После того как кэптен Фрэнсис Д. Ли продемонстрировал эффективность минного оружия в его наступательной форме, утопив в марте 1863 г. в гавани Чарльстона блокшив, высшие чины конфедератов решили опробовать новое оружие в настоящем деле. В тот период Чарльстон блокировала сильная эскадра северян, в составе которой имелось несколько броненосцев, в том числе самый могучий из всех броненосец флота Соединенных Штатов - "Нью Айронсайдз", флагман эскадры. Броненосцы находились далеко от берега, поэтому командование нашло "промежуточное" решение - атаковать первый попавшийся корабль северян. Минный катер Ли под командование лейтенанта Уильяма Т. Глэсселя предпринял не увенчавшуюся успехом атаку против винтового шлюпа "Поухэтэн", атака состоялась всего через несколько дней после эффектной демонстрации, устроенной Ли в Чарльстоне. В последний момент рулевой катера запаниковал, отвернув от цели, когда на нее оставались считанные футы. Не смотря на провал атаки, цель для минных катеров оставалась прежней - "Нью Айронсайдз". Ли, Глэссель и другие энтузиасты использования минного оружия в наступательном ключе считали утопление броненосца тычком шестовой мины возможным. Энтузиастов поддерживал сам генерал П.Г.Т. Бью-регард. Генерал отдал приказ конвертировать в минные катера несколько буксирчиков, оснастив их минами конструкции Ли. Так в конце лета у конфедератов появилась небольшая флотилия миноносцев.
Подводные лодки "Пионер", "Пионер П" и "Аллигатор"
Предположительно, первой подводной лодкой, построенной в годы Гражданской войны между Севером и Югом стал корабль "Пионер", изготовленный в Новом Орлеане в частном порядке тремя луизиапцами, в числе которых были Хорэс Ханли и Джэймс МакКлинток. "Пионер" никогда не использовался в боевых действиях, так как его постройку завершили в конце марта 1862 г., всего за несколько недель до оккупации Нового Орлеана войсками Соединенных Штатов. Корабль поломали, а его конструкторы эвакуировались из Нового Орлеана в Мобиль, Алабама, где продолжили работы в области подводного кораблестроения. Поврежденный "Пионер" тщательной осмотрели представители технических отделов разведывательного сообщества вооруженных сил Соединенных Штатов. После войны субмарина пошла на слом. Чертежи субмарины "Пионер 11" не сохранились. Данная реконструкция выполнена на основе описаний и зарисовок, сделанных представителями военного флота Конфедерации во время испытаний корабля в 1862 г. Подобно большинству субмарин того времени, на "Пионере 11" стоял гребной винт с ручным приводом, рули также управлялись вручную. Неудивительно, что лодка получалась медлительной и трудно управляемой, особенно в изгибах фарватера реки Миссисипи. На верхней поверхности корпуса лодки крепилась снабженная штопором адская машина. Штопор предлагалось вкручивать в деревянное днище супротивного корабля. Построенный в Мобиле "Пионер 11" оказался неудачным кораблем в конструктивном отношении в силу использования его конструкторами и строителями новейших, еще толком не отработанных, технологий. Попытка установить на корабле электродвигатель или паровую машину успехом не увенчалась, пришлось ставить привычный гребной винт с ручным приводом.
Для сравнения изображена субмарина флота Соединенных Штатов "Аллигатор". |
Атаки минных катеров конфедератов имели место при неудачном для северян обстреле форта Самтер апреле 1863 г. и спустя три месяца при отражении атаки кораблями флота Соединенных Штагов Форт-Вагнер-Лава, известной попытки северян закрепиться в предместье Чарльстона. Реально, вплоть до появления у конфедератов минного катера "Торч", улучшенного варианта катера Ли, не имелось миноносца, способного нанести урон "Нью Айронсайлдзу". Катером "Торч" командовал кэптен Джэймс Кар-лин. В ночь на 20 августа 1863 г. "Торч" с кэптеном Карлином прошел мимо Форг-С'амтера и в районе полуночи приблизился к броненосцу "Нью Айронсайдз", который стоял на якоре возле острова Моррис. Карлин хотел незаметно подойти к правому борту броненосца, пройти вдоль него и подвести мину под уязвимую носовую оконечность корабля северян, не закрытую броней. Плохая видимость сыграла с катером злую шутку. "Торч" зацепился за якорный канат броненосца, шум разбудил команду "Нью Айронсайдза", которая тут же обнаружила присутствие миноносца. В этот момент на "Торче" встала машина. Последующие пять минут Карлин со своей командой провели под киижальным огнем мушкетонов, но таки сумели запустить машину. Катер конфедератов благополучно убрался восвояси.
Действия "Торча" показали неадекватность катера возложенной на него задаче. Уже через несколько недель появился минный катер новой конструкции - полупофуженный паровой минный катер частной постройки "Давид". 5 октября лейтенант У.Т. Глэссель с экипажем из трех человек (рулевой, механик и оператор адской машины) вышли в море, к 9 часам вечера миноносец уже был всего в миле от острова Моррис. Глэссель обнаружил "Нью Аронсайдз, после чего атаковал броненосец, развив максимальную скорость. Моряки из команды корабля северян обнаружил катер южан, когда последний подошел к борту "Нью Айронсайдза" на 300 ярдов. Глэссель не стал ждать, открыв стрельбу первым. Глэссель ранил энсина СУ Ховарда, который через несколько дней скончался от ран. На палубе броненосца люди пришли в состояние, близкое к панике. Ничего удивительного: представьте - подплывает к авианосцу "Честер У Нимиц" байдарка, народ в байдарке открывает по кораблю флота Соединенных Штатов ураганный огонь из двустволки. Возможны два варианта: офигение всей палубной команды или вывод из строя полкоманды минимум, как надорвавшей животы от смеха.
Механик "Давида" Дж.Х. Тумб вспоминал:
- В течение пары минут мы на полной скорости сблизились с броненосцем со стороны его правого борта под ракурсом примерно ? на расстоянии примерно 15 футов от носа. Мину подвели иод нос на глубине около 6,5 футов. Противник достаточно быстро открыл но нам огонь из ручного оружия, не причинив однако нам серьезного урона.
Мина ударилась о корпус, после чего взорвалась. Броня "Нью Айронсайдза" устояла. Хотя корпус получил повреждения, броненосец остался на плаву. Хуже пришлось самому "Давилду": поднятая взрывом волна захлестнула катер. Вода загасила котел. Беспомощный катерок качался под бортом огромного броненосца, обстреливаемый ружейным огнем. В этих условиях у Глэс-силя не оставалось ничего другого, как отдать экипажу приказ покинуть корабль. Глэссиль с подрывником доплыли до берега, где их взяли в плен северяне. Рулевой Дж.У Кэннон плавать не умел, почему и остался на борту катера. Катер дрейфовал от броненосца. Огонь с палубы постепенно стихал. Кэннон решил попробовать запустить машину. Механик, хотя плавать умел, но катер не покинул тоже. Вдвоем отчаянные парни завели паровой двигатель, после чего привели катер в "Чарльстон". Эффективность атаки оценил контр-адмирал Джон А. Дальгрен, написавший: "Ничего не бывает совершенным в своей первой итерации, но мина несомненно станет важнейшим наступательным оружием". Как ведущий эксперт флота Соединенных Штатов в области военно-морских вооружений, Дальгрен знал о чем писал. Отныне сначала мина, а затем торпеда заняла прочное место в военно-морском арсенале.
"Давид" еше дважды выходил в атаки на корабли северян. 6 марта 1864 г. он атаковал колесный пароход северян "Мемфис" на реке Норт Эдисто, а через пять недель - недалеко от Чарльстона корабль "Уэбэш" (18 апреля 1864 г.). Ни одна из этих атак успехом не увенчалась, однако угроза со стороны "Давида" удерживала Голиафов северян от решительных действий под Чарльстоном вплоть до захвата порта в феврале 1865 г. сухопутными силами юнионистов.
Лунной февральской ночью 1864 г. лейтенант Диксон и семеро добровольцев, набранных в экипаж субмарины из армии Конфедерации, предприняли попытку прорвать блокаду Чарльстона. Диксон и семеро смелых готовились к акции несколько недель. Они тщательно выбрали время проведения акции, наметили идеальный объект для атаки.
Один пожелавший остаться инкогнито морской офицер писал:
- Существовала масса объектов для удара шестовой миной. Корабли северян стояли сплошной стеной, протянувшейся с юга на север. В стратегической точке рядом с входом в Свэш-Чэннел бросил якорь шлюп "Хаусатоник". В отличии от многих других кораблей, блокировавших Чарльстон, шлюп являлся военным кораблем специальной постройки, предназначенным для крейсерства па океанских коммуникациях п обладавший вооружением фрегата. Такой могучий корабль был способен справиться с любым прерывателем блокады, решившимся направиться в сторону Чарльстона.
Минные катера "Скуиб" и "Мидж"
Катера типа "Давид" строились в окрестностях Чарльстона, а четыре минных катера иного типа были построены в 1864 г. на Тридигер Айронуоркс в Ричмонде, Вирджиния. Историки часто называют их катерами типа "Скуиб". Постройка кораблей велась под наблюдением коммендера Ханте-ра Дэвидсона из Торпедного бюро департамента военного флота конфедерации. Катера предназначались для действий против кораблей северян в нижнем течении Джэймсовой реки и против кораблей, стоявших на Хэмптонском рейде. В отличие от катеров типа "Давид", катера типы "Скуиб" обладали более традицонной конструкцией. Борта катеров давали экипажам некоторую защиту от огня стрелкового оружия. Под командованием коммендера Дэвидсона минный катер "Скуиб" неудачно атаковал на Хэмтон-ском рейде в апреле 1864 г. корабль северян "Миннесота". Поврежденный "Скорпион" был захвачен юнионистами в январе 1865 г. в ходе сражения при Тренте Рич. "Хонет" затонул в апреле 1864 г. при столкновении. "Скуиб" и "Уосп", скорее всего, уничтожили сами южане перед падением Ричмонда. В отличие от "Скуиба", минный катер конфедератов "Мидж", построенный в Чарльстоне, был очень похож на "Давида". |
Вечером 17 февраля 1864 г. подводная лодка военного флота Конфедерации "Х.Л. Ханли" отошла от причала и взяла курс на Брич-Инлет, придерживаясь восточного берега острова Салливана. Молре было спокойным, акватория порта хорошо освещалась лунным светом. Субмарина шла курсом юго-юго-восток, вперед к "Хаусатонику", стоявшему на якоре примерно в грех милях от берега. На батарее Маршалла, находившейся на оконечности острова Салливана, подготовили сигнальные ракеты, которые должны были дать экипажу лодки верное направление для отхода после подрыва корабля флота Соединенных Штатов. Силуэт шлюпа отменно проецировался на фоне неба, благодаря чему у Диксона и его людей не возникало проблемы с идентификацией цели.
Между тем, вахта "Хаусатоника" получила приказ усилить бдительность на случай атаки минных катеров конфедератов. На верхней палубе шлюпа позиции заняли шесть человек, вооруженных мушкетонами. Орудия шлюпа при необходимости могли вступить в дело уже через несколько минут после отдачи соответствующего приказа. У каждой пушки разложили боеприпасы для немедленного производства двух выстрелов. В котлах машины поддерживалось давление пара в 25 psi., за счет чего корабль мог бы очень быстро дать ход. Наконец якорный канат подготовили к быстрой выборке, в течение минуты.
Вскоре после того как склянки отбили девять ударов, офицер вахты мастер Джон Кросби увидел нечто в воде всего в нескольких ярдах от форштевня шлюпа. Нечто выглядело бревном, но "бревно" слишком целенаправленно перемещалось в направлении корабля, странное какое то оно было. Кросби отдал приказ барабанщику стучать громко и часто в свой барабан, выбивая из него сигнал тревоги. Затем приказ рубить якорный канат и дал команду в машину дать задний ход. Корабль "Хаусатоник" находился в трехминутной готовности к бою. Стрелки собрались по правому борту на верхней палубе.
Старший офицер шлюпа "Хаусатоник" кэптен Чарлз С. Пикеринг оставил для историков свои заметки: - Я увидел торпеду. Формой она походила на вельбот и находилась на глубине 2 или чуть больше футов правее корабля. Я выстрелил, но взбежал на квартдек и крикнул - всем в корму. Странный объект между тем прошел мимо пушек шлюпа, но стрелять по нему имели возможность лишь люди из вахтенной команды. Реально по "бревну" дважды успел выстрелить из своего верного флотского Смит и Вессона ЭСИН Чарлз Крзйвен.
Крейвен пытался ввести в бой пушку:
.. .приказал командиру расчета орудия № 6 (32-фунтовое гладкоствольное орудие) навести пушку на объект, который находился на расстоянии 40 или 50 футов от борта. Я почти успел и был уже готов дернуть шнур, когда произошел взрыв.
Взрыв оказался страшной силы, Кросби сравнил его с разрывом снаряда 12-фунтовой гаубицы. Нос шлюпа взрывом подбросило вверх, над кораблем поднялся столб густого черного дыма. Обломки конструкции взлетели выше клотиков мачт. Паровая машина встала. Затем "Хаусатоник" начал заваливаться на нос. Шлюп затонул всего за две - три минуты на глубине 24 футов. Лишь кончики мачт торчали из воды на том месте, где совсем недавно стоял на якоре красавец-корабль. Большинству моряков из команды "Хаусатоника" удалось спастись. Самое интересное, что потопление "Хаусатоника" на других кораблях северян, блокировавших Чарльстон, просто не заметили.
Из воспоминаний Крзйвина ясно, что Диксон сумел подойти к шлюпу, подвести под него адскую машину и отойти от борта корабля раньше, чем взорвалась мина. Увы для субмарины -она отошла до взрыва всего на 50 футов, в то время как по расчетам Диксона требовалось отойти на 200 футов, чтобы оказаться в безопасности от детонации собственной адской машины. Что помешало? Ответа мы уже не узнаем никогда. Скорее всего, по какой-то причине взрыв произошел раньше положенного. Затонувшую субмарину нашли только через 130 лет. Ее корпус подняли со дна морского в августе 2000 г. Оба верхних люка подводного муску-лохода были закрыты. На корпусе видимые повреждения отсутствовали. Еще одна загадка военно-морской истории так не раскрыла свой секрет исследователям.
Кэптен Пикеринг уцелел при взрыве шлюпа. Со шлюпа еще до взрыва успели спустить две лодки. Одной из них Пикеринг приказал идти к ближайшему кораблю блокирующей эскадры -винтовому шлюпу "Кэнэндига" (систер-шип "Хаусатоника"), находившемуся в 300 ярдах по корме взорванного шлюпа. От кэптена Пикеринга вахта "Кэнэн-диги" узнала о потоплении "Хаусатоника". Шлюп развел пары, после чего подошел к месту затопления "сестренки". Удалось спасти 150 человек из команды "Хаусатоника", считая с людьми в лодках, спасенных оказалось 158 человек. Из команды "Хаусатоника" погибло пять человек, причиной их гибели стал взрыв адской машины и последовавший за ним взрыв паровой машины.
Позже ныряльщики осмотрели затоновший "Хаусатоник" и установили, что взрыв был внешним, причинившим корпусу шлюпа значительные разрушения. Поднимать и восстанавливать корабль смысла не имело.
Конфедераты не спешили развить успех. Ночью на батарее Маршалла наблюдали в море огонь синего цвета -заранее обусловленный с Диксоном сигнал, которым он должен был обозначить успех атаки корабля флота Соединенных Штатов. Согласно донесению командира батареи лейтенант-полковника Данцлера, на сигнал был дан ответ. Моряки с кораблей северян также наблюдали в море огонь синего цвета. То был последний контакт с экипажем субмарины.
После того как подводная лодка не вернулась в Брич-Инлет к вечеру следующего дня, ее признали погибшей.
Командующий гарнизоном конфедератов в Чарльстоне генерал П.Г.Т. Быоре-гард приказал воздать экипажу корабля "Х.Л. Ханли" воинские почести и официально объявил членов команду мус-кулохода погибшими в бою. Конфедераты ничего не знали о подробностях акции еще десять суток, прежде чем к ним в плен не попал юнионист, рассказавший о потоплении "Хаусатоника". Предположительно, торчавшие из воды мачты потопленного "Хаусатоника" сразу же заслонила от береговых наблюдателей "Кэнэндига", но силуэту совершенно не отличимая от потопленного шлюпа. Газеты Чарльстона раструбили о великой победе на море, однако специалисты понимали - второго "Х.Л. Ханли" у конфедератов нет, первый погиб, а значит повторить успех не удастся. Корабли блокирующей эскадры остались на своих местах. Непосредственного влияния на ход событий потопление "Хаусатоника" не оказало никакого. С другой стороны -была перевернута первая страница в долгом списке удач подплава. В двери истории уже стучали Дениц, Кречмер и прочие Понтеры Прины.