"BIG FIVE" - "Большая Пятерка"

 

"Большая Пятерка" - именно так привыкшие всему и всем давать различные прозвища американцы не без гордо­сти называли свои последние супердредноуты, которые два межвоенных десятилетия являли собой олицетворение мор­ского могущества США. Такое объединение в одну группу кораблей двух типов, радикально отличавшихся вооружени­ем главного калибра, что особенно бросалось в глаза при просмотре различных военно-морских справочников, лишен­ных полноценных иллюстраций (а только такие и были дос­тупны в недалеком советском прошлом), ставило перед ря­довым любителем истории флота, наткнувшимся на слово­сочетание "Big Five" (для перевода, слава богу, хватало зна­ний английского в пределах пятого класса средней школы), почти неразрешимую загадку: а собственно, кого причислять к пресловутой "Пятерке"? То ли три линкора типа «Нью-Мексико» и следующие за ними два типа «Теннеси», то ли пару «Теннеси» и следующее трио типа «Мэриленд». В поль­зу первого варианта говорило многое: и одинаковый главный калибр из 12 356-мм стволов, и то обстоятельство, что «Мэрилендов» первоначально было четыре (в совсем дре­мучие времена, когда единственным источником информа­ции по иностранным флотам для многих служили выпуски "Морской Коллекции" журнала "Моделист-Конструктор", слу­чалось читать и про 10), и слишком уж заметные различия во внешнем виде после модернизаций в годы второй мировой войны. Не дают обоснованного ответа и появившиеся за последние годы многочисленные издания на военно-морскую тему, в основе которых лежат зарубежные справочники и научно-популярные книжки 60-80-х годов. Но справочники по своей сути являются поверхностными изданиями, в которых любознательный читатель всегда находит больше новых вопросов, чем ответов на старые. Они - своего рода стимул для дальнейшего поиска информации. А дальше работает "золотое правило любителя истории флота": про американ­ские корабли нужно читать у американских же авторов, про английские - у английских и т.д. Понимая неравные условия, в которых находятся, например, любители флота на пери­ферии, далекие от библиотек и магазинов с иностранными книгами, и столичный кандидат наук с некоторым знанием английского, избавленный от необходимости ограничивать себя в приобретении интересующих его книг, автор в данной монографии на основе анализа американских источников попытался объяснить столь нелогичное, на первый взгляд, объединение «Теннеси» и «Мэрилендов», а заодно и расска­зать об их истории и устройстве. В предыдущей монографии о линкорах типа «Нью-Мексико» было сказано какие корабли входили в "Большую Пятерку". Остается объяснить почему именно они.

Эти пять кораблей, первоначально практически одинако­вые по внешнему виду и внутреннему устройству, завершили линию развития так называемых "стандартных" американских линкоров, начало которым положили «Невада» и «Оклахома». «Теннеси» и его последователи проектирова­лись и закладывались в разгар первой мировой войны, и в ходе их создания попытки улучшить наступательные и обо­ронительные элементы за счет перехода на более крупный калибр орудий и толстую броню постоянно сталкивались с требованиями экономии средств (отсюда и стремление сле­довать "стандарту") и технологическими проблемами. В ре­зультате два линкора типа «Теннеси» по вооружению повто­ряли предшественников, а на «Мэрилендах» наконец-то ре­шили поставить 406-мм главный калибр. Следующими были заложены еще более мощные корабли типа «Саут Дакота», достройке которых помешали конец мировой войны и Ва­шингтонская конференция по ограничению морских вооруже­ний. Та же участь чуть было не постигла «Мэрилендов»: пе­ред началом конференции три из четырех (головной по сча­стью уже был в строю) значились в списках кораблей, под­лежащих сдаче на слом. Ценой различных компромиссов американцам удалось отстоять «Колорадо» и «Вест Виржинию».

Как самые последние и мощные американские линкоры дредноутной эпохи, корабли "Большой Пятерки" в течение 20 лет - обычного срока службы для линкора - не подвергались значительным модернизациям. А когда дело дошло и до них, на Тихом океане, где они провели большую часть службы, грянула война, с первого же дня указавшая линкорам, что их гегемония на морях закончилась. В ходе японского налета на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года «Калифорния» и «Вест Виржиния» практически погибли, опустившись на дно или­стой гавани с огромными пробоинами от бомб и торпед, а «Теннеси» и «Мэриленд» получили повреждения. Но амери­канцы, привыкшие гордиться "Большой Пятеркой", не пожа­лели сил, средств и времени, чтобы вернуть все корабли в строй, хотя на первом этапе войны у них были задачи и по­важнее. В результате ремонтов и модернизаций, когда уста­навливались новые надстройки, вспомогательное и зенитное вооружение, радарные системы управления огнем, "Большая Пятерка" растеряла внешнее сходство, больше став напоми­нать современные линкоры. Поскольку японцы поспешили заявить о потоплении практически всего находившегося в Перл-Харборе линейного флота, возвращенные в строй ко­рабли получили у американцев новое прозвище: "Привидения Линкорного Ряда". Небольшая по меркам вто­рой мировой войны скорость не оставляла этим ветеранам шансов навязать бой японским кораблям И только в проли­ве Суригао в октябре 1944 года четверым из "Пятерки" уда­лось принять участие в последнем за всю историю эскад­ренном сражении и утопить один из японских линкоров. В остальном же им приходилось мстить за позор в Перл-Харборе, обрушивая снаряды на японские береговые укреп­ления в ходе многочисленным десантных операций.