НАСТУПАТЕЛЬНЫЙ «СЕРЫЙ» КАМУФЛЯЖ
Воздушные бои, происходившие в 1940 г., вызвали большие изменения в окраске военных самолетов обеих сторон. Как немцы, так и англичане начали внедрять камуфляжи с преобладанием серого цвета. Это было связано с требованием маскировки самолета в воздухе (так называемый наступательный камуфляж). В 1941 г. англичане заменили коричневый цвет Dark Earth на Ocean Grey светло-голубого оттенка, оставляя зеленый цвет Dark Green как основной в камуфляже. Аналогично в Люфтваффе черно-зеленый цвет Schwarzgrun RLM 70 на истребителях Bf 109 и тяжелых истребителях Bf 110 заменили более серым тоном Grau RLM 02. В первые месяцы войны основным видом камуфляжа было сочетание цветов Dunkelgrun RLM 71 и Schwarzgrun RLM 70 на верхних поверхностях и Hellblau RLM 65 на нижних. В воздухе таким образом окрашенный самолет был слишком хорошо заметен, т.к. выделялся своим темным силуэтом на светлом фоне неба; зато на фоне земли маскировался идеально. Поэтому на бомбардировочных, транспортных и разведывательных самолетах эта схема камуфляжа применялась почти до конца войны.
Несущие «зеленый» камуфляж бомбардировщики Люфтваффе, находящиеся на полевых аэродромах (чаще всего расположенных вблизи лесов, на краю которых Легче было укрывать машины от настырных самолетов-разведчиков англичан), превосходно скрывались на зеленом фоне, при этом практически без применения дополнительных элементов маскировки, типа древесных веток.
В случае истребителей дело несколько усложнялось - атакующий самолет должен иметь наименьшую видимость как на фоне неба, так и земли. «Серый» оттенок красок камуфляжа, сочетающий зеленый цвет RLM 71 с серым RLM 02, казался в этом случае хорошим решением. Дополнительно боковые поверхности окрашивались более светлым тоном - голубым RLM 65, иногда покрывались хаотическим пятнами различной величины и формы (от небольших, наносимых кистью, как в JG 2, до обширных, как в JG 53) в цветах сером RLM 02 или черно-зеленом RLM 70. Но при такой схеме окраски самолеты, стоявшие на полевых аэродромах, к сожалению, были значительно лучше видны с воздуха. Этому пробовали помочь, дополнительно камуфлируя самолеты маскировочными сетками, растянутыми на стойках вокруг машин, ветками лиственных пород или целыми деревцами. Ветки опирались в основном на кромки крыльев и горизонтального оперения для искажения теней от несущих плоскостей, что совершенно меняло геометрию «объекта». Когда справились с маскировкой истребителей на земле, открылся путь к введению наступательного камуфляжа. Широко экспериментировали с цветами красок, покрывающих верхние поверхности. В конце лета и в начале осени 1940 г. многие подбитые немецкие самолеты совершали вынужденную посадку на территории Англии. Каждое такое событие было скрупулезно задокументировано англичанами. В рапортах содержались подробные данные, касающиеся самой машины, а также ее обозначений и окраски, что позволяло разведке легче идентифицировать части Люфтваффе, атаковавшие защитников Великобритании. Немецкие самолеты имели все обозначения эскадры, группы и эскадрильи - по цветам, цифрам и графическим символам можно было определить часть, к которой принадлежал истребитель. В рапортах находились описания обозначений и цветов камуфляжа - гамма этих последних была довольно богатая: «зеленый», «зелено-серый», «серый», «серо-голубой»; все они относились к окраске верхних плоскостей.
Известно, что большинство «мессершмиттов» Bf 109 и часть Bf 110 начиная с мая 1940 г. несли окраску, состоявшую из двух цветов на верхних плоскостях, темно-зеленого RLM 71 и серого RLM 02, и одного серо-голубого RLM 65 на нижних и боковых поверхностях. Остальные типы самолетов (например, Ju 87, Do 17, Ju 52, Us 126 и другие) получили камуфляж зеленых тонов на верхних плоскостях (RLM 70/ 71) и голубого на нижних (RLM 65).
Схема RLM 71/02/65, применявшаяся на истребителях Люфтваффе, на переломе 1940/41 гг. в соответствии с директивой L.Dv.521/2 от ноября 1941 г. (о чем будет сказано подробнее далее), была заменена сочетанием красок Dunkelgrau RLM 74 (темно-серо-зеленой) и Grauviolet RLM 75 (серо-фиолетовой), предназначенных для верхних поверхностей крыльев, горизонтального оперения и фюзеляжа, и Hellgrau RLM 76 (серо-голубой) - для нижних поверхностей крыльев и горизонтального оперения и низа и боков фюзеляжа. На последние дополнительно напылялись хаотические пятна серо-зеленого RLM 02 и черно-зеленого RLM 70 цветов.
КОДЫ И ЭЛЕМЕНТЫ БЫСТРОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Каждый самолет, покидающий сборочную линию, получал, кроме камуфляжа, буквенный заводской код, необходимый на время перелета с завода на военный аэродром соответствующей части. Этот код состоял из четырех букв (например, KB+PV), нанесенных черной или белой краской по обе стороны фюзеляжа таким образом, чтобы Balkenkreuz находился между второй и третьей буквами. Код повторялся на нижних поверхностях крыльев в черном цвете. По прибытии в боевые части код закрашивался камуфляжными красками и на его месте размещались стандартные войсковые обозначения -в случае одномоторных истребителей это была цифра от 1 до 15 в цвете эскадрильи (по одну сторону фюзеляжного креста) и знак группы в том же цвете (по другую сторону). Самолет мог также получить функциональные обозначения (шевроны), зависящие от должности, занимаемой пилотом. На многомоторных истребителях, бомбардировщиках, разведчиках, учебных и транспортных самолетах также наносились соответствующие войсковые коды, например, M8+FH на Bf ПО из 1./ZG 26, где М8 обозначал эскадру ZG 26, буква F или ее контур в цвете эскадрильи (белом) была индивидуальным обозначением отдельного самолета, а буква Н идентифицировала эскадрилью в эскадре - в данном случае l.Staffel.
Заводской код на нижних поверхностях крыльев чаще всего закрашивался. Случалось однако, что его оставляли без изменений или закрашивали частично, при нанесении войскового кода. Известен вид «мессершмитта» Bf 109 G, принадлежавшего асу лейтенанту Эриху Хартману из 7./JG 52, на котором одновременно наличествовали черный заводской код KJ+GJ (снизу на правом крыле K+J, на левом - G+J) и нанесенный непосредственно на него войсковой код: 2+»змейка».
Идентификационные коды накрашивались стандартными красками RLM, перечисленными в таблице.
Те же самые цвета применялись для нанесения других типов обозначений, например, для окраски коков в цвет эскадрильи или других элементов, как капоты двигателей, рули, полосы на фюзеляже и т.п. Вид цветового обозначения связан был с конкретной частью или районом боевых действий. В ходе Битвы за Англию часто использовались элементы быстрой идентификации в виде окрашенных в желтый или белый цвета носов, рулей или оконцовок крыльев. Помогали они в быстром опознании «своего» самолета во время непрерывных яростных стычек в воздухе. Очень легко было в горячке боя сбить «свой» истребитель (случалось это редко, но все-таки случалось, и к тому же у обеих сторон). Командир I группы из JG 3 капитан Ганс фон Ган осенью 1940 г. воевал на «мессершмитте» Bf 109 Е-4, который, будучи в стандартном камуфляже RLM 71/02/65, имел желтый нос фюзеляжа до кабины и желтый руль направления. Кок его машины был окрашен характерно для 1940 г.: одна половина в заводском черно-зеленом цвете RLM 70, а другая - в белом RLM 21, отличительном для I группы. Дополнительно носок кока был зеленый (RLM 25), что обозначало принадлежность самолета командиру части. Чтобы подчеркнуть это еще сильнее, также эмблема эскадры, «Tatzelwurm», нарисована была в зеленом цвете; на других машинах та же эмблема рисовалась в цвете, соответствующим группе (белом в I группе, красном во II и желтом в III).
Примером окраски рулей и оконцовок крыльев может служить самолет командира эскадрильи обер-лейтенанта Герхарда Шепфеля, воевавшего в 1940 г. на Bf 109 Е-4 из 9./JG 26 «Schlageter» - желтые оконцовки крыльев имели ширину 44 см, горизонтального оперения - 53 см. Желтыми были верхний фрагмент вертикального киля, а также цифра «1» и вертикальная полоска на фюзеляже. В цвет III группы был окрашен небольшой жестяной вымпел, закрепленный на мачте антенны на верху фюзеляжа. Кок машины Шепфеля был заводского черно-зеленого цвета RLM 70 без дополнительных цветов эскадрильи или группы. На коках других самолетов, как в JG 26, так и в других частях, часто наносились «половинки», «четвертушки» или «кольца» цветов эскадрилий или групп.
С 1943 г. на коках Ju 87, Bf 109 и Fw 190 начали рисовать «спирали», чаще всего черные или черно-зеленые (RLM 70) на белом фоне, реже красные (RLM 23), с разной шириной линий и разным «шагом», т.е. числом оборотов. Трудно окончательно утверждать, но обычно говорится о желании затруднить такой окраской точное прицеливание бортстрелкам бомбардировщиков союзников во время атак истребителей Люфтваффе.
Элементы быстрой идентификации, появившиеся в середине 1940 г., начали «экспансию» этого типа обозначений на всех театрах военных действий. В боях над Ла-Маншем принимали участие истребители с желтыми носами и рулями (как в JG 26). На Балканском ТВД весной 1941 г. они продолжали нести такую окраску. Через некоторое время все самолеты, участвовавшие в балканской кампании, включая бомбардировщики и разведчики, были снабжены желтыми элементами быстрой идентификации. Приняли следующую схему - краской RLM 04 окрашивался нос фюзеляжа в случае одномоторных истребителей или капоты двигателей у многомоторных самолетов, а иногда и оконцовки крыльев снизу. Так в апреле 1941 г. окрашивались «мессершмитты» Bf 109 Е из JG 77. Самолеты из JG 26 дополнительно получили белую полосу в хвостовой части фюзеляжа, особенно характерную для позднейшей Африканской кампании. Весной 1941 г. в 7./JG 26, базирующейся на Сицилии, на Bf 109 Е-7/ N летал командир эскадрильи обер-лейтенант Иоахим Мюнхеберг. Его машина несла «серый» камуфляж, опробованный в боях над Ла-Маншем - RLM 75/74 на верхних поверхностях и RLM 76 на нижних. Истребитель Мюнхеберга имел желтые нос и руль направления, белую полосу вокруг фюзеляжа, белый номер «12» и две эмблемы: эскадры JG 26 - черная готическая буква «S» на белом щитке, стандартно размещенная под кабиной, и «красное сердце» - эмблема 7 эскадрильи - нанесенная на верхней части капота. Кок был черно-зеленый (RLM 70) с белой «четвертушкой» и белым носком, означающими эскадрилью (того же цвета был вымпел на мачте антенны). Кресты на фюзеляже и на нижних поверхностях крыльев имели широкие белые элементы, а на верхних поверхностях - узкие (образца 1936 г., который в таком виде продержался до конца войны на большинстве самолетов Люфтваффе). Свастика находилась на стандартном месте, посередине неподвижной части вертикального киля. На желтым фоне руля направления виднелись 33 черных отметки воздушных побед.
На Балканах сражались и другие типы самолетов, обозначавшиеся характерным для этого района способом. Хотя позднее на Восточном фронте также использовались желтые идентификационные элементы, легко можно различить окраску самолетов на этих театрах. Прежде всего, на Балканах очень редко накрашивались желтые полосы в хвостовой части фюзеляжа, что регулярно делалось в России. Зато на Востоке в принципе не окрашивались в этот цвет рули направления. Также редко появлялся желтый цвет на капотах двигателей, а если и появлялся, то наносился лишь частично. Проще всего проследить все это на окраске «штукасов» - если на представленной фотографии Ju 87 имеет желтые (светлые в случае черно-белого снимка) нос и руль направления, то на 99% можно быть уверенным, что здесь представлен бомбардировщик в период боев над Балканским полуостровом. Например, «юнкере» Ju 87 В-2, S2+LN из 5,/St.G 77 нес типовые «балканские» обозначения: желтый капот двигателя (свободно снимающаяся при осмотре мотора часть), желтые руль направления и нижние поверхности оконцовок крыльев. Камуфляж на верхних поверхностях был черно-зеленый RLM 70 (без пятен RLM 71), а на нижних - стандартный RLM 65. Самолет принадлежал к 5 эскадрилье, цветом которой был красный, поэтому именно красной была четвертая буква кода на фюзеляже («L»), имевшая дополнительную белую обводку для большей контрастности на темном фоне. В цвет эскадрильи была окрашена и половина кока. Как и другие машины в этой эскадре, данный экземпляр имел только эмблему эскадрильи. «Штукасы» из St.G 77 несколькими днями позднее перебазировались на Восточный фронт, где желтые рули и носы были закрашены; одновременно введена желтая полоса вокруг фюзеляжа, сразу за крестом.
Описывая самолеты, воевавшие на Балканах, следует вспомнить, что со временем все чаще желтые идентификационные элементы на большинстве из них дополнялись белыми компонентами по примеру обозначений машин итальянской Regia Aeronautica, которые несли белые оконцовки крыльев, полосы в хвостовой части фюзеляжа и коки винтов.
Белые полосы на фюзеляжах имелись у части «мессершмиттов» Bf 109 из JG 26, на Не 111 из KG 26 и других, в том числе на Ju 88 А-4, 4D+HT из III./KG 30 «Adlergeschwader» («Орлиная»), базировавшейся на Сицилии и принимавшей участие в боях над Грецией. Самолет имел стандартный для бомбардировщика камуфляж, введенный еще до начала II мировой войны, в 1938 г., и применявшийся почти до ее окончания в 1945 г. Состоял он из двух оттенков зеленого цвета (RLM 71 и RLM 70) на верхних поверхностях и серо-голубого (RLM 65) на нижних. Капоты обоих двигателей были окрашены в желтый цвет, зато оконцовки крыльев снизу были белые, как на итальянских самолетах; белой была также полоса вокруг хвостовой части фюзеляжа. Третья буква черного кода на фюзеляже 4D+HT была - по инструкции - нарисована в цвете 9 эскадрильи (желтом), аналогично коку винта. Примером перехода целиком на «белую» систему обозначений (которую можно назвать «итальянской»), типовой для позднейшей Африканской кампании и боев над Средиземным морем, является вид «хейнкеля» Не 111 H-3,1Н+ММ из И./KG 26 «Lowengeschwader» («Львиная») в камуфляже RLM 70/71/ 65 с белыми коками винтов, белой полосой на фюзеляже и белым рулем направления.
ДИРЕКТИВА LDv 521/2
Год 1941 - это год последствий проигранной Битвы за Англию, год Балканской и Африканской кампаний, год начала войны с СССР, год появления новых типов истребителей (Bf 109 F и Fw 190), а также год официального внедрения новых цветов камуфляжа самолетов Люфтваффе. Это были три серых оттенка: Dunkelgrau RLM 74, Grauviolet RLM 75 и Hellgrau RLM 76. Все они применялись при окраске «мессершмиттов» Bf 109 Е. С ноября 1941 г. новые машины Bf 109 F покидали заводы окрашенными согласно официальной директиве LDv 521/2. RLM 74 - это темно-серый оттенок зеленого цвета, более светлый, чем ранее применявшийся RLM 71; RLM 74 сочетался на верхних поверхностях с RLM 75, который - гораздо более светлый - значительно варьировал в границах серого с легким голубым или фиолетово-голубым оттенком (некоторые британские отчеты очевидцев, собранные после вынужденных посадок немецких самолетов, говорят о «грязно-голубом» оттенке). На нижние и боковые поверхности наносилась серо-голубая краска RLM 76, незначительно отличавшаяся оттенком от прежде применявшейся RLM 65. Поэтому нельзя с полной уверенностью описать окраску снизу «мессершмиттов» Bf 109 Е до августа 1941 г. - это было сочетание цветов RLM 74/75/76 или RLM 74/75/65; вероятнее всего, использовались оба варианта. Инструкция требовала применять для окраски нижних поверхностей новую краску, но ввиду значительной схожести обоих оттенков (RLM 76 был немного более серым) нужно сказать, что скорее всего они использовались одновременно. Приняв во внимание, что еще долгое время бомбардировщики и другие типы самолетов окрашивались «старыми» сочетаниями RLM 70/71/65, цвет RLM 76 практически должен был быть взаимозаменяемым с RLM 65. «Старые» оттенки RLM 70 и RLM 02 в дальнейшем применялись в новых схемах для нанесения хаотических пятен на боках фюзеляжа.
Директивы по окраске военных самолетов, а их было множество, очень точно предписывали как оттенки красок, так и места их наложения при помощи специальных диаграмм-сеток, в соответствии с которыми на заводах наносились краски. Например, директива LDv 553/2 относилась к самолетам «дорнье» Do 17 F, LDv 553/3 - Do 17 М, LDv 553/4 - Do 17 P. Их издавали в форме инструкции, содержащей несколько разделов - общее описание окраски, подробное описание окраски фюзеляжа, плоскостей и шасси, раздел, касающийся грунтовок, защитных красок, количества их слоев и т.п.
Директива LDv 521/2 была еще важна тем, что исключала из употребления краски RLM 61,62, 63. Запрещалась окраска учебных машин серебристым цветом RLM 01 (вероятно, потому что серебристый самолет был очень хорошо заметен на фоне земли); одновременно рекомендована маскирующая окраска без детального описания оттенков красок - так что на практике учебные самолеты были светло-серо-зелеными RLM 02 или камуфлированными в сочетаниях RLM 70/71/65 или RLM 74/75/76. Истребители должны были окрашиваться в сочетании RLM 74/75/ 76, самолеты бомбардировочные, разведывательные и транспортные - сохранить существовавшую схему RLM 70/ 71/65, а морские - RLM 72/73/65, в которой RLM 72 RLM 73 соответствовали цветам RLM 70 и 71 с несколько серо-голубым оттенком. Новинкой в этой директиве было также описание оттенков «тропического» камуфляжа, который должен был состоять из цветов RLM 78 Hellblau (светло-голубой) для нижних поверхностей, RLM 79 Sandgelb (песочно-желтый) и RLM 80 Olivgran (оливково-зеленый) для верхних поверхностей.
Цвета RLM 79 и RLM 80 имели по две разновидности. RLM 79 в раннем варианте был светлее и желтее и чаще всего именовался как RLM 79а или RLM 79 желтый. Иногда встречается мнение, что RLM 79а - это просто краска итальянского производства; но оно не имеет достаточных доказательств. В конце 1941 г. появился новый, более темный оттенок - скорее розово-коричневый, и именовался RLM 79Ь или RLM 79 коричневый. Он очень подходил к цвету ливийской пустыни. Два варианта RLM 80 - это коричневый RLM 80а и оливковый RLM 80b. Первоначально камуфляжные сочетания состояли из RLM 79а и RLM 80а, позднее - из RLM 79b и RLM 80b.
МОДИФИКАЦИИ ОБОЗНАЧЕНИЙ
Рис. 1 Места нанесения эмблем на самолетах
LDv 521/2 ввела также определенную модификацию внешнего вида Balkcnkrcuz. Из крестов на верхних поверхностях крыльев удалили «сердцевину», так что остались только белые элементы, дающие контур креста (на практике еще некоторое время рисовали Balkenkreuz старой формы или внутри креста оставался более темный цвет камуфляжа RLM 74). Этот метод применялся и для крестов на фюзеляже -при широких белых элементах знака его внутренняя часть была темно-серо-зеленая RLM 74. Однако часто ее по традиции закрашивали черным, но без тонких черных обводок снаружи белых элементов. На нижних поверхностях крыльев Balkenkreuz никогда не утрачивал своей черной «сердцевины»; исчезли только внешние тонкие черные обводки, как при нанесении свастики -середина всегда оставалась черной с белыми обводками. Только в заключительной фазе войны наступили дальнейшие изменения во внешнем виде Balkenkreuz и Hakenkreuz. Они получат подробное описание в следующих выпусках книг данной серии.
Несмотря на формальное введение упрощений в знаках государственной принадлежности, на «мессершмит-тах» Bf 109 версии F редко появлялись «серые» кресты, гораздо чаще встречались «Фридрихи» с Balkenkreuz традиционного вида. Например, Bf 109 F-4 Ф.Шиза из JG 53 «Pik - As» летом 1941 г. (как и большинство «мессершмиттов» этой эскадры) нес на фюзеляже и нижних поверхностях «черные» кресты с белыми широкими и черными узкими обводками, зато на верхних поверхностях находились кресты с узкими белыми элементами (образца 1936 г.). Аналогичным было положение на Bf 109 F в других частях, например, в JG 27, сражавшейся в Африке, где знаменитый ас Ганс Иоахим Марсель пилотировал «Фридрих» с «черными» крестами. Только в 1943 г. на следующей версии «мессершмиттов» Bf 109 G («Густав») чаще встречались светлые фюзеляжные Balkenkreuz в цветах RLM 74/21 и сокращенные до белого цвета кресты на верхних поверхностях. Однако чаще всего убирались только тонкие черные обводки снаружи. Более радикальные изменения и упрощения в 1943 г. появились только на серии G-6, вместе с изменением расположения пятен камуфляжа (без изменения используемых красок - ими и в дальнейшем были RLM 74/75). Кресты на фюзеляже большинства самолетов этой версии были темно-серо-зеленые RLM 74 и белые RLM 21, на крыльях сверху - только белые, а снизу - черные с белыми широкими элементами без черных узких обводок. Такие знаки носил, например, самолет командира группы I./JG 53 капитана Юргена Хардера, сражавшегося весной 1943 г. над Сицилией. Летал он на версии G-6/R6 в камуфляже RLM 74/75/76.
Быстрые изменения вида опознавательных знаков имели место в случае «фокке-вульфов» Fw 190 А. Уже в первой половине 1942 г. машины, несущие камуфляж RLM 74/75/76, имели кресты на крыльях только белого цвета, а на фюзеляже - с темно-серо-зеленой «сердцевиной» RLM 74. Например, Fw 190 А-3, W.Nr.2387, «черный 11» из 8./JG 2 «Richthofen», базирующейся в Северной Франции, нес Balkenkreuz этого типа на «сером» камуфляже RLM 74/75/76. Стоит однако заметить, что не все Fw 190 в 1942-42 гг. имели упрощенные Balkenkreuz и Hakenkreuz - есть немало примеров, показывающих применение крестов ранних образцов.
На бомбардировочных и транспортных самолетах изменения вида опознавательных знаков наступали еще медленнее - еще на переломе 1943-44 гг. редко использовались упрощенные образцы. Распространились они только в 1944 г. Конечно, на отдельных снимках найдутся примеры более раннего применения белого Balkenkreuz, как на штурмовике Hs 129 из Sch.G 1, где внутри креста был только камуфляж RLM 70/71; или на транспортных Ju 52, оперировавших над Тунисом в конце 1942 г., на которых также ограничились нанесением белых элементов креста на фюзеляже и на крыльях сверху (снизу оставался более ранний рисунок). Однако в общем бомбардировщики, разведывательные и транспортные самолеты, долго сохранявшие довоенный тип камуфляжа RLM 70/71/ 65, продолжали нести опознавательные знаки образца 1940 г.
В 1943 г. усилились налеты союзных бомбардировщиков на цели, расположенные на территории Рейха. Эти атаки отражали двухмоторные ночные истребители Люфтваффе, так называемые Zerstorer (тяжелые истребители) -«дорнье» Do 215 и Do 217, «мессершмитты» Bf ПО, «юнкерсы» Ju 88. Кроме Bf НО, это были модернизированные бомбардировщики. Ввиду использования ночного камуфляжа, заключавшегося в окраске всего самолета черным цветом, очень быстро, уже в 1941 г., они получили упрощенные кресты -на фоне черного камуфляжа требовался белый цвет Balkenkreuz. Так окрашивались самолеты из NJG 2, например, Do 17 Z-6 «Kauz I», R4+HK - вся машина была черная и только буквы кода на фюзеляже были светло-серые (RLM 77) с выделяющейся буквой «Н» цвета эскадрильи (красного) с белой обводкой для лучшего отличия от фона.
НОВЫЕ КАМУФЛЯЖИ НОЧНЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ
Когда директивой LDv 521/2 ввели новые оттенки камуфляжных красок RLM 74/75/76, и на машинах в эскадрах ночных истребителей (NJG) вместо прежнего черного камуфляжа (RLM 22) появились новые с использованием серых красок. Некоторые из них весьма походили на камуфляж истребителей с дневной схемой окраски. Плоскости сверху покрывались пятнами в тех же цветах, как для одномоторных Bf 109 (RLM 74 и RLM 75). Боковые и нижние поверхности окрашивались цветом RLM 76 с дополнительными хаотическими пятнами цветов RLM 70/02/74/75 на боках (иногда вместо пятен наносили жилки, как например, HaBf 110О-4 из 7./NJG 3). Камуфлированные таким образом «мессершмитты» Bf 110 летали как в ночных, так и в дневных истребительных частях. Появились также и другие схемы, например, весь самолет окрашивался серо-голубым цветом (RLM 76), и лишь часть нижних поверхностей - правое крыло, горизонтальное оперение, правая половина фюзеляжа - была черной (RLM 22). Такой способ окраски должен был обманывать и затруднять прицеливание союзных бортстрелков. Один из Bf 110 G-2, G9+XR, принадлежавший 7./NJG 3, нес летом 1943 г. именно такую схему окраски и упрощенные знаки государственной принадлежности (с тем, что кресты на фюзеляже и на крыльях сверху, а также свастика и буквы кода «XR» были не стандартные белые, а темно-серо-зеленые RLM 74). Balkenkreuz на нижней поверхности левого крыла был традиционно черный с белыми широкими и черными узкими элементами, а на правой (полностью черной) нанесены были только белые элементы креста. Первая часть кода на фюзеляже «G9» была уменьшена в четыре раза и нанесена черной краской -это стало правилом для истребителей в 1943-45 гг., а под конец войны и для некоторых бомбардировщиков.
Наиболее часто встречающейся схемой окраски ночных истребителей была та, что состояла в покрытии всей машины цветом RLM 76 и нанесении на верхние (и частично на боковые) поверхности хаотических пятен или «змеек» в цвете RLM 75. Таким образом окрашивали «хейнкели» Не 219 А «Uhu» в середине 1943 г. На самолете G9+FB из I./NJG 1 в то же время имелись упрощенные Balkenkreuz на крыльях и фюзеляже, имеющие идентичные абрисы и нарисованные черным, а не - как на большинстве машин - белым цветом. Свастика также была редуцирована до черных обводок. Такое далеко идущее упрощение было характерным для заключительного периода войны (1944-45 гг.). Но все-таки можно найти отдельные примеры более раннего появления таких упрощенных знаков: в боях над Апеннинским полуостровом принимал участие Ju 88 А-4 из 1./KG 54, представляющий особенный пример камуфляжа и упрощенного Balkenkreuz. Схема окраски имела целью маскировку самолета на фоне поверхности моря, поэтому верх и бока машины покрыты краской RLM 75, дополненной светлыми «змейками» цвета RLM 76, нарисованными так, чтобы имитировать отражения в морских волнах. Нижние поверхности покрывала краска RLM 76 также со «змейками-волнами», но более темного цвета RLM 75. Черные буквы кода «ЕН» соседствовали с темно-серым Balkenkreuz, сокращенным до обводок, и полосой вокруг хвостовой части фюзеляжа, первоначально белой (стандартной на Средиземноморском ТВД), а затем закрашенной, как и свастика, темно-серой краской, вероятно, RLM 74.
Использование сочетания серых красок RLM 74/75/76 было очень распространенным, хотя не все из них подробно задокументированы на фотографиях. Имеется однако отличный снимок, демонстрирующий очень интересную схему окраски Do 217 J-2, KD+MZ, состоящую из пятен цветов RLM 74/75 на верхних поверхностях крыльев, оперения и фюзеляжа. Низ машины и бока фюзеляжа окрашены краской RLM 76, причем на боках корпуса и гондол двигателей нанесены большие хаотические пятна цветов RLM 74/75, покрывающие почти всю их поверхность и оставляющие лишь небольшие промежутки, в которых проглядывался цвет RLM 76. Кресты на этом самолете имели традиционную форму 1940 г. без упрощений.
АФРИКАНСКАЯ КАМПАНИЯ
Большое число разнообразных типов маскирующих окрасок можно наблюдать на фотографиях самолетов, принимавших участие в Африканской кампании 1941-43 гг. В августе 1941 г. особой директивой официально введены новые оттенки красок, предназначенных для «тропического» камуфляжа RLM 78/79/80. Новые краски могли быть нанесены только на поступающие с заводов машины, в то время как уже с весны 1941 г. немецкая авиация была задействована в боях с союзниками на Средиземноморском ТВД. Там, где должен был использоваться «тропический» камуфляж, как это делали итальянцы, греки или англичане, самолеты Люфтваффе несли североевропейский «серый» тип окраски (чаще всего RLM 74/ 75/76, реже RLM 71/02/65 или «зеленый» RLM 70/71/65). Например, большинство «мессершмиттов» Bf 109 Е из JG 26 и JG 27 имела камуфляж серых оттенков RLM 74/75/76, абсолютно не выполняющий свою роль над пустынными районами, над которыми приходилось сражаться пилотам этих частей. В свою очередь на «штукасах» из St.G 2 «Immelman», прибывших в Африку, единственным тропическим признаком была эмблема «Afrikakorps» - белая пальмочка со свастикой, дополненная орлом Люфтваффе, нарисованная на капотах двигателей, покрытых «зеленым» камуфляжем RLM 70/71. Например, Ju 87 В-2, Т6+ВМ из 4 эскадрильи нес именно такую схему окраски (он получил также белую полосу вокруг фюзеляжа по образцу итальянских самолетов). Стандартно в коде на фюзеляже индивидуальная буква рисовалась в цвете эскадрильи - белом. Того же цвета был носок кока.
Через определенное время на некоторых пикирующих бомбардировщиках из St.G 2 стали наносить «пустынный» камуфляж в виде хаотических пятен цвета RLM 79a (RLM 79 желтый - более светлого тона). Краска наносилась в полевых условиях, поэтому однообразия не наблюдалось - пятна на отдельных машинах были малы, а на других, напротив, покрывали большую часть окрашиваемых поверхностей. Некоторые самолеты этой части даже в 1942 г. продолжали летать без «пустынного» камуфляжа.
«Тропические» краски RLM 78, RLM 79 и RLM 80 однако быстро попали в истребительные части - например, часть истребителей из JG 27 уже летом получила «пустынный» камуфляж. Примером может служить Bf 109 E-7/trop «белый 12» из 1 эскадрильи, у которого нижние поверхности крыльев, фюзеляжа и оперения, а также бока корпуса были окрашены серо-голубым оттенком RLM 78, более темным, чем «европейские» RLM 65 или RLM 76, близким британскому Azure Blue. Верхние поверхности окрашивались песочно-желтым RLM 79а, а на него накладывались хаотические пятна оливково-коричневого цвета RLM 80а. Самолет имел белую полосу вокруг хвостовой части фюзеляжа, типовую для машин, действующих в этом районе, и белый кок винта. Он также оснащался дополнительным топливным баком, не применявшемся в боях над Северной Францией - он был такой же голубой, как фюзеляж снизу (RLM 78). «Белый 12» не имел типовых для JG 27 желтых носа и руля направления, характерных элементов предыдущего периода. Но, например, командир 1 эскадрильи этой эскадры обер-лейтенант Карл Вольфганг Редлих летал в июле 1941 г. на Bf 109 E-7/trop «белый 1» в «европейском» камуфляже RLM 74/75/76 с желтыми носом и рулем направления, на котором механики нарисовали 20 белых отметок воздушных побед. Камуфляж затем сменился, желтые элементы быстрой идентификации уступили место белым, но всегда на капотах двигателей «мессершмиттов» из JG 27 находилась роскошная эмблема эскадры, задуманная, правда, гораздо раньше, но пророчески предсказавшая позднейший африканский район боевых действий этой части - голова негра рядом с мордой леопарда на фоне черного силуэта Африки. Другим образцом применения «тропических» оттенков, введенных директивой LDv 521/2, было покрытие нижних поверхностей краской RLM 78, а верхних - вместе с боками фюзеляжа и вертикального оперения - сплошь песочным цветом RLM 79. Так окрашивались самолеты как в JG 27 (например, «белый 6» из 1 эскадрильи), так и в других частях, например, Bf 109 E-7B/trop, W.Nr.2387, S9+IS (в версии истребителя-бомбардировщика) из 8 эскадрильи ZG 1, штурмовавший британские танковые колонны в 1942 г. «Сплошной» камуфляж дополнялся черными буквами и цифрами кода «S9+IS», белыми полосой на фюзеляже, коком и оконцовками крыльев. Белые полосы и оконцовки в 1942 г. были обязательным стандартом, из которого было мало исключений. «Сплошной» камуфляж RLM 79 на верхних поверхностях получили также другие типы самолетов, воевавшие в Африке, - Ju 87, Ju 88, Не 111. Во всех случаях граница между цветами RLM 79 и RLM 78 (между песочным и голубым), проходящая по фюзеляжу, всегда находилась ниже кромки крыла. Очень интересным явлением был «подъем» этой линии до середины высоты корпуса, так что на виде самолета сбоку становилась заметна такая прямая или волнистая линия границы между цветами. Описанным способом окрашивались на заводах «мессершмитты» Bf 109 версий F («Фридрих») и G («Густав»). Использовался также более темный тон RLM 79 - песочно-коричневый RLM 79b (иначе RLM 79 коричневый). Машины с такой заводской окраской попадали в части в Африке и Италии в 1942-43 гг., и даже - по некоторым источникам - на Восточный фронт. На фронте в полевых мастерских на них наносились дополнительные пятна оливково-зеленого цвета RLM 80b. Размер этих пятен был различен - от небольших размером в ладонь, как на Bf 109 G-2/trop «черный 1» из 5 эскадрильи JG 53, и до больших сегментов, как на Bf 109 G-2/trop «белый 2» из 7 эскадрильи той же части. Самолеты этой эскадры имели интересные камуфляж и обозначения, например, редко можно наблюдать белые оконцовки крыльев на «мессершмиттах» из «Pik - As». Собственно, именно R JG 53 на Bf 109 G и F чаще всего наносили дополнительные пятна оливково-зеленого цвета RLM 80b, тогда как в других частях это делалось необычайно редко - в JG 3, равно как в JG 27, «Фридрихи» и «Густавы» летали с однотонным камуфляжем на верхних поверхностях.
Весьма интересным примером окраски является упоминавшийся выше Bf 109 G-2/trop «черный 1» из 5./JG 53, базировавшийся на Сицилии в ноябре 1942 г. Верх фюзеляжа до половины высоты вместе с вертикальным килем были покрыты мелкими пятнами в цветах оливково-зеленом RLM 80 и песочно-коричневом RLM 79. Снизу фюзеляж и плоскости были светло-голубыми (RLM 78). Зато руль направления имел старый «европейский» камуфляж, состоявший из серо-голубого фона (RLM 76) и мелких пятен в цветах RLM 74/02/70. Разница в окраске говорит о том, что оригинальный руль был поврежден и попросту заменен на другой, найденный в запасах мастерских. Это мог быть руль, снятый с предыдущей версии Bf 109 (например, Е или F), которые на африканском фронте имели еще камуфляж RLM 74/75/76. Основные партии истребителей, предназначенные для Средиземного моря, получали первоначально заводской камуфляж RLM 79/78, однако определенная часть самолетов попадала в Африку непосредственно с других фронтов, например, с Запада или из России. Такие машины появлялись над пустыней в «серых» окрасках, часто с характерными элементами обозначений типа желтых носов в JG 53. Эти элементы закрашивались или редуцировались и в остаточной форме наблюдались в следующие годы войны.
ИТАЛЬЯНСКИЙ ФРОНТ
Когда в 1943 г. Африканский фронт стал - в итоге побед союзников, фронтом Итальянским, «мессершмитты» Bf 109 версии G-6 стали прибывать в части снова в «серых» схемах камуфляжа RLM 74/75/76, и с этого времени их больше не перекрашивали на «тропические» схемы. Примером может служить Bf 109 G-6 «черный 13» из 5./ JG 53 «Pik - As», украшенный пиковым тузом на капоте двигателя, окрашенной по стандартной схеме RLM 74/75/76 с пятнами на боковых поверхностях в цветах RLM 74/70/02. Традиционно для Средиземноморского театра вокруг фюзеляжа имелась белая полоса. Постоянным идентификационным элементом для самолетов этой части были желтые фрагменты капота двигателя. Кресты на верхних поверхностях крыльев сохранили лишь белые элементы, на фюзеляже упрощения коснулись только тонкой черной обводки Balkenkreuz на нижних поверхностях и свастика остались неизменными, в традиционной форме. Черная цифра «16» имела белую обводку, как и вертикальный символ III группы. Кок украсился черно-белой спиралью из четырех витков, которую в 1943 г. все чаще рисовали на истребителях и самолетах непосредственной поддержки пехоты.
Истребители Fw 190 А, как и Bf 109, окрашивались как по «тропической» схеме RLM 78/79/80, так и по «европейской» RLM 74/75/76. В 1942 г. эскадра JG 2 была оснащена «фокке-вульфами» с обеими схемами камуфляжа. Аналогично было и с другими типами машин -'часть имела «пустынную» окраску, часть воевала в «европейских» камуфляжах, что, например, в случае Bf ПО означало схему RLM 74/75/76, а в других, как Ju 88, Не 111 или Hs 129, - схемы RLM 70/71/65 или RLM 70/65. Иногда объединяли обе схемы и на стандартный «европейский» камуфляж накладывали хаотические пятна или «змейки» песочно-желтого цвета RLM 79. Часто такими «змейками» покрывались «хеншели» Hs 129, связные самолеты Fi 156 Storch и Fw 58, разведчики «хеншели» Hs 126. Интересную схему окраски несли «юнкерсы» Ju 88: их камуфляж включал практически все оттенки красок, применяемых в Люфтваффе в 1940-43 гг. Основной схемой окраски для бомбардировщиков в этот период было покрытие верхних поверхностей цветами серо-зеленым (RLM 70) и темно-зеленым (RLM 71), а нижних - серо-голубым (RLM 65); однако часть «юнкерсов» Ju 88, например, из KG 77, действовавших в 1941 г. над Средиземным морем, имела на верхних поверхностях однотонную окраску RLM 70. В 1941 г. ночные операции выполняли, например, Ju 88 А-5 из KG 76, атаковавшие цели на территории Великобритании. Они были камуфлированы снизу черной краской так, чтобы экранировать светлое подбрюшье машин, хорошо видимых в лучах британских прожекторов. Часто черный цвет закрывал также бока фюзеляжа, чтобы белые опознавательные знаки или буквы кода не выделялись на фоне ночного камуфляжа. Без изменений оставались только красные элементы (коки, буквы кода), так как красный цвет при малой освещенности выглядел почти черным, а в луче прожектора очень слабо различался. Поэтому и на британских бомбардировщиках, также несущих черный ночной камуфляж, стандартным было применение красных кодовых букв.
«Тропическая» окраска Ju 88 в 1941-42 гг. имела несколько вариантов. Первый состоял в однотонной окраске верхних поверхностей песочным цветом RLM 79, а нижних - серо-голубым RLM 78 (например, Ju 88 А-5, L1+CM из 4./LG 1). Другой вариант представлял собой нанесение с помощью кисти или распылителя хаотических пятен оливково-зеленого цвета RLM 80 на фон песочного цвета RLM 79 на верхних поверхностях, при этом нижние оставались в серо-голубом RLM 78 (например, Ju 87 D-4, 7A+GH из l.(F)/121) или черном (например, Ju 88 А-4, L1+UK из 2./LG 1).
«Wellenmuster» («Отражение волн») - так называлась следующая схема, встречавшаяся на «юнкерсах», действовавших над водами Средиземного моря и уничтожавших там вражеские корабли. Состояла она чаще всего в том, что на стандартный «морской» камуфляж RLM 72/73/65 на верхних поверхностях накладывались краской RLM 76 волнистые линии («змейки»), что должно было создавать оптический эффект отражения света на морских волнах. Вариантом этой схемы было использование красок, предназначенных для истребителей, т.е. RLM 75/76. На самолет, покрытый целиком серо-фиолетовым цветом RLM 75, наносилась сверху сетка волнистых линий в серо-голубом RLM 76 (например, Ju 88 A-6/U, PN+MT, W.Nr.4198 из КО 54). Другим примером может быть Ju 88 в истребительной версии С-6, служивший в частях ночных истребителей, который был окрашен цветом RLM 76, дополненным позднее на верхних поверхностях пятнышками цветов RLM 75 и RLM 70 (например, Ju 88 С-6, 4R+AS из 8./NJG 2, 1943 г.) или большими полями, закрашенными цветом RLM 75 (например, Ju 88 С-6, R4+FM из II./NJG 2,1942 г.). Вот так «юнкере» Ju 88, будучи самолетом многоцелевым и использовавшимся на всех фронтах, обладал самой большой гаммой схем окрасок и обозначений.
ОБОЗНАЧЕНИЯ САМОЛЕТОВ НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ
После проигранной Битвы за Англию немецкая авиация на Западном фронте потеряла стратегическую инициативу, а с 1942 г. - после объединения британских и американских сил и начала мощных налетов на территорию самого Рейха - перешла к обороне. В это время на истребителях, базировавшихся в Северной Франции и вылетавших с целью перехвата армад союзных бомбардировщиков, .продолжали использоваться элементы быстрой идентификации в виде желтых, красных или белых рулей направления и капотов двигателей, унаследованных от «мессершмиттов», участвовавших в Битве за Англию. И хотя сменилась материальная часть (вместо Bf 109 Е появились новейшие Bf 109 F и G и Fw 190 А), но и теперь машины из JG 26 или JG 2 несли желтые идентификационные обозначения, чаще всего целиком носы фюзеляжей и рули направления или только их фрагменты. Например, на Fw 190 А из JG 26 желтым были окрашены лишь нижние части капота и руль -Fw 190 А-2, W.Nr.419, «черный 1» из II группы (камуфляж RLM 74/75/76). Желтый цвет (RLM 04) появился и на «мессершмиттах» - в апреле 1941 г. ас-истребитель Адольф Галланд, командир JG 26, пилотировал Bf 109 F-2, W.Nr.6714 с желтыми носом, коком и рулем направления, на котором механики нарисовали 58 красных и 2 черных отметки побед. «Серый» камуфляж RLM 74/75/ 76 дополняли шевроны командира, черные с белыми обводками, и эмблема эскадры под кабиной с обеих сторон корпуса.
В 1943 г. на Западном фронте начали появляться полосы вокруг хвостовой части фюзеляжа, означающие принадлежность к части. Позднее, в течение 1944 г., появилась система цветных полос, наносимых по стандарту, так называемых «Reichsverteididung Band» - полос защиты Рейха. Во второй половине 1943 г. в JG 1 на Fw 190 использовались красные нижние фрагменты капота и руль направления и все чаще красная полоса вокруг фюзеляжа, принятая позднее как обозначение JG 300. В JGr.50, под командованием аса Восточного фронта майора Германа Графа, для отличения самолетов этой группы от других частей, защищавших Германию, использовался белый цвет. Им окрашивался руль направления или весь вертикальный киль - сам командир воевал на таком Bf 109 G-6/R6, W.Nr.15919, «красный 1» в стандартном камуфляже RLM 74/75/76 с обозначенными на руле направления 105 победами.
НЕСТАНДАРТНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ САМОЛЕТОВ ЛЮФТВАФФЕ
Кроме элементов быстрой идентификации, применяемых с середины 1940 г., таких как желтые или белые носы фюзеляжа, рули направления или оконцовки крыльев, на самолетах рисовались также эмблемы частей или личные эмблеме пилотов, символы полученных наград (например, Рыцарского креста), отметки воздушных побед или пораженных наземных целей.
Интересным явлением было, между прочим, рисование на носах фюзеляжей «мессершмиттов» Bf 110 из ZG 76 акульих пастей красного цвета с белыми зубами как эмблемы части. Представляется, что такой «американский» акцент не мог появиться в Люфтваффе, но однако в 1940 г. над Дюнкерком Bf 110 сражались с акульими пастями на фюзеляжах, подобно известным американским «Tomahawk» P-40 в Китае. Одним из многих примеров может служить Bf 110 С-2, М8+ЕР из 6 эскадрильи, окрашенный по схеме RLM 70/71/65 с желтыми буквами «Е» на фюзеляже и верхних поверхностях крыльев, рядом с крестами (желтыми были и носки коков винтов - цвета эскадрильи). Акулья пасть была нарисована на нижней части носовой пушечной установки. В 1941 г. камуфляж был изменен на новую схему RLM 74/75/76, но акулья пасть и далее оставалась нестандартной эмблемой эскадры. Из правила были исключения: в III группе вместо пасти рисовалась «мертвая голова», роль глазных впадин которой играли стволы бортовых пушек, установленные в носовой части фюзеляжа. Изображение белого черепа дополнялось рисунками берцовых костей на боковых панелях.
Следующим примером интересного обозначения в виде масштабного рисунка была эмблема ZG 1: оса с большой головой, нарисованная на передней части фюзеляжа Bf 110 С, F, G от носа до ветровых щитков (в 1943 г. в Италии и на Восточном фронте). Экземпляр Bf 110 G-2/trop, 2J+CN из 5 эскадрильи, базировавшийся в Италии, нес такую эмблему, кстати, соответствующую своей части: «Wespe» (oca) - таково было неофициальное немецкое название эскадры. Камуфляж самолета RLM 74/75/76. Белая полоса на фюзеляже была обозначением Средиземноморского ТВД. Первая часть кода была уменьшена в четыре раза по сравнению со стандартом, индивидуальная буква имела нормальный размер и цвет эскадрильи (красный), как и носки коков. Кресты были черные, но без черных обводок.
Орел был геральдической темой, охотно использовавшейся в эмблемах многих эскадр Люфтваффе, но в JG 2 получил не встречавшуюся до того форму. В 1942 г. после переоснащения этой части новыми истребителями Fw 190 А начали рисовать на боках их фюзеляжей (вблизи выхлопных патрубков) большую стилизованную голову орла черного цвета с белой обводкой, занимающую часть капота двигателя вплоть до стыка с крылом. «Фокке-вульфы» в тот период несли камуфляж RLM 74/75/76 и желтые или красные элементы быстрой идентификации -руль направления и низ капота. Рисунок орлиной головы на других экземплярах отличался незначительно, например, Fw 190 А-3, W.Nr.2387, «черный 11» из 8 эскадрильи имел рисунок орла с упрощенным контуром клюва; еще одна машина, как Fw 190 А-3, W.Nr.0514, «желтый 2» из 9 эскадрильи, имела «безголового» орла - после замены съемной части капота, на которой находилась часть рисунка, на новую, покрытую только камуфляжем.
МОРСКИЕ КАМУФЛЯЖИ
Цветами RLM 72/73/65 окрашивались самолеты, атаковавшие союзные конвои в Атлантическом океане в 1941-44 гг. Эти действия координировало авиационное командование Атлантики (Fliegerfuhrer Atlantik), образованное в марте 1941 г. В морском камуфляже над океаном сражались сначала Fw 200 «Condor» из I./KG 40, Не 111 из III./KG 40, вооруженные торпедами Не 115 из KuFlGr 506, Ju 88 и Bf ПО в версиях разведчиков из 3.(F)/1236, а также летающие лодки и гидросамолеты, такие как Do 18 или Аг 196. Основы обозначений эскадр и групп были те же самые, что и в случае сухопутных самолетов -черные буквенно-цифровые коды частей и цветные (желтые, красные, белые, зеленые) индивидуальные буквы.
Летом 1941 г. к ранее перечисленным частям добавились новые, оснащенные самолетами также в морском камуфляже: II./KG 40 с Do 217 Е; KuGr. 606, KuFlGr 106 и 506 с Ju 88 A, KuFlGr 906 с Не 115 и BFGr. 196 с Аг 196 и Не 114. Две из этих частей - KuFlGr 106 и 506, сменившие матчасть с Не 115 на Ju 88 - принимали участие в операциях в Бискайском заливе. «Юнкерсы» сверху окрашивались серо-зелеными красками (RLM 72/73), а снизу - черной, нанесенной в полевых условиях на стандартную RLM 65. Черной краской закрашивались также все белые элементы: кресты, свастики, кодовые буквы. Один из «юнкерсов»
1./KuFlGr 506 - Ju 88 S4+OH -был черный снизу, и черным были закрашены желтые буквы кода, оставляя только тонкую обводку.
На аэродромах, расположенных по берегам Средиземного моря, базировались самолеты морской авиации из SAGr. 125 и 126 (гидросамолеты Аг 196 и Fokker F.VIII W) и морские спасательные части (Do 24). Часть машин имела желтые оконцовки крыльев или белые носы и рули направления, как например применявшиеся некоторое время гидросамолеты Не 60.
На Балтийском море и в Норвегии стандартом было использование желтых идентификационных элементов - полос вокруг фюзеляжа и оконцовок крыльев - как на Восточном фронте в 1941-45 гг. Интересным нюансом, отличающим морские самолеты от сухопутных, был способ окраски лопастей винтов. В то время как у армейских машин лопасти окрашивались черно-зеленой краской (RLM 70) без выделения их концовок предостерегающим цветом (например, желтым, как это делали американцы или англичане), то у морских машин, например, Do 18 или Do 26, лопасти цвета RLM 70 имели концовки, окрашенные тремя цветами: желтым (RLM 04), голубым (RLM 24) и красным (RLM 23).
Летом 1940 г. сбитые немецкие пилоты, воспользовавшиеся парашютами и приводнившиеся в Ла-Манше или Северном море, могли рассчитывать на появление спасательных самолетов и судов Кригсмарине. Гидросамолеты Не 59 спасательной службы были полностью окрашены в белый цвет с красными крестами на месте стандартных Balkenkreuz, а на вертикальном киле была нанесена красная полоса с черной свастикой в белом круге, повернутой на 45± по отношению к стандартной. Сбоку, между свастикой и передней кромкой киля, находился белый орел Люфтваффе.
Поскольку такие самолеты выполняли гуманитарные задачи, они несли не войсковые обозначения, а гражданские (например, Не 59 С-2 из Zeenotflugkommando 3 с кодом D-A+SAM). Несмотря на это англичане считали оправданным уничтожение этих самолетов, полагая, что они участвуют в военных действиях. Немцы отреагировали сменой окраски спасательных машин, введя морской камуфляж RLM 72/73/65 с заводскими войсковыми кодами на боках фюзеляжа, нарисованными в основном черным цветом, (например, Не 59 С-2, W.Nr.7289, DA+WT из Zeenotflugkommando 3 или Не 59 D-1,
W.Nr.2602, NE+UX из Zeenotflugkommando 4). Самолеты, предназначенные для перевозки раненых (Ju 52/3ni, Fi 156 Storch) также обозначались только заводскими кодами на фюзеляже и плоскостях и красными крестами в белых кругах. Их камуфляж сначала был однотонный на всех поверхностях (RLM 02), позднее замененный на темно-зеленый тип RLM 70/71/65. Так как эти самолеты действовали в глубине континента, здесь не было «морских» сочетаний, а применялись только «сухопутные» оттенки красок.
Морской камуфляж RLM 72/73/ 65 имели также гигантские летающие лодки, шестимоторные BV 222, принадлежавшие в 1941 г. к LTS (See) 222 с кодом «Х4» (позднее реорганизованную в SAGr. 129). BV 222 фирмы Blohm u. Voss сверху были окрашены только одним цветом - RLM 72. «Битва за Атлантику», начавшаяся в 1941 г., происходила между охранением союзных конвоев, плывущих в Великобританию и Россию, и Кригсмарине и Люфтваффе, сосредоточивших значительные силы авиации для действий над Норвежским и Северным морями и Атлантическим океаном. Бомбардировщики, вооруженные торпедами - Не 111 H-6 из KG 40, Ju 88 А-4 из KG 30 и Не 115 из KuFlGr 406 и 906 - с большим успехом атаковали транспортные суда, загруженные войсковым снаряжением американского производства. Камуфляж бомбардировщиков имел «сухопутный» характер, а не «морской» (кроме гидросамолетов Не 115, которые окрашивались сочетанием RLM 72/73/65, как например, Не 115 С-1, 8L+IH из 1./ KuFlGr 906). Головные части авиационных торпед не окрашивались, а оставались цвета натурального металла. Исключением были учебные торпеды, носы которых окрашивались двумя цветами - красным (RLM 23) и белым (RLM21).
Стандартные схемы окраски и обозначений
Цветные иллюстрации
Последняя модификация : 04.06.2002 09:47:04