В начале Гражданкой войны о субмаринах почти никто не слышал, хотя появились они еще в годы Великой Американской Революции. Тем не менее, в июне 1861 г. видный ученый южанин Реверенд Франклин Смит опубликовал в нескольких газетах свое письмо с призывом построить для военного флота Конфедерации подводные лодки. В письме даже описывался тип потаенного судна: "Форму новый корабль принужден будет иметь сигарообразную ... сделан из крепких железных листов, промеж собой связанных заклепками. Длинна - примерно 30 футов с центральным отсеком размером 4x3 фута ... в движение приводится спиральным винтом". Ученый предложил свой проект нескольким авторитетам местного масштаба. Казалось, письма Смита останутся без ответа, но вскоре после их опубликования механик из Нового Орлеана Джэймс Р. МакКлинток вместе со своим бизнес-партнером Бакстером Уот-соном начали проектирование потаенного судна, способного перемещаться под водой. Детали для субмарины бизнесмены изготавливали в собственной мастерской. Так началась постройка первой в мире частной подводной лодки. Вскоре к энтузиастам присоединился кэптен Хорэс Л. Ханли, удачливый политик из Новою Орлеана. В 1862 г. созданная частным предприятием подводная лодка уже была готова к испытаниям, субмарину доставили в док Нового Орлеана. Испытания прошли успешно, после необходимых, но весьма незначительных, доработок субмарину можно было послать на дело. Субмарину окрестили просто и без затей -"Пионер". Уже после войны МакКлин-ток писал:
- Сделанный из железа в четверть дюйма голщиной сигарообразный корпус корабля имел в длину 30 футов и в диаметре 4 фута. Постройка данного изделия показала, что мы способны сделать корабль, способный перемещаться в любом направлении и на любой дистанции от поверхности. Так как мы не имели возможности после погружения наблюдать за окружающим пространством, то управление осуществлялось посредством компаса, но компас работал очень медленно, из-за чего курс приходилось выдерживать не менее одной - двух минут, чтобы убедиться в его правильности или неправильности.
Интересно, что размеры субмарины МакКлинтока очень близки к размеренней потаенного судна, предложенного Реверсндом Смитом. В своей статье, датированной мартом 1862 г. Смит описал лодку с корпусом длинной в 34 фута и диаметром в 4 фута.
Первым командиром "Пионера" стал коллега Ханли из Нового Орлеана Джон К Скотт. Скот сходу предложил окрасить корпус субмарины в черный цвет, чтобы снизить заметность корабля в надводном положении. МакКлин-ток в своих воспоминаниях с горечью написал: "Эвакуация Нового Орлеана привела к потери подводного корабля раньше, чем мы успели завершить начатые эксперименты". Таким образом, в боевых условиях "Пионер" никогда использован не был. Новый Орлеан пал в конце апреля 1862 г. Южане разломали "Пионер", но остатки корабля тщательно изучили инженеры оккупационных войск. Инженер флота Соединенных Штатов мистер Шок составил рапорт в части изучения потаенного судна южан.
Рапорт был отправлен в адрес Департамента военно-морскою флота, Вашингтон, Даунинг-стрит, 10:
- Как удалось установить путем постукивания и апробирования на зуб, корпус потаенного судна изготовлен из старого котельного железа, его построили на индивидуальном частном предприятии (ИЧП) мистера МакКлинтока в юроде Новый Орлеан. Длинна корпуса составляет 30 футов. Средняя часть корпуса выполнена цилиндрической, ее длинна 10 футов. Оконечности корпуса выполнены в форме конуса. В верху средней части устроена небольшая башенка конической формы, а в бортах есть небольшие забранные прозрачным стеклом отверстия круглой формы. Движителем служит винт, который приводит в движение один мужчина. Корабль снабжен руля-ми. фукционирующими подобно плавникам рыбы. Мина оснащена часовым взрывателем, для прикрепления к днищу неприятельского корабля адская машина снабжена штопором, который вкручивается в обшивку супротивника. Адская машина размешается в верхней части потаенного корабля, штопор изготовлен из очень прочной стали.
Шок приложил к своему рапорту чертеж, который стал единственным графическим изображением внутреннего устройства первой субмарины конфе-лераюв. В 1868 г. в одной из американских газет появилось интригующее сообщение о продаже "минного катера", покоящегося в Новом канале. В частности сообщалось: "Катер изготовлен из железа и весит около двух тонн. Его затопили в Канале примерно во время оккупации города... его построили для эксперимента ... теперь возможно использование только железа, из которого катер изготовлен". Скорее всего, в газете речь шла о "Пионере". "Пионера" сдали в металлолом.
После падения Нового Орлеана, Скотт вступил в армию Конефедерации, в то время как МакКлинток, Уотсмон и Ханли счастливо эвакуировались в Мобил, шт. Алабама, где предложили свои услуги в качестве строителей подводного флота механическим мастерским Парк энд Лайонз. Здесь они уже творили под полным контролем правительства Конфедерации, хотя финансировал проект Ханли. Всеми работами в мастерских заведовал уроженец Гроссбритании лейтенант Уильям А. Адександер. Построенную тут субмарину нарекли "Пионер II", но возможно она также именовалась "Америкэн Дайвер". Никаких изображений данной подводной лодки не сохранилось, некоторые даже считают сомнительным сам факт существования такой субмарины. Поверим, однако, МакКлинтоку, писавшему:
- Мы построили второй потаенный корабль в Мобиле, его размеры были следующими: длинна 36 футов, ширина 3 фуза, высота 4 фута.
Из описания МакКлинтока получается, что энтузиасты изготовили улучшенный вариант "Пионера" с более длинным центральным отсеком. Мало чего известно о приводе гребного винта. МакКлинток писал: "Много времени и денег пришлось потратить на изготовление электрома! нитного двигателя для нашего корабля". В декабре 1862 г. правительство Конфедерации выдало новоорлеанцам патент, в котором речь шла об электромагнитном двигателе. Если действительно на "Пионере II" стоял электродвигатель, то не удивительно количество проблем, с которыми столкнулись конструкторы и производственники. Есть данные, что от электрической машины отказались в пользу паровой, способной некоторое время работать под водой - пока не остынут котлы. Как бы то ни было, но на испытания в январе 1863 г. "Пионер II" вышел, приводимый в движение мускульной силой здорового и сильного мужчины, без устали крутившего рукоятку, связанную с гребным винтом. В феврале 1X63 г. адмирал Буханан получил отчет о неудачных испытаниях потаенного судна. Ему донесли о неадекватности как электрической, так и паровой машин, которые пришлось демонтировать. Мужчину же, видимо, недостаточно хорошо кормили из-за чего скорость полного хода субмарины не превышала двух миль в час. "Не в коня корм!" -наложил резолюцию адмирал. В ходе одного из испытательных походов потаенное судно затонуло прямо в порту, экипаж едва успел спастись. Буханан не верил в будущее подплава. Лодку, однако, подняли.
Минный катер флота Соединенных Штатов "Спайтен Дайвил"
Катер назван в честь узкого канала в юго-восточной части Нью-Йорка, отделяющего остров Манхэттен от материковой части города. Kauai связывает реки Гарлем и Гудзон. "Спайтен Дапйвел" стал единственным минным катером специальной постройки флота Соединенных Штатов. 207-тонный бронированный корабль был построен в Мистике, шт. Коннектикут, и изначально назывался "Стромболи". В октябре 1864 г. катер доставили на военно-морскую верфь в Бруклине, Нью-Йорк, а в ноябре сменили название. Название "Стромболи" позже получил один из мониторов типа "Каско". В начале декабря 1864 г. катер прибыл на Хэмптонский рейд, после чего плавал на Джэймсовой реке, принимал участие в сражении при Трентс-Рич (январь 1865 г.). Последние месяцы войны катер подрыва! шестовыми минами заграждения на Джэймсовой реке, как выяснилось, для такой работы катер подходил идеально. После окончания войны катер вернули на Бруклинскую верфь в Нью-Йорк где он следующие 15 лет служил в качестве опытового судна. Окончательно его списали в 1880 г.
|
Не взирая на мнение адмирала Буханана, правительство Конфедерации посчитала "Пионер II" пригодным для нанесения скрытного, коварного и решительного, удара по флоту северян, который заблокировал Мобиль. Атаку назначили на 14 февраля 1863 г., однако она не удалась из-за сильного волнения. Не факт, что субмарина вообще выходила в атаку. Из послевоенных публикаций известно, что "Пионер II" якобы затонул в штормовом море при буксировке из Мобиля в Форт-Монро, откуда ему предстояло нанести смертельный удар флоту Соединенных Штатов. Никто не погиб, а субмарина вероятно по сей день лежит на дне залива Мобиль.
Энтузиасты приступили к проектированию нового потаенного судно. К этому времени МакКлинток, Уотсон и Ханли нашли нового бизнес-партнера. Им стал инженер из Техаса некто Эдгар С. Зингер, который специализировался на проектировании и изготовлении мин. Вместе с земляками из Техаса он налаживал минный бизнес в Мобиле. После потери "Пионера II" троим энтузиастам подплава требовалась солидная поддержка, в роли которой выступил Зингер, по такому случаю зарегистрировавший частное предприятие "Зингер Сабмер-сибл Корпорейшн". По трети акций новой фирмы получили Зингер и Ханли, остальные поделили между собой другие участники проекта. Производственные вопросы отслеживали Ханли и экс-британец лейтенант Александер, в то время как МакКлинток и Уотсон сосредоточили все свое внимание на конструировании корабля будущего.
Лейтенант Александер кратко описал подводный корабль:
- Мы решили построить еще одну лодку, для чего взяли имевшийся под рукой котел цилиндрической формы 48 дюймов в диаметре и 26 футов длинной
(все размеры по памяти, другого котла спереть не удалось). Мы разрезали котел вдоль на две половинки и сделали в него две вставки из железа высотой 12 дюймов каждая, приделали носовую и кормовую оконечности. В результате получился корпус примерно 30 футов длинной, 4 фута шириной и 5 футов высотой. Для пущей прочности внутри вдоль всего корпуса вверху на заклепках приделали железную полосу шириной 12 футов.
Лейтенант не поленился описать устройство балластной цистерны:
- На оба шпангоута заклепками крепились баки для водяного балласта. Помимо балластных цистерн лодка была снабжена твердым балластом из литых деталей, прикрепленных к корпусу болтами. При необходимости болты откручивались изнутри корпуса, балласт сбрасывался и лодка всплывала. Балластные баки заполнялись забортной водой через спецотверстия, при нужде вода из баков вытеснялась посредством насосов.
То была простая, но очень эффективная балластная система.
Александер в записках также описал рули, используемые для подводного вождения потаенного судна. Горизонтальные рули крепились к валу, пропущенному через снабженные прокладками коробчатые вставки в корпусе. Длина одного горизонтального руля составляла 5 футов, ширина - 8 дюймов. Горизонтальные рули использовались для управления субмариной по дифференту. Горизонтальные рули были связан с рычагом, установленным в центральной части корпуса.
Винт приводился в действие мускульной силой членов экипажа, для чего к правому борту крепился вал, снабженный восьмью рукоятками. Члены экипажа сидели вдоль левого борта и руками вращали вал, налегая с посвистом и матерком на ручки. Когда свое место занимал каждый мускульный привод, то становилось тесно и неудобно крутить ручку, а кому тогда было легко'.' Согласно описанию Александера, субмарина имела два люка. По люку приходилось на четырех человек из экипажа подводного мукскулохода. Люки были снабжены резиновыми прокладками, изнутри крышки люков притягивались болтами. Мало-мальский обзор из чрева подводного корабля при задраенных люках обеспечивал иллюминатор. В верхней части корпуса имелся резервуар с воздухом, который заполнялся при открытых люках и опорожнялся внутрь корпуса при закрытых люках. Конструкторы учли опыт постройки двух предшествующих субмарин. Они сумели построить вполне работоспособную субмарину. Металлическую трубу окрестили в честь главного финансового спонсора и самого большого энтузиаста подплава - "Х.Л. Хэнли", не взирая на тот факт, что Хэнли в это период больше увлекался военными эдвенчурами на Миссипи, нежели решением финансово-конструкторских проблем подводного кораблестроения.
Первой подводной лодкой, потопившей корабль противника, стала субмарина военно-морского флота Конфедерации штатов Юга Америки "Х.Л. Ханли", названная в честь конструктора и спонсора проекта, энтузиаста и пионера субмарино-строения. южанина Хорзса Ханли. Построенную в Мобиле, Алабама, субмарину транспортировали в Чарльстон. Южная Каролина, в августе 1863 г. существовала надежда, что использование субмарины поможет прорвать блокаду, в тиски которой зажал Чарльстон флот Соединенных Штатов. Увы, в ходе учебы дважды лодка тонула, причем каждый случай сопровождался частичной или полной гибелью команды из восьми человек. В конечном итоге субмарина в ночь 17 февраля 1864 г. все-таки вышла в боевой поход, увенчавшийся потоплением винтового шлюпа "Хаустоник" с помощью шестовой мины. Атака была успешной, но подводный корабль "Х.Л. Хаяли" в базу не вернулся. Затонувшую лодку обнаружили на дне в 1995 г., в августе 2000 г. подняли. Останки восьми членов экипажа были захоронены с воинскими почестями.
В июле 1863 г. мускулоход "Х.Л. Хэнли" был спущен на воду. Начались испытания субмарины. В то время кораблем командовал или МакКлинток, или лейтенант Джордж И. Диксон - инженер из Кснтуккми, служивший некогда в одном, 21 -мАлабамском добровольческом, полку с лейтенантом Алексан-дером. Диксон принимал участие в сражении у Шило в апреле 1862 г., в ходе которого получил ранение в ногу. Рану Диксон прибыл залечивать в Мобиль, а оправившись от раны нашел приложение своему инженерному прошлому у коллеги Александера. Диксон проявил самый живой интерес к проекту субмарины и быстро стал своим в кругах подводников Конфедерации. Через две недели после спуска субмарину продемонстрировали адмиралу Бухапану. Субмарина с миной на буксире подошла под водой к барже, прикрепила адскую машину и взорвала баржу. Старый морской волк поразился возможностям нового вида военно-морской техники. Бу-ханон рекомендовал "изобретение мистеров Уитни и МакКлинтока" генералу П.Г.Т. Быорегарду в Чарльстоне. Генерал оценил послание адмирала, после чего субмарину немедленно доставили по железной дороге в Чарльстон.
"Заводской" экипаж из конструкторов и строителей субмарины не обладал достаточной морской практикой для обеспечения боевого применения подводного мускулохода, в силу чего лидеры Конфедерации отрядили на субмарину военно-морской экипаж во главе с лейтенантом Джоном А. Пэйном. 30 августа лодка, однако, затонула рядом с доком из-за того, что Пэйн перепутал направление перемещения рычагов -вода устремилась внутрь корпуса через открытые люки. Пять членов экипажа погибли, но сам Пэйн успел покинуть тонущую субмарину. На этом служба I [эйна в подплаве завершилась. Новый экипаж набирал лично Ханли из числа сотрудников механической мастерской в Мобиле. Подводная лодка "Х.Л. Ханли" задержалась со вступлением в строй из-за прискорбного затопления на три недели.
Итак, подводная лодка была подготовлена к ведению боевых действий, но менее чем через месяц вновь случилась очередная катастрофа - она утонула. Случилось то прискорбное событие 15 октября 1863 г. во время учебного погружения. Восемь членов экипажа во главе с Ханли погибли. Причина затопления - внезапный и резкий перелив воды из открытой сверху балластной цистерны внутрь корпуса. Лодку оперативно подняли, не менее оперативно подготовили резервный экипаж. Субмарина вернулась в строй. Теперь командиром стал лейтенант Диксон. Лишь критическая ситуация, которая сложилась вокруг Чарльстона, заставила генерала Бьюрегарда дать санкцию на боевое применение подводного корабля. Диксон стал готовить свой экипаж добровольцев к атаке неприятельского флота. Объектом удара Диксон избрал корабль Соединенных Штатов "Хоусто-ник". Первый боевой поход подводного мускулохода "Х.Л. Ханли" стал одновременно и последним. 17 февраля 1864 г. субмарина вышла в атаку на "Хаустоник". Корабль Соединенных Штатов в результате взрыва адской машины затонул, однако "Х.Л. Ханли" в базу не вернулся.
В мае 1995 г. экспедиция, спонсируемая известным романистом Кливом Касслиром, обнаружила "Х.Л. Ханли" на дне морском в четырех милях от острова Салливана. Лодка лежала на глубине 30 футов завалившись на правый борт носом в сторону своей базы в Брич инлет. С лодки были сняты некоторые вещи. Культминацией экспедиции стал подъем субмарины в августе 2000 г. "Х.Л. Ханли" доставили в специально построенный консервационный центр, где команда археологов и реставраторов немедленно приступила к своей трудной, но такой нужной работе. В апреле - мае 2001 г. из лодки извлекли останки членов экипажа. 17 апреля 2004 г. останки моряков после елико возможной идентификации были похоронены с воинским почестями в Чарльстоне, рядом с первыми двумя экипажами субмарины, погибшими и захороненными в годы Гражданской войны.
Изучение поднятой субмарины обогатило историков знаниями об особенностях подводных лодок времен Гражданской войны между Севером и Югом.