В годы Первой мировой войны
12 августа 1914 года крейсеры «Аскольд», «Жемчуг» и пароход Добровольного флота «Полтава» вышли из Владивостока для совместных действий с силами союзников против германских крейсеров в Тихом океане. Незадолго до того в командование «Аскольдом» вступил капитан 1 ранга С.А.Иванов.
Пополнив в Гонконге запасы угля, крейсеры вышли в самостоятельные походы для поиска пароходов-угольщиков, снабжавших германскую эскадру адмирала М. фон Шпее. «Аскольд» в районе восточнее Филиппинских островов за весь поход встретил лишь один американский каботажный пароход. По возвращении в Гонконг С.А.Иванов получил предписание следовать в Сингапур, конвоируя транспорты с войсками и военными грузами.
В сентябре—ноябре «Аскольд» несколько раз в составе конвоев пересек Индийский океан, затем по просьбе союзного командования перешел в Средиземное море для действий у берегов Сирии и Палестины с целью уничтожения судов противника и обстрела прибрежных пунктов, имевших военное значение. 1 декабря 1914 года сигнальщики крейсера заметили на рейде порта Хайфа стоявший на якоре пароход. Опасаясь мин, С.А.Иванов приказал спустить катера и протралить подход к рейду. «Аскольд» стал на якорь в 55 кб от берега, а к пароходу был послан катер под командой мичмана С.К.Корнилова с досмотровой группой.
Под прикрытием наведенных на берег орудий крейсера катер подошел к борту парохода, оказавшегося германским, под наименованием «Haifa» (водоизмещение 1917 т). Судно арестовали и увели в Порт-Саид.
На следующий день на рейде Бейрута катер под командой мичмана В.Штаера досмотрел и пустил ко дну взрывам двух подрывных патронов небольшой турецкий пароход. Другой пароход, «Siriya», крейсер взял на буксир и вывел в открытое море, где его, после снятия призовой команды, несколькими выстрелами пустили ко дну. В это же самое время мичман С.Булашевич наносил визиты вежливости на стоявшие на рейде американский крейсер «North Carolina» и итальянский «Calabria».
Не раз катера крейсера обстреливались с берега турецкими войсками, в ответ орудия «Аскольда» подвергали бомбардировкам военные объекты и войска противника. 2 января огнем главного калибра был разрушен железнодорожный мост в устье реки Эль-Берид (у Триполи). В январе 1915 года на персидском пароходе «Персеполис» аскольдовцы задержали десять турецких военнослужащих и доставили их в Александрию.
Совместно с кораблями союзников «Аскольд» вел разведку, нес дозорную службу у турецкого побережья, высаживал диверсионные группы, вступая в поединки с береговыми батареями, боролся с военной контрабандой, досматривая торговые суда у берегов Болгарии (в то время эта страна имела выход к Эгейскому морю), Греции.
Через радиостанцию «Аскольда» союзное командование у Дарданелл поддерживало связь с командованием Черноморского флота.
Самым примечательным событием в боевой службе крейсера стало участие в Дарданелльской операции. «Аскольд» вошел в 6-ю эскадру союзного флота под командованием французского контр-адмирала Гепратта.
12 апреля плавсредства русского крейсера были отправлены для высадки десанта у Кум-Кале, а сам корабль занял назначенную точку для ведения артиллерийского огня. Шлюпки с «Аскольда» первыми подошли к берегу. Первая волна десанта ринулась в атаку, но тут заговорили турецкие батареи, аскольдовский барказ был потоплен прямым попаданием снаряда. Продвижению подразделений десанта к берегу мешал также пулемет, установленный на мельнице. Но русский крейсер первым же удачным залпом разрушил ее, и пулемет замолк.
За 12 апреля было израсходовано 748 152-мм и 1503 75-мм снарядов. «Аскольд» подтвердил свою хорошую репутацию, вызывая удивление союзников точностью своих залпов.
На следующий день стрельба по берегу продолжалась, причем в результате огня «Аскольда» и вспомогательного крейсера «Savoia» около 500 турецких солдат сдались в плен.
Об успешных действиях крейсера морской министр доложил царю, и Николай II на докладе собственноручно написал: «Объявить командиру, офицерам и команде крейсера "Аскольд" мою горячую благодарность за боевую службу».
До конца апреля «Аскольд» продолжал действовать у Дарданелл. Несколько раз он входил в пролив и вел огонь по батареям турок на азиатском берегу, прикрывая союзные войска на Галлиполийском полуострове. Судьба в очередной раз благоприятствовала кораблю, уцелевшему среди плывущих по течению мин и разрывов десятков снарядов. Потери экипажа русского крейсера оказались невелики: за всю Дарданелльскую операцию было убито четыре и ранено девять человек.
В мае «Аскольд» крейсировал у болгарского побережья, затем совершил поход в Тулон, где был проведен небольшой ремонт, и вернулся в восточную часть Средиземного моря, выполняя многочисленные поручения союзного командования.
К этому времени на Средиземноморье активизировали свою деятельность германские подводные лодки, и U21 под командованием знаменитого подводника Херзинга имела возможность атаковать «Аскольд», но нашла более крупные цели — английские линейные корабли «Triumph» и «Majestic». Когда же Херзинг решил, что пришла очередь пятитрубного крейсера, найти «Аскольд» ему не удалось.
В сентябре в очередной раз крейсер прошел Средиземное море, доставив из Салоник в Тулон и обратно министра финансов П.Л.Барка. Во время похода министр вручил командиру и офицерам награды за блестящие действия корабля.
В начале октября крейсер принял участие в операции союзного флота у побережья Болгарии, вступившей в войну на стороне Тройственного союза. 15 января 1916 года 21 человек с «Аскольда» участвовал в союзном десанте, занявшем греческие форты на мысах Кара-Бурну и Тузла. 20 января они вернулись на корабль, но для охраны русского консульства на форт Тузла был отправлен отряд из двух офицеров и 40 матросов. Предполагалось в случае решения союзников занять Халкедонский полуостров использовать отряд для наблюдения за побережьем и охраны православных монастырей.
Кончился самый напряженный год службы крейсера, в течение которого он 294 дня находился в состоянии боевой тревоги, имея орудия готовыми к действию и смены команды на боевых постах. За 1915 год из его орудий было выпущено в два раза больше снарядов, чем за всю предыдущую службу крейсера, включая Русско-японскую войну, причем все стрельбы прошли без серьезных поломок материальной части.
Несмотря на тяжелые условия боевых походов крейсера, находящегося вдали от Родины, благодаря усилиям медицинской службы за 1,5 года ни один член экипажа не умер от болезней. С «Аскольда» по болезни списали лишь четырех человек, больных туберкулезом.
К концу 1915 года главным машинам и вспомогательным механизмам крейсера требовался капитальный ремонт. Поэтому 21 января «Аскольд» покинул Салоники и 26-го прибыл в Тулон. После решения организационных вопросов в марте начался ремонт на заводе «Форж э Шантье». Команда крейсера выполняла большой объем работ по разборке, выгрузке и последующей сборке частей трех главных машин, рамовых подшипников и многочисленных вспомогательных механизмов. С помощью специалистов тулонского арсенала были перебраны механизмы наведения 152-мм орудий, заменены все десять 75-мм орудий, установлены новые прицелы Петроградского Металлического завода образца 1913 года. На корабле появилось зенитное вооружение: на крыльях мостика смонтировали две 57-мм английские и две 47-мм французские пушки. Крейсер получил также новые французские приборы для обучения наводчиков 152-мм и 75-мм орудий, устройство для отработки скорости заряжания 75-мм пушек. Ремонт же машин и механизмов задерживался недостатком квалифицированной рабочей силы и дефицитом материалов в условиях военного времени.
После тяжелой и опасной службы в 1914—1915 годах длительная стоянка в тыловом порту обострила обстановку на борту. Если общая опасность в боевых походах сближала офицеров и нижних чинов, то в условиях относительного покоя и затишья было над чем призадуматься. Это и разница в материальном и социальном положении, и то обстоятельство, что матросы продолжали жить на разоренном ремонтом корабле, а многие офицеры и сам командир жили на берегу, посещали Париж, курорты французской Ривьеры, к некоторым из них приехали близкие из России. Ослабла дисциплина, снизилась организация службы. Нижние чины видели существенную разницу в положении матросов в русском и союзном флотах, наблюдали жизнь демократической страны, встречались с революционно настроенными эмигрантами из России.
Командование крейсера из разных источников стало получать информацию о готовящемся на корабле восстании. При обысках в личных вещах матросов находили нелегальную литературу, оружие. 9 августа 28 человек, подозреваемых в общении с политэмигрантами и хранении нелегальной литературы, списали с корабля и отправили в Россию.
19 августа около 3 ч в кормовом 75-мм погребе, где находилось 828 снарядов и около 100 000 ружейных патронов, произошел взрыв. С помощью бикфордова шнура неизвестным злоумышленником через отверстие вывернутой ударной трубки был подожжен порох в гильзе одного из унитарных патронов; гильза разлетелась, но снаряд не взорвался.
Утром после взрыва арестовали 28 человек, позже еще 49. Следственная комиссия обвинила в причастности к взрыву восемь человек, и 10—12 сентября состоялся суд, приговоривший к смертной казни четырех матросов; приговор утвердил новый командир крейсера капитан 1 ранга К.Ф.Кетлинский. 15 сентября на форте Мальбуск были расстреляны четверо матросов, а 113 человек в тот же день отправлены в Россию. Никто из осужденных свою вину не признал, и прямых улик против них не было.
В советской историографии революционного движения на флоте господствовала единственная версия: взрыв — провокация, устроенная реакционными офицерами, чтобы получить повод для расправы над революционно настроенными матросами. Авторам после изучения документов следствия эта версия кажется более чем сомнительной.
10 ноября успешно испытали машины на бочках, а 18 ноября «Аскольд» вышел на ходовые испытания и развил скорость 15 уз. На третьем выходе 10 декабря скорость достигла 21 уз при 120 об/мин, правда, при этом грелись подшипники, но в пределах 19 уз машины работали нормально.
5 декабря «Аскольд» зачислили в состав флотилии Северного Ледовитого океана, а 27 декабря он вышел из Тулона в Англию с заходом в Гибралтар. В Атлантическом океане крейсер попал в сильный шторм. Огромные волны захлестывали носовую часть корабля, клочья пены и брызги летели выше труб. Одной особенно сильной волной деформировало носовую надстройку. Когда 20 января 1917 года прибыли в Плимут, в угольных ямах оставалось только 70 т угля. На следующий день «Аскольд» перешел в Девонпорт, где были исправлены повреждения, полученные во время шторма. Адмиралтейские якоря со штоками и кат-балками заменили на английские, системы Смита, убирающиеся в клюзы, как предлагалось германскими инженерами еще в первоначальном проекте крейсера.
О революции в Петрограде и отречении Николая II аскольдовцы узнали из английских газет; после получения официальных телеграмм Морского министерства К.Ф.Кетлинский приказал построить команду на баке и с носового мостика объявил о последних событиях в России, призвав всех продолжать исполнять свой долг перед Родиной. Командир приложил много усилий, чтобы не допустить на корабле стихийных выступлений против офицеров; по требованию команды некоторых из них списали с крейсера. После этого на «Аскольде» приняли присягу Временному правительству.
23 мая корабль перешел в Гринок, откуда выходил в залив для испытания параванов. В расположенном неподалеку Глазго проживало несколько тысяч эмигрантов из России. Они вместе с рабочими города восторженно приветствовали аскольдовцев. В городском театре устроили митинг, а поезд, на котором приехали моряки, был украшен цветами. Рабочие Глазго преподнесли в подарок аскольдовцам самовар с дарственной надписью: «Подарено рабочими и соц. орг-ми Глазго нашим русским товарищам с "Аскольда" в память их пребывания в Глазго. Шотландия. Май 1917».
4 июня «Аскольд» перешел в залив Холи-Лох, где провел ряд учений, а затем покинул воды Англии. 17 июня он вошел в Кольский залив и стал на якорь в Мурманске. Корабль вошел в состав Отдельного отряда судов Кольского залива флотилии Северного Ледовитого океана. К.Ф.Кетлинский убыл в отпуск, а в командование крейсером вступил капитан 1 ранга А.И.Шейковский.
Флотилия нуждалась в артиллерийских орудиях для береговых батарей и вооружения торговых судов для отпора германским подводным лодкам, поэтому с «Аскольда» планировалось снять все десять 75-мм орудий, а четыре зенитных заменить на два 47-мм.
Для снижения опасности детонации боезапаса в погребах при получении боевых повреждений приняли решение убрать снаряды, заряды и патроны, располагавшиеся ближе 1,5 м к наружному борту, при этом боекомплект главного калибра сократился до 1500 выстрелов. По механической части требовалась замена котельных трубок, срок службы которых истекал в 1918 году, и смена некоторых вкладышей рамовых и головных подшипников. На эти работы требовалось не менее двух месяцев.
После заключения перемирия с Германией в декабре 1917 года началась частичная демобилизация флота. Увольнялись моряки старших возрастов, призванные в 1907—1910 годах. Недостаток личного состава вызывал необходимость вывести из боевого состава крупные корабли флотилии, и 5 февраля 1918 года «Аскольд» был поставлен на отопление до апреля.
1 мая Коллегия Народного комиссариата по морским делам приняла решение о реорганизации флотилии Северного Ледовитого океана, согласно которому «Аскольд» должен был перейти в Архангельск и стать на долговременное хранение. Однако выполнить это решение не удалось.
14 июля 1918 года к борту крейсера подошли два тральщика с десантом английских, американских и французских моряков. Сопротивление оказать было невозможно, так как большинство офицеров и команды, имевших боевой опыт, было демобилизовано; аскольдовцев разоружили и под конвоем доставили на берег, на борту остались только 25 человек из числа машинной команды, необходимых для обслуживания механизмов. Через некоторое время на флагштоке «Аскольда» был поднят Андреевский флаг. Тем из аскольдовцев, кто не желал остаться на английской службе, было предложено покинуть Мурманск, что большинство и сделало.
После занятия союзниками Архангельска «Аскольд» под Андреевским флагом, но с английской командой перешел туда. 3 августа 1918 года русский крейсер англичане переименовали в «Glory-IV» и подняли на нем свой флаг. Некоторое время корабль использовался как плавучая казарма для славяно-британского легиона. Эвакуировав свои войска и флот с русского Севера, англичане не забыли и «Аскольд». Он перешел в Шотландию и стал блокшивом в Грелохе.
Осенью 1919 года белогвардейское командование вело переговоры о возвращении крейсера и добилось принципиального согласия английского Адмиралтейства. Однако англичане отказались выделить команду для перегона корабля в Россию, и дело затянулось. Белые сделали попытку получить орудия с находившихся в Англии русских кораблей, но не успели — части РККА заняли сначала Архангельск, затем Мурманск.
В 1921 году советское правительство достигло соглашения с англичанами о возвращении крейсера при условии оплаты стоимости содержания корабля. Состояние корпуса и механизмов позволяло совершить переход до Кронштадта самостоятельно. Специальная комиссия пришла к выводу, что крейсер морально устарел и как боевая единица флоту не нужен, поэтому после уплаты необходимых сумм «Аскольд» продали в Германию на металлолом. Корабль отбуксировали в Гамбург, где его разобрали в 1922 году.
Имя «Аскольд» унаследовали: пароход, построенный в США в 1943 году и переданный по ленд-лизу СССР, траулер-завод, принадлежащий «Дальрыбе», гидрографическое судно Балтийского флота и лесовоз Черноморского морского пароходства.