Лучший крейсер эскадры

 

В 12 ч 27 января 1902 года «Аскольд» покинул Киль и направился в Либаву; на борту находилось 555 человек. Матросы и офицеры уверенно и спо­койно справлялись со своими обязанностями — ме­ханизмы за время постройки и испытаний были изу­чены досконально. Командир и механики вниматель­но наблюдали и фиксировали режимы работы машин. Этого требовал механический отдел МТК, чтобы знать все особенности и возможности корабля.

5 апреля «Аскольд» поставили на две недели в сухой док для окраски ободранной льдом подвод­ной части и установки подкреплений корпуса в кор­ме. Вскоре на корабль прибыла из Кронштадта не­достающая часть экипажа, и 24 апреля крейсер, под­няв флаг и гюйс, начал кампанию.

1 мая «Аскольд» в составе отряда кораблей под командой контр-адмирала Г.П.Чухнина, возвращав­шихся из Порт-Артура, вышел в Кронштадт. В Ре­веле на «Аскольде» узнали, что по приходе в Крон­штадт предстоит участвовать в торжественной встре­че французской эскадры, на которой прибывает с официальным визитом президент Франции Э.Лубэ. Через день отряд Г.П.Чухнина, к которому при­соединились корабли Учебно-артиллерийского отря­да, двинулся дальше, но у острова Гогланд встретили сплошной лед толщиной 0,6—0,9 м. На помощь при­шел ледокол «Ермак», ожидавший отряд у кромки льда. За островом Лавенсари отряд вышел на чис­тую воду и вечером 5 мая прибыл в Кронштадт.

Приход новейшего крейсера вызвал всеобщий интерес, который поднялся еще больше после ста­тьи в газете «Кронштадтский вестник», в которой обращалось внимание на множество новых уст­ройств на «Аскольде», большое количество элект­рических вспомогательных механизмов. «Многими признается, — писала газета, — что наши техники без различия специальностей заставили завод "Гер­мания", строивший крейсер "Аскольд", проявить высшее напряжение сил и знаний, вследствие чего завод дал нам судно, действительно выносливое и годное для той цели, для которой оно строилось».

18 июня крейсер посетил император Николай II. Между смотрами «Аскольд» ходил в Бьерке на ис­пытания торпедных аппаратов и электрического привода управления паровой рулевой машиной, кото­рые в целом получили высокую оценку комиссии и были «приняты в казну».

За время стоянки в Кронштадте на «Аскольде» установили собранную в кронштадтской Минной ма­стерской радиостанцию и проверили ее в работе с другими кораблями. Тогда же установили пулеме­ты, прицелы и ограничители углов обстрела орудий, приборы Н.К.Гейслера к орудиям и торпедным ап­паратам, четыре прожектора с дистанционным уп­равлением, 47-мм орудия на паровые катера; про­извели дооборудование артиллерийских погребов, провели переговорные трубы к снарядным элева­торам, изготовили и приняли минный плотик. Часть из этих работ, не выполненных в Киле, оплачивалась фирмой. Крейсер принял полный комплект боепри­пасов и был вооружен в соответствии со штатом.

25 августа «Аскольд» снова посетил импера­тор с семьей и греческой королевой Ольгой Константиновной. На прощанье они пожелали офицерам и команде счастливого плаванья.

3 сентября «Аскольд» навсегда покинул Крон­штадт и направился на Дальний Восток для усиле­ния эскадры Тихого океана. На переходе исследо­вались маневренные и ходовые качества крейсера, определялся оптимальный режим работы котлов и главных механизмов. В начале перехода на борту корабля для исследования деформаций конструк­ции корпуса на океанских волнах находился буду­щий академик А.Н.Крылов.

Выполнив попутно ряд дипломатических миссий в портах Персидского залива, «Аскольд» 13 фев­раля 1903 года стал на якорь на рейде Порт-Артура. Трудный переход по морям трех океанов завершил­ся блестяще.

Благодаря удачной конструкции, высокому ка­честву изготовления и грамотной эксплуатации ма­шины крейсера работали превосходно. Сразу пос­ле похода на контрольном выходе с обросшей в тро­пических морях подводной частью «Аскольд» легко развил контрактную мощность и на крупной волне показал скорость свыше 20 уз. Хорошо зарекомен­довали себя и девять двойных котлов конструкции Торникрофта-Шульца. Они оказались надежнее и экономичнее большинства котлов других систем, ус­тановленных на крейсерах русского флота.

Команда безукоризненно содержала сложные новейшие механизмы. Крейсер вошел в состав эс­кадры Тихого океана, став ее лучшим и сильней­шим разведчиком.

В соответствии с программой плавания судов эскадры «Аскольду» в 1903 году надлежало стоять в вооруженном резерве пять месяцев и зимовать во Владивостоке. Но обстановка на Дальнем Вос­токе накалялась, подготовка Японии к войне стано­вилась все более очевидной, как и превосходство ее флота.

Пока в Морском министерстве пытались уско­рить достройку и отправку на Восток кораблей про­граммы 1898 года, Министерство иностранных дел предпринимало попытки ослабить напряженность дипломатическими усилиями. По его просьбе в рас­поряжение посланника в Японии А.П.Извольского был выделен «Аскольд».

В рамках этой экспедиции крейсер побывал в Нагасаки, Иокогаме, Кобе, посетил китайский порт Таку, английскую колонию на территории Китая — Вэйхавей и германскую — Циндао.

30 апреля 1903 года «Аскольд» вернулся в Порт-Артур, но уже 3 мая вместе с крейсером «Но­вик» снова вышел в море. Их путь лежал во Влади­восток — для встречи военного министра, генера­ла от инфантерии А.Н.Куропаткина. С «Аскольда» министр осмотрел бухты Приморья и 28 мая при­был в японский порт Симоносеки, откуда вместе со свитой на поезде уехал в Токио, а «Аскольд» и «Но­вик» перешли в Кобе. С прибытием туда диплома­тической миссии поход продолжился. Посетив На­гасаки, крейсеры направились в Порт-Артур, куда благополучно прибыли 17 июня.

В Порт-Артуре А.Н.Куропаткин осмотрел укреп­ления крепости, войска гарнизона, побывал на ко­раблях эскадры и провел ряд совещаний по вопро­сам обороны Порт-Артура и Дальнего Востока. По возвращении в Петербург он поблагодарил управ­ляющего Морским ведомством вице-адмирала Ф.К.Авелана за крейсеры.

В Порт-Артуре экипаж наконец-то получил от­дых после напряженного, особенно для машинной команды, плавания. Во время «дипломатических» походов «Аскольд» подтвердил репутацию лучше­го крейсера эскадры: машины и котлы работали без­упречно. Напряженная служба корабля явилась про­веркой всех механизмов и частей, показала хорошее качество проектирования и постройки, высокий уро­вень эксплуатационного обслуживания.

Месяц крейсер находился в вооруженном резер­ве, но 31 июля снова вступил в кампанию: наместни­ку на Дальнем Востоке вице-адмиралу Е.И.Алексееву понадобилось срочно следовать во Владивосток для решения вопросов подготовки Приморского края к обороне. Переход прошел превосходно, Е.И.Алек­сеев поблагодарил команду за отличную службу. «Аскольд» занялся боевой подготовкой.

19 августа в заливе Петра Великого крейсер выполнил учебную стрельбу по щиту на скорости 18 уз при ветре 3—4 балла. Хотя видимость была неважной (временами щит скрывался в тумане), комендоры «Аскольда» показали хорошие резуль­таты: из 36 выпущенных 152-мм снарядов в цель попали семь, из 36 75-мм —12 и из 40 47-мм — пять. «Варяг» во время аналогичной стрельбы, вы­полненной им 16 декабря 1903 года (последние уче­ния перед его знаменитым боем), хотя и шел с мень­шей скоростью (12,5 уз), из 36 выпущенных 152-мм снарядов, 33 75-мм, 56 47-мм и 20 37-мм в щит попало всего три: один 75-мм и два 47-мм.

23 августа в составе отряда под командовани­ем контр-адмирала Э.А.Штакельберга «Аскольд» вместе с крейсерами «Россия», «Громобой», «Бо­гатырь» снялся с якоря и отправился в поход по Японскому морю с посещением порта Хакодате на острове Хоккайдо.

После возвращения и недельной стоянки во Владивостоке «Аскольд» 10 сентября снова вышел в море, на этот раз в составе эскадры из шести бро­неносцев и пяти крейсеров. Переход до Порт-Арту­ра был совмещен с маневрами, в которых приняли участие сухопутные войска Квантунского полуост­рова и крепости Порт-Артур.

Последним важным для «Аскольда» событием мирного времени стала смена командира: 17 янва­ря 1904 года назначенный начальником отряда крей­серов Н.К.Рейценштейн сдал корабль капитану 1 ран­га К.А.Грамматчикову, бывшему командиру 2-го от­ряда миноносцев.

Вечером 26 января 1904 года японские мино­носцы атаковали русскую эскадру на внешнем рей­де Порт-Артура. По ним тут же открыли ответный огонь, но три торпеды все же поразили эскадрен­ные броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан» и крей­сер «Паллада».

«Аскольд» стоял в первой линии и по своему местоположению находился ближе всех к опаснос­ти. Но благодаря четким действиям личного соста­ва ему удалось избежать попаданий. Сильный от­ветный огонь помешал противнику как следует при­целиться, хотя две торпеды прошли в опасной близости от кормы крейсера.

Утром 27 января главные силы японского фло­та под флагом командующего адмирала Х.Того по­дошли к Порт-Артуру и вступили в бой со стоявши­ми на рейде кораблями и береговыми батареями крепости. Русские крейсеры находились ближе к противнику, чем броненосцы. Первый 305-мм сна­ряд упал между «Аскольдом» и «Баяном», подняв огромный столб воды. «Баян», «Аскольд» и «Но­вик» оказались между колоннами броненосцев, но не уклонились от боя, а смело пошли в атаку.

Вперед вырвался самый быстроходный «Но­вик», пытаясь приблизиться на дистанцию торпед­ного выстрела, за ним устремились «Баян» и «Ас­кольд», непрерывно стреляя из всех орудий. Япон­цы перенесли свой огонь на эти три крейсера. Чтобы избежать попаданий, «Аскольд» стал идти зигза­гом, но все же несколько вражеских снарядов и множество осколков достигли цели.

На «Аскольде» разобрали сигнал флагмана: «Крейсерам не мешать броненосцам», — и К.А.Грамматчиков приказал повернуть назад. Крейсеры выш­ли из-под огня, однако их рискованная атака сыг­рала важную роль — они отвлекли на себя против­ника в момент, когда наши броненосцы еще не построились в боевую линию. Вместе с огнем бере­говых батарей и броненосцев их активность заста­вила адмирала Х.Того прекратить артиллерийскую дуэль и покинуть район Порт-Артура.

В «Аскольд» в течение 40 мин боя попало шесть снарядов и большое количество осколков от близ­ких разрывов. Четыре комендора погибли, 10 мо­ряков получили ранения.

Самое тяжелое повреждение нанес крупный снаряд, попавший в левый борт у ватерлинии в рай­оне 53 шп. и разорвавшийся в коффердаме. Оскол­ками пробило внутреннюю продольную переборку, вода стала поступать в находившуюся за ней уголь­ную яму. К счастью, яма была полностью заполне­на углем, а горловина задраена, так что корабль даже не получил крена- Кроме того, взрывом пере­било два шпангоута, образовалась пробоина в на­ружной обшивке площадью 0,9 м2. Осколки этого же снаряда повредили 75-мм орудие и пробили за­рядное отделение торпеды, находившейся в аппа­рате. Раскаленные осколки прошли вблизи капсю­ля с гремучей ртутью, не вызвав, к счастью, дето­нации или возгорания взрывчатого вещества. Как только крейсер вышел из-под обстрела, за борт к надводным аппаратам спустили минера, который вывинтил из торпед ударники. После этого случая команда уверовала в то, что «Аскольд» — счаст­ливый корабль.

Другой снаряд оторвал ствол у 152-мм орудия на правом борту. Еще один, большого калибра, по­пал в пятую дымовую трубу и разорвался, серьез­но повредив ее. Четвертый разрушил штурманскую рубку, пятый сбил грот-стеньгу, шестой пробил борт и повредил кают-компанию и каюты.

Броненосцы после боя укрылись в гавани, «Ас­кольд» же вместе с другими крейсерами нес до­зорную службу на рейде. Трое суток его котлы были под парами, а команда находилась в постоянном напряжении. Лишь затем корабль поставили к стен­ке Морского завода для исправления повреждений.

По приказу Е.И.Алексеева 24 «нижних чина» «Аскольда» были награждены знаками отличия во­енного ордена Св. Георгия.

После завершения ремонта «Аскольд» 5 и 9 фев­раля выходил на разведку прилегающего к крепос­ти района, а 11 вместе с крейсерами «Баян» и «Но­вик» участвовал в перестрелке с четырьмя япон­скими крейсерами.

Утром 12 февраля главные силы японского флота вновь подошли к Порт-Артуру. «Баян», «Ас­кольд» и «Новик» находились на внешнем рейде, прикрывая возвращавшиеся с моря миноносцы. Шесть броненосцев и шесть броненосных крейсе­ров японцев открыли огонь. Наши крейсеры тотчас ответили; «Аскольд» в этот момент был ближе всех к противнику. После первого же выстрела на «Аскольде» разорвало ствол 152-мм орудия, осколки посыпались на палубу. Расстояние между нашими и японскими кораблями уменьшилось до 32 кб. Толь­ко большой ход спас «Аскольд» от смертельных для него попаданий тяжелых снарядов. Бой трех крей­серов против 12 броненосных кораблей шел около 30 мин. «Аскольд» выпустил по врагу 257 снаря­дов, не получив при этом серьезных повреждений.

24 февраля в Порт-Артур прибыл новый коман­дующий — вице-адмирал С.О.Макаров, и деятель­ность флота заметно активизировалась. «Аскольд» в составе эскадры выходил в море 27 февраля, 9 и 13 марта, причем 9 марта — под флагом С.О.Мака­рова. По возвращении из последнего похода на крейсер снова прибыл капитан 1 ранга Н.К.Рейценштейн, на сей раз в качестве начальника отряда крейсеров. С тех пор его брейд-вымпел с «Асколь­да» практически не спускался. 30 марта крейсер вышел в море за появившейся на горизонте китай­ской джонкой и привел ее в Порт-Артур. В эту ночь вице-адмирал С.О.Макаров находился не на «Аскольде», а на дежурном крейсере «Диана».

Никто не подозревал, что эта ночь станет для адмирала последней. Утром 31 марта Степан Оси­пович перешел на эскадренный броненосец «Пет­ропавловск» . В тот роковой для русского флота день адмирал погиб вместе со своим флагманским ко­раблем, подорвавшимся на вражеской мине.

В апреле «Аскольд» в море не выходил, личный состав участвовал в вооружении береговых батарей: установили пародинамомашину, котел и прожек­тор, на редуте № 1 — четыре 75-мм орудия, оказали помощь в установке двух 75-мм орудий с «Победы» на укрепление №2 и двух 75-мм с «Цесаревича» на Курганскую батарею. Кроме того, по распоряжению наместника с корабля сняли 2 пулемета для воору­жения формируемой морской пулеметной батареи.

5 мая «Аскольд» вышел в море, прикрывая минный транспорт «Амур». При возвращении на рейд с крейсера не заметили буйки крепостного минного заграждения, и корабль прошел по минно­му полю. Хотя на время прохода кораблей минеры крепостной роты отключали ток, это все же нельзя признать безопасным. Но судьба и здесь благо­склонно отнеслась к «Аскольду».

Во время ожесточенного боя на Кинджоуском перешейке русские войска с фланга поддержива­лись паровыми катерами с броненосцев «Ретвизан», «Севастополь» и крейсера «Аскольд», имевшими на вооружении малокалиберные пушки и пулеме­ты. Аскольдовским катером командовал мичман Ф.Ф.Геркен. 13 мая он успешно вел огонь по япон­ским войскам из 47-мм орудия, после отступления русских войск катер взорвали, а его команда пеш­ком пришла в Порт-Артур.

После того как был оставлен Кинджоу, с «Аскольда» свезли на берег два взвода десанта, а че­рез два дня К.А.Грамматчиков получил приказание, сняв 152-мм орудия № 5 и № 6, передать их на бро­неносец «Ретвизан», а также принять меры к уве­личению угла обстрела орудий № 7 и № 8.

10 июня эскадра вышла в море для прорыва во Владивосток, но, встретив превосходящие силы японского флота, повернула назад. Русские кораб­ли подошли к рейду, когда уже стемнело, и в этот момент наши крейсеры, шедшие в конце кильва­терной колонны, были атакованы миноносцами. Атаки эти продолжались до 4 ч. По докладам с на­ших крейсеров, следовало, что несколько минонос­цев были потоплены, однако японцы эти данные не подтверждают, признавая лишь тяжелое повреж­дение миноносца «Чидори». 23 и 24 июня дежу­ривший в проходе на внутренний рейд «Аскольд» открывал огонь по приближавшимся японским ми­ноносцам 6-го отряда. В течение последующих двух недель «Аскольд» неоднократно выходил в море, обстреливал японские сухопутные позиции, вел дуэ­ли с вражескими кораблями.

14 июля русские корабли снова открыли огонь по наступающим японцам. Около 13 ч приблизились миноносцы противника, но были своевременно об­наружены сигнальщиками «Аскольда». Семи шес­тидюймовых снарядов крейсера оказалось доста­точно, чтобы миноносцы отошли, но им на смену пришли броненосные крейсеры «Ниссин» и «Касу-га» и открыли огонь из своих орудий, превосходя­щих по дальнобойности артиллерию «Аскольда»; осколки от близко разорвавшегося японского сна­ряда незначительно повредили дымовую трубу. В 15 ч за кормой «Аскольда» обнаружили японскую мину и расстреляли ее, а шедший следом «Баян» подорвался на другой мине.

28 июля 1904 года порт-артурская эпопея при­близилась к своей кульминации. Эскадра вышла в море для прорыва во Владивосток. «Аскольд» под флагом контр-адмирала Н.К.Рейценштейна возглав­лял отряд крейсеров, шедший в кильватерной ко­лонне за броненосцами. В12 ч 30 мин начался бой. В13 ч 09 мин 305-мм снаряд (предположительно с броненосца «Сикисима») разорвался у основания первой трубы. Несмотря на то, что нижняя часть ко­жуха была сплющена, она чудом осталась стоять на месте. Осколки вывели из строя первый котел, взры­вом уничтожило радиорубку, трапы на носовую надстройку и верхний мостик, смертельно ранило сто­явших у носового дальномера мичмана Рклицкого и гальванера Ждановича, убило минера Шестерова.

В ответ «Аскольд» открыл огонь из 152-мм ору­дий правого борта, но дистанция до броненосцев была слишком большой, поэтому сделали только четыре выстрела.

В 13 ч 12 мин второй крупный снаряд попал в кормовую часть и разорвался в каюте старшего штурмана, возникший пожар был быстро потушен. Через 3 мин «Аскольд» отвернул влево, за ним выш­ли из-под обстрела остальные крейсеры: «Новик», «Паллада», «Диана». Зайдя за броненосцы, они составили вторую колонну, «Аскольд» пошел на левом траверзе флагманского броненосца «Цеса­ревич». Эскадры разошлись на контркурсах, и кораб­ли получили небольшую передышку. В16 ч 05 мин был получен семафор командующего эскадрой: «В случае боя начальнику отряда крейсеров действо­вать по усмотрению». В 16 ч 50 мин японские ко­рабли догнали эскадру контр-адмирала В.К.Витгефта, и бой возобновился с новой силой.

После полуторачасового сражения командую­щий русской эскадрой В.К.Витгефт был убит. У флагманского «Цесаревича» заклинило руль, и он стал совершать циркуляцию влево, строй наших бро­неносцев нарушился.

Отряд крейсеров, следуя направлению движе­ния флагманского броненосца, последовательно начал поворот влево. Когда в боевой рубке «Аскольда» поняли, что «Цесаревич» поврежден, снова повернули вправо и легли на курс, параллельный линии броненосцев. В это время японский 1-й бое­вой отряд обошел голову русской колонны, и наши крейсеры оказались в зоне досягаемости орудий головных японских броненосцев. С запада подошли ближе 5-й и 6-й боевые отряды, общее число ко­раблей противника приблизительно в 19 ч в вахтен­ном журнале определено цифрой 45.

Русские броненосцы повернули в сторону Порт-Артура, «Аскольд», за ним все крейсеры и минонос­цы поначалу последовали их примеру, но вскоре Н.К.Рейценштейн принял решение, поддержанное находившимися рядом командиром и офицерами, идти на прорыв, принимая на себя огонь врага, не останавливаясь перед риском погибнуть.

На фок-мачте «Аскольда» взвились вверх фла­ги сигнала: «Крейсерам следовать за мной», ко­рабль увеличил ход, остальные крейсеры последо­вали его примеру.

В18 ч 50 мин «Аскольд» открыл огонь и напра­вился прямо на броненосный крейсер «Асама», шедший отдельно. Вскоре на «Асаме» вспыхнул по­жар, вследствие чего японский крейсер «увеличил ход и стал удаляться» — так записано в вахтенном журнале «Аскольда».

Оценивая позицию врага, Н.К.Рейценштейн по­считал наиболее слабым ее местом юго-западное направление, где находились крейсеры 3-го боево­го отряда. Обойдя с правого борта русские броне­носцы, строй которых к этому времени стал похож на двойной фронт, «Аскольд» круто повернул вле­во, пересекая их курс.

«Аскольд» развил полный ход и, разойдясь с броненосцами, взял курс на юг. «Диана» и «Пал-лада» сразу отстали, и лишь «Новик» держался в кильватере. Броненосцы же no-прежнему шли в на­правлении Порт-Артура и вскоре исчезли из виду.

Броненосный крейсер «Якумо» направился к «Аскольду», ведя по нему огонь из 203-мм и 152-мм орудий. За ним сверкали вспышками выстрелов крейсеры 6-го отряда, также преграждавшие путь нашим кораблям. Слева и сзади в погоню пусти­лись крейсеры 3-го отряда контр-адмирала Дева. Концевой корабль 1-го боевого отряда «Ниссин» и корабли 5-го отряда также перенесли огонь на «Ас­кольд». Осыпаемый со всех сторон снарядами, крейсер отвечал, ведя бой на оба борта, по носу и по корме. Десятки снарядов падали вокруг крейсе­ра, вздымая высокие столбы воды и обдавая его градом осколков. Высокая скорость, маневренность и меткость ответного огня объясняют тот факт, что крейсер уцелел в чудовищном урагане огня. Но вре­мя от времени корпус его вздрагивал от попадания снарядов. Сотрясение при этом было так велико, что у манометров отскакивали стрелки, лопались электрические лампочки. В боевую рубку доложи­ли, что поступает вода в левую кормовую машин­ную кладовую и в правую угольную яму второй ко­чегарки. Внизу шла борьба с водой, а наверху ко­мендоры развили максимальный темп стрельбы.

Вспышки и грохот своих выстрелов сливались с разрывами чужих снарядов. То там, то здесь воз­никали пожары. Комендоры кидались их тушить, а матросы пожарного дивизиона заменяли павших у орудий товарищей. Все чаще на верхнюю палубу требовали носилки и санитаров. Раненых с большим трудом спускали в перевязочный пункт под броне­вой палубой в помещение подводных минных ап­паратов. В критический момент, когда броненосный крейсер врага преграждал путь и несколько японс­ких крейсеров сосредоточили огонь на «Аскольде», машины корабля дали 132 об/мин — больше, чем на приемных испытаниях.

Броненосный крейсер «Якумо» был ближе дру­гих и представлял собой наибольшую опасность, и Н.К.Рейценштейн приказал держать курс прямо на него. На «Аскольде» еще с утра приготовили под­водные торпедные аппараты, а у надводных бое­вые зарядные отделения присоединили к минам, не вставив лишь ударники и запальные патроны. Стар­ший минный офицер П.П.Киткин получил приказа­ние готовить аппараты к выстрелу. Но стрелять не пришлось: огонь «Аскольда» нанес повреждения крейсеру типа «Такасаго», а на «Якумо» вспыхнул пожар, и тот отвернул. «Аскольд» и «Новик» про­неслись буквально за его кормой. Четыре японских миноносца вышли в атаку на русские крейсеры спра­ва, с носовых курсовых углов. С «Аскольда» виде­ли пуск четырех торпед, которые, к счастью, про­шли мимо. На миноносцы врага перенесли огонь орудия правого борта, и японцы отвернули.

У некоторых 152-мм орудий после выстрелов на больших углах возвышения выходили из строя дуги механизмов вертикального наведения, выкра­шивались зубья. При откате орудия проседали боль­ше нормы, и их с большим трудом накатывали вруч­ную. Подача снарядов действовала безостановочно, несмотря на то, что у 152-мм элеваторов осколками перебило тросы подъемной рамы. В этих погребах боеприпасы подавали вручную, но задержек и про­пусков выстрелов из-за недостатка снарядов не было. Несмотря на потери в людях, орудия не пре­кращали стрельбы — раненых и убитых заменяли чиновники, содержатели, словом, все до вольнона­емного повара. Священник отец Порфирий «герой­ски ходил по верхней палубе с крестом, благослов­ляя воинов».

Люди в погребах работали в тесных замкнутых пространствах, не зная, что делалось наверху. Еще в худших условиях находились машинисты и коче­гары. Когда крупный снаряд попал в верхнюю часть пятой трубы, в пятой кочегарке из поддувал полых­нуло пламя, и отделение заполнилось дымом, но благодаря избыточному давлению тяга быстро вос­становилась. У котла № 8 осколками, пролетевши­ми через броневую решетку, пробило кожух и не­сколько водогрейных трубок, которые давали незначительное парение. Пробоина в кожухе котла была небольшой, и, чтобы не снижать скорость хода в критический момент боя, котел оставили в действии, форсирование котлов пустили максимальное.

Боевая вахта машинной команды не имела сме­ны — некоторые машинисты работали без переры­ва больше 16 ч. «Машинистов приходилось под конец окачивать через каждые 15 мин холодной водой», — свидетельствовал старший механик.

После боя Н.К.Рейценштейн писал в донесении в ГМШ о командах «Аскольда» и «Новика»: «Чис­тосердечно не могу указать отличившихся обоих этих крейсеров: командиры, офицеры, механики, доктора, нижние чины вели себя стойко, браво, хладнокровно, без суеты, громя неприятеля, испол­няли свой долг».

Дорогу в открытое море преграждали теперь только крейсеры 6-го отряда. «Аскольд» резко по­вернул на крейсер «Сума». Тот, как и предыдущие, полным ходом отошел в сторону, освободив доро­гу. Корабли противника заметно отстали, но еще некоторое время продолжали огонь, ив19ч40мин русские крейсеры прорвались. В наступившей тем­ноте стало труднее наводить орудия, интенсивность огня снизилась, японские корабли постепенно от­ставали. В 20 ч 20 мин «прекратили огонь, так как неприятель скрывался во мраке». «Новик» следо­вал за своим флагманом до 1 ч 30 мин, затем от­стал из-за неисправностей в механизмах.

На рассвете 29 июля выяснилось, что японские крейсеры «Акаси», «Идзуми», «Акицусима» про­должают преследовать «Аскольд», но, не выдер­жав единоборства с машинами русского крейсера, они через пару часов скрылись за горизонтом. На­конец появилась возможность осмотреться и под­считать потери. Оказалось, что при прорыве крей­сер получил более тяжелые повреждения, чем пред­полагали ночью. В бою погибли один офицер, десять матросов, ранения получили четверо офицеров и 44 матроса. Орудия выпустили по врагу 226 фугас­ных 152-мм, 155 стальных и 65 чугунных 75-мм, 160 47-мм снарядов. В строю оставались четыре 152-мм орудия, за ночь удалось восстановить еще одно. Орудие № 10, полностью исправное, не могло стре­лять из-за того, что разорвавшийся под ним сна­ряд разбил подкрепления и палубу.

В батарейной палубе в офицерском отделении от попадания осколков взорвались лежащие в бе­седках на элеваторных рельсах 75-мм патроны. Крейсер лишился обеих дальномерных станций, во многих местах оказались перебиты электрические циферблаты, разбиты 10 боевых циферблатов, то есть вышли из строя приборы управления стрельбой. В правом борту «Аскольд» имел четыре малые под­водных пробоины у 7—10 шп., через которые по­ступала вода в помещение шкиперской кладовой. Между 83—84 шп. пробоины находились выше ватерлинии, но в результате деформаций разошлись швы обшивки, и вода поступала в угольную яму. Между 28 и 29 шп. снаряд пробил наружный борт в трех метрах выше ватерлинии, разрушил каюту и повредил крепление под 152-мм орудием.

В левом борту имелись две подводные пробои­ны на 32—33 и 46—47 шп. В этих местах, кроме повреждения обшивки площадью по 0,75 м2, были перебиты шпангоуты, расшатаны бимсы. В отделение подводных аппаратов через деформированные заклепки поступало около 3 т воды в сутки. Всего крейсер принял 100 т воды, что, однако, внешне не было заметно — крен и дифферент отсутствовали. Броневая палуба осталась неповрежденной.

Сильно пострадали трубы: 1-я — перебита и сплющена у самого основания, все труб-бакштаги оборваны; 2-я, 3-я, 4-я — во многих местах были пробиты крупными и мелкими осколками; 5-я -стала короче на треть. Существенной потерей для команды было полное уничтожение обеих камбузных плит. Катера и шлюпки выглядели словно ре­шето. Ход крейсера снизился до 15 уз.

Приняв доклады о состоянии корабля, Н.К.Рейценштейн убедился, что «Аскольд» не в состоянии вести бой, прорываясь через Корейский пролив, по­этому он принял решение зайти в Шанхай, исправить наиболее существенные повреждения, пополнить запасы и затем попытаться прорваться во Влади­восток вокруг Японии. В полдень 30 июля 1904 года «Аскольд» стал на якорь в устье реки Вузунг.

С помощью русских дипломатических предста­вителей удалось быстро решить вопрос о доковании и исправлении повреждений корпуса и механи­ческой части с фирмой «У. Фархэм Бодж и К°». С высокой водой 31 июля «Аскольд» вошел в реку Вампо и стал к стенке завода под кран. Работа за­кипела. Сначала сняли с ростр катера и шлюпки. К вечеру 1 августа 1-я и 5-я трубы были демонтиро­ваны и выгружены на берег, и в ночь на 2 августа крейсер завели в док. Н.К.Рейценштейну, имевшему большой опыт работы с иностранными фирма­ми, удалось в невероятно короткий срок решить мно­жество вопросов по ремонту. Чтобы обеспечить быстрый выход в море после ремонта, с крейсера даже не выгружали перед докованием боезапас.

Однако через несколько дней Н.К.Рейценштейн получил приказ из Петербурга разоружить корабль. Собственно говоря, выбора не было: ремонт еще только близился к завершению, а у Шанхая уже по­явилась эскадра контр-адмирала Уриу. 11 августа «Аскольд» и пришедший вскоре за ним миноносец «Грозовой» спустили флаги. Замки орудий, боевые отделения торпед, винтовки и некоторые детали машин сдали в арсенал. 28 августа крейсер вывели из дока и поставили у пристани Русского общества КВЖД вместе с «Грозовым» и канонерской лодкой «Манджур».

Корабли простояли здесь до 2 октября 1905 го­да, когда в Шанхае получили уведомление о рати­фикации мирного договора между Россией и Япо­нией. 11 октября на «Аскольде» вновь подняли Ан­дреевский флаг, а 1 ноября под командованием нового командира капитана 2 ранга К.В.Стеценко крейсер вышел во Владивосток.

Из-за революционных событий во Владивостоке «Аскольд» задержали в заливе Славянском до 15 но­ября. Сразу же по приходе в порт началось увольне­ние матросов, выслуживших положенные сроки: за две недели крейсер покинуло около 400 человек.

9 декабря «Аскольд» зачислили в состав Отдель­ного отряда судов для охраны Уссурийского края.