U.S.S «WEST VIRGINIA" (BB-48)
Построен фирмой Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг энд Драй Док Компани в Ньюпорте, штат Виржиния. Киль заложен 12 апреля 1920 года, спуск состоялся в ноябре 1921-го, а укомплектовали новый линкор 1 декабря 1923 года. Командир - кэптен Томас Джонс Сенн.
В первый же год службы «Виви», как называли этот корабль моряки («Wee Vee» - по начальным буквам имени), потерпел аварию. На переходе каналом Тимбл Шоул (Хемптон Роудз, Виржиния) 16 июня 1924 года линкор сел на мель. Комиссия по расследованию этого инцидента пришла к выводу, что ни офицеры, ни экипаж «Вест Виржинии» не совершили ошибки, а дело заключалось в неверных навигационных данных, указывавших большую ширину фарватера, чем она реально была в момент аварии.
В 1925 году, впервые участвуя в соревнованиях по стрельбе на ближние дистанции, «Вест Виржиния» под командованием кэптена Э. Дж. Хепберна завоевал два трофея: Кубок американского оборонного общества, который вручался линейному кораблю, показавшему наилучший результат в стрельбах на ближнюю дистанцию, и Кубок Спокана, учрежденный коммерческой палатой города Спокан, штат Вашингтон. И в дальнейшем корабль продолжал пожинать лавры. 17 августа 1933 года секретарь флота Свенсон объявил о награждении «Вест Виржинии» вымпелом "боевой эффективности" среди класса линкоров. Это была уже четвертая победа корабля в этом престижном соревновании, а в следующем году, когда командира Уолтера С. Андерсона сменил Харольд Р. Старк, последовала и пятая.
Во время японской атаки Перл-Харбора 7 декабря 1941 года «Вест Виржиния» (командир - кэптен Мер-вин Беннион) получила попадания 2 бомб и 6-7 торпед, которые превратили корабль в пылающий остов, осевший на дно гавани с большим креном. При этом погибло 105 членов экипажа (из них 2 офицера), 52 получили ранения, но впоследствии вернулись в строй. Всего на линкоре по данным инспекторской проверки 1 декабря 1941 года числилось 87 офицеров и 1454 прочих чинов.
Первые торпеды попали в корабль в 0756. Шесть из них имели глубину хода 3,3 м, а одна шла глубже (около 5,8 м) и, попав в корму, практически уничтожила рулевой привод. То, что японцы, боясь зарывания торпед при сбросе в ил мелководной гавани, ставили их на небольшую глубину хода, отчасти спасло корабль - торпеды попадали в броневой пояс, что существенно ограничивало наносимые ими повреждения. Вторым счастливым для «Вест Виржинии» обстоятельством оказалась прекрасная дисциплина и распорядительность его офицеров. Молодые лейтенанты Риккеттс, Старк, Уайт и Бихэм всегда считали воздушную атаку флота в Перл-Харборе очень вероятной и часто дискутировали относительно своих возможных действий. Поэтому после взрыва первой же японской бомбы в ангаре на острове Форд они прекрасно знали, что им делать. Еще до попадания в корабль торпед пожарные и аварийные партии были вызваны наверх, объявлена боевая тревога. Это спасло многие жизни.
Первые же попавшиеся торпеды вывели из строя всю энергию, связь, освещение и зенитные орудия левого борта. Корабль кренился так быстро, что к зениткам правого борта, открывшим огонь в течение пары минут после боевой тревоги, пришлось организовывать двойные цепочки ручной подачи боезапаса - одни матросы передавали снаряды, другие поддерживали этих матросов от падения. Находившийся в центральном посту лейтенант-коммандер (капитан 3 ранга) Харпер быстро отдал приказ о контрзатоплении отсеков правого борта, но из-за выхода из строя телефонной связи его никто не услышал. Лейтенант Риккеттс, хотя и находился на больничном, начал контрзатопление по своей инициативе, в чем ему помогал боцманмат Биллиннгсли, знавший как управлять соответствующими приводами. Эти меры, а также швартовые канаты, которыми «Вест Виржиния» был связан с «Теннеси», уменьшили 28-градусный крен до 15°. Корабль погружался более-менее на ровном киле, пока его левый буль не достиг дна. И это несмотря на то, что две последние торпеды, попав уже над броневым поясом, вызвали огромные затопления отсеков на 2-й и 3-й палубах. Одна из бомб пробила главную, 2-ю и 3-ю палубы.
Младшие офицеры продолжали распоряжаться по кораблю, поскольку поднявшийся на мостик командир - кэптен Беннион - получил смертельное ранение в живот осколком бомбы, взорвавшейся на соседнем «Теннеси». Они организовали подачу снарядов к зениткам из погребов (готовый боезапас закончился уже через несколько минут после открытия огня), борьбу с пожарами и эвакуацию раненых. За полтора часа борьбы с пожарами линкор покинули только раненые и те, кого взрывы сбросили за борт. Работа велась под градом летевших отовсюду осколков (рядом рванули погреба на «Аризоне»), японские самолеты продолжали сбрасывать на линкор бомбы и обстреливать его бортовым оружием. Зенитчики вели огонь, несмотря на большой крен.
К 0940 пламя охватило корабль с носа до башни №1, вокруг корабля горела растекшаяся по воде нефть. Барахтавшихся там людей спасали шлюпки с других кораблей и катер с ремонтного судна «Ригел». В 1005, когда все электроэнергия была потеряна, «Вест Виржиния» погрузился на дно гавани, а его надстройки полыхали огнем, командовавший борьбой за живучесть офицер отдал приказ покинуть корабль. Моряки стали бросаться за борт, пытаясь доплыть до острова Форд. Наиболее везучим удалось найти места в шлюпках или перебраться на «Теннеси», где они тут же стали помогать его зенитным расчетам. Днем из экипажа «Виви» были организованы несколько аварийных партий, которые вернулись на корабль для борьбы с пожарами. Большую помощь оказал старший боцманмат Янсен, командир баржи YG-17, который подвел ее к борту линкора и оставался там до тех пор, пока последний пожар не был потушен. Затем Янсен увел свою баржу к горящему остову «Аризоны».
Однако оставалось множество очагов пожаров внутри корпуса. Жара становилась нестерпимой, и в 17 часам аварийным партиям пришлось оставить корабль. Но глубоко под палубами осевшего на грунт линкора оставались еще люди, отрезанные огнем и водой. По одной из легенд, трое матросов, блокированных в насосном отделении, продолжали бороться за жизнь еще целых две недели, пока до них не добрались спасатели.
После обследования корпуса водолазами было установлено, что размеры торпедных пробоин достигают до 36 м в длину и 4,5 м в высоту, одна из броневых плит пояса сорвана взрывом и лежит на дне, практически не поврежденная. Одно из 127-мм орудий довольно быстро сняли для передачи на «Пенсильванию», на котором единственное попадание 250-кг бомбы разрушило такую установку. Несмотря на то, что корпус покоился на дне практически на ровном киле, огромные пробоины не давали возможности откачать воду из корабля. Поэтому было построено несколько больших кессонов, которые затем водолазы с помощью кранов прикрепили к корпусу линкора. В тех местах, где стенки кессонов неплотно прилегали к рваным краям пробоин, а также в районе днища, все зазоры герметизировали специальным цементом, который затвердевал в воде. Затем воду из корпуса откачали, линкор всплыл. Работы по очистке внутренних помещений проводились, в основном, усилиями экипажа, которому помогали гражданские рабочие. 17 мая 1942 года «Виви» ввели в сухой док военной верфи Перл-Харбора для временного ремонта, чтобы корабль смог перейти в Бремертон. Компания Дженерал Электрик, которая поставляла на линкор электромоторы и генераторы, прислала 50 специалистов. Вместе с более чем сотней электриков Перл-Харбора они выполнили трудную работу по перемотке всех главных моторов и генераторов. Сорванную броневую плиту поставили на место.
После годичного предварительного ремонта, во время которого на пробоины наварили огромные заплатки, сняли обе решетчатые мачты, часть настроек, включая шельтердек вместе с 127-мм орудиями, «Вест Виржиния» своим ходом перешел на верфь флота в Бремертоне, где ему предстояло пройти практически полную перестройку. Работы временами прерывались из-за более срочных дел, но 4 июля 1944 года изменившийся до неузнаваемости корабль снова вошел в строй. При перестройке использовались исключительно сварные соединения вместо клепанных. Благодаря полученной экономии веса линкор подвсплыл на 2,5 дюйма. Увеличили броню палуб и крыш башен, значительно улучшили водонепроницаемость корпуса, смонтировали совершенно новые систему вентиляции, пожарные и топливные магистрали. Новые були повысили остойчивость и улучшили ПТЗ. Ширина корпуса стала 34,8 м (была 30 м), так что теперь линкор не мог проходить через Панамский канал. На корабле заменили орудия ГК и установили совершенно новые вспомогательную и зенитную батареи. Если 7 декабря 1941 года его зенитная артиллерия состояла из 8 127-мм/25 и 4 76-ММ/23 орудий и 10 12,7-мм пулеметов (имелись места для четырех 4-ствольных 28-мм автоматов), то после модернизации он нес 16 127-мм/38 универсальных орудий в спаренных закрытых установках, 10 (позднее 16) счетверенных 40-мм и 64 (позже 82) 20-мм автомата. Огнем орудий ГК управляли 2 директора, а 127-мм пушками - 4, каждая 40-мм установка также имела собственный директор. На корабле насчитывалось 13 радаров различных типов.
После двух месяцев учений и тренировок «Вест Виржиния» взял курс на запад. В октябре 22-летний ветеран вернулся к боевой службе и с того времени вплоть до дня победы он своими 16-дюймовками прокладывал путь к Японским островам. Подобно мстительному привидению, появившемуся после смерти в Перл-Харборе, «Виви» за неполный год до капитуляции врага успел отплатить ему за понесенное в первый же день войны поражение и закончил боевую работу в Токийской бухте.
"Песней №1" в его "хит-параде" после разминки у островов Палау стала операция в заливе Лейте. Действуя под тем самым, опаленным в Перл-Харборе флагом (по другой версии тот флаг сожгли после окончания японской атаки), старый линкор под командованием кэптена X. В. Уили обрушил на береговые позиции японцев сотни тонн снарядов, облегчая работу десанту. Там же линкор и пустил врагу "первую кровь", сбив шесть самолетов. «Вест Виржиния» был во главе колонны линкоров 7-го Флота в битве в проливе Суригао, выпустив по противнику за 16 минут 93 бронебойных снаряда главного калибра. Именно они нанесли смертельные повреждения японскому линкору «Ямасиро». После пополнения запасов на Улити линкор оставался в заливе Лейте для защиты транспортов до конца ноября.
В декабре 1944 года после короткого отдыха на Новых Гебридах «Вест Виржиния» стал флагманом оперативной авианосной группы TG77.12 контр-адмирала Раддока, которая прикрывала высадку на остров Миндоро. Вместе с «Колорадо», «Нью-Мексико», дивизией крейсеров, шестью эскортными авианосцами и 18 эсминцами он вошел в море Сулу, чтобы поддержать войска генерала Макартура, которые должны были высадиться в районе города Сан-Хосе на южной оконечности этого филиппинского острова. Эскортные авианосцы ранее входили в оперативную группу "Таффи 2", выдержавшую тяжелый бой с линейными силами японцев у острова Самар в октябре. Теперь, когда угрозы со стороны надводных кораблей противника больше не предвиделось, а главную опасность представляла его авиация, авиагруппы на эскортных авианосцах существенно изменили: вместо 16 истребителей они стали несли по 24, а число торпедоносцев-бомбардировщиков сократили с 12 до 9. Линкоры и крейсера были включены в состав оперативной группы также для усиления ее ПВО. Эти меры оказались далеко не лишними. В ходе этой операции зенитчики линкора сбили бомбардировщик (13 декабря) и истребитель противника.
Рождество экипаж «Вест Виржинии» встречал на одной из передовых баз южнее экватора, а уже на следующий день он вышел в море на рандеву с группой TG 77.2 вице-адмирала Олдендорфа, чтобы участвовать в высадке в заливе Лингайен на острове Лусон. На линкоре (командир кэптен Уили) держал флаг начальник 4-й дивизии контр-адмирал А. Соуэлл. «Вест Виржиния», австралийский тяжелый крейсер «Шропшир» и 2 эсминца образовали отряд "N". Почти неделю японская авиация беспрерывно атаковала американские корабли, появившиеся у "сердца" Филиппинских островов, но под этим шквалом атак «Вест Виржиния» все три дня до высадки так удачно "обработал" выделенный участок японской обороны, что 6-я армия, оказавшись на берегу, почти не встретила сопротивления. 9 января линкор буквально "своим телом" прикрывал австралийский тяжелый крейсер «Австралия», который умудрился в тот день получить пятое попадание "камикадзе". Еще месяц «Виви» оставался в этом районе, препятствуя любым попыткам японского флота помочь своим войскам.
16 февраля «Вест Виржиния» прибыл в тыловую базу на атолл Улити для отдыха и начал принимать боезапас, топливо и снабжение с кораблей 10-й эскадры обслуживания. Но уже в 3 часа утра следующего дня кэптен Уили получил приказ от адмирала Нимитца "идти полным ходом к Иводзиме". Вскоре после заката линкор в сопровождении двух эсминцев поспешил в 900-мильный путь к острову Иводзима. Он всего на час опоздал к высадке первой волны морских пехотинцев 19 февраля: в 10.45 корабль прибыл в район бомбардировки, доложил контр-адмиралу Роджерсу, получил копии всех приказов и карт, после чего открыл огонь. Его точная стрельба по берегу, которая велась до исчерпания боезапаса, уберегла американских десантников от многих напрасных жертв. «Вест Виржиния» оказался единственным кораблем из числа участвовавших в операции в заливе Лингайен, успевшим к новой высадке. За такую "оборотистость" он получил от Нимитца сигнал "Хорошо сделано!".
Затем наступила очередь острова Окинава. Линкор, на мачте которого снова развевался флаг контр-адмирала Соуэлла, входил в состав 4-го отряда Соединения Огневой Поддержки и Прикрытия (TF 54) контр-адмирала Мортона Дейо. В первый день высадки 1 апреля около 1913 в левый борт «Вест Виржинии» врезался "камикадзе", сумевший прорваться через мощный зенитный огонь. Четверо моряков погибло, 23 было ранено. Но уничтожило всего одну 20-мм установку. "Камикадзе" попал в носовую надстройку, а его бомба пробила палубу, но не взорвалась (ее потом удалось разоружить). Самолет разрушил противоосколочный щит, воздухозаборник котельного отделения, часть сигнального мостика, пробил палубу и повредил камбуз, а его двигатель влетел в корабельную прачечную. К счастью, взрыва не последовало, а начавшиеся в камбузе, прачечной, кубриках и швейной мастерской пожары были быстро потушены. В целом повреждения оказались незначительными и ограничились только районом попадания, где также разорвало несколько кабелей и коммуникаций. Менее, чем через час, командир корабля кэптен Уили доложил о полной боеспособности, а все ремонтные работы силами экипажа закончили за три дня.
Во время самого сильного налета японской авиации 12 апреля зенитчики линкора сбили два самолета. На следующий день огонь 16-дюймовых орудий линкора перенесли на Шьюри Кастл - сильно укрепленную позицию японцев на Окинаве, по которой было выпущена сотня снарядов. Затем «Вест Виржиния» оказывал поддержку войскам, высадившимся на острове Иесима, к западу от Окинавы. В общей сложности по позициям японцев на Окинаве и Иесиме корабль выпустил 1300 406-мм снарядов. 17 июня в корабль снова врезался "камикадзе", но повреждения оказались незначительными.
Самым памятным днем в истории корабля стало 31 августа, когда «Виви» первым из старых линкоров стал на якорь в Токийской бухте у столицы поверженного противника. В день подписания японской капитуляции на борту линкора «Миссури» стоявший всего в нескольких милях «Вест Виржиния» оказался единственным кораблем, помнившим рейд на Перл-Харбор.
Окончание войны не закончило службу линкора-ветерана, который среди других был привлечен к операции «Волшебный Ковер» - возвращению на родину американских солдат. Всего до середины декабря он перевез 7500 человек. 30 декабря 1945 года «Вест Виржиния» оставил транспортную службу и через несколько дней на верфи Пьюджет Саунд началась его консервация. 9 января 1947 года он был поставлен в резерв Тихоокеанского флота, где и пребывал вплоть до продажи на слом 15 сентября 1959-го.
В ходе войны на Тихом океане «Вест Виржиния» провел 223 дня на боевых заданиях. О его "заслугах" перед японцами красноречиво свидетельствует специальное сообщение Токийского радио, обращенное к его экипажу, о массовой предварительной похоронной церемонии лучших японских пилотов-самоубийц, поклявшихся приложить все усилия для уничтожения этого корабля.
За участие в войне линкор «Вест Виржиния» (ВВ-48) получил на свою «Азиатско-Тихоокеанскую ленту» 5 боевых звезд:
1. Перл-Харбор (7 декабря 1941 года).
2. Операция в заливе Лейте: высадка в заливе Лейте (10 октября-29 ноября 1944 года)
3. Операции на острове Лусон: высадка в заливе Лингайен (4-18 января 1945 года)
4. Операции у Иводзимы: высадка и оккупация острова Иводзима (15 февраля-16 марта 1945 года)
5. Операция на Окинаве: высадка и оккупация острова Окинава 24 марта-30 июня 1945 года)
Линкор был награжден «Медалью Оккупационной Службы» за действия у берегов Японии 2-24 сентября 1945 года.