Вступление

Когда в апреле 1861 г. началась Гражданская война между Севером и Югом Соединенных Штатов, то у южан не оставалось иного способа ведения боевых действий, кроме перехода к стратегической обороне. Южане испытывали острую нехватку людских и материальных ресурсов, необходимых для обороны протяженных границ Конфедерации. А враг, меж тем располагал неисчислимыми людскими массами и огромным промышленным потенциалом. Если в армии южан ситуация выглядела серьезной, то в отношении военного флота она была просто ужасающей: практически весь военный флот "старых" Соединенных Штатов остался на Севере. Министр ВМС Конфедерации Стефен Мэллори столкнулся с необходимостью обеспечить оборону протяженно береговой линии силами, не идущими ни в какое сравнение с флотом северян.

Мэллори избрал путь укрепления обороны ключевых пунктов на побережье - расположенных в устьях рек портов Норфолк, Чарльстон. Саванна. Мобиль и Новый Орлеан. Захвати северяне эти порты - они смогли по рекам пройти в самое сердце Конфедерации. Исходя из потребностей береговой обороны, Мэллори строил свой флот. Южане не имели возможности превзойти северян в количестве кораблей, поэтому глава военного флота Конфедерации сделал ставку на использование передовых технологий в кораблестроении - на создании кораблей новых классов, самыми известными из которых стали броненосцы, а самым известным из броненосцев "Мэррмак/Вирджиния". Немало броненосцев было построено в расположенном на Миссисипи Ричмонде и в ряде иных мест, однако эти корабли не стали панацей. Они были неуклюжими, мощности установленных на таких кораблях машин не хватало совершенно, к тому же броненосцев банально не хватало в количественном отношении. Броненосцы интегрировали в систему береговой обороны, наступательным оружием они не стали.

Мэллори стремился найти способ прорвать блокаду, тисками которой флот северян зажал южные штаты. В те времена торпеды (по-современному) мины являлись совершенно новым видом военно-морского оружия. Мэллори организовал лучших ученых и конструкторов Юга на создание минных заграждений на реках и в районах портов. Следующим логичным шагом стала попытка превратить мины из оборонительного оружия в наступательное. В результате ряде экспериментов, местами чрезвычайно опасных, появились небольшие надводные или полупогруженные катера, вооруженные шестовыми минами, которые срабатывали при ударе шестом в борт неприятельского корабля. Так появились одни из самых необычных и весьма удачливых кораблей Гражданской войны между Севером и Югом. Катера с шестовыми минами стали прообразами торпедных катеров, миноносцев, эсминцев и даже легких крейсеров.

В ходе войны появились небольшие катера с паровыми машины, способные незамеченными подойти к борту вражеского корабля, ловко ткнуть в его борт шестовой миной, после чего проворно отойти восвояси. Во время Гражданской войны появились также подводные лодки, со временем самым радикальным образом изменившие картину войны на море. Впервые корабли сражались в трехмерном пространстве! Впервые в мире подводная лодка конфедератов "Х.Л. Ханли" потопила надводный корабль. Пусть другие субмарины, как южные, так и северные, успеха не добились, зато конструкторы приступили к практическому решению проблем подплава: обеспечения экипажа и двигателей субмарины воздухом, отработке силовой установке, изучению способов подводного кораблевождения и навигации. У конструкторов катеров проблем в то время было куда как меньше, чем у конструкторов подводных лодок, а потому развитие катеров прогрессировало скорее, чем развитие субмарин.

В то же время, даже во времена Гражданской войны субмарины не являлись какой-то принципиальной новинкой. Еще Александр Великий погружался на дно морское в водолазном колоколе. Про Ефима Никонова давно известно всему миру. Дэвид Бушнель во времена Американской Революции 8 сентября 1776 г. атаковал на своей подводной "Черепахе" стоявший на якоре в виду Нью-Йорка британский фрегат "Игл", но не сумел его повредить. Тогда Джордж Вашингтон очень положительно отозвался о "Черепахе" и се изобретателе, но попытки атаковать британский флот больше не предпринимались. Опыты Бушнеля вдохновили на эксперименты с подводными лодками другого американского гражданина -Роберта Фултона (1765 - 1815 г.г.). В годы Наполеоновских войн Фултон построил две подводные лодки, которые пытался безуспешно продать как англичанам, так и французам. В 1813 г. британский корабль подвергся неудачной атаке из-под воды в водах Нью-Лондона. шт. Коннектикут. Источник подводной у1розы установить не удалось ни тогда, не после в силу несовершенства бортового аппаратуры ПЛО того времени -на корабле отсутствовали гидрофоны и ГАС.

С самого начала Гражданской войны обе стороны рассчитывали на активное использование подводных лодок в наступательном ключе, что неудивительно: много лет свободная американская пресса твердило об успешных опытах с боевыми субмаринами в Европе. Нет слов, техника и технология со времен Бушнеля и Фултона ушли далеко вперед. Если Бушнелю приходилось сверлить борт неприятельского фрегата ручной дрелью, то теперь имелась возможность подвести пол вражеский борт в подводной его части адскую машину снаряженную порохом. В апреле 1861 г. инженеры обоих воюющих сторон приступили к практической реализации своих проектов, в результате которых северяне получили "Хаусатоник", а южане - "Х.Л. Ханли". В данном издании упор сделан на катера и субмарины южан.