U.S.S "CALIFORNIA" (BB-44)

 

Линкор был построен военно-морской верфью Мэйр Айленд в Валледжо, штат Калифорния. Его киль заложили 25 октября 1916 года, спуск на воду состо­ялся 20 ноября 1919-го. "Крестной матерью" была миссис Барбара Стефенс Зэйн, дочь губернатора штата Калифорния Уильяма Д. Стефенса. Укомплек­товали линкор 10 августа 1921 года в качестве флаг­мана Тихоокеанского флота. Первый командир - кэп­тен (капитан 1 ранга) Генри Дж. Цигемайер.

В течение двадцати лет, с 1920-го по 1941-и, «Калифорния» служил флагманом Тихоокеанского флота США, затем флагманом линейного флота. Еже­годно он принимал участие в совместных с армией маневрах, учениях, тактических упражнениях, сборах флота для различных целей. В 1921-1922 годах он добился права носить вымпел лучшего боевого ко­рабля (Battle Efficiency Pennant), а в 1925-1926 годах был признан лучшим артиллерийским кораблем фло­та. Летом 1925-го «Калифорния» повел линейный флот и дивизию крейсеров разведывательного флота с визитом доброй воли в Австралию и Новую Зелан­дию. Принимал участие в президентских смотрах флота 1927, 1930 и 1934 годов. В конце 1929-начале 1930 года прошел модернизацию и получил более современную зенитную батарею. В 1940 году база флота на Тихом океане была перенесена в Перл-Харбор. Из нормального состава линейных сил Тихо­океанского флота (12 кораблей) к началу военных действий с Японией три линкора типа «Нью-Мексико» были заняты нейтральным патрулированием в Атлантике, «Колорадо» находился на ремонте в Бремерто­не, а остальные 8 базировались на Перл-Харбор.

Во время японского нападения утром 7 декабря 1941 года диспозиция линкоров, семь из которых об­разовали знаменитый "линкорный ряд" вдоль юго-восточного берега острова Форд, была следующей: крайним с юга у причальных тумб F-3 в одиночестве стоял флагман командующего 1-й дивизией линкоров и всем линейным флотом на Тихом океане вице-адмирала У. Пая линкор «Калифорния»; за ним у Бензинового причала стоял танкер «Неошо»; у тумб F-5 находились «Мэриленд» и «Оклахома»; у F-6 -«Теннеси» и «Вест Виржиния»; у F-7 - «Аризона» и плавмастерская «Вестал»; у F-8 - «Невада». Линкор «Пенсильвания» вместе с двумя эсминцами стоял в сухом доке №1. Старый линкор-мишень «Юта» зани­мал штатное место авианосцев по другую сторону острова.

В первой волне из 189 японских самолетов только 90 бомбардировщиков-торпедоносцев "Кейт" (B5N2) имели своей целью корабли. Сорок из них несли торпеды, а остальные - бомбы (переделанные из 356-мм бронебойных снарядов и обычные 250-кг общего назначения). Все они обрушились на "линкорный ряд". Из состава второй волны (171 само­лет) 81 пикирующий бомбардировщик "Вэл" (D3A1), вооруженный 250-кг бомбами, должен был атаковать авианосцы и крейсера, но большинство из них, не найдя своих целей, также атаковали линкоры.

В отличие от большинства других кораблей, ош­вартованных попарно, «Калифорния» был открыт ата­кам со всех сторон. За кормой метрах в двухстах сто­ял не очень приятный во время атаки сосед - танкер «Неошо», а впереди, за небольшим мысом острова Форд - гидроавиатендер «Эйвосет». Хотя «Калифорния» одним из последних получил попада­ния, его боевая готовность оказалась хуже других: состояние водонепроницаемости плохое, большинст­во офицеров, включая командира кэптена Дж. Банкли и адмирала Пая, были на берегу (справедливости ради, надо отметить, что, когда первые японские бом­бы пошли вниз, Банкли как раз был в море - купался на пляже отеля "Халекулани"), а оставшиеся не смог­ли действовать быстро и эффективно. Вообще, как писал историк американского флота во вторую миро­вую войну С. Э. Морисон: "Хорошо известен, хотя пуб­лично никогда не и подтвержден, тот факт, что флаг­манские линкоры, внешне выглядевшие аккуратнее и щеголеватее, уступали другим кораблям в боевой готовности и по материальному состоянию". Во-первых, во время инспекторских проверок на некото­рые недостатки матчасти, чтобы не ставить адмирала в неловкое положение, закрывали глаза; во-вторых, присутствие адмирала и его штаба заставляло экипаж много времени уделять "протокольным" мероприяти­ям, а не повышению боевой подготовки. И в то утро и боевая тревога, и приказ привести корабль в состоя­ние полной водонепроницаемости (так называемая "Готовность Z") были объявлены с большой задерж­кой. Многие моряки не только плохо разбирались в типах самолетов и опознавательных знаках вероятно­го противника, но даже понятия не имели о том, какие корабли есть у стран на Тихом океане. Один из старо­служащих на «Калифорнии», указывая на прибли­жающиеся с явно недобрыми намерениями десятки самолетов, объяснил начавшим было волноваться молодым матросам: "К нам в гости, кажется, пожало­вал русский авианосец. Это самолеты с него. Видите, на них ясно различимы красные круги" (У. Лорд "День Позора").

В ходе атаки корабль получил не такие уж смер­тельные для линкора повреждения. В 08.05, еще до выполнения мероприятий по "Готовности Z", и одно­временно с открытием огня зенитными пулеметами, в левый борт линкора попали две торпеды: одна перед носовой надстройкой, другая - под башню ГК №3. Заряд самых новых японских авиационных торпед (200 кг тринитротолуола) был чуть больше того, на который рассчитывалась ПТЗ линкоров этого типа (181 кг ТНТ), хотя часть самолетов несла и более ста­рые торпеды с 150-кг зарядом. Точно не известно, какие именно попали в «Калифорнию», но ПТЗ вы­держала их взрывы: целой осталось не только внут­ренняя (трюмная) переборка, но и две перед ней. До принятия мер по контрзатоплению эти попадания при­вели к крену всего в 5-6°. Хотя ни одно из этих повре­ждений не было опасным, положение «Калифорнии» осложнилось тем, что на нем готовились к инспекци­онной проверке, намеченной на понедельник. Поэтому некоторые водонепроницаемые люки (например, 6 горловин, ведущих ко второму дну) были открыты, а многие лишь прикрыты, но не задраены, как то поло­жено по боевой тревоге. Внезапность японского напа­дения в данном случае сыграла свою роль. Фактиче­ски, после попадания торпед корабль оказался "без дна". От опрокидывания его спасло только быстрое контрзатопление, о котором побеспокоился младший лейтенант резерва Эдгар Фэйн. Однако пробитие но­совых топливных цистерн привело к тому, что соленая вода смешалась с нефтью, и в 0810 это привело к потере электроэнергии. Кроме того, что не могли рабо­тать водоотливные средства, теперь нельзя было по­давать боезапас к зениткам из погребов. Такая же ситуация возникла на большинстве линкоров и из-за слабого зенитного огня японские самолеты летали над базой как хотели. Правда, один из "кейтов", сбро­сивших торпеды по «Калифорнии», был сбит после выхода из атаки зенитками гидроавиатендера «Эйвосет».

В 0825 одна из бомб, попавшая под носовой над­стройкой с правого борта, пробила несколько палуб, срикошетировала от 2-й палубы (главной броневой) и взорвалась, выведя из строя погреб зенитного боеза­паса и убив около 50 человек. В главной палубе обра­зовалась огромная дыра, начался сильный пожар. Наконец, еще одна бомба взорвалась в воде рядом с носовой частью левого борта, открыв в обшивке большую пробоину. Из-за принятой через нее воды линкор быстро осел носом более чем на метр.

Несмотря на все усилия экипажа, корабль продол­жал принимать воду - вскоре она с левого борта под­нялась выше 3-й палубы (противоосколочной) и стала медленно заполнять отсеки выше ватерлинии. Из-за потери электроэнергии средств для откачки посту­пающей в корпус воды практически не осталось. Мо­ряки пытались вручную делать работу машин и меха­низмов, включая подачу снарядов к зениткам. Удуш­ливые пары нефти и мазута, распространившиеся по всему кораблю, заставили многих вспомнить о хими­ческом оружии, которое якобы применили японцы. Это только добавило паники, хотя среди экипажа от­мечались и случаи героизма - люди оставались на боевых постах, до самой гибели продолжая выпол­нять свои обязанности. В 0855 удалось восстановить подачу электроэнергии и поднять давление в пожар­ных магистралях. Пожары удалось взять под кон­троль, а в 0910 «Калифорния» уже мог дать ход, имея пары в четырех котлах. К этому времени на борт при­были кэптен Банкли и адмирал Пай, добравшийся до базы на грузовике. Но прежде, чем он отдал приказ начать движение, пламя от горящей в воде нефти охватило корму. Командир в 1002 приказал экипажу оставить корабль, но спустя 13 минут, когда ветер переменился и отогнал горящую нефть, поступил при­каз всем вернуться на борт. Но людей удалось вер­нуть на корабль только спустя час. Для воодушевле­ния экипажа главстаршина Коннер догадался закре­пить на корме боевой флаг, который так и не смогли поднять во время прерванной утренней церемонии. На фалах линкора трепыхали сигнальные флаги: "Линейному флоту выйти в море". Сигнал в тех усло­виях был, мягко говоря, бессмысленным, поскольку пять линкоров лежали на дне или были близки к это­му, а «Теннеси» и «Мэриленд» - заблокированы зато­нувшими кораблями. А, в принципе, чего можно было ждать от растерянного адмирала, который, указывая на пролетавший над головой тяжелый американский бомбардировщик В-17, крикнул: «Смотрите! Они даже написали на своих самолетах "Армия США"!» ("они" -это, естественно, коварные японцы).

Хотя приблизившиеся тральщики «Вирео» и «Боболинк» пытались откачивать воду своими насо­сами и передали на линкор переносные водоотлив­ные средства (насосы с бензиновыми двигателями), «Калифорния» продолжал заполняться водой. Переборки не держали, разрушенные вентиляционные ка­налы открывали новые пути для воды. Как сказал один из моряков, "мы просто перекачивали весь Перл-Харбор через корабль". Положение можно было спа­сти с помощью водолазов, но в условиях горящей на поверхности нефти и взбаламученного ила такая по­пытка для них была равносильна самоубийству. Толь­ко ночью 10 декабря линкор перестал погружаться, опустившись в ил на дне гавани с креном 6,5° на ле­вый борт, так что над водой виднелись только над­стройки. Всего на нем из экипажа 1666 человек (из них 120 офицеров) погибло и пропало без вести 98 человек (из них 6 офицеров), а 61 (3 офицера) был ранен. Неизвестно, удалось ли зенитчикам линкора сбить хотя бы один японский самолет, но вечером, когда всюду мерещились японские самолеты, они "отличились", убив пулеметной очередью нескольких спасенных с «Юты».

Линкор подняли со дна 24 марта 1942 года и по­ставили в сухой док Перл-Харбора для предваритель­ного ремонта. 7 июня он своим ходом отправился на верфь Пьюджет Саунд для окончательного устране­ния повреждений и модернизации. Требовалось улучшить защиту, остойчивость, установить новые зенитные батареи и системы управления огнем. Толь­ко 31 января 1944 года «Калифорния» вышел из Бре­мертона в пробный поход к Сан-Педро, а 5 мая он покинул Сан-Франциско для участия в операции по захвату Марианских островов. Командовал линкором кэптен X. П. Бёрнет.

Перед рассветом 14 июня группа огневой под­держки контр-адмирала Олдендорфа, куда входил и «Калифорния», маневрировала в 12 милях к северу от самого северного на Сайпане мыса Марли в полной темноте. Внезапно батарея на мысе открыла огонь, положив в опасной близости от кораблей 3 двухснарядных залпа. К ней присоединилась хорошо замас­кированная батарея на островке Маниагасса в бухте Танапаг. Несмотря на небольшую дистанцию (корабли были в 2 милях от берега), японские снаряды падали с большими недолетами. «Калифорния» и «Мэриленд» быстро заставили последнюю батарею замолчать. Более удачливыми оказались артиллери­сты с соседнего острова Тиниан, которые накрыли крейсер «Кливленд», добились попадания в «Калифорнию» (1 убит, 9 ранено) и в эсминец «Брейн» (3 убито, 15 ранено). Позднее выяснилось, что огонь вела 120-мм полевая батарея, замаскиро­ванная в пещерах. Несмотря на попадание, «Калифорния» остался в строю и обстреливал япон­ские позиции по заявкам войск. Большую опасность для американцев представляли полевые орудия, ко­торые японцы с началом обстрела берега линкорами и крейсерами прятали в пещерах, а затем, когда в атаку шли десантные суда, выкатывали на огневые позиции. Одну из таких позиций на мысе Афетна сначала обстреливали крейсера «Бирмингем» и «Индианаполис», затем линкоры «Теннеси» и «Калифорния», снова «Калифорния» и 2 крейсера, но окончательно уничтожить японские орудия так и не удалось. Потери в первой волне десанта (20000 человек) оказались большими. Вечером 15 июня «Калифорния», с помощью высаженного на берег корректировочного поста 31 127-мм снарядом рассеял атакующую группу японцев, которая спускалась с холма на еще не закрепившихся на пляжах десантни­ков. После Сайпана с 19 июля по 9 августа тяжелые орудия «Калифорнии» прокладывали путь десанту при высадках на Гуам и Тиниан. Из-за огромных булей маневренность линкора стала совершенно отврати­тельной и в довольно безобидной ситуации 24 августа он столкнулся с однотипным «Теннеси». Для ремонта носовой части левого борта пришлось идти на остров Эспириту Санто.

17 сентября «Калифорния» ушел на атолл Манус, чтобы подготовиться к вторжению на Филиппины. Ранним утром 18 октября в кильватерной колонне корабли с поставленными из-за минной опасности параванами подошли к заливу Лейте. Хотя тральщики приступили к работе на сутки раньше, сразу же при входе в залив были замечены две мины: одну, кото­рую подсек и заставил всплыть параван «Калифорнии», тут же расстреляли из автоматов, дру­гую же просто пометили буйком с флагом.

Линкор сыграл одну из ключевых ролей в операции в заливе Лейте, которая длилась с 17 октября по 20 ноября. Кроме обычных бомбардировок берега и под­держки войск ему довелось принять участие в уничтожении части японского флота в проливе Суригао 25 октября. Тогда «Калифорния» выпустил 63 356-мм бронебойных снаряда, давая в основном 6-орудийные залпы, чтобы экономить снаряды, и чуть было снова не протаранил «Теннеси». После ухода части кораблей для пополнения запасов в заливе под командованием начальника 3-й линейной дивизии контр-адмирала Уэйлера остались «Миссисипи», «Калифорния», «Пенсильвания» (группа CTG 77.1), поскольку эти линкоры сохранили большую часть бое­запаса ГК. Но больше вступить в бой с надводными кораблями им не пришлось, а главной заботой стало отражение воздушных атак, в том числе и самоубийц-"камикадзе". 16 ноября в командование кораблями охраны залива Лейте вместо Уэйлера вступил контр-адмирал Т. Д. Раддок.

С захватом островов Лейте и Самар перед амери­канцами встал привычный вопрос: где высаживаться в следующий раз? Существовало несколько вариантов развития событий, и наиболее логичным выглядел десант на соседние острова Филиппинского архипела­га и оставление напоследок самого крупного - Лусона, где были сосредоточены основные силы противника (одних авиабаз там было три, не считая свыше двух десятков полевых аэродромов). К тому же северная часть Лусона находилась в зоне досягаемости япон­ской авиации, действующей с Китая и острова Формо­за. Однако генерал Макартур решил сделать неожи­данный ход. В начале войны японцы начали захват Филиппин с ближайшего к себе северного побережья Лусона и главный десант высадили в заливе Лингайен на северо-западном берегу острова. И от американ­цев, вторгнувшихся на Филиппины с юга, они скорее всего ожидали постепенного движения на север. А Макартур предложил следующий удар нанести в за­ливе Лингайен - прямо в "сердце" удерживаемой про­тивником территории.

После тренировок у островов Палау в первый день нового года в заливе Лейте собралось 164 корабля и вспомогательных судна, которые должны были начать операцию "Майк Г - высадку в заливе Лингайен. Опе­ративная группа Бомбардировки и Огневой Поддерж­ки TG 77.2 вице-адмирала Олдендорфа, насчитывавшая 6 линкоров, 6 крейсеров и 19 эсмин­цев была разбита на отряды: в 1-й входили «Миссисипи», «Вест Виржиния» и «Нью-Мексико», а во 2-й «Калифорния» (флаг Олдендорфа, командир -кэптен С. Б. Брюер), «Пенсильвания» и «Колорадо».

Кроме них в море вышли 12 эскортных авианосцев, 14 эсминцев, 6 эскортных эсминцев, 48 моторных траль­щиков, 10 эсминцев-транспортов с командами под­водных диверсантов, 2 буксира, гидроавиатендер и 11 десантных канлодок типа LCI. Эти силы должны были расчистить путь основному десанту адмирала Кинкейда. Кораблям предстояло пройти нелегкий путь, бук­вально "сквозь строй" японской береговой авиации. Несмотря на огромные потери в боях за Лейте, Япо­ния все еще располагала огромным количеством са­молетов. Ее нетронутые бомбежками заводы произ­водили свыше 7.000 машин ежемесячно. Однако, главная проблема заключалась в летчиках, готовить которых требовалось гораздо дольше, чем позволял непрерывно наступавший противник. Теперь японским морским летчикам недоставало мастерства и опыта, присущего их предшественникам. Они не могли про­рваться сквозь заслоны расплодившихся американ­ских истребителей и прицельно сбросить на корабли (пусть даже на тихоходные транспорты или десантные суда) бомбы и торпеды. И японское командование нашло выход в традиционном самурайском стиле, организовав Корпус самоубийц-"камикадзе". Теперь молодым пилотам не надо было забивать себе голову премудростями вроде точки сброса бомбы с крутого пикирования, выхода из него или решения торпедного треугольника на скорости 400 км/час. Достаточно бы­ло только прицелиться всем самолетом в намеченную жертву и не сворачивать с курса, даже если твой са­молет под огнем сотен зенитных стволов развалива­ется на куски.

Именно в ходе операции по захвату Лусона амери­канцы впервые познакомились с новой тактикой про­тивника, которая на несколько месяцев стала для них главной головной болью. Утром 3 января японский "Бэл" спикировал на танкер «Коуанеск». И хотя мате­риальный урон от врезавшегося в палубу самолета оказался незначительным, американцы поняли, что их ждет "горячий" прием.

Главные силы Олдендорфа, пройдя проливом Суригао, в море Сулу разбились на две группы, сформи­рованные вокруг эскортных авианосцев, ставших те­перь главными гарантами безопасности. Около 40 истребителей патруля, усиленные самолетами бере­гового базирования, постоянно находились в воздухе. Именно благодаря мощному истребительному при­крытию атаки 120 японских самолетов с авиабаз Кларк и Николе, среди которых было несколько десят­ков "камикадзе", закончились безрезультатно. В усло­виях массированных налетов японской авиации не менее важную роль сыграли и мощные зенитные средства линкоров.

Но не всегда удавалось обойтись без потерь. Уже на закате 4 января двухмоторный бомбардировщик буквально с неба свалился на палубу эскортного авианосца «Оммани Бей», который пришлось добить торпедой с эсминца. Ни десятки наблюдателей, ни современные радары не смогли вовремя обнаружить этот самолет. А единственным кораблем, успевшим по нему выстрелить, оказался линкор «Нью-Мексико». Другой "камикадзе", налетевший так же неожиданно, немного промахнулся, упав в море в 45 метрах от эс­кортного авианосца «Лунга Пойнт».

Атаки на корабли Олдендорфа продолжались и 5 января, благо теперь американцы приблизились к основным японским аэродромам. Повреждения от "камикадзе" получили тяжелые крейсера «Луисвиль» и «Австралия», эскортный авианосец «Манила Бей» и эсминец. В ответ самолеты с эскортных авианосцев потопили небольшой японский эсминец «Моми», пы­тавшийся в виду приближавшейся американской ар­мады удрать вместе с однотипным «Хиноки» из Мани­лы на Формозу. «Хиноки» сделал вторую попытку 7 января, но нарвался на основной десант и был потоп-лен артиллерией эсминцев.

Рассвет 6 января застал оперативные группы Ол­дендорфа и коммандера (капитана 2 ранга) Лауда (трально-гидрографическая группа) на траверзе мыса Болинао, находившегося на северной оконечности полуострова, отгораживающего залив Лингайен. Да­лее корабли разбились на мелкие группы, чтобы начать действия по плану. Линкоры приступили к об­стрелу японских позиций на островке Сантьяго и мысе Сан-Фернандо, расположенных на флангах входа в залив. Еще никто не знал, что этот день получит на­звание "Одного Дня Ада". Первым тяжелое поврежде­ние получил линкор «Нью-Мексико», которому "камикадзе" угодил в носовую надстройку. Затем "камикадзе" стали врезаться один за другим: в эсмин­цы «Уолк», «Аллен М. Самнер», тральщик «Лонг» (затонул). В 1519 Олдендорфу пришлось приказать своим линкорам войти в залив для прикрытия работы тральщиков, которые несли под атаками авиации большие потери. По способности также предлагалось обстрелять береговые цели главным калибром. По­ставив параваны, линкоры на 20 миль втянулись в залив. Они успели дать несколько залпов по прохо­дившей вдоль берега железной дороге, как сами в 1720 подверглись атаке пяти "камикадзе". Один из них, прорвавшись через плотный зенитный огонь, врезался в район грот-мачты «Калифорнии», а кусок его фюзе­ляжа упал на палубу между мачтой и директором №4. Одновременно линкор был осыпан осколками снаря­да, выпущенного ближайшим эсминцем, чтобы сбить приближавшийся к нему самолет. Вообще попадания зенитных снарядов или их осколков в свои же корабли в условиях массированных атак и мощного огня по самолетам из всех калибров стало обычным явлени­ем. Часто доставалось и истребителям воздушного патруля. Особенно чреват был пролет над своими кораблями с выпущенными шасси - на таком самоле­те сосредотачивался весь огонь. Дело в том, что японцы чаще других в качестве "камикадзе" использо­вали устаревшие пикировщики "Бэл" с неубирающим­ся шасси. Вот и в тот день один из истребителей пат­руля, у которого осколком повредило гидросистему, из-за чего стойки шасси вывалились в посадочное положение, попал под огонь со своих же кораблей.

Из числа экипажа «Калифорнии» 45 человек по­гибло и 151 был ранен, но повреждения оказались поверхностными. После временного ремонта судовы­ми средствами линкор продолжил бомбардировку японских позиций. В ходе того же налета попадания двух "камикадзе" получил легкий крейсер «Колумбия», тяжелые крейсера «Австралия» и «Луисвиль» (для каждого это было уже второе), а всего 6 января "камикадзе" повредили 2 линкора, 5 крейсеров, 5 эс­минцев, 3 вспомогательных корабля и потопили эсми­нец-тральщик. 7 января пошли на дно эсминцы-тральщики «Хови» и «Палмер». 8 января наблюдате­ли «Калифорнии» в 0720 обнаружили приближение пяти "камикадзе". Японцы всегда старались напасть сразу после восхода или перед самым закатом и на малой высоте, чтобы лучи зависшего над горизонтом солнца слепили наводчиков. Один самолет упал в воду недалеко от линкора, но крейсеру «Австралия» снова не повезло - два "камикадзе" врезались в него (всего этот крейсер с 5 по 9 января "принял" на себя 5 японских самолетов-самоубийц). Затем бортовому самолету «Калифорнии» пришлось выполнить не со­всем обычную задачу. В 8 часов, спустя несколько минут после начала очередного обстрела, один из самолетов-корректировщиков линкора «Колорадо» доложил о толпе людей с американскими и филип­пинскими флагами на южном берегу залива. Олдендорф приказал прекратить огонь и послал один из бортовых самолетов своего флагмана с листовками на борту, в которых напечатали совет всем симпати­зирующим союзникам людям очистить этот район бе­рега. Дав им достаточно времени, чтобы скрыться, американский адмирал приказал возобновить об­стрел.

Адмирал Олдендорф уже прекрасно усвоил такти­ку японцев отходить вглубь острова, как только появ­лялись линкоры, что превращало обстрел в беспо­лезную трату снарядов. Но линкоры и крейсеры про­должали ходить вдоль берега, чтобы привлечь на се­бя как можно больше "камикадзе". Расчет был про­стой - чем больше "камикадзе" собьют мощные зе­нитные батареи боевых кораблей, тем меньше их ос­танется на долю транспортов с десантом. 10 января, на следующий день после высадки, флагман Олденфорфа «Калифорния» закончил "работу" и ушел из залива с обратным конвоем в залив Лейте. Уход на ремонт двух линкоров из шести стал предметом дол­гой дискуссии между Нимитцем, Кинкейдом и генера­лом Макартуром. Разведка доносила о двух японских линкорах на Линга Роузд у Сингапура («Исё» и «Хьюга») и еще 4 во Внутреннем море (на деле там были «Ямато», «Нагато» и «Харуна»), а также об уси­лении базовой авиации противника. В такой ситуации Макартур указывал на опасность позиции 7-го Флота между двумя японскими соединениями и на возмож­ный срыв сроков всего наступления. Но Нимитц заве­рил, что из Атлантики идет 5-я линейная дивизия контр-адмирала Фишлера (самые старые «Техас», «Нью-Йорк», «Арканзас»), а верфи заканчивают рабо­ты на «Неваде», «Теннеси» и «Айдахо». Так что 22 января «Калифорния» с Олдендорфом на борту и «Нью-Мексико» окончательно ушли из залива Лейте. «Калифорния» направился на верфь Пьюджет Саунд для завершения ремонта, куда прибыл 15 февраля.

Вернувшись в строй, 15 июня линкор подключился к операции против Окинавы, оставаясь в том районе до 21 июля. Поскольку бои шли уже в глубине остро­ва, особыми событиями «Калифорния» похвастать не мог. Двумя днями позже он присоединился к 59-у Оперативному Соединению, которое прикрывало тра­ление в Восточно-Китайском море. В августе корабль совершил короткий поход в бухту Сан-Педро на Фи­липпинах, а 20 сентября отправился с Окинавы для прикрытия высадки 6-й Армии в бухте Ваканоура, ост­ров Хонсю. Там, поддерживая оккупационные силы, «Калифорния» оставался до 15 октября, когда ушел через Сингапур, Коломбо и Кейптаун в Филадельфию, куда прибыл 7 декабря. Там 7 августа следующего года старый линкор поставили в резерв, 14 февраля 1947-го разукомплектовали, а 10 июля 1959 года про­дали на слом.

За участие в войне на Тихом океане «Калифорния» (ВВ-44) получил 7 боевых звезд:

1.  Перл-Харбор (7 декабря 1941 года)

2.  Операция на Марианских островах: захват островов Сай­пан (14-20 июня) и Гуам (2-9 августа 1944 года)

3.  Захват и оккупация острова Тиниан (21 июля-1 августа 1944 года)

4.  Операция в заливе Лейте: высадка в заливе Лейте (17 октября-21 ноября 1944 года)

5.  Операция на острове Лусон: высадка в заливе Лингайен 4-18 января 1945 года

6.  Операции на Окинаве: высадка и захват острова Окинава (17-30 июня 1945 года)

7.  Операции 3-го Флота против Японии (10 июля-7 августа 1945 года)

Корабль был отмечен наградами президента Филиппин­ской Республики (за Лейте и Лусон), а также медалью флота за оккупационную службу (Азия, 2 сентября-15 октября 1945 года)