торжественной встрече французской эскадры, на которой прибывает с официальным визитом президент Франции Э.Лубэ. Через день отряд Г.П.Чухнина, к которому присоединились корабли Учебно-артиллерийского отряда, двинулся дальше, но у острова Гогланд встретили сплошной лед толщиной 0,6—0,9 м. На помощь пришел ледокол «Ермак», ожидавший отряд у кромки льда. За островом Лавенсари отряд вышел на чистую воду и вечером 5 мая прибыл в Кронштадт.
Приход новейшего крейсера вызвал всеобщий интерес, который поднялся еще больше после статьи в газете «Кронштадтский вестник», в которой обращалось внимание на множество новых устройств на «Аскольде», большое количество электрических вспомогательных механизмов. «Многими признается, — писала газета, — что наши техники без различия специальностей заставили завод "Германия", строивший крейсер "Аскольд", проявить высшее напряжение сил и знаний, вследствие чего завод дал нам судно, действительно выносливое и годное для той цели, для которой оно строилось».
18 июня крейсер посетил император Николай II. Между смотрами «Аскольд» ходил в Бьерке на испытания торпедных аппаратов и электрического привода управления паровой рулевой машиной, которые в целом получили высокую оценку комиссии и были «приняты в казну».
За время стоянки в Кронштадте на «Аскольде» установили собранную в кронштадтской Минной мастерской радиостанцию и проверили ее в работе с другими кораблями. Тогда же установили пулеметы, прицелы и ограничители углов обстрела орудий, приборы Н.К.Гейслера к орудиям и торпедным аппаратам, четыре прожектора с дистанционным управлением, 47-мм орудия на паровые катера; произвели дооборудование артиллерийских погребов, провели переговорные трубы к снарядным элеваторам, изготовили и приняли минный плотик. Часть из этих работ, не выполненных в Киле, оплачивалась фирмой. Крейсер принял полный комплект боеприпасов и был вооружен в соответствии со штатом.
25 августа «Аскольд» снова посетил император с семьей и греческой королевой Ольгой Константиновной. На прощанье они пожелали офицерам и команде счастливого плаванья.
3 сентября «Аскольд» навсегда покинул Кронштадт и направился на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. На переходе исследовались маневренные и ходовые качества крейсера, определялся оптимальный режим работы котлов и главных механизмов. В начале перехода на борту корабля для исследования деформаций конструкции корпуса на океанских волнах находился будущий академик А.Н.Крылов.
Выполнив попутно ряд дипломатических миссий в портах Персидского залива, «Аскольд» 13 февраля 1903 года стал на якорь на рейде Порт-Артура. Трудный переход по морям трех океанов завершился блестяще.
Благодаря удачной конструкции, высокому качеству изготовления и грамотной эксплуатации машины крейсера работали превосходно. Сразу после похода на контрольном выходе с обросшей в тропических морях подводной частью «Аскольд» легко развил контрактную мощность и на крупной волне показал скорость свыше 20 уз. Хорошо зарекомендовали себя и девять двойных котлов конструкции Торникрофта-Шульца. Они оказались надежнее и экономичнее большинства котлов других систем, установленных на крейсерах русского флота.
Команда безукоризненно содержала сложные новейшие механизмы. Крейсер вошел в состав эскадры Тихого океана, став ее лучшим и сильнейшим разведчиком.
В соответствии с программой плавания судов эскадры «Аскольду» в 1903 году надлежало стоять в вооруженном резерве пять месяцев и зимовать во Владивостоке. Но обстановка на Дальнем Востоке накалялась, подготовка Японии к войне становилась все более очевидной, как и превосходство ее флота.
Пока в Морском министерстве пытались ускорить достройку и отправку на Восток кораблей программы 1898 года, Министерство иностранных дел предпринимало попытки ослабить напряженность дипломатическими усилиями. По его просьбе в распоряжение посланника в Японии А.П.Извольского был выделен «Аскольд».
В рамках этой экспедиции крейсер побывал в Нагасаки, Иокогаме, Кобе, посетил китайский порт Таку, английскую колонию на территории Китая — Вэйхавей и германскую — Циндао.
30 апреля 1903 года «Аскольд» вернулся в Порт-Артур, но уже 3 мая вместе с крейсером «Новик» снова вышел в море. Их путь лежал во Владивосток — для встречи военного министра, генерала от инфантерии А.Н.Куропаткина. С «Аскольда» министр осмотрел бухты Приморья и 28 мая прибыл в японский порт Симоносеки, откуда вместе со свитой на поезде уехал в Токио, а «Аскольд» и «Новик» перешли в Кобе. С прибытием туда дипломатической миссии поход продолжился. Посетив Нагасаки, крейсеры направились в Порт-Артур, куда благополучно прибыли 17 июня.
В Порт-Артуре А.Н.Куропаткин осмотрел укрепления крепости, войска гарнизона, побывал на кораблях эскадры и провел ряд совещаний по вопросам обороны Порт-Артура и Дальнего Востока. По возвращении в Петербург он поблагодарил управляющего Морским ведомством вице-адмирала Ф.К.Авелана за крейсеры.
В Порт-Артуре экипаж наконец-то получил отдых после напряженного, особенно для машинной команды, плавания. Во время «дипломатических» походов «Аскольд» подтвердил репутацию лучшего крейсера эскадры: машины и котлы работали безупречно. Напряженная служба корабля явилась проверкой всех механизмов и частей, показала хорошее качество проектирования и постройки, высокий уровень эксплуатационного обслуживания.
Месяц крейсер находился в вооруженном резерве, но 31 июля снова вступил в кампанию: наместнику на Дальнем Востоке вице-адмиралу Е.И.Алексееву понадобилось срочно следовать во Владивосток для решения вопросов подготовки Приморского края к обороне. Переход прошел превосходно, Е.И.Алексеев поблагодарил команду за отличную службу. «Аскольд» занялся боевой подготовкой.
19 августа в заливе Петра Великого крейсер выполнил учебную стрельбу по щиту на скорости 18 уз при ветре 3—4 балла. Хотя видимость была неважной (временами щит скрывался в тумане), комендоры «Аскольда» показали хорошие результаты: из 36 выпущенных 152-мм снарядов в цель попали семь, из 36 75-мм —12 и из 40 47-мм — пять. «Варяг» во время аналогичной стрельбы, выполненной им 16 декабря 1903 года (последние учения перед его знаменитым боем), хотя и шел с меньшей скоростью (12,5 уз), из 36 выпущенных 152-мм снарядов, 33 75-мм, 56 47-мм и 20 37-мм в щит попало всего три: один 75-мм и два 47-мм.
23 августа в составе отряда под командованием контр-адмирала Э.А.Штакельберга «Аскольд» вместе с крейсерами «Россия», «Громобой», «Богатырь» снялся с якоря и отправился в поход по Японскому морю с посещением порта Хакодате на острове Хоккайдо.
После возвращения и недельной стоянки во Владивостоке «Аскольд» 10 сентября снова вышел в море, на этот раз в составе эскадры из шести броненосцев и пяти крейсеров. Переход до Порт-Артура был совмещен с маневрами, в которых приняли участие сухопутные войска Квантунского полуострова и крепости Порт-Артур.
Последним важным для «Аскольда» событием мирного времени стала смена командира: 17 января 1904 года назначенный начальником отряда крейсеров Н.К.Рейценштейн сдал корабль капитану 1 ранга К.А.Грамматчикову, бывшему командиру 2-го отряда миноносцев.
Вечером 26 января 1904 года японские миноносцы атаковали русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура. По ним тут же открыли ответный огонь, но три торпеды все же поразили эскадренные броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан» и крейсер «Паллада».
«Аскольд» стоял в первой линии и по своему местоположению находился ближе всех к опасности. Но благодаря четким действиям личного состава ему удалось избежать попаданий. Сильный ответный огонь помешал противнику как следует прицелиться, хотя две торпеды прошли в опасной близости от кормы крейсера.
Утром 27 января главные силы японского флота под флагом командующего адмирала Х.Того подошли к Порт-Артуру и вступили в бой со стоявшими на рейде кораблями и береговыми батареями крепости. Русские крейсеры находились ближе к противнику, чем броненосцы. Первый 305-мм снаряд упал между «Аскольдом» и «Баяном», подняв огромный столб воды. «Баян», «Аскольд» и «Новик» оказались между колоннами броненосцев, но не уклонились от боя, а смело пошли в атаку.
Вперед вырвался самый быстроходный «Новик», пытаясь приблизиться на дистанцию торпедного выстрела, за ним устремились «Баян» и «Аскольд», непрерывно стреляя из всех орудий. Японцы перенесли свой огонь на эти три крейсера. Чтобы избежать попаданий, «Аскольд» стал идти зигзагом, но все же несколько вражеских снарядов и множество осколков достигли цели.
На «Аскольде» разобрали сигнал флагмана: «Крейсерам не мешать броненосцам», — и К.А.Грамматчиков приказал повернуть назад. Крейсеры вышли из-под огня, однако их рискованная атака сыграла важную роль — они отвлекли на себя противника в момент, когда наши броненосцы еще не построились в боевую линию. Вместе с огнем береговых батарей и броненосцев их активность заставила адмирала Х.Того прекратить артиллерийскую дуэль и покинуть район Порт-Артура.
В «Аскольд» в течение 40 мин боя попало шесть снарядов и большое количество осколков от близких разрывов. Четыре комендора погибли, 10 моряков получили ранения.
Самое тяжелое повреждение нанес крупный снаряд, попавший в левый борт у ватерлинии в районе 53 шп. и разорвавшийся в коффердаме. Осколками пробило внутреннюю продольную переборку, вода стала поступать в находившуюся за ней угольную яму. К счастью, яма была полностью заполнена углем, а горловина задраена, так что корабль даже не получил крена- Кроме того, взрывом перебило два шпангоута, образовалась пробоина в наружной обшивке площадью 0,9 м2. Осколки этого же снаряда повредили 75-мм орудие и пробили зарядное отделение торпеды, находившейся в аппарате. Раскаленные осколки прошли вблизи капсюля с гремучей ртутью, не вызвав, к счастью, детонации или возгорания взрывчатого вещества. Как только крейсер вышел из-под обстрела, за борт к надводным аппаратам спустили минера, который вывинтил из торпед ударники. После этого случая команда уверовала в то, что «Аскольд» — счастливый корабль.
Другой снаряд оторвал ствол у 152-мм орудия на правом борту. Еще один, большого калибра, попал в пятую дымовую трубу и разорвался, серьезно повредив ее. Четвертый разрушил штурманскую рубку, пятый сбил грот-стеньгу, шестой пробил борт и повредил кают-компанию и каюты.
Броненосцы после боя укрылись в гавани, «Аскольд» же вместе с другими крейсерами нес дозорную службу на рейде. Трое суток его котлы были под парами, а команда находилась в постоянном напряжении. Лишь затем корабль поставили к стенке Морского завода для исправления повреждений.
По приказу Е.И.Алексеева 24 «нижних чина» «Аскольда» были награждены знаками отличия военного ордена Св. Георгия.
После завершения ремонта «Аскольд» 5 и 9 февраля выходил на разведку прилегающего к крепости района, а 11 вместе с крейсерами «Баян» и «Новик» участвовал в перестрелке с четырьмя японскими крейсерами.
Утром 12 февраля главные силы японского флота вновь подошли к Порт-Артуру. «Баян», «Аскольд» и «Новик» находились на внешнем рейде, прикрывая возвращавшиеся с моря миноносцы. Шесть броненосцев и шесть броненосных крейсеров японцев открыли огонь. Наши крейсеры тотчас ответили; «Аскольд» в этот момент был ближе всех к противнику. После первого же выстрела на «Аскольде» разорвало ствол 152-мм орудия, осколки посыпались на палубу. Расстояние между нашими и японскими кораблями уменьшилось до 32 кб. Только большой ход спас «Аскольд» от смертельных для него попаданий тяжелых снарядов. Бой трех крейсеров против 12 броненосных кораблей шел около 30 мин. «Аскольд» выпустил по врагу 257 снарядов, не получив при этом серьезных повреждений.
24 февраля в Порт-Артур прибыл новый командующий — вице-адмирал С.О.Макаров, и деятельность флота заметно активизировалась. «Аскольд» в составе эскадры выходил в море 27 февраля, 9 и 13 марта, причем 9 марта — под флагом С.О.Макарова. По возвращении из последнего похода на крейсер снова прибыл капитан 1 ранга Н.К.Рейценштейн, на сей раз в качестве начальника отряда крейсеров. С тех пор его брейд-вымпел с «Аскольда» практически не спускался. 30 марта крейсер вышел в море за появившейся на горизонте китайской джонкой и привел ее в Порт-Артур. В эту ночь вице-адмирал С.О.Макаров находился не на «Аскольде», а на дежурном крейсере «Диана».
Никто не подозревал, что эта ночь станет для адмирала последней. Утром 31 марта Степан Осипович перешел на эскадренный броненосец «Петропавловск» . В тот роковой для русского флота день адмирал погиб вместе со своим флагманским кораблем, подорвавшимся на вражеской мине.
В апреле «Аскольд» в море не выходил, личный состав участвовал в вооружении береговых батарей: установили пародинамомашину, котел и прожектор, на редуте № 1 — четыре 75-мм орудия, оказали помощь в установке двух 75-мм орудий с «Победы» на укрепление №2 и двух 75-мм с «Цесаревича» на Курганскую батарею. Кроме того, по распоряжению наместника с корабля сняли 2 пулемета для вооружения формируемой морской пулеметной батареи.
5 мая «Аскольд» вышел в море, прикрывая минный транспорт «Амур». При возвращении на рейд с крейсера не заметили буйки крепостного минного заграждения, и корабль прошел по минному полю. Хотя на время прохода кораблей минеры крепостной роты отключали ток, это все же нельзя признать безопасным. Но судьба и здесь благосклонно отнеслась к «Аскольду».
Во время ожесточенного боя на Кинджоуском перешейке русские войска с фланга поддерживались паровыми катерами с броненосцев «Ретвизан», «Севастополь» и крейсера «Аскольд», имевшими на вооружении малокалиберные пушки и пулеметы. Аскольдовским катером командовал мичман Ф.Ф.Геркен. 13 мая он успешно вел огонь по японским войскам из 47-мм орудия, после отступления русских войск катер взорвали, а его команда пешком пришла в Порт-Артур.
После того как был оставлен Кинджоу, с «Аскольда» свезли на берег два взвода десанта, а через два дня К.А.Грамматчиков получил приказание, сняв 152-мм орудия № 5 и № 6, передать их на броненосец «Ретвизан», а также принять меры к увеличению угла обстрела орудий № 7 и № 8.
10 июня эскадра вышла в море для прорыва во Владивосток, но, встретив превосходящие силы японского флота, повернула назад. Русские корабли подошли к рейду, когда уже стемнело, и в этот момент наши крейсеры, шедшие в конце кильватерной колонны, были атакованы миноносцами. Атаки эти продолжались до 4 ч. По докладам с наших крейсеров, следовало, что несколько миноносцев были потоплены, однако японцы эти данные не подтверждают, признавая лишь тяжелое повреждение миноносца «Чидори». 23 и 24 июня дежуривший в проходе на внутренний рейд «Аскольд» открывал огонь по приближавшимся японским миноносцам 6-го отряда. В течение последующих двух недель «Аскольд» неоднократно выходил в море, обстреливал японские сухопутные позиции, вел дуэли с вражескими кораблями.
14 июля русские корабли снова открыли огонь по наступающим японцам. Около 13 ч приблизились миноносцы противника, но были своевременно обнаружены сигнальщиками «Аскольда». Семи шестидюймовых снарядов крейсера оказалось достаточно, чтобы миноносцы отошли, но им на смену пришли броненосные крейсеры «Ниссин» и «Касу-га» и открыли огонь из своих орудий, превосходящих по дальнобойности артиллерию «Аскольда»; осколки от близко разорвавшегося японского снаряда незначительно повредили дымовую трубу. В 15 ч за кормой «Аскольда» обнаружили японскую мину и расстреляли ее, а шедший следом «Баян» подорвался на другой мине.
28 июля 1904 года порт-артурская эпопея приблизилась к своей кульминации. Эскадра вышла в море для прорыва во Владивосток. «Аскольд» под флагом контр-адмирала Н.К.Рейценштейна возглавлял отряд крейсеров, шедший в кильватерной колонне за броненосцами. В12 ч 30 мин начался бой. В13 ч 09 мин 305-мм снаряд (предположительно с броненосца «Сикисима») разорвался у основания первой трубы. Несмотря на то, что нижняя часть кожуха была сплющена, она чудом осталась стоять на месте. Осколки вывели из строя первый котел, взрывом уничтожило радиорубку, трапы на носовую надстройку и верхний мостик, смертельно ранило стоявших у носового дальномера мичмана Рклицкого и гальванера Ждановича, убило минера Шестерова.
В ответ «Аскольд» открыл огонь из 152-мм орудий правого борта, но дистанция до броненосцев была слишком большой, поэтому сделали только четыре выстрела.
В 13 ч 12 мин второй крупный снаряд попал в кормовую часть и разорвался в каюте старшего штурмана, возникший пожар был быстро потушен. Через 3 мин «Аскольд» отвернул влево, за ним вышли из-под обстрела остальные крейсеры: «Новик», «Паллада», «Диана». Зайдя за броненосцы, они составили вторую колонну, «Аскольд» пошел на левом траверзе флагманского броненосца «Цесаревич». Эскадры разошлись на контркурсах, и корабли получили небольшую передышку. В16 ч 05 мин был получен семафор командующего эскадрой: «В случае боя начальнику отряда крейсеров действовать по усмотрению». В 16 ч 50 мин японские корабли догнали эскадру контр-адмирала В.К.Витгефта, и бой возобновился с новой силой.
После полуторачасового сражения командующий русской эскадрой В.К.Витгефт был убит. У флагманского «Цесаревича» заклинило руль, и он стал совершать циркуляцию влево, строй наших броненосцев нарушился.
Отряд крейсеров, следуя направлению движения флагманского броненосца, последовательно начал поворот влево. Когда в боевой рубке «Аскольда» поняли, что «Цесаревич» поврежден, снова повернули вправо и легли на курс, параллельный линии броненосцев. В это время японский 1-й боевой отряд обошел голову русской колонны, и наши крейсеры оказались в зоне досягаемости орудий головных японских броненосцев. С запада подошли ближе 5-й и 6-й боевые отряды, общее число кораблей противника приблизительно в 19 ч в вахтенном журнале определено цифрой 45.
Русские броненосцы повернули в сторону Порт-Артура, «Аскольд», за ним все крейсеры и миноносцы поначалу последовали их примеру, но вскоре Н.К.Рейценштейн принял решение, поддержанное находившимися рядом командиром и офицерами, идти на прорыв, принимая на себя огонь врага, не останавливаясь перед риском погибнуть.
На фок-мачте «Аскольда» взвились вверх флаги сигнала: «Крейсерам следовать за мной», корабль увеличил ход, остальные крейсеры последовали его примеру.
В18 ч 50 мин «Аскольд» открыл огонь и направился прямо на броненосный крейсер «Асама», шедший отдельно. Вскоре на «Асаме» вспыхнул пожар, вследствие чего японский крейсер «увеличил ход и стал удаляться» — так записано в вахтенном журнале «Аскольда».
Оценивая позицию врага, Н.К.Рейценштейн посчитал наиболее слабым ее местом юго-западное направление, где находились крейсеры 3-го боевого отряда. Обойдя с правого борта русские броненосцы, строй которых к этому времени стал похож на двойной фронт, «Аскольд» круто повернул влево, пересекая их курс.
«Аскольд» развил полный ход и, разойдясь с броненосцами, взял курс на юг. «Диана» и «Пал-лада» сразу отстали, и лишь «Новик» держался в кильватере. Броненосцы же no-прежнему шли в направлении Порт-Артура и вскоре исчезли из виду.
Броненосный крейсер «Якумо» направился к «Аскольду», ведя по нему огонь из 203-мм и 152-мм орудий. За ним сверкали вспышками выстрелов крейсеры 6-го отряда, также преграждавшие путь нашим кораблям. Слева и сзади в погоню пустились крейсеры 3-го отряда контр-адмирала Дева. Концевой корабль 1-го боевого отряда «Ниссин» и корабли 5-го отряда также перенесли огонь на «Аскольд». Осыпаемый со всех сторон снарядами, крейсер отвечал, ведя бой на оба борта, по носу и по корме. Десятки снарядов падали вокруг крейсера, вздымая высокие столбы воды и обдавая его градом осколков. Высокая скорость, маневренность и меткость ответного огня объясняют тот факт, что крейсер уцелел в чудовищном урагане огня. Но время от времени корпус его вздрагивал от попадания снарядов. Сотрясение при этом было так велико, что у манометров отскакивали стрелки, лопались электрические лампочки. В боевую рубку доложили, что поступает вода в левую кормовую машинную кладовую и в правую угольную яму второй кочегарки. Внизу шла борьба с водой, а наверху комендоры развили максимальный темп стрельбы.
Вспышки и грохот своих выстрелов сливались с разрывами чужих снарядов. То там, то здесь возникали пожары. Комендоры кидались их тушить, а матросы пожарного дивизиона заменяли павших у орудий товарищей. Все чаще на верхнюю палубу требовали носилки и санитаров. Раненых с большим трудом спускали в перевязочный пункт под броневой палубой в помещение подводных минных аппаратов. В критический момент, когда броненосный крейсер врага преграждал путь и несколько японских крейсеров сосредоточили огонь на «Аскольде», машины корабля дали 132 об/мин — больше, чем на приемных испытаниях.
Броненосный крейсер «Якумо» был ближе других и представлял собой наибольшую опасность, и Н.К.Рейценштейн приказал держать курс прямо на него. На «Аскольде» еще с утра приготовили подводные торпедные аппараты, а у надводных боевые зарядные отделения присоединили к минам, не вставив лишь ударники и запальные патроны. Старший минный офицер П.П.Киткин получил приказание готовить аппараты к выстрелу. Но стрелять не пришлось: огонь «Аскольда» нанес повреждения крейсеру типа «Такасаго», а на «Якумо» вспыхнул пожар, и тот отвернул. «Аскольд» и «Новик» пронеслись буквально за его кормой. Четыре японских миноносца вышли в атаку на русские крейсеры справа, с носовых курсовых углов. С «Аскольда» видели пуск четырех торпед, которые, к счастью, прошли мимо. На миноносцы врага перенесли огонь орудия правого борта, и японцы отвернули.
У некоторых 152-мм орудий после выстрелов на больших углах возвышения выходили из строя дуги механизмов вертикального наведения, выкрашивались зубья. При откате орудия проседали больше нормы, и их с большим трудом накатывали вручную. Подача снарядов действовала безостановочно, несмотря на то, что у 152-мм элеваторов осколками перебило тросы подъемной рамы. В этих погребах боеприпасы подавали вручную, но задержек и пропусков выстрелов из-за недостатка снарядов не было. Несмотря на потери в людях, орудия не прекращали стрельбы — раненых и убитых заменяли чиновники, содержатели, словом, все до вольнонаемного повара. Священник отец Порфирий «геройски ходил по верхней палубе с крестом, благословляя воинов».
Люди в погребах работали в тесных замкнутых пространствах, не зная, что делалось наверху. Еще в худших условиях находились машинисты и кочегары. Когда крупный снаряд попал в верхнюю часть пятой трубы, в пятой кочегарке из поддувал полыхнуло пламя, и отделение заполнилось дымом, но благодаря избыточному давлению тяга быстро восстановилась. У котла № 8 осколками, пролетевшими через броневую решетку, пробило кожух и несколько водогрейных трубок, которые давали незначительное парение. Пробоина в кожухе котла была небольшой, и, чтобы не снижать скорость хода в критический момент боя, котел оставили в действии, форсирование котлов пустили максимальное.
Боевая вахта машинной команды не имела смены — некоторые машинисты работали без перерыва больше 16 ч. «Машинистов приходилось под конец окачивать через каждые 15 мин холодной водой», — свидетельствовал старший механик.
После боя Н.К.Рейценштейн писал в донесении в ГМШ о командах «Аскольда» и «Новика»: «Чистосердечно не могу указать отличившихся обоих этих крейсеров: командиры, офицеры, механики, доктора, нижние чины вели себя стойко, браво, хладнокровно, без суеты, громя неприятеля, исполняли свой долг».
Дорогу в открытое море преграждали теперь только крейсеры 6-го отряда. «Аскольд» резко повернул на крейсер «Сума». Тот, как и предыдущие, полным ходом отошел в сторону, освободив дорогу. Корабли противника заметно отстали, но еще некоторое время продолжали огонь, ив19ч40мин русские крейсеры прорвались. В наступившей темноте стало труднее наводить орудия, интенсивность огня снизилась, японские корабли постепенно отставали. В 20 ч 20 мин «прекратили огонь, так как неприятель скрывался во мраке». «Новик» следовал за своим флагманом до 1 ч 30 мин, затем отстал из-за неисправностей в механизмах.
На рассвете 29 июля выяснилось, что японские крейсеры «Акаси», «Идзуми», «Акицусима» продолжают преследовать «Аскольд», но, не выдержав единоборства с машинами русского крейсера, они через пару часов скрылись за горизонтом. Наконец появилась возможность осмотреться и подсчитать потери. Оказалось, что при прорыве крейсер получил более тяжелые повреждения, чем предполагали ночью. В бою погибли один офицер, десять матросов, ранения получили четверо офицеров и 44 матроса. Орудия выпустили по врагу 226 фугасных 152-мм, 155 стальных и 65 чугунных 75-мм, 160 47-мм снарядов. В строю оставались четыре 152-мм орудия, за ночь удалось восстановить еще одно. Орудие № 10, полностью исправное, не могло стрелять из-за того, что разорвавшийся под ним снаряд разбил подкрепления и палубу.
В батарейной палубе в офицерском отделении от попадания осколков взорвались лежащие в беседках на элеваторных рельсах 75-мм патроны. Крейсер лишился обеих дальномерных станций, во многих местах оказались перебиты электрические циферблаты, разбиты 10 боевых циферблатов, то есть вышли из строя приборы управления стрельбой. В правом борту «Аскольд» имел четыре малые подводных пробоины у 7—10 шп., через которые поступала вода в помещение шкиперской кладовой. Между 83—84 шп. пробоины находились выше ватерлинии, но в результате деформаций разошлись швы обшивки, и вода поступала в угольную яму. Между 28 и 29 шп. снаряд пробил наружный борт в трех метрах выше ватерлинии, разрушил каюту и повредил крепление под 152-мм орудием.
В левом борту имелись две подводные пробоины на 32—33 и 46—47 шп. В этих местах, кроме повреждения обшивки площадью по 0,75 м2, были перебиты шпангоуты, расшатаны бимсы. В отделение подводных аппаратов через деформированные заклепки поступало около 3 т воды в сутки. Всего крейсер принял 100 т воды, что, однако, внешне не было заметно — крен и дифферент отсутствовали. Броневая палуба осталась неповрежденной.
Сильно пострадали трубы: 1-я — перебита и сплющена у самого основания, все труб-бакштаги оборваны; 2-я, 3-я, 4-я — во многих местах были пробиты крупными и мелкими осколками; 5-я -стала короче на треть. Существенной потерей для команды было полное уничтожение обеих камбузных плит. Катера и шлюпки выглядели словно решето. Ход крейсера снизился до 15 уз.
Приняв доклады о состоянии корабля, Н.К.Рейценштейн убедился, что «Аскольд» не в состоянии вести бой, прорываясь через Корейский пролив, поэтому он принял решение зайти в Шанхай, исправить наиболее существенные повреждения, пополнить запасы и затем попытаться прорваться во Владивосток вокруг Японии. В полдень 30 июля 1904 года «Аскольд» стал на якорь в устье реки Вузунг.
С помощью русских дипломатических представителей удалось быстро решить вопрос о доковании и исправлении повреждений корпуса и механической части с фирмой «У. Фархэм Бодж и К°». С высокой водой 31 июля «Аскольд» вошел в реку Вампо и стал к стенке завода под кран. Работа закипела. Сначала сняли с ростр катера и шлюпки. К вечеру 1 августа 1-я и 5-я трубы были демонтированы и выгружены на берег, и в ночь на 2 августа крейсер завели в док. Н.К.Рейценштейну, имевшему большой опыт работы с иностранными фирмами, удалось в невероятно короткий срок решить множество вопросов по ремонту. Чтобы обеспечить быстрый выход в море после ремонта, с крейсера даже не выгружали перед докованием боезапас.
Однако через несколько дней Н.К.Рейценштейн получил приказ из Петербурга разоружить корабль. Собственно говоря, выбора не было: ремонт еще только близился к завершению, а у Шанхая уже появилась эскадра контр-адмирала Уриу. 11 августа «Аскольд» и пришедший вскоре за ним миноносец «Грозовой» спустили флаги. Замки орудий, боевые отделения торпед, винтовки и некоторые детали машин сдали в арсенал. 28 августа крейсер вывели из дока и поставили у пристани Русского общества КВЖД вместе с «Грозовым» и канонерской лодкой «Манджур».
Корабли простояли здесь до 2 октября 1905 года, когда в Шанхае получили уведомление о ратификации мирного договора между Россией и Японией. 11 октября на «Аскольде» вновь подняли Андреевский флаг, а 1 ноября под командованием нового командира капитана 2 ранга К.В.Стеценко крейсер вышел во Владивосток.
Из-за революционных событий во Владивостоке «Аскольд» задержали в заливе Славянском до 15 ноября. Сразу же по приходе в порт началось увольнение матросов, выслуживших положенные сроки: за две недели крейсер покинуло около 400 человек.
9 декабря «Аскольд» зачислили в состав Отдельного отряда судов для охраны Уссурийского края.