Предисловие автора

 

Несмотря на появление атомных подводных лодок, воо­руженных баллистическими ракетами, и других систем ору­жия атомной эпохи, авианосец остается основой американ­ской морской мощи.

Концепция современного авианосца была разработана в начале XX века. Впервые авианосцы вступили в бой в годы Первой Мировой войны. Потом эти корабли и их самолеты играли решающую роль во Второй Мировой войне, войне в Индокитае в 1947-54 годах. Корейской войне, многочис­ленных «полицейских акциях», противостояниях и подавле­нии мятежей периода Холодной войны, во Вьетнамской вой­не. Авианосцы выжили, несмотря на многочисленные кон­ференции по разоружению, попытки централизовать всю существующую авиацию, обычное оружие вроде бомб и торпед, атаки самоубийц, угрозу ядерного оружия. Современ­ная оборонная политика Соединенных Штатов опирается на долгосрочную программу строительства авианосцев, кото­рая тянется в XXI век.

То, что авианосец уцелел даже в эпоху космических полетов, объясняется такими его характеристиками как: 1) подвижность; 2) гибкость ударных сил; 3) мобильность; 4) по­стоянная готовность. Некоторые из этих характеристик проявляются в любой авианосной операции, что делает действия авианосцев совершенно особой формой морской войны.

Эта книга является историей развития и действия авиа­носцев всего мира. Особенно детальному рассмотрению под­вергнута Вторая Мировая война, так как авианосцы сыграли в ней ведущую роль. Исключительное значение они име­ли в боях на Тихом океане, где произошли все 5 крупных авианосных сражений в открытом море. На Тихом океане авианосцы действовали гораздо интенсивнее, чем в Атлан­тике, на Средиземном море или в Арктике.

 

*  *  *

 

Точные описания морских боев очень часто просто отсут­ствуют. В отличие от моих коллег, которые описывают сухо­путные сражения, историк войны на море не может прой­тись по полю битвы, чтобы осмотреть ее, как видел коман­дующий, увидеть, где пали солдаты, прочитать донесения и дневники, найденные в районе боя. На следующий день пос­ле окончания морского боя море уже снова пустынно. Даже оставшиеся обломки или затонули, или унесены волнами на десятки миль прочь. Потопленные корабли упокоились на дне океана и укрыты от нескромных взглядов. Бортовые жур­налы погибших кораблей погибли вместе с ними.

Поэтому морской историк вынужден прибегать к спор­ным заключениям чаще, чем его коллега, описывающий сухопутные кампании. В этой книге я в основном опираюсь на рапорты и воспоминания участников сражений при пе­речислении кораблей и самолетов. Данные о японских ата­ках Пирл-Харбора и Уэйка, операциях в Индийском океа­не и авианосных сражениях на Тихом океане приведены по японским источникам. Во многих случаях они тщательно проверены генералом Минору Гэнда. При описании дей­ствий американского флота я использовал архивы ВМФ США. Хотя многие из этих документов были написаны при­мерно через месяц после конкретного события, все-таки они довольно точны в отношении количества самолетов, имевшихся на борту авианосцев. Обычно в указанное коли­чество самолетов включены запасные самолеты и машина командира авиагруппы.

Сведения о тактической организации флотов, их разде­лении на оперативные соединения и группы, где это воз­можно, дополнена указанием номеров дивизий и флотилий. В оперативное соединение включались корабли разных клас­сов для решения конкретных боевых задач.

Деление всех авианосцев на эскадренные или быстроход­ные (CV), легкие (CVL) и эскортные (CVE) производилось на основании тактико-технических данных корабля. При клас­сификации использована система обозначений ВМФ Соеди­ненных Штатов, приведенная в одном из приложений. Ис­пользование сокращений было сведено к минимуму.

Если указывается водоизмещение конкретного корабля, то речь идет о стандартном водоизмещении, которое имеет полностью готовый к бою корабль за вычетом топлива и ко­тельной воды. Хотя это несколько искусственная характери­стика, однако она используется повсеместно как очень удоб­ная для сравнения. Когда обсуждаются характеристики са­молетов, во многих случаях я опускал дальность полета, так как все источники дают разные значения. Дальность полета сильно зависит от высоты полета, скорости, оружия на внеш­ней подвеске и таких сторонних факторов, как направление и сила ветра. Все эти факторы меняются с каждым вылетом, и потому меняется и дальность полета.

Время всегда приводится местное.

Воздушные Силы Флота (Fleet Air Arm) были созданы в апреле 1924 года и стали авианосным подразделением Королевских ВВС. Вероятно этот термин был ликвидирован где-то и промежутке между 1939 и 1945 годами, замененный на обычную «морскую авиацию». Однако термин «ВСФ» про­должал некоторое время широко использоваться, и я сохра­нил его для обозначения британской авианосной авиации в период после 1924 года. Аналогично авиация американской армии несколько раз меняла свое название до создания в 1947 году ВВС Соединенных Штатов как отдельного вида вооруженных сил. Поэтому для описания периода Второй Мировой войны использован термин «армейские ВВС» (US Army Air Force), хотя это обозначение в тот период не ис­пользовалось.

Наконец, остается не до конца решенным вопрос: а ка­кой корабль, собственно, должен называться авианосцем? Для упрощения будем считать, что это корабль, главной за­дачей которого является прием, обслуживание и запуск са­молетов. Чтобы проследить судьбу отдельных кораблей, я приведу рассказ о дальнейшей службе некоторых авианосцев, переоборудованных в корабли иных классов (команд­ные суда, транспорты самолетов, ремонтные суда). Я не упо­минаю американские «летучие авианосцы» — дирижабли «Акрон» и «Мейкон», баржи с аэростатами или гидроавиа­носцы, хотя некоторые из них могли запускать самолеты, но не имели возможности принимать их обратно на борт.

 

* * *

 

Я выражаю признательность многим людям и организа­циям за помощь, оказанную в подготовке данной книги.

НОРМАН ПОЛМАР

 

«Человек, который отважится писать исто­рию современных событий, должен ожидать критики и за то, что он сказал, и за то, чего он не сказал».

Вольтер в письме Бертену де Рошере