Глава 1. Эсминцы в советском флоте в довоенный период
Класс эскадренных миноносцев торпедно-артиллерийских кораблей, предназначенных для взаимодействия с оперативным соединением (эскадрой), сформировался накануне и в период Первой мировой войны. Первоначально он появился вследствие необходимости эффективной борьбы с вражескими миноносцами. Противоминная артиллерия линейных кораблей, имеющая то же назначение, не всегда гарантировала эскадру от атак миноносных кораблей. Поэтому возникла идея включения в состав эскадр миноносцев, способных защитить ее на переходе и во время боя с главными силами противника. Плавание с эскадрой в открытом море обусловило необходимость повышения мореходности, которое достигалось «автоматически» — с увеличением размерений и водоизмещения, неизбежных при росте калибра и количества орудий. Последнее же было совершенно обязательным для победы в артиллерийском бою с миноносцами противника. Об основном назначении новых кораблей свидетельствовало их наименование: контрминоносец или destroyer, то есть истребитель миноносцев. Таким образом, «истребители» представляли собой, по существу, увеличенные миноносцы с более мощным артиллерийским (иногда — и усиленным торпедным) вооружением, большей скоростью хода и дальностью плавания, более пригодные к охранной службе при эскадре, но при этом способные действовать самостоятельно или группой. Обладая резервом скорости, необходимым для выполнения тактической разведки, контр-миноносцы смогли принять на себя большую часть работы, входившей ранее в обязанности многочисленных предшественников класса легких крейсеров. В ведущих флотах, реально располагавших эскадрами мощных артиллерийских кораблей, накануне Первой мировой войны развернулось серийное строительство «истребителей», заслуживших в ходе боевых действий репутацию незаменимых и универсальных боевых кораблей, способных решать широкий круг задач.
В Императорском российском флоте в 1909 году официально утвердился термин «эскадренный миноносец». Первым «истинным» представителем этого класса следует считать вступивший в строй в 1913 году эсминец «Новик», качественно отличавшийся от предшественников. Турбинные механизмы и котлы на жидком топливе, уже завоевавшие позиции в корабельной энергетике иностранных флотов, четырехдюймовая артиллерия с системой центральной наводки, спаренные торпедные аппараты делали этот корабль, при закладке классифицировавшийся как минный крейсер, достойным прототипом для многочисленной серии эсминцев русского флота. Боевые возможности «Новика» настолько отличались от находившихся в строю миноносцев, что командование Балтийского флота сочло необходимым включить его в состав бригады крейсеров. В ходе войны на Балтике «Новику» пришлось воевать самостоятельно или во взаимодействии с однотипными кораблями, проявляя свои способности, превосходящие по спектру разработанные военно-морскими тактиками оперативные «сценарии». Русские эсминцы неоднократно вступали в артиллерийские дуэли даже с крейсерами Германии и Турции — артиллерийский огонь 102-мм орудий считался достаточно эффективным при стрельбе по крупным легкобронированным кораблям (в германском же флоте калибр 105-мм признавался достаточным для вооружения легких крейсеров практически всех типов вплоть до середины Первой мировой войны).
Серийные «новики» составили основу советского флота в двадцатые — тридцатые годы. Однако уже в начале тридцатых прогресс в мировом военном кораблестроении сделал эти эсминцы морально устаревшими. Поэтому вполне логичным предстает тот факт, что разрабатывавшееся с 1928 года Морским отделом штаба РККА оперативно-тактическое задание на «новый эсминец для Балтийского и Черного морей» в конечном итоге сформировалось в документ, положивший начало проектированию лидеров типа «Ленинград*. Новые эсминцы, строительство которых, главным образом вследствие финансовых ограничений, планировалось в небольшом количестве, предполагалось использовать именно для лидирование «новиков» — в полном соответствии с господствовавшими в иностранных флотах воззрениями.
Класс лидеров эсминцев (flotilla leader) зародился в годы Первой мировой войны, продолжив основную тенденцию эволюции миноносцев — увеличение водоизмещения и повышение мощности вооружения. В некоторых случаях вооружение даже «опережало» сам корабль: примером могут служить построенные в конце Первой мировой войны в Германии эсминцы со 150-мм артиллерией. К середине тридцатых годов Великобритания, Франция и Италия ввели в состав своих флотов корабли водоизмещением более двух тысяч тонн, вооруженные 4—5 орудиями калибра 120—138 мм и 6—9 торпедами в залпе, способные развивать скорость полного хода до 40 узлов. В английском флоте лидерам отводилась классическая роль — вывод в атаку эсминцев, тогда как французы и итальянцы, по существу, соревновались между собой в строительстве все более мощных и быстроходных кораблей, которые должны были противостоять друг другу в поединке. В СССР термин «лидер» официально утвердился в 1933 году, и с того времени «Ленинград» стал именоваться лидером эсминцев.
После закладки в 1932 году трех лидеров «проекта № 1» вновь началась работа над проектом серийного эсминца, предназначенного для замены «новиков», техническое состояние которых вследствие солидного возраста и интенсивной эксплуатации определялось как «плачевное». Эсминцы, которые ВМС РККА рассчитывали получить в количестве более 50 единиц, по мнению тогдашней отечественной военно-морской науки, следовало вооружить двумя трехтрубными торпедными аппаратами для торпед калибром 533-мм, четырьмя [30-мм орудиями в палубно-щитовых установках, тремя палубными 76,2-мм зенитными орудиями и 45-мм автоматами. Такое вооружение при скорости полного хода 38 узлов должно было обеспечить решение всех тактических задач, главной из которых оставалась торпедная атака надводных кораблей противника. Стандартное водоизмещение эсминца наиболее радикальные представители УВМС и промышленности предлагали ограничить величиной 900—1000 тонн, что было явно невыполнимо. При утверждении тактико-технического задания (ТТЗ) эта цифра увеличилась до 1400 тонн. Обращение к опыту итальянского кораблестроения, закрепленное договорами о технической помощи в проектировании и постройке надводных кораблей, привело к появлению в нашем флоте эсминцев проекта № 7 — типа «Гневный». Итальянцы, создававшие свои эсминцы для Средиземноморского театра, традиционно делали упор на высокую скорость хода, жертвуя ради ее достижения прочностью корпуса, которая, учитывая специфику театра, не являлась для них первостепенной. Проектируя теоретический чертеж «семерки», специалисты фирмы «Ansaldo» применили для получения высоких пропульсивных качеств корпуса острые V-образные образования шпангоутов в носовой части и транцевую корму с завалом бортов внутрь (для уменьшения брызгообразования при высоких скоростях на спокойной воде). Такие обводы не являлись оптимальными с точки зрения мореходности, но итальянцам и не ставилась ''эта задача — главным в задании было обеспечение 38-узловой скорости полного хода. Опыт эксплуатации кораблей итальянским ВМФ не научил обращать особенное внимание на мореходность, тогда как для нашего флота с его открытыми океанскими театрами на Дальнем Востоке и Севере позаботиться о должных мореходных качествах эсминцев было необходимо. Стремление к максимальному облегчению корпуса, негативно проявившееся уже в первые месяцы службы советских лидеров (значительная вибрация корпусных конструкций, серьезно затруднявшая использование оружия), сопровождалось выбором для «семерок» линейной схемы расположения машинно-котельной установки, как дающей экономию водоизмещения. Итальянцы перешли к ней, начиная с эсминцев типа «Dardo». Двухвальная паротурбинная установка расчетной мощностью 48 тысяч л.с. проектировалась конструкторами механического отдела ЦКБС-1 по итальянским прототипам. Важной особенностью эсминцев типа «Гневный» было оснащение их приборами управления артогнем (ПУАО) главного калибра, создававшимися отечественной приборостроительной промышленностью на основе
закупленных для лидеров итальянских «централей» — громоздких электромеханических устройств, работающих совместно с командно-дальномерным постом (КДП). Среднекалиберное зенитное вооружение — два 76,2-мм орудия (от третьего пришлось отказаться еще в эскизном проекте для сохранения водоизмещения в заданных пределах) и три 45-мм полуавтомата — также следует отнести к особенностям «семерок». В иностранных флотах в середине тридцатых годов лишь отдельные представители класса эсминцев имели зенитные орудия такого калибра и в таком количестве.
Линейное расположение машинно-котельных отделений (МКО) послужило поводом для замораживания в августе 1937 года строительства серии «семерок» из 53 кораблей и отмены планировавшейся закладки еще тридцати единиц. После объявления якобы заведомо обладающего более низкой боевой живучестью эсминца типа «Гневный» «вредительским проектом» началась «охота на ведьм» в конструкторских организациях промышленности и флотских научно-исследовательских учреждениях. Правительство приняло решение о приостановке строительства эсминцев. При этом, как неоднократно бывало ранее и повторялось впоследствии, были забыты обстоятельства, при которых принимались «вредительские» технические решения. Командование РККФ выступило с инициативой проектировать и строить новые корабли, но специалисты промышленности, прекрасно осознавая невозможность в требуемые сроки перестроить производство и катастрофичность последствий такой перестройки, предложили перепроектировать «семерку» под эшелонное расположение МКУ. Для этого необходимо было создать новые главные котлы, так как их количество увеличивалось до четырех — по два в эшелоне. Изменения неизбежно утяжелили эсминец и в значительной степени стеснили внутреннее расположение, но позволили достроить уже заложенные корабли по доработанному проекту, сохранив (с небольшими изменениями) корпус и главные турбозубчатые агрегаты «семерки». Проект 7-У парадоксален, так как «улучшения», направленные на повышение живучести, серьезно ухудшили проектные тактико-технические элементы (ТТЭ) серийного эсминца, которые к тому времени уже не соответствовали мировому уровню военного кораблестроения. Опыт боевых действий в Испании требовал учета не только в части живучести МКУ. Факт подрыва на мине английского эсминца «Hunter», имевшего линейное расположение МКО и в результате полностью лишившегося хода, получил в отечественных кораблестроительных кругах, пожалуй, слишком большой резонанс. А его трактовка «в духе времени», сопровождавшаяся далекими от технической природы вопроса комментариями, повлекла за собой многомиллионные расходы, которых вполне можно было избежать. Даже опыт Второй мировой войны не дал исчерпывающего подтверждения решающим преимуществам эшелонной схемы: погибали эсминцы и с линейным, и с эшелонным расположением механизмов. Что же касается потери хода, то она при получении боевых повреждений происходила очень часто — в результате, например, срабатывания предельных регуляторов турбин от сотрясения при взрыве или нарушения герметичности и падения давления в котельных отделениях. Опыт испанской войны свидетельствовал о необходимости уделять больше внимания защите от воздушного противника.
Новый проект серийного эсминца, который должен был составить основу легких сил «Большого флота», обладал рядом особенностей. Перед их рассмотрением необходимо вернуться на несколько лет назад.
В 1934 году параллельно с эскизным проектированием серийного эсминца в ЦКБС-1 по инициативе его начальника В.Л.Бжезинского был разработан эскизный проект экспериментального эскадренного миноносца с котлотурбинной установкой, работающей на паре повышенных параметров. Идея применения такой КТУ возникла у В.Л.Бжезинского в результате изучения опыта немецких конструкторов во время командировок в Германию в 1930—1932 годах. Связанные ограничениями Версаля немцы вынуждены были для соблюдения договорного предела водоизмещения своих кораблей искать способы радикального снижения относительной массы КТУ. Они продвигались в направлении создания мощных и компактных турбинных агрегатов, рассчитанных на питание от полупрямоточных котлов системы Вагнера. В СССР над прямоточными котлами работал известный теплотехник профессор Рамзин, и механическую установку экспериментального эсминца ЦКБС-1 проектировало под корабельные котлы его системы. Полученный в результате применения новой энергетики выигрыш в водоизмещении было решено использовать на усиление вооружения. Если в первоначальном предложении ЦКБС-1 артиллерия и торпедное вооружение корабля повторяли таковые на серийных эсминцах проекта 7, то в 1935 году на чертежах появляются две башенные установки с двумя 130-лш орудиями в каждой.
Необходимость защиты расчетов артустановок и торпедных аппаратов от осколков снарядов и воздействия волн и брызг была очевидна как для моряков, так и для конструкторов: обслуживание артиллерии и торпедного оружия на узкой качающейся палубе при сильном встречном ветре (15—20 м/с) требовало особого мастерства и сопровождалось значительными трудностями. Первыми решительный шаг от пожеланий к действиям сделали японские кораблестроители - на эсминцах типа «Fubuki» они разместили главную артиллерию из шести 127/50 орудий в защищенных противоосколочной броней башенных установках, не забыв также и о легком бронировании боевой рубки и постов управления торпедной стрельбой. Японцы достигли желаемого сочетания мощного артиллерийского и торпедного вооружения и достаточной защиты, принеся в жертву высокую скорость хода (проектную скорость полного хода «Fubuki» ограничили 34 узлами) и обитаемость (хотя последняя считалась неудовлетворительной лишь по нормам европейских флотов, тогда как стандарты японского кораблестроения допускали подобные жесткие условия). Появление новых японских эсминцев — первым весной 1928 года в строй вошел «Hatzuyki» — не осталось без внимания в других странах. Поэтому экономию водоизмещения советского экспериментального эсминца, получающуюся за счет «легкой» МКУ, заманчиво было использовать для апробации башенной артиллерии главного калибра.
Специально для этого" корабля Артиллерийский научно-исследовательский морской институт (АНИМИ) выдает промышленности ТТЗ на проектирование башенной установки Б-31 с двумя 130-лш орудиями. Корабль предполагается вооружить тремя такими установками — одной на полубаке и двумя в корме (данная схема расположения спаренных установок использовалась японскими конструкторами — для обеспечения приемлемой остойчивости им пришлось отказаться от наиболее выгодной с тактической точки зрения линейно-возвышенной схемы размещения башен в носу). Два пятитрубных торпедных аппарата — в отличие от трехтрубных на «семерках» — «выбирали» в нагрузке масс корабля резервы, поэтому зенитное вооружение ограничили двумя 45-мм орудиями. В «проекте № 45» экспериментального эскадренного миноносца предлагались многие передовые технические решения — большой объем сварки корпусных конструкций, электроэнергетическая установка на переменном токе, высокооборотные вспомогательные турбинные механизмы. И по целому ряду объективных и субъективных причин эсминец «Серго Орджоникидзе» (с 1940 года —«Опытный»), заложенный в конце 1935 года, до начала войны так и не вошел в состав флота, а установленное на нем вооружение в совокупности практически ничем не отличалось от серийных «семерок». Однако замысел эсминца с башенной артиллерией и высокоэффективной энергетической установкой, начатый реализацией в 1935 году, свидетельствует о том, что отечественное военное кораблестроение стремилось тогда шагать в ногу со временем.
ТТЗ на серийный эсминец проекта 30, утвержденное Начальником Морских сил РККА 15 ноября 1937 года, предусматривало вооружение его четырьмя 130-мм орудиями (обязательность применения башенных установок не оговаривалась), зенитную артиллерию из двух 76,2-мм полуавтоматических орудий должны были дополнить четыре одноствольных 37-мм автомата и столько же 7,62-мм пулеметов, а торпедное вооружение предлагалось усилить, установив три трехтрубных 533-лш торпедных аппарата. Скорость полного хода сохранялась той же, что и для «семерок» — 38 узлов, а стандартное водоизмещение ограничивалось величиной 1700 тонн. Разработку проекта поручили КБ завода № 190 имени А.А. Жданова (после «обнаружения вредительства» в ЦКБС-1 УВМС не считало возможным доверить проектирование эсминца этой организации). Коллектив под руководством Главного конструктора А.М.Юновидова закончил предварительный проект осенью 1938 года. Несколько увеличив главные размерения «улучшенной семерки» и сохранив практически без изменений обводы корпуса и МКУ, конструкторы сгруппировали главную артиллерию в двух двухорудийных башенных установках, расположив их в носу и в корме, а два 76,2-мм зенитных орудия в башенно-подобной установке 39-К поместили на кормовой надстройке. Вместо трех трехтрубных в эскизе присутствовали два пятитрубных торпедных аппарата, расположенных традиционно — на верхней палубе в диаметральной плоскости между надстройками. Проектанты настаивали на принятии решения об отказе от малокалиберной зенитной артиллерии в незащищенных палубных установках, мотивируя это опытом войны в Испании. На основании докладов побывавших там советских военно-морских советников делался вывод о необходимости защиты расчетов орудий всех калибров и наводчиков торпедных аппаратов легкой броней от обстрела с воздуха. Однако ссылка на такой опыт — некоторая натяжка, так как во время боевых действий на море не было случаев штурмовых атак (обстрел из пулеметов и пушек с самолетов), когда эсминцы вели огонь из орудий главного калибра или стреляли торпедами. Но под влиянием этих настроений в техническом проекте № 30, утвержденном постановлением СНК СССР № 403 от 27 октября 1939 года, отказались от 37-мм автоматов, ограничившись четырьмя спаренными крупнокалиберными пулеметами. Башенные установки, предназначавшиеся для вооружения «тридцатки», проектировались заново. Не вышедшая из стадии эскиза установка Б-31 для экспериментального эсминца «тихо угасла», а новая, получившая название Б-2, по ТТЗ первоначально должна была разрабатываться в двух вариантах — для лидеров и для эсминцев (Б-2Л и Б-2М, соответственно). Незначительные отличия заставили объединить оба варианта в один, работы в Особом техническом бюро НКВД Ленинградской области продолжились над артсистемой Б-2ЛМ. Два обладавших прекрасными баллистическими качествами орудия Б-13 с независимыми механизмами вертикального наведения разместили в легкобронированной башне, разделив боевые отделения полупереборкой. Успешный поиск «врагов народа» среди конструкторов-оружейников привел к тому, что Б-2ЛМ создавалась в «шараге», а единственный опытный образец артсистемы прошел полигонные испытания лишь к весне 1941 года. Три башни Б-2ЛМ к началу войны были установлены на лидере «Ташкент».
Большая масса новой башни Б-2ЛМ (49 тонн), учесть которую при отсутствии проектных данных не представлялось возможным во время составления ТТЗ, увеличила стандартное водоизмещение «тридцатки» до 1900 тонн, поэтому достижение требовавшейся заданием 38-узловой скорости можно было осуществить только дальнейшим форсированием главных турбин. В проекте 7-У уже «узаконили» форсирование ГТЗА с расчетных 48 до 54 тысяч л.с., резервы турбин, извлекавшиеся повышением паропроизводительности котлов, исчерпывались. Сохранение высокой скорости полного хода могло привести к необходимости проектировать ГТЗА заново, а это было совершенно неприемлемо для отечественной турбостроительной промышленности, перед которой стояла задача обеспечить массовый выпуск механизмов для крупной серии кораблей.
Размещение 76,2-мм орудий в установке 39-К на кормовой надстройке позволяло (кроме защиты расчета) улучшить диаграмму углов обстрела по сравнению с «улучшенными семерками», на которых одновременная стрельба из близко расположенных побортно на средней надстройке палубных установок 34-К была весьма затруднена, а сама диаграмма «затенялась» 130-мм орудием № 3. Кроме того, питание боезапасом 39-К на «тридцатке» было организовано значительно лучше —на кораблях проекта 7 погреба 76,2-мм снарядов, первоначально расположенные вблизи самих орудий в отсеке между котельными отделениями, пришлось перенести в направлении кормы, и боезапас доставлять вручную на расстояние 10—12 метров. Управление огнем зенитной артиллерии на эсминцах проекта 30 предполагалось осуществлять при помощи системы МПУАЗО (морских приборов управления зенитным огнем) «Союз» — на «семерках» практически стрельба по воздушным целям велась табличным способом, а внедрение системы МПУАЗО к началу войны оставалось «на бумаге». В 1940—1941 годах для «тридцаток», лидеров проекта 48 и новых эсминцев проекта 35 создавался пятитрубный 533-мм торпедный аппарат 2-Н с двухрядным расположением труб и бронированным постом наводчиков, но до начала войны изготовили только опытный образец.
Архитектура «тридцатки» отличалась от «улучшенной семерки» наличием большой носовой надстройки с закрытым мостиком, спроектированной по образцу лидера «Ташкент». В некоторых вариантах проекта прорабатывалась возможность непосредственного сообщения со средней и кормовой надстройками без выхода на верхнюю палубу — через переходные мостики. Вторым внешним отличием было отсутствие грот-мачты. Отказ от грот-мачты был вызван стремлением усложнить для противника определение курсового угла корабля. Корпус корабля в основном повторял «семерку», где преобладала характерная для итальянских эсминцев поперечная система набора.
По существу, эскадренные миноносцы проекта 30, закладка большой серии которых началась в 1939 году, являлись морально устаревшими кораблями, с технической точки зрения принципиально не отличавшимися от давно находившихся в строю иностранных эсминцев. Хотя этот проект и свидетельствовал об отставании отечественной промышленности от передовых стран, его появление вполне объяснимо. Серьезные трудности, которые испытывали турбостроительные заводы при выполнении заказов на требуемое количество корабельных паровых турбин, заставили обратиться к помощи зарубежных фирм, разместив заказы на изготовление комплектов для нескольких эсминцев типа «Сторожевой» в Англии. Освоение серийного производства новых механизмов на продолжительный срок дезорганизовало бы отечественную турбостроительную промышленность, тем самым лишая флот возможности получить необходимое количество кораблей в плановые сроки. В предверии неминуемого начала войны на Западе руководство Наркомата судостроительной промышленности делало все возможное, чтобы в максимальной степени выполнить поставленные задачи. Это означало, что на новые корабли будут устанавливаться только те виды механизмов, вооружения и оборудования, которые реально могут быть изготовлены заводами.
Особенно ярко «высветилось» отставание советской промышленности при ознакомлении наших специалистов с американским военным кораблестроением в 1938—1939 годах. Работа в США комиссии НКВМФ, которую в начальный период возглавлял заместитель Народного комиссара ВМФ флагман флота 2 ранга И.С.Исаков, «открыла глаза» на достижения в области корабельной энергетики и электротехники, морской артиллерии и приборостроения. Американцы создали еще в середине тридцатых годов высокоэкономичные корабельные паротурбинные установки на высоких параметрах пара, оснащенные котлами с дутьем в топку, осуществили переход на переменный ток в судовом электрооборудовании, вооружили свои эсминцы универсальной 5-дюймовой артиллерией. На американских верфях широко использовалась электросварка (эсминцы типа «Benson» имели полностью сварные корпуса), передовые методы организации производства позволяли при крупносерийном строительстве спускать на воду практически готовые корабли. На эсминцах типа «Benson» американцы перешли от щитовой к башенной 127/38 универсальной артустановке Mk 30. Короткоствольное по сравнению с отечественным Б-13 американское орудие уступало по дальности стрельбы, но максимальный угол вертикального наведения 85° и раздельно-гильзовое заряжание, обеспечивающее большую скорострельность, делали его весьма эффективным при стрельбе по воздушным и морским целям. Применение в качестве главного калибра эскадренных миноносцев универсальной артиллерии позволяло кардинально разрешить проблему борьбы с воздушным противником, которой в американском флоте уделялось должное внимание. Правильность данного решения подтвердил впоследствии опыт Второй мировой войны (наши эсминцы проектов 7 и 7-У во время войны вынуждены были использовать орудия Б-13 для борьбы с самолетами противника).
Предпринимая в конце 1938 — начале 1939 года попытки разместить заказ на проектирование и постройку эсминцев для нашего флота на американских судостроительных фирмах, комиссия НКВМФ добивалась вооружения корабля современными универсальными орудиями главного калибра и снабжения его соответствующими приборами управления стрельбой. Однако Морское министерство США отказалось дать фирме «Gibbs & Сох» разрешение на проектирование для СССР эсминца с современным вооружением, предложив использовать старые неуниверсальные орудия, значительно уступавшие отечественному Б-13. Столкнувшись после подписания советско-германского пакта о ненападении и «договора о дружбе и границах» с политическим бойкотом и, естественно, запрещением на -экспорт в СССР продукции чисто военного назначения, советская комиссия переключила свое внимание на заказ главных и вспомогательных механизмов для эсминцев. Промышленность США создала к концу тридцатых годов четыре типа стандартизированных главных турбозубчатых агрегатов и паровые котлы двух систем различной производительности на стандартных параметрах пара: 43,5 кг/см2 и 455°С. На эсминцах типа «Fletcher» (головной корабль DD445 «Fletcher» был заложен 2 октября 1941 года, спущен на воду 3 мая 1942 года и вошел в строй 30 июня. Но первым — 4 июня 1942 года — в состав ВМС США вошел DD449 «Nicholas») появились ГТЗА полной проектной мощностью 30 тысяч л.с., что при двухвальной установке давало 60 тысяч. Котельная установка этих кораблей — четыре котла фирм «Foster-Wilier» или «Babcock & Wilcox» паропроизводительностью 55 тонн в час — была оборудована системой закрытого питания с деаэратором. Дутье в топку котлов повышало живучесть МКУ, так как разгерметизация котельных отделений в результате боевых повреждений не приводила к падению давления в топках и не снижала параметры работы котлов. Благодаря использованию пара повышенных параметров достигалась высокая экономичность РЭУ, что позволяло американским эсминцам при полном запасе топлива около 500 тонн иметь расчетную дальность плавания 12-узловым ходом до 5 тысяч миль. Весьма необычным для советских специалистов было расположение топливных цистерн. Основная часть котельного топлива размещалась ч одном — двух больших отсеках, занимающих почти весь объем по поперечному сечению корпуса в нос и в корму от машинно-котельных отделений. Такая схема расположения цистерн при одновременном расходовании топлива позволяла упростить балластировку. Еще более неожиданным нашим представителям показалось отсутствие на американских эсминцах второго дна. Оригинальное расположение топливных цистерн, собственно говоря, и явилось следствием такой конструкции корпуса, довольно спорной с точки зрения живучести даже при навигационных повреждениях. Записывая свои впечатления от бесед с американскими инженерами-кораблестроителями, адмирал Исаков по этому поводу заметил: «В Балтийских шхерах они рассуждали бы иначе — привыкли мыслить Тихим океаном». Двойное дно на протяжении МКО появилось на американских эсминцах начиная с типа «Fletcher». Форма подводной части корпуса эсминцев США отличалась слабовыраженным бульбовым образованием основания форштевня и погруженной эллиптической кормой (советские конструкторы упорно игнорировали «носовую каплю» — ходовой бульб, оправдывая применение обычных образований форштевня необходимостью использования носовых параванов). Для частичной компенсации высокой начальной остойчивости, являвшейся следствием возможного при отсутствии второго дна сравнительно низкого расположения механизмов, на всех американских эсминцах устанавливались боковые кили. Интересно отметить, что благополучное положение с остойчивостью своих эсминцев, как и основания для издевательств над низкой остойчивостью японских миноносцев, стало возможным в результате отказа на кораблях типа «Benson» от пятой башни Мк30, предусмотренной первоначальным проектом. Оформив в США заказ на комплект ГЭУ, комиссия НКВМФ получила выполненные фирмой «Gibbs & Coxs» эскизы общего расположения американской МКУ в габаритах эсминца проекта 30. Позднее в СССР но утвержденному НКВМФ 8 марта 1940 года ТТЗ был разработан технический проект 30А эсминца с американской энергетикой. Несмотря на то, что комплект ГЭУ своевременно поступил из Америки, этот проект не был реализован даже после окончания войны. Даже такое простое техническое решение как дутье в топку котлов, значительно повышающее живучесть МКУ и возможность форсировки без перехода на повышенные параметры пара, не было использовано на практике.
Резкое охлаждение отношений с США с одной стороны и «радушный» прием Хозяйственной комиссии под руководством И.Ф.Тевосяна командованием ВМФ Германии — с другой дали импульс для концентрации внимания советских кораблестроителей на немецком опыте. Ознакомившись с проектом эсминца типа 1936-А (они вступили в состав флота под наименованиями Z23 — Z30), входившие в состав делегации представители флота и промышленности обратили внимание на такие особенности этих кораблей, как 150-мм орудия главного калибра и ГЭУ мощностью 70 тысяч л.с, с шестью полупрямоточными котлами Вагнера, вырабатывавшими пар температурой 450°С под давлением 70 кг/см Задуманные для достижения качественного превосходства (при ограниченном количестве) над «стандартными» английскими кораблями, эти немецкие эскадренные миноносцы вооружались пятью 150-мм орудиями (в том числе двумя в носовой башенной установке) и двумя четырехтрубными торпедными аппаратами. Мощное артиллерийское вооружение результировалось в большом водоизмещении — полное превышало 3400 тонн. Желание сделать эсминец устойчивой платформой для орудий, крупного калибра заставило в проекте оснастить корабль системой умерения качки пассивного типа, которая на практике, тем не менее, не использовалась.
Немецкие эсминцы оказали достаточно сильное влияние на отечественную оперативную мысль. Комиссия под председательством флагмана 2 ранга С.П.Ставицкого, разрабатывавшая оперативно-тактические требования к новым эсминцам осенью 1939 года, пришла к выводу о целесообразности создания «большого эсминца» с восемью 130-мм универсальными орудиями (в четырех башенных установках) и бронированного лидера с шестью 152-мм орудиями. Утверждая, что главным назначением эсминца остается осуществлении торпедной атаки (преимущественно ночной), тактики считали необходимым сохранить сильное торпедное вооружение — десять 533-лш торпедных труб — «большого эсминца», а универсальный главный калибр должен был обеспечить выполнение функций корабля ПВО при эскадре. Результатом анализа работы этой комиссии стало ТТЗ на эскизное проектирование эсминца с универсальной артиллерией, выданное Управлением кораблестроения ВМФ в начале 1940 года одновременно двум конструкторским организациям: КБ завода № 190 и ЦКБ-32. В проекте 35, работы по которому прекратились с началом войны, нашли применение многие передовые технические решения. Его вооружение должны были составить три двухорудийные универсальные башни Б-2-У, оборудованные «силовой синхронной следящей передачей» (СССП), то есть дистанционным управлением, 37-мм спаренные автоматы 66-К в защищенных палубных установках и пятитрубные торпедные аппараты 2-Н. Энергетика корабля проектировалась на основе американской техники; корпус —сварной, приспособленный для секционной сборки. Для повышения эффективности огня универсальной артиллерии корабль решено было снабдить активными успокоителями качки — бортовыми управляемыми рулями. Вызванная начавшейся Второй мировой войной корректировка планов военного кораблестроения сконцентрировала внимание конструкторских организаций на наиболее актуальных работах, поэтому признанный лучшим вариант проекта 35, разработанный ЦКБ-32, «пал жертвой» сторожевого корабля типа «Ястреб» — его вел один и тот же Главный конструктор.
На практике же кораблестроительная промышленность имела задачу осуществить серийное строительство эсминцев по проекту 30. До начала Великой Отечественной войны на четырех заводах были заложены 28 кораблей, из которых пять успели спустить на воду. К моменту утверждения правительством технического проекта и немедленно последовавшей вслед за чтим закладкой первых эсминцев ВМФ еще не успел накопить опыта эксплуатации эсминцев проекта 7 и 7-У, недостатки которых выявились уже во время войны с Финляндией зимой 1939/1940 года. К главным из них следует отнести недостаточную местную прочность корпусов и мореходные качества, не обеспечивавшие нормальную боевую эксплуатацию кораблей в условиях зимних штормов даже на закрытом Балтийском театре. Перегруженность эсминцев заметно сказалась на остойчивости, улучшить которую решили укладкой твердого балласта. Большие размахи бортовой качки осложняли применение оружия на волнении. Слабость корпуса, получавшего остаточные деформации от ударов штормовых волн, сказывалась и на работе артиллерийской оптики — ударные нагрузки и вибрации выводили ее из строя. Позднее проявился просчет в конструктивном оформлении переходного участка корпуса в оконечностях, где была применена чисто поперечная система набора — резкий обрыв продольных связей, создававший концентрацию напряжений. В экстремальных условиях — на штормовок волне — имелись случаи отрыва оконечностей «семерок». Обитаемость эсминцев, численность команды, которых увеличилась по сравнению с первоначальной штатной комплектацией, оставляла желать много лучшего. Директивное увеличение дальности плавания достигалось переоборудованием под топливные части запасных цистерн и цистерн пресной воды, которой и без того не хватало для нормального обеспечения бытовых нужд (наши специалисты были буквально поражены вниманием к бытовым «мелочам» на немецких эсминцах. Например, в умывальных команды имелись краны для холодной и горячей воды). Недостатки вспомогательного котла на «семерках» заставляли эксплуатировать для отопления в северных широтах один из главных котлов, сжигая при этом огромное количество топлива. Командиры кораблей жаловались на неудобства транцевой кормы на задних ходах и при буксировке кормой вперед, вызывала нарекания неудачная конструкция шлюпбалок и совершенно неудовлетворительная мореходность командирского катера, масса становых якорей также оказалась недостаточной.
Все это были лишь «первые впечатления» о серийных эсминцах, полученные в мирное время. Война заставила забыть о претензиях к конструкторам и воевать «на том, что есть». Но проектанты обязаны были учесть практический опыт, тем более, что постройка «тридцаток» прервалась на неопределенное время.