Глава 6. В новом качестве

 

Вошедшие в строй в 1949—1953 годах семьдесят эскадренных миноносцев про­екта 30бис к концу десятилетия пере­стали вписываться в концепции дальнейшего строительства флота и опе­ративно-стратегические модели его ис­пользования. В этот период как за рубежом, так и в нашей стране интен­сивно шло проектирование боевых над­водных кораблей нового поколения, а параллельно продолжалось начавшееся несколько ранее переоборудование эс­минцев довоенной и военной постройки для выполнения различных функций. ВМФ СССР, в отличие от США и Великобритании не располагавший сот­нями кораблей этого класса переживал время значительных количественных из­менений, связанных с проводившейся тогда политикой сокращения обычных вооружений. Под различными предло­гами — от «полной ненужности» над­водных кораблей вообще до приведения в соответствие отпущенным бюджетом средствам количества оставляемых в строю кораблей — большая часть эсмин­цев была выведена в резерв и поставлена в консервацию. Более десятка кораблей в разное время оказались во флотах друзей и союзников. Оставшиеся в строю и не находившие пока обоснован­ного и актуального применения «тридцатки-бис» требовали переоборудования и модернизации, которые смогли бы привести их в соответствие новым за­дачам.

Получение в 1954 году первых прак­тических результатов «внеплановой» разработки сравнительно небольшой по габаритам и массе отечественной про­тивокорабельной крылатой ракеты «КСЩ», задержавшейся в своем появ­лении почти на пять лет, дало импульс для проверки принципиальной возмож­ности вооружения ею кораблей класса эсминец. Первые проектные проработки предпринимаются уже осенью 1954 года, когда ЦКБ-53 в инициативном порядке выполнило эскиз перевооружения эс­минца проекта 30бис на крылатые ра­кеты «КСЩ». Этот проект получил индекс 30-БР. Предполагалось за счет снятия обеих артустановок Б-2ЛМ, тор­педного и зенитного вооружения раз­местить на корабле две поворотные (наводимые по горизонтали) пусковые установки с ферменными направляю­щими для старта крылатых ракет, а в отсеках в районах носовой и кормовой надстроек — восемь ракет. Для самообороны на палубе кормовой надстройки проектом предусматривались два счет­веренных зенитных автомата ЗИФ-68 калибра 45-мм и две 25-мм установки 4М-120П в районе второго котельного кожуха. Но «тридцатке-бис» не при­шлось стать первым ракетным кораблем, она уступила лавры более современному собрату — эсминцу проекта 56М.

Если управляемое ракетное оружие рассматривалось в то время скорее как завтрашний день флота, то реактивное противолодочное уже практически про­шло стадию внедрения. Оснащение эс­минца современным противолодочным оружием могло приблизить его к «тре­бованиям дня». В январе 1956 года выходит совместное решение ВМФ и МСП, согласно которому ЦКБ-57 по­ручается разработать технический про­ект усиления противолодочного вооружения корабля. ТТЗ ВМФ требо­вало установить на эсминце две реак­тивные бомбометные установки РБУ-2500 (с системой управления стрельбой «Смерч» и запасом РГБ на три залпа) в районе новой надстройки и «реактивную кормовую установку» (РКУ) на юте. При этом должны были демонтироваться один из торпед­ных аппаратов, система приборов уп­равления торпедной стрельбой «Мина-30бис» с РЛС «Заря» и сущест­вующее бомбовое вооружение - бом­бометы и бомбосбрасыватели. Летом 1956 года такой проект разрабатывается ЦКБ-57, но решения о его реализации не последовало. Несколько раньше ЦКБ-53 предложило проект усиления зенитного вооружения корабля (30-БМ) путем замены существовавшей зенитной артиллерии на две 45-мм установки ЗИФ-68 и четыре 25-мм 4-М-120П. Объединив две упомянутые идеи и обо­гатив этот конгломерат еще одной, ини­циированной развитием радиоэлектро­ники, Военно-морской флот в следую­щем году разработал ТТЗ на «проект 31». В соответствии с постановлениями «партии и правительства», предписывав­шими строить принципиально новые и универсальные надводные корабли, цель осуществления проекта 31 форму­лировалась как «переоборудование эс­минцев проекта 30бис в корабли радиотехнической разведки». Несомнен­ное влияние на выбор такой формули­ровки оказало начинавшее входить в привычку тщательное отслеживание кораблестроительной политики США и «адекватное» реагирование на ее малей­шие изменения. Американцы в первой половине пятидесятых годов после со­ответствующего переоборудования пе­ревели около тридцати кораблей типа «Gearing» в класс эсминцев радиолока­ционного дозора (DDR). Наши корабли, переоборудованные по проекту 31, дол­жны были стать универсальными: в их функции входила противолодочная, противовоздушная и противокатерная оборона соединений, несение дозорной службы и ведение радиотехнической разведки. Для решения этих задач про­ектом предусматривались следующие мероприятия. Вместо 85-мм и 31-мм зенитных орудий на эсминце устанав­ливались пять одноствольных 51-мм автоматов ЗИФ-71 с боезапасом по 700 выстрелов на ствол. Автоматические артустановки, управление стрельбой ко­торых осуществлялось радиолокацион­ной системой управления «Фут-Б». обладали хорошей баллистикой и вы­сокой скорострельностью. Противолодочное вооружение переоборудо­ванного корабля должны были составить две установки РБУ-2500 с системой управления «Смерч», получающие це­леуказание от гидроакустической стан­ции «Геркулес». Обнаружение воздуш­ных целей возлагалось на РЛС «Фут-Н». Обе 130-лш башни Б-2ЛМ сохранялись, а для компенсации увеличения нагрузки масс и площади постов вследствие ус­тановки нового вооружения демонтиро­вался один из двух торпедных аппаратов ПТА-53-30бис. В техническом проекте, разработанном в ЦКБ-57 под руковод­ством Главного конструктора Д.С. Барбараш в 1957 году, предполагалось оставить на корабле КДП, но впослед­ствии было решено отказаться от оп­тического канала в системе управления стрельбой 130-мм артиллерии. Поэтому КДП СМ-10-1, делавший силуэт эсмин­ца логически завершенным, исчез, а на освобожденном от башни КДП вер­хнем ярусе надстройки появились ан­тенные посты станции радиоэлектрон­ного противодействия «Гафель». В ре­зультате всех этих изменений стандар­тное водоизмещение корабля увели­чилось до 2600 тонн, скорость полного хода уменьшилась до 33 узлов, даль­ность плавания оперативно-экономичес­ким ходом сократилась на 600 миль. 110 проекту 31 в 1957—1959 годах прошли переоборудование девять эс­минцев: один корабль постройки завода № 190 — «Стремительный», два по­стройки завода № 445 — «Бесшумный» и «Безбоязненный», и по три корабля постройки заводов № 199 и 402 — «Встречный», «Вихревой», «Верный», «Огненный», «Охраняющий» и «Опас­ный». Головной корабль проекта 31 — «Бесшумный» — проходил государст­венные испытания летом 1960 года на Черном море. После вступления в строй уже в новом качестве переоборудован­ные эсминцы начали активную службу, подтвердив рациональность заложенных в проект технических решений. Часть этих кораблей оставалась в составе фло­тов до конца восьмидесятых годов. «Ох­раняющий» в качестве опытного корабля принимал участие в ядерных испытаниях на Новой Земле.

В 1959 году ЦНИИВК исследовал возможность вооружения эсминцев про­екта 30бис первым отечественным ко­рабельным зенитным ракетным комплексом «Волна» — до поступления на театры новых кораблей проекта 61 такая мера могла частично решить про­блему ПВО соединений от современных средств воздушного нападения. Выпол­ненные исследования показали прин­ципиальную возможность переобору­дования, но трудности, связанные с необходимостью серьезных изменений в электроэнергетической установке ко­раблей, стали основанием для решения об оснащении ЗРК «Волна» эсминцев проекта 56, имевших электроэнергетику на переменном токе. В шестидесятые годы ЦКБ-53 (Северное проектно-конструкторское бюро) по заданию ВМФ разработало несколько проектов пере­оборудования эсминцев в корабли дезактивации, крановые суда и т.п., но ни один из них не был осуществлен.

Эсминцы проектов 30бис и 31, поль­зовавшиеся на флоте заслуженным ува­жением, достойно прослужили более тридцати лет, в последние годы исполь­зуясь в качестве опытовых кораблей, 'плавучих учебно-тренировочных стан­ций, плавказарм, и явились для совет­ского ВМФ хорошей школой подготовки к переходу на более современные ко­рабли. Таковыми стали эсминцы про­ектов 41 и 56, в которых нашли применения достижения отечественной техники, не успевшие воплотиться в первом послевоенном поколении этого класса боевых надводных кораблей.