U.S.S "COLORADO" (BB-45)
Постройка гигантского линкора «Колорадо» (ВВ-45) была санкционирована актом конгресса США 29 августа 1916 года с выдачей заказа верфи Нью-Йорк Шипбилдинг Компани в Камдене, штат Нью-Джерси, 19 мая 1919 года состоялась закладка киля. На торжественной церемонии спуска 22 марта 1921 года кроме дочери сенатора от штата Колорадо Николсона миссис Макс Мелвилл, которая и "окрестила" новый корабль, присутствовали помощник секретаря флота полковник Теодор Рузвельт-младший, сам сенатор С. Д. Николсон и ряд выдающихся представителей штата. В 1235 миссис Мелвилл разбила бутылку с мутной водой из реки Колорадо о бронированный борт линкора и огромный стальной корпус стоимостью 27 миллионов долларов легко соскользнул с густо смазанных жиром спусковых салазок.
Еще более двух с лишним лет прошло до того, как 30 августа 1923 года линкор «Колорадо» вошел в строй флота США. Его первым командиром стал кэптен Реджинальд Роуэн Белкнап, ветеран испано-американской и первой мировой войн, участник подавления филиппинского мятежа и китайского боксерского восстания, закончивший академию в Аннаполисе в далеком 1891 году. В желании сразу показать миру новейшее пополнение своего флота было решено послать «Колорадо» в европейский круиз. Выйдя из Нью-Йорка сразу после Рождества, линкор через 10 дней бросил якорь в гавани английского Портсмута. Затем он пересек Канал и зашел во французский Шербур, после направился в Средиземное море, где нанес визиты в ряд портов Италии, Испании и Франции. В Штаты корабль вернулся 15 февраля 1924 года.
Всю середину года «Колорадо» провел в различных испытаниях в неспокойных водах Атлантики, а затем через Панамский канал перешел на другую сторону континента и вошел в состав Тихоокеанского флота. После учений у берегов Калифорнии 18 июня 1925 года линейный флот отправился с визитами в Австралию и Новую Зеландию (посетили Гонолулу, Сидней и Окленд), вернувшись в сентябре. В марте 1927 года «Колорадо» принял участие в совместных с армией маневрах в Карибском море. В недалеком будущем такая отработка взаимодействия между различными родами вооруженных сил ляжет в основу успеха десантных операций США в войне на Тихом океане. В апреле линкор прибыл в Нью-Йорк для текущего ремонта. Тогда же устранили повреждения от посадки на мель у Манхеттена. Вскоре линкор снова перешел в тихоокеанскую базу Сан-Педро, штат Калифорния.
В мае 1928 года «Колорадо» посетил Гавайские острова, проводя по пути различные учения, за время которых «зеленые» новички постепенно превращались в опытный экипаж. Так же в учениях прошел и следующий год на Тихом океане, который в истории корабля запомнился столкновением с неким невезучим пароходом.
3 июня 1930 года «Колорадо» направился в Колон (зона Панамского канала). Пункт назначения был совсем близко, когда на идущем полным ходом линкоре внезапно из центрального артпоста (ЦАП), мозгового центра системы управления 16-дюймовками, полыхнуло пламя. В середине корабля, между палубами, образовалось смертельное облако из густого дыма и огня. Командир корабля кэптен У.С. Миллер лично управлял работой аварийных партий, которым удалось спасти из огня около 40 обожженных товарищей. Борьба с огнем продолжалась более 8 часов и, наконец, командир приказал затопить ЦАП и соседние отсеки забортной водой. Решение далось нелегко, поскольку оно приводило к полной потере дорогостоящего оборудования, еще не затронутого огнем. Корабль пришлось срочно отделить от флота и направить для ремонта на верфь Бруклина.
Неудовлетворенный объяснением причин инцидента, обошедшегося казне в 200 тысяч долларов, секретарь флота Чарльз Ф. Адаме назначил комитет под началом контр-адмирала Стейгера. Причину пожара удалось выяснить - он возник из-за попаданий отходов фотобумаги или подобных объектов на неизолированные участки электрокабелей, что привело к короткому замыканию. Однако виновника так и не нашли.
Тридцатые годы линкор «Колорадо» провел в бесконечных учениях и маневрах по Тихому океану, каждые два года посещая Атлантику для совместных боевых маневров обоих флотов США. В июле 1937 года известная летчица Амелия Эрхарт и ее второй пилот Фред Нунен отправились в полет из Новой Гвинеи к островам Ховланда. Самолет пропал в одном из контролируемых японцами районов Тихого океана и американский флот приступил к поискам. «Колорадо», в тот период действовал как учебный корабль для резервистов из университетов штатов Калифорния и Вашингтон. Командир кэптен Уильям Л. Фридель срочно прервал учебный поход и направил корабль в район поисков. Три бортовых однопоплавковых гидросамолета обследовали группу островов Феникс, а сам линкор утюжил опасные воды между рифами и песчаными банками. Неделю флот искал следы катастрофы, но безрезультатно.
Когда 7 декабря 1941 года японцы напали на базу флота в Перл-Харборе, «Колорадо» находился на верфи Пьюджет Саунд в Бремертоне, штат Вашингтон. Под командованием кэптена Элмера Л. Вудсайда линкор оставался у Западного побережья остаток 1941 года и большую часть следующего, готовясь к боевым действиям. Корабль был полностью подготовлен только 1 августа и ушел в Перл-Харбор. Там он приступил к учениям и патрулированию, поскольку возможность нападения японцев на Гавайские острова еще существовала. Затем «Колорадо» ушел на острова Фиджи, чтобы охранять этот южный бастион США на Тихом океане. Непосредственно боевые действия с японским флотом в районе Соломоновых островов вели три современных быстроходных линкора («Вашингтон», «Норт Кэролайн» и «Саут Дакота»), авианосцы, крейсера и эсминцы. После возвращения в Перл-Харбор 7 сентября 1943 года на борт линкора прибыл новый командир - кэптен Уильям Гранат. В конце октября «Колорадо» вышел на первое по-настоящему боевое задание к отдаленному атоллу Тарава. Вместе с тяжелым крейсером «Портленд» и 2 эсминцами линкор вошел в состав 3-й секции группы огневой поддержки TG 53.4. В 0528 20 ноября его главный калибр дал первый залп по береговым укреплениям врага. Экипаж линкора сделал все, чтобы боевой дебют надолго запомнился японцам. Для линкора это был совершенно новый вид боевых действий, когда противником стали хорошо замаскированные береговые батареи. 406-мм снаряды обрушивали тонну за тонной металла и взрывчатки на позиции противника, "подготавливая" остров для высадки десанта. Но ни мощные снаряды, ни удары палубной авиации не смогли уничтожить японские подземные укрепления на острове, а перерыв между окончанием бомбардировок и прибытием первых десантных судов оказался слишком большим. Японцы успели прийти в себя и десант понес огромные потери - около 17%. Тем не менее, при поддержке «Колорадо» и других кораблей морские пехотинцы продвигались внутрь острова и 29 ноября он был очищен от японцев. «Колорадо» взял курс на Перл-Харбор. 21 декабря линкор вернулся в Штаты после 17-месячного плавания в Тихом океане.
Американские гарнизоны на захваченных островах Гильберта приложили максимум усилий, чтобы превратить Тараву, Макин и Абемаму в базы для дальнейшего наступления на Маршалловы острова - следующую цель флота и армии. Силы, назначенные для новой операции сосредотачивались у Западного побережья и у Гавайских островов. «Колорадо» 22 января 1944 года вышел с гавайского рейда Лахайна и направился к атоллу Кваджелейн, где на северной оконечности ему был выделен сектор обстрела. Предварительная бомбардировка продолжалась до высадки десанта 31 января. Целью «Колорадо» были укрепления, протянувшиеся вдоль берега, и позиции японских войск в местах, расположенных непосредственно у пунктов высадки. Вместе с другими кораблями линкор затем поддерживал наступление войск и к 4 февраля на Кваджёлейне все закончилось. Сразу на острове начали формировать силы для вторжения на атолл Эниветок, которые вышли в море 15 числа. Мощным ударом с воздуха по ближайшей японской базе Трук удалось парализовать вмешательство авиации противника и после мощной бомбардировки десант высадился на Эниветок 17 февраля. Остров был захвачен спустя 6 дней и кэптен Гранат повел свой корабль в США на отдых перед следующими операциями. После двухдневного захода в Перл-Харбор «Колорадо» 13 марта прибыл на верфь Пьюджет Саунд. О качестве работы линкоров поддержки свидетельствуют данные потерь при захвате атолла Эниветок: американцы потеряли 195 человек убитыми и пропавшими без вести при 521 раненном, а японцы 2677 убитыми и 64 пленными.
Пока «Колорадо» отдыхал в Бремертоне палубная авиация нанесла несколько мощных ударов по южным Марианским островам - это было началом операции «Форэйджер». Линкор поспешил на юг, где в Сан-Франциско соединился с другими кораблями, назначенными в операцию, а затем все соединения взяли курс на Марианские острова. 14 июня «Колорадо» приступил к обстрелу берегов Сайпана, куда на следующий день высадились американские войска. Сопротивление противника было сильным, так что пришлось отодвинуть сроки высадки на соседние острова Гуам и Тиниан. До середины июля «Колорадо» продолжал "утюжить" японские позиции и батареи, а затем мощный огневой вал артиллерийской и авиационной бомбардировки переместился на Гуам. Взятие Гуама обеспечивало Южное Десантное Соединение TF 53, но на усиление его оперативной группы огневой поддержки TG 53.5, которой командовал контр-адмирал Эйнсворт (в ходе действий у Сайпана называлась TG 52.10), были посланы линкоры «Теннеси», «Калифорния» и «Колорадо», крейсера и эсминцы из состава группы Олдендорфа. 24 июля настала очередь острова Тиниан. За день до высадки «Колорадо» 60-ю 406-мм снарядами уничтожил 3-орудийную 140-мм береговую батарею на мысе Фай-бус Сан-Хило (северо-западный берег острова). На следующий день «Колорадо» получил первое боевое повреждение. Метко стрелявшая береговая батарея добилась в маневрировавший всего в 2700 м от берега корабль 22-х попаданий, но нанесенный урон оказался не очень серьезным. Из экипажа линкора 43 человека были убиты, 97 тяжело ранены и отправлены в госпиталь. Семь орудий от 20-мм до 127-мм вышли из строя. Ответным огнем «Колорадо», которому помогли крейсер «Кливленд» и эсминец «Реми», заставил батарею замолчать.
«Колорадо» ушел от Тиниана 3 августа и после захода в Перл-Харбор прибыл 21-го для ремонта на верфь Бремертона. За действия у Тиниана командир корабля Гранат был награжден Военно-Морским Крестом и получил продвижение по службе, а новым командиром стал кэптен Уолтер С. Маколи. 9 октября линкор перешел в Сан-Педро для двух недель тренировок и послеремонтных испытаний. Затем последовал переход в Перл-Харбор, а оттуда - на атолл Улити (Каролинские острова), где 17 ноября линкор стал на якорь.
Следующей операцией стала широкомасштабная высадка в заливе Лейте, хотя «Колорадо» опоздал к ее началу и не сумел принять участие в битве в проливе Суригао. Он прибыл в залив 20 ноября в сопровождении эсминцев «Софли» и «Реншо», присоединившись к группе TG 77.2 контр-адмирала Раддока, куда также входили «Мэриленд», «Вест Виржиния», «Нью-Мексико», 5 крейсеров и 16 эсминцев. Корабли уже практически не получали приказов на обстрел берега для поддержки войск. Единственной причиной оставления в заливе столь мощных надводных сил являлась необходимость защиты конвоев с подкреплениями от воздушных атак сотен "камикадзе", которые заполонили небо над Филиппинами. Особенно досаждали ночные налеты, проводимые одиночными самолетами.
Утром 27 ноября корабли оперативной группы Раддока ожидали приема топлива. Истребители воздушного патруля из-за низкой облачности ушли на посадку, когда в 1125 налетела группа из 25-30 японских самолетов. Два из них врезались в корму крейсера «Сент-Луи», третий - зацепил надстройки крейсера «Монпелье», а еще два прорвались к «Колорадо». Один упал в воду у самого борта, но второй ударил слева в среднюю часть корпуса. Хотя число пострадавших членов экипажа было велико, повреждения оказались не столь серьезными, чтобы требовать срочного ремонта на верфи. Тем не менее, 29 ноября поврежденные линкор и крейсер «Сент-Луи» в сопровождении 4 эсминцев вышли из залива к атоллу Манус. Но новые налеты и новые потери заставили «Колорадо» еще почти на месяц остаться в зоне боевых действий.
5 декабря группа TG77.12 контр-адмирала Раддока («Вест Виржиния», «Колорадо», «Нью-Мексико», 3 крейсера, 6 эскортных авианосцев и 18 эсминцев) собралась на рандеву в проливе Коссол. Ее задачей была дальняя поддержка высадки на остров Миндоро, для чего кораблям была назначена позиция в море Сулу. Включение в группу эскортных авианосцев, способных обеспечить прикрытие конвоев с воздуха до появления армейских самолетов, было идеей адмирала Кинкейда. После успешной высадки в Сан-Хосе группа перешла в Китайское море для прикрытия десанта в Мамбурао. С 12 по 18 число орудия «Колорадо» перемешивали с землей и песком укрепления противника, и только через 5 дней линкор ушел ремонтироваться на остров Манус.
Последней операцией в районе Филиппин стала высадка в заливе Лингайен (о. Лусон). Участие в ней «Колорадо» началось 2 января 1945 года. Вместе с 2 линкорами, 3 крейсерами и 11 эсминцами он входил в один из отрядов огневой поддержки оперативной группы вице-адмирала Олдендорфа. Кораблю удалось избежать повреждений в ходе налетов "камикадзе" 3-го, 5-го, 6-9 января, но ему не повезло в другом. 9 января во время очередного налета в носовую надстройку описывающего циркуляцию на полной скорости линкора попал снаряд, который вывел из строя большое количество людей на ходовом мостике и постах наблюдения за воздухом и управления зенитным огнем. Между облитых кровью обломков того, что секунду назад было приборами управления стрельбой, насчитали 18 трупов, а 51 человек был ранен. Позже установили, что это был 127-мм "подарок" с одного из своих же кораблей. Боеспособность корабля была заметно утрачена, поскольку второго поста УЗО на нем еще не было (вот и сказалась недостаточная модернизация). Единственными неповрежденными крупными кораблями в заливе Лингайен остались только «Вест Виржиния», «Пенсильвания» и крейсера «Портленд» и «Шропшир». Но и «Колорадо» остался в строю, оказывая поддержку войскам до 14 февраля, когда ушел на Улити для ожидания нового назначения.
Одной из самых сложных и самой масштабной за всю войну на Тихом океане стала операция против острова Окинава, в которой приняли участие 1213 кораблей и судов. 21 марта «Колорадо» начал отчет тем тысячам тонн взрывчатки, которую понадобилось "выгрузить" на остров, чтобы сломить японскую оборону. День высадки был назначен на 1 апреля и работу следовало выполнить быстро и точно. Используя для корректировки свои бортовые «кингфишеры», линкор методично выводил из строя укрепления, береговые батареи, железнодорожные пути и другие объекты, какие только попадали на карты в его прокладочной. Но и сам при этом отбивал атаки самолетов и неоднократно накрывался залпами береговых орудий. Однажды осколки взорвавшегося рядом снаряда вывели из строя 13 человек экипажа.
До 22 мая днем и ночью грохотали орудия «Колорадо» под Окинавой, выпустив по укреплениям японцев 2061 406-мм и 6650 127-мм снарядов - почти 2150 тонн металла и взрывчатки. Затем линкор ушел в залив Лейте, где стал ожидать новых приказов. 3 августа он вернулся к уже полностью оккупированному Окинаве и там 15 августа его застало известие о принятии Японией условий Потсдамского ультиматума.
27 августа «Колорадо» в числе первых кораблей союзников входил во внутренние воды Японии и бросил якорь в заливе Сагами, откуда открывался вид на величественную заснеженную вершину вулкана Фудзияма. Затем последовал 5-часовый переход в Токийскую бухту, где одиноко маячила «пагода» надстройки последнего уцелевшего японского линкора «Нагато». 2 сентября состоялась официальная церемония подписания Японией капитуляции и в тот же день корабль принял его новый командир кэптен Аугустус Дж. Веллингс. Вместе с кораблями 3-го Флота «Колорадо» 20 сентября ушел на Окинаву, а затем в Перл-Харбор.
Вернувшись в Сан-Франциско, линкор через несколько дней ушел в Сиэтл, где 27 октября праздновался День Флота. До конца года корабль совершил три "пассажирских" рейса в Перл-Харбор, чтобы перевезти домой 6457 ветеранов. В январе 1946 года «Колорадо-» прибыл в Бремертон, где его должны были подготовить к выводу из строя. Двенадцать месяцев на нем велись работы по консервации, включавшие герметизацию отсеков и антикоррозийное покрытие, и 7 января 1947 года он был разукомплектован и поставлен в резерв. 1 марта 1959 года линейный корабль «Колорадо» был исключен из списков флота и 23 июля продан на слом.
Кроме медали за оккупационную службу 2-24 сентября 1945 года «Колорадо» (ВВ-45) за участие в войне на Тихом океане получил 7 боевых звезд:
1. Операция на Маршалловых островах: захват атоллов Кваджелейн и Майдзуро (29 января-8 февраля 1944 года
2. Операция на Марианских островах: захват островов Сайпан (11 июля-10 августа) и Гуам (12 июля-15 августа 1944 года)
3. Захват и оккупация острова Тиниан (24 июля-1 августа 1944 года)
4. Бомбардировка острова Маркус 9 октября 1944 года
5. Операция в заливе Лейте: высадка в заливе Лейте (10 октября-29 ноября 1944 года)
6. Операция по захвату острова Лусон: высадка в заливе Лингайен (4-18 января 1945 года)
7. Операции на Окинаве: высадка и захват острова Окинава (24 марта-30 июня 1945 года)