"Лейпциг" и "Нюрнберг" представляли собой "улучшенное издание" К-крейсеров. "Лейпциг" и "Нюрнберг" очень похожи на К-крейсера, но - не идентичны. На новых кораблях стояли усовершенствованные силовые установки, корпуса получили большее удлинение, вместо двух дымовых труб К-крейсеров "Лейпциг" и "Нюрнберг" получили по одной дымовой трубе. Очередное "издание" также отличалось прямым скошенным форштевнем от скругленного форштевня К-крейсеров.
Главным отличием новых кораблей стала силовая установка. На них установил третий винт, вал которого был соединен непосредственно и только с дизелями. В теории такое конструктивное решение позволяло одновременно использовать дизеля и турбину: дизеля вращали средний гребной винт, турбины - крайние. Также решалась проблема переключения от хода под дизелями на ход под турбинами и обратно. На практике оказалось, что в момент переключения силовых установок с одного типа на другой корабль в течение десяти и более минут становится трудно управляемым.
Именно в момент переключения силовых установок в октябре 1944 г. "Лейпциг" протаранил тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер".
И все же комбинированная силовая установка обладала рядом преимуществ, что продемонстрировал "Лейпциг", когда 13 декабря 1939 г. получил попадание британской торпеды в шпангоут между передним и средним котельными отделениями. Левая машина встала немедленно, а потери пара в паропроводах привели к потере давления в котлах правой машиной всего через 15 минут. Тем не менее корабль продолжил движение под дизелями и даже развил скорость в 15 узлов, а средняя скорость под дизелями на переходе в Брунсбут-тель, Германия, составила 10 узлов.
Как уже говорилось, "Лейпциг" и "Нюрнберг" - два сапога пара, но ведь пара сапог включает левый и правый, которые отличаются друг от друга. "Лейпциг" и "Нюрнберг", два сапога пара, имели ряд внешних отличий друг от друга, что неудивительно так как "Нюрнберг" был построен на пять лет позже "Лейпцига". Большинство отличий носят весьма специфический характер, но самое главное - "Нюрнберг" крупнее своего "старшего брата". По размерениям и водоизмещению "Нюрнберг" больше "Лейпцига" примерно на 10 %. К заметным внешним отличием стоит отнести более развитую переднюю надстройку крейсера "Нюрнберг", установленную вокруг дымовой трубы этого корабля прожекторную платформу.
К сожалению для кригсмарине, в конструкции крейсеров "Лейпциг" и "Нюрнберг" не удалось избавиться от массы недостатков, свойственных К-крейсерам. Не смотря на возросшее удлинение корпусов, дальность плавания и мореходность кораблей нового проекта повысить по отношению к К-крейсерам не удалось. Неудовлетворительной оставалась управляемость кораблей на сильной волне. Боевой опыт показал, что легкие крейсера тонут даже от повреждений, который для более крупных кораблей считались бы незначительными. Для командования кригсмарине сей факт стал печальным откровением, так германские легкие крейсера времен Первой мировой войны прославились своей высокой боевой живучестью. К примеру, 31 мая 1916 г. в Ютландском сражении германский легкий крейсер "Висбаден" прорвался между двумя колоннами британских линкоров. Крейсер получил ужасающие повреждения, но продолжил бой, хотя ночью его таки добили.
Крейсер "Е" ("ERSATZ AMAZONE") был заложен в Вильгельмсхафене 18 апреля 1928 г. Конструкция корабля - сварная на 90 %. Постройка крейсера велась очень высокими темпами, через 18 месяцев после закладки крейсер окрестили именем "Лейпциг". Экономический коллапс Германии 1929 г. и последовавшая вскоре Великая Депрессия задержали постройку "Лейпцига" на два года. Корабль вошел в строй рей-хсмарине 8 октября 1931 г.
Крейсер "F" ("ERSATZ NYMPHE") заложили в Киле 4 ноября 1933 г. При спуске в декабре 1934 г. корабль получил имя "Нюрнберг". Менее чем через год корабль вошел в строй - 3 ноября 1935 г. Постройка крейсера заняла всего-навсего два года.
Длина "Лейпцига" при спуске по ватерлинии составляла 165,8 м, полная - 177,1 м, ширина - 16,3 м; осадка при стандартном водоизмещении - 5,05 м, при полном - 5,59 м. Стандартное водоизмещение - 7291 т, полное - 9829 т.
"Нюрнберг" стал во всех отношениях крупнее предшественника. Что интересно, увеличение размерений и водоизмещения корабля не сказалось негативно на характеристиках крейсера, но так же не дало и позитивного эффекта в плане роста боевой живучести. Не даром Гудериан, когда узнал о таком заключении высокой комиссии, в ярости разбил о модель крейсера свой монокль - быстрый Гейнц лишился пары -тройки танковых полков, сталь для панце-ров которых ухнули в "Нюрнберг". Длина "Нюрнберга" по ватерлинии составляла 170 м, полная длина - 181,3 м, ширина - 16,4 м; осадка при стандартном водоизмещении -4,75 м, при полном - 5,79 м. Стандартное водоизмещение - 7882 и, полное - 9965 т.
Не взирая на разницу в размерах и водоизмещении "Лейпциг" и "Нюрнберг" имели одинаковые силовые установки. На кораблях стояло по шесть водотрубных котлов. Турбозубчатые агрегаты крейсера "Лейпциг" изготовила фирма Германия, крейсера "Нюрнберг" - фирма Дойче Верке. Расчетная мощность силовой установки - 60 000 л.с, но на практике она развивала все 66 000 л.с, позволяя крейсеру развивать скорость полного хода в 32 узла. Дизельная часть комбинированной силовой установки представляла собой четыре 7-цилиндровых дизель-мотора фирмы М-7 MAN мощностью 3100 л.с. Под дизелями крейсер развивал скорость полного хода в 16,5 узлов. После торпедирования "Лейпцига" британской подводной лодкой в конце 1939 г., его не стали восстанавливать до 100 % боеспособности. Не производился ремонт разрушенных взрывом торпеды котлов, взамен котельные отделения переоборудовали под кубрики для курсантов, а корабль получил статус учебного.
Толщина броневого пояса на обоих крейсерах составляла по максимуму 50 мм, толщина горизонтальной бронепалубы - 20 мм, в районах боекомплекта к башням главного калибра - 40 мм. Бронепалуба имела скосы к бронепоясу, толщина скосов 25 мм. На "Лейпциге" стояла никелево-стальная броня Круп Pz240, на "Нюрнберге" - Wotan hart и Wotan weich, два новых варианта гомогенной брони, превосходившие по своим качествам броню Pz240.
Штатный экипаж "Лейпцига" насчитывал 26 офицеров и 508 нижних чинов. В военное время экипаж "Нюрнберга" был увеличен в конце войны до 896 человек.
Главный калибр обоих крейсеров - девять 150-мм орудий (длина ствола 60 калибров) в трехорудийных башнях С/25. Такие же башни стояли на К-крейсерах. Размещение башен такое же, как на К-крейсерах, но кормовые башни расположены строго на продольной оси.
Вспомогательная артиллерия "Лейпцига" состояла из двух одинарных 88-мм орудий с длиной ствола 45 калибров (С/13). В 1934 г. корабль дополнили еще двумя такими же пушками. В конце 30-х годов эти четыре одинарных орудийных установки заменили тремя спаренными пушками "восемь - восемь" с длиной стволов 76 калибров (С/32); спаренные 88-мм разместили так же, как на К-крейсерах. В 1941 г. на крейсере поставили восемь 37-мм зенитных пушек в четырех спарен-ньгх установках С/30 и 14 одиночных 20-мм зенитных автоматов (в установках С/ 30 или С/38). В конце войны на крейсере стояло 12 зениток калибра 37 мм и 22 зенитки калибра 20мм.
На "Нюрнберге" на момент вступления корабля в строй имелось четыре спаренные 88-мм орудия и четыре спаренных 37-мм зенитки. По ходу войны на корабль поставили 20-мм зенитные автоматы. Изначально крейсера были вооружены четырьмя трехтрубными торпедными аппаратами калибра 533 мм, установленными на главной палубе. Торпедные аппараты стреляли торпедами G7a. В 1939 г. кормовые торпедные аппараты были демонтированы с обоих крейсеров. Передние торпедные аппараты с "Лейпцига" сняли предположительно в 1941 г.
Управление огнем артиллерии главного калибра осуществлялось с помощью трех 6-м оптических дальномеров, установленных на передней и задней надстройках, на фок-мачте. В конце 1941 г. на "Нюрнберге", как на "Кельне", носовой оптический дальномер был заменен радиолокатором FuMO-21; размеры антенны - высота 2 м, ширина - 4 м. РЛС оставалась на крейсере где-то до 1943 г., когда РЛС FuMO-21 заменили усовершенствованным радиолокатором FuMO-22, антенну РЛС которой смонтировали на платформе фок-мачты, на которой ранее стоял прожектор. В верхней части носовой надстройки была смонтирована антенна РЛС управления огнем 37-мм зенитных орудий. В этот же период по периметру носовой надстройке были установлены антенны "Суматра" системы предупреждения о работе радиолокаторов противника FuMB-1. Позже антенны "Суматра" заменили более совершенными антеннами "Палау", установленными на небольшой платформе выше антенны РЛС. В конце 1944 г. или в начале 1945 г. на крейсер был смонтирован радиолокатор обнаружения воздушных целей Hohentweil-K FuMO-63 с антенной размером 2 х 2,4 м, антенна монтировалась в верхней части фок-мачты на трех подкосах.
После повторного ввода в строй в августе 1943 г., на "Лейпциге" поставили РЛС FuMO-25 с антенной размером 2 х 4 м; расположение РЛС и антенны - как на "Лейпциге". Позже, но до столкновения с "Принцем Евгением", имевшего место в октябре 1944 г., на "Лейпциге" появились антенны "Палау", также установленные подобно антеннам "Палау" крейсера "Нюрнберг".
В декабре 1934 г. за дымовой трубой крейсера "Лейпциг" была смонтирована авиационная катапульта и соответствующее авиационное оборудование. В 1941 - 1942 г.г. все авиационное оборудование с корабля демонтировали. "Нюрнберг" стал единственным германским крейсером, оснащенным, пусть короткий срок, авиационной катапультой и ангаром.
Не стоит забывать, что постройка крейсера "Лейпциг" началась раньше, чем К-крейсера вступили в строй, но вот решение о постройке аналогичного "Лейпцигу" "Нюрнберга" понять сложно. К моменту закладки "Нюрнберга" многие недостатки К-крейсеров стали очевидными, так же как стал очевидным факт непригодности кораблей типа "К" для ведения классических крейсерских операций. Единственное объяснение закладки "Нюрнберга" - в "портфелях" германских кораблестроителей лучших проектов крейсеров не имелось, лучше что-то, чем ничего. Командование кригсмарине оказалось заложником политики нацистских бонз, требовавших резкого и быстрого усиления военно-морского флота. На момент закладки "Нюрнберга" Германия еще не отказалась от соблюдения Версальского договора (хотя нарушала его давно и успешно), а по договору ей разрешалось построить еще только один легкий крейсер, не лучше предшествующего. Ждать год-два, который ушли бы на проектирование совершенно нового корабля, военные моряки и политики не хотели. Все германские легкие крейсера в силу недостаточной прочности корпуса оказались малопригодными для использования в северных водах, а сравнительно небольшая дальность плавания не позволяла посылать корабли на рейдерство в район экватора. К тому же корабли не отличались высокой живучестью в бою, сравнительно тривиальные повреждения оказывались для германских легких крейсеров фатальными.
7 ноября 1939 г. столкновение в учебным кораблем кригсма-рине "Бремзе", получены повреждения средней тяжести
18 - 19 ноября 1939 г. обеспечение минных постановок в эстуарии р. Хамбер, Англия
21 - 25 ноября 1939 г. совместно с легким крейсером "Кельн" эскортирование линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" на переходе в Северную Атлантику
12 - 13 декабря 1939 г. совместная операция с легкими крейсерами "Нюрнберг" и "Кельн", обеспечение минных постановок в районе Ньюкасла; торпедирован на обратном пути британской субмариной "Сэмоун".
16 - 17 сентября 1941 г. совместно с легким крейсером "Эмден" обстрелял полуостров Сворбе на о. Сааремаа, атакован подводной лодкой Щ-317, торпеды прошли мимо
Сентябрь 1943 г. вернулся к активной службе на Балтике
15 октября 1944 г. столкновение с тяжелым крейсером "Принц Евгений" недалеко от Хелы, отбуксирован в Готенхафен (Гдыня) для временного ремонта
2 февраля 1945 г. восстановлен до мореходного состояния
9 марта 1945 г. вел обстрел наступающих на Готенхафен частей Красной Армии
24 марта 1945 г. израсходован боекомплект 150-мм снарядов, вышел на Запад, полностью загруженный ранеными и эвакуируемыми
29 марта 1945 г. поставлен в док в Апенраде, Дания
30 июня 1945 г. переведен англичанами в Вильгельмсхафен 20 декабря 1945 г. исключен из списков флота
9 июля 1946 г. затоплен в Скагерраке
12 - 13 декабря 1939 г. аналогично "Лейпцигу", носовая часть корабля повреждена торпедой, выпущенной британской подводной лодкой "Сэлмоун"
Декабрь 1939 - май 1940 г.г. ремонт
25 - 27 июля 1940 г. эскортирование "Гнейзенау" из Тронхейма в Киль
Август 1940 - ноябрь 1942 гг. на Балтике
Ноябрь 1942 г. придан норвежской боевой группе
2 декабря 1942 г. прибыл в Нарвик
Май 1943 г. переведен на Балтику
13 января 1945 г. выставил минное заграждение "Титус" в Скагерраке
27 января 1945 г. поставлен в док в Копенгагене, атакован датскими партизанами
9 мая 1945 г. захвачен англичанами в Копенгагене
24 - 26 мая 1945 г. вместе с "Принцем Евгением" переведен англичанами в Вильгельмсхафен
5 ноября 1945 г. передан представителям Советского Союза, переименован в крейсер "Адмирал Макаров"
2 января 1946 г. переведен в Лиепаю, вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота
21 февраля 1957 г. в качестве учебного корабля перебазирован в Кронштадт
20 февраля 1959 г. исключен из списков флота
Март 1959 - февраль 1961 г.г. разделан на металл в Ленинграде