Ракетные крейсеры проекта 1164 предназначены для нанесения ударов по крупным надводным кораблям и ударным группировкам противника, для обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных поисково ударных групп, для решения задач коллективной противовоздушной обороны соединений и конвоев в удаленных районах морей и океанов. Вспомогательными задачами считается борьба с подводными лодками, огневая поддержка десантов, обстрел побережья, занятого противником.
По конструкции корабль длиннополубачный, с развитой трехостровной надстройкой, баш-неподобными пирамидальными фок и грот мачтами. Для улучшения остойчивости и мореходности шпангоуты корпуса имеют сильный развал, а форштевень сильный наклон. В первом отсеке, по носовую таранную переборку располагаются вспомогательные помещения и кладовые. Во втором отсеке, ниже ватерлинии выгородка гидроакустической станции "Платина", выше цепной ящик, шпилевая и кладовые. Третий отсек практически полностью занимает подбашенное отделение и погреба 130-мм орудия, вентиляторные и боевые посты. Четвертый отсек отведен под кубрики и каюты, с агрегатными помещениями в трюме. В пятом отсеке, помимо жилья, расположен также погреб боезапаса для глубинных бомб. В шестом отсеке размещены боевой информационный центр, БИУС "Лесоруб-1164", которые соединены с боевой рубкой командирским лифтом. В седьмом отсеке расположены вспомогательные механизмы, в том числе и приводы носовой пары крыльевых устройств успокоителей качки. Восьмой отсек носовое машинное отделение с маршевыми турбинами, редукторами, ТУК и паровыми вспомогательными турбинами на общей раме, девятый отсек вспомогательных механизмов и второй пары успокоителей качки. Затем кормовое машинное отделение с форсажными турбинами. Одиннадцатый отсек вспомогательные механизмы, в следующем подпалубные погреба ЗРК "Форт" с пусковыми барабанами, а также погреба и приводы системы постановки помех ПК-2 (побортно), грузовой лифт. В тринадцатом и четырнадцатом отсеках размещаются кубрики экипажа, имеются вспомогательные и служебные помещения, торпедные аппараты, а в районе 300 310 шпангоутов погреба и ПУ зенитных ракет "Оса". Кормовой отсек в основном служит для размещения буксируемого антенного устройства и систем для его постановки и подьема, также в корме выгорожен ахтерпик. На всем протяжении корабля имеется двойное дно (где располагаются топливные цистерны), разработана система платформ. Основные погреба боезапаса разумно разнесены по кораблю (что как-то компенсирует отсутствие броневой защиты), разделены переборками и снабжены системами орошения и затопления. Все эти меры конструктивно обеспечивают живучесть и непотопляемость крейсера при затоплении любых трех отсеков, кроме машинных отделений.
В конструкции легких выгородок внутри корпуса используются наряду со сталью алюминиевые сплавы. Надпалубные надстройки в районах воздействия пламени стальные, верхние конструкции для облегчения изготовлены также из алюминиевых сплавов. Ходовая рубка достаточно просторная, а вот ходовой мостик тесноват (правда, это по личному впечатлению автора). На нижних ярусах флагманский командный пункт, каюты старших офицеров, кают компания. Блоки надстройки имеют технологические разрезы для того, чтобы она не включалась в общую прочность корпуса и не трескалась из-за напряжений изгиба. Развитые дымоходы с системами воздухозабора размещены поперек корабля. Сразу за дымовыми трубами установлен кран грузоподьемностью 8,5 тонн. Между прочим, на "Лобове" и далее его заменяли двумя компактными электрогидравлическими кранами, разместив их по бортам, а трубы обьединили в одну.
В кормовой части главной палубы в виде отдельного острова размещен вертолетный ангар, который венчает 30 тонная антенна "Форта", далее в корме вертолетная площадка с системами обеспечения взлета и посадки. Имеются, помимо набора спасательных средств, разьездной командирский катер проекта 1404 и рабочий катер проекта 1402.
Из личных впечатлений можно припомнить вопрос, на который на самом корабле ответа нет-я побывал на "Варяге" в декабре 1997 года и был просто поражен тем, что ходить по палубе практически невозможно-она скользкая, словно каток. Отсутствие противоскользящих покрытий на наших кораблях при нашем климате так и хочется обьяснить тем, что конструкторы и кораблестроители стараются, чтобы морякам служба медом не казалась. Время экстренного приготовления корабля к бою и походу всего 12 минут, автономность корабля 30 суток, мореходность неограниченная. Применение главных комплексов оружия возможно при бортовом крене до 15 градусов, килевой качке до 5 градусов, ветре до 20 м/ сек. Диаметр циркуляции составляет всего лишь 3,5 длины корпуса, т.е. 655 метров.
Основные технические характеристики головного крейсера проекта 1164 следующие: водоизмещение стандартное 9380 т, полное 11490 т, наибольшее 11720 тонн. Главные размерения корпуса: длина 186,4 м, ширина 20,8 м, осадка по миделю при полном водоизмещении 6,28 м, осадка по носовому бульбу 8,4 метров. Размерения по конструктивной ватерлинии: 170 х 19,5 метров.
Численность экипажа от 485 человек (в том числе 66 офицеров, 64 мичмана и 355 матросов на "Славе") до 476 человек (62 офицера, на последующих). Жилой блок помещений для офицеров имеет прекрасную отделку (может быть, даже несколько чрезмерную для боевого корабля) и достаточно простора. На "Варяге", к примеру, создан великолепный музей, где чтут не только новое, но и старое название крейсера. Кают-компании отделаны деревянными панелями с инкрустацией, картинами и ковровыми покрытиями. Моряков, привыкших к штатным корабельным саунам, поражают здесь и комфортабельный бассейн с водопадом морской воды, лечебные души, обширная парилка, резной предбанник-на крейсерах простая сауна выполняет роль оздоровительного центра в дальних походах. Неплохо оснащена амбулатория. Микроклимат в помещениях корабля создается при помощи четырех холодильных установок БМ-600.
Противокорабельный ракетный комплекс расположен побортно, в стационарных сдвоенных ненаводящихся наклонных (30 градусов к горизонту) пусковых установках СМ-248, что придает кораблю неповторимый характерный облик. Довольно часто со стороны любителей изящных форм слышна критика "корабль выглядит контейнеровозом". Я попытался чисто из интереса "улучшить" и "облагородить" силуэт крейсера путем более оптимального размещения надстроек и вооружения и потерпел провал. Любое "улучшение" оборачивалось даже чисто теоретически ухудшением его основных боевых качеств, ростом водоизмещения или просто лишало его воинственного экстерьера. Лучше, чем есть, не сделать!
Иностранцы, кстати, весьма высоко оценивают наши корабли. В "Дженах" им ежегодно выделяется две страницы, в сборнике "Советское ядерное вооружение" о них говорится так:
"многоцелевой ракетный крейсер нового класса "Слава", несмотря на обычную силовую установку и меньшие, чем у "Кирова" размеры, является тяжеловооруженным и мощным боевым кораблем с зенитным, противолодочным и противокорабельным вооружением". Крейсера служат обьектом повышенного внимания гостей: так, в июле 1989 года в порыве откровенности мы пригласили американцев на ЧФ для демонстрации возможности детектирования излучения от имеющегося на борту кораблей ядерного вооружения аппаратурой "Советник". Специалисты ВМС США благосклонно приняли приглашение, облазили "Славу", на которой проходила инспекция, ознакомились с "Советником", с ядерными боеголовками, с кораблем и уехали, не пригласив наших к себе, заявив, что они воспринимают эту акцию не как жест доброй воли, а как отвлекающий маневр с целью проникновения на американские носители атомного оружия... А вот как информирует читателей газета "На страже Заполярья" о целях посещения "Маршала Устинова" министром обороны Франции Ж. Шевенманом 6 апреля 1989 года: "Шевенману был показан главный командный пункт ракетного крейсера. Он получил также ответы на интересующие его вопросы о предназначении ряда агрегатов и механизмов, некоторых тактикотехнических характеристиках корабля".