Военно-морская доктрина, разработанная Особым совещанием с участием управляющего Морским министерством вице-адмирала А.А.Пещурова, военного министра генерала П.С.Ванновского и управляющего Министерством иностранных дел Н.К.Гирса под председательством генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича в августе 1881 года, определяла основную задачу Балтийского флота в "обеспечении за нами первенствующего значения сравнительно с флотами других прибрежных держав. Для этого флот наш должен не уступать германскому, а, если возможно, иметь над ним перевес в открытом море". Исходя из этой стратегической задачи, участники совещания предлагали предусмотреть постройку для Балтийского моря в течение 20 лет 16 новых броненосцев.
В мае следующего года кораблестроительную программу рассмотрело очередное совещание, также под председательством генерал-адмирала, на этот раз с участием Н.К.Гирса, председателя Комитета министров М.Х.Рейтерна, государственного контролера Д.М.Сольского, председателя Департамента экономики графа Э.Т.Баранова и министра финансов Н.Х.Бунге; интересы Морского министерства на совещании представлял новый управляющий вице-адмирал И.А.Шестаков, а заболевшего П.С.Ванновского заменил Н.С.Обручев. Несмотря на финансовые трудности государства (впрочем, несколько драматизировавшиеся Н.Х.Бунге и Д.М.Сольским), программа была принята и 20 мая император Александр III утвердил журнал совещания.
Формирование заданий на проектирование первых балтийских броненосцев И.А.Шестаков начал в октябре 1 882 года. Тип первого российского мореходного броненосца "Петр Великий" адмирал признал более подходящим для Черного моря (где стратегической задачей являлось овладение проливами), для Балтики же, в противовес германским казематным броненосцам типа "Sachsen" (вооруженных шестью 260-мм орудиями при водоизмещении 7900 т и скорости хода около 15 уз), И.А. Шестаков выдвинул идею постройки кораблей водоизмещением 8400 т вооруженных 305-мм орудиями. Согласно этим требованиям строился первый корабль программы 1881 года - "Император Александр II".
Не вполне определенные взгляды И.А.Шестакова на тип балтийского броненосца задержали проектирование второго корабля, "Император Николай I", который в конце концов, 3 1 октября 1885 года, было решено строить все же по типу предыдущего. Затем в создании броненосцев для Балтийского флота наступил перерыв. Такое положение дел обуславливалось изменением взглядов руководства Морского министерства на общую стратегию развития военно-морских сил страны. Господствовавшая с 1860-х годов концепция "двух флотов" - оборонительного и наступательного - направляла основные усилия на постройку океанских броненосных крейсеров для действий на морских коммуникациях наиболее вероятного противника того времени - Великобритании. На формирование структуры оборонительного флота с конца 1885 года оказывали влияние планы Германии по строительству большого минного флота, а также близость взглядов И.А.Шестакова теории французской "молодой школы" адмирала Оба, отстаивавшей возможность самостоятельных действий миноносцев существовавших в то время типов в открытом море. В результате судостроительная программа 1881 года была пересмотрена в сторону увеличения количества миноносцев за счет сокращения числа броненосцев до девяти. Уже в начале 1886 года теории "молодой школы" получили опровержение во время перехода отряда французских миноносцев из Атлантики на Средиземное море и английских из Плимута в Виго. Не в пользу адмирала Оба говорили и маневры французского флота, проведенные в июне того же года: эскадра броненосцев практически без "потерь" прорвала позиции охраняемые минным отрядом у Балеарских островов.
Однако на планы И.А.Шестакова эти известия влияния не оказали и в ноябре 1886 года адмирал дал задание разработать "...стратегическую программу наших построек в следующем направлении: <...> 2) в Балтике: а) гермафродиты, т.е. броненосные крейсеры, способные бороться на Балтике (minimum 9'' орудия и 12'' броня) и быть посланы в даль, b) суда для действия в шхерах и на Кронштадтских фарватерах (minimum 6'' орудия и 2,5'' палуба) <...>, с) миноносцы...".
Лишь 4 июля 1 887 года И.А.Шестаков приказал приступить к проектированию третьего броненосца для Балтийского моря, который должен был представлять собой развитие типа "броненосного тарана". Считая предыдущие корабли слишком большими для Балтийского морского театра и обременительными для бюджета, адмирал распорядился, чтобы новый броненосец, подобный по общему расположению двум предыдущим, иметь осадку не более 20 футов (6,1 м) при скорости 15 уз, "наивозможно полно защищен не очень толстою броней, как пояса по грузовой ватерлинии, так и всей артиллерии". Задание на проектирование, утвержденное 17 ноября 1 887 года, определяло, что новые корабли должны быть сильнее германских броненосцев, способны дойти от Кронштадта до Зунда и обратно со скоростью 14- 15 уз. Осадка в пределах 6,7 м должна обеспечить проход Балтийскими проливами, как Большим и Малым Бельтами, так и Зундом. Кроме того, выдвигалось требование, чтобы новый "малый броненосец для закрытого морского театра" был способен "в случае необходимости" совершить переход в Средиземное море и даже на Дальний Восток. Принцип "экономии" проявился и в выборе главного калибра артиллерии. Чтобы избежать применения дорогостоящих и сложных гидравлических механизмов, главный калибр ограничили четырьмя 229-мм орудиями с длиной ствола 35 калибров (снаряды которых, как ожидалось, могли пробить броню большинства кораблей вероятных противников) в бортовых башнях или "батареях", полагая, что этого достаточно против восьми 240-мм (30 калибров) орудий германских броненосцев типа "Oldenburg" и шести 260-мм (22 калибра) у "Sachsen", "так как "Oldenburg" стреляет по носу и на траверзы только двумя 240-мм... а при стрельбе в корму надо тратить время для перевода двух орудий в другие порты". Следует отметить, что ориентирование при проектировании на уже находящиеся в строю корабли вероятного противника, не учитывавшее возможности появления у него полноценных броненосцев, приводило к тому, что при вступлении в строй новый корабль оказывался слабее своих зарубежных современников. Проекты нового броненосца разрабатывались одновременно Обществом Франко-Русских заводов, главным корабельным инженером Санкт-Петербургского порта Н.А.Субботиным, и старшим судостроителем Э.Е.Гуляевым. Первым был готов проект Общества Франко-Русских заводов: главный уполномоченный Общества П.К.Дю Бюи представил его управляющему Морским министерством И.А.Шестакову уже 11 февраля 1888 года, а 21 мая, Морской технический комитет (МТК) приступил к рассмотрению всех трех проектов.
Сравнение конкурсних проектов броненосца «No. 3» для Балтийского моря |
|||
Наименования злементов | Проект Общества Франко-Русских заводов | Проект Н.А. Субботина | Проект З.Е. Гуляева |
ВООРУЖЕНИЕ |
|||
Артиллерийское: количество орудий — калибр, мм / | 2-305/35, 160 | 2-305/35, 160 | 6 - 229/35, 600 |
дпина ствола, калибров, боєзапас, вьісгрелов | 4 - 229/35, 500 | 4 - 229/35, 400 | 4- 152/35,400 |
8- 152/35, 1000 | 7- 152/35,875 | 4-87, | |
8-47 | 6-47, | 6-47, | |
4-37 | 4-37 | ||
Минное: количество торпедних аппаратов — калибр, мм | 4-381 | 4-381 | 6-381 |
ЗАЩИТА |
|||
Вертикальное бронирование, мм: | |||
бортовой пояс (дпина, м) | 356—305 (по всей главной ватерлинии) | 305-152 (по всей главной ватерлинии] | 406-305 [57] |
траверзи | — | — | 241,216 |
нижний каземат, борт/траверзи | -/- | 152-76/76 | 267/242,216 |
верхний каземат, борт/траверзи | —/— | 152-63,5/177,4 | 152/152 |
Горизонтальное бронирование, мм | 63,5 | 38-76 | 32-63,5 |
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЬІЕ ЗЛЕМЕНТЬІ |
|||
Водоизмещение по чертежу, т | 6431 | 6570 | 6400 |
Главные размерения, м: | |||
длино между перпендикулярами | 82,91 | 86,25 | 83,82 |
ширина по главной ватерлинии | 18,29 | 19,5 | 18,29 |
осадка на ровный киль | 6,1 | 6,4 | 6,55 |
Главная знергетическая установка: |
|||
количество парових машин | 2 | 2 | 2 |
система | Вертикальние, | Вертикальние, | Горизонтальние, |
тройного расширения | тройного расширения | тройного расширения | |
мощность при естественной тяге, л.с. | 5000 | 4760 | 5225-5858 |
количество цилиндрических парових котлов | 8 | 8 | 4 двухтопочньїх |
Наибольшая скорость хода при естественной тяге, уз | 14 | 14 | 14 |
Дальность плавання, миль: | |||
наибольшей скоростью | 960 | • | 1440 |
зкономической скоростью 10 уз | • | 2520 | • |
При весьма схожих размерениях кораблей, в проекте Н.А.Субботина все 305- и 229-мм орудия предполагалось разместить в одноорудийных башнях, в проекте Франко-Русского завода предлагалась носовая барбетная установка для двух 305-мм орудий и казематы для 229- и 152-мм орудий, в проекте же Э.Е.Гуляева два 229-мм орудия размещались в носовой барбетной установке, а четыре - в казематах. Через четыре дня проекты одобрил, с небольшими изменениями, генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович, а 6 июля МТК, признав лучшим проект Э.Е.Гуляева, утвердил спецификацию по корпусу броненосного корабля "№ 3" - будущего "Гангута". Постройку его было решено вести на казенном Новом Адмиралтействе.
Приблизительно в это же время Главный морской штаб (ГМШ) получил от морских агентов (атташе) за границей сведения о проектировании в Германии новых броненосцев типа "Worth", вооруженных шестью 280-мм орудиями при водоизмещении более 10 000 т и скорости хода 16 уз. Эти корабли превосходили любой из русских броненосцев. Тревожные сообщения о планах усиления японского флота поступали и с Дальнего Востока. Требовалось предпринять срочные меры и генерал-адмирал отдал распоряжение проектировать четвертый "...броненосец для Балтийского моря, более сильный чем "Александр II", водоизмещением от 8000 до 9000 тонн, вооруженный двенадцатидюймовыми орудиями с броней и скоростью хода возможно большей, и с запасом угля, которого будет достаточно в случае назначения корабля в дальнее плавание". П.К.Дю Бюи понял, что у Общества Франко-Русских заводов есть возможность получить крупный выгодный заказ: необходимо лишь быстро переработать проект. Инженеры Общества работали старательно и ровно через четыре месяца Дю Бюи представил в МТК чертежи нового корабля, близкого по своей конструкции к новейшему английскому броненосцу "Nile". Увеличив, относительно представленного на конкурс проекта, длину броненосца на 20 м, ширину на 2 м и водоизмещение на 2500 т, П.А.Титов, руководивший разработкой, предусмотрел достаточно мощное вооружение из четырех 305 мм орудий в двух броневых башнях и четырех 152 мм орудий в каземате. Броневой пояс толщиной 406 мм уменьшался к оконечностям до 205 мм, скорость хода составляла 16 уз, а при форсированной тяге - до 17 уз. МТК, рассмотрев проект 1 3 октября, рекомендовал усилить артиллерию среднего калибра, бортовую, траверзную и казематную броню. П.К. Дю Бюи предлагалось не позднее конца октября представить в МТК переработанный эскизный проект, сопроводив его "объяснительной запиской с расчетом нагрузки броненосца".
МТК рассмотрел проект 13 октября 1888 года, внеся в него очередные исправления. В результате количество 152 мм орудий увеличилось вдвое, броня траверзов и каземата достигла 254-305 мм, а водоизмещение возросло еще на 500 т. 15 ноября 1888 года МТК сообщил П.К Дю Бюи, что проект "броненосца в 9430 т" будет на следующий день рассмотрен у генерал-адмирала. Великий князь Алексей Александрович приказал внести новые изменения: уменьшить внутренний диаметр 305-мм башен до 6,1 м и защитить 127-мм броней верхнюю батарею.
Однако, несмотря на очевидную необходимость постройки нового броненосца, ГУКиС пребывало в нерешительности: давать ли частной фирме заказ на постройку столь крупного корабля, выкупить проект и строить корабль на казенной верфи, или вообще не мудрствуя вернуться к отработанному проекту "Императора Николая I". В конце концов новые немецкие броненосцы еще не заложены и кто знает чем все это кончится... И лишь после того, как П.К. Дю Бюи сумел получить разрешение на заключение контракта о постройке броненосца в 9476 т от самого императора Александра III, МТК одобрил проект, предложив при этом:
-изменить образование тарана, укрепив его "горизонтальными ребрами";
-изменить устройство портов 152-мм орудий и броневой палубы в носовой части;
-установить 25,4-мм траверзные переборки между 152-мм орудиями;
-увеличить высоту осей 305-мм орудий до 1,52 м от уровня верхней палубы;
-установить две мачты.
Канцелярская волокита продолжалась еще около трех недель, и только 12 апреля 1889 года исполняющий обязанности начальника Главного управления кораблестроения и снабжений (ГУКиС) контр-адмирал В.И.Попов и П.КДю Бюи заключили контракт на постройку нового броненосца. Спуск корабля предполагалось осуществить в июле 1891 года, а сдача в казну намечалась на август следующего 1 892 года. 11 ноября того же года В.И.Попов заключил второй контракт с доверенным лицом П.К.Дю Бюи инженером А.И.Бушем на "изготовление двух судовых паровых машин в 9000 л.с.... с паровыми котлами и прочими запасными вещами".