Одной из причин не строить крейсера лучшего, чем "Нюрнберг" проекта послужило принятие амбициозной кораблестроительной программы, известной как план "Z". Программа предусматривала строительство океанского флота. План "Z" был разработан в конце 1938 г. получил одобрение на самом верху 1 марта 1939 г. В числе сотен надводных кораблей согласно утвержденному плану предусматривалась постройка 16 больших легких крейсеров и 22 крейсеров меньшего водоизмещения (Spahkreuzer, лидер эсминцев).
Арадо Ar-196 зарекомендовал себя надежным и простым в пилотировании самолетом. Небольшие размеры и масса позволяли без труда поднимать гидроплан с воды на борт корабля краном. На снимке - стартует один из гидросамолетов Ара-до Ar-196 авиагруппы тяжелого крейсера "Принц Евгений", Балтийское море, 1944 г. Гидросамолеты использовались для ведения разведки и корректировки огня артиллерии по береговым целям.
Первый из шести крейсеров, предусмотренных планом "Z" были заказаны, а три из них даже заложены. Что интересно, эти корабли представляли собой чуть больший "Нюрнберг" без существенного улучшения характеристик, вооружения и живучести. 150-мм артиллерия главного калибра должна была размещаться в четырех двухорудий-ных башнях, такие же башни ставились на линкоре "Бисмарк" в качестве вспомогательной артиллерии. Корабли Spahkreuzer в два раза превосходили по размерениям и водоизмещению эсминцы, но не дотягивали по габаритам до нормальных легких крейсеров, хотя несли крейсерское вооружение - шесть 150-мм пушек в трех двухо-рудийных башнях. Кригсмарине заказали три таких корабля, один из которых был заложен.
Постройка крейсеров по плану "Z" была прекращена в 1941 г. Выиграли от аннулирования программы строительства крейсеров скорее сами немцы, чем союзники. Опыт войны показал, что немцам стоило вкладывать деньги и металл в постройку танков, а не кораблей.