U.S.S "TENNESSEE" (BB-43)
Киль линкора заложили 14 мая 1917 года на военно-морской верфи Нью-Йорка. Во время церемонии спуска на воду 30 апреля 1919 года "крестной матерью" была мисс Хелен Леонора Роберте, дочь губернатора штата Теннеси. Укомплектовали корабль в Нью-Йорке 3 июня 1920 года, и его первым командиром стал кэптен (капитан 1 ранга) Ричард X. Лей. Для набора экипажа флот применил новую рекрутскую программу, и в результате почти все офицеры и матросы на борту «Теннеси» оказались из одноименного штата. Набор шел под лозунгом "С каждого города -по орудийному расчету".
«Теннеси» стал вторым линкором с турбоэлектрической установкой, еще не вполне освоенной на флоте, и первая авария не заставила себя долго ждать. Уже в декабре 1920 года, вскоре после выхода с верфи Нью-Йорка на корабле вышел из строя один из двух главных генераторов. Его следовало снять и отправить в Питтсбург на фирму Вестингауз. Прибывшие на борт для проведения демонтажа представители фирмы неожиданно столкнулись с серьезной проблемой: генератор не пролазил ни через один из палубных люков. Пришлось разбирать палубы и значительную часть надстроек, что серьезно затянуло сроки ремонта. Англичане, ревниво следившие за успехами флота США, не преминули позлорадствовать над тем как дорого обошлось американскому флоту отсутствие согласованности между кораблестроителями и электриками при проектировании корабля.
Свой первый поход «Теннеси» совершил вдоль атлантического побережья с заходом в бухту Гуантанамо на Кубе, но 31 мая 1921 года он покинул Нью-Йорк, чтобы присоединиться к Тихоокеанскому флоту. На новом месте службы линкор участвовал в обычных учениях, маневрах вдоль западного побережья США и боевых стрельбах у Сан-Педро. В конце года он участвовал в зимних маневрах у Панамы, посетив в начале 1922 года Пуэрто-Рико и вернувшись в Сан-Педро в апреле. Под командованием кэптена Люка Мак-Нэйми «Теннеси» завоевал вымпел лучшего артиллерийского корабля флота 1923-1924 годов, а в 1924-м стал лучшим не только по артиллерии, но и по механизмам. В апреле 1925 года «Теннеси» вышел из Сан-Франциско на Гавайские острова, где принял участие в совместных с армией маневрах по проверке обороны архипелага. Посетив затем Австралию и Новую Зеландию, «Теннеси» вернулся в США в сентябре. У западного побережья корабль действовал до апреля 1927 года, когда снова ушел на трехмесячные маневры у Гавайских островов. Пройдя в марте 1930 года Панамским каналом, линкор посетил Кубу, а затем прибыл в Нью-Йорк, где оставался до 19 мая. Вернувшись на Тихий океан, «Теннеси» в июне ушел на Гавайи, где пробыл 19 месяцев. С февраля 1932 года по октябрь 1934-го он находился на западном побережье, потом второй раз прошел Панамским каналом в Атлантику и после нескольких месяцев службы на востоке вернулся на Гавайские острова. Там он базировался до конца 1938 года, следующий год провел как в Атлантике, так и в Тихом океане, снова вернувшись в Перл-Харбор.
Здесь, ошвартованным в "линкорном ряду" у острова Форд, и застало его утро 7 декабря 1941 года. На корабле все шло в обычном для воскресного утра порядке. На шканцах должна была начаться служба для верующих, остальная часть экипажа отдыхала. На всех кораблях поддерживалась "Готовность X", подразумевавшая открытые двери в водонепроницаемых переборках. Топливные цистерны были заполнены до отказа, поскольку линейный флот готовился к недельным маневрам. В кранцах готового боезапаса, по большей части закрытых на замки, находилось ограниченное количество снарядов.
Линкоры, в том числе и стоявший у штатной причальной тумбы F-6 «Теннеси» (командир - назначенный 21 декабря 1940 года кэптен Чарльз Э. Риордан), на мачте которого развевался флаг командующего 2-й линейной дивизией контр-адмирала Бегли, стали главной целью японских самолетов. Орудия «Теннеси» открыли огонь практически с началом атаки, не дожидаясь чьего-либо приказа. Причем многие зенитки и пулеметы обслуживали люди из башен главного калибра и машинной команды. Несколько самолетов удалось сбить, но остальные, а этих было гораздо больше, сбросили свои бомбы и торпеды. Одна из бомб взорвалась на левом (по другим данным на среднем) орудии башни ГК №2, осколками убив и ранив много членов экипажа на открытых постах. Часть осколков обрушилась на пришвартованный с левого борта линкор «Вест Виржиния», смертельно ранив на его мостике командира. Вторая бомба, переделанная из бронебойного 356-мм снаряда, попала в крышу башни №3 и, пробив 127-мм броню, взорвалась внутри боевого отделения, правда, с незначительным эффектом. К счастью, хоть от торпед «Теннеси» был прикрыт «Вест Виржинией». Но существовала большая опасность от полыхавшей в воде нефти, которая вытекала из «Вест Виржинии» и «Аризоны», а также от летящих со всех сторон раскаленных осколков и горящих обломков. Особенно неприятным было соседство с находившимся всего в 24 метрах за кормой линкором «Аризона», который взрывом погребов раскололо на две части. На «Теннеси», где металлические палубы раскалились добела, быстро подняли пары и попытались выйти из этого моря огня. Но со всех сторон он был блокирован затонувшими кораблями. В результате корма линкора сильно обгорела, некоторые листы обшивки сильно "повело", а многие заклепки просто вышибло из своих гнезд. Во избежание взрыва пришлось затопить все кормовые погреба.
Когда японские самолеты скрылись, Перл-Харбор лежал в руинах, а большая часть Тихоокеанского флота США была выведена из строя. «Теннеси» повезло больше, чем другим кораблям. Его экипаж не только справился с пожарами на борту, на что потребовались почти сутки непрерывной и самоотверженной работы без перерывов на обед (только кофе и сэндвичи, что для американцев уже само по себе подвиг), но и помог тушить пожары на других линкорах. Потери оказались небольшими: из 94 офицеров и 1372 унтер-офицеров и рядовых, числившихся на «Теннеси» 1 декабря, когда была последняя инспекторская проверка мирного времени, только 5 человек было убито и пропало без вести, ранен 1 офицер и 20 моряков.
Хотя энергетическая установка нисколько не пострадала, блокированный затонувшим «Вест Виржиния» корабль удалось сдвинуть с места только через несколько дней. Для этого понадобилось 16 декабря взорвать бетонное основание носовой причальной тумбы. А 20 декабря «Теннеси» в компании с такими же не сильно поврежденными «Мэрилендом» и «Пенсильванией» ушел в Бремертон, штат Вашингтон, на верфь Пьюджэт Саунд - одно из двух мест на Западном Побережье, где можно было ремонтировать линкоры. До марта следующего года на «Теннеси» заменили стволы орудий ГК, решетчатую грот-мачту, установили радары, противоосколочную защиту и новое легкое зенитное вооружение.
31 марта в Сан-Франциско собрались наспех отремонтированные и модернизированные линкоры: «Теннеси», «Мэриленд», «Колорадо», «Пенсильвания» (ремонтировался на верфи Хантерз Пойнт), а также вернувшиеся из Атлантики «Нью-Мексико», «Миссисипи» и «Айдахо». Эти корабли вместе с бригадой эсминцев образовали 1-е Оперативное Соединение (TF1), которым стал командовать вице-адмирал Уильям С. Пай, бывший в начале войны командующим всем линейным флотом. Оно базировалось на Сан-Франциско, осуществляя прикрытие Западного побережья и Гавайских островов от возможных атак японцев. Перл-Харбор еще нельзя было использовать в качестве главной базы линейного флота, а вид линкоров у берегов Калифорнии поддерживал моральный дух жителей штата на положенной высоте. 14 апреля соединение TF1 вышло из базы, чтобы оказать флоту помощь по сдерживанию японцев в южной части Тихого океана в направлении Австралии. При отсутствии транспортов, танкеров и вспомогательных кораблей, линкоры пришлось загрузить до отказа топливом, снабжением и боеприпасами. Они были настолько перегружены, что осадка увеличилась на 0,9-1,2 м против той, которая когда-либо предполагалась возможной. Третьи палубы (броневые противоосколочные) оказались ниже ватерлинии, не оставляя линкорам шансов выдержать сколько-нибудь серьезное повреждение. Пай должен был встретить у островов Рождества соединение TF11 во главе с авианосцем «Лексингтон», но 19 апреля командующий Тихоокеанским флотом Честер У. Нимитц приказал ему оставаться восточнее островов Лайн, а спустя 10 дней вернуться в Сан-Педро. Бой авианосцев в Коралловом море 7-8 мая прошел без участия линейных сил.
Когда планировалась операция по отражению нападения японцев на атолл Мидуэй, участие в ней линкоров Пая адмирал Нимитц не предусматривал, поскольку не мог дать им воздушного прикрытия. Да и шансов навязать эскадренный артиллерийский бой более быстроходным японским кораблям не было ни одного. Линкоры все-таки вышли в море двумя группами 31 мая (2 линкора, 3 эсминца) и 5 июня (4 линкора, в том числе «Теннеси», 5 эсминцев, эскортный авианосец) в надежде перехватить несуществующие японские корабли, якобы направлявшиеся для демонстрационного авиаудара по Сан-Франциско. Корабли дошли до точки в 260 милях в западу от Сан-Франциско и затем вернулись в базу. 20 июня 1942 года командиром «Теннеси» вместо Чарльза Риордана стал кэптен Роберт Хаггарт.
1 августа соединение вышло из Сан-Франциско в Перл-Харбор, оставаясь на Гавайских островах около двух месяцев, проводя интенсивные учения в море. 20 сентября вице-адмирала Пая сменил вице-адмирал Герберт Ф. Лири. Тихоходные старые линкоры были бесполезны в районе Соломоновых островов, где начались ожесточенные бои. Противники ввязывались в скоротечные ночные стычки или наносили друг другу удары палубной авиацией. В таких условиях тихоходные линкоры оставались явно не у дел, поэтому им поручили защищать Гавайские острова, поскольку туда даже после сражения у Мидуэя сохранялась опасность японского вторжения. Генерал Макартур, главнокомандующий сухопутными силами США в южной части Тихого океана, просил отдать эти корабли ему в подчинение, хотя делать им в водах Австралии или Новой Гвинеи (зона оперативного командования Макартура) было абсолютно нечего. Навигационные карты Южных морей были такими неточными, а японская авиация из Рабаула настолько господствовала в том районе, что посылать в те воды даже эсминец было слишком рискованно. Вот и оставались старые линкоры на Гавайских островах, привязывая к себе десяток эсминцев и трех адмиралов (командующего соединением и двух командиров линейных дивизий), которым можно было найти в той обстановке и лучшее применение. Интересное дело: поражение линейного флота в Перл-Харборе 7 декабря многими воспринялось как катастрофа и проигрыш войны в самом ее начале, а теперь семи линкорам не могли найти подходящего применения.
В сентябре «Теннеси» снова ушел в Бремертон на верфь Пьюджет Саунд. После девятимесячной модернизации (по май 1943 года) он приобрел совершенно иной вид, так что теперь только очень опытным взглядом можно было отличить его от современных линкоров. Значительные изменения произошли и в оборудовании: появились новые зенитные орудия и автоматы, системы управления стрельбой, поисковые и артиллерийские радары последних моделей. На корабль прибыл новый экипаж, почти полностью состоящий из резервистов. Пришлось немало потрудиться, чтобы к выходу в море корабль стал полностью боеготовым.
В июне 1943 года линкор прибыл на алеутский остров Адак, став флагманом 2-й дивизии контр-адмирала Говарда Ф. Кингмана. Потянулись бесконечные дни и ночи патрулирования в условиях сильных туманов и дождей, когда появление японских кораблей считалось наиболее вероятным. В течение августа дважды бомбардировался остров Кыска, который 15-го был занят американскими войсками без всякого сопротивления. «Теннеси» вместе с «Айдахо» и 3 эсминцами входил в состав оперативной группы TG16.7. Например, 2 августа два линкора за час обстрела выпустили 120 снарядов ГК. Операцию "Коттедж" по захвату покинутого японцами острова огромным 34-тысячным десантом сами американцы позже называли "довольно комичной". Хотя отсутствие потерь и радовало. Остров Атту был захвачен еще раньше, так что все действия на севере закончились. В сентябре экипаж линкора уже любовался берегами Сан-Франциско.
История «Теннеси» в последующие два года войны является историей марша американского флота через центральную часть Тихого океана к берегам Японии и многочисленных десантных операций, в ходе которых захватывались опорные базы для продвижения вперед. При этом трудно было переоценить важность уничтожения мощной японской противодесантной и береговой обороны силами линейного флота перед началом каждой высадки. Эти предварительные бомбардировки берега огнем крупных орудий флота спасли тысячи жизней солдат и морских пехотинцев. И, разрабатывая новые методы стрельбы, тренируя экипаж до полного автоматизма, тщательно изучая всю информацию о каждой цели, «Теннеси» стал одним из лучших кораблей огневой поддержки.
К осени 1943 года США уже располагали достаточным числом авианосцев и быстроходных линкоров, чтобы начать атаки вдоль всего оборонительного периметра японцев на Тихом океане. До этого действия в центральной его части вели, в основном, подводные лодки. Считалось, что для дальнейшего продвижения вглубь японской обороны необходимы береговые аэродромы, и решено было начать с захвата баз на островах Гильберта (операция "Гальваник"). Одним из первых шагов на пути к Японии стал захват атолла Тарава, лежавшего всего в 80 милях к северу от экватора. Наиболее сильно укрепленным из множества островков, образовывающих почти треугольный атолл, был Бетио на юго-восточной вершине "треугольника", охранявший узкий вход в лагуну. На островке имелся аэродром, бетонные укрепления вдоль всего берега, 14 орудий калибром от 140-мм до 203-мм (последние, в числе 4 стволов, были английскими, захваченными в Сингапуре), 25 37-мм и 75-мм полевых орудий, множество 13-мм и 127-мм зениток, а также 7,7-мм и 13-мм пулеметов в дотах и дзотах. Японцы построили мощные бетонные убежища для личного состава и погребов боезапаса, врыли в землю 7 танков с 14-ю 37-мм пушками. Обороняли остров 4500 человек. Командующий всей обороной атолла контр-адмирал Кейдзи Сибасаки заявил своим подчиненным, что американцам не удастся захватить атолл в течение 100 лет, даже если они привлекут для этого миллион человек.
18 и 19 ноября самолеты оперативной авианосной группы контр-адмирала Монтгомери нанесли удары по Бетио, уничтожив два береговых 203-мм орудия, 3 танка и несколько складов боезапаса, серьезно подорвав обороноспособность острова. Затем настал черед кораблей, под прикрытием огня которых следовало высадить на остров 18600 морских пехотинцев. «Теннеси», «Мэриленд» (флагман командующего Южным Десантным Соединением или TF 53), «Колорадо», 4 крейсера и 9 эсминцев образовали оперативную группу TG 53.4 контр-адмирала Кингмана, разбитую на пять секций. «Теннеси» (кэптен Р. С. Хаггарт), крейсер «Моубайл» и 2 эсминца вошли в 1-ю. 20 ноября 1943 года «Теннеси» открыл огонь по Бетио и к концу дня буквально смел большинство крупных береговых орудий, которые стреляли по американским кораблям. Сибасаки был убит в своем бетонном командном пункте уже 21 ноября. Но из-за мощных укреплений высадка на Тараву стала поистине кровавой, и захват атолла дорого обошелся морской пехоте. Слишком много укреплений на берегу уцелело, и эту ошибку американцы решили больше не повторять.
22 ноября атака глубинными бомбами заставила всплыть японскую подлодку. «Теннеси» успел всадить в нее несколько 127-мм снарядов, прежде чем таранный удар одного из эсминцев довершил дело. Тарава уже стал американским атоллом, и линкор с чувством выполненного долга 28 ноября оставил этот район.
Следующими стали Маршалловы острова (операция "Флинток"). С секретарем флота Джеймсом В. Форрестолом на борту «Теннеси» после долгих тренировок у острова Сан-Клементе покинул берега Калифорнии, взяв курс на атолл Кваджелейн. Теперь группой огневой поддержки TG 53.5, куда входили «Теннеси», «Мэриленд» и «Колорадо», командовал контр-адмирал Джис Б. Олдендорф. 31 января 1944 года началась бомбардировка островков Рой и Намур на. северо-восточной оконечности атолла. Стрельба велась более обдуманно, чем прежде - каждая цель тщательно изучалась и обсуждалась. В результате высадившиеся войска встретили чисто символическое сопротивление. Точный огонь корабельной артиллерии оставил в распоряжении японцев слишком мало сил и средств. Около 6000 тонн металла и взрывчатки обрушили американцы на эти небольшие островки до начала высадки - вдвое больше, чем на Бетио.
Почти сразу же «Теннеси» пришлось снова открыть огонь. После быстрого пополнения боезапаса линкор подошел к следующему острову на "пути к Токио" - атоллу Эниветок (операция "Катчпоул"). Группа огневой поддержки контр-адмирала Олденфорфа состояла из линкоров «Пенсильвания» (вместо ушедшего на ремонт «Мэриленда»), «Колорадо», «Теннеси», 3 тяжелых крейсеров и 15 эсминцев завесы. Узкий проход в лагуну прикрывался двумя сильно укрепленными островками. 17 февраля «Теннеси» повел за собой корабли, скрупулезно подавляя любую вспышку активности японцев на берегах. Высадка морской пехоты на следующей день прошла блестяще.
Закончив работу у Энгиби на северной стороне атолла, «Теннеси» стал на якорь в 800 метрах от берега острова Парри (юго-восточная часть) и открыл огонь из 356-мм, 127-мм и даже 40-мм орудий, уничтожив там все - от блокгаузов и орудий до пальмовых деревьев. 22 февраля Парри стал американской базой, а «Теннеси» направился на юг - к острову Эфейт на Новых Гебридах.
Генерал Дуглас Макартур, которому оперативно подчинялись и корабли, выделяемые для проведения десантных операций, планировал высадиться на Эмирау (острова Адмиралтейства). И для отвлечения японцев от этой высадки было решено обстрелять базу Кавьенг на острове Новая Ирландия. Флот знал какие корабли назначить для этой цели. Вместе с тремя линкорами типа «Нью-Мексико» «Теннеси» (в сопровождении 2 эскортных авианосцев и 15 эсминцев) утром 20 марта открыл огонь по Кавьенгу. Во время боя корабль дважды брала в вилку береговая батарея, но попаданий, к счастью, не было. Четыре линкора, которыми командовал контр-адмирал Гриффин, выпустили по Кавьенгу и ближайшим аэродромам 1300 356-мм и 127-мм снарядов. Японцы оценили эту бомбардировку как "деморализующую", что создало нужное впечатление о неизбежности скорой высадки на Новую Ирландию. Получив радиограмму от адмирала Хелси "Благодарю за эффективную обработку Кавьенга", «Теннеси» ушел на восток, чтобы подготовиться к крупнейшей операции того времени захвату острова Сайпан из состава Марианских островов (операция "Форэйджер").
25 марта кэптена Хаггарда на посту командира корабля сменил кэптен Эндрю Д. Мэйер. Выйдя из Перл-Харбора и сделав остановку на атолле Кваджелейн, «Теннеси» ранним утром 14 июня подошел к Сайпану. Операция проводилась силами 5-го Флота адмирала Раймонда Спрюэнса в составе Объединенного Экспедиционного Соединения (TF 51) и Северного Десантного Соединения (TF 52) вице-адмирала Ричмонда Тернера. Корабли артиллерийской поддержки, в том числе и 7 старых линкоров, сводились в две оперативные группы: TG 52.17 контр-адмирала Олдендорфа (отряды 1, 2, 3, 4 и 5) и TG 52.10 контр-адмирала Эйнсворта (отряды 6, 7 и 8). «Теннеси» вместе с закончившим ремонт и модернизацию линкором «Калифорния» входил в состав 1-го отряда, которым командовал контр-адмирал Кингман. Захват острова Гуам возлагался на Южное Десантное Соединение (TF 53) контр-адмирала Ричарда Конопли. «Теннеси» должен был поддерживать правый фланг высадки у мыса Агинган, где разведка обнаружила самые сильные артиллерийские позиции японцев. Всё утро «Теннеси» обрабатывал назначенный район настолько эффективно, что, судя по захваченным потом документам, провал японской обороны острова во многом относился на счет быстрого разрушения батарей Агингана.
Днем, помня уроки Таравы, «Теннеси» прошел вдоль берега, где была назначена высадка, и точным огнем уничтожил все обнаруженные цели, включая небольшие суда, орудия, укрепления и склады боеприпасов. Высадка началась на следующее утро. Линкор еще раз с близкой дистанции "обработал" берег, а затем перенес огонь вглубь острова. 15 июня находившийся в проливе между Сайпаном и Тинианом корабль обстреляли три тщательно замаскированные 4,7-дюймовки с последнего. Первый залп лег перелетом, второй недолетом, а третий дал накрытие. Но наблюдатели успели заметить места вспышек от выстрелов и еще до выпуска следующего залпа японские орудия замолчали навсегда. Но один снаряд из третьего залпа попал в 127-мм артустановку, убив 8 и тяжело ранив 26 человек. Тела погибших ночью после надлежащей церемонии предали морю. Возможно именно это попадание дало японцам повод заявить о потоплении американского линкора, "вероятно «Нью-Джерси»". Радиостанция "Токийская Роза" передавала джаз для американских моряков и десантников, одновременно рассказывая им, что японцам все известно о планах операции "Форэйджер" и что весь личный состав Экспедиционного Соединения ждет преждевременная кончина. Японцы намекали на удар по десанту всем своим флотом. Но оперативное соединение быстроходных авианосцев TF 58 вице-адмирала Марка Митшера перехватило Мобильный Флот адмирала Одзавы в Филиппинском море и 19-20 июня нанесло ему поражение.
Прежде чем уйти на Эниветок для ремонта «Теннеси» еще неделю вел огонь по береговым целям, а в одной из предрассветных атак японской авиации зенитчикам линкора вместе с коллегами с «Мэриленда» и «Калифорнии» удалось сбить один из самолетов.
После ремонта корабль вызвали к Тиниану, но затем по специальному запросу войск с острова Гуам ему пришлось изменить курс. Заняв позицию к северу от Гуама, линкор своим огнем 20 и 21 июля расчищал путь пехоте. Уже 22-го «Теннеси» обстреливал укрепления на Тиниане, высадка на который под прикрытием его главного калибра состоялась через два дня. «Теннеси» и «Калифорний» для обстрела был отведен город Тиниан, по которому они исправно отгрузили 480 356-мм и 800 127-мм снарядов, практически сравняв его с землей. За это время линкор потерял один из своих самолетов-корректировщиков, оба члена экипажа которого погибли. 28 июля ему удалось, потратив 70 356-мм и 150 127-мм снарядов, добить береговую батарею, которая повредила в день высадки линкор «Колорадо». Затем «Теннеси» вернулся к поддержке войск на Гуаме.
После захвата Сайпана, Тиниана и Гуама, с баз которых могла действовать армейская авиация США, «Теннеси» ушел на Эниветок, затем на Эспириту Сан-то (Новые Гебриды), Соломоновы острова, острова Палау (операция "Стейлмэйт II"). «Теннеси», «Пенсильвания», «Мэриленд», «Миссисипи» и «Вест Виржиния», входившие в группу огневой поддержки (контр-адмирал Олдендорф) 31-го Оперативного Соединения, бомбардировали острова Ангаур (самый южный из архипелага Палау), где располагался важный промышленный центр по производству фосфатов, и соседний Пелилиу. Ангаур длиной всего в 4 км оборонял единственный пехотный батальон (1600 человек). После уничтожения всех береговых батарей в течение 5-дневного обстрела с «Теннеси» и крейсеров и бомбардировок с воздуха на остров 16 сентября высадились войска. Через три дня организованное сопротивление японцев прекратилось, их остатки собрались на холме в северо-западной оконечности острова. Только 23 сентября этот холм был захвачен. Японцы потеряли 1500 человек убитыми и только 45 сдались в плен. У американцев 237 человек погибло и 907 получили ранения. Быстроходные авианосцы адмирала Холси наносили мощные удары с воздуха по Филиппинам, блокируя все попытки японцев воспрепятствовать захвату островов Палау. На Пелилиу, куда высадка началась 15 сентября, сопротивление японцев (5300 человек 2-го пехотного полка, не считая строителей) было еще отчаяннее - только за первую неделю американцы потеряли там 3946 человек убитыми и ранеными. Организованное сопротивление продолжалось до 25 ноября, когда покончили самоубийством командир гарнизона и его заместитель. А последние пять японцев капитулировали только 1 февраля 1945 года. Заблокированные на самом большом острове архипелага - Бабельтуап - 25000 войск генерала С. Иноуе благодаря плотной морской и воздушной блокаде ничем не смогли помочь гарнизонам Ангаура и Пелилиу и благополучно дождались общей капитуляции в сентябре 1945 года.
Затем «Теннеси» поспешил к атоллу Манус (острова Адмиралтейства), чтобы пройти подготовку к кампании на Филиппинах. Там командование 2-й дивизией линкоров принял контр-адмирал Т. Э. Чандлер (в декабре он погибнет на борту крейсера «Луисвиль» в заливе Лингайен, о. Лусон), а на «Теннеси» командира Мэйера сменил кэптен Джон Б. Хеффернан. К 12 октября все приготовления закончились и «Теннеси» вышел из лагуны Мануса. Пройдя через жестокий тайфун и не обозначенные на картах минные поля, линкор прибыл в залив Лейте и 20-го начал бомбардировку восточного берега, где спустя несколько дней под прикрытием огня линкоров и началась высадка десанта. «Теннеси» (флаг командующего 2-й дивизией линкоров контр-адмирала Т. Чандлера), «Калифорния», «Пенсильвания», 6 крейсеров и 13 эсминцев образовали группу огневой поддержки контр-адмирала Олдендорфа (флаг на крейсере «Луисвиль») Южного Десантного Соединения (TF 79), которым командовал вице-адмирал Т. С. Уилкинсон. «Миссисипи», «Мэриленд» и «Вест Виржиния» с 3 эсминцами входили в группу огневой поддержки контр-адмирала Уэйлера Северного Десантного Соединения (TF 78), которым командовал контр-адмирал Дэниель Э. Барби.
После того как американский 7-й Флот вице-адмирала Кинкейда вошел в воды залива Лейте 20 октября и высадил на его берегу войска, японцам надо было сражаться всем флотом или сдать Филиппинские острова без борьбы. Внутри залива для снабжения войск сосредоточилось огромное количество транспортов и десантных судов, а у самого берега находились тысячи очень уязвимых небольших десантных барж, катеров и плашкоутов. И японцы не замедлили послать к Филиппинам весь свой флот. Благодаря такой реакции, рутинная работа по бомбардировке берега сменилась более подходящим для линкоров делом. Одно из японских соединений двинулось к ведущему в залив Лейте с юга проливу Суригао, где 25 октября флот США одержал одну из значительных своих побед на море. В последний раз за всю войну в эскадренном бою друг другу противостояли линкоры, крейсера и эсминцы обеих сторон.
Силами флота США, осуществлявшими прикрытие судов в заливе, командовал контр-адмирал Джис Б. Олдендорф, каждую операцию ожидавший контакта с надводными силами противника. Он хотел наконец-то "живьем" увидеть японские корабли, что до этого удавалось только летчикам и экипажам легких кораблей в ходе скоротечных ночных стычек в районе Соломоновых островов, и на деле доказать, что американские адмиралы тоже могут вести эскадренные сражения. Надеясь нанести противнику комбинированный удар всеми своими линкорами, крейсерами и эсминцами, Олдендорф с искусством опытного тактика расположил все шесть своих линкоров поперек середины пролива, поставив на флангах крейсера и эсминцы и выслав вперед торпедные катера. Бой надо было не просто выиграть, а выиграть убедительно, разгромно. Только такой результат мог показать всему миру (а особенно, англичанам), что американцы вполне компетентны не только в "дистанционных" авианосных дуэлях, но и в традиционных артиллерийских. К тому времени бой линкоров оставался единственным аспектом войны на море, в котором американцы еще не доказали свое первенство. Единственно, что беспокоило американского адмирала, так это нехватка боезапаса на линкорах и отсутствие запасных торпед на эсминцах. На «Теннеси» осталось 396 бронебойных и 268 фугасных снарядов ГК, на «Калифорнии» соответственно 240 и 78, на «Пенсильвании» 360 и 93, на «Миссисипи» 201 и 543, на «Мэриленде» 240 и 445, на «Вест Виржинии» 200 и 175. Но на руку играло место боя - американцы спокойно ставили "палочку над Т" (кто не знает, это - название маневра охвата головы противника под углом, близким к прямому) идущим по узкому проливу японцам. В подобную мышеловку редко кому удавалось угодить.
За час до рассвета японское соединение, уже обнаруженное и атакованное торпедными катерами, вошло в пролив. На линкорах и крейсерах примерно в 230 сыграли боевую тревогу, а в 3.20 на юге послышались взрывы и замелькали вспышки орудийной стрельбы и торпедных взрывов. Спустя 9 минут линкоры увеличили скорость до 15 узлов. План адмирала Олдендорфа полностью удался - японцы попали под атаки со всех сторон. Сначала эсминцы торпедами взорвали линкор «Фусо» и 3 эсминца, а также повредили флагманский линкор «Ямасиро», который замедлил ход, но упорно продолжал идти навстречу теперь уже неминуемой гибели. За ним следовали только тяжелый крейсер «Могами» и эсминец «Сигуре». «Теннеси», идущий в колонне четвертым, обнаружил противника в 03.23 на дистанции около 20 миль и был готов открыть огонь. Но Олдендорф приказал: "Ждать". Спустя 10 минут, когда дистанция сократилась до 165 кабельтовых, контр-адмирал Уэйлер передал по колонне линкоров сигнал "открыть огонь с дистанции 26000 ярдов" (примерно 130 кабельтовых). Самое смешное, что не будь у американцев, артиллерийских радаров, линкоры вообще в начальный (самый ответственный!) момент боя не могли бы стрелять, поскольку аккурат между ними и противником непонятно зачем оказались пять левофланговых крейсеров во главе с флагманским «Луисвилем». Не будь такого вопиющего неравенства сил, американцы дорого бы поплатились за то. что подставили крейсера под огонь линкора. А японцы, не имей «Ямасиро» торпедного повреждения, могли бы быстро развернуться и уйти из-под "палочки над Т", не оставив тихоходным американским линкорам никаких шансов испробовать себя в морском бою.
В 03.51, когда дистанция от «Луисвиля» до «Ямасиро» сократилась до 78 кабельтовых, флагман Олдендорфа дал первый залп. За ним загрохотали орудия остальных семи крейсеров. В 03.53 раздался чудовищный раскат 16-дюймового залпа головного линкора «Вест Виржиния», а спустя две минуты к баталии присоединились «Теннеси» и «Калифорния». Именно эти три линкора, оборудованные новейшими артиллерийскими радарами Мк 8, внесли решающий вклад в расстрел японского флагмана. С З53 по 408, когда был отдан приказ прекратить огонь, они выпустили по противнику 225 356-мм и 406-мм снарядов, тогда как «Мэриленд» всего 48, «Миссисипи» смог дать только один полный залп (он оказался последним в бою линкоров), а «Пенсильвания» вообще не сделал ни одного выстрела.
После открытия огня идущий 12-узловой скоростью «Ямасиро» еще 8 минут лежал на курсе 20°, ведя огонь по видимым целям (артиллерийского радара у японцев не было), но затем он резко отвернул влево - на контркурс противнику, а потом и вовсе развернулся на юг. Из-за недостаточной ширины пролива американским линкорам почти сразу, в 3.55, пришлось поворачивать " вправо всем вдруг" на противника (с курса 90° на курс 120°; дистанция в тот момент была около 4.00 кабельтовых). Спустя 7 минут Олдендорф приказал линкорам еще раз повернуть, чтобы образовать кильватерный строй курсом на запад (270°), что те и сделали в 4.06. Стрельба по ним не велась, поскольку «Ямасиро» и сразу после открытия огня повернувший назад «Могами» стреляли по ближайшим противникам - крейсерам и эсминцам. Только одно падение крупного снаряда было зарегистрировано недалеко от линкоров. Большую опасность представляли дальнобойные и мощные японские торпеды. Поэтому контр-адмирал Уэйлер в 4.10 приказал линкорам своей дивизии («Вест Виржиния», «Мэриленд» и «Миссисипи») повернуть на север, тогда как контр-адмирал Чандлер повел три свои дальше на запад. Эти маневры привели к тому, что, когда спустя минуту Олдендорф приказал возобновить огонь, ни один из линкоров не смог обнаружить цель на экранах своих радаров. Под жутким сосредоточенным огнем такого количества кораблей японцы долго продержаться не могли. «Могами» побежал почти сразу, резко увеличивая дистанцию (утром он будет атакован самолетами и добит японским эсминцем), а «Ямасиро» как раз в 419 начал уходить под воду.
«Теннеси», выпустил 69 бронебойных снарядов ГК за 13 залпов. Наблюдатели видели как каждый из первых 11 находил свою цель; 12-й был дан после резкого поворота, а 13-й снова лег накрытием. За все это время на «Теннеси» не было никакой заминки или поломки. В середине боя, когда командующий боевой линией отдал по телефону приказ "Поворот Один Пять", что на принятом "линкорном жаргоне" означало "поворот вправо на 150°" (т.е. с курса 120 на курс 270°), командир «Калифорнии» Бёрнет понял его как сигнал к повороту на курс 15°. Этот линкор резко покатился влево, но командир «Теннеси», избегая столкновения, управлялся так здорово, что находившийся рядом на мостике командир дивизии контр-адмирал Чандлер в своем рапорте отметил "быстрые и хладнокровные действия кэптена Д. Б. Хеффернана в аварийной ситуации". Только быстрый реверс на всех гребных валах (спасибо турбоэлектрической установке!) спас «Теннеси» от повторного "поцелуя" своего "систершипа" (первый с несколько большими последствиями для «Калифорнии» имел место 24 августа). Естественно, что такие маневры «Калифорнии» не способствовали ведению стрельбы по противнику. Целых 5 минут в самый разгар боя цель для «Теннеси» была закрыта не в меру разгулявшимся собратом. Это и объясняет, почему каждый из этих линкоров, имея в 1,5 раза больше стволов, чем «Вест Виржиния», выпустил снарядов в 1,5 раза меньше его. В проливе Суригао противник потерял два линкора и три эсминца, тогда как у американцев был поврежден только эсминец «Грант». Если не принимать в расчет огромное неравенство сил и позорное маневрирование американцев (в бою равных соперников такие выкрутасы обычно обходятся дороговато), такой результат дает им право гордиться одержанной победой. Примерно в 05 Олдендорф повел свои корабли назад в залив Лейте, чтобы пополнить боезапас, расстрелянный не столько в ночном бою, сколько в ходе предшествующих ему обстрелов берега (см. таблицу). Спустя час с небольшим в 100 милях к северу начался бой основных линейных сил японцев под командованием адмирала Куриты с группами эскортных авианосцев, но тихоходные ветераны, к тому почти лишенные боезапаса, ничем не могли помочь своим товарищам.
Число снарядов ГК на линкорах (бронебойные / фугасные)
Корабль |
17 октября |
Обстрел берега |
В бою 25 октября |
25 октября |
Вест Виржиния |
200/616 |
-/440 |
93/- |
107/172 |
Мэриленд |
240/856 |
-/441 |
48/ |
192/445 |
Теннеси |
396/960 |
-/692 |
69/ |
327/262 |
Калифорния |
240/960 |
-/882 |
63/ |
177/78 |
Миссисипи |
201/1200 |
-/657 |
12/ |
189/543 |
Пенсильвания |
360/960 |
-/946 |
0 |
360/ 14 |
В 8 часов линкоры Олдендорфа находились в 65 милях (свыше 3 часов полного хода) от позиции, с которой они могли бы открыть огонь по кораблям Куриты. Пришлось отказаться от попытки идти на сближение и принять решение оставить все линкоры вместе внутри залива Лейте, где они могли бы перехватить Куриту, если бы тот попытался прорваться к транспортам. Снарядов хватало, чтобы помешать японцам добраться до уязвимых транспортов, но не для боя на преследование противника. В 8.50 Олдендорф получил приказ от командующего 7-м Флотом вице-адмирала Томаса Кинкейда занять со всеми своими кораблями позицию в 5 милях к северу от острова Хайбьюсон (на выходе из пролива Суригао) и ждать дальнейшего развития событий. Но американским линкорам не суждено было во второй раз померяться силами с линкорами японцев. Курита, потеряв под самоотверженными атаками самолетов с эскортных авианосцев три тяжелых крейсера, повернул назад, хотя ничто уже не мешало ему пройти в залив Лейте. Трудно сказать, чем бы закончился бой Куриты с Олдендорфом. Японцы имели 4 линкора во главе с самым мощным в мире кораблем «Ямато», вооруженным 9-ю 460-мм орудиями и практически неуязвимым от орудийного огня. Ясно одно - потери с обеих сторон были бы ощутимыми.
29 октября адмирал Кинкейд реорганизовал свой флот в заливе Лейте, отправив корабли, нуждавшиеся в пополнении запасов, в том числе и «Теннеси», на атолл Улити. Для защиты десанта от уцелевших после 5-дневных боев японских кораблей в заливе остались 3 линкора, 4 крейсера и 13 эсминцев.
Вскоре после победы в проливе Суригао Олдендорф получил чин вице-адмирала, Военно-морской Крест и был назначен командиром 1-й эскадры линейных кораблей в составе 2-й, 3-й, 4-й и 5-й дивизий. «Теннеси» остался флагманом своей дивизии. Спустя несколько дней линкор отправился в долгий путь на верфь Пьюджет Саунд для ремонта. Адмирал Чандлер послал главнокомандующему флотом США следующую телеграмму:
«Вскоре после этого боя «Теннеси» покинул район для необходимого ремонта. Битва в проливе Суригао стала венцом долгой серии успешных операций против неприятеля, каждая из которых приближала войну к Токио... Поведение офицеров и экипажа линкора в течение всех этих операций полностью соответствовало самым лучшим традициям военно-морской службы».
После прибытия на верфь экипаж впервые за более чем 18 месяцев службы получил отпуска. В середине января 1945 года на шканцах линкора появилась большая надпись: "«Теннеси» должен быть готов к выходу в море 22 января. Адмирал Нимитц хочет видеть этот корабль в боевом строю". Самоубийственные атаки японских летчиков в заливе Лингайен существенно ослабили ряды старых линкоров. Привыкшие к мощной поддержке с моря армия и морская пехота требовали наличия перед каждой высадкой как можно большего числа крупных артиллерийский кораблей. Работы заметно ускорились, экипаж отозвали из отпусков и 27-го числа, закончив все послеремонтные испытания, линкор взял курс на запад.
На этот раз целью был отчаянно оборонявшийся японцами остров Иводзима, лежащий всего в нескольких сотнях миль от Токио (операция "Детачмент"). Из-за нехватки линкоров из Атлантики в помощь только что отремонтированным «Теннеси» и «Айдахо» дали 4 самых старых корабля: «Невада», «Техас», «Нью-Йорк» и «Арканзас». Этим соединением TF54, куда также входили 5 крейсеров и 16 эсминцев, стал командовать контр-адмирал Бертрам Дж. Роджерс. 16 февраля, спустя две с небольшим недели после последнего "прости" в Бремертоне, «Теннеси» открыл огонь по врагу. Его задачей была подготовка для высадки пляжей левого фланга, где на ставшей затем известной горе Сурибаши располагались, в частности, четыре замаскированных тяжелых артиллерийских позиции. Работа была закончена к 18-му, когда «Теннеси» доложил командованию, что все японские орудия и их склады боезапаса уничтожены. Высадка на следующий день прошла без значительных потерь, но на суше войскам пришлось сражаться за каждый метр, постоянно вступая в рукопашные бои с фанатично сопротивлявшимся противником.
«Теннеси» оставался у Иводзимы до 7 марта. Пользуясь услугами высаженных на берег корректировочных постов, он оказывал всю возможную поддержку продвигавшимся вглубь острова пехотинцам. Ночью с помощью осветительных снарядов линкор препятствовал атакам японских диверсионных отрядов на американские позиции, днем нарушал перевозки противника по дорогам в глубине острова и обстреливал все обнаруженные цели.
После захвата Иводзимы «Теннеси» ушел на Улити, чтобы подготовиться к последней крупной десантной операции - высадке на остров Окинава архипелага Рюйкю, который вытянулся цепочкой к юго-западу от японской метрополии (операция "Айсберг") - 23 марта линкор вышел с Улити под флагом контр-адмирала Мортона Дейо, который на тот момент являлся командующим 1-й эскадрой линкоров, а также 2-й ее дивизией и всем Соединением Прикрытия и Огневой Поддержки (TF 54). Соединение, насчитывавшее 10 линкоров, 7 тяжелых и 3 легких крейсера, 24 эсминца и 8 эскортных кораблей, было разбито на 5 равных групп: «Техас» и «Мэриленд», «Арканзас» и «Колорадо», «Теннеси» (флаг Дейо, командир все тот же Хеффернан) и «Невада», «Айдахо» и «Вест Виржиния», «Нью-Мексико» и «Нью-Йорк».
В ночь на понедельник 26 марта соединение Дейо четырьмя колоннами 10-узловым ходом вошло в пролив между островами Тонаки и Керама Ретто, уже расчищенный тральщиками, которые пометили фарватеры радиобуями. С рассветом началась бомбардировка. Линкоры и крейсеры с помощью воздушной корректировки вели огонь по данным фоторазведки, не имея возможности подойти близко к берегу из-за минной опасности. Японцы не отвечали, если не считать спорадический зенитный огонь по самолетам-корректировщикам. В 1630 обстрел закончился и корабли начали отход для ночного отдыха, которому не смог помешать одиночный "Бетти", в смертельном пикировании снесший антенны радаров на эсминце «Портерфилд». Но на рассвете прилетели 7 "камикадзе". Истребителей патруля в воздухе еще не было, поэтому японские самолеты в полном составе прорвались к кораблям. Все они были сбиты зенитным огнем (один вспыхнул слева у самого борта «Теннеси»), сумев повредить линкор «Невада», крейсер «Билокси» и эсминец «О'Брайен».
В течение 7 дней велась предварительная бомбардировка острова, прежде чем 1 апреля началась высадка. На борту «Теннеси» находился летописец истории флота США во вторую мировую войну профессор гарвардского университета С. Э. Морисон. Сразу после Перл-Харбора он обратился с просьбой к президенту Рузвельту пустить его на действующий флот, чтобы писать его историю из гущи событий. В апреле 1942 года профессор получил чин лейтенант-коммандера (капитана 3 ранга) и с тех пор практически не покидал палуб кораблей. Благодаря ему о действиях «Теннеси» у Окинавы известно больше, чем о других кораблях.
Хотя линкору было предписано вести огонь по берегу с дистанции 25-30 кабельтовых, командир подвел его на 9,5 кабельтовых, чтобы обстреливать цели прямой наводкой. В б20 одиночный "Вэл" атаковал подходившие к берегу корабли, но был сбит. Спустя 10 минут был открыт огонь всеми калибрами. Место «Теннеси» было у "Оранжевого" сектора высадки. Десять линкоров, 9 крейсеров и 23 эсминца вытянулись 10-мильной шеренгой вдоль берега, обеспечивая ближнюю поддержку десанту. «Теннеси» выпускал по 54 127-мм снаряда в минуту, гораздо реже грохотали орудия главного калибра. Вдохнувший клубы желтого кордитного дыма от первого залпа адмирал Дейо сказал соседям на мостике: "Это имеет хороший наступательный запах". Стрельбу пришлось прервать на несколько минут, когда вдоль берега пронеслась палубная авиация. Это делалось не столько из опасения сбить свои же самолеты, сколько из-за невозможности отличить разрывы снарядов от взрывов бомб и ракет.
В 8 часов раздался крик "Они пошли!" - это первая волна десантных судов двинулась к острову. За ней с 5 минутным интервалом проходили другие. Когда на мостике «Теннеси» в 8.28 получили радио, что десантные суда первой волны подошли на 75 ярдов к берегу, флагман скомандовал прекратить огонь. Спустя 4 минуты первые десантники ступили на берег Окинавы. «Теннеси» начал разворачиваться, чтобы продолжить стрельбу правым бортом, когда противник впервые заявил о себе. Несколько всплесков от снарядов встали у борта линкора - это открыла огонь замаскированная у устья реки Биша мортирная батарея. Но огонь дюжины десантных судов, вооруженных 75-мм пушками, заставил ее замолчать навсегда. В 9 поступило сообщение о том, что морские пехотинцы уже вышли к аэродрому Ёнтан, не понеся никаких потерь. Было совершенно непонятно, что делают 60 тысяч японцев, обороняющих Окинаву? Остряки пустили в оборот шутку; "Морские пехотинцы продвигаются так быстро, что уже встретили русских, наступающих с другой стороны!". Такой быстрый успех десанта оставил без работы корректировочный .пост «Теннеси», который к 10 часам установил связь, с линкором. Пришлось вести стрельбу по данным бортового самолета. Однако после нескольких залпов по "военным объектам", которые после уточнения оказались всего-навсего надгробиями на местном кладбище, огонь пришлось прекратить за неимением целей. Вместо привычных раскатов орудийных залпов слышен был только шум моторов сотен десантных катеров и барж. Вскоре поступили сообщения о захвате аэродромов Ёнтан и Кадена, которые планировалось занять не раньше, чем через трое суток.
В 10 , после того как уже 17-я и 18-я волны десанта оказались на берегу, «Теннеси» возобновил стрельбу - снова по данным бортового самолета-корректировщика. Но и на этот раз она оказалась недолгой. Противника не было. Только вечером налетели несколько "камикадзе", которым удалось повредить линкор «Вест Виржиния». То, что в первый день высадки сопротивление японцев было откровенно вялым, объясняется хорошей "работой" в течение марта самолетов 58-го Оперативного Соединения быстроходных авианосцев. По-настоящему массированные налеты "камикадзе" начались только 6 апреля.
Но были заботы и кроме "камикадзе". В 174 6 апреля подлодка «Тредфин», а затем и «Хаклбек», патрулировавшие в проливе Бунго Зуйдо (вход во Внутреннее море), донесли о выходе японского соединения в составе двух больших кораблей и 6 эсминцев. Это были самый мощный в мире линкор «Ямато», легкий крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев, направлявшиеся в самоубийственный поход к Окинаве в рамках операции "Тен-Го". Самоубийственный потому, что корабли не имели воздушного прикрытия. В 82 7 апреля самолет-разведчик с авианосца «Эссекс» обнаружил японское соединение к юго-западу от острова Косики Ретто и сообщил о его курсе, скорости и ордере. Командующий 5-м Флотом адмирал Р. Спрюэнс немедленно передал эту информацию контр-адмиралу Дейо, предлагая тому заняться японцами. Уже в 10 Дейо собрал совещание своих флагманских специалистов и командиров на борту транспорта «Эльдорадо» - флагманского корабля командующего высадкой вице-адмирала Тернера (соединение TF 51). План боя включал использование 6 линкоров, 7 крейсеров и 21 эсминца, которые должны были занять позицию между приближавшимися японцами и Окинавой. В 15.30 соединение Дейо TF 54 в полном составе вышло навстречу противнику, производя артиллерийские учения и боевое маневрирование, в ходе которого линкор «Мэриленд» получил попадание "камикадзе" в башню №3, временно вышедшую из строя. Тем не менее, снова американцы имели огромное преимущество, которое лишь отчасти компенсировалось лучшим бронированием «Ямато», его большей дальностью стрельбы (42 км против 38,5 км у 406-мм и 34 км у 356-мм американских орудий), более тяжелыми снарядами (1460 кг против 1016 и 680 кг) и на 6-7 узлов большей скоростью. Находившийся на мостике «Теннеси» Дейо получил сигнал от вице-адмирала Тернера: "Надеюсь, вы вернетесь с прекрасной рыбкой на завтрак". Только Дейо начал писать ответ на сигнальном бланке: "Премного благодарен, мы попытаемся это сделать...", как ему принесли перехват сообщения самолетов-разведчиков с соединения Митшера, обнаруживших японцев. Пришлось написать в конце: "...если ее не схватят пеликаны!"
Так оно и случилось. Палубные "пеликаны" вице-адмирала Митшера массированными атаками быстро отправили на дно и «Ямато», и «Яхаги», а также 4 эсминца ценой гибели всего лишь 10 самолетов. Японцы потеряли 3665 человек против 12 у американцев. Фактически все было кончено до того, как линкоры Дейо подняли якоря.
Затем ежедневно, вплоть до 3 мая, «Теннеси» поддерживал войска на берегу. Сразу же линкоры стали нести потери. В течение всей кампании на Окинаве японцы бросали на корабли мощные силы своей авиации. Причем большая часть атак проводилась летчиками-самоубийцами "камикадзе", которые впервые заявили о себе в заливе Лейте и при захвате Лусона. Истребители воздушного патруля сбивали десятки самолетов еще до того, как они приближались к своей цели, но всех сбить было просто невозможно.
Атака в середине дня 12 апреля была особенно яростной. Дейо с утра получил приказ Тернера держать свои корабли на ходу в ордере ПВО, чтобы обеспечить взаимную поддержку. Десять линкоров, 4 тяжелых и 3 легких крейсера построились в круг диаметром около 45 кабельтовых. Двенадцать эсминцев заняли позиции снаружи круга. В 14 с эсминца «Портерфилд» заметили первые японские самолеты. Сначала "камикадзе" повредили эсминец «Зелларс», который шел параллельно «Теннеси» в 10 кабельтовых с левого борта. Поднявшийся над эсминцем дым затруднил работу наводчикам зенитных батарей линкора. Семь японских "камикадзе" с подвешенными бомбами, сумевших прорваться через воздушный патруль, выбрали своей целью «Теннеси». Шестерых удалось сбить и они упали в море: трое из них не долетели до флагманского мостика буквально сотню метров, еще один проскользнул по воде перед самым форштевнем. По седьмому (это был старый "Вэл"), который стремительно приближался в 45-градусном пике с левого борта, вели огонь два счетверенных "бофорса" и 8 "эрликонов". Но самолет упорно шел на мостик. Дело спас один из 40-мм снарядов, напрочь отбивший левую стойку шасси, так что правая сыграла роль руля и отклонила самолет с курса. Самолет задел крылом стойки ограждения мостика и рассек сигнальные фалы, после чего упал на 40-мм счетверенную установку и в скольжении вдоль правого борта собрал богатый урожай жертв и разрушений. Он замер только у башни №3, а его бомба пробила палубу и взорвалась в унтер-офицерском помещении, вызвав пожар. Старший боцман Дин, руководивший аварийной партией , был убит, когда заталкивал своих людей в прикрытие. Один из матросов был подброшен в воздух и шмякнулся на крышу 127-мм установки, где в диком танце начал срывать с себя горящую одежду, поливаемый водой из шлангов. Но самое необычное приключение пришлось пережить наводчику 40-мм установки капралу морской пехоты Патнему. Пытаясь спрыгнуть вниз, он перестарался и улетел за борт. Капрал вынырнул на поверхность рядом с горевшими обломками самолета и снова нырнул, чтобы спастись от пламени горевшего на воде топлива. Теперь он оказался у большого спасательного плота, который сбросило с линкора в воду. Взобравшись на плот, Патнем обнаружил на нем обезглавленного японского пилота, заброшенного туда взрывом. Не имея сил сбросить тело в море, капрал провел в этой малоприятной компании несколько часов, пока не был подобран эсминцем и возвращен на линкор.
Всего в результате попадания "камикадзе" на «Теннеси» 26 человек погибло, а 103 получили ранения. Из них 60 тяжело раненых, по большей части сильно обгоревших, пришлось передать на госпитальное судно. Из числа прислуги 40-мм установки, куда сначала упал самолет, все 12 человек погибли или были тяжело ранены. Был ранен и командир подразделения морской пехоты на линкоре кэптен Адаме. Тела погибших были преданы морю в час ночи 13 апреля. Практически одновременно на флот пришло известие о смерти президента Рузвельта.
Экипаж корабля немедленно приступил к аварийному ремонту, который на первый взгляд был под силу только оборудованной верфи. Вскоре линкор снова открыл огонь, до ухода на ремонт в Улити 3 мая проведя еще несколько блестящих стрельб. 19 апреля благодарные морские пехотинцы прислали на борт линкора следующую телеграмму:
"Сегодня наши войска заняли высоту, "подготовленную" вчера «Теннеси». Семь врагов были убиты на склоне и 30 внутри укреплений. В огромных кратерах от 14-дюймовых снарядов с «Теннеси» мы насчитали 120 трупов и многочисленные разбитые зенитные орудия. Командир 6-го полка морской пехоты сам видел вчера стрельбу «Теннеси» и хочет выразить свою благодарность «Теннеси» за четкое взаимодействие и ее выдающуюся поддержку. Главная и вспомогательная батареи «Теннеси» полностью разрушили тылы противника. Ее (в английском языке корабль всегда "она", независимо от класса и названия - прим. авт.) огонь сделал почти невозможную работу. Поздравляем всех членов экипажа «Теннеси». Хорошо сделано!".
И от армейских частей 25-го в адрес линкора пришли слова благодарности: "«Теннеси» - лучший корабль, с которым мы когда-либо действовали вместе". А контр-адмирал Халл информировал вице-адмирала Келли Тернера, что хотел бы отметить все корабли, но "особенно «Теннеси»".
Вице-адмирал Олдендорф, пропустивший начало операции из-за ранения, сменил контр-адмирала Дейо незадолго до того, как «Теннеси» покинул Окинаву. Дейо направил своему флагманскому кораблю телеграмму: "Вы можете гордиться своей прекрасной работой у Окинавы. Хорошо сделано!"
Проведя три недели у борта ремонтного судна на Улити, «Теннеси» снова вернулся к Окинаве. Три дня своим огнем он помогал войскам, выбивавшим японцев с южной оконечности острова. Последний раз орудия линкора стреляли 14 июня и через несколько дней Окинаву объявили захваченной.
Вице-адмирала Олдендорфа вскоре назначили командовать всеми морскими силами у островов Рюйкю. Будучи его флагманским кораблем, «Теннеси» сыграл важную роль в операциях в Восточно-Китайском море. В июле оперативное соединение TF59 под командованием Олдендорфа («Теннеси», «Пенсильвания», «Калифорния», «Невада», «Техас», «Арканзас» и новые суперкрейсера «Аляска» и «Гуам») прикрывало траление в том районе, а затем «Теннеси», «Калифорния», «Невада», «Аляска» и «Гуам» поднялись к северу, чтобы нарушить судоходство между Шанхаем и островами японской метрополии. Этот маршрут был надежно перекрыт, а за время патрулирования истребители с входящих в группу авианосцев сбили несколько вражеских самолетов. Поскольку в Восточно-Китайском море достойного противника не оказалось, соединение было расформировано. Единственными кораблями, которым пришлось еще пострелять по врагу, стали «Теннеси» и «Пенсильвания» (группа TG59.1), посланные для бомбардировки атолла Уэйк. 1 августа оба линкора провели совместные стрельбы, 9-го «Пенсильвания» стрелял один, за что и поплатился спустя 3 дня, получив торпеду с одиночного японского самолета.
«Теннеси» вернулся на Окинаву для подготовки к следующим операциям, но там его застала весть о капитуляции Японии. 27 августа, когда линкор стоял в бухте Баккнер, на его борт прибыл кэптен X. Ф. Коуп, который 7 сентября сменил Хеффернана на посту командира. Ближайшей задачей линкора стало прикрытие высадки оккупационных войск в Вакаяму.
8 декабря 1945 года «Теннеси» в военно-морской базе Филадельфии присоединился к местной группе 16-го Флота (не действующий). Кэптена Коупа сменил коммандер (капитан 2 ранга) Эдвин Эббот, который и командовал линкором до 14 февраля 1947 года, когда «Теннеси» был разукомплектован. Корабль находился в резерве до 1 марта 1959 года, когда его название было исключено из списков флота. В июле 1959-го его продали на слом.
За участие в войне на Тихом океане «Теннеси» (ВВ-43) был награжден 10 боевыми звездами:
1. Перл-Харбор (7 декабря 1941 года)
2. Операция на островах Гильберта (13 ноября-8 декабря 1943 года)
3. Операция на Маршалловых островах: захват атоллов Кваджелейн и Майдзуро (29 января-8 февраля 1944 года); захват атолла Эниветок (17 февраля-2 марта)
4. Операция на Марианских островах: захват островов Сайпан (11 июля-10 августа) и Гуам (12 июля-15 августа 1944 года)
5. Захват и оккупация острова Тиниан 24 июля-1 августа 1944 года)
6. Операция на Западных Каролинских островах: захват и оккупация островов Южные Палау (6 сентября-14 октября 1944 года)
7. Операция в заливе Лейте: высадка в заливе Лейте (10 октября-29 ноября 1944 года)
8. Операция на Иводзиме: высадка и захват острова Иводзима (15 февраля-16 марта 1945 года)
9. Операции на Окинаве: высадка и захват острова Окинава (24 марта-30 июня 1945 года)
10. Операции 3-го Флота против Японии (10 июля-15 августа 1945 года)
5 апреля 1946 года секретарь ВМФ Джеймс Форрестол подписал рекомендацию о награждении «Теннеси» за выдающиеся боевые успехи. Текст гласил: «За выдающийся героизм в боях против вражеских японских сил в течение периода с 31 января 1944 по 21 июня 1945 года. Проводя интенсивные бомбардировки с разрушительной точностью в ходе 13 главных операций, «Теннеси» методично разрушала вражескую оборону до момента высадки, обеспечивая огромный объем концентрированного огня для непосредственного прикрытия высадки десанта и поддерживая затем продвижения войск на берегу после вторжения, делая возможным продвижение наших сил через центральную часть Тихого океана без больших потерь. Под многократными ударами вражеских береговых батарей, бомб, торпед и самолетов-«камикадзе» ее доблестный экипаж умело производил ремонт повреждений, позволяя кораблю оставаться в строю на протяжении долгого периода неустанной и напряженной службы. В героической битве в проливе Суригао, она внесла материальный вклад в уничтожение значительной части японского флота, включая по меньшей мере два линейных корабля. Блестящие достижения «Теннеси» от Алеутских островов до островов Рюйкю отражают превосходную работу и храбрость ее доблестных офицеров и экипажа и соответствуют лучшим традициям ВМФ США».
В течение всего времени боев «Теннеси» командовали следующие офицеры:
кэптен Роберт Стивенсон Хаггарт, кэптен Эндрю Де Граф Мэйер, кэптен Джон Б. Хеффернан, кэптен Харли Ф. Коуп и коммандер Эдуард У. Эббот. Старшими офицерами служили: кэптен С. Катлер, кэптен Дж. Вуд, кэптен С. Смит, кэптен Д. Вагнер.