Глава 15

 

4 октября, понедельник. «У-230» в сумерках вышла в море. Нам благоприятствовала безлунная ночь. Как толь­ко скалистое побережье растворилось в темноте, мы рас­стались со своим эскортом и направились курсом на юго-запад прямо в «долину смерти».

Через несколько минут наш новый радар известил о появлении противника. Вместо немедленного погруже­ния мы продолжали двигаться полным ходом по поверх­ности моря, приготовив к бою свои зенитки и прибегнув к новой тактике отвлекающих маневров, которая, как нас заверили, будет весьма эффективной. Ридель, ответственный за реализацию этой тактики, наполнил воздушный шар гелием, хранившемся в емкостях, закрепленных за ограждение мостика. Затем он прикрепил к шнурку, стя­гивавшему шар, полоски алюминиевой фольги, а сво­бодный конец привязал к поплавку. Все это сооружение было выброшено за борт. Поплавок держался на поверх­ности моря, а шар поднимался, натягивая шнурок до тех пор, пока не стал похож на рождественскую елку. Пла­вающий макет быстро исчез за кормой в зловещей тем­ноте. Через пять минут Ридель повторил операцию, и вто­рой макет закачался на волнах Бискайского залива. Эти алюминиевые деревья имели целью навести радар про­тивника на ложные цели и дать возможность нам самим уйти от преследования, скрывшись за искусственным ле­сом. К сожалению, два других шара запутались в ограж­дении мостика, а еще три порвались во время наполне­ния газом. Развевавшиеся концы спутавшихся полосок фольги могли навести противника на лодку. Однако нам сопутствовала удача. Пока Ридель возился с полосками фольги и шарами, мы проскочили в пространство, заня­тое французскими рыболовными шхунами, что защити­ло нас больше, чем плавающие макеты и зенитки. В кон­це концов мы выбросили за борт все свои алюминиевые деревья и больше никогда ими не пользовались. Они ско­рее подвергали нас опасности, чем спасали.

Мы шли зигзагом среди рыбацких судов, хаотически разбросанных на обширном пространстве, большую часть ночи и продвинулись довольно далеко. Затем продолжи­ли игру в кошки-мышки со смертью. «Буг» работал бе­зукоризненно. Несколько раз он заблаговременно пре­дупреждал нас о приближении противника, обеспечивая запасом времени для погружения. Каждый раз «томми» кружили над нами в недоумении.

Когда англичане поняли, что мы располагаем новым радаром, предупреждавшим нас об опасности, они изме­нили график своего патрулирования в районе предпола­гаемого курса лодки таким образом, чтобы заставить нас чаще находиться под водой. В результате к концу пер­вой ночи похода аккумуляторные батареи разрядились на 70 процентов. Однако, располагая таким надежным элек­тронным средством, как «бут», который позволял нам из­бегать встреч с бомбардировщиками, мы отказались от летней тактики и больше не пытались двигаться в надвод­ном положении при дневном свете.

На следующую ночь англичане мгновенно прореаги­ровали на наше всплытие. Включая свои радары лишь эпизодически, они застигли нас врасплох своими точ­но рассчитанными ударами. Час за часом мы соверша­ли попеременно погружение и всплытие, ночь за ночью уходили от хитроумных маневров и беспощадных атак противника. На седьмую ночь число атак уменьшилось, а на восьмую мы смогли выныривать, чтобы подышать свежим воздухом. «У-230» вырвалась из зоны блокады и продолжила свой путь в западном направлении среди светившихся волн. На девятую ночь мы получили при­каз следовать в сетку квадрата АК-64 и занять позицию в передовом дозоре. Все входившие в него подлодки должны были находиться в погруженном положении, чтобы обнаружить приближавшийся конвой акустичес­кими средствами. Всплытие разрешалось лишь на очень короткое время. Любой ценой необходимо было обес­печить скрытность нашего присутствия. Ибо она явля­лась решающим условием успеха.

15 октября в 20.35 мы перехватили своей новой антен­ной, способной улавливать радиоволны на глубине 30 мет­ров, радиограмму: «Конвой, сетка квадрата АК-61, курсом на запад. Всплываю для атаки. «У-844». Один из «волков» установил контакт с конвоем. Ловушка сработала.

21.00. «У-230» всплыла как раз в то время, когда уга­сал последний отблеск дня, которого под водой мы не видели. Где-то за темной завесой ночи на севере дви­гался конвой, против которого готовилась атака «волчь­ей стаи*. Как обычно, мы связывали с атакой большие надежды.

23.50. Борхерт обнаружил первые тени:

— Эскорт, справа по носу, 3000 метров. Сторожевик показал свой широкий борт и скрылся в темноте. Прозвучал дрожавший голос матроса:

— Сторожевик, 2000 метров, нулевой крамболь! Последовала команда Зигмана:

— Оба дизеля увеличить обороты втрое! Главмех, жми на всю катушку!

Последнее указание относилось к Фридриху, который должен был выжать все резервы из напряженно работав­ших двигателей. Не было и речи об атаке сторожевика торпедой-убийцей.

По пеленгу 100 из темноты возникла еще одна тень. Сторожевик, слева по носу. Он медленно продвигался между нашей подлодкой и преследовавшим нас эсмин­цем. Зигман не упустил своего шанса. Он развернул «У-230» влево и удалился в северном направлении со скоростью 20 узлов. Оба эскорта были вынуждены от­чаянно маневрировать, чтобы избежать столкновения. Из-за этого, однако, на некоторое время был потерян контакт с конвоем. Было уже 00.15 16 октября.

Две, три корректировки курса с учетом скорости дви­жения конвоя, дистанции и угла атаки. Зигман вел под­лодку курсом пересечения с правой колонной конвоя, полагаясь на способность вахтенного оценить обстанов­ку за нашей кормой. Я прицелился, установил парамет­ры целей, снова прицелился. Теперь сетка ПУС застыла в самом центре огромного транспорта. Затем затаился в ожидании. 10 секунд... 20... 30 — и вот два веерных зал­па. Четыре торпеды выскочили из аппаратов. Зигман раз­вернул лодку и повел ее параллельным конвою курсом, сбивая со следа эскорты.

Одна торпеда поразила наиболее крупную тень пря­мо посередине. Огромный сполох пламени взметнулся к небу. Затем — оглушающий грохот взрыва. Через не­сколько секунд ударная волна взъерошила наши бороды. Это был сигнал к началу сражения. Взвились звезды сигнальных ракет, осветившие армаду. Я ждал, когда транс­порт развалится на части и другие торпеды поразят цели. Но в этот момент конвой сделал поворот в соответствии с заданным курсом. Затем новая вспышка и новый гро­хот взрыва прозвучал в ночи. Как будто произошло извер­жение вулкана. Колонны транспортов расстроились. Спо­лохи пламени и медленно спускавшихся на парашютах осветительных бомб подкрашивали небо в красно-золо­тистый цвет. Такой катастрофы мы уже долго не видели. Я попросил разрешения капитана выстрелить торпедой-убийцей. Это означало сокращение оборонительного по­тенциала лодки, но ведь не всегда представлялась воз­можность так легко поражать цели.

— Хорошо, — сказал капитан, — только побыстрее!

Зигман отправил вахтенного вниз.

Я отдал последнюю перед выстрелом команду:

— Аппарат пять — товсь! Угол атаки по правому бор­ту 90. Пли!

— Тревога!

«У-230» быстро нырнула под воду, чтобы не стать ми­шенью собственной самонаводящейся торпеды. Когда лодка выровнялась на глубине 120 метров, раздался еще один взрыв. Казалось, разверзся ад. Эскорты лихорадоч­но искали виновного в нападении на конвой, вспенивая поверхность моря бешено вращавшимися гребными вин­тами. Неподалеку прогрохотала сброшенная в воду серия глубинных бомб. В глубь океана устремились импульсы «асдика». Однако грохочущий шум гребных винтов и дви­гателей множества транспортов конвоя прикрывал наш отход и радовал слух. Когда напряженность ситуации по­степенно спала, торпедисты и матросы энергично взялись за подготовку торпедных аппаратов к перезарядке.

03.10. Мы всплыли на поверхность и перезарядились. Ночная тьма была непроницаемой, волнение моря уси­лилось. «У-230», пустившуюся в погоню за убегавшим конвоем, сильно качало. Внезапно на дистанции трех миль по правому борту зажегся свет. Мы развернулись и медленно двинулись в этом направлении. Постепен­но приблизившись, мы увидели луч прожектора, на­правленный на тонувшее судно. Рядом с ним находил­ся сторожевик, принимая на борт моряков с гибнувшего транспорта. Мы тихо подкрались к месту спасательной операции и не без интереса наблюдали за ней. Беспо­мощный эскорт был удобной мишенью. Он находился всего.лишь в 800 метрах перед нашими торпедными аппаратами, подставляя свой широкий борт смертонос­ному удару торпеды. Однако Зигман, подчиняясь чув­ству жалости и неписаному закону чести, произнес:

— Черт с ними, с этими жестянками. Поищем транс­порты. Лево руля, малый вперед!

«У-230» медленно развернулась, чтобы не выдать сво­его присутствия. Из-за тонувшего судна показалось ма­ленькое совершенно круглое пятнышко красного цвета. Оно быстро выросло в раскаленный красный шар. Мы поняли, что за нами следил эсминец, который сейчас охотился за лодкой, используя приборы ночного виде­ния. Немедленно были переключены на полную мощ­ность двигатели, и лодка рванулась вперед. Эскорт пу­стился в погоню, бросаясь со всего размаха на громады волн. Хотя охотник отчаянно кренился и подпрыгивал на волнах, он настойчиво сокращал разделявшее его с нами расстояние. У Зигмана, однако, было небольшое преимущество в выборе курса. Он повел лодку зигзага­ми, сквозь обрушивавшиеся на нее водяные валы. Вре­мя от времени капитан спрашивал, перекрывая голосом грохот шторма:

— Что там с эскортом, старпом?

— Идет с прежней скоростью! — кричал я в ответ че­рез плечо, не желая признаться себе в том, что лишился возможности выстрелить по охотнику торпедой-убийцей.

Эскорт приближался и уже приобрел ясные очертания боевого корабля. Однако сила ветра возрастала, увеличи­вая волнение моря. Могучие громады волн били по эс­минцу сильнее, чем по нам, замедляя его ход. Через 90 минут отчаянного маневрирования во тьме среди обезу­мевшего океана охотник пропал из виду.

04.45. За два часа до рассвета мы обнаружили за кормой новую тень. Быстро проследовали курсом на север и почти столкнулись с конвоем. Тени двигались прямо по курсу — три... пять... десять. Я огляделся и определил свои цели даже без бинокля. Затем все происходило очень быстро. Подготовил торпедные аппараты к стрельбе, поймал в сет­ку прицела транспорт «Либерти», дернул за рычаг. Напра­вил ПУС на другую тень, снова дернул за рычаг.

Это все, что я смог сделать. Из-за транспорта выско­чил сторожевик и помчался на нас. «У-230» ушла в сто­рону и двинулась по волнам единственным спасительным курсом. Мы почти закончили движение по дуге, когда в ночи взметнулся огненный столб. Взрывная волна и гро­хот взрыва обрушились на нас одновременно. Небо окра­силось в красный цвет. Вторая торпеда прошла мимо.

Началась новая гонка. Эсминец преследовал нас за кормой в отчаянной попытке протаранить лодку, если не удастся ее уничтожить другими средствами. Я пожа­лел о том, что слишком рано израсходовал свою само­наводящуюся торпеду. Во второй раз за ночь мы при­бегали к маневрам, чтобы уйти от опасности. И сумели сделать это после часовой смертельно опасной гон­ки. Зигман бесстрашно повел лодку в новое сражение. Я приказал перезарядить торпедные аппараты. Битва не закончилась, но, когда восточная часть горизонта по­светлела, а рассвет разъединил море и облака, мы по­няли, что находимся в одиночестве.

В ранние утренние часы боевая операция приобрела драматический поворот. Наши ночные успехи встрево­жили англичан. Как и следовало ожидать, они направи­ли для охоты за нами все, что могло летать, — от одно­моторных самолетов до дальних бомбардировщиков. Нас ожидала массированная атака с воздуха.

08.25. Я заметил, как из облака метнулся четырехмотор­ный самолет, и объявил тревогу. Лодка клюнула носом и устремилась в глубину океана. Через несколько тревожных минут четыре мощных взрыва потрясли «У-230» и на­помнили нам, что в боевом азарте мы забыли включить «буг». Переждав атаку самолета и произведя через 40 ми­нут всплытие, мы снова погнались за ускользнувшими це­лями, внимательно отслеживая небо и горизонт.

09.15. Перехвачена радиограмма: «Атакованы эсмин­цем. 57 С. Ш., 24 3. Д. Тонем. «У-844». Нашим друзьям, попавшим в беду, среди шторма помочь было нельзя. Но, сообщив координаты места трагедии, «У-844» дала нам наводку на конвой.

09.23. Срочное погружение в связи с приближением «либерейтора». Прочный корпус, откликаясь на работу в форсированном режиме вертикального и горизонтальных рулей, быстро ушел под воду. Четыре боезаряда разорва­лись по левому борту.

09.45. Всплыли. Небо пустынно.

19.20. Тревога в связи с появлением «либерейтора». Четыре дьявольских взрыва последовали за нашим по­гружением в глубину моря.

10.50. Мы снова всплыли и продолжили поиск конвоя.

11.12. Перехвачен еще один сигнал бедствия от на­ших лодок: «Атакованы самолетом. Тонем. «У-964». Мое сочувствие экипажу гибнувшей лодки сменилось трево­гой в связи с появлением на экране радара самолета. Мы нырнули под воду на глубину, где нас не могли до­стать взрывы глубинных бомб, затем снова всплыли и опять бросились в погоню за конвоем. Эти сцены по­вторялись снова и снова. За тревогами неумолимо сле­довали взрывы глубинных бомб, сотрясавших лодку. В конце полудня поступила новая радиограмма бедст­вия: «Самолет. Бомбы. Тонем. «У-470».

Когда над зоной сражения опустилась ночь, мы под­считали, что четыре потопленных прошлой ночью транс­порта противника стоили нам трех наших подлодок. Это был ближний бой — око за око, зуб за зуб. Злая ирония состояла в том, что англичане потопили лодки, не нанесшие им вреда. Мы же, отличившиеся в сражении, про­должили охоту за конвоем, когда шторм заставил само­леты удалиться. Почти через три часа после полуночи мы перехватили новый сигнал бедствия от одной из подло­док, атаковавших фланги конвоя: «Атакованы эсминцем. Тонем. «У-631». Кошмарная ночь закончилась потеря­ми четырех транспортов англичан и четырех наших под­лодок.

17 октября на рассвете союзники возобновили свои яростные атаки с воздуха на охотников за конвоем. Сра­жение продолжалось от зари до сумерек исключительно в пользу англичан. Мы всплывали и двигались вперед в отчаянной попытке пройти несколько миль. Однако нас снова и снова атаковали с воздуха, загоняли в спаситель­ную глубину. В конце второго дня гонки еще две наших подлодки были потоплены бомбардировщиками с воз­духа. «У-540» и «У-841» сообщили, что были атакованы самолетами, и ушли на дно. Охота прекратилась, но мы понесли большие потери. Из всей стаи удалось спастись только нашей лодке. Таков был общий баланс жизни и смерти осенью 1943 года: только одна из семи возвраща­лась на базу.

Поскольку мы потеряли конвой, пока уходили от атак с воздуха, штаб приказал нам следовать в сетку квадрата ВД-62 и ожидать дальнейших указаний. Пока мы двига­лись в заданный район, погода значительно улучшилась. Лодка продвигалась крайне осторожно, надолго погру­жаясь под воду, как только появлялся дневной свет, и всплывая в полной темноте. Ранним утром 22 октября мы прибыли в заданный район. За сутки температура возду­ха поднялась до 20 градусов тепла по Цельсию, ночь на­ступила необычайно спокойная. Тишина была обманчи­вой, но не для нас. Мы научились чувствовать опасность, как матерый медведь, неоднократно раненный охотничь­ими пулями. И знали, что секунда беспечности оборачи­вается смертью, что опасности и противник подстерега­ют нас повсюду.

Несколько дней наше терпение подвергалось жесто­кому испытанию. Скрываясь под покровом темноты, мы бороздили океан зигзагами, отслеживая зону, достаточ­но обширную, чтобы через нее смогли пройти три конвоя. Когда дневной свет загнал нас под воду, мы затаились на глубине 40 метров, ощупывая морскую гладь локатором и прослушивая ее акустическими приборами. Затем вечером 26 октября появился шанс: акустик услышал шум, который мог исходить только от конвоя. В 21.40 мы всплыли. Ме­сяц в безоблачном небе светил слишком ярко. Было пол­ное безветрие. Наша лодка легко передвигалась по глад­кой, серебряной поверхности моря, грохоча дизелями.

Прямо по курсу перед нами на дистанции шесть ты­сяч метров тащился конвой. Горизонт был усеян черны­ми точками, передвигавшимися на запад на определен­ном расстоянии друг от друга. С левого фланга конвой сопровождали три сторожевика, другой эскорт маячил с правого фланга и еще один — в хвосте армады. Дистан­ции, отделявшие эскорты друг от друга, значительно раз­нились. Как это ни невероятно, но мы всплыли за стро­ем боевого охранения. Через несколько минут эскорты развернулись один за другим и, заметив нас, с вырывав­шимися вместе с клубами дыма искрами помчались впе­ред с целью предупредить нашу атаку. Зигман гнал лод­ку на полных оборотах в смелой попытке выйти на край конвоя раньше, чем неистово маневрировавшие эскор­ты смогли бы соединить свои силы. Наши зигзаги пута­ли преследователей, однако три неприятельские тени не­уклонно приближались, отбрасывая волны от форштев­ня. Вскоре показалось, что мы попали в западню. Однако пока ничто не мешало лодке выйти на угол атаки. «У-230» рванулась вперед, быстро сокращая дистанцию до пере­двигавшихся черных монстров.

Командир крикнул:

— Старпом, даю 40 секунд на выстрел!

Я был готов уложиться в этот короткий промежуток времени. Определив расстояние до цели, прицелившись, рассчитав время хода, я пустил через короткие промежут­ки четыре носовые торпеды. Наша лодка резко накрени­лась, ложась на обратный курс. Через мгновение я дернул спусковой рычаг в пятый раз, выпуская последнюю тор­педу с кормы. Эта была самая быстрая атака из тех, ко­торые мы когда-либо совершали.

В то время как пять торпед устремились на запад, «У-230» рванулась на восток с тремя преследовавшими эскортами за кормой. При свете луны серые надстрой­ки охотников сияли белизной. Через несколько минут частого сердцебиения у западного горизонта взметнулся ряд сполохов пламени. Два, возможно, три транспорта были поражены нашими торпедами. Часы показывали 22.25. К нашему изумлению, эскорты, находившиеся по­зади нас на дистанции броска камнем, неожиданно раз­вернулись и понеслись назад к атакованному конвою.

«У-230» еще час продолжала идти на полных оборо­тах, затем Зигман позволил команде расслабиться. Че­рез три часа после того, как англичане прекратили нас преследовать, Ридель сообщил в штаб об итогах наших атак: «Конвой БД-64. Курсом на запад. Три попадания. Без возможности проследить характер повреждений. Ра­нее потоплены четыре транспорта общим тоннажем 26 тысяч тонн. Все торпеды израсходованы. Возвраща­емся на базу».

Вслед за передачей своей радиограммы мы взяли курс на Бискайский залив. Прежде чем первые лучи солнца смогли демаскировать нас, «У-230» ушла под воду.

Мы, как и прежде, двигались в надводном положении только ночью. Когда был пересечен невидимый барьер, которым оградили залив союзники, атаки с воздуха уча­щались с каждым часом. В постоянном напряжении мы следовали, держа свои палубы вровень с поверхностью моря; носовые и кормовые цистерны балласта были чуть затоплены водой для мгновенного погружения. Каждый час кошмарного перехода по этим опасным водам мог ока­заться для нас последним.

На третью ночь после битвы с конвоем нас сотряса­ли взрывы от 16 сброшенных глубинных бомб. На чет­вертую ночь мы ныряли под воду шесть раз и уклони­лись от 24 довольно точно сброшенных кассет боезаря­дов. На пятую ночь нам были посланы вдогонку 28 бомб. На шестую лодка погружалась в глубину пять раз и уклонилась от 20 бомб. На седьмую ночь число атак с воздуха сократилось, но мы шли в район патрулирова­ния группы охотников противника с совершенно пус­тыми торпедными аппаратами. Нам удалось перехитрить врага, двигаясь медленно и соблюдая молчание. Элект­ромоторы лодки работали почти беззвучно. Затем, из­бавившись от опасности, лодка устремилась на восток, грохоча дизелями. К окончанию ночи мы смогли сооб­щить в штаб, что находимся всего в десяти часах пере­хода от места встречи с нашим эскортом.

5 ноября в 09.30 «У-230» совершила всплытие. Впер­вые за 18 дней мы увидели дневной свет. Два тральщи­ка поджидали нас в бурном море недалеко от скалисто­го побережья Бретани. Один из них просигналил нам лампой: «Воздушная тревога. Расчеты — к зениткам!»

Мы немедленно отреагировали. Очевидно, поход еще не закончился. Сатанинская сила преследовала нас сверху до самого прибытия в порт.