Люфтваффе. Камуфляж и обозначения германских самолетов 1935-1945.

 

Часть 2

 

НАСТУПАТЕЛЬНЫЙ «СЕРЫЙ» КАМУФЛЯЖ

 

Воздушные бои, происходив­шие в 1940 г., вызвали большие изме­нения в окраске военных самолетов обеих сторон. Как немцы, так и англи­чане начали внедрять камуфляжи с пре­обладанием серого цвета. Это было свя­зано с требованием маскировки само­лета в воздухе (так называемый насту­пательный камуфляж). В 1941 г. англи­чане заменили коричневый цвет Dark Earth на Ocean Grey светло-голубого оттенка, оставляя зеленый цвет Dark Green как основной в камуфляже. Аналогично в Люфтваффе черно-зеле­ный цвет Schwarzgrun RLM 70 на истре­бителях Bf 109 и тяжелых истребителях Bf 110 заменили более серым тоном Grau RLM 02. В первые месяцы войны основ­ным видом камуфляжа было сочетание цветов Dunkelgrun RLM 71 и Schwarzgrun RLM 70 на верхних поверхностях и Hellblau RLM 65 на нижних. В воздухе таким образом окрашенный самолет был слишком хорошо заметен, т.к. выделялся своим темным силуэтом на светлом фоне неба; зато на фоне земли маскировался идеально. Поэтому на бомбардировоч­ных, транспортных и разведывательных самолетах эта схема камуфляжа приме­нялась почти до конца войны.

Несущие «зеленый» камуфляж бомбардировщики Люфтваффе, находящиеся на полевых аэродромах (чаще всего расположенных вблизи лесов, на краю которых Легче было укрывать ма­шины от настырных самолетов-развед­чиков англичан), превосходно скрыва­лись на зеленом фоне, при этом прак­тически без применения дополнитель­ных элементов маскировки, типа дре­весных веток.

В случае истребителей дело не­сколько усложнялось - атакующий самолет должен иметь наименьшую ви­димость как на фоне неба, так и земли. «Серый» оттенок красок камуфляжа, сочетающий зеленый цвет RLM 71 с серым RLM 02, казался в этом случае хорошим решением. Дополнительно боковые поверхности окрашивались более светлым тоном - голубым RLM 65, иногда покрывались хаотическим пятнами различной величины и формы (от небольших, наносимых кистью, как в JG 2, до обширных, как в JG 53) в цве­тах сером RLM 02 или черно-зеленом RLM 70. Но при такой схеме окраски самолеты, стоявшие на полевых аэро­дромах, к сожалению, были значитель­но лучше видны с воздуха. Этому про­бовали помочь, дополнительно камуф­лируя самолеты маскировочными сет­ками, растянутыми на стойках вокруг машин, ветками лиственных пород или целыми деревцами. Ветки опирались в основном на кромки крыльев и горизон­тального оперения для искажения те­ней от несущих плоскостей, что совер­шенно меняло геометрию «объекта». Когда справились с маскировкой истре­бителей на земле, открылся путь к вве­дению наступательного камуфляжа. Широко экспериментировали с цвета­ми красок, покрывающих верхние по­верхности. В конце лета и в начале осе­ни 1940 г. многие подбитые немецкие самолеты совершали вынужденную посадку на территории Англии. Каждое такое событие было скрупулезно задо­кументировано англичанами. В рапор­тах содержались подробные данные, касающиеся самой машины, а также ее обозначений и окраски, что позволяло разведке легче идентифицировать час­ти Люфтваффе, атаковавшие защитни­ков Великобритании. Немецкие само­леты имели все обозначения эскадры, группы и эскадрильи - по цветам, циф­рам и графическим символам можно было определить часть, к которой при­надлежал истребитель. В рапортах на­ходились описания обозначений и цве­тов камуфляжа - гамма этих последних была довольно богатая: «зеленый», «зе­лено-серый», «серый», «серо-голубой»; все они относились к окраске верхних плоскостей.

Известно, что большинство «мессершмиттов» Bf 109 и часть Bf 110 начиная с мая 1940 г. несли окраску, состоявшую из двух цветов на верхних плоскостях, темно-зеленого RLM 71 и серого RLM 02, и одного серо-голубо­го RLM 65 на нижних и боковых по­верхностях. Остальные типы самолетов (например, Ju 87, Do 17, Ju 52, Us 126 и другие) получили камуфляж зеленых тонов на верхних плоскостях (RLM 70/ 71) и голубого на нижних (RLM 65).

Схема RLM 71/02/65, приме­нявшаяся на истребителях Люфтваф­фе, на переломе 1940/41 гг. в соответ­ствии с директивой L.Dv.521/2 от но­ября 1941 г. (о чем будет сказано под­робнее далее), была заменена сочета­нием красок Dunkelgrau RLM 74 (тем­но-серо-зеленой) и Grauviolet RLM 75 (серо-фиолетовой), предназначенных для верхних поверхностей крыльев, горизонтального оперения и фюзеля­жа, и Hellgrau RLM 76 (серо-голубой) - для нижних поверхностей крыльев и горизонтального оперения и низа и боков фюзеляжа. На последние до­полнительно напылялись хаотические пятна серо-зеленого RLM 02 и чер­но-зеленого RLM 70 цветов.

 

КОДЫ И ЭЛЕМЕНТЫ БЫСТРОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

 

Каждый самолет, покидающий сборочную линию, получал, кроме ка­муфляжа, буквенный заводской код, необходимый на время перелета с за­вода на военный аэродром соответству­ющей части. Этот код состоял из четы­рех букв (например, KB+PV), нанесен­ных черной или белой краской по обе стороны фюзеляжа таким образом, что­бы Balkenkreuz находился между вто­рой и третьей буквами. Код повторялся на нижних поверхностях крыльев в чер­ном цвете. По прибытии в боевые час­ти код закрашивался камуфляжными красками и на его месте размещались стандартные войсковые обозначения -в случае одномоторных истребителей это была цифра от 1 до 15 в цвете эс­кадрильи (по одну сторону фюзеляж­ного креста) и знак группы в том же цвете (по другую сторону). Самолет мог также получить функциональные обозначения (шевроны), зависящие от должности, занимаемой пилотом. На многомоторных истребителях, бомбар­дировщиках, разведчиках, учебных и транспортных самолетах также наноси­лись соответствующие войсковые коды, например, M8+FH на Bf ПО из 1./ZG 26, где М8 обозначал эскадру ZG 26, буква F или ее контур в цвете эскадри­льи (белом) была индивидуальным обо­значением отдельного самолета, а бук­ва Н идентифицировала эскадрилью в эскадре - в данном случае l.Staffel.

Заводской код на нижних повер­хностях крыльев чаще всего закраши­вался. Случалось однако, что его остав­ляли без изменений или закрашивали частично, при нанесении войскового кода. Известен вид «мессершмитта» Bf 109 G, принадлежавшего асу лейтенан­ту Эриху Хартману из 7./JG 52, на ко­тором одновременно наличествовали черный заводской код KJ+GJ (снизу на правом крыле K+J, на левом - G+J) и нанесенный непосредственно на него войсковой код: 2+»змейка».

Идентификационные коды на­крашивались стандартными красками RLM, перечисленными в таблице.

Те же самые цвета применялись для нанесения других типов обозначе­ний, например, для окраски коков в цвет эскадрильи или других элементов, как капоты двигателей, рули, полосы на фюзеляже и т.п. Вид цветового обозна­чения связан был с конкретной частью или районом боевых действий. В ходе Битвы за Англию часто использовались элементы быстрой идентификации в виде окрашенных в желтый или белый цвета носов, рулей или оконцовок кры­льев. Помогали они в быстром опознании «своего» самолета во время непре­рывных яростных стычек в воздухе. Очень легко было в горячке боя сбить «свой» истребитель (случалось это ред­ко, но все-таки случалось, и к тому же у обеих сторон). Командир I группы из JG 3 капитан Ганс фон Ган осенью 1940 г. воевал на «мессершмитте» Bf 109 Е-4, который, будучи в стандартном ка­муфляже RLM 71/02/65, имел желтый нос фюзеляжа до кабины и желтый руль направления. Кок его машины был ок­рашен характерно для 1940 г.: одна по­ловина в заводском черно-зеленом цве­те RLM 70, а другая - в белом RLM 21, отличительном для I группы. Дополни­тельно носок кока был зеленый (RLM 25), что обозначало принадлежность самолета командиру части. Чтобы под­черкнуть это еще сильнее, также эмб­лема эскадры, «Tatzelwurm», нарисова­на была в зеленом цвете; на других ма­шинах та же эмблема рисовалась в цве­те, соответствующим группе (белом в I группе, красном во II и желтом в III).

Примером окраски рулей и оконцовок крыльев может служить са­молет командира эскадрильи обер-лей­тенанта Герхарда Шепфеля, воевавше­го в 1940 г. на Bf 109 Е-4 из 9./JG 26 «Schlageter» - желтые оконцовки кры­льев имели ширину 44 см, горизонталь­ного оперения - 53 см. Желтыми были верхний фрагмент вертикального киля, а также цифра «1» и вертикальная по­лоска на фюзеляже. В цвет III группы был окрашен небольшой жестяной вымпел, закрепленный на мачте антен­ны на верху фюзеляжа. Кок машины Шепфеля был заводского черно-зелено­го цвета RLM 70 без дополнительных цветов эскадрильи или группы. На ко­ках других самолетов, как в JG 26, так и в других частях, часто наносились «половинки», «четвертушки» или «кольца» цветов эскадрилий или групп.

С 1943 г. на коках Ju 87, Bf 109 и Fw 190 начали рисовать «спирали», чаще всего черные или черно-зеленые (RLM 70) на белом фоне, реже красные (RLM 23), с разной шириной линий и разным «шагом», т.е. числом оборотов. Трудно окончательно утверждать, но обычно говорится о желании затруд­нить такой окраской точное прицели­вание бортстрелкам бомбардировщи­ков союзников во время атак истреби­телей Люфтваффе.

Элементы быстрой идентифика­ции, появившиеся в середине 1940 г., начали «экспансию» этого типа обозначений на всех театрах военных дей­ствий. В боях над Ла-Маншем прини­мали участие истребители с желтыми носами и рулями (как в JG 26). На Бал­канском ТВД весной 1941 г. они про­должали нести такую окраску. Через некоторое время все самолеты, уча­ствовавшие в балканской кампании, включая бомбардировщики и разведчи­ки, были снабжены желтыми элемента­ми быстрой идентификации. Приняли следующую схему - краской RLM 04 окрашивался нос фюзеляжа в случае одномоторных истребителей или капо­ты двигателей у многомоторных само­летов, а иногда и оконцовки крыльев снизу. Так в апреле 1941 г. окрашива­лись «мессершмитты» Bf 109 Е из JG 77. Самолеты из JG 26 дополнительно получили белую полосу в хвостовой части фюзеляжа, особенно характер­ную для позднейшей Африканской кам­пании. Весной 1941 г. в 7./JG 26, бази­рующейся на Сицилии, на Bf 109 Е-7/ N летал командир эскадрильи обер-лейтенант Иоахим Мюнхеберг. Его маши­на несла «серый» камуфляж, опробо­ванный в боях над Ла-Маншем - RLM 75/74 на верхних поверхностях и RLM 76 на нижних. Истребитель Мюнхеберга имел желтые нос и руль направле­ния, белую полосу вокруг фюзеляжа, белый номер «12» и две эмблемы: эс­кадры JG 26 - черная готическая буква «S» на белом щитке, стандартно разме­щенная под кабиной, и «красное серд­це» - эмблема 7 эскадрильи - нанесен­ная на верхней части капота. Кок был черно-зеленый (RLM 70) с белой «чет­вертушкой» и белым носком, означаю­щими эскадрилью (того же цвета был вымпел на мачте антенны). Кресты на фюзеляже и на нижних поверхностях крыльев имели широкие белые элемен­ты, а на верхних поверхностях - узкие (образца 1936 г., который в таком виде продержался до конца войны на боль­шинстве самолетов Люфтваффе). Сва­стика находилась на стандартном мес­те, посередине неподвижной части вер­тикального киля. На желтым фоне руля направления виднелись 33 черных от­метки воздушных побед.

На Балканах сражались и дру­гие типы самолетов, обозначавшиеся характерным для этого района спосо­бом. Хотя позднее на Восточном фрон­те также использовались желтые иден­тификационные элементы, легко мож­но различить окраску самолетов на этих театрах. Прежде всего, на Балканах очень редко накрашивались желтые полосы в хвостовой части фюзеляжа, что регулярно делалось в России. Зато на Востоке в принципе не окрашива­лись в этот цвет рули направления. Так­же редко появлялся желтый цвет на капотах двигателей, а если и появлялся, то наносился лишь частично. Проще всего проследить все это на окраске «штукасов» - если на представленной фотографии Ju 87 имеет желтые (свет­лые в случае черно-белого снимка) нос и руль направления, то на 99% можно быть уверенным, что здесь представлен бомбардировщик в период боев над Балканским полуостровом. Например, «юнкере» Ju 87 В-2, S2+LN из 5,/St.G 77 нес типовые «балканские» обозна­чения: желтый капот двигателя (свобод­но снимающаяся при осмотре мотора часть), желтые руль направления и ниж­ние поверхности оконцовок крыльев. Камуфляж на верхних поверхностях был черно-зеленый RLM 70 (без пятен RLM 71), а на нижних - стандартный RLM 65. Самолет принадлежал к 5 эс­кадрилье, цветом которой был красный, поэтому именно красной была четвер­тая буква кода на фюзеляже («L»), имевшая дополнительную белую об­водку для большей контрастности на темном фоне. В цвет эскадрильи была окрашена и половина кока. Как и дру­гие машины в этой эскадре, данный эк­земпляр имел только эмблему эскадри­льи. «Штукасы» из St.G 77 нескольки­ми днями позднее перебазировались на Восточный фронт, где желтые рули и носы были закрашены; одновременно введена желтая полоса вокруг фюзеля­жа, сразу за крестом.

Описывая самолеты, воевавшие на Балканах, следует вспомнить, что со временем все чаще желтые идентифика­ционные элементы на большинстве из них дополнялись белыми компонентами по примеру обозначений машин италь­янской Regia Aeronautica, которые несли белые оконцовки крыльев, полосы в хво­стовой части фюзеляжа и коки винтов.

Белые полосы на фюзеляжах имелись у части «мессершмиттов» Bf 109 из JG 26, на Не 111 из KG 26 и других, в том числе на Ju 88 А-4, 4D+HT из III./KG 30 «Adlergeschwader» («Ор­линая»), базировавшейся на Сицилии и принимавшей участие в боях над Гре­цией. Самолет имел стандартный для бомбардировщика камуфляж, введен­ный еще до начала II мировой войны, в 1938 г., и применявшийся почти до ее окончания в 1945 г. Состоял он из двух оттенков зеленого цвета (RLM 71 и RLM 70) на верхних поверхностях и серо-голубого (RLM 65) на нижних. Капоты обоих двигателей были окраше­ны в желтый цвет, зато оконцовки кры­льев снизу были белые, как на италь­янских самолетах; белой была также полоса вокруг хвостовой части фюзе­ляжа. Третья буква черного кода на фюзеляже 4D+HT была - по инструк­ции - нарисована в цвете 9 эскадрильи (желтом), аналогично коку винта. Примером перехода целиком на «белую» систему обозначений (которую можно назвать «итальянской»), типовой для позднейшей Африканской кампании и боев над Средиземным морем, являет­ся вид «хейнкеля» Не 111 H-3,1Н+ММ из И./KG 26 «Lowengeschwader» («Львиная») в камуфляже RLM 70/71/ 65 с белыми коками винтов, белой по­лосой на фюзеляже и белым рулем на­правления.

 

ДИРЕКТИВА LDv 521/2

 

Год 1941 - это год последствий проигранной Битвы за Англию, год Бал­канской и Африканской кампаний, год начала войны с СССР, год появления новых типов истребителей (Bf 109 F и Fw 190), а также год официального вне­дрения новых цветов камуфляжа само­летов Люфтваффе. Это были три серых оттенка: Dunkelgrau RLM 74, Grauviolet RLM 75 и Hellgrau RLM 76. Все они применялись при окраске «мессершмиттов» Bf 109 Е. С ноября 1941 г. но­вые машины Bf 109 F покидали заводы окрашенными согласно официальной директиве LDv 521/2. RLM 74 - это тем­но-серый оттенок зеленого цвета, более светлый, чем ранее применявшийся RLM 71; RLM 74 сочетался на верхних поверхностях с RLM 75, который - го­раздо более светлый - значительно ва­рьировал в границах серого с легким голубым или фиолетово-голубым от­тенком (некоторые британские отчеты очевидцев, собранные после вынуж­денных посадок немецких самолетов, говорят о «грязно-голубом» оттенке). На нижние и боковые поверхности на­носилась серо-голубая краска RLM 76, незначительно отличавшаяся оттенком от прежде применявшейся RLM 65. Поэтому нельзя с полной уверенностью описать окраску снизу «мессершмиттов» Bf 109 Е до августа 1941 г. - это было сочетание цветов RLM 74/75/76 или RLM 74/75/65; вероятнее всего, использовались оба варианта. Инструк­ция требовала применять для окраски нижних поверхностей новую краску, но ввиду значительной схожести обоих оттенков (RLM 76 был немного более серым) нужно сказать, что скорее все­го они использовались одновременно. Приняв во внимание, что еще долгое время бомбардировщики и другие типы самолетов окрашивались «старыми» сочетаниями RLM 70/71/65, цвет RLM 76 практически должен был быть взаи­мозаменяемым с RLM 65. «Старые» оттенки RLM 70 и RLM 02 в дальней­шем применялись в новых схемах для нанесения хаотических пятен на боках фюзеляжа.

Директивы по окраске военных самолетов, а их было множество, очень точно предписывали как оттенки кра­сок, так и места их наложения при по­мощи специальных диаграмм-сеток, в соответствии с которыми на заводах наносились краски. Например, дирек­тива LDv 553/2 относилась к самоле­там «дорнье» Do 17 F, LDv 553/3 - Do 17 М, LDv 553/4 - Do 17 P. Их издавали в форме инструкции, содержащей не­сколько разделов - общее описание ок­раски, подробное описание окраски фюзеляжа, плоскостей и шасси, раздел, касающийся грунтовок, защитных кра­сок, количества их слоев и т.п.

Директива LDv 521/2 была еще важна тем, что исключала из употреб­ления краски RLM 61,62, 63. Запреща­лась окраска учебных машин серебри­стым цветом RLM 01 (вероятно, пото­му что серебристый самолет был очень хорошо заметен на фоне земли); одно­временно рекомендована маскирующая окраска без детального описания оттен­ков красок - так что на практике учеб­ные самолеты были светло-серо-зеле­ными RLM 02 или камуфлированными в сочетаниях RLM 70/71/65 или RLM 74/75/76. Истребители должны были окрашиваться в сочетании RLM 74/75/ 76, самолеты бомбардировочные, разведывательные и транспортные - сохра­нить существовавшую схему RLM 70/ 71/65, а морские - RLM 72/73/65, в ко­торой RLM 72 RLM 73 соответствова­ли цветам RLM 70 и 71 с несколько серо-голубым оттенком. Новинкой в этой директиве было также описание оттенков «тропического» камуфляжа, который должен был состоять из цве­тов RLM 78 Hellblau (светло-голубой) для нижних поверхностей, RLM 79 Sandgelb (песочно-желтый) и RLM 80 Olivgran (оливково-зеленый) для верх­них поверхностей.

Цвета RLM 79 и RLM 80 имели по две разновидности. RLM 79 в ран­нем варианте был светлее и желтее и чаще всего именовался как RLM 79а или RLM 79 желтый. Иногда встреча­ется мнение, что RLM 79а - это просто краска итальянского производства; но оно не имеет достаточных доказа­тельств. В конце 1941 г. появился но­вый, более темный оттенок - скорее розово-коричневый, и именовался RLM 79Ь или RLM 79 коричневый. Он очень подходил к цвету ливийской пустыни. Два варианта RLM 80 - это коричневый RLM 80а и оливковый RLM 80b. Пер­воначально камуфляжные сочетания состояли из RLM 79а и RLM 80а, по­зднее - из RLM 79b и RLM 80b.

 

МОДИФИКАЦИИ ОБОЗНАЧЕНИЙ

 

Рис. 1 Места нанесения эмблем на самолетах

 

LDv 521/2 ввела также опреде­ленную модификацию внешнего вида Balkcnkrcuz. Из крестов на верхних поверхностях крыльев удалили «серд­цевину», так что остались только белые элементы, дающие контур креста (на практике еще некоторое время рисова­ли Balkenkreuz старой формы или внут­ри креста оставался более темный цвет камуфляжа RLM 74). Этот метод при­менялся и для крестов на фюзеляже -при широких белых элементах знака его внутренняя часть была темно-серо-зеленая RLM 74. Однако часто ее по традиции закрашивали черным, но без тонких черных обводок снаружи белых элементов. На нижних поверхностях крыльев Balkenkreuz никогда не утра­чивал своей черной «сердцевины»; ис­чезли только внешние тонкие черные обводки, как при нанесении свастики -середина всегда оставалась черной с белыми обводками. Только в заключи­тельной фазе войны наступили даль­нейшие изменения во внешнем виде Balkenkreuz и Hakenkreuz. Они получат подробное описание в следующих вы­пусках книг данной серии.

Несмотря на формальное введе­ние упрощений в знаках государствен­ной принадлежности, на «мессершмит-тах» Bf 109 версии F редко появлялись «серые» кресты, гораздо чаще встреча­лись «Фридрихи» с Balkenkreuz тради­ционного вида. Например, Bf 109 F-4 Ф.Шиза из JG 53 «Pik - As» летом 1941 г. (как и большинство «мессершмиттов» этой эскадры) нес на фюзеляже и ниж­них поверхностях «черные» кресты с белыми широкими и черными узкими обводками, зато на верхних поверхно­стях находились кресты с узкими белы­ми элементами (образца 1936 г.). Ана­логичным было положение на Bf 109 F в других частях, например, в JG 27, сра­жавшейся в Африке, где знаменитый ас Ганс Иоахим Марсель пилотировал «Фридрих» с «черными» крестами. Только в 1943 г. на следующей версии «мессершмиттов» Bf 109 G («Густав») чаще встречались светлые фюзеляжные Balkenkreuz в цветах RLM 74/21 и со­кращенные до белого цвета кресты на верхних поверхностях. Однако чаще всего убирались только тонкие черные обводки снаружи. Более радикальные изменения и упрощения в 1943 г. по­явились только на серии G-6, вместе с изменением расположения пятен ка­муфляжа (без изменения используемых красок - ими и в дальнейшем были RLM 74/75). Кресты на фюзеляже большин­ства самолетов этой версии были тем­но-серо-зеленые RLM 74 и белые RLM 21, на крыльях сверху - только белые, а снизу - черные с белыми широкими эле­ментами без черных узких обводок. Такие знаки носил, например, самолет командира группы I./JG 53 капитана Юргена Хардера, сражавшегося весной 1943 г. над Сицилией. Летал он на вер­сии G-6/R6 в камуфляже RLM 74/75/76.

Быстрые изменения вида опоз­навательных знаков имели место в слу­чае «фокке-вульфов» Fw 190 А. Уже в первой половине 1942 г. машины, не­сущие камуфляж RLM 74/75/76, имели кресты на крыльях только белого цве­та, а на фюзеляже - с темно-серо-зеле­ной «сердцевиной» RLM 74. Например, Fw 190 А-3, W.Nr.2387, «черный 11» из 8./JG 2 «Richthofen», базирующейся в Северной Франции, нес Balkenkreuz этого типа на «сером» камуфляже RLM 74/75/76. Стоит однако заметить, что не все Fw 190 в 1942-42 гг. имели упро­щенные Balkenkreuz и Hakenkreuz - есть немало примеров, показывающих применение крестов ранних образцов.

На бомбардировочных и транс­портных самолетах изменения вида опознавательных знаков наступали еще медленнее - еще на переломе 1943-44 гг. редко использовались упрощенные образцы. Распространились они толь­ко в 1944 г. Конечно, на отдельных снимках найдутся примеры более ран­него применения белого Balkenkreuz, как на штурмовике Hs 129 из Sch.G 1, где внутри креста был только камуф­ляж RLM 70/71; или на транспортных Ju 52, оперировавших над Тунисом в конце 1942 г., на которых также огра­ничились нанесением белых элементов креста на фюзеляже и на крыльях сверху (снизу оставался более ранний рисунок). Однако в общем бомбарди­ровщики, разведывательные и транс­портные самолеты, долго сохранявшие довоенный тип камуфляжа RLM 70/71/ 65, продолжали нести опознавательные знаки образца 1940 г.

В 1943 г. усилились налеты со­юзных бомбардировщиков на цели, рас­положенные на территории Рейха. Эти атаки отражали двухмоторные ночные истребители Люфтваффе, так называе­мые Zerstorer (тяжелые истребители) -«дорнье» Do 215 и Do 217, «мессершмитты» Bf ПО, «юнкерсы» Ju 88. Кро­ме Bf НО, это были модернизирован­ные бомбардировщики. Ввиду исполь­зования ночного камуфляжа, заключав­шегося в окраске всего самолета чер­ным цветом, очень быстро, уже в 1941 г., они получили упрощенные кресты -на фоне черного камуфляжа требовал­ся белый цвет Balkenkreuz. Так окраши­вались самолеты из NJG 2, например, Do 17 Z-6 «Kauz I», R4+HK - вся маши­на была черная и только буквы кода на фюзеляже были светло-серые (RLM 77) с выделяющейся буквой «Н» цвета эс­кадрильи (красного) с белой обводкой для лучшего отличия от фона.

 

НОВЫЕ КАМУФЛЯЖИ НОЧНЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

 

Когда директивой LDv 521/2 ввели новые оттенки камуфляжных красок RLM 74/75/76, и на машинах в эскадрах ночных истребителей (NJG) вместо прежнего черного камуфляжа (RLM 22) появились новые с использованием серых красок. Некоторые из них весьма походили на камуфляж ис­требителей с дневной схемой окраски. Плоскости сверху покрывались пятна­ми в тех же цветах, как для одномотор­ных Bf 109 (RLM 74 и RLM 75). Боко­вые и нижние поверхности окрашива­лись цветом RLM 76 с дополнительны­ми хаотическими пятнами цветов RLM 70/02/74/75 на боках (иногда вместо пятен наносили жилки, как например, HaBf 110О-4 из 7./NJG 3). Камуфлированные таким образом «мессершмитты» Bf 110 летали как в ночных, так и в дневных истребительных частях. Появились так­же и другие схемы, например, весь са­молет окрашивался серо-голубым цве­том (RLM 76), и лишь часть нижних поверхностей - правое крыло, горизонтальное оперение, правая половина фюзеляжа - была черной (RLM 22). Та­кой способ окраски должен был обма­нывать и затруднять прицеливание со­юзных бортстрелков. Один из Bf 110 G-2, G9+XR, принадлежавший 7./NJG 3, нес летом 1943 г. именно такую схему окраски и упрощенные знаки государ­ственной принадлежности (с тем, что кресты на фюзеляже и на крыльях сверху, а также свастика и буквы кода «XR» были не стандартные белые, а темно-серо-зеленые RLM 74). Balkenkreuz на нижней поверхности левого крыла был традиционно черный с белыми широкими и черными узки­ми элементами, а на правой (полностью черной) нанесены были только белые элементы креста. Первая часть кода на фюзеляже «G9» была уменьшена в че­тыре раза и нанесена черной краской -это стало правилом для истребителей в 1943-45 гг., а под конец войны и для некоторых бомбардировщиков.

Наиболее часто встречающейся схемой окраски ночных истребителей была та, что состояла в покрытии всей машины цветом RLM 76 и нанесении на верхние (и частично на боковые) поверхности хаотических пятен или «змеек» в цвете RLM 75. Таким обра­зом окрашивали «хейнкели» Не 219 А «Uhu» в середине 1943 г. На самолете G9+FB из I./NJG 1 в то же время име­лись упрощенные Balkenkreuz на кры­льях и фюзеляже, имеющие идентич­ные абрисы и нарисованные черным, а не - как на большинстве машин - белым цветом. Свастика также была редуци­рована до черных обводок. Такое дале­ко идущее упрощение было характер­ным для заключительного периода вой­ны (1944-45 гг.). Но все-таки можно найти отдельные примеры более ран­него появления таких упрощенных зна­ков: в боях над Апеннинским полуост­ровом принимал участие Ju 88 А-4 из 1./KG 54, представляющий особенный пример камуфляжа и упрощенного Balkenkreuz. Схема окраски имела це­лью маскировку самолета на фоне по­верхности моря, поэтому верх и бока машины покрыты краской RLM 75, до­полненной светлыми «змейками» цве­та RLM 76, нарисованными так, чтобы имитировать отражения в морских вол­нах. Нижние поверхности покрывала краска RLM 76 также со «змейками-волнами», но более темного цвета RLM 75. Черные буквы кода «ЕН» соседство­вали с темно-серым Balkenkreuz, сокра­щенным до обводок, и полосой вокруг хвостовой части фюзеляжа, первона­чально белой (стандартной на Среди­земноморском ТВД), а затем закрашен­ной, как и свастика, темно-серой крас­кой, вероятно, RLM 74.

Использование сочетания серых красок RLM 74/75/76 было очень рас­пространенным, хотя не все из них под­робно задокументированы на фотогра­фиях. Имеется однако отличный сни­мок, демонстрирующий очень интерес­ную схему окраски Do 217 J-2, KD+MZ, состоящую из пятен цветов RLM 74/75 на верхних поверхностях крыльев, опе­рения и фюзеляжа. Низ машины и бока фюзеляжа окрашены краской RLM 76, причем на боках корпуса и гондол дви­гателей нанесены большие хаотические пятна цветов RLM 74/75, покрывающие почти всю их поверхность и оставляю­щие лишь небольшие промежутки, в которых проглядывался цвет RLM 76. Кресты на этом самолете имели тради­ционную форму 1940 г. без упрощений.

 

АФРИКАНСКАЯ КАМПАНИЯ

 

Большое число разнообразных типов маскирующих окрасок можно наблюдать на фотографиях самолетов, принимавших участие в Африканской кампании 1941-43 гг. В августе 1941 г. особой директивой официально введе­ны новые оттенки красок, предназна­ченных для «тропического» камуфляжа RLM 78/79/80. Новые краски могли быть нанесены только на поступающие с заводов машины, в то время как уже с весны 1941 г. немецкая авиация была задействована в боях с союзниками на Средиземноморском ТВД. Там, где дол­жен был использоваться «тропический» камуфляж, как это делали итальянцы, греки или англичане, самолеты Люфт­ваффе несли североевропейский «се­рый» тип окраски (чаще всего RLM 74/ 75/76, реже RLM 71/02/65 или «зеле­ный» RLM 70/71/65). Например, боль­шинство «мессершмиттов» Bf 109 Е из JG 26 и JG 27 имела камуфляж серых оттенков RLM 74/75/76, абсолютно не выполняющий свою роль над пустын­ными районами, над которыми прихо­дилось сражаться пилотам этих частей. В свою очередь на «штукасах» из St.G 2 «Immelman», прибывших в Африку, единственным тропическим признаком была эмблема «Afrikakorps» - белая пальмочка со свастикой, допол­ненная орлом Люфтваффе, нарисован­ная на капотах двигателей, покрытых «зеленым» камуфляжем RLM 70/71. Например, Ju 87 В-2, Т6+ВМ из 4 эс­кадрильи нес именно такую схему ок­раски (он получил также белую поло­су вокруг фюзеляжа по образцу италь­янских самолетов). Стандартно в коде на фюзеляже индивидуальная буква рисовалась в цвете эскадрильи - белом. Того же цвета был носок кока.

Через определенное время на некоторых пикирующих бомбардиров­щиках из St.G 2 стали наносить «пус­тынный» камуфляж в виде хаотических пятен цвета RLM 79a (RLM 79 желтый - более светлого тона). Краска наноси­лась в полевых условиях, поэтому од­нообразия не наблюдалось - пятна на отдельных машинах были малы, а на других, напротив, покрывали большую часть окрашиваемых поверхностей. Не­которые самолеты этой части даже в 1942 г. продолжали летать без «пустын­ного» камуфляжа.

«Тропические» краски RLM 78, RLM 79 и RLM 80 однако быстро по­пали в истребительные части - напри­мер, часть истребителей из JG 27 уже летом получила «пустынный» камуфляж. Примером может служить Bf 109 E-7/trop «белый 12» из 1 эскадрильи, у которого нижние поверхности крыль­ев, фюзеляжа и оперения, а также бока корпуса были окрашены серо-голубым оттенком RLM 78, более темным, чем «европейские» RLM 65 или RLM 76, близким британскому Azure Blue. Вер­хние поверхности окрашивались песочно-желтым RLM 79а, а на него накла­дывались хаотические пятна оливково-коричневого цвета RLM 80а. Самолет имел белую полосу вокруг хвостовой части фюзеляжа, типовую для машин, действующих в этом районе, и белый кок винта. Он также оснащался допол­нительным топливным баком, не при­менявшемся в боях над Северной Фран­цией - он был такой же голубой, как фюзеляж снизу (RLM 78). «Белый 12» не имел типовых для JG 27 желтых носа и руля направления, характерных эле­ментов предыдущего периода. Но, на­пример, командир 1 эскадрильи этой эскадры обер-лейтенант Карл Вольф­ганг Редлих летал в июле 1941 г. на Bf 109 E-7/trop «белый 1» в «европейском» камуфляже RLM 74/75/76 с желтыми носом и рулем направления, на котором механики нарисовали 20 белых отме­ток воздушных побед. Камуфляж затем сменился, желтые элементы быстрой идентификации уступили место белым, но всегда на капотах двигателей «мессершмиттов» из JG 27 находилась рос­кошная эмблема эскадры, задуманная, правда, гораздо раньше, но пророчес­ки предсказавшая позднейший афри­канский район боевых действий этой части - голова негра рядом с мордой леопарда на фоне черного силуэта Аф­рики. Другим образцом применения «тропических» оттенков, введенных директивой LDv 521/2, было покрытие нижних поверхностей краской RLM 78, а верхних - вместе с боками фюзеляжа и вертикального оперения - сплошь пе­сочным цветом RLM 79. Так окраши­вались самолеты как в JG 27 (например, «белый 6» из 1 эскадрильи), так и в дру­гих частях, например, Bf 109 E-7B/trop, W.Nr.2387, S9+IS (в версии истребите­ля-бомбардировщика) из 8 эскадрильи ZG 1, штурмовавший британские тан­ковые колонны в 1942 г. «Сплошной» камуфляж дополнялся черными буква­ми и цифрами кода «S9+IS», белыми полосой на фюзеляже, коком и оконцовками крыльев. Белые полосы и оконцовки в 1942 г. были обязательным стандартом, из которого было мало ис­ключений. «Сплошной» камуфляж RLM 79 на верхних поверхностях по­лучили также другие типы самолетов, воевавшие в Африке, - Ju 87, Ju 88, Не 111. Во всех случаях граница между цветами RLM 79 и RLM 78 (между песочным и голубым), проходящая по фюзеляжу, всегда находилась ниже кромки крыла. Очень интересным яв­лением был «подъем» этой линии до се­редины высоты корпуса, так что на виде самолета сбоку становилась заметна такая прямая или волнистая линия гра­ницы между цветами. Описанным спо­собом окрашивались на заводах «мессершмитты» Bf 109 версий F («Фрид­рих») и G («Густав»). Использовался также более темный тон RLM 79 - песочно-коричневый RLM 79b (иначе RLM 79 коричневый). Машины с такой заводской окраской попадали в части в Африке и Италии в 1942-43 гг., и даже - по некоторым источникам - на Вос­точный фронт. На фронте в полевых мастерских на них наносились допол­нительные пятна оливково-зеленого цвета RLM 80b. Размер этих пятен был различен - от небольших размером в ладонь, как на Bf 109 G-2/trop «черный 1» из 5 эскадрильи JG 53, и до больших сегментов, как на Bf 109 G-2/trop «бе­лый 2» из 7 эскадрильи той же части. Самолеты этой эскадры имели интерес­ные камуфляж и обозначения, напри­мер, редко можно наблюдать белые оконцовки крыльев на «мессершмиттах» из «Pik - As». Собственно, именно R JG 53 на Bf 109 G и F чаще всего на­носили дополнительные пятна оливко­во-зеленого цвета RLM 80b, тогда как в других частях это делалось необычай­но редко - в JG 3, равно как в JG 27, «Фридрихи» и «Густавы» летали с од­нотонным камуфляжем на верхних по­верхностях.

Весьма интересным примером окраски является упоминавшийся выше Bf 109 G-2/trop «черный 1» из 5./JG 53, базировавшийся на Сицилии в ноябре 1942 г. Верх фюзеляжа до половины высоты вместе с вертикальным килем были покрыты мелкими пятнами в цве­тах оливково-зеленом RLM 80 и песочно-коричневом RLM 79. Снизу фюзе­ляж и плоскости были светло-голубы­ми (RLM 78). Зато руль направления имел старый «европейский» камуфляж, состоявший из серо-голубого фона (RLM 76) и мелких пятен в цветах RLM 74/02/70. Разница в окраске говорит о том, что оригинальный руль был по­врежден и попросту заменен на другой, найденный в запасах мастерских. Это мог быть руль, снятый с предыдущей версии Bf 109 (например, Е или F), ко­торые на африканском фронте имели еще камуфляж RLM 74/75/76. Основ­ные партии истребителей, предназна­ченные для Средиземного моря, полу­чали первоначально заводской камуф­ляж RLM 79/78, однако определенная часть самолетов попадала в Африку непосредственно с других фронтов, например, с Запада или из России. Та­кие машины появлялись над пустыней в «серых» окрасках, часто с характер­ными элементами обозначений типа желтых носов в JG 53. Эти элементы закрашивались или редуцировались и в остаточной форме наблюдались в сле­дующие годы войны.

 

ИТАЛЬЯНСКИЙ ФРОНТ

 

Когда в 1943 г. Африканский фронт стал - в итоге побед союзников, фронтом Итальянским, «мессершмитты» Bf 109 версии G-6 стали прибывать в части снова в «серых» схемах камуф­ляжа RLM 74/75/76, и с этого времени их больше не перекрашивали на «тро­пические» схемы. Примером может служить Bf 109 G-6 «черный 13» из 5./ JG 53 «Pik - As», украшенный пиковым тузом на капоте двигателя, окрашенной по стандартной схеме RLM 74/75/76 с пятнами на боковых поверхностях в цветах RLM 74/70/02. Традиционно для Средиземноморского театра вокруг фюзеляжа имелась белая полоса. По­стоянным идентификационным элемен­том для самолетов этой части были желтые фрагменты капота двигателя. Кресты на верхних поверхностях кры­льев сохранили лишь белые элементы, на фюзеляже упрощения коснулись только тонкой черной обводки Balkenkreuz на нижних поверхностях и свастика остались неизменными, в тра­диционной форме. Черная цифра «16» имела белую обводку, как и вертикаль­ный символ III группы. Кок украсился черно-белой спиралью из четырех вит­ков, которую в 1943 г. все чаще рисова­ли на истребителях и самолетах непос­редственной поддержки пехоты.

Истребители Fw 190 А, как и Bf 109, окрашивались как по «тропичес­кой» схеме RLM 78/79/80, так и по «ев­ропейской» RLM 74/75/76. В 1942 г. эскадра JG 2 была оснащена «фокке-вульфами» с обеими схемами камуфля­жа. Аналогично было и с другими ти­пами машин -'часть имела «пустын­ную» окраску, часть воевала в «евро­пейских» камуфляжах, что, например, в случае Bf ПО означало схему RLM 74/75/76, а в других, как Ju 88, Не 111 или Hs 129, - схемы RLM 70/71/65 или RLM 70/65. Иногда объединяли обе схе­мы и на стандартный «европейский» камуфляж накладывали хаотические пятна или «змейки» песочно-желтого цвета RLM 79. Часто такими «змейка­ми» покрывались «хеншели» Hs 129, связные самолеты Fi 156 Storch и Fw 58, разведчики «хеншели» Hs 126. Ин­тересную схему окраски несли «юнкерсы» Ju 88: их камуфляж включал прак­тически все оттенки красок, применяе­мых в Люфтваффе в 1940-43 гг. Основ­ной схемой окраски для бомбардиров­щиков в этот период было покрытие верхних поверхностей цветами серо-зеленым (RLM 70) и темно-зеленым (RLM 71), а нижних - серо-голубым (RLM 65); однако часть «юнкерсов» Ju 88, например, из KG 77, действовавших в 1941 г. над Средиземным морем, име­ла на верхних поверхностях однотон­ную окраску RLM 70. В 1941 г. ночные операции выполняли, например, Ju 88 А-5 из KG 76, атаковавшие цели на тер­ритории Великобритании. Они были камуфлированы снизу черной краской так, чтобы экранировать светлое подбрюшье машин, хорошо видимых в лу­чах британских прожекторов. Часто черный цвет закрывал также бока фю­зеляжа, чтобы белые опознавательные знаки или буквы кода не выделялись на фоне ночного камуфляжа. Без измене­ний оставались только красные элемен­ты (коки, буквы кода), так как красный цвет при малой освещенности выглядел почти черным, а в луче прожектора очень слабо различался. Поэтому и на британских бомбардировщиках, также несущих черный ночной камуфляж, стандартным было применение крас­ных кодовых букв.

«Тропическая» окраска Ju 88 в 1941-42 гг. имела несколько вариантов. Первый состоял в однотонной окраске верхних поверхностей песочным цве­том RLM 79, а нижних - серо-голубым RLM 78 (например, Ju 88 А-5, L1+CM из 4./LG 1). Другой вариант представ­лял собой нанесение с помощью кисти или распылителя хаотических пятен оливково-зеленого цвета RLM 80 на фон песочного цвета RLM 79 на верх­них поверхностях, при этом нижние оставались в серо-голубом RLM 78 (на­пример, Ju 87 D-4, 7A+GH из l.(F)/121) или черном (например, Ju 88 А-4, L1+UK из 2./LG 1).

«Wellenmuster» («Отражение волн») - так называлась следующая схе­ма, встречавшаяся на «юнкерсах», дей­ствовавших над водами Средиземного моря и уничтожавших там вражеские корабли. Состояла она чаще всего в том, что на стандартный «морской» камуф­ляж RLM 72/73/65 на верхних поверх­ностях накладывались краской RLM 76 волнистые линии («змейки»), что дол­жно было создавать оптический эффект отражения света на морских волнах. Вариантом этой схемы было использо­вание красок, предназначенных для ис­требителей, т.е. RLM 75/76. На само­лет, покрытый целиком серо-фиолето­вым цветом RLM 75, наносилась сверху сетка волнистых линий в серо-голубом RLM 76 (например, Ju 88 A-6/U, PN+MT, W.Nr.4198 из КО 54). Другим примером может быть Ju 88 в истреби­тельной версии С-6, служивший в частях ноч­ных истребителей, который был окра­шен цветом RLM 76, дополненным по­зднее на верхних поверхностях пят­нышками цветов RLM 75 и RLM 70 (на­пример, Ju 88 С-6, 4R+AS из 8./NJG 2, 1943 г.) или большими полями, закра­шенными цветом RLM 75 (например, Ju 88 С-6, R4+FM из II./NJG 2,1942 г.). Вот так «юнкере» Ju 88, будучи самолетом многоцелевым и использовавшимся на всех фронтах, обладал самой большой гаммой схем окрасок и обозначений.

 

ОБОЗНАЧЕНИЯ САМОЛЕТОВ НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ

 

После проигранной Битвы за Англию немецкая авиация на Западном фронте потеряла стратегическую ини­циативу, а с 1942 г. - после объедине­ния британских и американских сил и начала мощных налетов на территорию самого Рейха - перешла к обороне. В это время на истребителях, базировав­шихся в Северной Франции и вылетав­ших с целью перехвата армад союзных бомбардировщиков, .продолжали ис­пользоваться элементы быстрой иден­тификации в виде желтых, красных или белых рулей направления и капотов двигателей, унаследованных от «мессершмиттов», участвовавших в Битве за Англию. И хотя сменилась материаль­ная часть (вместо Bf 109 Е появились новейшие Bf 109 F и G и Fw 190 А), но и теперь машины из JG 26 или JG 2 не­сли желтые идентификационные обо­значения, чаще всего целиком носы фюзеляжей и рули направления или только их фрагменты. Например, на Fw 190 А из JG 26 желтым были окраше­ны лишь нижние части капота и руль -Fw 190 А-2, W.Nr.419, «черный 1» из II груп­пы (камуфляж RLM 74/75/76). Желтый цвет (RLM 04) появился и на «мессершмиттах» - в апреле 1941 г. ас-истре­битель Адольф Галланд, командир JG 26, пилотировал Bf 109 F-2, W.Nr.6714 с желтыми носом, коком и рулем на­правления, на котором механики нари­совали 58 красных и 2 черных отметки побед. «Серый» камуфляж RLM 74/75/ 76 дополняли шевроны командира, чер­ные с белыми обводками, и эмблема эскадры под кабиной с обеих сторон корпуса.

В 1943 г. на Западном фронте начали появляться полосы вокруг хво­стовой части фюзеляжа, означающие принадлежность к части. Позднее, в течение 1944 г., появилась система цветных полос, наносимых по стандар­ту, так называемых «Reichsverteididung Band» - полос защиты Рейха. Во вто­рой половине 1943 г. в JG 1 на Fw 190 использовались красные нижние фраг­менты капота и руль направления и все чаще красная полоса вокруг фюзеляжа, принятая позднее как обозначение JG 300. В JGr.50, под командованием аса Восточного фронта майора Германа Графа, для отличения самолетов этой группы от других частей, защищавших Германию, использовался белый цвет. Им окрашивался руль направления или весь вертикальный киль - сам командир воевал на таком Bf 109 G-6/R6, W.Nr.15919, «красный 1» в стандартном камуфляже RLM 74/75/76 с обозначенны­ми на руле направления 105 победами.

 

НЕСТАНДАРТНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ САМОЛЕТОВ ЛЮФТВАФФЕ

 

Кроме элементов быстрой иден­тификации, применяемых с середины 1940 г., таких как желтые или белые носы фюзеляжа, рули направления или оконцовки крыльев, на самолетах ри­совались также эмблемы частей или личные эмблеме пилотов, символы по­лученных наград (например, Рыцарско­го креста), отметки воздушных побед или пораженных наземных целей.

Интересным явлением было, между прочим, рисование на носах фю­зеляжей «мессершмиттов» Bf 110 из ZG 76 акульих пастей красного цвета с бе­лыми зубами как эмблемы части. Пред­ставляется, что такой «американский» акцент не мог появиться в Люфтваффе, но однако в 1940 г. над Дюнкерком Bf 110 сражались с акульими пастями на фюзе­ляжах, подобно известным американским «Tomahawk» P-40 в Китае. Одним из мно­гих примеров может служить Bf 110 С-2, М8+ЕР из 6 эскадрильи, окрашенный по схеме RLM 70/71/65 с желтыми буквами «Е» на фюзеляже и верхних поверхнос­тях крыльев, рядом с крестами (желты­ми были и носки коков винтов - цвета эс­кадрильи). Акулья пасть была нарисова­на на нижней части носовой пушечной установки. В 1941 г. камуфляж был из­менен на новую схему RLM 74/75/76, но акулья пасть и далее оставалась нестан­дартной эмблемой эскадры. Из правила были исключения: в III группе вместо пасти рисовалась «мертвая голова», роль глазных впадин которой играли стволы бортовых пушек, установленные в носо­вой части фюзеляжа. Изображение бело­го черепа дополнялось рисунками берцо­вых костей на боковых панелях.

Следующим примером интерес­ного обозначения в виде масштабного рисунка была эмблема ZG 1: оса с боль­шой головой, нарисованная на пере­дней части фюзеляжа Bf 110 С, F, G от носа до ветровых щитков (в 1943 г. в Италии и на Восточном фронте). Экзем­пляр Bf 110 G-2/trop, 2J+CN из 5 эскад­рильи, базировавшийся в Италии, нес такую эмблему, кстати, соответствующую своей части: «Wespe» (oca) - тако­во было неофициальное немецкое на­звание эскадры. Камуфляж самолета RLM 74/75/76. Белая полоса на фюзе­ляже была обозначением Средиземно­морского ТВД. Первая часть кода была уменьшена в четыре раза по сравнению со стандартом, индивидуальная буква имела нормальный размер и цвет эскад­рильи (красный), как и носки коков. Кресты были черные, но без черных обводок.

Орел был геральдической те­мой, охотно использовавшейся в эмб­лемах многих эскадр Люфтваффе, но в JG 2 получил не встречавшуюся до того форму. В 1942 г. после переоснащения этой части новыми истребителями Fw 190 А начали рисовать на боках их фюзеляжей (вблизи выхлопных патруб­ков) большую стилизованную голову орла черного цвета с белой обводкой, занимающую часть капота двигателя вплоть до стыка с крылом. «Фокке-вульфы» в тот период несли камуфляж RLM 74/75/76 и желтые или красные элементы быстрой идентификации -руль направления и низ капота. Рису­нок орлиной головы на других экземп­лярах отличался незначительно, напри­мер, Fw 190 А-3, W.Nr.2387, «черный 11» из 8 эскадрильи имел рисунок орла с упрощенным контуром клюва; еще одна машина, как Fw 190 А-3, W.Nr.0514, «желтый 2» из 9 эскадрильи, имела «безголового» орла - после заме­ны съемной части капота, на которой находилась часть рисунка, на новую, покрытую только камуфляжем.

 

МОРСКИЕ КАМУФЛЯЖИ

 

Цветами RLM 72/73/65 окраши­вались самолеты, атаковавшие союзные конвои в Атлантическом океане в 1941-44 гг. Эти действия координировало авиационное командование Атлантики (Fliegerfuhrer Atlantik), образованное в марте 1941 г. В морском камуфляже над океаном сражались сначала Fw 200 «Condor» из I./KG 40, Не 111 из III./KG 40, вооруженные торпедами Не 115 из KuFlGr 506, Ju 88 и Bf ПО в версиях разведчиков из 3.(F)/1236, а также ле­тающие лодки и гидросамолеты, такие как Do 18 или Аг 196. Основы обозна­чений эскадр и групп были те же самые, что и в случае сухопутных самолетов -черные буквенно-цифровые коды час­тей и цветные (желтые, красные, белые, зеленые) индивидуальные буквы.

Летом 1941 г. к ранее перечис­ленным частям добавились новые, ос­нащенные самолетами также в морском камуфляже: II./KG 40 с Do 217 Е; KuGr. 606, KuFlGr 106 и 506 с Ju 88 A, KuFlGr 906 с Не 115 и BFGr. 196 с Аг 196 и Не 114. Две из этих частей - KuFlGr 106 и 506, сменившие матчасть с Не 115 на Ju 88 - принимали участие в операциях в Бискайском заливе. «Юнкерсы» сверху окрашивались серо-зелеными красками (RLM 72/73), а снизу - чер­ной, нанесенной в полевых условиях на стандартную RLM 65. Черной краской закрашивались также все белые эле­менты: кресты, свастики, кодовые бук­вы. Один из «юнкерсов»

1./KuFlGr 506 - Ju 88 S4+OH -был черный снизу, и черным были зак­рашены желтые буквы кода, оставляя только тонкую обводку.

На аэродромах, расположенных по берегам Средиземного моря, бази­ровались самолеты морской авиации из SAGr. 125 и 126 (гидросамолеты Аг 196 и Fokker F.VIII W) и морские спасатель­ные части (Do 24). Часть машин имела желтые оконцовки крыльев или белые носы и рули направления, как напри­мер применявшиеся некоторое время гидросамолеты Не 60.

На Балтийском море и в Норве­гии стандартом было использование желтых идентификационных элементов - полос вокруг фюзеляжа и оконцовок крыльев - как на Восточном фронте в 1941-45 гг. Интересным нюансом, от­личающим морские самолеты от сухо­путных, был способ окраски лопастей винтов. В то время как у армейских машин лопасти окрашивались черно-зеленой краской (RLM 70) без выделе­ния их концовок предостерегающим цветом (например, желтым, как это де­лали американцы или англичане), то у морских машин, например, Do 18 или Do 26, лопасти цвета RLM 70 имели концовки, окрашенные тремя цветами: желтым (RLM 04), голубым (RLM 24) и красным (RLM 23).

Летом 1940 г. сбитые немецкие пилоты, воспользовавшиеся парашюта­ми и приводнившиеся в Ла-Манше или Северном море, могли рассчитывать на появление спасательных самолетов и судов Кригсмарине. Гидросамолеты Не 59 спасательной службы были полнос­тью окрашены в белый цвет с красны­ми крестами на месте стандартных Balkenkreuz, а на вертикальном киле была нанесена красная полоса с черной свастикой в белом круге, повернутой на 45± по отношению к стандартной. Сбо­ку, между свастикой и передней кром­кой киля, находился белый орел Люфт­ваффе.

Поскольку такие самолеты вы­полняли гуманитарные задачи, они не­сли не войсковые обозначения, а граж­данские (например, Не 59 С-2 из Zeenotflugkommando 3 с кодом D-A+SAM). Несмотря на это англичане считали оправданным уничтожение этих самолетов, полагая, что они уча­ствуют в военных действиях. Немцы отреагировали сменой окраски спаса­тельных машин, введя морской камуф­ляж RLM 72/73/65 с заводскими войс­ковыми кодами на боках фюзеляжа, нарисованными в основном черным цветом, (например, Не 59 С-2, W.Nr.7289, DA+WT из Zeenotflugkommando 3 или Не 59 D-1,

W.Nr.2602, NE+UX из Zeenotflugkommando 4). Самолеты, предназначенные для перевозки ране­ных (Ju 52/3ni, Fi 156 Storch) также обо­значались только заводскими кодами на фюзеляже и плоскостях и красными крестами в белых кругах. Их камуфляж сначала был однотонный на всех повер­хностях (RLM 02), позднее замененный на темно-зеленый тип RLM 70/71/65. Так как эти самолеты действовали в глубине континента, здесь не было «морских» сочетаний, а применялись только «сухопутные» оттенки красок.

Морской камуфляж RLM 72/73/ 65 имели также гигантские летающие лодки, шестимоторные BV 222, принад­лежавшие в 1941 г. к LTS (See) 222 с кодом «Х4» (позднее реорганизован­ную в SAGr. 129). BV 222 фирмы Blohm u. Voss сверху были окрашены только одним цветом - RLM 72. «Битва за Ат­лантику», начавшаяся в 1941 г., проис­ходила между охранением союзных конвоев, плывущих в Великобританию и Россию, и Кригсмарине и Люфтваф­фе, сосредоточивших значительные силы авиации для действий над Нор­вежским и Северным морями и Атлан­тическим океаном. Бомбардировщики, вооруженные торпедами - Не 111 H-6 из KG 40, Ju 88 А-4 из KG 30 и Не 115 из KuFlGr 406 и 906 - с большим успе­хом атаковали транспортные суда, заг­руженные войсковым снаряжением американского производства. Камуф­ляж бомбардировщиков имел «сухопут­ный» характер, а не «морской» (кроме гидросамолетов Не 115, которые окра­шивались сочетанием RLM 72/73/65, как например, Не 115 С-1, 8L+IH из 1./ KuFlGr 906). Головные части авиацион­ных торпед не окрашивались, а остава­лись цвета натурального металла. Ис­ключением были учебные торпеды, носы которых окрашивались двумя цве­тами - красным (RLM 23) и белым (RLM21).

 

 

Иллюстрации

 

Стандартные схемы окраски и обозначений

 

 

 

Цветные иллюстрации

 

 

Последняя модификация : 04.06.2002 09:47:04