По окончании Гражданской войны начал постепенно разворачиваться процесс воссоздания флота. Возникла потребность во вместительном, несложном в эксплуатации и недорогом по содержанию корабле для первичного практического обучения будущих моряков. Из имевшихся в наличии кораблей для такого использования наилучшим образом подходили крейсеры типа «Диана». Среди них «Аврора» имела явное преимущество — гораздо лучшее техническое состояние, давшее «возможность после сравнительно несложных работ... привести корабль в готовность для использования в качестве учебного корабля»60. Именно эти чисто практические соображения и привели к сохранению «Авроры» в те годы, когда не имевшая возможности содержать крупные военно-морские силы разоренная страна большую часть кораблей отправила на слом. Лучшее техническое состояние «Авроры» легко объяснимо: в предвоенные годы она на заводе ремонтировалась несколько ранее «Дианы», поэтому ее и первой в годы войны направили на очередной ремонт, ставший, волей судеб, предконсервационным. «Диане» же перед консервацией на завод попасть уже не удалось.
Сложись иная ситуация в очередности их ремонтов, и мы, возможно, видели бы сейчас на вечной стоянке «Диану». Но этого не произошло, и к середине 1922 года «Диана» представляла собой давно потерявший какое-либо боевое значение, крайне изношенный, длительное время стоящий на приколе необитаемый корабль, для которого в ближайшем будущем не находилось ни практического применения, ни возможности, из-за развала промышленности, привести в приемлемое для эксплуатации состояние. Далее сохранять на консервации такой крейсер сочли нецелесообразным, и «Диана» разделила участь большинства: пошла на слом. В том же 1922 году, после демонтажа оборудования, представлявшего интерес для вторичного использования, корпус «Дианы» отбуксировали в Германию для разделки на металл.
В том же 1922 году в далекой от Балтики Японии из состава флот исключили «Цугару»61 — бывшую «Палладу». Подняв ее еще в 1905 году с грунта внугренней гавани Порт-Артура, японцы отвели бывший российский крейсер в Сасебо, где ремонтировали в течение последующих пяти лет. Затем 10 лет он служил учебным кораблем с восемью 152-мм и 22 76-мм орудиями на борту. В 1920 году с корабля сняли одно 152-мм и все 76-мм орудия, на палубе проложили рельсы для приема 300 мин и переквалифицировали в минный заградитель. По исключении в 1922 году корабля из состава флота его корпус японцы стали использовать как мишень и потопили в ходе учения авиации в 1924 году.
А «младшую сестру» «Дианы» и «Паллады» — «Аврору», несмотря на запредельный возраст, ждала счастливая судьба: она вновь и вновь оказывалась востребованным кораблем. Проплававшую после восстановления десять лет и вследствие наступившего износа лишившуюся хода «Аврору» переоборудовали (с демонтажем котлов из среднего котельного отделения) в учебную брандвахту, затем — в плавучую казарму для размещения перед Великой Отечественной войной подводников и после нее — уже нахимовцев.
Последнее переоборудование проводилось в течение трех лет — до ноября 1948 года. Кроме выполнения больших объемов работ по ремонту, в том числе и корпусному, сильно изношенного к тому времени корабля, демонтировали все три гребных винта и вала, бортовые машины и кронштейны их валов, остававшиеся на борту котлы; из внутренних помещений изъяли практически все судовое оборудование и в освободившемся в результате всех демонтажных работ корпусе, в связи с новыми функциями «Авроры» как стационарной учебной базы и казармы воспитанников Нахимовского училища, провели кардинальную перепланировку внутренних помещений, что все в совокупности привело к значительной утрате исторической достоверности корабля. В целях привития воспитанникам училища любви к военно-морской службе, на «Авроре» взамен снятой в начале Великой Отечественной войны и утраченной 8 ходе боевых действий артиллерии установили 14 152-мм орудий начала века, чем отчасти сохранили за крейсером внешний облик боевого корабля, что позволило в 1961 году придать «Авроре» статус исторического корабля-памятника.
«Аврора» — не первый корабль, стоявший на Неве в качестве учебной базы молодых моряков и в качестве корабля-музея. С 1930 года на швартовах у набережной Красного флота находился «соратник» «Авроры» по стоянию на Неве в октябре 1917 года — бывший минный заградитель «Амур», который использовался ленинградской организацией Осоавиахима не только для проведения на борту корабля теоретических и практических занятий с воспитанниками организации, но и для демонстрации горожанам трофеев Балтийского флота за период Гражданской войны и иностранной интервенции. В 1938 году «Амур» вернули Военно-Морскому Флоту и отбуксировали в Военную гавань Ораниенбаума для использования в качестве плавказармы личным составом экипажей подводных лодок; туда же, в Ораниенбаум, двумя годами позже и для тех же целей отбуксировали и «Аврору». С середины 1940 года основные силы Балтийского флота, в том числе и соединения подводных лодок, стали передислоцироваться в Прибалтику. В новых пунктах базирования требовались плавказармы, и так сложилось, что из двух примерно близких по техническому состоянию и условиям обитания личного состава несамоходных судов выбор остановился на «Амуре», который в самую светлую ночь в году — в ночь на 22 июня 1941 года — благополучно отбуксировали в Таллин, а через два месяца, при оставлении нашими войсками города, затопили на фарватере.
«Авроре» повезло больше: она хоть и находилась почти всю войну в полузатопленном состоянии, но главное то, что все это время оставалась в не подвергшемся немецкой оккупации Ораниенбауме.
В 1966—1968 годах «Аврора», вышедшая за несколько лет до того из ведения Нахимовского училища и ставшая кораблем-музеем — филиалом Центрального военно-морского музея, прошла заводской ремонт на Канонерском судоремонтном заводе.
Последний и, пожалуй, самый трудоемкий за всю свою историю заводской ремонт «Аврора» проходила с 1984 по 1987 год на Ленинградском судостроительном заводе имени А.А.Жданова (ныне «Северная верфь»). Для продолжения возможности поддержания на плаву «Авроры» ее подводную часть заменили новой: операция сама по себе не уникальная в практике отечественного, а тем более мирового, судоремонта, но вызвавшая много споров о допустимости ее применения на мемориальном корабле. Идут годы. Силуэт стоящего на Неве на фоне,стен Нахимовского училища ощетинившегося стволами орудий высокотрубного старинного крейсера давно уже стал одной из архитектурных достопримечательностей Ленинграда—Петербурга. Ушли в тень «революционные заслуги». В сознании большинства людей «Аврора» — общий памятник многим поколениям создателей отечественного флота, российских и советских моряков, кораблям, которые они строили и на которых они служили.