Американские радары
Для артиллерийских кораблей, каковыми и являются линкоры, способность видеть цель всегда была определяющей. Многие битвы первой мировой войны, в частности Ютландский бой, заканчивались нерешительно по причинам плохой видимости. Всем было понятно, что тот, кто первым научится вести наблюдение за противником ночью, сквозь туман и дым, получит громадное преимущество. Американцы стали одними из первых, кто достиг в этой области значительных успехов еще до начала второй мировой войны. В 1937 году на эсминце «Лири» установили первый экспериментальный образец устройства, названного радаром (для тех, кто забыл: слово "Radar" представляет собой аббревиатуру Radio Detection and Ranging, что в переводе означает "обнаружение и определение дистанции с помощью радиоволн"). Этот первый образец творчества Военно-морской Исследовательской лаборатории, работавший на частоте 5 Гц, имел антенну площадью всего 0,93 м2, которая монтировалась на стволе одного из 127-мм орудий эсминца. Дальность его действия не превышала 16 миль. Чтобы радар по-настоящему стал полезным прибором, следовало значительно увеличить его мощность. Изобретение в 1938 году кольцевого колебательного контура помогло решить проблему - экспериментальная установка уже могла обнаруживать деревянный самолет с дистанции 100 миль. В марте того же года начались работы над морской версией радара, получившей обозначение XAF. Эта установка в декабре появилась на борту линкора «Нью-Йорк» и в начале следующего года прошла успешные испытания. Почти одновременно на линкоре «Техас» появился радар CXZ, имевший лучшее разрешение, но меньшую дальность действия. После этого последовал заказ на 20 серийных образцов поискового воздушного радара, получившего обозначение СХАМ, и к началу войны на Тихом океане 19 успели установить на корабли. Также изготовили несколько экземпляров улучшенной версии СХАМ-1, на основе которой после некоторых улучшений приступили к выпуску первого крупносерийного радара SC (500 установок были заказаны фирме Дженерал Электрик). Один образец СХАМ-1 с большой прямоугольной антенной на фок-мачте получил «Вест Виржиния», но к моменту атаки японцами Перл-Харбора этот радар еще не был работоспособным. Значительный прогресс в технологии позволил американцам буквально завалить флот радарами различного назначения. Надстройки и мачты кораблей стали обрастать многочисленными радарными постами и их антеннами разных размеров и самых причудливых форм. Здесь были поисковые надводные и воздушные радары (обозначения начинались на букву S от слова "search"), радары управления стрельбой орудий всех калибров - от 406-мм до 40-мм (обозначения начинались на букву F от слов "fire control"), системы распознавания "свой-чужой", наведения истребителей, электронного противодействия и обнаружения радаров противника. Это не замедлило сказаться на результатах морских баталий. Зачастую японцы проигрывали бой уже в тот момент, когда отметки их кораблей или самолетов появлялись на экранах американских радаров.
Первым радаром управления стрельбой, появившимся почти одновременно с поисковыми, стал FC или Mk 3, который в числе первых получили три линкора типа «Нью-Мексико» для своих 356-мм орудий. Директоры тяжелых зенитных батарей стали получать радары типа FD (Mk 4), антенны которых монтировали на крыше директоров зенитных Mk 37; вместо модели СХАМ стали появляться более совершенные поисковые воздушные типов SK, SC-2 и SK-2. В 1942 года появились поисковые радары, предназначенные уже для надводного поиска, и стандартной моделью для крупных кораблей стала версия SG. На смену артиллерийскому радару FC вскоре пришли версии Mk 8 (FH) и Mk 13, антенны которых монтировались на крыше директора ГК типа Mk 34, а вместо радара FD корабли стали получать Mk 12 с очень похожей антенной. Причем радар Mk 12 часто использовался в комбинации с определителем высоты Mk 22, антенна которого получила название "кожура апельсина". К концу войны свои микроволновые радары Mk 19 (антенна в виде небольшой тарелки) стали получать и директоры 40-мм автоматов: Именно благодаря радарам, превратившим артиллерийское искусство в науку, американцам удавалось относительно легко отделываться в ходе массированных атак "камикадзе".