Глава 5. Под чужим флагом

 

Эсминцы проекта 30бис стали пер­выми крупными надводными корабля­ми советской постройки, которые в сравнительно большом количестве пе­редавались иностранным государствам. В разное время под военно-морскими флагами трех стран ходили 13 кораб­лей этого проекта.

Массовый «экспорт» советских боевых кораблей, имевший место в 1957—1964 годах, объяснялся не только политичес­кими расчетами руководства страны, завоевавшей продажей оружия доста­точно прочные позиции в «третьем ми­ре», но и «ненужностью» надводного флота. Н.С.Хрущев, сделавший ставку на ракетно-ядерное оружие и вследствие этого начавший сокращение обычных вооружений, с особым рвением расправ­лялся с совершенно бесполезными — с его точки зрения — крупными надвод­ными кораблями. В такой обстановке построенные в большом количестве эс­минцы и даже дизельные подводные лодки щедро раздавались как социалис­тическим государствам Восточной Ев­ропы, так и азиатским странам. Кроме того, руководством страны это рассмат­ривалось, вероятно, как контрмера по отношению к действиям США, переда­вавших своим союзникам по програм­мам военной помощи большое коли­чество кораблей постройки периода Вто­рой мировой войны, в том числе и эскадренных миноносцев типов «Fletcher», «Gearing» и «Allen Summner».

Первыми из «тридцаток-бис» сменили флаг два эсминца Балтийского флота. 15 декабря 1957 года в Гдыне взвился польский военно-морской флаг на кор­мовом флагштоке «Сметливого», пере­именованного в «Grom», a 29 июля следующего года красно-белое полот­нище с орлом впервые подняли на «Скором», ставшим в польском флоте называться «Wiener». Под польским флагом корабли ходили теми же водами, которые они освоили, входя в состав базировавшейся на ВМБ Балтийск бри­гады эсминцев Балтийского флота. Польские моряки, для которых немно­гочисленные крупные корабли всегда были предметом национальной гордости, трепетно относились к обоим эсминцам, унаследовавшим названия заслужен­ных ветеранов польского ВМФ. Более десятилетия «Grom» и «Wicher» сохра­няли для поляков возможность подготовки плавсостава на достаточно со­временных надводных кораблях. Они представляли страну в иностранных пор­тах: Копенгагене, Бресте, Нарвике. В сентябре 1960 года «Wicher» посетил с официальным визитом Ленинград. Польские эсминцы неоднократно при­нимали участие в совместных учениях советского Балтийского флота и флотов стран Варшавского договора.

В 1959 году первые четыре эсминца проекта 30бис ушли в Индонезию. Эта страна, к которой СССР испытывал большую симпатию из-за наличия в ней самой многочисленной за пределами «соцлагеря» коммунистической партии, обзавелась за счет нашей страны могу­чим военно-морским флотом, получив осенью 1962 года даже крейсер («Irian», бывший «Орджоникидзе»). В отличие от эсминцев, переданных Польской Народной Республике без каких-либо изменений и переделок, корабли для Индонезии подверглись модернизации по проекту 30-БК, заключавшейся, главным образом, в необходимом для эксплуатации в тропических условиях повышении обитаемости жилых поме­щений и боевых постов, а также соот­ветствующем дооборудовании корабе­льных систем и механической части. В ВМС Индонезии наши корабли получи­ли экзотические для европейского уха названия: «Silihwangb, «Singamangaradja», «Sandjaja» и «Sawunggaling». По­следний, первоначально названный «Sarwadjaia», был спешно переименован суеверными индонезийцами после того, как в конце ноября 1959 года лихо выскочил на мель в гавани Сурабая. Интересно отметить, что буквально за несколько дней до этого печального происшествия «Sarwadjaia» встречал и проводил в порт назначения весьма опасным мелководным фарватером от­ряд советских кораблей, прибывших в Индонезию с официальным дружествен­ным визитом. Крейсер «Адмирал Сенявин» и два эсминца проекта 56 («Возбужденный и «Выдержанный») под общим командованием адмирала В.А.Фокина 17 ноября отшвартовались в порту Танджонг-Приок. Наши штур­маны похвалили индонезийцев за хо­рошее знание своих вод и сглазили. Невезучий корабль вскоре был разобран на «запасные части» для остальных. В 1962 году прибыл еще один эсминец, названный «Iskandar Muda», а через два года — «Diponegoro» и «Brawidjadja». За прошедшие с момента передачи пер­вых кораблей пять лет тропический климат (не без содействия индонезий­ских моряков) полностью привел в негодность два эсминца из первой чет­верки, поэтому последняя пара получи­ла бортовые номера 203 и 204, ранее красовавшиеся под полуклюзами «Sandjaja» и «Sawunggaling».

Семь бывших советских эскадренных миноносцев числились в строю ВМС Индонезии, которая с осени 1965 года (когда военный переворот положил ко­нец правлению президента А.Сукарно) автоматически выбыла из списка «дру­зей» СССР и перестала получать воен­ную помощь, до начала восьмидесятых годов. Но врядли кто-нибудь мог видеть их на ходу уже во второй половине семидесятых.

Третьей по счету страной, ставшей обладательницей эсминцев проекта 30бис, является Египет, точнее, Араб­ская Республика Египет. Пришедший к власти в результате «мирного военного переворота» в июне 1952 года Гамаль-аб-дель-Нассер, провозгласивший свою страну республикой и выславший за ее пределы короля Фарука, никогда не жаловал коммунистов, но советскому руководству импонировали его антибри­танские настроения. Начав военное со­трудничество с «соцлагерем» закупкой оружия у Чехословакии на 450 млн. долларов, Нассер благосклонно принял предложенный СССР льготный кредит на постройку Асуанской плотины, а незадолго до этого — два советских эсминца, «Способный» и «Солидный», прибывшие в ВМБ Александрия летом 1956 года. Официальная церемония пе­редачи состоялась 11 июня, в состав ВМС АРЕ корабли были приняты под названиями «А1 Nasser» и «Al Zaffer». Осенью они получили боевое крещение, попав под обстрел занимавших зону Суэцкого канала британских войск. К началу шестидесятых годов советско-египетская дружба окрепла, иностран­ные военно-морские аналитики сообщали о предстоящей передаче Егип­ту восьми советских эсминцев, но в январе 1962 года в Александрию пришли только два корабля, этого класса, а вместе с ними — дизельные ПЛ проекта 613 и три ракетных катера проекта 183Р. Эсминцы стали называться «Damiette» и «Suez». В апреле 1967 года, незадолго до начала «шестидневной» арабо-израильской войны, египетские ВМС «обменяли» «Al Nasser» и «Damiette» на два «свежих» советских эсминца. Чтобы запутать израильтян, а заодно — и весь западный мир, коман­дование ВМС Египта «жонглировало» названиями и бортовыми номерами, по­этому два новых корабля вступили в строй с теми же названиями. В от­личие от одноименных предшественни­ков, они прошли на советских заводах модернизацию по проекту ЗОБА. С кормовой надстройки демонтировались устаревшие зенитные автоматы В-11, 85-лш артустановка 92-К и СВП-29РЛМ, на их место устанавливался счетверенный 51-мм автомат ЗИФ-75 с РЛС управления огнем «Фут-Б». ГАС «Пегас-2» заменялась на «Геркулес», противолодочное вооружение усилива­лось реактивными бомбометами РБУ-2500. РЛС «Риф» и «Гюйс-1М» уступили место станции обнаружения «Фут-Н» и навигационной РЛС «Дон». Изменения увеличили стандартное водоизмещение эсминца на 240 тонн, соответственно уменьшилась скорость полного хода и дальность плавания. После окончания войны 1973 года второй «Al Nasser», имя которого утратило актуальность, в честь египетских побед переименовыва­ется в «6 Oktober». А в 1978 году, когда окончательно пришли в ветхое состо­яние ракетные катера советской по­стройки, египтяне превратили «А1 Zaffer» в ракетный корабль, установив на палубе кормовой надстройки побортно две ангарных пусковых установки для противокорабельных ракет П-15 (за счет снятия одного из торпедных аппа­ратов). Через шесть лет после перево­оружения носивший бортовой номер 822 «Al Zaffer» исчез из списков ВМС Египта, передав эстафету ракетного ко­рабля фрегату китайской постройки — новый корабль, заказанный Египтом в 1982 году, под наименованием «Najim az Zaffer» вступил в строй в октябре 1984 года, а через полгода подоспел однотипный «El Nasser». До конца 1987 года в составе египетских ВМС числи­лись «6 Oktober» и «Damiet», доказывая тем самым, что возраст «за тридцать» — еще не окончательный закат для «тридцаток-бис».

В начале семидесятых произошел примечательный случай, проиллюстри­ровавший не только возможности «омо­ложения» эсминцев проекта 30бис, но и причуды советско-египетских отноше­ний. Один из эсминцев, честно отхо­дивший немалое количество миль под египетским флагом, был возвращен СССР вместе с заявлением, что мол Советы отдают в аренду устаревшие и «дышащие на ладан» корабли. Разгне­ванный Главком ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков приказал восстановить эсминец точно в таком виде, в каком его первоначально передавали египтянам. Севастопольский Морской завод имени Серго Орджони­кидзе, которому поручили это «полити­ческое» дело, проявив чудеса изобре­тательности в поисках запчастей и давно снятых с производства образцов воору­жения, осуществил восстановительный ремонт. Специально для этого корабля придумали новое обозначение проекта — 30БВ, что означает «30бис, восста­новленный», а новый, «с иголочки» корабль сдали флоту более двух деся­тилетий спустя после первого подъема флага.