Тактико-технические элементы кораблей

 

Эскадренные броненосцы типа "Бородино"

41.jpg

42.jpg

43.jpg

 

 

Место постройки

Заложен

Спущен

Укомплектован

КНЯЗЬ СУВОРОВ

Балтийский з-д, СПб

26.08.01

12.09.02

27.08.1904

ИМП. АЛЕКСАНДР III

Балтийский з-д, СПб

11.05.00

21.07.01

ноя. 1903

БОРОДИНО

Новое Адм-во, СПб

11.05.00

26.08.01

сент. 1904

ОРЕЛ

Галерный о-в, СПб

20.05.00

6.07.02

окт. 1904

 

Водоизмещение: 13.516/14.200; 15.275 т.

Размерения: 114,8/118,8/121,0x23,22x7,97 м (фактическая 8,24-8,9 м).

Механизмы: 2 вала ВТР, 20 котлов Бельвиля; 16.300 ("Бородино") и 15.800 л.с.(остальные) = 18 уз./на испытаниях 17,5...17,8 уз.

Уголь: 787/1235 т.

Дальность: 3.200 миль (10 уз.).

Броня (круп.): полный пояс по ВЛ (1,66 м) 125-145-194(152)-145-125, полный верхний пояс (1,68 м) 102-152-102, башни ГК 254/63, барбеты 102-254, башни СК 152/30, барбеты 127, батарея 76, переборки батареи 25, рубка 203/51, котельные кожухи 19, противоторпедная переборка 43, палубы: ВП 50-25, ГП 51-32, НП 43-25 мм.

Вес брони: 3.555 т (26,3%)

Вооружение: 4-305/40 (60), 12-152/45 (210), 20 75/50 (300), 20-47/ 43, 2-63, 5/19 (десант.), 2-37/23, 10 пул., 4 ТА 381 мм (2 надводных в оконечностях и 2 подводных бортовых).

Экипаж: по штату 28/754 человек, перед боем 30/828-837, "Суворов" как флагман 47/903.

 

Самый многочисленный тип русских броненос­цев ("Слава" достроен после войны). Модификация "Цесаревича" с более тонким поясным бронирова­нием, но с защищенной батареей 75-мм орудий. На "Суворове", "Орле" и "Славе" конструкция проти­воторпедной переборки была улучшена. Отличный проект был испорчен строительной и эксплуата­ционной перегрузкой, которая и стала причиной гибели трех кораблей в Цусимском бою. "Суворов" вышел из строя в 14.30, около 17-30 "Буйный" снял с него в.-адм. Рожественского и еще 19 человек. Около 19.30 броненосец затонул после попадания 3...4 торпед с японских миноносцев (по­гибло 925 человек). "Александр", получив тяжелые повреждения от артогня, в 18.47 опрокинулся и затонул со всем экипажем (867 человек). "Бородино" получил множество попаданий сна­рядов, последний из которых (вероятно 305-мм с "Фудзи") вызвал взрыв погреба бортовой башни. После взрыва корабль перевернулся и затонул в 19.23 почти со всем экипажем (погибло 865, спасен 1 матрос). "Орел" получил во время боя 5 305-мм, 2 254-мм, 9 203-мм, 39 152-мм и 21 более мелкий снаряд (погибло 43 человека, около 80 ранено), боеспособ­ность сохранил. 15.05.1905 г. сдался японцам с отрядом к.-адм. Небогатова. Реконструирован с за­меной 12-152-мм орудий на 6 203-мм и назван "Ива­ми". Сдан на слом в 1923 г. по условиям Вашингтонского договора 1922 г.

 

Эскадренный броненосец "Ослябя"

44.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

ОСЛЯБЯ - Новое Адмир-ство, СПб - осень 96 - 27.10.98 - 1901

 

Водоизмещение: 12.674 т.

Размерения: 122,3/129,99/133,04х21,8х7,92/8 м.

Механизмы: 3 вала ВТР, 30 котлов Бельвиля; 14.500 = 18/15.060 = 18,3 уз.

Уголь: 1.060/2.060 т.

Дальность: 6.200 миль (10 уз.).

Броня(гарв.): пояс по ВЛ(95х2,4 м) 178-229(127)-178, переборки 178, верхний пояс (57,3x2,2 м) и переборки 102, башни 229/37, барбеты 203-127, казематы 127-51, рубка 152, НП 51(над поясом) - 63 (скосы)- 76 (карапас).

Вооружение: 4-254/45(75), 11-152/45(220), 20-75/50(300), 20-47/43, 8-37/23, 2-63,5/19(дес.), 5 ТА 381 мм (3 надводных, 2 подводных).

Экипаж: 27/744, перед боем около 900 человек.

 

См. тип "Пересвет". Перед боем из-за перегрузки главный пояс ушел под воду, что и предопределило его быструю гибель в 14:45 14.05.1905 под сосредо­точенным огнем японских кораблей (в основном, в результате больших пробоин по ватерлинии в но­су). Погибло около 515 человек, 250 человек подобрал из воды "Буйный" и по 10 человек - "Бравый", "Быс­трый ".

 

Эскадренный броненосец "Наварин"

45.jpg

46.jpg

 

 

Место постройки

Заложен                  Спущен    Укомплектован

НАВАРИН

Франко-Русский з-д, СПб

1.07.89/19.05.90       8.10.91        1895

 

Водоизмещение: 9.476/10.206 т.

Размерения: 103/105,9/112.3х20,4х7,7/8,4 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 12 цил.котлов; 9.000 = 16/9.140 л.с. = 15,85 уз.

Уголь: 700/1.200 т.

Дальность: 3.050 миль на 10 узлах.

Броня(компаунд): пояс по ВЛ (67x2,13 м) 356-406(203)-356, верхний пояс (45,7x2,4 м) 305, переборки 305, башни 305/641, батарея 127-152, рубка 254, НП 51-63(над поясом) - 76(в оконечностях - карапас), ГП 51.

Вес брони: 3.400 т (34%)

Вооружение: 4-305/35(80), 8-152/35(200), 18-47/43, 12-37/23, 2 63,5/19(дес.), 6 надводных ТА 381 мм

Экипаж: 26/596 человек (в 1905 г. 703 человека).

 

В целом повторял английские броненосцы типа "Трафальгар" с неполным поясом по ВЛ, мощной цитаделью над ним и карапасной палубой в оконеч­ностях. Несмотря на весьма толстую броню, баш­ни ГК не имели индивидуальной защиты. После достройки высота надводного борта была всего 3 м. Послужил прототипом для нескольких последу­ющих русских броненосцев. Совершил несколько заграничных плаваний (Средиземное море, Дальний Восток).

В дневном бою 14 мая получил незначительные повреждения. Ночью был торпедирован в корму с правого борта, а затем еще в середину правого борта и в левый борт с носа. Перевернулся и затонул с 700 членами экипажа. Спасено 3 человека. По другим данным после попадания первой торпе­ды подорвался на 1 или 2 минах, поставленных по его курсу японскими миноносцами.

 

Эскадренный броненосец "Сисой Великий"

47.jpg

48.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

СИСОЙ ВЕЛИКИЙ - Нов. Адмиралтейство, СПб - 25.07.91/7.05.92 - 20.05.94 - 18.08.1896

 

Водоизмещение: 8.800; 10.400 т.

Размерения: 103,8/105,2/107,2x20,7x6,7/7,5 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 16 цил.котлов; 8.500 = 16/8.635 л.с. =15,65 уз.

Уголь: 550/1000 т.

Дальность: 2.800/4.440 миль на 10 узлах.

Броня (никел.сталь): пояс по ВЛ (83,5x2,14 м) 305-406(102)-305, переборки 229, верхний пояс и каземат 127, башни 254-305/64, барбеты 254, рубка 229, палуба 64 (над поясом)-76 (в оконечностях - карапас) мм.

Вес брони: 2.400 т (27%)

Вооружение: 4-305/40 (80), 6-152/45 (200), 12-47,14-37,2-63,5/19, 6 надв. ТА 381 мм, 50 мин (+ 4-120/45 в 1904 г.).

Экипаж: 27/555 человек (в 1905 г. 686)

 

Уменьшенная версия "Наварина" с более высоким надводным бортом и системой бронирования как у английских броненосцев типа "Ройял Соверин". Был слишком мал для своего вооружения (первым среди русских броненосцев получил орудия новых сис­тем). Совершил несколько заграничных плаваний (Средиземное море, Дальний Восток). В дневном бою 14 мая получил около 14 попада­ний снарядами 152-305 мм (убито 20, ранено 46), а ночью - торпеду в корму с правого борта. В 9.00 15 мая был затоплен экипажем, при этом утонуло еще 39 человек (35° с.ш., 130° в.д.)

 

Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов"

49.jpg

 

Место постройки

Заложен       Спущен         Укомплектован

АДМ. НАХИМОВ Балтийский з-д, СПб

июль 1884   21.10.85         1888

 

Водоизмещение: 7.762/8.270; 8.473 т.

Размерения: 97,8/101,5/103,Зх18,6х7,7(8,1/8,4)м.

Механизмы: 2 вала ВДР, 12 цил.котлов; 8.000 = 17/8.012 л.с. = 16,67 уз.

Уголь: 1.100/ 1.200 т.

Дальность: 4.400 миль на 10 узлах.

Броня(компаунд): пояс по ВЛ (45x2,44 м) 254(152),переборки 229(152), барбеты 203-178, подача 76, щиты 63-51, рубка 152/51, палуба 51 (над поясом) -76 (в оконечностях).

Вооружение: 8(4х2)-203/35, 10-152/35, 12-47, 6-37, 2-63,5/19(дес.), 3 ТА надводных 381 мм.

Экипаж: 23/549 человек (в 1905 г. 650)

 

Повторял английские броненосные крейсера "Имперьюз" и "Уорспайт", но с усиленным вооруже­нием. Сначала нес парусную оснастку брига. Со­вершил несколько заграничных плаваний (Атлантика, Средиземное море, Дальний Восток). Модернизирован в 1898-99 гг. - снят рангоут, новые котлы, усилена мелкая артиллерия. В дневном бою получил около 20 попаданий сна­рядами всех калибров (25 убито, 51 ранено), а ночью в 21.30-22.00 был торпедирован в правый борт с носа. Затоплен экипажем около 10 часов 15 мая, при этом утонуло еще 18 человек (34°34' с.ш., 129°32' в.д.).

 

Эскадренный броненосец "Император Николай I"

50.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

ИМП. НИКОЛАЙ I - Франко-Русский з-д, СПб - 1886 - 20.05.89 - 1891

Водоизмещение: 8.440; 9.672 т.

Размерения: 99,3/101,65/105,6x20,4x7,6 м.

Механизмы: 2 вала ГТР, 16 котлов Бельвиля; 8.000 = 15/7.842 = 15,5 уз.

Уголь: 870/1.370 т.

Дальность: 2.800/ 4.800 миль на 8,2 узл.

Броня(компаунд): полный пояс по ВЛ (2,44 м) 102-152-203-225-305-356(152)-305-225-125, башня и барбет 254, каземат 76-51, переборки 152, рубка 203, палуба 63 мм.

Вооружение: 2-305/30 (85), 4-229/35 (125), 8-152/35, 16-47, 2-37, 2-63,5(дес.). 6 надводных ТА 381 мм.

Экипаж: 31/585 человек (в 1905 т. 744).

 

Один из первых русских броненосцев, пригодных к действиям в океане. Часто использовался как флагман русских эскадр в иностранных водах /Сре­диземное море, Атлантика, Тихий океан). В 1898-1900 гг. прошел модернизацию энергетической ус­тановки. В 1904 г. добавлено 1 152/45 (в корме за щитом) и несколько 75-мм орудий. В дневном бою получал 10 попаданий (1 – 305 мм, 2 – 203 мм, 2 – 152 мм, остальные - неустановленного калибра (5 человек убито, 35 ранено). Сдался япон­цам около 11 часов 15 мая (36°56' с.ш., 130°46' в.д.). Переименован в "Ики". Потоплен как мишень линей­ными крейсерами в октябре 1915 г.

 

Броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Ушаков"

51.jpg

52.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

АДМ.УШАКОВ - Балтийский з-д, СПб – июнь 22.10.92 - 27.10.93 - 1896

АДМ.СЕНЯВИН - Нов. Адмиралтейство, СПб - июль 92/8.04.93 - 10.08.94 - 1896

ГЕН.-АДМ.АПРАКСИН - Нов. Адмиралтейство, СПб - 12.10.92/20.05.95 - 30.04.96 - 1899

 

Водоизмещение: 4.126; фактически 4.648, 4.792 4.152 т.

Размерения: 81,9/84,8/86,4x15,9x5,2 м (фактически 5,7...6,1 м).

Механизмы: 2 вала ГТР, 4 цил.котла; 4.250 л.с. = 16 уз./на испытаниях 5.769 = 16,1 уз., 5.327 = 16,1 уз. и 5.763 = 15,1 уз.

Уголь: 214/400 т.

Дальность: 3.400 миль на 9 узлах при 550 т угля.

Броня(гарв.): пояс по ВЛ (53x2,14 м) 203-254(127)-203, носовой траверз 203, кормовой 152, башни 178, барбеты 152, рубка 178, палуба 25(над поясом)-51(оконечности) мм.

 

Вооружение: 4-254/45 (АПРАКСИН 3), 4-120/45, 6-47 (АПРАКСИН 10), 18-37, 2-63,5 (дес.), 4 надводных ТА 381 мм (в 1904 г. 2 ТА в оконечностях сняты).

Экипаж: 21/385 человек, в 1905 г. 422-424 (АПРАКСИН 18/400).

 

Предназначались для противостояния шведским броненосцам на Балтике. Из-за строительной пе­регрузки на "Апраксине" уменьшили толщину пояса и носового траверза и сделали кормовую башню одноорудийной с увеличением угла подъема орудий с 15 до 35 градусов. Из-за плохой выделки 254-мм орудия не могли стрелять полным зарядом, что снизило дальность стрельбы.

"Ушаков" в дневном бою получил 3 попадания крупными снарядами (3 убито, 4 ранено) и из-за двух подводных пробоин отстал от эскадры. Ут­ром 15 мая после боя с 2 броненосными крейсерами был затоплен экипажем (погибло еще 94 человека). "Сенявин" и "Апраксин" сдались японцам и были переименованы в "Мисима" и "Окиносима". Исклю­чены из списков японского флота в 1928 и 1922 г. "Мисима" стал базой ПЛ, затем блокшив "Хайкан N7", потоплен в 1936 г. как мишень. "Окиносима" в 1939 г. был разобран на металл.

 

Броненосный крейсер "Владимир Мономах"

53.jpg

54.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

ВЛ.МОНОМАХ - Балтийский з-д, СПб - 12.02.81/9.05.81 - 10.10.82 - июль 1883

Водоизмещение: 5.750/6.000 т; (5.593 т в 1905 г.).

Размерения: 89,8/90,3/93,3x15,85x8 м.

Механизмы: 2 вала ВДР, 8 цил.котлов; 7.000 = 16 уз./7.380 л.с. = 16,3 уз. 15,2 узла в 1905 г.

Уголь: 720/990 т.

Дальность: 3.500 миль на 8,2 уз.

Броня(компаунд): полный пояс по ВЛ(2,4 м) 114-152(114)-114, палуба 13 мм.

Вооружение: 5-152/45, 6-120/45, 16-47, 4-37, 2-63,5/19 (дес.), 3 надводных ТА 381 мм.

Экипаж: 24/478 человек.

 

Строился как полуброненосный фрегат с полной парусной оснасткой, предназначенный для дли­тельных действий в океане. За исключением ремон­тов и модернизации всю службу провел на Дальнем Востоке. В 1896-7 гг. перевооружен (ранее нес 4 203/30, 12 152/28 и 4 87-мм орудий), и сменены котлы. В 1904 г. все ТА сняты. В дневном бою получил небольшие повреждения (1 убит, 16 ранено), но ночью был торпедирован в носовую часть с правого борта. Затонул около 10.30 15 мая (34°32' с.ш., 129°40' в.д.).

 

Броненосный крейсер "Дмитрий Донской"

55.jpg

56.jpg

 

 

Место постройки

Заложен

Спущен      Укoмплeктoвaн

ДМ.ДОНСКОЙ

Нов, Адмиралтейство, СПб

Сент 80/9.05.81

18.08.83        1885

 

Водоизмещение: 5.800/6.200 т.

Размерения: ?/90,4/93,4x15,85x6,4/7,85 м.

Механизмы: 1 вал ВТР (2 машины), 8 цил.котлов; 7.000 = 17 уз./6,609 л.с. = 16,5 уз. (15,4 узла в 1905 г.)

Уголь: 720/990 т.

Дальность: 3.300 миль на 10 узлах.

Броня(компаунд): полный пояс по ВЛ (2,4 м) 114-152(114)-114, палуба 13 мм.

Вооружение: 6-152/45, 10-120/45, 6-47, 10-37, 2-63,5(дес.), 5 надводных ТА 381 мм.

Экипаж: 23/492 человека.

 

Подразумевался как однотипный "Мономаху", но после достройки сильно отличался от него машин­ной установкой, числом и расположением орудий (сначала нес 2 203/30, 14 152/28 и 4 87-мм орудий и имел машины ВДР). Карьера как у "Мономаха". Перевооружен в 1893-95 гг. В 1892-93 гг. переоборудован для учебных целей. 14 мая избежал значительных повреждений, но днем 15 мая был атакован 4 крейсерами и 4 истребителями японцев. Затоплен экипажем ут­ром 16 мая у о. Дажелет (37°30' с.ш., 130°57' в.д.),став последней жертвой Цусимы (59 погибло + 25 человек с "Буйного" и "Осляби", ранено 71+19).

 

Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Олег"

57.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

ОЛЕГ - Новое Адмиралтейство, СПб - 1.11.01/6.07.02 - 14.08.03 - окт. 1904

 

Водоизмещение: 6.440; 7.400 т.

Размерения: 126,7/132/134x16,6x6,3 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 16 котлов Нормана; 19.500 л.с. = 23 уз./21,8 уз.

Уголь: 720/1.100 т.

Дальность: 3.000 (12), 4.900 (10) миль.

Броня(круп.): башни 89-127, казематы 35-80, рубка 140/25, подача 35, палуба 35-70(скосы) мм.

Вооружение: 12-152/45 (199), 12-75/50, 8-47, 2-37, 2 подв. ТА 381.

Экипаж: 21/559 (в 1905 г. 601 человек, включая штаб).

 

Повторял "Богатырь" с небольшими изменения­ми в бронировании и вооружении. В бою с японскими крейсерами 14 мая получил значительные повреждения, ход упал до 10 узлов (13 убито, 37 ранено). Интернирован в Маниле 21.5.1905 г. После войны служил на Балтике. Участ­вовал в заграничных плаваниях, 1-й мировой и граж­данской войне (в 1916 г. перевооружен 16 130/55 орудиями). Потоплен английским торпедным кате­ром СМВ-4 у Толбухина маяка в Финском заливе 17.06.1919 г.

 

Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Аврора"

58.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

АВРОРА - Новое Адмиралтейство, СПб - 7.09.96/23.05.97 - 11.05.00 - 18.09.1903

 

Водоизмещение: 6.731/6.897 т.

Размерения: ?/123,5/126,8х16,76х6,4 м.

Механизмы: 3 вала ВТР, 24 котла Бельвиля; 11.610 = 20 уз./11.971 = 19,2 уз.

Уголь: 912/965 т.

Дальность: 4.000 миль на 10 узлах.

Броня(ник. сталь): рубка 152/51, подача и кожухи котельных отделений 38, палуба 38-63 (скосы).

Вооружение: 8-152/45 (176), 24-75/50 (260), 8-37, 2-63,5 (дес.), 3 ТА 381 мм (1 надводный и 2 подводных).

Экипаж: 20/548 человек.

 

Однотипна "Палладе" и "Диане". В 1903 г. вышла на Дальний Восток вместе с "Ослябей", "Донским", "Алмазом" и миноносцами, но с началом войны этот отряд был возвращен на Балтику.

В бою 14 мая получила около 10 попаданий сна­рядами 75-203 мм (15 убито, 45 ранено). Интернирована в Маниле. После войны служила на Балтике. Ремонт в 1908-09 гг. (10 152- и 20 75-мм орудий). Участвовала в заграничных плаваниях, 1-й миро­вой войне (перевооружена в 1915 г.: 14 152- и 4 75-мм орудия), революции. Сохраняется по настоящее время.

 

Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Светлана"

59.jpg

60.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

СВЕТЛАНА - Форж и Шантье, Гавр - 28.06.95 - дек. 1896 - 21.03.98

 

Водоизмещение: 3.770/3.828 т;(3.727 в 1905 г.). Размерения: 101(ВЛ)х13х5,69 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 18 котлов Бельвиля; 8.500 = 20/10.100 = 20,2 уз.

Уголь: 400/620/820 т.

Дальность: 1.450 (20), 3.500 (10) миль.

Броня(ник.сталь): палуба 37-63(скосы), рубка 102, подача 51 мм.

Вооружение: 6-152/45, 10-47, 2 ТА надв. 381 мм (в 1904 г.: 6-152/45, 4-75/50, 8-47).

Экипаж: 20/437 человек.

 

Строилась как крейсер-яхта Великого князя, воз­главлявшего Морское министерство. Боевые каче­ства были в значительной степени принесены в жертву комфорту. В дневном бою получила большую пробоину по ВЛ в носу (2 убитых, 2 раненых). Затоплена после боя с 2 японскими крейсерами 15 мая (погибло еще 168 человек, ранено 34).

 

Бронепалубные крейсера 2-го ранга типа "Жемчуг"

61.jpg

62.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

ЖЕМЧУГ - Невский завод, СПб - 19.01.01/1.06.02 - 14.08.03 - окт. 1904

ИЗУМРУД - Невский завод, СПб - янв. 1901/1.06.02 - 9.10.03 - окт. 1904

 

Водоизмещение: 3.103; 3.333 т.

Размеренна: 106/109,9/110,9x12,8x5,0 м.

Механизмы: 3 вала ВТР, 16 котлов Ярроу; 17.000 = 24 уз./11.000 = 21 уз.

Уголь: 510/660 т.

Дальность: 2.090 миль на 10 узлах.

Броня: палуба (ник.сталь) 30-50(скосы), рубка (круп.) 45/30 мм.

Вооружение: 8-120/45, 6-47, 2-37, 2 пул., 3 надводных ТА 457 мм.

Экипаж: 350 человек.

 

Повторение "Новика" с усиленным вооружением и тремя мачтами, но с меньшей скоростью хода. "Изумруд" после боя прорвался в Охотское море, но выскочил на камни в бух. Владимир и был взорван экипажем. "Жемчуг" после боя был интернирован в Маниле (13 убитых, 30 раненых). Служил в Сибирской фло­тилии. Потоплен 28.10.1914 г. (н.ст.) немецким крейсером "Эмден" в порту Пенанг.

 

Крейсер 2-го ранга "Алмаз"

63.jpg

 

Место постройки - Заложен - Спущен - Укомплектован

АЛМАЗ - Балтийский з-д, СПб - апрель/12.09.02 - 20.05.03 - дек. 1903

 

Водоизмещение: 3.285 т.

Размерения: 99,1/99,1/111.45x13,26х5,33 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 16 котлов Бельвиля; 7.500 = 19/7.945 = 19,2 уз.

Уголь: 476/560/800 т.

Дальность: 3.350 миль на 10 узлах.

Вооружение: 4-75/50, 8-47, 2 пул. (в июне-окт. 1905 г.: 3-120/45, 10-75/50, 2-47; затем 6-75, 6-47).

Экипаж: 15/280 человек.

 

Яхта-крейсер без какой-либо защиты и со слабым вооружением: После боя прорвался во Владивосток (убито 6 и ранено 13 человек). С 1911 г. служил на Черном море. В 1914 г. переоборудован в гидроави­аносец (7 орудий 120/45, 4 гидросамолета). В 1919 г. уведен французами в Константинополь, а в 1920 г. Врангелем в Бизерту.

 

Крейсер 2-го ранга "Урал"

64.jpg

 

Бывш."Мария-Терезия", построен на фирме Вулкан, Штеттин в 1890 г. Куплен и переоборудован в 1904 г.

 

Водоизмещение: 10.500 т.

Размерения: 161,1x15,8x8,2 м.

Механизмы: 17.000 л.с. = 19 узлов.

Вооружение: 2-120/45, 4-75/50, 8-47, 2 пул. Экипаж: 19/491 чел.

 

В дневном бою получил ряд пробоин, лишился управления рулем и вышел из строя (погибло 22 и ранено 6 человек). Из-за быстрого прибытия воды команда открыла кингстоны и спаслась на шлюп­ках (подобрана "Анадырем", "Свирью" и "Грозным"). Спустя 2 часа крейсер был потоплен японскими броненосцами.

 

Эскадренные миноносцы Невского завода постройки 1900-1904 гг.\

65.jpg

 

«БУЙНЫЙ» «БЛЕСТЯЩИЙ» «БЫСТРЫЙ» «БЕЗУПРЕЧНЫЙ» «БЕДОВЫЙ» «БОДРЫЙ» «БРАВЫЙ» «ГРОМКИЙ» «ГРОЗНЫЙ»

 

Водоизмещение: 350; 410-480 т.

Размерения: 64x6,4x1,8-2,0 м.

Механизмы: 2 вала ВТР, 4 котла Ярроу; 5.700 = 26 уз./26,0...27,7 уз.

Уголь: 80 т (тип "Громкий" 105/130 т).

Дальность: 1.152-1.200 миль.

Вооружение: 1-75/50, 5-47, 2...3 ТА 381 мм.

Экипаж: 4...5/64...71 чел.

 

В целом повторяли тип "Бойкий", но в 1904 г. пройти переоборудование, позволившее устра­нить некоторые недостатки проекта (переделан мостик, поставлена грот-мачта). "Громкий" и "Грозный" строились по измененному проекту без носового ТА. "Буйный" в дневном бою спас большинство уце­левших членов экипажа "Осляби" и штаб Рожественского с "Суворова". 15 мая в 11.30 из-за полученных повреждений (1 убит, 1 ранен) был по­топлен "Дмитрием Донским", на котором затем погибло еще 3 и ранено 12 человек. "Блестящий" затоплен экипажем утром 15 мая из-за полученных повреждений (203-мм снарядом убито 6 и ранено 16 человек). "Быстрый" взорван экипажем у берегов Кореи 15 мая 1905 г. (2 утонуло, 2 ранено). "Безупречный" потоплен со всеми 73 членами экипажа в ночь на 15 мая крейсером "Читосе". "Громкий" затоплен экипажем" 15 мая после боя с японскими миноносцами, нанеся повреждения одному из них (23 убито, 28 ранено). "Бедовый" сдался в плен с в.-адм. Рожественскими его штабом на борту 15 мая 1905 г. "Бодрый" (1 убит, 9 ранено) интернирован в Шанхае 22.05.1905 г., служил затем в Сибирской флотилии. В 1923 г. сдан на слом. "Бравый" (9 убитых, 5 раненых) и "Грозный"(4 убитых, 15 раненых) прорвались во Владивосток, служили в Сибирской флотилии. Пошли на слом в 1925 и 1923 гг., соответственно.

 

Состоящие при эскадре суда

66.jpg

 

КАМЧАТКА Нов.Адмир., СПб 1903 г.

7.207 т, 12 уз., 6 ор. 47-мм, 300 человек экипажа + вольнонаемные мастеровые.

Погибла под огнем главных сил японского флота 14 мая 1905 г. (погибло 259 и ранено 11 членов экипажа + 68 и 13 мастеровых).

 

ИРТЫШ Куплен в 1904 г.

15.000 т, 10,5 уз., 8 орудий 47-мм, экипаж: 16/235 человек.

Затоплен экипажем у берегов Кореи 15 мая 1905 г. (погибло 14 и ранено 35 человек).

 

АНАДЫРЬ Виккерс, Англия. Куплен в 1904 г.

16.200 т, 13 узлов, экипаж: 16/245 человек.

После боя вернулся в Россию.

 

КОРЕЯ 1899 г.

6.163 т, 12 уз.

Интернирован в Шанхае.

 

РУСЬ 1903 г.

1.202 т, 16 уз.

Погиб 14 мая 1904 г.

 

СВИРЬ ?

611 т, 13,5 уз.

Интернирован в Шанхае.

 

ОРЕЛ 1890 г.

8.175 т, 19,5 уз.

Захвачен японцами в качестве приза.

 

КОСТРОМА 1888 г.

6.960 т, 11 уз.

Захвачен японцами, но потом отпущен и вернул­ся в Россию.