Северное море

 

С окончанием Дарданелльской операции центр тяжести боевой деятельности КМВС переместился со Средиземного моря в Северное. Теперь морская авиация вела бои с цеппе­линами над самой Англией и наносила удары по немецким позициям на континенте. Проводились многочисленные эк­сперименты с целью найти наиболее эффективный способ использования корабельных самолетов. 3 ноября 1915 года произошло замечательное событие. Лейтенант звена Г.Ф. Таулер поднял колесный «Бристоль-Скаут» с полетной палу­бы «Виндекса». Приспособлений для посадки обратно на палубу самолет не имел, однако он был оснащен поплавка­ми и мог совершить вынужденную посадку на воду как гид­росамолет.

В конце марта 1916 года «Виндекс» провел атаку против Хойсра и Тондерна на захваченном немцами побережье Северного моря. В атаке участвовали 5 гидросамолетов. Несмот­ря на штормовую погоду, все они сумели подняться в воз­дух, однако не нашли ангары цеппелинов. Рейд был сорван появлением звена немецких самолетов, высланных на поис­ки «Виндекса» и сопровождавших его кораблей. Затем при­шло известие, что главные силы немецкого флота выходят в море. Англичане немедленно вывели в море свой флот, что­бы принять бой, и немцы поспешно вернулись в порты.

Немецкая реакция на удары по базам цеппелинов под­сказала англичанам, как попытаться заманить Флот Откры­того Моря в ловушку. На сей раз гидроавианосцы «Виндекс» и «Энгедайн» с более чем скромным прикрытием вышли в море для набега на Тондерн. Соединение линейных крейсе­ров стояло в порту в готовности немедленно выйти в море, если немецкий флот попытается покинуть порты, чтобы унич­тожить гидроавианосцы. Рано утром 4 мая 1916 года «Вин­декс» и «Энгедайн» вышли в точку взлета самолетов. 11 ма­шин были спущены на воду, но сильное волнение помеша­ло им, и только 3 сумели взлететь. У остальных 8 либо просто оторвало пропеллер, либо залило магнето. Один из стартовавших самолетов врезался в антенну эсминца охранения и разбился. Другой из-за неполадок в моторе уже после нескольких минут полета был вынужден вернуться. Последний гидросамолет долетел до Тондерна, однако ангары цеппелинов были полностью скрыты утренним туманом.

Немецким флот не поддался на провокацию. Появился было 1 цеппелин, но на него обрушился зенитный огонь всех английских кораблей. Цеппелин повернул было назад, однако стрельба подводной лодки Е-11, старого приятеля морских летчиков, достигла цели, и дирижабль был сбит.

Впрочем, Королевскому Флоту не пришлось ждать слиш­ком долго, чтобы Флот Открытого Моря вышел в открытое море. В конце мая англичане заметили усиление немецкой активности в эфире, и Гранд Флит немедленно приготовил­ся к выходу. Гидроавианосец «Кампэниа» был придан глав­ным силам флота, а гидроавианосец «Энгедайн» должен был сопровождать линейные крейсера.

Гранд Флит базировался в Скапа-Флоу, у северных бере­гов Шотландии. Маленькая база гидросамолетов находилась на северном берегу бухты Скапа. Там обычно стояли гидро­авианосцы Гранд Флита, там накануне битвы стоял и «Кам­пэниа». Якорная стоянка линейных сил располагалась у южного берега бухты. Поэтому, когда был дан сигнал выхо­дить, на «Кампании» его просто не заметили. В 1.45 гидро­авианосец наконец выбрался в море, но уже слишком по­здно, чтобы догнать свои линкоры. Гидроавианосец «Кампэниа» всегда был несчастливым кораблем, и он затонул после столкновения с линейным крейсером «Глориес» за несколь­ко дней до перемирия в 1918 году.

«Энгедайн» вышел в море вместе с линейными крейсе­рами с якорной стоянки этого соединения возле острова Мэй на восточном побережье Шотландии. В полдень 31 мая адми­рал Битти приказал «Энгедайну» поднять самолет, чтобы проверить, что за дымы видны вдалеке. Приказ пришел в 14.45, и через полчаса Шорт-184 находился в воздухе. (Для этого экипажу «Энгедайна» следовало выкатить самолет из ангара, расправить его крылья, запустить мотор и спустить машину на воду.) Лейтенант звена Ф.Дж. Ратленд и его на­блюдатель Дж.Г. Тревин полетели в указанном направлении и обнаружили несколько немецких легких крейсеров и эс­минцев. Ратленд передал по радио 3 донесения и продолжал преследовать немецкие корабли, пока в 15.47 разрыв трубки бензопровода не заставил его сесть на воду. Пилот сумел ис­править неполадку и вернулся на свой корабль. Однако ко­мандир соединения не потребовал провести дополнитель­ную разведку. Отчасти причиной этого была большая задер­жка при передаче информации с «Энгедайна» на флагман Битти линейный крейсер «Лайон».

Это был первый случай, когда самолет держал связь по радио с кораблем во время боя. К несчастью, Ратленду силь­но помешали низкие тучи, вынудившие его лететь на высоте всего 900 футов. Это резко ограничивало видимый горизонт. Неспособность «Энгедайна» быстро передавать донесения самолета и малая скорость гидроавианосца, которая не по­зволяла ему действовать совместно с линейными крейсера­ми, значительно снижали ценность базирующихся на ко­рабле самолетов.

Так закончилась «воздушная фаза» столкновения, которое позднее стало известно как Ютландская битва. Это был единственный бой линейных флотов за всю Первую Мировую войну. Обе стороны понесли некоторые потери, при этом потери англичан почти в 2 раза превосходили потери немцев. Интересно порассуждать, какое влияние могло бы иметь исполь­зование разведывательных самолетов на исход боя. Даже без «Кампании» 4 гидросамолета «Энгедайна», если бы их ис­пользовали должным образом, могли принести английскому флоту решительную победу — таково мнение историков. Но, в любом случае, Флот Открытого Моря, хотя и вернулся в свои порты, больше не рисковал выходить оттуда. Королевс­кий Флот был вынужден до конца войны держать Гранд Флит в постоянной готовности к новому столкновению. Это связы­вало корабли, утомляло людей, рос расход топлива. А ведь этот флот мог найти лучшее применение в других местах.

Однако участие Ратленда в бою не ограничилось единственным полетом. Когда завязалась битва, «Энгедайну» было приказано выйти из района артиллерийского боя, учитывая малую скорость и исключительную уязвимость корабля. Ве­чером 31 мая тяжело поврежденный броненосный крейсер «Уорриор» вышел из боя. «Энгедайн» взял подбитый крей­сер ни буксир. Однако за ночь положение «Уорриора» ухуд­шились, и к рассвету было принято решение оставить корабль. «Энгедайн» подошел к борту крейсера, чтобы снять 900 человек его экипажа. Когда последнего раненого переправляли на борт «Энгадайна», он соскользнул с носилок и упал в воду между кораблями. Командир «Уорриора» запре­тил добровольцам прыгать в воду, так как существовала опас­ность быть раздавленным между бортами. Но Ратленд сосколь­знул в воду по канату и поплыл к раненому. Он сумел доставить беднягу на борт гидроавианосца, но раненый от ран и шока скончался. Зато сам лейтенант звена Ратленд был на­гражден медалью Альберта 1-го класса за свою попытку спа­сти человека. Это была большая честь для летчика, так как он первым в Англии получил данную награду.