Строительство "броненосного корабля № 3 для Балтийского моря" началось в эллинге Нового Адмиралтейства задолго до официальной закладки - 29 октября 1 888 года. Первоначально проектировавшийся как продолжение серии броненосцев ограниченного водоизмещения ("Император Александр II" и "Император Николай I"), этот корабль, волею судьбы, стал последним в серии и вообще последним малым броненосцем российского флота. Строителем корабля был назначен младший судостроитель А.Е.Леонтьев 2-й.
Согласно утвержденной МТК спецификации по корпусу, броненосец должен был иметь следующие кораблестроительные элементы:
- водоизмещение - 6592 т;
- длина между перпендикулярами - 84,7 м (в российском флоте в тот период использовалась футовая система измерений, согласно которой данное измерение равнялось 278 футам; далее всюду будет использоваться метрическая система измерений);
- ширина по грузовой ватерлинии - 18,9 м;
- осадка в полном грузу на ровный киль - 6,4 м.
Корпус корабля набирался из стальных листов, прокатанных по способу Сименс-Мартена. Поперечный набор состоял из 83 шпангоутов; шпация в районе 20-69 шпангоутов составляла 1219 мм, далее к носу и корме - 914 мм. Водонепроницаемыми являлись 20, 24, 29, 32, 36, 40,44, 48, 52 и 55 шпангоуты. Над броневым поясом между шпангоутами небронированного борта устанавливались промежуточные стойки.
Продольный набор корпуса броненосца имел с каждого борта по четыре стрингера. Стрингер изготавливался из одного ряда стальных листов (толщина 10,3 мм, длина 4,88-6,10 м) и непрерывных стальных угольников: по наружной кромке размером 76,2 х 88,9 мм, толщиной 11,1 мм, по внутренней кромке размером 76,2 х 76,2 мм, толщиной 1 5,9 мм. 4-й стрингер являлся водонепроницаемым по всей длине, а 2-й стрингер - водонепроницаемым в носовой части и в кормовой части, где он являлся продолжением пола в коридорах гребных валов.
Вертикальный киль состоял из одного ряда стальных листов длиной от 4,88 до 6,10 м и шириной 965 мм, горизонтальный киль - из листов в два слоя: верхний толщиной 15,9 мм, нижний - 19,1 мм. Вертикальный киль соединялся с горизонтальным двойной угловой сталью: по нижней кромке 101,6 х 101,6мм (толщина 15,9 мм), по верхней кромке - 76,2 х 76,2 мм (толщина 11,1 мм).
Форштевень, ахтерштевень и рулевая рама изготавливались из стали.
Двойное дно простиралось от 20 до 69 шпангоута и имело высоту от киля до 4-го стрингера. Оно собиралось из листов толщиной 9,5 мм на протяжении машинного и котельных отделений и 7,9 мм - в остальной части. Продолжением внутреннего дна на протяжении машинного и котельных отделений являлись продольные переборки угольных ям. Переборки бортовых коридоров шли от 20 до 69 шпангоута и имели толщину 7,9 мм. Кроме того, в котельных отделениях (36-65 шпангоуты на высоте от внутреннего дна до жилой палубы) имелась продольная диаметральная водонепроницаемая переборка толщиной 7,9-9,5 мм.
Верхняя палуба поверх стальной настилки накрывалась 76,2-мм сосновыми досками шириной 152,4 мм (23 декабря 1 888 года МТК приказал заменить их тиковыми досками), ватервейсы выполнялись из 127-мм тиковых досок. Настил жилой палубы выполнялся из сосновых досок толщиной 63,5 мм.
Главный броневой пояс набирался из сталежелезных плит высотой 2,1 3 м. Толщина плит на протяжении котельных и машинных отделений на высоте 1,07 м от верхней кромки достигала 406 мм, уменьшаясь к нижней кромке до 203 мм; в нос от котельных и в корму от машинных отделений она составляла в верхней части 356 и 305 мм, а в нижней - 178 и 152 мм соответственно. Над грузовой ватерлинией главный броневой пояс возвышался на высоту 0,91 м. Толщина плит носового траверза составляла 241 мм, кормового - 216 мм. Над главным броневым шел 1 27-мм верхний пояс с такими же траверзами.
Каземат 229-мм орудий прикрывался 203-мм, а носовая башня для двух таких же орудий - 229-мм броней, труба подачи под башней - 203-мм. Толщина брони боевой рубки составляла 152 мм. Броневая палуба состояла из двух слоев стальных листов общей толщиной 63,5 мм, боевая рубка прикрывалась 152-мм броней.
Крепление броневых плит предполагалось выполнить по типу броненосца "Император Николай I" - болтами с внутренней стороны. Деревянная подкладка под броню состояла из лиственничных брусьев толщиной 178 мм под бортовой и траверзной и 203 мм - под башенной броней.
Броненосец должен был иметь две мачты со стрелами для подъема гребных судов и боевыми марсами для размещения мелкокалиберных орудий Гочкиса.
Якорное устройство включало в себя паровой шпиль, два становых адмиралтейских якоря массой по 4,68 т и два запасных якоря системы Мартина такой же массы
Проект предусматривал установку двух вертикальных паровых машин тройного расширения с опрокинутыми цилиндрами. Суммарная индикаторная мощность машин броненосца составляла 6000 л.с. при естественной и 9500 л.с. при форсированной тяге. Диаметры цилиндров каждой из машин равнялись: высокого давления - 889 мм, среднего давления - 1295,4 мм, низкого давления - 1955,8 мм.
Пар для машин вырабатывали восемь ординарных цилиндрических огнетрубных котлов с рабочим давлением пара 9,1 атм. Общая нагревательная поверхность котлов составляла 134,45 м2, площадь колосниковых решеток-53,88 м2.
Водоотливная система броненосца включала в себя 356-мм магистральную трубу с ответвлениями в отсеки, две водоотливные турбины подачей по 750 т/ч, одну подачей 250 т/ч (работу турбин обеспечивали три паровые машины системы Брудерхуда) и два эжектора Фридмана №10 подачей по 250 т/ч. Для откачивания воды могли также использоваться две циркуляционные и четыре трюмные машинные помпы, пожарный насос (приводимый в действие паровой машиной системы Шанд-Мессона), а также три ручные помпы Стона.
Вооружение броненосного корабля состояло из двух 229-мм орудий с длиной ствола 35 калибров в носовой башенной установке, четырех таких же орудий в каземате на батарейной палубе, четырех 152-мм орудий с длиной ствола 35 калибров на батарейной палубе, а также малокалиберных орудий Гочкиса, точное число и места установки которых не оговаривались. Кроме того, корабль должен был иметь шесть 381 -мм торпедных аппаратов.
В качестве контрагентов для строительства броненосного корабля было привлечено большое количество как казенных, так и частных предприятий. Листовую, угловую, тавровую и другую сталь поставлял Александровский сталелитейный и сталерельсовый завод броню - Адмиралтейские Ижорские заводы. Большой заказ получил Балтийский завод, который изготавливал паровые котлы и главные машины. Орудия и 229-мм башенную установку изготавливал Обуховский завод станки 152-мм орудий - Металлический, а сгонки 229-мм орудий и 381 -мм торпедные аппараты - Общество Путиловских заводов. Торжественная церемония закладки <броненосного корабля № 3 для Балтийского моря", во время которой он получил наименование "Гангут>, состоялась 20 мая 1889 года в присутствии императора Александра III, императрицы Марии Федоровны, генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, управляющего Морским министерством вице-адмирала Н.М.Чихачева, главного корабельного инженера Н.А.Субботина и других официальных лиц. Вскоре в проект было внесено первое серьезное изменение: 5 июня 1 889 года МТК предложил разместить в носовой установке вместо двух 229-мм одно 305-мм орудие с длиной ствола 30 калибров.
Барбетную установку для этого орудия предполагалось заказать Металлическому заводу, имевшему определенный опыт подобных работ. Однако Н.М.Чихачев приказал "привлечь к конкуренции на этот заказ и другие заводы, а именно Путиловский и Обуховский". Последний от участия в конкурсе отказался, а Путиловский завод представил проект, автором которого был французский инженер Г.Канэ.
МТК, рассмотрев оба проекта, в своем журнале от 16 января 1890 года отметил, что как тот, так и другой имеют свои недостатки и преимущества, окончательное решение принял управляющий Морским министерством: "...разрешаю изготовление станка для 12-дм пушки корабля Тангут" предоставить Обществу Путиловских заводов, несмотря на заявленную им высшую цену против Металлического завода".
Установка 305-мм орудия повлекла за собой изменение конструкции башенного колодца и увеличение его массы. Была даже опасность возникновения конструктивного дифферента на нос, что могло потребовать передвинуть башню ближе к миделю корабля, чего, однако, удалось избежать, так как увеличение массы установки составило не более 25 т. В конце октября того же года управляющий Морским министерством приказал заменить это орудие на новое, длиной 35 калибров. В результате окончательный состав артиллерийского вооружения броненосца выглядел следующим образом: одно 305-мм, по четыре 229- и 152-мм орудия, шесть 47-мм, десять 37-мм одноствольных и четыре 37-мм пятиствольных орудия Гочкиса, а также четыре 63,5-мм десантных орудия Барановского.
31 июля 1889 года ГУКиС заключило контракт на изготовление форштевня, ахтерштевня и рулевой рамы (отлитых из "безпузыристой" стали Сименс-Мартена). Кронштейны гребных валов были заказаны Александровскому заводу, но их рассверловку должен был выполнить Балтийский завод.
К началу 1890 года облик корабля коренным образом изменился: грот-мачту заменили флагштоком (25 октября решили не ставить и его) и отказались от второй дымовой трубы. Именно тогда один из современников дал броненосцу язвительную характеристику: "Одна мачта, одна труба, одна пушка - одно недоразумение". Кроме того, изменились расположение механизмов, обводы казематов, уменьшились порты 229-мм орудий, а из-за увеличения диаметра гребных винтов с 4,42 до 5,18 м, ахтерштевень пришлось отнести на 0,91 м,.
Несмотря на все переработки проекта, строительство броненосца шло достаточно быстрыми темпами и стапельный период составил всего 33 месяца.
Испытания водонепроницаемости отсеков наливом воды прошли еще в октябре 1889 года, 5 июня 1890 года был осмотрен и испытан форштевень, 13 июля - кронштейны гребных валов, причем отмечалось, что "по качеству металла испытываемая отливка далеко превышает требования, установленные для приема стальных отливок".
23 июня 1890 года комиссия Санкт-Петербургского порта освидетельствовала и испытала гидравлическим давлением четыре паровых котла, еще четыре были приняты менее чем через месяц, 18 июля.
Незадолго до этого, 5 июля, успешно прошли освидетельствование изготовленные Балтийским заводом стальные дейдвудные трубы "до обделки их в медную облицовку".
6 октября 1890 года " Гангут" благополучно сошел на воду. Углубление форштевнем составило 3,28 м, ахтерштевнем - 3,43 м, "воды в трюме и перегиби при спуске нет" доложим в МТК командир корабля капитан 1 ранга Скрыдлов.
9 ноября МТК утвердил состав паровых и гребных судов "Гангута". В него вошли 34-футовые (10,36-м) катера (два минных и один паровой), два 18-весельных барказа, один 16-весельный рабочий катер, по два 14-ве-сельных легких катера, 6-весельных вельбота и 6-весельных яла.
После спуска на воду темпы постройки резко сократились. Это во многом объяснялось вносимыми МТК многочисленными изменениями и задержками в утверждении чертежей, нераспорядительностью ГУКиС, лишь в феврале 1891 года заключившего контракт с Обществом Путиловских заводов на изготовление водоотливной системы, а также задержками в доставке броневых плит с Ижорских заводов.
Кроме того, из-за ошибки при изготовлении шаблонов не подошли четыре плиты главного броневого пояса: их пришлось передать на строившийся броненосец "Наварин", а для "Гангута" заказать новые. 18 сентября 1 892 года "Гангут" успешно завершил швартовные испытания. Оставались незаконченными якорное и рулевое устройства, водоотливная, вентиляционная и отопительная системы, не поступили на завод 1 6 броневых плит 229-мм каземата и пять плит боевой рубки. Однако 14 октября броненосец своим ходом перешел, в сопровождении восьми буксиров, в Кронштадт.
3 июля 1 893 года "Гангут" вышел на ходовые испытания, но через 19 дней вернулся в гавань для устранения многочисленных' неисправностей.
Озабоченный медленным ходом работ на броненосце, главный командир Кронштадтского порта контр-адмирал Н.Н.Андреев в октябре 1 893 года назначил специальную комиссию, которая в своем акте от 28 октября отметила, что строительство не окончено по следующим причинам:
- уменьшение "штата служащих" по время постройки и частая смена их состава;
- задержка доставки броневых плит с Адмиралтейских Ижорских заводов;
- отправление броненосца в Кронштадт, когда работы Санкт-Петербургского порта были еще не окончены;
- "особенно суровая" зима 1892/93 годов.
Новые испытания состоялись 30 марта 1894 года: во время шестичасового пробега на полном ходу при суммарной мощности машин 5287 л.с, углублении форштевнем 6,55 м и ахтерштевнем 6,81 м, "Гангут" развил среднюю скорость 1 3,78 уз, причем наблюдалась сильная вибрация верхней части цилиндров. МТК признал результаты этих испытаний неудовлетворительными и журналом от 10 мая 1894 года предложил Балтийскому заводу провести новые испытания.
В целом, несмотря на принятые меры, к весне 1894 года на броненосце оставалось еще много незавершенных работ и кампанию Гангут начал лишь в июле.