U.S.S "CALIFORNIA" (BB-44)
Линкор был построен военно-морской верфью Мэйр Айленд в Валледжо, штат Калифорния. Его киль заложили 25 октября 1916 года, спуск на воду состоялся 20 ноября 1919-го. "Крестной матерью" была миссис Барбара Стефенс Зэйн, дочь губернатора штата Калифорния Уильяма Д. Стефенса. Укомплектовали линкор 10 августа 1921 года в качестве флагмана Тихоокеанского флота. Первый командир - кэптен (капитан 1 ранга) Генри Дж. Цигемайер.
В течение двадцати лет, с 1920-го по 1941-и, «Калифорния» служил флагманом Тихоокеанского флота США, затем флагманом линейного флота. Ежегодно он принимал участие в совместных с армией маневрах, учениях, тактических упражнениях, сборах флота для различных целей. В 1921-1922 годах он добился права носить вымпел лучшего боевого корабля (Battle Efficiency Pennant), а в 1925-1926 годах был признан лучшим артиллерийским кораблем флота. Летом 1925-го «Калифорния» повел линейный флот и дивизию крейсеров разведывательного флота с визитом доброй воли в Австралию и Новую Зеландию. Принимал участие в президентских смотрах флота 1927, 1930 и 1934 годов. В конце 1929-начале 1930 года прошел модернизацию и получил более современную зенитную батарею. В 1940 году база флота на Тихом океане была перенесена в Перл-Харбор. Из нормального состава линейных сил Тихоокеанского флота (12 кораблей) к началу военных действий с Японией три линкора типа «Нью-Мексико» были заняты нейтральным патрулированием в Атлантике, «Колорадо» находился на ремонте в Бремертоне, а остальные 8 базировались на Перл-Харбор.
Во время японского нападения утром 7 декабря 1941 года диспозиция линкоров, семь из которых образовали знаменитый "линкорный ряд" вдоль юго-восточного берега острова Форд, была следующей: крайним с юга у причальных тумб F-3 в одиночестве стоял флагман командующего 1-й дивизией линкоров и всем линейным флотом на Тихом океане вице-адмирала У. Пая линкор «Калифорния»; за ним у Бензинового причала стоял танкер «Неошо»; у тумб F-5 находились «Мэриленд» и «Оклахома»; у F-6 -«Теннеси» и «Вест Виржиния»; у F-7 - «Аризона» и плавмастерская «Вестал»; у F-8 - «Невада». Линкор «Пенсильвания» вместе с двумя эсминцами стоял в сухом доке №1. Старый линкор-мишень «Юта» занимал штатное место авианосцев по другую сторону острова.
В первой волне из 189 японских самолетов только 90 бомбардировщиков-торпедоносцев "Кейт" (B5N2) имели своей целью корабли. Сорок из них несли торпеды, а остальные - бомбы (переделанные из 356-мм бронебойных снарядов и обычные 250-кг общего назначения). Все они обрушились на "линкорный ряд". Из состава второй волны (171 самолет) 81 пикирующий бомбардировщик "Вэл" (D3A1), вооруженный 250-кг бомбами, должен был атаковать авианосцы и крейсера, но большинство из них, не найдя своих целей, также атаковали линкоры.
В отличие от большинства других кораблей, ошвартованных попарно, «Калифорния» был открыт атакам со всех сторон. За кормой метрах в двухстах стоял не очень приятный во время атаки сосед - танкер «Неошо», а впереди, за небольшим мысом острова Форд - гидроавиатендер «Эйвосет». Хотя «Калифорния» одним из последних получил попадания, его боевая готовность оказалась хуже других: состояние водонепроницаемости плохое, большинство офицеров, включая командира кэптена Дж. Банкли и адмирала Пая, были на берегу (справедливости ради, надо отметить, что, когда первые японские бомбы пошли вниз, Банкли как раз был в море - купался на пляже отеля "Халекулани"), а оставшиеся не смогли действовать быстро и эффективно. Вообще, как писал историк американского флота во вторую мировую войну С. Э. Морисон: "Хорошо известен, хотя публично никогда не и подтвержден, тот факт, что флагманские линкоры, внешне выглядевшие аккуратнее и щеголеватее, уступали другим кораблям в боевой готовности и по материальному состоянию". Во-первых, во время инспекторских проверок на некоторые недостатки матчасти, чтобы не ставить адмирала в неловкое положение, закрывали глаза; во-вторых, присутствие адмирала и его штаба заставляло экипаж много времени уделять "протокольным" мероприятиям, а не повышению боевой подготовки. И в то утро и боевая тревога, и приказ привести корабль в состояние полной водонепроницаемости (так называемая "Готовность Z") были объявлены с большой задержкой. Многие моряки не только плохо разбирались в типах самолетов и опознавательных знаках вероятного противника, но даже понятия не имели о том, какие корабли есть у стран на Тихом океане. Один из старослужащих на «Калифорнии», указывая на приближающиеся с явно недобрыми намерениями десятки самолетов, объяснил начавшим было волноваться молодым матросам: "К нам в гости, кажется, пожаловал русский авианосец. Это самолеты с него. Видите, на них ясно различимы красные круги" (У. Лорд "День Позора").
В ходе атаки корабль получил не такие уж смертельные для линкора повреждения. В 08.05, еще до выполнения мероприятий по "Готовности Z", и одновременно с открытием огня зенитными пулеметами, в левый борт линкора попали две торпеды: одна перед носовой надстройкой, другая - под башню ГК №3. Заряд самых новых японских авиационных торпед (200 кг тринитротолуола) был чуть больше того, на который рассчитывалась ПТЗ линкоров этого типа (181 кг ТНТ), хотя часть самолетов несла и более старые торпеды с 150-кг зарядом. Точно не известно, какие именно попали в «Калифорнию», но ПТЗ выдержала их взрывы: целой осталось не только внутренняя (трюмная) переборка, но и две перед ней. До принятия мер по контрзатоплению эти попадания привели к крену всего в 5-6°. Хотя ни одно из этих повреждений не было опасным, положение «Калифорнии» осложнилось тем, что на нем готовились к инспекционной проверке, намеченной на понедельник. Поэтому некоторые водонепроницаемые люки (например, 6 горловин, ведущих ко второму дну) были открыты, а многие лишь прикрыты, но не задраены, как то положено по боевой тревоге. Внезапность японского нападения в данном случае сыграла свою роль. Фактически, после попадания торпед корабль оказался "без дна". От опрокидывания его спасло только быстрое контрзатопление, о котором побеспокоился младший лейтенант резерва Эдгар Фэйн. Однако пробитие носовых топливных цистерн привело к тому, что соленая вода смешалась с нефтью, и в 0810 это привело к потере электроэнергии. Кроме того, что не могли работать водоотливные средства, теперь нельзя было подавать боезапас к зениткам из погребов. Такая же ситуация возникла на большинстве линкоров и из-за слабого зенитного огня японские самолеты летали над базой как хотели. Правда, один из "кейтов", сбросивших торпеды по «Калифорнии», был сбит после выхода из атаки зенитками гидроавиатендера «Эйвосет».
В 0825 одна из бомб, попавшая под носовой надстройкой с правого борта, пробила несколько палуб, срикошетировала от 2-й палубы (главной броневой) и взорвалась, выведя из строя погреб зенитного боезапаса и убив около 50 человек. В главной палубе образовалась огромная дыра, начался сильный пожар. Наконец, еще одна бомба взорвалась в воде рядом с носовой частью левого борта, открыв в обшивке большую пробоину. Из-за принятой через нее воды линкор быстро осел носом более чем на метр.
Несмотря на все усилия экипажа, корабль продолжал принимать воду - вскоре она с левого борта поднялась выше 3-й палубы (противоосколочной) и стала медленно заполнять отсеки выше ватерлинии. Из-за потери электроэнергии средств для откачки поступающей в корпус воды практически не осталось. Моряки пытались вручную делать работу машин и механизмов, включая подачу снарядов к зениткам. Удушливые пары нефти и мазута, распространившиеся по всему кораблю, заставили многих вспомнить о химическом оружии, которое якобы применили японцы. Это только добавило паники, хотя среди экипажа отмечались и случаи героизма - люди оставались на боевых постах, до самой гибели продолжая выполнять свои обязанности. В 0855 удалось восстановить подачу электроэнергии и поднять давление в пожарных магистралях. Пожары удалось взять под контроль, а в 0910 «Калифорния» уже мог дать ход, имея пары в четырех котлах. К этому времени на борт прибыли кэптен Банкли и адмирал Пай, добравшийся до базы на грузовике. Но прежде, чем он отдал приказ начать движение, пламя от горящей в воде нефти охватило корму. Командир в 1002 приказал экипажу оставить корабль, но спустя 13 минут, когда ветер переменился и отогнал горящую нефть, поступил приказ всем вернуться на борт. Но людей удалось вернуть на корабль только спустя час. Для воодушевления экипажа главстаршина Коннер догадался закрепить на корме боевой флаг, который так и не смогли поднять во время прерванной утренней церемонии. На фалах линкора трепыхали сигнальные флаги: "Линейному флоту выйти в море". Сигнал в тех условиях был, мягко говоря, бессмысленным, поскольку пять линкоров лежали на дне или были близки к этому, а «Теннеси» и «Мэриленд» - заблокированы затонувшими кораблями. А, в принципе, чего можно было ждать от растерянного адмирала, который, указывая на пролетавший над головой тяжелый американский бомбардировщик В-17, крикнул: «Смотрите! Они даже написали на своих самолетах "Армия США"!» ("они" -это, естественно, коварные японцы).
Хотя приблизившиеся тральщики «Вирео» и «Боболинк» пытались откачивать воду своими насосами и передали на линкор переносные водоотливные средства (насосы с бензиновыми двигателями), «Калифорния» продолжал заполняться водой. Переборки не держали, разрушенные вентиляционные каналы открывали новые пути для воды. Как сказал один из моряков, "мы просто перекачивали весь Перл-Харбор через корабль". Положение можно было спасти с помощью водолазов, но в условиях горящей на поверхности нефти и взбаламученного ила такая попытка для них была равносильна самоубийству. Только ночью 10 декабря линкор перестал погружаться, опустившись в ил на дне гавани с креном 6,5° на левый борт, так что над водой виднелись только надстройки. Всего на нем из экипажа 1666 человек (из них 120 офицеров) погибло и пропало без вести 98 человек (из них 6 офицеров), а 61 (3 офицера) был ранен. Неизвестно, удалось ли зенитчикам линкора сбить хотя бы один японский самолет, но вечером, когда всюду мерещились японские самолеты, они "отличились", убив пулеметной очередью нескольких спасенных с «Юты».
Линкор подняли со дна 24 марта 1942 года и поставили в сухой док Перл-Харбора для предварительного ремонта. 7 июня он своим ходом отправился на верфь Пьюджет Саунд для окончательного устранения повреждений и модернизации. Требовалось улучшить защиту, остойчивость, установить новые зенитные батареи и системы управления огнем. Только 31 января 1944 года «Калифорния» вышел из Бремертона в пробный поход к Сан-Педро, а 5 мая он покинул Сан-Франциско для участия в операции по захвату Марианских островов. Командовал линкором кэптен X. П. Бёрнет.
Перед рассветом 14 июня группа огневой поддержки контр-адмирала Олдендорфа, куда входил и «Калифорния», маневрировала в 12 милях к северу от самого северного на Сайпане мыса Марли в полной темноте. Внезапно батарея на мысе открыла огонь, положив в опасной близости от кораблей 3 двухснарядных залпа. К ней присоединилась хорошо замаскированная батарея на островке Маниагасса в бухте Танапаг. Несмотря на небольшую дистанцию (корабли были в 2 милях от берега), японские снаряды падали с большими недолетами. «Калифорния» и «Мэриленд» быстро заставили последнюю батарею замолчать. Более удачливыми оказались артиллеристы с соседнего острова Тиниан, которые накрыли крейсер «Кливленд», добились попадания в «Калифорнию» (1 убит, 9 ранено) и в эсминец «Брейн» (3 убито, 15 ранено). Позднее выяснилось, что огонь вела 120-мм полевая батарея, замаскированная в пещерах. Несмотря на попадание, «Калифорния» остался в строю и обстреливал японские позиции по заявкам войск. Большую опасность для американцев представляли полевые орудия, которые японцы с началом обстрела берега линкорами и крейсерами прятали в пещерах, а затем, когда в атаку шли десантные суда, выкатывали на огневые позиции. Одну из таких позиций на мысе Афетна сначала обстреливали крейсера «Бирмингем» и «Индианаполис», затем линкоры «Теннеси» и «Калифорния», снова «Калифорния» и 2 крейсера, но окончательно уничтожить японские орудия так и не удалось. Потери в первой волне десанта (20000 человек) оказались большими. Вечером 15 июня «Калифорния», с помощью высаженного на берег корректировочного поста 31 127-мм снарядом рассеял атакующую группу японцев, которая спускалась с холма на еще не закрепившихся на пляжах десантников. После Сайпана с 19 июля по 9 августа тяжелые орудия «Калифорнии» прокладывали путь десанту при высадках на Гуам и Тиниан. Из-за огромных булей маневренность линкора стала совершенно отвратительной и в довольно безобидной ситуации 24 августа он столкнулся с однотипным «Теннеси». Для ремонта носовой части левого борта пришлось идти на остров Эспириту Санто.
17 сентября «Калифорния» ушел на атолл Манус, чтобы подготовиться к вторжению на Филиппины. Ранним утром 18 октября в кильватерной колонне корабли с поставленными из-за минной опасности параванами подошли к заливу Лейте. Хотя тральщики приступили к работе на сутки раньше, сразу же при входе в залив были замечены две мины: одну, которую подсек и заставил всплыть параван «Калифорнии», тут же расстреляли из автоматов, другую же просто пометили буйком с флагом.
Линкор сыграл одну из ключевых ролей в операции в заливе Лейте, которая длилась с 17 октября по 20 ноября. Кроме обычных бомбардировок берега и поддержки войск ему довелось принять участие в уничтожении части японского флота в проливе Суригао 25 октября. Тогда «Калифорния» выпустил 63 356-мм бронебойных снаряда, давая в основном 6-орудийные залпы, чтобы экономить снаряды, и чуть было снова не протаранил «Теннеси». После ухода части кораблей для пополнения запасов в заливе под командованием начальника 3-й линейной дивизии контр-адмирала Уэйлера остались «Миссисипи», «Калифорния», «Пенсильвания» (группа CTG 77.1), поскольку эти линкоры сохранили большую часть боезапаса ГК. Но больше вступить в бой с надводными кораблями им не пришлось, а главной заботой стало отражение воздушных атак, в том числе и самоубийц-"камикадзе". 16 ноября в командование кораблями охраны залива Лейте вместо Уэйлера вступил контр-адмирал Т. Д. Раддок.
С захватом островов Лейте и Самар перед американцами встал привычный вопрос: где высаживаться в следующий раз? Существовало несколько вариантов развития событий, и наиболее логичным выглядел десант на соседние острова Филиппинского архипелага и оставление напоследок самого крупного - Лусона, где были сосредоточены основные силы противника (одних авиабаз там было три, не считая свыше двух десятков полевых аэродромов). К тому же северная часть Лусона находилась в зоне досягаемости японской авиации, действующей с Китая и острова Формоза. Однако генерал Макартур решил сделать неожиданный ход. В начале войны японцы начали захват Филиппин с ближайшего к себе северного побережья Лусона и главный десант высадили в заливе Лингайен на северо-западном берегу острова. И от американцев, вторгнувшихся на Филиппины с юга, они скорее всего ожидали постепенного движения на север. А Макартур предложил следующий удар нанести в заливе Лингайен - прямо в "сердце" удерживаемой противником территории.
После тренировок у островов Палау в первый день нового года в заливе Лейте собралось 164 корабля и вспомогательных судна, которые должны были начать операцию "Майк Г - высадку в заливе Лингайен. Оперативная группа Бомбардировки и Огневой Поддержки TG 77.2 вице-адмирала Олдендорфа, насчитывавшая 6 линкоров, 6 крейсеров и 19 эсминцев была разбита на отряды: в 1-й входили «Миссисипи», «Вест Виржиния» и «Нью-Мексико», а во 2-й «Калифорния» (флаг Олдендорфа, командир -кэптен С. Б. Брюер), «Пенсильвания» и «Колорадо».
Кроме них в море вышли 12 эскортных авианосцев, 14 эсминцев, 6 эскортных эсминцев, 48 моторных тральщиков, 10 эсминцев-транспортов с командами подводных диверсантов, 2 буксира, гидроавиатендер и 11 десантных канлодок типа LCI. Эти силы должны были расчистить путь основному десанту адмирала Кинкейда. Кораблям предстояло пройти нелегкий путь, буквально "сквозь строй" японской береговой авиации. Несмотря на огромные потери в боях за Лейте, Япония все еще располагала огромным количеством самолетов. Ее нетронутые бомбежками заводы производили свыше 7.000 машин ежемесячно. Однако, главная проблема заключалась в летчиках, готовить которых требовалось гораздо дольше, чем позволял непрерывно наступавший противник. Теперь японским морским летчикам недоставало мастерства и опыта, присущего их предшественникам. Они не могли прорваться сквозь заслоны расплодившихся американских истребителей и прицельно сбросить на корабли (пусть даже на тихоходные транспорты или десантные суда) бомбы и торпеды. И японское командование нашло выход в традиционном самурайском стиле, организовав Корпус самоубийц-"камикадзе". Теперь молодым пилотам не надо было забивать себе голову премудростями вроде точки сброса бомбы с крутого пикирования, выхода из него или решения торпедного треугольника на скорости 400 км/час. Достаточно было только прицелиться всем самолетом в намеченную жертву и не сворачивать с курса, даже если твой самолет под огнем сотен зенитных стволов разваливается на куски.
Именно в ходе операции по захвату Лусона американцы впервые познакомились с новой тактикой противника, которая на несколько месяцев стала для них главной головной болью. Утром 3 января японский "Бэл" спикировал на танкер «Коуанеск». И хотя материальный урон от врезавшегося в палубу самолета оказался незначительным, американцы поняли, что их ждет "горячий" прием.
Главные силы Олдендорфа, пройдя проливом Суригао, в море Сулу разбились на две группы, сформированные вокруг эскортных авианосцев, ставших теперь главными гарантами безопасности. Около 40 истребителей патруля, усиленные самолетами берегового базирования, постоянно находились в воздухе. Именно благодаря мощному истребительному прикрытию атаки 120 японских самолетов с авиабаз Кларк и Николе, среди которых было несколько десятков "камикадзе", закончились безрезультатно. В условиях массированных налетов японской авиации не менее важную роль сыграли и мощные зенитные средства линкоров.
Но не всегда удавалось обойтись без потерь. Уже на закате 4 января двухмоторный бомбардировщик буквально с неба свалился на палубу эскортного авианосца «Оммани Бей», который пришлось добить торпедой с эсминца. Ни десятки наблюдателей, ни современные радары не смогли вовремя обнаружить этот самолет. А единственным кораблем, успевшим по нему выстрелить, оказался линкор «Нью-Мексико». Другой "камикадзе", налетевший так же неожиданно, немного промахнулся, упав в море в 45 метрах от эскортного авианосца «Лунга Пойнт».
Атаки на корабли Олдендорфа продолжались и 5 января, благо теперь американцы приблизились к основным японским аэродромам. Повреждения от "камикадзе" получили тяжелые крейсера «Луисвиль» и «Австралия», эскортный авианосец «Манила Бей» и эсминец. В ответ самолеты с эскортных авианосцев потопили небольшой японский эсминец «Моми», пытавшийся в виду приближавшейся американской армады удрать вместе с однотипным «Хиноки» из Манилы на Формозу. «Хиноки» сделал вторую попытку 7 января, но нарвался на основной десант и был потоп-лен артиллерией эсминцев.
Рассвет 6 января застал оперативные группы Олдендорфа и коммандера (капитана 2 ранга) Лауда (трально-гидрографическая группа) на траверзе мыса Болинао, находившегося на северной оконечности полуострова, отгораживающего залив Лингайен. Далее корабли разбились на мелкие группы, чтобы начать действия по плану. Линкоры приступили к обстрелу японских позиций на островке Сантьяго и мысе Сан-Фернандо, расположенных на флангах входа в залив. Еще никто не знал, что этот день получит название "Одного Дня Ада". Первым тяжелое повреждение получил линкор «Нью-Мексико», которому "камикадзе" угодил в носовую надстройку. Затем "камикадзе" стали врезаться один за другим: в эсминцы «Уолк», «Аллен М. Самнер», тральщик «Лонг» (затонул). В 1519 Олдендорфу пришлось приказать своим линкорам войти в залив для прикрытия работы тральщиков, которые несли под атаками авиации большие потери. По способности также предлагалось обстрелять береговые цели главным калибром. Поставив параваны, линкоры на 20 миль втянулись в залив. Они успели дать несколько залпов по проходившей вдоль берега железной дороге, как сами в 1720 подверглись атаке пяти "камикадзе". Один из них, прорвавшись через плотный зенитный огонь, врезался в район грот-мачты «Калифорнии», а кусок его фюзеляжа упал на палубу между мачтой и директором №4. Одновременно линкор был осыпан осколками снаряда, выпущенного ближайшим эсминцем, чтобы сбить приближавшийся к нему самолет. Вообще попадания зенитных снарядов или их осколков в свои же корабли в условиях массированных атак и мощного огня по самолетам из всех калибров стало обычным явлением. Часто доставалось и истребителям воздушного патруля. Особенно чреват был пролет над своими кораблями с выпущенными шасси - на таком самолете сосредотачивался весь огонь. Дело в том, что японцы чаще других в качестве "камикадзе" использовали устаревшие пикировщики "Бэл" с неубирающимся шасси. Вот и в тот день один из истребителей патруля, у которого осколком повредило гидросистему, из-за чего стойки шасси вывалились в посадочное положение, попал под огонь со своих же кораблей.
Из числа экипажа «Калифорнии» 45 человек погибло и 151 был ранен, но повреждения оказались поверхностными. После временного ремонта судовыми средствами линкор продолжил бомбардировку японских позиций. В ходе того же налета попадания двух "камикадзе" получил легкий крейсер «Колумбия», тяжелые крейсера «Австралия» и «Луисвиль» (для каждого это было уже второе), а всего 6 января "камикадзе" повредили 2 линкора, 5 крейсеров, 5 эсминцев, 3 вспомогательных корабля и потопили эсминец-тральщик. 7 января пошли на дно эсминцы-тральщики «Хови» и «Палмер». 8 января наблюдатели «Калифорнии» в 0720 обнаружили приближение пяти "камикадзе". Японцы всегда старались напасть сразу после восхода или перед самым закатом и на малой высоте, чтобы лучи зависшего над горизонтом солнца слепили наводчиков. Один самолет упал в воду недалеко от линкора, но крейсеру «Австралия» снова не повезло - два "камикадзе" врезались в него (всего этот крейсер с 5 по 9 января "принял" на себя 5 японских самолетов-самоубийц). Затем бортовому самолету «Калифорнии» пришлось выполнить не совсем обычную задачу. В 8 часов, спустя несколько минут после начала очередного обстрела, один из самолетов-корректировщиков линкора «Колорадо» доложил о толпе людей с американскими и филиппинскими флагами на южном берегу залива. Олдендорф приказал прекратить огонь и послал один из бортовых самолетов своего флагмана с листовками на борту, в которых напечатали совет всем симпатизирующим союзникам людям очистить этот район берега. Дав им достаточно времени, чтобы скрыться, американский адмирал приказал возобновить обстрел.
Адмирал Олдендорф уже прекрасно усвоил тактику японцев отходить вглубь острова, как только появлялись линкоры, что превращало обстрел в бесполезную трату снарядов. Но линкоры и крейсеры продолжали ходить вдоль берега, чтобы привлечь на себя как можно больше "камикадзе". Расчет был простой - чем больше "камикадзе" собьют мощные зенитные батареи боевых кораблей, тем меньше их останется на долю транспортов с десантом. 10 января, на следующий день после высадки, флагман Олденфорфа «Калифорния» закончил "работу" и ушел из залива с обратным конвоем в залив Лейте. Уход на ремонт двух линкоров из шести стал предметом долгой дискуссии между Нимитцем, Кинкейдом и генералом Макартуром. Разведка доносила о двух японских линкорах на Линга Роузд у Сингапура («Исё» и «Хьюга») и еще 4 во Внутреннем море (на деле там были «Ямато», «Нагато» и «Харуна»), а также об усилении базовой авиации противника. В такой ситуации Макартур указывал на опасность позиции 7-го Флота между двумя японскими соединениями и на возможный срыв сроков всего наступления. Но Нимитц заверил, что из Атлантики идет 5-я линейная дивизия контр-адмирала Фишлера (самые старые «Техас», «Нью-Йорк», «Арканзас»), а верфи заканчивают работы на «Неваде», «Теннеси» и «Айдахо». Так что 22 января «Калифорния» с Олдендорфом на борту и «Нью-Мексико» окончательно ушли из залива Лейте. «Калифорния» направился на верфь Пьюджет Саунд для завершения ремонта, куда прибыл 15 февраля.
Вернувшись в строй, 15 июня линкор подключился к операции против Окинавы, оставаясь в том районе до 21 июля. Поскольку бои шли уже в глубине острова, особыми событиями «Калифорния» похвастать не мог. Двумя днями позже он присоединился к 59-у Оперативному Соединению, которое прикрывало траление в Восточно-Китайском море. В августе корабль совершил короткий поход в бухту Сан-Педро на Филиппинах, а 20 сентября отправился с Окинавы для прикрытия высадки 6-й Армии в бухте Ваканоура, остров Хонсю. Там, поддерживая оккупационные силы, «Калифорния» оставался до 15 октября, когда ушел через Сингапур, Коломбо и Кейптаун в Филадельфию, куда прибыл 7 декабря. Там 7 августа следующего года старый линкор поставили в резерв, 14 февраля 1947-го разукомплектовали, а 10 июля 1959 года продали на слом.
За участие в войне на Тихом океане «Калифорния» (ВВ-44) получил 7 боевых звезд:
1. Перл-Харбор (7 декабря 1941 года)
2. Операция на Марианских островах: захват островов Сайпан (14-20 июня) и Гуам (2-9 августа 1944 года)
3. Захват и оккупация острова Тиниан (21 июля-1 августа 1944 года)
4. Операция в заливе Лейте: высадка в заливе Лейте (17 октября-21 ноября 1944 года)
5. Операция на острове Лусон: высадка в заливе Лингайен 4-18 января 1945 года
6. Операции на Окинаве: высадка и захват острова Окинава (17-30 июня 1945 года)
7. Операции 3-го Флота против Японии (10 июля-7 августа 1945 года)
Корабль был отмечен наградами президента Филиппинской Республики (за Лейте и Лусон), а также медалью флота за оккупационную службу (Азия, 2 сентября-15 октября 1945 года)