Проектирование и постройка
В монографии о линкорах типа «Нью-Мексико» уже говорилось о появлении и развитии американских "стандартных" линкоров. Их главными особенностями стали 356-мм орудия в четырех линейно-возвышенных башнях, поровну расположенных в оконечностях, и схема бронирования, названная "все или ничего". Начало было положено постройкой «Невады» и «Оклахомы» (программа 1912 года), за которыми последовали «Пенсильвания» (программа 1913 года), «Аризона» (программа 1914 года) и три корабля типа «Нью-Мексико» (программа 1915 года). С каждым типом в проект вносились небольшие улучшения в составе и расположении вооружения, несколько утолщалась броня траверзов и палуб; на головном линкоре программы 1915 года впервые установили турбоэлектрическую энергетическую установку. В качестве следующего шага вперед рассматривалось значительное улучшение защиты от подводных взрывов и переход на 406-мм орудия. Хотелось бы также соответственно увеличить толщину бортовой брони.
Генеральный Совет, ответственный во флоте США за кораблестроительную политику, 13 марта 1914 года представил для рассмотрения варианты характеристик линкоров следующей программы. В основе лежал тот же эскизный проект 35.500-тонного корабля от 10 декабря 1913 года, который отклонили при выборе "линкоров 1915 года" из-за чрезмерной стоимости предлагаемых по сравнению с «Пенсильванией» улучшений. Эти улучшения, требовавшие 4.700 Т (по 1016 кг) дополнительного водоизмещения, включали: 1) раздельные люльки орудий, из-за чего диаметр барбетов башен увеличивался на 762 мм с соответствующим повышением веса брони; 2) увеличение на 63 мм толщины пояса (до 406 мм) и на 13 мм толщины главной броневой палубы, чтобы обезопасить корабль от новых 380- и 381-мм снарядов вероятных противников в диапазоне дистанций от 50 до 70 кабельтовых; 3) переход на 152-мм орудия противоминного калибра; 4) увеличение вдвое числа торпедных труб, поскольку характеристики торпед значительно улучшились.
Быстро выяснилось, что предлагаемые броневые плиты главного пояса с толщиной 406 мм и сужающиеся до 203 мм на нижней кромке изготовить не удастся из-за резкого изменения толщины. Немногим лучше выглядел вариант с плитами толщиной от 381 до 229 мм. Американцы откровенно намучились при переходе от 280-мм плит к 343-мм, принятых для схемы "все или ничего" на "стандартных" линкорах, а с другой стороны, и 381-мм пояс мог оказаться недостаточным на боевых дистанциях. Согласно оценкам Бюро по морской артиллерии (БМА) британский 381-мм снаряд, выпущенный из нового 42-калиберного орудия, на дистанции 60 кабельтовых пробивал 411-мм броню. И все-таки Совет решил остановиться на поясе 381 мм с утончением до 229 мм на нижней кромке и 89-мм главной бронепалубе.
Шестнадцать 152-мм орудий предлагалось разместить в спарках на верхней палубе, но оказалось, что нет прототипа не только такой пушки, но также и 2-орудийной установки. Контр-адмирал Джозеф Штраусе из Бюро по морской артиллерии доложил, что проектируются только 102-мм и 127-мм спаренные установки. Он же сомневался и в ценности 152-мм орудия, считая действительным улучшением повышение калибра противоминной батареи до 178 мм, как на последних до-дредноутах. Но в проектные требования внесли новую, более "сухую" противоминную батарею из 127-мм орудий, которую тогда главный конструктор флота Уотте разрабатывал для типа «Нью-Мексико». Предусматривалось не менее 8 зенитных орудий и 6 торпедных аппаратов. За все улучшения приходилось платить падением скорости до 20,5 узлов.
Однако секретарь флота (проще говоря, военно-морской министр) Даниэльс 30 июля 1914 года решил строить новые линкоры в точном соответствии с проектом "линкора 1915 года", согласившись только с уменьшением скорости на пол-узла.
Для "линкора 1916 года" (ВВ 43, будущий «Теннеси») рассматривался и более чем экзотический проект так называемого "броненосца" ("Ironsides"), который в 1913 году разработал кораблестроитель Дэвид У. Тэйлор. Хорошо усвоив правило геометрии, что гипотенуза всегда короче двух катетов (в данном случае - вертикальный пояс и горизонтальная палуба), он в попытке сэкономить на весе брони решил применить пояс, наклоненный на 45° внутрь. Защита получалась в виде карапасной палубы, скосы которой имели толщину 203 мм. И только глубоко под водой имелся узкий вертикальный пояс толщиной от 305 до 203 мм. Конечно, при строго горизонтальной траектории снаряда наклонная броня была лучше вертикальной, давая существенную экономию веса за счет меньшей толщины и уменьшения площади главной бронепалубы, что позволяло поднять скорость корабля до 25 узлов. Была проведена серия обстрелов броневых плит на военно-морском полигоне Индиан Хэд, которые показали, что наклоненная под углом 45° 127-мм броня оказалась эквивалентна вертикальной 343-мм. Эти результаты так поразили главного кораблестроителя американского флота Уоттса, что он тут приказал их засекретить, а сам проект допустить к рассмотрению как альтернативу "стандартному" типу. При этом почему-то никто не подумал, что с ростом дистанций боя снаряды попадали бы в такой "пояс" почти по нормали, легко его пробивая. После первой мировой войны все конструкторы линкоров, стиснутые жесткими рамками Вашингтонского договора, для экономии веса рассматривали применение наклонного главного пояса, но наклонного наружу, что было логичнее.
В начале 1914 года Тэйлор уже не думал о быстроходном линкоре, а сэкономленный на броне корпуса вес решил пустить на усиление защиты противоминной артиллерии - явный отход от схемы "все или ничего". В проекте корабля, представленном 17 февраля, в дополнение к стандартному главному калибру из 12 356-мм стволов появились 8 двух- и трехорудийных башен с 20 152-мм пушками, которые имели 229-254-мм лобовые плиты, 102-127-мм крыши и 330-мм барбеты.
Как ни странно, этот проект удовлетворил почти всех, тем более что Тэйлор вскоре стал главным кораблестроителем флота США. Еще немного и военно-морская история обогатилась бы очередным "уродцем", но, хотя и с опозданием, догадались сделать расчеты остойчивости. И что же оказалось? При пробитии небронированных оконечностей или внешней обшивки корпуса вода легко заполняла огромные объемы между поясом-скосом и легкой обшивкой наружного борта, резко снижая остойчивость. Например, при водоизмещении 32.000 Т неповрежденный корабль имел метацентрическую высоту 1,37 м, а после принятия всего лишь 230 Т воды в отсеки над скосом - только 0,405 м, получая уже при крене 10° отрицательный восстанавливающий момент. Решения этой проблемы, характерной для всех кораблей с отнесенной внутрь броней, не предвиделось и 14 января 1915 года от этого проекта отказались. Новому главному кораблестроителю Тэйлору пришлось признать тот факт, что "при использовании наклонной бортовой брони мы должны сохранять вертикальный пояс до второй палубы (по-нашему главной - С.С.). Любая наклонная броня выше нее будет эффективна, но будет добавлять лишний вес". Кстати, Тэйлор оказался слишком упрямым. И если линкорам программ 1916 и 1917 годов, составившим в конце концов "Большую Пятерку", можно сказать повезло, то следующие (тип «Саут Дакота») должны были получить наклонный внутрь 343-мм пояс, правда под гораздо меньшим углом и на внешней обшивке. Продолжая давать выход своей бурной фантазии, Тэйлор на линейных крейсерах типа «Лексингтон» строго последовал высказанной выше глубокой мысли: применил наклонный наружу главный 178-мм пояс, доходивший до главной бронепалубы, а выше него - наклонный внутрь 57-мм. К счастью для американских моряков ни линкоры типа «Саут Дакота», ни линейные крейсера не были достроены.
Не известно, повлияли ли расчеты остойчивости "броненосца" Тэйлора или просто пришло время серьезнее отнестись к защите от подводных взрывов (аргументов в пользу ее усиления уже накопилось достаточно в начавшейся войне), но в конструкции "линкора 1916 года" решили сделать довольно радикальные изменения, отпустив на их реализацию всего 3 месяца. Новая система подводной защиты состояла из 4-х тонких вертикальных переборок, накрытых сверху нижней броневой (противоосколочной) палубой, которую пришлось сделать полностью плоской, тогда как на всех предыдущих линкорах у бортов она имела скосы. Эксперименты на моделях в уменьшенном масштабе позволили установить, что максимальная эффективность достигается при заполнении двух средних отсеков водой или жидким топливом и оставлении самого внешнего и самого внутреннего пустыми. При взрыве торпеды внешний пустой отсек поглощал часть энергии взрыва, другая часть расходовалась на деформацию заполненных жидкостью отсеков, которые также улавливали все возникающие при взрыве осколки, а внутренний пустой отсек являлся последней преградой на пути затопления отделений энергетической установки и погребов. Считалось очень важным делать внешнюю обшивку и все противоторпедные переборки как можно тоньше, чтобы уменьшить размеры образующихся осколков. Такую "слоистую" систему подводной защиту, оказавшуюся вполне удачной, американцы приняли для всех последующих проектов крупных кораблей.
Дополнительную защиту давало и новое расположение котельных и турбинных отделений при принятом турбоэлектрическом приводе. Поскольку теперь не требовалось соединять роторы турбин с гребными валами, турбоагрегаты расположили в двух отсеках, идущих друг за другом в центре корпуса, а по бокам от них разместили восемь котельных отделений и отсеки с конденсорами (холодильниками). Таким образом, котельные и конденсорные отсеки формировали "последний рубеж" подводной защиты. Даже при затоплении части из них турбины могли работать, получая пар от котлов другого борта.
Новое расположение котлов продиктовало и другую форму дымоходов. Вместо единственной дымовой трубы, как на предыдущих линкорах, появились две более тонких, защищенных броней в виде шестигранных пирамид вплоть до крыши каземата (шельтердека).
Имелись и другие изменения. Главные воздуховоды (вентиляторные каналы) котельных отделений для лучшей защиты перенесли с уровня 2-й палубы на 3-ю. Воздух в них поступал через большие воздухозаборники, расположенные под увеличенной боевой рубкой и защищенные 32-мм плитами стали специальной обработки (STS) от уровня 2-й палубы до шельтердека. Носовое торпедное отделение сдвинули вперед - подальше от погребов, защитив его сверху 127-мм броней на уровне 1-й платформы. Между торпедным отсеком и погребами появился коффердам, дающий дополнительные шансы кораблю уцелеть при взрыве в торпедном отделении. Плиты главного пояса теперь вешались снаружи обшивки, а не устанавливались на полке-шельфе, чтобы при попаданиях снарядов разгрузить соседние элементы набора корпуса и освободить больше места для ПТЗ. Правда из-за этого борта потеряли былую гладкость: кроме вынесения брони за обшивку пришлось и излом плит делать снаружи. Испытания моделей в бассейне показали, что это будет стоить лишних 800 лошадиных сил и падения скорости на пол-узла. Вот почему проектная скорость составила 20,5 узлов.
Еще одно важное изменение касалось угла возвышения орудий ГК. Адмирал Штраусе 30 апреля 1915 года писал, что ценой небольших изменений можно увеличить угол с 15° до 20°, что даст увеличение дальности стрельбы с 21400 м (на «Пенсильвании» 19300 м) до 25900 м. Он сомневался, что такая дальность может потребоваться в бою, но считал, что больший угол возвышения будет компенсировать возможный крен поврежденного корабля (в бою корабль, естественно, кренится в сторону противника). Бюро по конструированию и ремонту (БКР) серьезно подошло к решению этой задачи и 10 мая предложило считать угол возвышения 20° минимально допустимым для будущих линкоров. 8 июня были представлены проекты башен с углом возвышения 20, 25 и 30° (дальность 30500 м). Еще большие углы уже требовали значительных переделок башен, увеличивавших размер барбетов и их вес.
Значительную проблему представляла четвертая башня, расположенная ближе остальных к днищу. Под ней просто не хватало места для отката орудий при стрельбе на максимальном угле возвышения. БКР предложило ограничить угол для ее орудий 18°, в противном случае башню требовалось бы приподнять над верхней палубой, что влекло за собой повышение и 3-й башни. Таким образом, казавшееся незначительным изменение приводило к ощутимому приросту водоизмещения корабля.
Но моряки думали иначе. 26 мая главнокомандующий флотом указал на сообщения из-за границы о том, что германские линкоры имеют угол возвышения орудий 30° (это было большим преувеличением) и что артиллерийские бои и обстрелы берега проводятся на огромных дистанциях (это было правдой). Газеты (хорош источник! - С.С.) сообщали о 30-градусном угле возвышения орудий на новых британских линкорах типа «Куин Элизабет». Более существенным было замечание о том, что в ходе длительных боев или учебных стрельб, когда для сохранения орудий от преждевременного износа приходится применять уменьшенные заряды, больший угол возвышения будет играть значительную роль. Например, при начальной скорости снаряда 640 м/с орудия 305-мм/45 и 356-ММ/45 для стрельбы на дистанцию 18300 м требуют возвышения 25-26°, а на обычных 15° их снаряды пролетали расстояние вдвое меньше. Адмирал Флетчер даже требовал, чтобы новые линкоры имели угол возвышения орудий от 38 до 45°. 20 июля Штраусе попросил специалистов БКР решить проблему 4-й башни за счет переноса ее перегрузочного отделения и зарядных погребов, что те и сделали в 9-дневный срок. Правда, конструкция башни получилась несколько тяжелее, чем на типе «Нью-Мексико».
Постройку двух новых линкоров ВВ-43 и ВВ-44, которые затем стали называться «Теннеси» и «Калифорния», санкционировали 3 марта 1915 года, а финансирование открыли 17 ноября. Оба корабля были заказаны государственным верфям, в результате чего в их проект можно было относительно легко вносить все изменения, которые возникали уже после подписания контракта. В частности, 13 декабря начались переделки, связанные с решением установить на кораблях турбоэлектрическую установку, спроектированную для "линкоров 1917 года" (будущие типа «Мэриленд»), в феврале 1916 года одобрили установку новой 4-слойной системы подводной защиты. Полностью проект был готов только в марте 1916 года, но постройка кораблей сильно задержалась условиями военного времени.
Места и даты постройки
Корабль |
Фирма-строитель |
Заказ выдан |
Заложен |
Спущен |
Укомплектован |
«Теннеси» (ВВ-43) |
верфь ВМФ, Нью-Йорк |
28.10.1915 |
14.05.1917 |
30.04.1919 |
3.06.1920 |
«Калифорния» (ВВ-44) |
верфь ВМФ Мэйр Айленд, Валледжо, Калифорния |
28.10.1915 |
25.10.1916 |
20.11.1919 |
10.08.1921 |
Несмотря на то, что во многих технологических аспектах эти корабли являлись серийными, а конструкция их корпуса из-за удаления казематов 127-мм орудий даже упростилась, сроки постройки оказались больше, чем у предыдущих. «Нью-Мексико» строился 2 года и 7 месяцев, «Миссисипи» - всего на 1,5 месяца дольше, тогда как «Теннеси» - более 3 лет. В данном случае сказалось окончание мировой войны, а долгая постройка «Калифорнии», ставшего первым американским линкором, спущенным со стапеля на Западном побережье, объяснялась также отсутствием достаточного опыта у верфи Мэйр Айленд (близ Сан-Франциско).
При рассмотрении проектов для "линкоров 1917 года" Генеральный Совет был полон решимости построить корабли с 406-мм ГК, но допускал некоторое ослабление броневой защиты в виду увеличившихся дистанций боя, как это показали сражения в Северном море. Новые торпеды с дальностью хода 11500 м заставляли линкоры вести артиллерийскую дуэль на большем расстоянии, где гораздо большее значение приобретала огневая мощь. Снова внимание обратилось к проекту 35.500-тонного корабля с 10-ю 406-мм орудиями, впервые представленному в октябре 1913 года (см. монографию о линкорах типа «Нью-Мексико»). Именно его 28 сентября 1915 года Генеральный Совет решил принять за основу для следующих линкоров.
Бюро по конструированию и ремонту внесло в проект некоторые новинки, появившиеся на пяти кораблях программ двух предыдущих лет: "слоистую" систему подводной защиты, турбоэлектрическую ЭУ, новое расположение противоминной батареи (только в надстройках). Дискутировались вопросы торпедного вооружения и применения башен для 127-мм пушек. Главное изменение заключалось в замене артиллерии ГК из 12 356-мм орудий в четырех башнях на 10 406-мм в пяти башнях и повышении дальности плавания с 8.000 миль до 10.000. Толщина главной бронепалубы повышалась до 89 мм, что обошлось, например, на "линкорах 1916 года" в дополнительные 313 Т водоизмещения. Все это привело к увеличению размеров всех 10-орудийных проектов, рассмотренных в 1915 году.
Как обычно, БКР попыталось избежать создания нового проекта и решило просто слегка переделать чертежи "линкора 1916 года", тем более что размеры и вес башен с 3 орудиями 356-мм/50 и с 2 орудиями 406-ММ/45 практически совпадали. Оставалось только найти место для пятой башни. Ее можно было втиснуть между дымовыми трубами, перед кормовой группой башен (как на типе «Нью-Йорк»), между носовой трубой и боевой рубкой или между рубкой и носовыми башнями (как на более поздних британских «нельсонах»). Альтернативный вариант предусматривал добавление по орудию в нижние башни №1 и №4. Имеющийся корпус позволял вместить увеличенные барбеты концевых башен. Замена 356-мм башен на 406-мм с меньшим числом стволов давало некоторую экономию веса (около 200 Т), в том числе и благодаря уменьшению числа снарядов (по 200 на башню вместо 300).
Водоизмещение увеличивалось из-за повышения дальности плавания. "Линкор 1916 года" при водоизмещении 32.200 Т мог пройти 8.000 миль. Повышение дальности на 25% требовало лишних 300 Т на топливо. В целом водоизмещение повышалось минимально до 35.700 Т (вариант с 5-й башней в корме) и максимально до 37.700 Т (3 башни в носу).
На новых линкорах американцы решили найти оптимальное сочетание остойчивости (на флоте США корабли из-за стремления не допускать опрокидывания при затоплениях всегда получали большую метацентрическую высоту, чему сопутствовала резкая бортовая качка) и устойчивости корабля как артиллерийской платформы. Для этих целей планировалось использование 500-тонного гироскопического стабилизатора качки, расположенного глубоко внизу корпуса. Несколько таких гироскопов были испытаны в 1914-1915 годах и в марте 1916-го один даже заказали для установки на до-дредноуте «Огайо». Линкоры программ 1916 и 1917 годов (с ВВ-43 по ВВ-48) также должны были получить их, но из-за задержки в производстве и вступления США в мировую войну эти работы пришлось свернуть.
Инженерное Бюро, также не горевшее желанием что-либо масштабно переделывать в энергетической установке, единогласно голосовало за проект с четырьмя башнями. Пятая допускалась только в оконечностях, хотя именно разработанная им турбоэлектрическая ЭУ давала остальным специалистам простор для фантазии в компоновке. Бюро по морской артиллерии признавало преимущество 4-башенного варианта с точки зрения управления стрельбой, но всеми силами хотело избежать одновременного проектирования двух- и трехорудийных башен. Оно отдавало предпочтение пяти 2-орудийным башням, тем более, что флот не очень доверял новым 3-орудийным, которые еще не подвергались испытаниям в море. Более того, к маю 1916 года планировали использовать орудия с новым типом затвора, так что весь накопленный опыт поведения орудий в море терял свою ценность. БМА также заявило, что проектирует более мощную 406-мм пушку с длиной ствола в 50 калибров (начальная скорость снаряда 854 м/с вместо 793 м/с у 45-калиберной), и это давало Генеральному Совету возможность продолжать использование 356-мм/50 орудия до тех пор, пока не появится 406-мм 50-калиберное. С другой стороны и 406-мм/45 пушка выглядела достаточно мощной, чтобы стоило ждать появления 50-калиберной. Что касалось вспомогательной артиллерии, то 102-мм спарка должна была быть готовой к испытаниям 1 октября 1916 года, а до тех пор имелось только 127-мм/51 орудие в одиночных установках.
31 мая Генеральный Совет остановил свой выбор на варианте с пятью башнями, из которых три располагались в корме, поскольку также с недоверием относился к 3-орудийным башням 406-мм калибра. Остальные проекты были отвергнуты из-за чрезмерного "верхнего" веса, отрицательно сказывающегося на остойчивости, а восемь 406-мм орудий не считались шагом вперед по сравнению с 12 356-миллиметровыми. Одним из критериев сравнения служили оценки эффективности эскадр, каждая из которых имела бы по 40 орудий ГК, но в одной были бы 8-орудийные корабли, а в другой - 10-орудийные.
Первая имела общий тоннаж 162.000 Т, 5000 человек экипажей и представляла для торпедных атак цель длиной 915 м, а вторая - соответственно 143.000 Т, 4300 человек и 780 м. У 8-орудийного корабля каждая башня требовала 8.100 Т водоизмещения, тогда как дополнительная у 10-орудийного - всего 3.400 Т, добавляя к экипажу только 70 человек. И конечно же эскадра с меньшим числом кораблей была бы более легка в управлении, маневрировании и могла легче концентрировать огонь на одной цели.
Но секретарь флота Даниэльс проигнорировал все эти изыски и остался верен себе, приказав 28 июня 1916 года, чтобы линкоры программы 1917 года повторяли предыдущие. Он только позволил Совету в 2-дневный срок определиться с вооружением: 12 356-мм орудий или 8 406-мм. Совет сделал последнюю попытку отстоять 10-орудийный проект, но Даниэльс 22 августа окончательно приказал строить новые линкоры, точно копируя предыдущие, за исключением артиллерии главного калибра. Неделей позже конгресс США в рамках принятого военно-морского закона, предусматривавшего строительство просто огромного количества боевых кораблей, санкционировал постройку сразу 4 линкоров, ВВ-45-48, вместо обычных двух. Генеральный Совет не очень отчаивался по поводу выбора типа этих кораблей, поскольку там уже знали, что линкоры следующей программы 1918 года (тип «Саут Дакота», ВВ-49-54) числом целых 6 единиц будут полностью отвечать их требованиям. Но еще никто не знал, что все они падут жертвой Вашингтонского договора и что самыми мощными американскими линкорами "дредноутной эры" станут 9 кораблей (тот же договор сократил их число до 8), на которых Даниэльс с завидной настойчивостью отрабатывал свое право накладывать вето на проекты Генерального Совета.
Возможно на решении строить "линкоры 1917 года" по "стандарту" сказались и результаты Ютландского боя. Дотошные американцы подсчитали, что "из 12 средних башен, принимавших участие в бою, в четыре были попадания и три вышли из строя, тогда как из 36 концевых башен попадания получили только 4 и всего две вышли из строя" (очевидно имелся в виду бой линейных крейсеров Битти и Хиппера).
Таким образом "линкоры 1917 года", ставшие типом «Колорадо» (или типом «Мэриленд», поскольку тот первым вошел в строй), были прямыми последователями типа «Теннеси», только с 8-ю 406-мм орудиями вместо 12 356-мм. Главный кораблестроитель флота Тэйлор одобрил такую замену ГК 17 августа 1916 года и чертежи (попросту перечерченные с «Теннеси») были готовы пять дней спустя, 22-го. Финансирование постройки началось 18 октября. Эти корабли подвели черту под чередой "стандартных" линкоров. Тип «Саут Дакота» был просто увеличенной версией с 12 406-мм орудиями и несколько экзотическим внешним видом (двухъярусные казематы, дымовая труба в виде перевернутой буквы "Y").
Места и даты постройки
Корабль |
Фирма-строитель |
Заказан |
Заложен |
Спущен |
Укомплектован |
«Колорадо» (ВВ-45) |
Нью-Йорк Шипбилдинг Компани, Камден, Нью-Джерси |
17.01.1917 |
29.05.1919 |
22.03.1921 |
30.08.1923 |
«Мэриленд» (ВВ-46) |
Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг энд Драй Док Компани, Ньюпорт, Виржиния |
15.12.1916 |
24.04.1917 |
20.02.1920 |
21.07.1921 |
«Вашингтон» (ВВ-47) |
Нью-Йорк Шипбилдинг Компани, Камден, Нью-Джерси |
15.12.1916 |
30.06.1919 |
1.09.1921 |
Не достроен |
«Вест Виржиния» (ВВ-48) |
Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг энд Драй Док Компани, Ньюпорт, Виржиния |
15.12.1916 |
12.04.1920 |
19.11.1921 |
1.12.1923 |
Глядя на сегодняшних американцев, трудно думать о них как о не очень расторопных людях. Но в начале века они дважды давали себя обойти в вопросах военного кораблестроения, что называется на самом финише. Первый случай имел место при постройке «Мичигана» и «Саут Кэролайн», которые могли стать первыми в мире кораблями нового типа -линкорами с единым главным калибром. Но им стал британский «Дредноут», построенный в рекордные сроки. Подсуетись тогда американцы, и, кто знает, нарицательным стало бы слово "Мичиган", а не "дредноут". (Хотя хватит с американцев и "монитора", а "дредноут" звучит красивее - С.С.). Второй раз они "прокололись" с "16-дюймовыми линкорами". Заложенный в апреле 1917 года «Мэриленд» имел все шансы стать первым в мире линкором с 406-мм ГК (отбросим единичные примеры из эпохи ранних броненосцев). Но он вступил в строй почти на год позже «Нагато», которого японцы заложили только в августе. Конечно, постройка корабля с большим, чем у всех других калибром орудий - не запуск первого спутника. Но в те времена и к такого рода достижениям уделялось не меньшее внимание, поскольку они свидетельствовали о военно-промышленном потенциале и амбициях той или иной державы.
Но если «Мэриленд», хоть и пропустив вперед «Нагато», обеспечил себе право на существование, то остальным его "систершипам" за это право пришлось побороться. Начавшаяся 12 ноября 1921 года призывом госсекретаря США Чарльза Эванса Хьюза прекратить постройку всех боевых кораблей и объявить, по крайней мере для линкоров, 10-летние "каникулы", Вашингтонская конференция по ограничению морских вооружений грозила «Колорадо», «Вест Виржинии» и «Вашингтону» бесславной участью "пойти на булавки". Все три линкора, один из которых все еще торчал на стапеле, попали в "черный список" Хьюза. Тогдашний секретарь флота Эдвин Денби позднее всплакнул в своих мемуарах: "Это была бесценная жертва со стороны нашей страны, сделанная в надежде на международный мир и в интересах отечественной экономики".
Инициативе Хьюза воспротивились японцы, уже успевшие достроить однотипный «Нагато» «Муцу», которого также предлагалось пустить на слом. В результате долгих споров и компромиссов, описание которых займет слишком много места, три основные ведущие морские державы - США, Великобритания и Япония - с молчаливого согласия также участвовавших в конференции Франции и Италии договорились о следующем (не касаясь других кораблей). Япония сохраняет оба 16-дюймовых линкора, США достраивают еще два «Мэриленда», а Великобритания построит себе два совсем новых (будущие «Нельсон» и «Родни»). По иронии судьбы из трех недостроенных «Мэрилендов» жертвой Вашингтонской конференции стал именно «Вашингтон».
Постройка «Вашингтона» была приостановлена 8 февраля 1922 года в 75,9%-й готовности, когда на корабль устанавливались котлы и заканчивалась навеска брони. Практически готовый корпус с новым типом подводной защиты использовали для экспериментов с подводными взрывами, как с контактными (моделировалось попадание торпеды или подрыв на мине), так и с неконтактными (близкий разрыв авиабомбы, неожиданно ставшей серьезной угрозой для любого корабля). Сначала на различном расстоянии от борта и днища произвели несколько подводных взрывов зарядов разной мощности, затем наступила очередь контактных взрывов стандартных американских боеголовок торпед (181 кг тринитротолуола), авиабомбардировок и обстрела из 356-мм орудий. В отличие от армейских испытаний 1921 года над трофейными и старыми американскими кораблями, когда из-за излишнего азарта летчиков бригадного генерала Уильяма Митчелла, стремившегося побыстрее доказать, что авиация сильнее флота, не проводилось тщательного исследования повреждений после каждого попадания, специалисты флота сумели собрать самую подробную информацию. Все испытания проводились на глубокой воде, чтобы исключить влияние отраженных от морского дна волн. Отчет об одном из них показывает, что после двух попаданий торпед с 181-кг зарядом и трех близких разрывов 907-кг бомб корабль простоял трое суток в штормовом море без ремонта и получил крен только в 3°. При этом находившиеся внутри механизмы почти не пострадали. При наличии экипажа все последствия повреждений были бы быстро устранены, а корабль сохранил боевую эффективность. В ходе другого испытания на «Вашингтон» с высоты 1200 м сбросили 14 356-мм бронебойных снарядов, из которых один пробил несколько палуб. Наконец, 25 ноября 1924 года у мыса Виржиния недостроенный корабль пошел на дно, получив 14 попаданий 356-мм снарядов с линкора «Техас».
По официальным оценкам этих испытаний специалисты флота сделали вывод, что линкор такой конструкции может выдержать до 8 торпедных попаданий и что артиллерийский огонь будет гораздо эффективнее торпедных и бомбовых атак. Другим следствием стало осознание опасности близких разрывов, в том числе и глубинных бомб рядом с подводной лодкой. Американцы также пришли к выводу, что будущие линкоры обязательно должны иметь тройное дно и более мощную палубную броню.