Примечания

 

• Классификация: за основу принята классифика­ция 1892 г. с неофициальными изменениями, введенными к 1904 г.

• Закладка: начало работ/официальная.

• Даты даны до 1.01.1918 г. по старому стилю, если не указано (н.ст. - по новому стилю).

• Водоизмещение: проектное/фактическое нор­мальное (с нормальным запасом угля и котель­ной воды); полное (дано для некоторых кораблей, имевших значительную строитель­ную и эксплуатационную перегрузку).

• Размерения: длина между перпендикуляра­ми/по ВЛ/полная х ширина х осадка носом/кор­мой; в скобках фактическая.

• Механизмы: мощность в лошадиных силах и скорость в узлах, проектные/ средние на испы­таниях.

• Запас угля: нормальный/полный.

• Дальность (на скорости) при нормальном/пол­ном запасе угля.

• Броня (вид брони, вес брони и ее % к нормаль­ному водоизмещению),в мм: пояс нос-середина(нижняя кромка)-корма, башни и рубки сте­ны/крыша. Примерное соотношение видов бро­ни: крупповская - гарвеированная - стальная-смешанная (компаунд) 2-1,55-1,2-1.

• ВП, ГП, НП - верхняя, главная, нижняя палубы.

• Вооружение: число орудий-калибр орудия в мм/длина ствола в калибрах (запас снарядов на орудие). ТА - торпедные аппараты. Экипаж: офицеров/кондукторов, унтер-офицеров и ниж­них чинов.

• Масштаб рисунков: броненосцы, крейсера 1:800, транспорты и вспомогательные крейсера 1:1000, канлодки, учебные суда 1:500, минонос­цы 1:400, схемы бронирования 1:1000

• На схемах бронирования толщина брони дана в миллиметрах, боевая рубка везде условно по­казана на 1-м горизонтальном сечении.

• Обозначения: МО, КО, ВКО - машинное, котель­ное и вспомогательное котельное отделения, П - погреб боезапаса, У - угольный бункер, Д -отделение динамо-машин, ПТП - противотор­педная переборка.