В первые шды войны конфедераты сосредоточили свои усилия на производстве мин заграждения с целью обеспечения обороны семи самых крупных портов на реках бассейна Миссисипи. Вместе с тем не прекращались попытки превратить мину заграждения в наступательное оружие, здесь главной проблемой являлась разработка надежного механизма дистанционного подрыва мины. Армейский инженер лейтенант Фрэнсис Д. Ли вооружил шестовой миной ненужные деревянный катер длинной 20 футов, превратив таким образом его в миноносец. Шестовая мина представляла собой заряд взрывчатки, приделанный к длинному шесту. Адская машина приводилась в действие от удара о борг корабля. Шест крепился в носовой части катера. В "транспортном" положении шест поддерживался специальным механизмом над водой, перед атакой опускался так, что мина оказывалась в воде. 13 марта 1863 г. лейтенант Ли продемонстрировал возможность использования миноносца, потопив с помощью шестовой мины в гавани Чарльстона старый блокшив. Катерок Ли получил прозвище "каноэ". "Каноэ" было использовано для атаки винтового шлюпа северян "Поухэтэн", находившегося в водах Чарльстона. Атака вполне могла увенчаться успехом, но в самый последний момент у Ли сдали нервы: "Каноэ" отвернуло от цели, когда до контакта мины с бортом корабля неприятеля оставалось совсем чуть-чуть. Тем не менее, атака продемонстрировала саму возможность вывода из строя корабля приличных размеров до безобразия маленьким катером - требовалось лишь верно выбрать время и место атаки да наличие решительного экипажа.
Было принято решение переделать по образцу миноносца Ли еще несколько катеров и набрать на них экипажи "охотников", обладающих не свойственными Ли решительностью, отвагой, храбростью, мужеством, хладнокровием и героизмом. Такие люди, как выяснилось, на юге Штатов оказались в дефиците. Выявились также проблемы сугубо технического характера. Слабосильные движки не обеспечивали малым кораблями достаточной управляемости даже в сравнительно тихих прибрежных водах за пределами акваторий портов. Катера могли действовать только в условиях идеального штиля. Далее - прочность корпуса не обеспечивала безопасности катера при подрыве адской машины. Очевидной стала необходимость постройки специальных кораблей, а не переделки старых посудин.
Произведенный в кэптены Ли предложил своему покровителю. Генералу П.Г.Т. Бьюрегарду, победителю в Первой битве при Манассасе, план постройки паровых минных катеров. План получил одобрение, после чего Ли получил в своей распоряжение корпус недостроенной канонерской лодки типа "Маури"; таких лодок планировалось построить сто штук, но реально сделали всего две. Корпус лодки был изготовлен из дерева, длинна корпуса - 106 футов, ширина по мидель-шпангоуту -21 фут, осадка - 5 футов; два гребных винта, водоизмещение 166 т. Ли приказал обрезать корпус канонерки по ватерлинии, а затем нарастить новый каземат из дерева по типу казематов броненосцев. Официально корабль стал классифицироваться "таранный броненосец". Ли планировал установить на свою корабль железную броню, но из-за дефицита железа корабль остался без брони.
Помимо брони существовала проблема силовой установки: один гребной винт и крайне капризная паровая машина. Как бы то ни было, но Ли. воздадим ему должное, достроил свой "опус", объявив в конце июля 1863 г. об ограниченной готовности корабля к боевому применению, не забыв отметить отсутствие бронирования. Официального наименования переделанная канонерка не получила, но в история она вошла под именем "Торч", первый миноносец военного флота конфедератов. На корабле стояла откровенно слабосильная паровая машина, зато специальная система позволяла использовать минимум три шестовых мины. 2 августа 1863 г. "Торч" вышел в минную атаку супротив военного корабля Соединенных Штатов "Нью Айронсайд", однако машина миноносца отказала в самый критический момент из-за чего атаку пришлось прервать. Экипаж в тот момент думал лишь о том, как спасти свои жизни. Повторно миноносец "Торч" в боевой обстановке никогда не использовался. Со всех точек фения "Торч" сложно назвать удачным кораблем, но он послужил прототипом нового поколения миноносцев военного флота Конфедерации, которые отличались большей эффективностью.
В начале 1863 г. группа бизнесменов из Чарльстона основала Южную торпедную компанию, которая с помощью судостроителей Южной Каролины приступила к проекшрованию и постройке на частые финансовые средства минного катера. За свои микроскопические размеры кораблик получил наименование "Давид" в честь известного библейского персонажа. Катер строился в Стони-Ландинг, в 30 милях выше Чарльстона но Купср-рскс. Готовый катер спустили по реке в Чарльстон, где передали военным морякам. Даром? Катер строили БИЗНЕСМЕНЫ, а за потопление броненосца северян "Ныо Айронсайд" был объявлен приз в 100 ООО долларов Конфедерации, сумма по тем временам фантастическая.
Корпус "Давида" был выполнен сигарообразным длинной 48 футов 6 дюймов и диаметром по миделю 5 футов. На катер поставили компактную, но относительно мощную двухцилиндровую паровую машину. Машина размещалась в носовой части корпуса и работала на один установленный в корме гребной винт. В центральной части корпуса был сделан вырез прямоугольной формы длинной 18 футов, образующий отсек для четырех членов экипажа. Корпус загружался балластом так, что почти весь катер находился под водой. С точки зрения современности, катер больше всего походил на подводную лодку в позиционном положении. Катер вооружили шестовой миной конструкции Ли. которая подвешивалась в носовой части корпуса. Мина в боевом положении находилась на глубине 6 футов. После неудачной атаки "Давидом" 5 октября 1863 г. броненосца "Нью Айронсайд", длину шеста увеличили, увеличили и угол наклона шеста с целью большего заглубления мины в надежде подвести ее под броневой пояс корабля северян.
Минный катер "Давид"
"Давид", вероятно, стал самым удачным с конструктивной точки зрения минным катером периода Гражданской войны между Севером Югом. Катер был спроектирован и построен в частном порядке Южной торпедной кампанией, основанной бизнесменом Теодором Стони и его партнерами. Бизнесмены привлекай! возможность получения награды в 100 ООО долларов, объявленной за потопление броненосца флота Соединенных Штатов "Ныо Айронсайдз", самого мощного корабля блокировавшей Чарльстон эскадры северян. Катер "Давид" строился на средства предпринимателей в Стони-Лэндинг, что на Медной реке. Главным отличием "Давида" являлся корпус, более присущий корпусу подводной лодки. В воде кораблик сидел так низко, что выше поверхности оставалась лишь центральная часть корпуса. То есть, фактически то была субмарина в позиционном положении. Не удивительно, что конструкторы снабдит свое изделие балластными цистернами для воды. При заполнении цистерны на поверхности вообще оставалась дымовая труба да рубка. Низкая посадка корабля имела свои отрицательные стороны - высокую вероятность затопления от шальной волны, что и произошло на испытаниях катера в сентябре 1863 г. Катер поднят и через несколько недель он опять весело пыхтел своей дымовой трубой на воде. В начале октября "Давида" сочли готовым к бою с голиафами северян. На основе "Давида" было построено несколько катеров улучшенной конструкции. Лейтенант Уильям Г. Глэссель вступил в командование кораблем "Давид" военно-морского флота Конфедерации штатов Юга Америки 23 сентябри 1863 г. Менее чем через две недели, 5 октбяря. катер под командованием Глэсселя атаковал броненосец северян "Нью Айронсайдз", находившийся в водих Чарльстона. Команду "Давида" в том походе составили, кроме Глэссиля, механик Дж.Х. Тумб, рулевой Дж.У. Кэннон и оператор шестовой мины пиротехник Дж. Салливан. Катер скрытно подошел к броненосцу ни 300 ярдов, прежде чем его обнаружил вахтенный офицер "Нью айронсайдза". Вахтенный потерял несколько секунд, запрашивая принадлежность катера. Конец дебатам положил меткий выстрел, произведенный лейтенантом Глэсселем из верного двухствольного шотгана. "Дэвид" ткнул свою шестовую мину в борт броненосца. Взрыв прогремел у правого борта "Нью Айронсайдза", причинив броненосцу не очень серьезные повреждения. Взрыв взметнул огромный столб воды, часть которого обрушилась на "Давида", залив котел его паровой машинки. Лишенный хода катер беспомощно закачался на волнах, обстреливаемый с папубы броненосца. Глэссель отдал приказ покинуть корабль, свой приказ немедленно первым выполнил сам командир. Рулевой плавать нее умел, а потому катера не покинул. С рулевым остался механик. Двое отчаянных парней завет машину, после его вернулись благополучно в базу под прикрытием ночной мглы. |
В Стони-Лэндинг было построено еще два шестовых катерах, аналогичных "Давиду", хотя немного улучшенных. Длинна корпуса каждого из них составляла порядка 50 футов, диаметр по миделю - 5 футов 6 дюймов. Катера (торпедные катера №1 и №2) были приняты на вооружение в 1864 г., составив вместе с "Давидом" базирующийся на Чарльстон эскадрон торпедных катеров. Все три катера были выведены из строя в феврале 1865 г., когда южанам пришлось под натиском северян оставить Чарльстон. Строились еще три катера данного типа, но в строй их так и не ввели. К февралю 1865 г. в Стони-Лэндинг почти достроили улучшенный торпедный катер № 6, ввиду приближения северян его пришлось взорвать. Данный последний вариант корабля типа "Давид" имел корпус длинной порядка 100 футов при диаметре 8 футов, хотя некоторые источники указывают длину в 160 футов и диаметр в 12 футов, что мало вероятно, учитывая производственный потенциал Южной торпедной компании. Еще один, малый, вариант "Давида" был построен в Стони-Лэндинг в 1864 г. Торпедный катер "Мидж" имел в длину всего 30 футов, зато диаметр корпуса составлял целых 12 футов. Катер оказался неудачным, его в 1865 г. захватили северяне. Позже "Мидж" доставили на военно-морскую верфь в Бруклине, Нтю-Иорк, где он стоял до 1877 г., пока катер не утилизировали. Последний катер типа "Давид" строился в Хаустоне, шт. Техас, но война окончилась раньше, чем катер вступил в строй. Несколько типов торпедных катеров было спроектировано в Ричмонде, шт. Вирджиния специалистами'Торпедного бюро, их постройка велась заводом Три-дигэр Айронуоркс. Первый из них, "Скуиб", вступил в строй эскадры Джэймсовой реки в начале 1864 г. Предположительные размерения катера: длинна - 30 футов, ширина по миделю 6 футов и осадка 3 фута. Корпус "Скуиба" имел более традиционную по сравнению с "Давидом" форму, и был полубронированным. Двухцилиндровая паровая машина размещалась в центральной части корпуса, котел и дымовая труба - ближе к корме. Машина работала на один гребной винт. Обитаемый отсек был несколько приподнят над корпусом и защищен от огня стрелкового оружия листами котельного железа.
В ночь на 9 апреля 1864 г. "Скуиб" под командованием лейтенанта Ханте-ра Дэвидсона из Торпедного бюро спустился вниз по Джэймсовой реке для атаки винтового фрегата "Миннесота" флота Соединенных Штатов. Атака не увенчалась успехом, но в ней Дэвидсон проявил отвагу, мужество и безупречную храбрость, за что получил воинское звание коммендер. "Скуиб" перевезли по железной дороге в Вильмингтон, Северная Каролина, после чего он плавал в нижнем течении реки Фиар вплоть до оккупации северянами Вимингтона в начале 1865 г. Три улучшенных катера типа "Скуиб" вступили в состав эскадры Джэймсовой реки летом 1864 г. -"Хорнит", "Скорпион" и "Уосп". Длинна корпуса каждого из этих трех катеров составляла 46 футов, ширина - 6 футов 3 дюйма, осадка - 3 фута 9 дюймов. Эти катера использовались в качестве патрульных и даже как канонерские лодки, но все имели приспособления для установки шестовых мин, хотя шестовые мины на них не монтировались никогда. Предположительно постройка минного катера велась в Виль-мингтоне, шт. Северная Каролина. Скорее всего, там строился вариант "Скуи-ба". Катер был уничтожен возникшим в ходе постройки пожаром вместе с двумя строившимися там же катерами типа "Мидж". "Хорнет" и "Скорпион" потопили в конце января 1865 г., судьба "Уоспа" не известна - вероятно, его уничтожили сами южане в апреле 1865 г. накануне захвата Ричмонда южанами.